Действие. Понятие о психологических действиях и психотехнике

Действие. Понятие о психологических действиях и психотехнике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ)

Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ)

Социально-экономический факультет

Кафедра психологии

Психология действия

Выполнила:

магистрантка группы ПСХ-М14

Папакина О.В.

Проверила:

доцент кафедры психологии, к.п.н.

Гордиенко О.В.

г. Обнинск

Введение

1. Характеристика действий

2. Виды действия

3. Структура действия

Заключение

Список литературы

Введение

Человек по своей природе активен. Без активности, которая проявляется в деятельности, нельзя раскрыть: глубину ума и чувств, силу воображения и воли, способности и черт характера. Деятельность - очень сложное и многоаспектное явление. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Действия человека пpедметны, они реализуют социальные, физиологические и кyльтypные цели.

Деятельность связана с движениями, неважно, будут ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, при выполнении трудовой операции или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движения человека - это осуществление действия, направленного на разрешение определенной задачи. Характер или содержание задачи определяет движение. Наша задача в данной работе выделить основные характеристики действия, рассмотреть их виды, структуру, а также способы осуществления.

1. Характеристика действий

Понятие действия разрабатывали А. Бергсон и П. Жане. Оно играет ключевую роль в генетической психологии и физиологии активности. Работы К. Левина дали начало исследованиям мотивации человеческих действий. Исследуя движения в психологическом поле, он имел дело с действиями. Для разработки понятия действие большое значение имели работы Э. Толмена. Изучая поведение животных, он ввел понятия когнитивной карты - для обозначения пространственного опыта.

Исследования действия - важный компонент психологической теории деятельности, которую разрабатывали известные отечественные психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др. В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность - действие - операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей. Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как "науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности".

Рассмотрим определения:

Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае - это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие - это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Действие (англ. action, performance) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии А.А. Ухтомского действие есть прижизненно построенный функциональный орган, обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью. Как и другие функциональные органы индивида, действие есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель действия способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать действие до действия, что в сложных ситуациях полезно, т.к. минимизирует возможные ошибки. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна (Гегель). Действие может быть относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в более широкие структуры деятельности. Действие само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта. Действие эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии. Ч. Шеррингтон локализовал в действии элементы памяти и предвидения, А.В. Запорожец выделял в действии практическую и теоретическую части. С.Л. Рубинштейн рассматривал его в качестве исходной единицы, "клеточки", неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа. Действие обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т.ч. действий внутренних, т.е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы действия могут интериоризироваться в другие формы чувственно-предметного действия и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в "умное делание".

Действие может быть не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т.е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего действие, оно выступает в качестве цели, а для усвоившего его исполнение становится потребностью, мотивом. Т.о., "внутренняя картина", "внутренняя драматургия" действия постоянно обогащается, что является непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого потенциала.

2. Виды действия

Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.

По степени осознанности целей ("зачем я это делаю") и последствий ("к чему это может привести") действия делятся на импульсивные и волевые. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связно с аффективным переживанием. Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном в импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.

Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (психические, умственные). В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты действия и их функции

К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия.

Сенсорные действия - это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия - это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. .

Исследования советских психологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Действие - основная единица анализа деятельности и имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это сознательный образ желаемого результата. Можно сказать, что действие - это пpоцесс pешения задачи, включающий в себя процессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. Мотивы порождают действия. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву - смысл действия; форма переживания смысла действия - осознание его цели. Действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

По способу функционирования действия могут быть произвольными и преднамеренными. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

3. Структура действия

Структура действия чрезвычайно сложна.

Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента:

а) принятие решения (формирование или активацию программы);

б) реализацию;

в) контроль и коррекцию.

Микроструктурный и микродинамический анализ позволяет выделить в 1-м компоненте образ ситуации (оперативный образ), образ действия, интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых действиях. В компонентах реализации и контроля выделены сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, представляющих собой "кровеносную систему" целого действия, обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования и осуществления (Н.Д. Гордеева). Сложность структуры действия объясняет его неповторимость. Согласно Н.А. Бернштейну, упражнение - это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и смыслов возникшей двигательной задачи. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Таким образом, всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная.

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

4. Способы выполнения действия

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется.

Операция - это конкретный способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель. Способы различения действий и операций - осознаваемость и использование объективных поведенческих и физиологических индикаторов.

В зависимости от степени осознанности выделяют такие способы действия, как навыки и умения.

Навык - действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов. действие психология активность сознательный

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

Очень существенное значение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыков имеет вопрос об их взаимодействии. Он включает два вопроса - об интерференции и переносе. Интерференция - это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность. Перенос - распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения - возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Заключение

Подводя итоги, можно утверждать, что действие - это система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действия характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Вторая особенность действия - это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием.

Третья особенность - через понятие "действие" утверждается принцип активности.

Четвертая особенность - действия могут быть внешние привлеченные и внутренние умственные.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека. Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.

Список литературы

1. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека" М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.

2. Горбунова Н.Ю., Ножкина Т.В. Шпаргалка по психологии: Ответы на экзаменационные билеты. - М.: Аллель - 2000 - 64 с.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 4-е издание, исправленное. ОМЕГА-Л М., 2006 - 368 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 1975 - 304 с.

5. Маклаков А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.

7. Сеченов И.М., Избранные труды, М. 1935 - 390 с.

8. Столяренко Л.Д. "Основы психологии". Ростов-на-Дону: феникс, 2002 - 672 с.

9. Фугелова Т.А. Инженерная психология - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 291 с.

10. Хакер В. Инженерная психология и психология труда / В. Хакер. - М.: Машиностроение, 1985. 376 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с концепциями понимания сущности поступка как сознательного, нравственного и личностного действия человека. Характеристика основных принципов теории игр и деятельности Берна и поведенческого подхода к проблеме психологии искусства Скиннера.

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Эмоции и чувства, их значение и место в психике человека, функции и виды. Основные эмоциональные процессы и управление ими. Воля как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия, ее значение для деятельности личности.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Изучение памяти как психического процесса. Разработка методов измерения важных закономерностей процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Способы обработки запоминаемой информации, мнемические действия и операции, ментальные структуры.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Психология учебной деятельности как научное понятие. Ее общая структура: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Основные положения теории учебной деятельности, разрабатываемые в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Психологические основы формирования волевых процессов личности. Характеристика волевого действия, структурирование его отличий от произвольного действия, физиологические и мотивационные аспекты.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Понятия предпринимательской активности и деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Взаимосвязь высокой предпринимательской активности с высоким уровнем социального интеллекта, образованностью, материально-обеспеченной жизнью и самоконтролем.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие воли, структура волевого действия. Характеристика основных волевых качеств человека: целеустремленности, настойчивости, инициативности и решительности. Проявление смелости, храбрости, стойкости и мужества. Значение самообладания в жизни.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Движения, действия, деятельность. Принцип единства сознания и деятельности. Двигательные способности у людей. Импульсивные и волевые действия. Игра, учение и труд как основные виды деятельности. Анализ психологической структуры деятельности личности.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Характеристика сенсорного восприятия продуктов как комплексного психофизиологического процесса. Этапы действия раздражителей на периферические рецепторы, обработка информации в сознании человека. Уровни отражения объективной действительности в психологии.

Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение.

Ведь работа педагога-психолога заключается в том, чтобы слушать, слышать, понимать…

Право на детство – одно из самых охраняемых прав не только в России, но и во всем остальном мире, соблюдение которого призваны оберегать как органы правопорядка, так и представители социальных структур. В данном случае речь идет о детском педагоге-психологе, без работы которого сегодня немыслимо ни одно из расследований преступлений «против детства», .

В этой статье мы расскажем о значимости, целях и смысле работы педагога-психолога на следственных действиях с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, а также опишем в деталях процесс взаимодействия специалиста с ребенком, родителем и следователем.

На всех этапах следственных действий важно уделять внимание обеспечению интересов ребенка. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав несовершеннолетнего с 1 января 2015 года в статью 191 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля) были внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-Ф3.

«1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

Таким образом, участие педагога-психолога в следственных действиях (на допросах, опросах, опознаниях, очных ставках, опросах на месте, в судах) обусловлено законом Российской Федерации.

«Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист.

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (УПК РФ, ст.58), для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования.

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК.

Специалист вправе:

  1. отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  2. задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
  3. знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  4. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации» .

Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего.

Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции:
Организация времени и безопасного пространства.

В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка.

Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Обеспечение связи между участниками допроса.

Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения.

Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий.

В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса.

Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день.

Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям:

Психологическая работа со следователем.

Следователь является лицом, которое руководит процессом следственного действия. Контакт со следователем очень важен для того, чтобы следственные действия прошли эффективно и с наименьшей «нагрузкой» на ребенка. Поэтому, перед началом допроса, психологу необходимо, установить контакт со следователем, прояснить цель и план его работы с несовершеннолетним, уточнить, имеются ли у следователя как-либо трудности в общении с ребенком. При необходимости, специалист может переформулировать вопросы следователя, задаваемые ребенку, в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопрос. Или помочь следователю и ребенку в назывании интимных подробностей, это касается допросов, где несовершеннолетние пострадали от сексуального насилия или иных действий сексуального характера.
Психологическая работа с родителями (законными представителями), присутствующими на следственных действиях.

Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение.

Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними.

Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках.

Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно:

Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо.

Заинтересованная беседа . После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать.

Подготовительный этап. Знание о том, что будет происходить на допросе, может несколько снизить тревогу несовершеннолетнего. Поэтому подготовку к следственному действию можно начать с вопроса: «Ты знаешь, почему ты здесь находишься?». Если ребенок не знает или не понимает, для чего его пригласили, то нужно объяснить, что будет происходить на допросе, и о чем его будут спрашивать. Если ребенок знает, что ему предстоит рассказать о неприятных событиях, то необходимо поддержать его, постараться снизить его тревогу и объяснить, что его показания, возможно, помогут наказать преступника.

В том случае, если тревога ребенка велика, то необходимо отразить его состояние, например: «Ты стесняешься…», «Ты переживаешь…», затем поддержать, сказав ему: «Я вижу, что ты волнуешься, тебе тяжело, но вместе мы постараемся справиться». Если специалисту удалось установить доверительный контакт, и подготовить несовершеннолетнего к следственным действиям, то, чаще всего, дети сами начинают рассказывать о случившемся, а также говорить педагогу-психологу о своем самочувствии и трудностях, которые могли у них возникнуть при рассказе. Случается, что ребенок не может подобрать подходящие слова для ответа на вопрос, тогда психолог может ему помочь.

После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу.

Пример мотивационной беседы, состоявшейся между психологом и потерпевшим .

Беседа проходила перед допросом несовершеннолетнего в кабинете следователя. Имена участников беседы изменены.

В допросе участвовал мальчик «Сережа», 7 лет, в качестве законного представителя выступал его отец «Борис Иванович», а также педагог-психолог «Светлана Павловна».

Описание случая:

Сережа неоднократно подвергался развратным действием со стороны соседа по коммунальной квартире. Мама мальчика, застав их соседа в своей комнате, и выяснив у мальчика подробности произошедшего, обратилась в полицию.

На момент вызова педагога-психолога в следственный отдел, Сережа и его папа уже давно ожидали начала следственного действия. Следователь ввел психолога в курс дела, пояснив, что мальчик готов дать показания, но очень переживает, что не может рассказать на камеру интимные подробности случившегося, т.к. ему очень стыдно и страшно. Папа мальчика сам предложил психологу поговорить с Сережей наедине, предположив, что тот стесняется отца. Допрос несовершеннолетнего под видео никак не начинался по техническим причинам. Поэтому у психолога было достаточно времени для общения с ребенком:

Психолог: Здравствуй. Меня зовут Светлана Павловна и я психолог. Я буду участвовать с тобой в допросе. И буду тебе помогать, и поддерживать тебя, если это тебе потребуется. А как тебя зовут?

Сережа: Сережа.

Психолог: Ты давно уже здесь?

Сережа: С самого утра.

Психолог: Ты, наверное, устал?

Сережа: Очень устал.

Психолог: Как ты себя чувствуешь?

Сережа: Нормально.

Психолог: Если ты захочешь порисовать, то здесь есть цветные карандаши и бумага.

Сережа: Угу. Я потом.

Психолог: Сережа, ты знаешь, зачем ты здесь?

Сережа: Да.

Психолог: Хорошо. Сейчас следователь будет задавать тебе вопросы, возможно, что некоторые из них тебе будут неприятны, но нам очень важно, чтобы ты ответил на них очень подробно. Если ты не поймешь вопроса, то можешь сказать об этом нам, и мы сформулируем его по-другому. Если во время допроса ты почувствуешь себя плохо, то также скажи об этом, и мы сможем сделать перерыв.

Сережа: Хорошо.

Психолог: Сережа, я вижу, что ты играешь с бумагой, а что ты делаешь?

Сережа: Просто держу в руках.

Психолог: Тебе так спокойнее?

Сережа: Да.

Психолог: А что тебя беспокоит прямо сейчас?

Сережа: Я боюсь.

Психолог: Боишься? Чего ты боишься?

Сережа: Я боюсь говорить…на камеру боюсь говорить…

Психолог: Ты боишься все рассказать на камеру?

Сережа: Нет, рассказывать на камеру не боюсь... не могу… не знаю, как сказать… что делал дядя Коля…

Психолог: Ты боишься назвать действия, которые делал дядя Коля?

Сережа: Да (опустил голову).

Психолог: Тебе неприятно вспоминать об этом?

Сережа: Да.

Психолог: Тебе сейчас стыдно?

Сережа: Да.

Психолог: Сережа, я хочу, чтобы ты знал, что в том, что с тобой произошло, нет твоей вины, и мы, все кто сейчас находится рядом с тобой, полностью на твоей стороне. Я понимаю, что тебе сейчас стыдно и страшно, но я постараюсь помочь тебе. Давай вместе попробуем придумать способ, как можно рассказать следователю о случившемся с тобой?

Сережа: Давайте.

Психолог: Смотри, у нас есть карандаши и бумага. Может, тебе было бы удобнее нарисовать то, что делал дядя Коля?

Сережа взял бумагу и карандаши, начал что-то рисовать.

Психолог: А еще ты можешь своими словами описывать то, что с тобой произошло. И называть все части тела так, как ты знаешь или как тебе удобно. Ты можешь даже использовать слова, которые тебе кажутся неприличными.

Сережа молча, что-то рисует.

Допрос все не начинается и психолог, сидя неподалеку от рисующего мальчика, не отвлекает его разговорами. Через какое-то время, мальчик поднимает голову и откладывает в сторону лист бумаги.

Сережа: Я знаю, как сказать мне трудные слова.

Психолог: И как же?

Сережа: Я закрою глаза и заткну уши. Вот так (затыкает уши указательными пальцами). И все скажу. Быстро.

Психолог: Сережа, какой ты молодец. Ты смог найти выход из трудной для тебя ситуации. Тебе было нелегко. Но ты справился. Преодолел страх и стыд и придумал такое хорошее решение.

Таким образом, затянувшееся ожидание перед допросом, дало психологу возможность для установления контакта и неторопливой беседы с ребенком, позволила мальчику и остальным участникам следственного действия успешно завершить допрос.

Поддержка в ходе следственного действия . В процессе всего следственного действия важно поддерживать несовершеннолетнего, проявлять терпение и понимание. В ходе допроса необходимо продолжать отражать чувства несовершеннолетнего, отслеживать его эмоциональное состояние, поддерживать и хвалить его: «Ты молодец», «Тебе было тяжело, но ты справился», «У тебя все получается» и т.п. Необходимо поощрять рассказ ребенка, т.к. он может замолчать и закрыться. В случае если ребенок пострадал от жестокого обращения или сексуального насилия важно сказать несовершеннолетнему: «В том, что произошло, нет твоей вины…», «На тот момент ты сделал все, что от тебя зависело…».

Таким образом, педагог-психолог на следственных действиях может являться опорой и поддержкой для несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, но главное для специалиста это предотвращение у несовершеннолетнего вторичной травматизации, которая может возникнуть в ходе следственных действий.

«Созданные комфортные и отвечающие потребностям несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля условия во время проведения следственных действий в сочетании с адекватной возрасту и уровню развития ребенка тактикой допроса, способствуют, с одной стороны, снижению рисков повторной травматизации ребенка в процессе работы, а с другой - повышению эффективности следственных действий (чем ниже уровень эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, тем выше вероятность того, что ребенок в процессе допроса даст четкие и адекватные показания)» .

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014. - 66 с.
  2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. - 384 с.
  3. Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. На примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит». Методические материалы / под ред. М.П. Рябко, Е.В. Копосовой. – 2-е. изд., испр. и доп. – СПб.: СПб ГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.- 172 с.
  4. Психолог – помощник следователя. Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера; Психологическая реабилитация потерпевших несовершеннолетних и членов их семей (методическое пособие). – СПб.: Изд-во «Лема», 2015. - 150 с.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) http://www.base.consultant.ru/cons. (дата обращения 06.03.2016)
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российский Федерации (УК РФ) от 18.12.2001 № 174-Ф3 http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 06.03.2016)

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.



11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

Разберем традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:

1. Не навреди! Или принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

5. Принимай человека таким, каков он есть. Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: “Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как “безусловное позитивное принятие”, следует иметь в виду, что она относится к чувствам “клиента” и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта»6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.

8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом,не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.

10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.

11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог “еще не договорил” и тогда, когда клиент хочет сказать “какую-то глупость”...

12. Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

13. Принцип безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

14. Принцип предупреждения неправильных действий заказчика.Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

15. Принцип сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

16. Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии.

17. Принцип обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

18. Принцип адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

19. Принцип научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

20. Принцип взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

21. Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

22. Принцип контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

23. Принцип корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом

24. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: “Главное средство работы психолога - это его собственная личность”. Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве “средства”. В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.

Таким образом этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

ДЕЙСТВИЕ (в психологии)

(англ. action , performance ) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии А . А . Ухтомского Д. есть прижизненно построенный , обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью. Как и др. функциональные органы индивида, Д. есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель Д. способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать Д. до Д., что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные ошибки. Формированию Д. предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа Д., которые должны быть в ней выполнены. При осуществлении Д. происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция Д. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения , являющегося строительным материалом Д., - это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты Мёбиуса, переходящие одна в др. В осуществлении Д. участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки Д. по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим Д.

Д., как и , есть истинное бытие человека, в нем действительна (Гегель). Д. м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности . Д. само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта. Построить Д. не проще, чем построить предмет. Чувственно-предметное Д. - это кентаврическое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю форму ( , образ ситуации и образ действия, ). Д. эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии . Ч. Шеррингтон локализовал в Д. элементы памяти и предвидения, А . В . Запорожец выделял в Д. практическую и теоретическую части. С . Л . Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы, «клеточки», неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа. Д. обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. Д. внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы Д. могут интериоризироваться в др. формы чувственно-предметного Д. и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в «умное делание».

Д. м. б. не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего Д., оно выступает в качестве цели, а для усвоившего Д. его исполнение становится потребностью , мотивом . Т. о., «внутренняя картина», «внутренняя драматургия» Д. постоянно обогащается, что является непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого потенциала.

Структура Д. чрезвычайно сложна. Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента: а) (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и коррекцию. Микроструктурный и микродинамический анализ позволил выделить в 1-м компоненте образ ситуации ( ), Д., интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых Д. В компонентах реализации и контроля выделены сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, представляющих собой «кровеносную систему» целого Д., обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования и осуществления (Н. Д. Гордеева). Сложность структуры Д. объясняет его неповторимость. Согласно Н . А . Бернштейну , упражнение - это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и смыслов возникшей двигательной задачи .

На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое, механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч. речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые, учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. , и произвольные , , . (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ДЕЙСТВИЕ (в психологии)" в других словарях:

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …

    ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - см. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ - см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия

    Система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на… … Большая психологическая энциклопедия

    Основные структурные единицы процесса восприятия. Обеспечивают сознательное выделение некоего аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование информации, сенсорной, приводящее к построению образа, адекватного миру предметному и… … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - простейшая единица соц. деятельности; понятие, введенное в научн. оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под другими понимаются как… … Российская социологическая энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ - в психологии, произвольный, преднамеренный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отеч. психологии представление о Д. как специфич. единице деятельности введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Ле… … Российская педагогическая энциклопедия

    Действие социальное - способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см.: Маркс К Энгельс Ф.// Соч. 2 е изд. Т. 27. С. 410); акция (акт, поступок и т. п.),… … Социологический справочник

    Действие - (старославянск. « «деи» деятель; например, «злодей») 1. реальное осуществление функции, протекание некоего процесса (в отличие от движения); 2. результат этого осуществления или процесса. * * * (в психологии) каждый относительно законченный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Действие - произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Д. включает … Педагогический терминологический словарь