Трудовая деятельность. Роль труда в становлении человека и общества

Трудовая деятельность. Роль труда в становлении человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Впервые на роль труда как решающего фактора в историческом становлении человека указал Ф. Энгельс. В самом деле, все, что отличает человека от человекообразных обезьян, прямо или косвенно связано с трудовой деятельностью человека, с применением орудий труда. Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей. Вся история человеческого общества свидетельствует о том, что она подчинена социально-экономическим законам, т. е. законам становления и развития производительных сил общества и его производственных отношений.

Таким образом, труд, по словам Ф. Энгельса, - «…первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии полностью подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На всем пути палеонтологической летописи человека остаткам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности. Изменение внешнего облика наших предков от обезьяноподобного к человекоподобному идет параллельно с изменением орудий труда от более примитивных к более совершенным.

Животными предками человека была группа обезьян со стадным образом жизни, вынужденных часто спускаться с деревьев на землю в поисках пищи. Передвижение по земле стаж) предпосылкой к развитию у них прямохождения. Передние конечности, освободившиеся от функции передвижения, стали разносторонне использоваться при добывании пищи. Сначала изредка, а затем все более регулярно в будущих руках этих животных оказывались то камень, то палка, при помощи которых легче было добывать пищу. Но все это еще были действия, не выходящие за пределы чисто животного поведения.

Переломным моментом оказался следующий шаг - когда вместо случайно подобранной палки или камня в ход пошли заранее приготовленные палка или камень. Началось изготовление орудий труда - и здесь прошел рубеж между обезьяной и человеком. Прогресс в изготовлении орудий труда сопровождался двумя важнейшими изменениями в самом человеке: развитием руки и его мозга. Это помогло человеку овладеть искусством использования огня. Огонь согревал первобытного человека, оберегал его от крупных хищников, делал его пищу более переваримой. Особенно велико было значение огня при расселении первобытного человека: огонь позволял ему осваивать ранее недоступные районы с холодным климатом.

Общение людей во время совместной охоты и изготовления орудий труда на основе усиленного развития нервной системы привело к возникновению членораздельной речи. А это в свою очередь привело к усложнению трудовой деятельности. Мыслительная способность людей развивалась, конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия.

Так на протяжении многих тысячелетий в процессе трудовой деятельности изменялся и сам человек, возникали новые взаимоотношения людей через первоначальное разделение труда между ними.

По определению А.Маршалла, труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

      сырьевые материалы;

      средства труда;

      затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

      Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

      Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

      Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Рис.1 Изменение характера труда в человеческой истории

Выделяют следующие функции труда :

1. участие наряду с другими факторами производства в производстве благ, направленных на удовлетворение потребности человека;

2. формирование общественного богатства и развития общества (также наряду с другими факторами производства);

3. развитие всего человеческого сообщества, науки и культуры, общественного прогресса;

4. формирование человека;

5. способ самовыражения личности;

6. обеспечение безопасности жизни человека и общества, окружающей среды, сохранение природы, социальной среды.

2. РЕСУРСЫ ДЛЯ ТРУДА. РЫНОК ТРУДА. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Среди этих рынков свое место занимает и рынок труда.

Теория рынка труда рассматривает поведение людей: работодателей и тех, кто ищет наемную работу, - которое определяет систему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной политики, совокупность предпочтений и др.

Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками

К функциям рынка труда относятся:

      Социальная функция

      Экономическая функция

      Размещающая функция

      Селективная функция

      Стимулирующая функция

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Труд это особая система состоящая из трех компонентов: Предметы труда это вещество природы вещь или комплекс вещей на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта то они называются основными материалами а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства то вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле...

Трудовая деятельность – общеполезная деятельность, создающая взаимную связь людей в процессе преобразования веществ и сил природы в общественные богатства.

Труд - это особая система, состоящая из трех компонентов:

1) Предметы труда - это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основ-ному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т.д. 2) Средства труда - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

3) Субъекты труда - люди преобразующие в процессе предметы труда в продукты с помощью средств труда.

Основные компоненты труда:

1. Альфа-труд строго регламентированный труд по заданной технологии. В процесс труда, не вносится ни каких инноваций, новшеств.

2. Бета-труд – увеличение конечного продукта за счет постоянных разработок, инноваций и т.д.

3. Гамма-труд компонента высшего порядка – творческий подход.

Производительность труда (альфа): численность персонала на рабочем месте, продолжительность рабочего времени.

С точки зрения бета- и гамма-труда – внедрение инноваций и т.д.

Функции труда:

1) Экономическая – воспроизводство жизнедеятельности человека;

2) Социальная – воспроизводство обстоятельств социальной жизни (Семья, круг общения, общественное положение, мотивы поведения).

Экономика труда – часть общей экономической теории, имеющая важное значение для практической деятельности по управлению производством, так как включает в себя общие принципы организации труда персонала, раскрывает проблемные вопросы производительности и нормирования труда, механизма формирования зарплаты и т.д.

Социология труда - раскрывает сложные отношения социального партнерства, возникающие в процессе производства и отношения между группами и категориями персонала: мотивы, поведение, конфликтные ситуации, ценностные ориентации и т.д.

Экономика и социология труда рассматривает социальную сторону производства, экономика труда с точки зрения стоимостной формы, социология труда с точки зрения поведенческой формы.

Что объединяет экономику труда и социологию труда:

1. Общие объект исследования – трудовая деятельность

2. Общие проблемы

3. Предмет экономики и социологии труда – ценностные ориентации, интересы, потребности, поведение индивидов и социальных групп и в условиях рыночной конъюнктуры, все это позволяет формировать отношение к труду и трудовое поведение, что в целом влияет на производительность труда.

Классификация труда по различным признакам:

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1) стационарный и передвижной труд;

2) легкий, средней тяжести и тяжелый труд;

3) свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

2) труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

3) добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Роль труда в развитии человека и общества

Труд влияет:

1. На развитие физических и умственных способностей, пополнение духовной составляющей человека

2. Производство материальных благ и услуг

3. Удовлетворение материальных и духовных потребностей

4. Развитие научно-технического прогресса – качественное изменение потребности – это влияет на первичные потребности

5 .Воспроизводство жизнедеятельности человека

6. Повышение производительности труда

Основными социальными свойствами труда являются:

1) осознанность действий, так как прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, то есть мысленно представляет результат труда;

2) целесообразность действий, то есть человек знает каким образом надо производить блага, и при этом какие необходимо использовать ресурсы и технологию;

3) результативность действий проявляется не просто в результате, а в общественно-полезном результате;

4) общественная полезность действий характеризуется и кооперацией труда, и средством удовлетворения не только личных, но и общественных потребностей;

5) энергозатратность действий, то есть расходование человеческой энергии при осуществлении трудовой деятельности.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Содержание труда характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства и используется в основном при характеристике индивидуального труда, конкретного рабочего места и специальности или профессиональной группы. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек.

Характер же труда отражает, прежде всего, способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности, т. е. социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенной ступени развития.

Характер труда обусловливает цели общественного производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между различными классами и слоями общества.

Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают разное социальное воздействие на работников.

Следует различать труд индивида, индивидуальный труд, и совокупный труд общества, общественный труд.

Общественный труд представляет собой целесообразную деятельность людей, взаимосвязанных между собой разделением, обменом, специализацией и кооперацией труда, направленную на создание материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения полезных человеку и обществу потребностей.

Материально-вещественная сторона труда отражает отношение человека к природе, характеризует его как элемент производительных сил. Изменения в материально-вещественной стороне связаны с изменениями в предметах труда, орудиях труда, организации и условиях труда, квалификации работников.

Социально-экономическую сторону труда выражают отношения людей по поводу создания вещей, формирования и развития работника. Кардинальные изменения в социально-экономических отношениях приводят к изменению классовой структуры общества.

Структура современного, общественного труда в рыночной экономике состоит из следующих элементов:

1) вещественные элементы производства (предметы труда и орудия труда, находящиеся в частной, корпоративной и государственной собственности);

2) личные элементы производства, производительных сил (человеческий фактор). Это, прежде всего знания, опыт, навыки;

3) цель труда, вытекающая из самой сути труда (выполнение конкретных видов работы, получение за это вознаграждения в виде заработной платы, получение прибыли, возрастание дохода, реализация предпринимательских способностей и др.);

4) связь между вещественными и личными элементами. Конкретной формой взаимосвязи работников (собственников личных элементов) и предпринимателей (собственников вещественных элементов) выступает заработная плата и прибыль.

5) способы организации труда, зависящие от цели производства, способа связи вещественных и личных элементов, разделения труда и конкуренции;

6) отношение к труду. Для части населения труд вообще не представляет ценности, не является важным делом. Для большей же части людей труд - основное занятие в жизни. Среди этой категории отношение к труду двойственное. Конкретные виды труда могут приносить удовлетворение (или неудовлетворенность) его содержанием и общественной значимостью. Отношение к труду как к источнику существования носит противоречивый характер, связано с противоборством наемных работников и работодателей за увеличение своей доли в доходе.

Изменения в структуре общественного труда отражаются на структуре занятости населения по секторам экономики, отраслям, предприятиям и внутри них.

Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил:

1) труд как способ и мера удовлетворения человеческих потребностей;

2) труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса;

3) труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62068. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Вода - основа жизни 28.84 KB
Вода основа жизни. Напитки изготовленные на основе воды; компот кисель морс вода кипяченая минеральная газированная. Что в гору не вкатишь В решете не унесешь Так что это такое Правильно вода.
62070. Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты 37.78 KB
Материалы и оборудование: рабочая тетрадь компьютер образцы древесины Дидактическое обеспечение: Учебник Технология 5 класс презентация. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины.
62071. Блины. Блинчики. Оладьи 57.39 KB
Цель: ознакомить учащихся с понятием мука ценностью муки видами теста с технологией приготовления теста с технологией приготовления изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи сформировать практические умения по приготовлению изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи.
62072. Урок Великой войны 14.8 KB
В годы Великой Отечественной войны лента шла вместе с орденом Славы. Сейчас же она выступает как символ памяти и чести Памяти о тех кто с доблестью и честью воевал и кто поистине ковал победу в годы войны. Надеюсь вы не только сами запомнили что Иван Кожедуб был первоклассным летчиком в годы войны а Мария Октябрьская на свои деньги построила Танк и воевала с фашистами.
62073. Розбирання і збирання газорозподільного механізму 12.65 KB
Мета: Сформувати в учнів знання та вміння по розбиранню і збиранню газорозподільного механізма а також виховувати в них дбайливе ставлення до інструментів. Розвинути в учнів уміння аналізувати та зіставляти. б Перевірка знань і умінь учнів: Призначення газорозподільного механізма...

Предмет экономики труда : исследование закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует напредметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия напредметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуютсяпродукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда - явление сложное, многоаспектное.

Основными формами проявления труда являются :

    Затраты человеческой энергии. Этопсихофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Этоорганизационно-технологический аспект трудовой деятельности . Он определяется:

    уровнем технической оснащенности труда,

    степенью его механизации и автоматизации,

    совершенством технологии,

    организацией рабочего места,

    квалификацией работника,

    его опытом,

    применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню. 3.Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяеторганизационно-экономическую сторону трудовой деятельности . Она зависит от:

    уровня разделения и кооперации труда,

    от форм организации труда - индивидуальной или коллективной,

    от численности работающих,

    от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом,следствием трудовой деятельности становится ,с одной стороны , насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями,с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Этоэкономическая роль труда .Социальная роль труда проявляется через развитие и совершенствование производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг.Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.