Тест Айзенка (темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия). Проанализируйте приведенные примеры

Тест Айзенка (темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия). Проанализируйте приведенные примеры
Тест Айзенка (темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия). Проанализируйте приведенные примеры

» Типология личности по Айзенку

Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997).
Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм

Ганс Айзенк (Hans Eysenck) - британский психолог немецкого происхождения. Он разработал и экспериментально исследовал описательную теорию личностных черт, теорию обусловленности этих черт, продемонстрировал важность генетических факторов в развитии личности.

Ганс Айзенк, 1970-е годы

Также Айзенк:

  • создал широкий спектр исследований по генетическим основам эмоциональности;
  • разработал модель IQ (коэффициент интеллекта), который зависит от скорости, ошибок и продолжительности умственных действий индивида;
  • предложил и проверил двухфакторную модель структуры социальных способностей;
  • способствовал развитию клинической психологии в Британии;
  • сыграл значительную роль в возникновении и становлении бихевиоральной терапии;
  • основал и издавал «Журная бихевиоральных исследований и терапии».

Определяя структуру человеческой личности, Айзенк прежде всего использует понятия экстраверсии и интроверсии. В подборе этих личностных черт он идет уже проторенным путем (Лазурский, Юнг, Кречмер и др.)

Экстраверты проявляют себя в таких чертах, как аффективность (стремление выразить эмоции внешним образом), бодрость, веселость, удовлетворение, юмор, социабельность, сострадание, неразвитость самосознания, высокая двигательная активность, низкая настойчивость, порог сдерживания, медленное улавливание.

Качества интроверта определяются как диаметрально противоположные. Однако в исследованиях настойчивости не было найдено корреляций относительно экстраверсии или интроверсии.

Айзенк также высказал мнение, что экстраверты обнаруживают типичную жесткость в противовес мягкости интровертов. Имеющие жесткие установки относительно других, они склонны применять принуждение, осуществлять телесные наказания, стерилизацию, умерщвлять в случаях неизлечимой болезни и тому подобное.

Интроверты же выступают за отмену двойного стандарта морали, смертной казни, провозглашают пацифизм и т.д.

Склонность к жесткости или мягкости, по мнению Айзенка, не зависит от возраста или воспитания. Правда, он предполагает определенные корреляции с полом, отмечая, что женщины мягче, чем мужчины. В сфере политики, общественной жизни выступают соответственно такие противоположности, как авторитарность и демократия. Впрочем сопоставления радикализма и консерватизма не подпадает под исходную противоположность экстраверсии и интроверсии.

Кратко о теории личности Айзенка

Ганс Айзенк (1916-1997) - британско-немецкий психолог, который исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями в реакции мозга на эмоциональные раздражители. Выделил 3 основных личностных измерения:

Интроверсия - экстраверсия:

Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде.

Эмоциональная стабильность - нейротизм:

Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение.

Психотизм:

Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других.
- Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим.

Используя первые два измерения, Айзенк описал 4 основных типа личности:

Холерик;
- меланходик;
- флегматик;
- сангвиник.

Пытаясь найти естественную основу для типологии личности, Айзенк указывает на наследственные черты. Так, баланс возбуждения и торможения имеет генетические корни и определяет характер активности коры мозговых полушарий. Экстраверт быстро создает торможение, однако освобождается от него медленно. Интровертам свойственна противоположная особенность.

Поскольку мозговая кора контролирует сознание, экстраверты тормозят сознательные суждения и по сравнению с интровертами действуют менее осознанно относительно своих соображений. Айзенк также отмечал, что экстраверты более спонтанны в своем поведении, а интроверты - более сдержанны. Схематично это изображается так:

Интроверты: кортикальное возбуждение -> поведенческое торможение

Экстраверты: кортикальное торможение -> поведенческая спонтанность

Уже в начале изложения Айзенком типологии личности становится понятным его серьезный методологический просчет: им на одну плоскость ставятся феномены биологические, физиологические, логические, психологические, социальные, идеологические и т. д.

Главная психологическая проблема заключается в том, что индивид не может быть жестко определен как интроверт или экстраверт. Это является лишь моментами активности человека.

Айзенк использует достижения бихевиорального направления, включая Павловское учение и новейшие на то время открытия в физиологии, связанные со свойствами ретикулярной формации. Поэтому он сразу определяет, что центром, который управляет процессами торможения и возбуждения коры, является именно ретикулярная формация.

Эксперимент, в котором исследовались отношения «возбуждение - торможение» по шкале «экстраверсия - интроверсия», охватывал 90 испытуемых. Было отобрано по 10% наиболее интровертированных и экстравертированных. Они должны были выполнить действие, требующее определенной выдержки: стучать металлической палочкой по металлической плитке. Спустя минуту после начала эксперимента число испытуемых, добровольно оставшиеся, было таким: из интровертов - 1, из экстравертов - 18.

Торможение, которое оказалось в такого рода опытах, Айзенк назвал реактивным торможением позаимствовав этот термин из теории обучения К. Галла. Такой вид торможения не имеет обусловленной природы и не связывается со специфическим стимулом. Если индивид был стимулирован длительное время, кортикальное (реактивное) возбуждения росло. Поэтому экстраверты воспринимали очертания стимула менее остро, чем интроверты. Это приводит к определенным выводам, в частности к установлению факта, что экстраверты переживают «стимульный голод» более остро, чем интроверты. Экстраверты находятся в постоянном ожидании еды, питья, копуляции, больше курят и рискуют. Психопаты, одинокие матери и заключенные получаются, как правило, из экстравертов.

Достаточно абстрактно характеризует Айзенк противопоставление «нейротизм - эмоциональная стабильность». Он отождествляет толкуемый ним феномен эмоциональной стабильности с тем, который был описан Уэббом в 1915 году.

Уэбб предложил следующие факторы: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности.

Но здесь он не усмотрел того, что свобода может быть различной: самоконтроль есть у каждого человека, однако различного характера. Доверчивость - черта нравственная по своему содержанию - поднимается над таким фактором анализа, как эмоциональная стабильность, и включает в себя все методологические недостатки по отношению телесного, душевного и духовного, о которых уже было упомянуто. И уж совсем непонятно, каким образом недостаток эмоциональности определяет эмоциональную стабильность.

Устанавливая два факторных полюса - эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность, подбирая характерологически-личностные черты этого противопоставления, Айзенк снова попадает в плен своей методологии. Эмоциональную стабильность он связывает со сдержанностью, объективностью, сотрудничеством, мужеством, нехваткой интроспекции, а эмоциональную нестабильность - с нервозностью, сверхкритичностью, повышенной чувствительностью, женственностью, склонностью к интроспекции.

Дополнительный ряд определений невротика Айзенк связывает со страхом, истерией, низкой энергетикой, плохими достижениями в работе, семейным расстройством, невротичностью раннего детства, неудовлетворенностью раннего возраста, неконгениальним окружением, реактивной депрессией, склонностью к самоубийству, чувством вины.

В этом Айзенк видит врожденный характер нейротизма, а его биологические корни ищет в автономной нервной системе. Невротические симптомы - это не адаптивно обусловленные автономные ответы. А клинические неврозы есть не что иное, как проявление этих ответов. Айзенк утверждает, что повторное обусловливание имеет относительно невроза лечебное действие.

В работах 1964-1965 годов Айзенк, подытоживая свои исследования, предлагает четыре типа личности (которые на самом деле являются типами темперамента), связывая их с противопоставлениями «экстраверт - интроверт», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Его схема выглядит следующим образом:

Холерик - экстраверт, невротик.

Меланхолик - интроверт, невротик.

Флегматик - интроверт, эмоциональная нестабильность.

Сангвиник - экстраверт, эмоциональная стабильность.

Поведенческую, характерологическую типологию Айзенк выражает так:

Аналогично он предлагает схему-отношение нейротизма и эмоциональной стабильности:

интроверт
ригидный
|
контролируемый
боязливый надежный
печальный уравновешенный
уязвимый спокойный
беспокойный предприимчивый
агрессивный беззаботный
раздраженный бодрый
экстраверт

При этом Айзенк отмечает, что надежность более свойственна эмоциональной стабильности, чем интроверсии, агрессия более характерна для нейротизма, чем для экстраверсии. Однако ни одного человека нельзя рассматривать как принадлежащего исключительно к одному измерению. И тут подошел бы образ веревки и подпорок для вывешивания белья, который был предложен Шелдоном .

Рассматривая психотизм, Айзенк подтверждает существование континуума между «нормой» и экстремальным психотизмом, что было отрицанием противопоставления «циклотимия - шизотимия». Он выделяет также определенные характеристики психотизма, среди которых - социальная отдаленность, пребывание в плену иллюзий, заторможенность, подозрительность, двигательное беспокойство, галлюционирование, извращения, мыслительная и мнемоническая сверхактивность, раздражительность, мания, истерия, эндогенная депрессия, самоубийство, чувство вины. Нейротизм, экстраверсия и психотизм были обнаружены им среди студенческой молодежи, а также работающего населения.

Две популярные книги Айзенка о тестах исследования умственных способностей вышли в 1962 и 1964 годах. Он устанавливает отрицательную корреляцию между интеллектом и нейротизмом. Также он отмечает изменения в корреляции между интеллектом и экстраверсией, возникающих с возрастом. Впрочем выяснения корреляции в качестве главной цели исследования можно сравнить с тем случаем, когда художник показывает краски и требует от людей увидеть в них образ будущего шедевра.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 200 3

Мир состоит из откровений для тех, кто смог его открыть.

А. Тюрин

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими. Он является ещё одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Классификация темпераментов органично дополнит картину ваших психологических особенностей и позволит вам расширить представление о себе. Узнав свой темперамент, вы сможете точнее определить свой подтип. Кроме того, знание темпераментов поможет вам избежать многих ошибок в определении типов личности ваших знакомых.

Первой попыткой создания типологии личности стало разделение людей на четыре темперамента, которое относят ещё ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена. В соответствии с этой типологией люди делятся на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Каждый темперамент указывает на способ мышления и поведения человека в эмоциональном плане. Известный русский физиолог И.П. Павлов связал тип темперамента с определёнными парами признаков, характеризующих нервную систему человека. Это:

  • устойчивость – неустойчивость;
  • динамичность – инертность;
  • сила – слабость.

Сравнение показало, что сангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой нервной системой, а холерики и меланхолики – с неустойчивой. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими.

Английский психолог Г.Айзенк, используя предложенную Юнгом шкалу экстравертности-интровертности, построил следующую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы:

  • холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.

Х.Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту:

Неустойчивый

Раздражительный
Тревожный
Неподатливый
Впечатлительный
Пессимистический
Сдержанный
Необщительный

Неспокойный
Агрессивный
Возбудимый
Изменчивый
Импульсивный
Оптимистический
Активный

Интровертный

Меланхолический

Холерический

Экстравертный

Флегматический

Сангвинический

Пассивный
Старательный
Вдумчивый
Миролюбивый
Направленный
Надежный
Размеренный
Спокойный

Общительный
Открытый
Разговорчивый
Доступный
Живой
Беззаботный
Любящий удобства
Инициативный

Устойчивый

Для того, чтобы найти на приведенной схеме свое место, вам нужно определить себя по шкале "экстраверсия – интроверсия " и узнать соответствующий вашей личности тип темперамента. Первое качество вы можете определить по таблице, а тип своего темперамента по тесту.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Из четырёх предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. ключ к тесту). Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите ещё одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту.

1. Я – человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.

2. Я – человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.

3. Я – человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.

4. Я – человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Ключ к тесту:

    холерический

    флегматический

    сангвинический

    меланхолический

Охарактеризуем фрагментарно каждый из определённых вами типов темперамента.

1. САНГВИНИК – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

2. ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

3. ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

4. МЕЛАНХОЛИК – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

По схеме Айзенка и классификации Павлова мы пришли к выводу о наличии следующей классификации темпераментных групп:

  • холерик: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, сильный, инертный, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, слабый, инертный, эмоционально неустойчивый.

Итак, с точки зрения темпераментов, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные люди – холерики и сангвиники. Причем холерик – самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется, если только у него нет дополнительной примеси холерического или сангвинического темперамента.

Темпераменты не только вносят разнообразие в описания типов личности, но также обуславливают их биоритмы работоспосбности. Выделено два основных полюса работоспособности. Это – люди – "жаворонки" и люди – "совы". Жаворонки – выраженные холерики или сангвиники. Они более эффективны в начале процесса, так как легко и активно включаются в работу, но к моменту её завершения часто выдыхаются или теряют интерес. "Совы", наоборот, пассивны и нерешительны в новых начинаниях, долго раскачиваются, прежде, чем включиться в работу, но они более эффективны в завершении начатого и в доводке её до совершенства.

Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределеный биоритм работоспособности. Люди с таким биоритмом, это люди – "голуби", но при более детальном анализе они все же выявляют некоторую склонность к тому или иному полюсу работоспособности, в зависимости от того, какой темперамент у них преобладает.

Проверить правильность определения темперамента вам поможет краткий тест на биоритмы работоспособности.

ТЕСТ НА БИОРИТМЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Выберите в двух шкалах: А и Z – по одному из двух противоположных утверждений и подсчитайте, в какой шкале их окажется больше.

Шкала "A":

Шкала "Z":

1. Вы наиболее работоспособны в первой половине дня.

2. Обычно, вы включаетесь в новое дело сразу, без раскачки.

3. Вам легче начинать новые дела. чем заканчивать предыдущие.

4. Вы легко можете отложить одно дело и заняться другим.

5. Считаете, что медлительность хуже поспешности.

6. .Вам нравится раньше лечь спать, чтобы утром проснуться в бодром настроении и сразу же приняться за дела.

7. Интерес к работе у вас выше в её начале, а к концу обычно немного снижается.

1. Ваша работоспособность лучше во второй половине дня.

2. Вам нужен некоторый срок, чтобы втянуться в новое дело.

3. Вы охотнее заканчиваете прежние дела, чем начинаете новые.

4 . Вам трудно отложить начатое дело, даже если Вы устали.

5. Считаете, что поспешность хуже медлительности.

6. Вы любите засиживаться допоздна, а утром неохотно включаетесь в работу.

7. Интерес к работе у вас возрастает по мере приближения к её окончанию.

Ключ к тесту:

A – "жаворонки"; Z – "совы".

Итак, если вы – "жаворонок" – у вас более активный тип темперамента (холерик или сангвиник или их разновидности), а если "сова" – более пассивный (флегматик или меланхолик или их разновидности).

Если вы набрали равное количество положительных утверждений в обеих шкалах теста, значит у вас – тип "голубя". Это результат сочетания пассивного и активного темпераментов, возможно из-за развитости нетипичных акцентов вашего типа, которые также имеют темпераментные особенности.

Принадлежность человека к одному из четырёх типологических темпераментных групп, можно определить ситуативно – по той реакции, которая проявляется у него как ответ на возникшее на его пути препятствие:

  • холерик препятствие сметает;
  • сангвиник обходит;
  • флегматик часто даже не замечает;
  • меланхолик перед препятствием останавливается.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых – ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот, который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа – уровне акцентов типа.

Но постоянное проявление у человека во всех случаях жизни только преобладающего и дополнительного темперамента – скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации и величины психологической дистанции с другими людьми, а это зависит в свою очередь от характера взаимоотношений (формального или неформального), а также психологического климата (комфортного или дискомфортного).

Основной, доминирующий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Второй по степени убывания – дополнительный темперамент, ярче проявляется на самой далекой психологической дистанции – в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми.

Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (официальный отношения с руководством, подчинёнными или партнёрами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, адаптируясь к социуму, играет определённую социальную роль.

Четвертый тип темперамента, реже всего проявляющийся у человека, характерен для стрессовых ситуаций или тех, которые принято называть форс-мажорными (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.). К таким ситуациям можно также причислить состояния сильного алкогольного опьянения или наркотического воздействия.

Поскольку наша книга посвящена углубленному изучению вариативности типов личности во всем их разнообразии, мы можем рассмотреть эти четыре типа темперамента в их разновидностях. Для этой цели мы используем типологию восьми темпераментов Ле Сена. На наш взгляд, можно проследить их взаимосвязь с темпераментами, описанными выше следующим образом:

Холерики бывают двух видов (по Ле Сену): страстный тип ипросто холерик .

Страстный тип - очень эмоционален, активен, не склонен разбрасываться, предпочитает концентрировать усилия в одном направлении, нуждается в активной деятельности, без которой накопленная и нереализованная энергия может привести к такому же нервному истощению как и бурная деятельность.

Холерик – решительный человек, не думающий о последствиях и часто теряющий чувство меры. Свободолюбив, оптимистичен, часто сердечен в общении.

Флегматики (по Ле Сену), это – просто флегматик и апатик .

Флегматик – психически уравновешен, все рассчитывает наперед и не склонен тратить время на ненужные, с его точки зрения, дела и переживания. Убедить его можно только доводами. Он в меру активен и может проявлять инициативу в том, что считает необходимым.

Апатик – более инертен, предпочитает выполнять только самую необходимую работу, требующую спокойного темпа, системного подхода и порядка.

Сангвиники (по Ле Сену), это – просто сангвиник и аморфик .

Сангвиник – открыт для решения любых проблем, смотрит на их преодоление как на своего рода игру, так же не принимает близко к сердцу конфликты, умеет вовремя сглаживать недоразумения.

Аморфик – непунктуален и разбросан в делах, легко может отложить любую работу на завтра, довольно беспечен и не всегда обязателен в своих обещаниях.

Меланхолики (по Ле Сену) – это сентиментальный и нервный типы.

Сентиментальный – чувствительный, мечтательный, осторожный, предусмотрительный, пуглив и робок, не умеет мобилизоваться и часто теряется в трудной ситуации.

Нервный тип переживает по малейшему поводу, очень чувствителен и обидчив, но не умеет быть предусмотрительным. Кроме того, нерешителен, проявляет пассивность, когда нужно преодолеть трудную ситуацию и это может привести его к нервному истощению.

Можно заметить, что каждый первый тип темперамента в этих парах более рационален по своему поведению, чем второй, но пока рано делать выводы о связи этих темпераментов со шкалой рациональность-иррациональность. Подобные рациональности свойства имеют две линейные психоформы характера – Квадрат и Треугольник, а свойства, подобные иррациональности – две нелинейные – Зигзаг и Круг, которые можно рассматривать в их интро- и экстравертном проявлениях, то есть в первом приближении – это четыре психоформы, а во втором – восемь.

Поскольку психоформы входят в образование акцентов характера, позже мы остановимся на них подробнее. Из сказанного можно сделать вывод, что темпераменты оказывают влияние не только на образование подтипов, но и на их варианты, что вполне естественно и лишний раз убеждает в логической стройности и непротиворечивости данных подходов.

Иногда мы сталкиваемся с диагностически сложными случаями сочетания темпераментов и акцентов типа. Они заключаются в том, что и подтипы, и акценты типа связаны на своем психфизическом уровне с темпераментами. При этом, например, инертный темперамент, заложенный в подтипе, может конкурировать с активным темпераментом, заложенном в акценте подтипа. В таком случае бывает трудно различить, какой из этих разных темпераментов у человека преобладает, особенно в случае усиления в его ведущем акценте одного из двух наиболее "энергетичных" элементов – этики эмоций либо волевой сенсорики (внутренней инициативы и мобилизации типа), которые, как правило, связаны с активным темпераментом.

В таком случае, влияние более спокойного темперамента, соответствующего инертному подтипу, может оказаться недостаточно выраженным из-за влияния активного дополнительного ("акцентного") темперамента. Так, например, у СЭЭ (Политика), в такой ситуации может проявляться смесь "подтипного" флегматического и "акцентного" холерического темпераментов. Такой вариант этого типа будет несколько инерционен в начинаниях, но внешне это вполне живой и подвижный человек.

Другой случай, когда у инертного подтипа ЭИЭ (Наставника) выражен "подтипный" меланхолический темперамент, а на уровне акцентов типа, например, нервный или страстный темперамент. Внешне это будет достаточно живой и эмоциональный человек, но внутренне – нерешительный, ранимый и обидчивый. Вследствие этого он может быть принят за представителя активного темперамента. Тем не менее, у него вы не обнаружите той решительности, активности и "легкости на подъём", какая должна быть у представителя активного темперамента. То есть, "подтипный" (в данном случае, пассивный) темперамент у этого типа личности все равно будет ведущим, даже если внешне он будет казаться живым и эмоциональным из-за активного "акцентного" темперамента.

Таким образом, сочетания темпераментов – основного и дополнительного, проявленные на разных уровнях информационного обмена в типе личности, на первый взгляд вносят противоречие в их интерпретацию и иногда вызывают трудности в диагностике темперамента. Но с опытом эта проблема решается довольно легко, достаточно запомнить подтипные характеристики, характеристики темпераментов, психоформ и акцентов типа, с которыми вы познакомитесь позже. Знание всех "оболочек" типа и их сопоставление при анализе упрощает и уточняет диагностику типов и их вариантов.

Совместимость темпераментов

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов и соционических типов, мы заметили, что темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции социотипов и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения.

Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары "холерик – меланхолик" и "сангвиник – флегматик", даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить лёгкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют ещё и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик – меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик – сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам – попытаться быть более последовательными в делах и более надёжными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнёра.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики – самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники – независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьёзный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)

Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста , составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю". Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Наконец, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне вы отвечали на него.

Отвечая на вопросы, лучше для удобства ставить возле них "да" в случае положительного ответа и "нет" в случае отрицательного.

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Чтобы судить по результатам теста о своем характере, необходимо сверить ваши результаты с ключом, приводимым здесь. Ставьте против своего ответа крестик, если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка.

1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,46, 49, 53, 56 - да;
5, 15, 20, 29, 32, 34,41, 51-нет.

Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии-интроверсии. Если здесь вы заработали свыше 12 крестиков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если менее - интроверт.

2)2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.

Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются. Если здесь вы набрали менее 12 крестиков, то вы эмоционально устойчивы.

3)6, 24, 36-да;
12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.

Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если здесь вы набрали свыше 4 крестиков, это означает, что вы были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопросы теста.

Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Интроверты чрезвычайно возбудимы, и, следовательно, сильно чувствительны к поступающей стимуляции.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.


На основе полученных исследований Ганс айзенк создал, известный всем, как личностный опросник, состоящий из 57 вопросов.

Представление результатов теста Айзенка по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (рис. 3).

Рис. 3. Шкала экстраверсии и нейротизма Г.Айзенка

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

1. стабильный интроверт (флегматик);

2. невротический интроверт (меланхолик);

3. стабильный экстраверт (сангвиник);

4. невротический экстраверт (холерик).

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Экстраверт, эмоционально неустойчив.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Экстраверт, эмоционально устойчив.

Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Интроверт, эмоционально устойчив.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Интроверт, эмоционально неустойчив.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Давно замечено, что разные люди учат иностранные языки по-разному. Именно поэтому существует такое большое количество методик изучения иностранного языка. Всегда есть люди, которые показывают блестящий результат по определенной методике, и те, у которых при обучении по той же самой методике ничего не выходит.

Коммуникативная методика относится к тем методикам, где личностные особенности человека играют огромную роль, в отличие, например, от классической методики. Коммуникативная методика ориентирована, прежде всего, на развитие устной речи при общении с другими людьми, и такие качества человека, как общительность, раскованность, словоохотливость, способность к импровизации и жизнерадостность имеют большое значение и во многом определяют успешный конечный результат.

Преподавателю, несомненно, стоит учитывать эти личностные качества студентов и, возможно, как-то корректировать методику и сам подход к обучению в зависимости от этих качеств.

Рассмотрим, как соотносятся основные типы личности человека с коммуникативной методикой.

ЭКСТРАВЕРТЫ

Экстраверты – это люди, которые обычно показывают довольно хорошие результаты при обучении по коммуникативной методике. Общение, участие в игровых сценках, спонтанность, импровизация – это то, что они любят и умеют делать.

Эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники)

Сангвиник обычно говорит громко, быстро и отчетливо, сопровождая свою речь мимикой и жестами. Он спокоен, деловит и всегда открыт любому общению. Как всякий экстраверт «за словом в карман не лезет», причем как на своем родном, так и на изучаемом языке. Сангвиник готов к участию в любых учебно-речевых ситуациях, не боится говорить и никого не стесняется. Он охотно выполняет любые задания, предлагаемые преподавателем, и обычно для него не надо ничего специально придумывать.

Единственная проблема, которую может создать сангвиник на групповом занятии, заключается в том, что своей уверенностью и напористостью он иногда подавляет других, более закрытых студентов-интровертов, которые замолкают, слыша его громкую и авторитетную речь.

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

У него быстрая, со сбивчивыми интонациями речь. Он подвижен при разговоре: жестикулирует, двигается и открыто выражает свои эмоции. При этом нетерпелив и всегда готов вскочить с места, чтобы принять участие в разыгрываемой сценке или диалоге.

Если ему интересно то, что он делает – успех, можно сказать, гарантирован. Однако ему трудно заниматься одним и тем же. Поэтому для отработки какого-либо материала ему все время нужно ставить разные задачи, например, подбирать разные диалоги и сценки, пусть даже с одной и той же лексикой.

При групповых занятиях с такими людьми возникает еще одна проблема: он постоянно хочет говорить и иногда не дает и слова вставить другим студентам. Его не волнует, знает ли он, что говорить, или не знает, может или не может: он будет вести диалог междометиями, жестами, отдельными словами и т.д. В такой ситуации нужно либо подбирать ему партнера, который «сможет за себя постоять», либо продумывать для него специальные роли в учебно-речевых ситуациях. Например, роль судьи в разрешении какого-либо конфликта умерит его пыл, заставив изображать спокойного и важного человека, а роль полицейского, возможно, переведет его словесную энергию в двигательное русло, где он сможет активно двигаться или показывать что-то жестами.

Если у холерика что-то не получается, он быстро теряет самообладание и нуждается в моральной поддержке. В таком случае можно дать ему выполнить задание, с которым он точно справится: он тут же воспрянет духом и опять примет активное участие в занятии.

ИНТРОВЕРТЫ

Интровертам, обучающимся по коммуникативной методике, не так легко, как экстравертам. То, что они не слишком любят – спонтанное общение с разными людьми, иногда без предварительной подготовки – составляет основу коммуникативной методики. Чтобы занятия с этими природными молчунами были успешными, преподавателю обязательно надо учитывать особенности их личности. Если, например, экстраверт легко начинает использовать новые слова и выражения в устной речи, то интроверту желательно сначала записать их в словарик или как-то познакомиться с ними заранее. Экстраверт сходу примет участие в любом неподготовленном диалоге или сценке, интроверту будет комфортнее, если он заранее будет знать, о чем ему надо говорить и в какой роли выступать. Экстраверты не любят письменных работ и скучают при повторении; интроверт, наоборот, в таких ситуациях успешен и спокоен.

Эмоционально устойчивый интроверт (флегматик)

Речь флегматика спокойна, равномерна и без резко выраженных эмоций. Для него характерны паузы в разговоре, а иногда он вообще предпочитает помолчать. Объем его высказываний обычно невелик, как и на родном языке. Он не любит нового и неожиданного и всегда предпочитает заранее познакомиться с учебным материалом. Флегматику обычно трудно начинать разговор. Ему надо собраться с мыслями и продумать то, о чем он будет говорить. Флегматику нравятся те игровые сценки и диалоги, где ему придется по возможности меньше говорить. Однако постоянно давать ему роли с малым количеством слов, возможно, не следует. Гораздо лучше иногда вытаскивать его из зоны комфорта, приглашая к участию в ситуациях, которые потребуют от него эмоций и большего количества слов.

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

Это, пожалуй, самый сложный тип для обучения по коммуникативной методике. Внешне меланхолик может быть похож на флегматика, однако внутренне он всегда тяжело переживает свои неудачи и долго восстанавливается после провалов. У меланхолика слабая, неритмичная речь, иногда снижающаяся до шепота. Он стеснителен, малоактивен, робок и необщителен. На занятии он часто сидит с опущенной головой, погруженный в свой замкнутый мирок, из которого не хочет выходить. Большинство меланхоликов испытывают дискомфорт при выступлении перед аудиторией, пусть даже и самой небольшой. Самое трудное для них – это начало разговора, поддерживать который они никогда не стараются. Для того, чтобы обучение меланхолика проходило успешно, ему надо уделять особое внимание. Преподавание – дело творческое, но некоторые общие рекомендации по обучению меланхоликов устной речи на иностранном языке можно дать.

1. Не надо втягивать меланхолика в активные диалоги и побуждать его делать устные задания, пока он не освоится на занятиях и не привыкнет к людям, находящимся рядом с ним.

2. На первых порах меланхолику лучше не предлагать участие в разговорах на всякие абстрактные и сложные темы. Пусть участвует в простых бытовых диалогах.

3. Меланхолик не любит принимать участие в шумных игровых ситуациях, где занято несколько человек, а предпочитает вести диалог со своим соседом по парте, к которому он уже привык. Возможно, однажды он освоится и сам захочет в чем-нибудь поучаствовать.

4. С интровертом целесообразно заранее отработать определенный алгоритм ведения диалога. Это полезно всем студентам, но меланхолику это может быть жизненно необходимо. Он долго не будет начинать диалог сам, но с помощью определенных, заранее отработанных выражений типа «Oh, I didn’t know that! Really?», etc. покажет свою заинтересованность в диалоге и станет его полноправным участником, пусть и в роли слушателя.

Надо научить интроверта фразам, которые помогут ему заполнить паузы в разговоре и дадут возможность собраться с мыслями: «Just a moment», «Let me see», «Could you repeat, please?», «Could you speak slower?», etc . Меланхолику будет легче продолжить диалог, если он научится переспрашивать собеседника хотя бы и односложно: «Cold?», «Hot?», «Is it?», «Really? Did she?»

5. Меланхолику, по возможности, стоит заранее давать темы для диалогов, чтобы он мог к ним подготовиться, а иногда и записать предполагаемый ответ на бумаге. Это даст ему возможность уверенно поучаствовать в разговоре. Успешно проведенный диалог, в свою очередь, вдохновит меланхолика, склонного к самоосудительной рефлексии, на участие в других, уже неподготовленных диалогах.

Безусловно, все это потребует от преподавателя индивидуального подхода к студенту. Возможно, придется что-то придумывать и искать нестандартные задания. Кроме того, для того, чтобы заставлять меланхолика говорить, нужно затрачивать эмоциональную энергию. Попытки привлечь к этому более говорливых студентов-экстравертов обычно к добру не приводят: они будут все время говорить, а меланхолик – молчать.

Очень важно не требовать от меланхолика быстрых результатов и не отчаиваться от того, что он все время молчит. Он и на родном языке не всегда охотно говорит, часто отделываясь односложными ответами «да» и «нет». Если, например, человек и на родном языке не в состоянии четко рассказать, чем ему понравился или не понравился фильм, трудно ожидать, что он легко сделает это на иностранном языке.

Обычно пособия, основанные на коммуникативных методиках, предлагают большое количество учебно-речевых ситуаций, диалогов и сценок на различные темы и подходящие для разных студентов. Кроме того, меланхолику всегда можно дать выполнить письменную работу, за которую он получит хорошую отметку.

Безусловно, в жизни обычно встречаются не столь ярко выраженные типы студентов. К тому же, по мере взросления детей, когда самоконтроль усиливается, ситуация облегчается сама по себе. У взрослых студентов разница между экстравертами и интровертами не так заметна, как у детей. Однако, знание этих психологических особенностей может повысить эффективность занятий и способствовать созданию комфортной обстановки на занятиях иностранным языком.

Александра Фомина

Использованные материалы:

М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина «Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному речевому общению»