Соотношение психики и сознания выглядит следующим образом. Психика и сознание

Соотношение психики и сознания выглядит следующим образом. Психика и сознание

И сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Сегодня благодаря клиническим опытам мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяются передньолобовими и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении передньолобових полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Если лобные поля у обезьяны занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме того, передньолобові и нижньотім"яні участки коры у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» . Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» . Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний ).

Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, - только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание - это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.

Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как о составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - это ипостась психики на ее высшем уровне организации.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из устоявшихся гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного . Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9- 15 миллисекунд (мс). Через несколько миллисекунд возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному.

В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80- 150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», формированием состояния бодрствования, повышением активности и соответственно появлением сознания. В процедуре такой активации мозга участвует ретикулярная формация. Также известно: 1) время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов; 2) стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы.

Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов “подсознательного”. Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. “целое”, представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному» .

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, как считает большинство исследователей, выступает осознанность объекта, на который направлена психическая активность субъекта. В качестве резюмирующего эту мысль положения приведем, как всегда, точное и четкое, высказывание С. Л. Рубинштейна: «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя… Сознание как образование - это знание, функционирующее в процессе опознания действительности» . Заметим, что в качестве объекта осознания могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.).

Как уже говорилось, осознание, по нашему мнению, связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды; 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами; 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции производятся практически одновременно, симультанированы в единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: «Я - все остальное».

Отнесение к себе, «примеривание» на себя окружающей действительности в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего подчеркивается при описаниях сознания. Так, У. Джемс считал, что «наиболее общим фактом сознания служит не “мысли и чувства существуют”, но “я мыслю” или “я чувствую”» . А возможно такое потому, что «всякий из нас по-своему разделяет мир на две половинки, и для каждого почти весь интерес жизни сосредоточивается на одной из них, но пограничная черта между обеими половинками одинакова: “Я” и “не-Я”. Интерес совершенно особенного свойства, который всякий человек питает к тому, что называет “Я” или “мое”, представляет, быть может, загадочное в моральном отношении явление, но во всяком случае должен считаться основным психическим фактом» . В. М. Бехтерев утверждал, что «наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о “Я” как субъекте в отличие от “не-Я”». Обобщая опыт изучения сознания, Н. И. Чуприкова пишет: «Среди главных признаков понятия сознания в психологии на первом месте наиболее часто называют познавательное отделение “Я” и “не-Я”, знание о собственном знании объективной реальности, способность отдавать отчет в своих действиях, переживаниях и мыслях» .

Сознание – это спайка речи и психики и, как следствие, способность, в некоторой степени, управлять психикой (например, заставить себя запомнить что-то, сознательно концентрировать внимание и т.д.). Речь и сознание – это части психики, поэтому разделение этих понятий условно. Более того, сознание – это, по большому счету, всё, что у нас есть. Насколько я понимаю, если перерезать мозолистое тело (прекратить обмен информацией между полушариями), то один глаз перестанет видеть, то есть правое (как правило) полушарие не имеет центров речи и поэтому зрительная информация не будет осознанна. Человек будет утверждать, что один глаз перестал видеть. При этом, если совершить в его сторону резкое движение (сымитировать удар), он одернет голову (попытается увернуться). Бывает, что, в результате какого-либо повреждения мозга, зрительная информация перестает поступать в речевые центры коры и человек слепнет. Однако, если такого человека сильно что-то испугает и он начнет убегать – то он не врежется, например, в столб и не упадет в яму, зрение ему доступно на «животном уровне». Это, само по себе, любопытно. Если мы что-то не осознаем, то этого для нас и не существует, хотя эта информация запросто может использоваться в принятии решений. Например, фиксационная амнезия (корсаковский синдром) – больные не могут ничего запомнить. С ними был проведен эксперимент: врач ежедневно, здороваясь с ними за руку, причинял им небольшую физическую боль (допустим, колол им руку иголкой). Через какое-то время больные отказывались протягивать руку, сами не зная почему. Грубо говоря, мозг действует как единое целое и не всегда спрашивает «наше мнение».

Если говорить о том, что такое психика, то это полностью теоретический вопрос (скорее, философский). Почему мы, к примеру, решили, что подсолнух не обладает психикой (хотя он, способен поворачиваться вслед за солнцем)? В свое время выделялись разные критерии. К примеру, наличие нервной ткани. А.Н. Леонтьев (один из отцов основателей русской психологии) в качестве объективного критерия психики предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Имеется в виду, что, например, шорох в кустах, сам по себе, не хорош и не плох. Однако он сигнализирует, допустим, о том, что в кустах притаился хищник. Психика, по Леонтьеву, это и есть то, что позволяет «увидеть» эти связи, реагировать на объективно нейтральный раздражитель, поскольку он сигнализирует о чем-то биологически значимом.

13. Понятие о психике и сознании

Психика - это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

Психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

Психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

Психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

Сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

Моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

Ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье - общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.


1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность - это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки.

Навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой - социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно­сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.


Тема 2. Психические процессы