Картотека игр на развитие. Картотека игр по развитию психических процессов (старший дошкольный возраст)

Картотека игр на развитие. Картотека игр по развитию психических процессов (старший дошкольный возраст)
Картотека игр на развитие. Картотека игр по развитию психических процессов (старший дошкольный возраст)

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп.)

Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5. «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Аисты, вороны, Голуби, синицы,

Галки, макароны Палки и стрижи,

Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

Чайки и моржи. Маленькие плюшки

Лебеди и утки

Прилетели птицы: И спасибо шутке!

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

8. «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,

МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,

ГУСЕНИЦА, МУКА,

ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,

ТКАНЬ, УЧЕНИК,

БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

ТЕЛЕНОК, ДОСКА,

ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. "На что это похоже"?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

ПОЛЕЗНЫЙ

глаголы действия

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

13. "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания :
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

14. «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.

15. «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий : для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

17. « Знайка»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.

Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. для взрослого же игра выступает как инструмент всестороннего развития ребёнка. Правильно применяя игровые моменты, можно свести на нет любой каприз, любую ситуацию направить к лучшему результату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР на развитие

мышления у детей дошкольного возраста

ЧТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ

Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие.

Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное…

Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой.

Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.

ДОГОВОРИ СЛОВО

Цель: Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность.

Описание: Говорите ребёнку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.

СКАЗКА НА КАРТИНКАХ

Цель: Развивать мышление, фантазию, зрительное восприятие.

Описание: Положите перед ребенком картинки. Читайте ребенку сказку согласно подобранным картинкам. Во время чтения ваш малыш должен раскладывать картинки по порядку событий.

ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление, воображение, речь и слуховое восприятие.

Описание: Называйте тот или иной предмет или место и побуждайте ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.

Например: Дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка; кастрюля – суп; нора – лиса; больница – врач; магазин – продавец; автобус – пассажиры; пузырек – лекарство; улей – пчелы и т.д.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...; птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

ЧТО ЗАБЫЛ ХУДОЖНИК

Взрослый: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Ребёнок: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

НАЙДИ МАМУ МАЛЫШУ

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

ЗИМА – ЛЕТО

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПОЛЗАЕТ

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

ЗАГАДКИ

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.


Елена Коваленко
Картотека игр на развитие логического мышления

Игра «Расселили птиц».

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игра «Я загадала.».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он одушевленный? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Ассоциация» .

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

Публикации по теме:

1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.

Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Методическая разработка. «Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Основной формой для формирования.

Программа самообразования 2 младшая группа Методологическое обоснование программы Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Картотека игр для развития внимания в средней группе.

1. Игра «Хлоп» («Топ»).

Цель : развивать внимание.

Описание : педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

2. Игра «Будь внимателен!».

Цель: развивать внимание, навык самоконтроля.

Описание : ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру).

3. Игра «Волшебное слово».

Цели : развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.

Описание: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» - ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.

4. Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель : развивать внимание, память, координацию движений.

Мяч.

Описание : ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

5. Игра «Я скажу, а ты - запомни».

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.

Описание: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

6. Игра «Кто-то наследил».

Цель : развивать внимание, поисковые навыки. Игровой материал и наглядные пособия: «следы» зайца, вырезанные из бумаги.

Описание: разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!» В конце тропы положить морковку, угостить ребенка.

7. Игра «Посмотри и сделай так же».

Цель : развивать внимание.

Описание : взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

8. Игра «Красный? Нет, розовый!».

Цель: развивать навык классификации разных тонов одной цветовой гаммы.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры разных оттенков (красный - розовый; синий - голубой; желтый - оранжевый).

Описание : показать ребенку карточки, назвать фигуры, повторить названия цвета. Попросить ребенка разложить красные фигуры в красную коробку, розовые - в розовую. Так же поступить и с фигурами другого цвета. На следующем занятии выложить розовые и голубые фигуры, добавив к ним по одной красной и синей. Поставить розовую и голубую коробку. Внимательно понаблюдать за ребенком, как он поступит с красным и синим цветом. Если он соотнес их соответственно с розовым и голубым, поправить его. Изучая оттенки цвета, провести аналогии: «Что бывает голубого цвета? Небо? А синим небо бывает? Нет, ярко-синим не бывает». Подумать, что бывает синим, красным, розовым, оранжевым и т. п.

9. Игра «Успей дотронуться».

Цель : развивать внимание, речь.

Описание : предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

10. Игра «Чем похожи – чем отличаются»

Цель : развивать внимание.

Возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того, чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана. Вспомните, как можно с ней играть.


Виктория Королева
Картотека игр для развития мышления

Картотека игр на развитие мышления помогут развивать логическое , образное, словестно - логическое мышление , развивать умение квалифицировать предметы по одному или нескольким признакам.

1. Игра «Чудесный мешочек» .(2-3 года)

Цель : развивать образное мышление , память.

Оборудование : игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и называет кто это. Также может прочитать стихотворение об этом животном : если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

2. Игра «Во саду ли, в огороде.» . (3- 4 года)

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Оборудование : карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона ) .

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет : овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

3. Игра «Товарный поезд» . (3 – 4 года)

Цель : развивать логическое мышление .

Оборудование : карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные) .

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках -вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий , но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

4. Игра «Нелогичные ассоциации» . (4 – 5 лет)

Цель : развивать ассоциативное мышление .

Оборудование : карточки с изображением предмета.

Описание : необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например : тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку . Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

5. Игра «Третий лишний» . (4 – 5 лет)

Цель : учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например : «собака» , «кошка» , «рыба» . Ребенок должен определить : все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее» . Примеры слов : береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

6. Игра «Где чей листочек» . (4 – 5 лет)

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Оборудование : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или другой вариант.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первое время выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина) . По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

7. Игра «Нарисуй и зачеркни» (5 – 7 лет)

Цель : развитие слухового внимания , памяти и мышления .

Оборудование : лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям :

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

8. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» (5 – 7 лет)

Цель : развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи .

Оборудование : магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок : мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Описание : Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

9. Игра «Разложи карточки » (6 – 7 лет)

Цель : развитие логического мышления .

Оборудование : квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так , чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки .

Публикации по теме:

Игра для развития мышления 3-5 лет. «Запомни и угадай». Цель игры: научить ребёнка запоминать предметы и перечислять их. Ход игры. Игру.

Формирование наглядно-образного мышления у детей с ограниченными возможностями развития Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. В среднем дошкольном.

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха Игра «Кто быстрее соберет вещи?» Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш". Оборудование: Большая карта, на которой.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики Игра «Путешествие пальцев» Цель игры: Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. "Четвёртый лишний" Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.