Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации

  Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации
Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации

Тра-ля-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума… Какая досада!..

«Малыш и Карлсон»

Досада (Досадность) как качество личности – склонность проявлять хроническое чувство сожаления, раздражения и неудовольствия, вызванное неудачей, обидой или какой-либо неприятностью.

Как-то раз шел лис по полю и увидел виноград - большие, спелые грозди. «Ах, какой от них прекрасный аромат, - сказал лис. - Вот будет мне десерт на обед». Он подпрыгнул, но гроздья висели слишком высоко - лис не достал до них. «Попробую еще раз», - сказал лис, разбежался и опять подпрыгнул. Но снова неудачно. «Вот ведь незадача»,- сказал лис, отошел еще подальше, разбежался и подпрыгнул со всей мочи. Он лишь едва коснулся кончика грозди и, упав на землю, набил себе шишку на голове. «Ого-го, - сказал лис, потирая ушибленное место. Какой ужасный виноград мне попался - зеленый, неспелый. Мне такой и не нужен». И пошел лис прочь, ругаюсь себе под нос.

Досада – это острое сожаление и раздражение по поводу того, что хотел, как лучше, а получилось как всегда. Это реакция на результат разбежки между тем, что хотел в уме и фактом, который действительно произошел. Досада — это наказание себя за упущенные возможности. Человек хватает себя за голову, «рвет на себе волосы», «ломает руки», ударяет себя кулаком по лбу, нелицеприятно о себе высказывается. Было желание успеха, а получилась неприятность. Самое время и место возникнуть острому недовольству собой.

Представляете, что сказал о себе в досаде террорист Андрей Желябов? Но всё по порядку. Он готовился подорвать поезд с царской семьей, возвращающейся из Ливадии. Для этого он купил участок земли рядом с железнодорожной насыпью. Всё было придумано с изощренной жестокостью: чудовищный взрыв должен был уничтожить не только императора Александра II, но и все вагоны поезда. Взорванные вагоны должны были посыпаться в глубокий овраг. Поэтому не было никаких шансов кому-то остаться в живых.

Эдвард Радзинский пишет: — Каждую ночь Желябов с помощниками в черных балахонах, сливаясь с ночью, работают у огромной насыпи. Грунт промерзлый - рано на­ступили холода. Начались холодные осенние дожди. Но богатырь не знает усталости - копает тоннель под насыпью. Тоннель готов. Теперь Желябов проделывает самое опасное - переносит в тоннель снаря­женную мину со вставленными запалами. Несет опаснейший, чувстви­тельный снаряд. Несет, ожидая каждую секунду взрыва. Теперь все было готово. И Желябов выговорил себе почетное право - соединить провода для взрыва. Его крестьянские руки должны были отправить на воздух поезд Царя Всея Руси.

Наступило 18 ноября - день, когда через Александровск должен был проехать царский поезд. Шифрованная телеграмма сообщила Желя­бову: первым проследует поезд с царской свитой. Императорский поезд идет вторым, и царь находится в четвертом вагоне. В 9 утра Желябов с товарищами подъехал к насыпи, спустился в овраг. Вынул из земли концы проводов и стал ждать. И вот над ними по насыпи пролетел свитский поезд. Вскоре показал­ся следовавший за ним императорский поезд. Уже три вагона прошли над тем местом, где была заложена мина. И вот он, четвертый, - царский вагон! Желябов, торжествуя, замкнул цепь… и - ничего! Царский поезд невредимым умчался по насыпи. Столько трудов - впустую!

В дальнейшем Исполнительный Комитет создал специальную комиссию, которая рас­следовала причину неудачи. Оказалось, крестьянский сын Желябов не справился с новыми технологиями. Неправильно соединил провода! С досады он чуть не съел собственные зубы.

Досада – это когда затрачена масса сил, а потом бац и мимо. Не получилось. Анекдот в тему. Клиент изучает счет в ресторане: — Салат — 5 долларов, горячее — 20, десерт — 15, бутылка вина — 25. Всего 65. А у вас — 110. Как же так получилось? Официант, с досадой: — Ну, значит, не получилось

Появляется агрессия в отношении самого себя. От горечи поражения страдает печень, от оставшегося неприятного осадка повреждаются почки, выплескивается много энергии. В отличие от чувства обиды, направленного на других, досада может проявиться как осознаваемая, так и неосознаваемая агрессия на самого себя.

Окунемся опять в историю. Неудачника террора – Андрея Желябова решил подстраховать террорист Гольденберг. Он сложил динамит в чемодан и отправился в Москву. Уже на одесском вокзале Гольденберг оплошал. Одетый истинным денди, он сам потащил по перрону большой, явно тяжелый чемодан с динамитом, вместо того, чтобы, как положено такому богатому на вид человеку, взять носильщика. Это вызвало подозрение у одного из слоняв­шихся без дела носильщиков. Он пошел сообщить полицейскому. Но полицейский явился поздно, Гольденберг уже уехал. Немедленно сообщили на следующую станцию - в Елисаветград. И в Елисаветграде у по­дошедшего поезда Гольденберга ждала полиция. Он бросился бежать, но тотчас был окружен. Тогда он выхватил пистолет… Теперь подойти к нему не было никакой возможности: он взвел курок револьвера и целился в каждого, кто приближался… Наконец удалось - вырвали револьвер из рук. И толпа с ожесточе­нием набросилась на бедного Гольденберга. Только вмешавшиеся жан­дармы прекратили избиение. «Однако и после сего только шести чело­векам удалось связать ему руки: так был силен… и к тому же зол, и даже кусался». (Из показаний очевидца).

Зол был, конечно, от досады – так глупо, бездарно попался, погорел, как простофиля, а ведь считался одним из корифеев конспирации. При таком раскладе остается одно – « только лечь, помереть», взорвать самого себя, чтобы забыться от разъедающей тебя досады.

Досада – подруга зависти. Не случайно в словаре Ожегова зависть определяется как «ч увство досады, вызванное благополучием и успехом других ». От зависти у человека возникает печаль души. То есть досада как печаль души не дает никакой радости. Даже нейтрального, спокойного состояния лишает. Человек становится активным носителем отрицательных качеств личности, например, гневливости. Когда мужчина что-то запланировал, а оно не вышло, ему впору кулаки сжимать. Сильное огорчение и досада охватывают его, от которой один шаг до гнева.

Досада может стать следствием гордыни и тщеславия: Монах сидел на траве, возле своего дома, находящегося на одной из самых высоких гор Тибета. На тело небрежно была накинута тонкая светло-оранжевая ткань. Не спеша он попивал недавно собранный и свежезаваренный травяной чай, и осознанно осматривал пейзаж. Он жил один уже несколько десятков лет, и в другом мире о нём ходили легенды. Внезапно из леса показался молодой человек, с рюкзаком. Он устало подошёл к монаху. Тот сразу понял что «турист» пришёл к нему не просто так. Сюда добраться нелегко.

Я вас нашёл! - отдышавшись, с улыбкой сказал парень, - Наконец-то! Монах оценивающе его осматривал. Он этого ждал. - Ваше предсказание сбылось, - продолжал парень, - Там, в нашем мире, начался ужас, разруха, как вы и предсказывали. Монах ухмыльнулся. Теперь люди поймут свою ошибку, они поймут кто он такой. - Я ждал кого-то из вас. Не волнуйтесь, я вам помогу. Ещё всё можно исправить.

Молодой человек внимательно послушал и улыбнулся. Через секунду он уже громко смеялся. - Хаааа, намахал! У нас всё классно, дед. Ну, ты в натуре алень. Парень ржал, держась за живот. Затем, ухахатываясь, ушёл обратно в лес. Монах грустно опустил глаза и с досадой воскликнул: - Вот гад!

Петр Ковалев

Досада и раздражительность представляют собой психическую реакцию, которая появляется в тех случаях, когда человек испытывает травмирующие переживания. Чувство досады обычно посещает человека в момент неудачи, проблем, препятствий и разочарования. Каждый человек рано или поздно сталкивается с этими чувствами, и некоторые переживают их проще, а некоторые – сложнее. Что означает досада? Это чувство связано с эмоцией расстройства, раздражения и переживания.

Досада: значение

Досаду психологи рассматривают с двух точек зрения. Исходя из первой, это – патологическая реакция или особенность психики человека. С другой стороны – это только ответ на внешний раздражитель.

То есть, если углубиться в первую точку зрения, то досада или раздражительность будет не соответствовать внешнему раздражителю по количеству или качеству. Такую реакцию можно рассматривать как патологию, то есть психоз. В настоящее время нередко выделяют отдельные виды досады и раздражительности, и по мнению ученых, в большинстве из них четко прослеживается психогенный тип реагирования.

Досада по своей сути является эмоций, а значит, как и все остальные эмоции, она зависит от обстоятельств и не может возникать сама по себе, а требует каких-либо предпосылок. Такое сильное эмоциональное переживание требует и внешних, и внутренних факторов, предшествующих его возникновению. Причем не обязательно это затрагивает какие-то принципы: досада и раздражительность может быть вызвана даже просто повторяющимся действием другого человека (постукиванием пальцами и т.д.). При этом, даже если группу людей раздражает одно и то же, речь идет лишь о совпадении их внутренних личностных установок, но никак не о существовании некоего раздражителя, действующего на всех.

Характерно также и то, что досада возникает в процессе сочетания следов патопсихического воздействия и связи с последующим раздражителем. Это – важная часть нервно-психического процесса вне зависимости от степени его сложности. Именно с этой особенностью связано такое свойство досады и раздражения, как умение накапливаться – когда один за другим несколько связанных или не связанных факторов воздействуют на человека в течение некоторого времени. Зачастую более ранние переживания наслаиваются на последние, поздние, и выражение досады от этого становится крупным и сокрушающим.

Причины досады и раздражительности

Интересно, но даже самые дорогие и близкие люди нередко вызывают досаду и раздражение, а иногда это чувство столь сильно, что кажется, досаждает все вокруг, целый мир. Иногда же досаду вызывает собственная ошибка или неудача в каком-то предприятии. Многие воспринимают досаду как данность, которая мешает жизни, но с которой ничего нельзя сделать, иные занимаются самолечением, третьи обращаются к психологу. На самом деле, разобраться с корнями этого чувства способен только врач-психотерапевт, который способен оказать реальную помощь.

Причинами чувства раздражения или досады могут быть:

Важна правильная диагностика реакций для того, чтобы суметь перебороть их, и в этом может помочь только специалист.

Замечено, что чувства повышенной раздражительности и досады одинаковы для всех людей, независимо от вероисповедания, благосостояния, характера, места жительства, социального положения, культуры, образования и пола.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Процедура проведения

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
  2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
  5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
  6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
  7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
  8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Бланк для ответов копинг-теста

Оказавшись в трудной ситуации, я … никогда редко иногда часто
1 … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге 0 1 2 3
2 … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 … критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 0 1 2 3
7 … надеялся на чудо 0 1 2 3
8 … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 … вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 … старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 … пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 … спал больше обычного 0 1 2 3
13 … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 … во мне возникла потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 … пытался забыть все это 0 1 2 3
17 … обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 … менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 … извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 … составлял план действии 0 1 2 3
21 … старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 … понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 … набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 … рисковал напропалую 0 1 2 3
27 … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 … находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 … вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 … что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 … в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3
34 … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 … отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 … говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 … стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 … вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 … отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 … находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 … что-то менял в себе 0 1 2 3
46 … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 … молился 0 1 2 3
49 .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

Досада – это эмоция, свойственная человеку и относящаяся к негативному спектру эмоциональных переживаний. Слово досада часто употребляется синонимично таким понятиям, как раздражение или разочарование, неудовольствие, возникающее вследствие неудачи или неприятности, а также обиды. При этом следует учитывать, что подобное употребление данного термина не является совершенно корректным, поскольку все вышеперечисленные чувства имеют яркую аффективную окраску и всегда направлены на внешний источник раздражения.

Досада может проявляться на осознаваемом уровне, и тогда она обычно трансформируется в агрессивные реакции в сторону окружающего пространства с целью изменить условия, приведшие к досадным переживаниям. Также чувство досады может быть совсем неосознанным или малоосознаваемым и проявляться актами автоагрессии и другой разрушительной и самоуничижительной деятельности.

Что это такое

Значение слова досада даётся в лингвистических и психологических словарях. Относительно трактовки первых досада является чувством огорчения или , она может копиться под воздействием многих факторов или возникать резко после единичного эпизода, неудовлетворяющего желаемую картинку вселенной.

В психологии досада рассматривается не как отдельное чувство, синонимичное и подходяще для замены других, а как сложное эмоциональное образование, возникающее вследствие смешения чувства обиды и раздражения. Досада тиха в своем проявлении и горька по проживанию – это взято из обиды, при этом она является чувством плохо переносимого крайнего недовольства – эта часть исходит из раздражительности. Интересным моментом является то, что обида чаще всего является хронической, т.е. относится не к конкретному инциденту, а скорее характеризует общее отношение человека к жизни или его эмоциональный фон. Раздражительность при хроническом фоне обиды появляется уже ситуативно, имеет факты, способствующие появлению и всегда объясняющие причины.

Это чувство не относится к аффективным и никогда не застилает разум человека, поэтому чаще всего тот, кому досадно, осознаёт, что виноватых нет, а произошедшее является неприятным стечением обстоятельств, однако в силу сочетания предыдущих факторов не может абстрагироваться от негативных переживаний. Проживание досады связано с ситуациями прошлого или настоящего, т.е. она никак не может захватить будущее, как например, тревога, когда человек переживает о возможном исходе дела. Будущее в данном феномене задействовано исключительно в качестве желаний и предположений, т.е. тех планов, которые строит человек относительно даже самых простых ситуаций. Т.е. по большому счету ощущение досады может возникать даже в нормальном стечении обстоятельств, но при этом не соответствующим ситуации, представляемой человеком заранее.

Причины возникновения данного чувства

Основываясь на знании того, из каких проявлений складывается ощущение досады можно сделать вывод о вероятных причинах, провоцирующих её появление. Изначальным толчком является отсутствие в реальности возможностей для реализации важных внутренних потребностей личности. Масштабы данных желаний точно также как и объективность невозможности их реализации может быть различной, но внутренняя картинка для человека остаётся одинаковой – он не получает того, что ожидал, требовал или хотел.

Помимо блокированности возможности достижения желаемого, досада может появиться, когда человек попадает в ситуацию, ограничивающую проявление его свободы в достижении важных внутренних или жизненных целей. В лёгком варианте эти ограничения исходят из внешнего мира – препятствия на пути. В таком случае досада быстро трансформируется в открытый гнев, а , недовольство и раздражительность трансформируются в энергию, направляемую на преодоление возникших ситуаций. При наличии каких-либо дополнительных рамок, ограничивающих человека (временные или материальные факторы, воздействовать на которые не представляется возможным), досада может возникать при любой мелочи, появляющейся на пути. Так происходит из-за высокого уровня внутреннего напряжения.

Но помимо активных и реальных событий, происходящих непосредственно в жизни человека, досада может возникать в пассивном процессе мира. Так, когда человек наблюдает, читает или слушает поступающую об окружающем мире информацию или происходящие факты (например, новости или рассказ знакомых), несоответствующую его пониманию моральных ценностей или концепции правильного устройства мира, гамма чувств, возникающая в качестве отклика, в итоге приводит к досаде.

При высоком напряжении нервной системы, усталости, предварительной раздражительности, ощущение досады может быть вызвано даже температурой окружающего воздуха, запахами, собственной усталостью, дискомфортом любого уровня (от звука, света, поверхности, требований окружающих).

Как бороться с досадой

Переживание досадных эмоций не является чем-то, что может порадовать человека или принести какую-либо выгоду, поэтому, начиная испытывать это чувство, многие сразу же начинают искать выход из сложившегося состояния. Несмотря на то, что это является нарушением эмоциональной и психической сферы, помогают выкарабкаться из проживания досады довольно простые приёмы, доступные каждому.

Наиболее доступным и простым вариантом являются физические нагрузки. Каждый индивидуально может выбрать, что именно поможет ему справиться с досадой. Если преобладает чувство раздражительности, то необходимо снятие агрессии – единоборства, бокс, поколачивание подушек, игровые тренажеры в развлекательных центрах, где необходимо бить по движущимся мишеням. Тем, кто больше погружается в обиду, рекомендованы нагрузки, неправленые на снятие напряжения.
Тут хорошо подходит бег (в ситуациях ощущения тупика и безнадёжности), плавание (когда досада возникает на фоне затянувшегося стресса), отжимания и упражнения на пресс при мышечном напряжении (появляется, когда долго сдерживаются эмоции) или прыжки на месте (это помогает встряхнуться и ощутить себя живым).

Механизм физической нагрузки действует по принципу снятия физического напряжения, вслед за чем уменьшается напряжение эмоциональное. Кроме этого регулируется гормональный баланс, начинают вырабатываться эндорфины, заставляющие почувствовать прилив сил, бодрости и счастья, что несовместимо с переживанием досады.

Хорошо помогает стабилизировать эмоции употребление сладких продуктов, богатых глюкозой. Часто состояние досады может возникать из-за банальной нехватки энергии в специфических мозговых отделах, поэтому при поступлении быстро усваиваемых веществ настроение стабилизируется. Кроме глюкозы настроение можно поменять, употребляя шоколад и бананы, способствующие выработке гормонов счастья.

Кроме физических способов есть ряд психологических приёмов, помогающих справиться с досадой. Тут важен момент переключения привычного алгоритма реагирования на позитивный лад. Так если заменить самокопания и жаления, а также мысли о негативе на приятные вещи (поцеловать любимого человека, поиграть с домашним питомцем, заняться творчеством), то мозг автоматически настроит эмоциональную сферу на позитив.

Мы привыкли так реагировать, чтобы наши действия совпадали с эмоциональным фоном, соответственно если поменять хотя бы одну составляющую, то вторая также изменится. Вторым вариантом может быть обращение к окружающим, с целью узнать их взгляд на сложившуюся ситуацию, что поможет выяснить, накручиваете ли вы себе или все действительно плохо. Обычно ситуация изнутри воспринимается менее реально, чем это может быть объективно, поэтому выслушать чужое мнение может помочь в изменении своего состояния.

И конечно не стоит забывать о профилактике любых негативных эмоций, в том числе досады. Для этого важно максимально стараться не придумывать себе варианты развития событий и подгонять реальность под свои собственные убеждения и планы. Готовность к переменам, гибкость во взаимодействии, толерантность относительно чужой точки зрения – всё это является не только залогом внутреннего спокойствия, отсутствия досады по поводу неосуществления желаемого, но и обеспечением собственной свободы в проявлении индивидуальности.

Методика предназначена для определения копинг - механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг - стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов:

Подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда - 0 баллов; редко - 1 балл; иногда - 2 балла; часто - 3 балла

Вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: - это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

Можно определить по суммарному баллу:

6 - низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 7-12 - средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии; 13-18 - высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • 1. Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • 2. Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.

Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.

Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.

Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.

Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Интерпретация результатов:

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Стимульный материал:

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я...

Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге

Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь

Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

Критиковал и укорял себя

Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

Надеялся на чудо

Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

Вел себя, как будто ничего не произошло

Старался не показывать своих чувств

Пытался увидеть в ситуации что-то положительное

Спал больше обычного

Срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

Во мне возникла потребность выразить себя творчески

Пытался забыть все это

Обращался за помощью к специалистам

Менялся или рос как личность в положительную сторону

Извинялся или старался все загладить

… составлял план действии

Старался дать какой-то выход своим чувствам

Понимал, что сам вызвал эту проблему

Набирался опыта в этой ситуации

Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

Рисковал напропалую

Старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

Находил новую веру во что-то

Вновь открывал для себя что-то важное

Что-то менял так, что все улаживалось

В целом избегал общения с людьми

Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

Спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

Отказывался воспринимать это слишком серьезно

Говорил о том, что я чувствую

Стоял на своем и боролся за то, чего хотел

Вымещал это на других людях

Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации

Знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

… отказывался верить, что это действительно произошло

Я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому

Находил пару других способов решения проблемы

Старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

Что-то менял в себе

Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

Молился

Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

Приложение 3. Методика С. Бэм "Исследование маскулинности - фемининности личности

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Психологический пол

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы "бесполыми", универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом "психологический пол" - маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я.

Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Процедура проведения

"Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас".

Обработка и интерпретация результатов

мускулинность ("да"): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

фемининность ("да"): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.

А если индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Стимульный материал:

  • 1. Верящий в себя
  • 2. Умеющий уступать

Способный помочь

Склонный защищать свои взгляды

Жизнерадостный

Независимый

Застенчивый

Совестливый

Атлетический

Театральный

Напористый

Падкий на лесть

Удачливый

Сильная личность

Преданный

Непредсказуемый

Женственный

Надежный

Аналитичный

Умеющий сочувствовать

Ревнивый

Способный к лидерству

Заботящийся о людях

Прямой, правдивый

Склонный к риску

Понимающий других

Скрытный

Быстрый в принятии решений

Сострадающий

Искренний

Полагающийся только на себя (самодостаточный)

Способный утешить

Тщеславный

Привлекательный

Мужественный

Теплый, сердечный

Торжественный, важный

Имеющий собственную позицию

Умеющий дружить

Агрессивный

Доверчивый

Малорезультативный

Склонный вести за собой

Инфантильный

Адаптивный, приспособляющийся

Индивидуалист

Не любящий ругательств

Не систематичный

Имеющий дух соревнования

Любящий детей

Тактичный

Амбициозный, честолюбивый

Спокойный

Традиционный, подверженный условностям

Приложение 4. Первичные данные по методике для психологической диагностики копинг - механизмов Э. Хейма

  • 1. Игнорирование - 1 (4,3%)
  • 2. Смирение - 0 (0%)

Диссимуляция - 2 (8,7%)

.Сохранение самообладания - 5 (21,7%)

5. Проблемный анализ - 1 (4,3%)

Относительность - 3 (13,1%)

Религиозность - 2 (8,7%)

Растерянность - 1 (4,3%)

Придача смысла - 2 (8,7%)

.Установка собственной ценности - 6 (26,1%)

  • 1. Протест - 2 (9,5%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 1 (4,8%)

.Подавление эмоций - 5 (23,8%)

  • 4. Оптимизм - 6 (28,6%)
  • 5. Пассивная кооперация - 2 (9,5%)

Покорность - 0

Самообвинение - 2 (9,5%)

Агрессивность - 3 (14,3%)

  • 1. Отвлечение - 2 (8,7%)
  • 2. Альтруизм - 2 (8,7%)

.Активное избегание - 4 (17,4%)

  • 4. Компенсация - 6 (26,1%)
  • 5. Конструктивная активность - 1 (4,3%)

Отступление - 2 (8,7%)

.Сотрудничество - 4 (17,4%)

8. Обращение - 2 (8,7%)

Когнитивные копинг - стратегии:

  • 1. Игнорирование - 0
  • 2. Смирение - 2 (10%)

.Диссимуляция - 3 (15%)

4. Сохранение самообладания - 1 (5%)

.Проблемный анализ - 4 (20%)

6. Относительность - 1 (5%)

Религиозность - 1 (5%)

Растерянность - 2 (10%)

.Придача смысла - 3 (15%)

10. Установка собственной ценности - 3 (15%)

Эмоциональные копинг - стратегии:

  • 1. Протест - 2 (10%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 0

.Подавление эмоций - 5 (25%)

  • 4. Оптимизм - 10 (50%)
  • 5. Пассивная кооперация - 0

Покорность - 2 (10%)

Самообвинение - 1 (5%)

Агрессивность - 0

Поведенческие копинг - стратегии:

  • 1. Отвлечение - 2 (10%)
  • 2. Альтруизм - 2 (10%)

Активное избегание - 2 (10%)

Компенсация - 1 (5%)

Конструктивная активность - 0

.Отступление - 4 (20%)

  • 7. Сотрудничество - 7 (35%)
  • 8. Обращение - 2 (10%)

Приложение 5. Первичные данные по методике "Копинг - тест Р. Лазаруса

№Копинг - стратегииМужчины Женщины1Конфронтационный копинг7 (11,1%)7 (10,8%)2Дистанцирование7 (11,1%)7 (10,8%)3Самоконтроль9 (14,3%)10 (15,5%)4Поиск социальной поддержки7 (11,1%)9 (13,8%)5Принятие ответственности11 (17,5%)9 (13,8%)6Бегство - избегание5 (7,9%)4 (6,1%)7Планирование решения проблемы12 (19,1%)13 (20%)8Положительная переоценка5 (7,9%)6 (9,2%)

Приложение 6. Первичные данные по методике С. Бем "Исследование маскулинности - фемининности"

№МужчиныЖенщины1-0,280,0220,130,0230,17-0,044-0,110,045-0,11-0,176-0,060,247-0,020,198-0,04-0,249-0,04-0,13100,020,0211-0,1301712-0,110,1713-0,09-0,2114-0,040,2615-0,13-0,0416-0,240,13170,930180,04-0,04190,04-0,04200,350,11

Приложение 7. Вычисления ч2 - критерия Пирсона

) Расчет теоретической частоты (ѓT)

) Подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду

) Определено число степеней свободы. Внесена поправка на "непрерывность" (если v=1)

) Полученные разности возведены в квадрат

) Полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец)

) Полученная сумма является ч2Эмп

NЭмпирическая частотаТеоретическая частота(ѓЭ - ѓT)(ѓЭ - ѓT)2(ѓЭ - ѓT)2/ѓT111.110.950.150.020.002210.810.95-0.150.020.002311.110.950.150.020.002410.810.95-0.150.020.002514.314.9-0.60.360.024615.514.90.60.360.024711.112.45-1.351.820.146813.812.451.351.820.146917.515.651.853.420.2191013.815.65-1.853.420.219117.970.90.810.116126.17-0.90.810.1161319.119.55-0.450.20.01142019.550.450.20.01157.98.55-0.650.420.049169.28.550.650.420.049Суммы200200--1.136

Результат: ч2Эмп = 1.136

Критические значения ч2 при v=7: 14.067, р

Вывод: т.к. эмпирическое значение ч2 попадает в зону незначимости, то в этом случае принимается нулевая гипотеза Н0 об отсутствии различий. Т.е. копинг - стратегии мужчин не отличаются от копинг - стратегий женщин.