Последствия отрицательных и положительных внешних эффектов. Положительный и отрицательный эффект

Последствия отрицательных и положительных внешних эффектов. Положительный и отрицательный эффект
Последствия отрицательных и положительных внешних эффектов. Положительный и отрицательный эффект

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды () и предельные частные выгоды (), а также предельные социальные издержки () и предельные частные издержки (). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды () и предельные внешние издержки () (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

Если цементный завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q 2 > Q 1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов. Если предельные внешние издержки производства
цемента составляют , а объем производства цемента — Q 2 , то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и!!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода (),) будет меньше спроса общества на дороги (), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних эффектов. Если предельные внешние выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника . В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Внешние эффекты и производство общественных благ

Взаимодействие порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене побочные эффекты функционирования , воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных , или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

Рис 14.1. Внешние, частные и общественные издержки

Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Предельные внешние, частные и общественные издержки

Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.

Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB (рис. 14.3).

Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в категориях предельной частной выгоды (МРВ= АРВ / AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ = = AEB/ AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/ AQ). Данные предельные выгоды в графическом виде показаны на рис. 14.4.

Рис. 14.3 Внешние, частные и общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные внешние, предельные частные и предельные общественные выгоды

Формы проявления внешних эффектов

Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q 1 при цене Р 1 . Рыночное равновесие устанавливается в точке Е 1 , в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 14.5. Отрицательный внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р 2 . В точке Е 2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е 2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ 1 Е 2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 14.6).

На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ 2 . Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е 2 . Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Рис. 14.6. Положительный внешний эффект

Причины возникновения внешних эффектов

Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.

В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.

Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих объектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди?

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Pешением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем трансформации внешних эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты (интерналии).

В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.

В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы договориться о таком распределении этих прав, при котором их издержки и выгоды были бы равны. Однако установление прав собственности и переговоры об их обмене связаны с трансакционными издержками, что затрудняет, а иногда делает и невозможным решение этой задачи. Но в том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, то установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние, что приведет к оптимальному распределению ресурсов. Например, если будет создан рынок прав собственности на воздух, то владелец промышленного предприятия (производитель внешнего эффекта) или фермер (получатель внешнего эффекта) смогут выкупить это право друг у друга (на чистый воздух или на его загрязнение) в зависимости от того, кто из них двоих сможет извлечь из обладания этим правом большую пользу. Тот, для кого оно представляет меньшую ценность, продаст это право другому.

Рассмотренный выше принцип известен как теорема Коуза-Стиглера. Она утверждает, что при четко установленных правах собственности и почти нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. На практике условия интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма оказываются невыполнимыми. К причинам этого можно отнести: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; множество производителей и получателей внешних эффектов; недостаточность информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки по установлению прав собственности и ведению переговоров. Следовательно, использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Поэтому возникает необходимость применения государственных методов регулирования внешних эффектов.

Государственное регулирование внешних эффектов

Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.

Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

Для решения этой задачи используются различные методы.

Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.

Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение).

Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. Субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительный внешний эффект. Формы таких субсидий могут быть различны: талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий являются производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных частных издержек производства экономических благ. Примером такого рода регулирования служит субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке , на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке . Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные индивидуальные издержки (МРС) это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Предельные общественные издержки (MSC) это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. 50.1.

На рис. 50.1 видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.

Предельная общественная полезность (MSB) дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:

Qp>O s ;P p

Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Рис. 50.1

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете . Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики . Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Положительный внешний эффект изображен на рис. 50.2. На рис. 50.1 и 50.2 потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.


Рис. 50.2

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:

Внешние эффекты превращаются во внутренние, в результате чего происходит интернализация внешних эффектов, означающая, что предельные частные издержки или выигрыши, связанные с обращением товаров на рынке, скорректированы таким образом, что показывают реальные общественные предельные издержки и выигрыши.

В частном секторе экономики проблема экстерналий может решаться посредством рыночного механизма без внешнего его вмешательства благодаря деятельности экономических агентов.

Проблема экстерналий может решаться двумя путями. Во-первых, посредством слияния (объединения) производителей и потребителей внешних эффектов в единую целостность (фирму, общество потребителей и т. д.). Вследствие чего ранее существовавшие внешние эффекты превращаются во внутренние. Во-вторых, внеэкономическими методами (моральные нормы, традиции и т. п.), т. е. путем воздействия на поведение экономических агентов, вызывающие внешние эффекты.

2.6.1. Внешние эффекты

Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

Положительные внешние эффекты (выгоды);

Отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

Предыдущая

Глава 17. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ.

"…загрязнение - это издержки, связанные с

осуществлением производственной

деятельности. Однако эти издержки имеют

один отличительный признак: их груз падает

на людей, которые не давали на это

согласия. Короче говоря, загрязнением

называются издержки, навязываемые другим

без их согласия". (Пол Хейне)

Изучаемые вопросы

Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные затраты. Микроэкономический анализ внешних эффектов. Интернализация внешнего эффекта. Экономический подход к экологии. Транзакционные издержки.Теорема Коуза. Проблемы регулирования внешних эффектов, в том числе загрязнения окружающей среды. Меры государственного регулирования внешних эффектов: административно-командные, судебные, штрафные санкции, лицензирование сброса отходов.

====================================================================

Внешний эффект имеет место, когда действия на отдельном рынке некоторого домашнего хозяйства или какой-либо фирмы непосредственно увеличивают издержки (отрицательный внешний эффект ) или выгоды (положительный внешний эффект ) каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Еще переводят этот термин как экстерналии , точнее это не перевод, а просто калька с английского оригинала (externalities).

Внешний эффект – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки или выгоды некоторых третьих лиц, не участвующих в самой сделке.

Иными словами внешний эффект – это воздействие рынка на третьих лиц в виде уменьшения или увеличения их доходов, которое не компенсируется за счет изменения цен на этом рынке.Производил один, покупал другой, а пострадал третий - такова суть отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты - это пример несостоятельности рынка, когда рыночное ценообразование и мотив прибыли не обеспечивают рационального использования ресурсов общества. При наличии внешних эффектов рынок не способен обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.

Общественные и частные затраты. В случае отрицательного внешнего эффекта общество несет дополнительные затраты (так называемые экстернальные затраты ) по сравнению с частными затратами производителя товара. Поэтому общественные затраты превышают частные. В случае положительного внешнего эффекта общество получает дополнительные выгоды (так называемые экстернальные выгоды ). Тем самым общественные затраты меньше частных на величину денежной оценки этих выгод.

Загрязнение окружающей среды является наиболее важным примером отрицательного внешнего эффекта. Действительно, сброс загрязнений часто выгоден производителю, так как уменьшает его издержки по сравнению с ситуацией, при которой очистка отходов обязательна. Но загрязнение негативно сказывается на населении и на некоторых фирмах. Экономисты говорят, что в таких случаях общественные затраты могут быть выше цены. Поэтому фирма, загрязняющая окружающую среду, получает прибыли за счет убытков всего общества. Общественные затраты включают помимо затрат фирмы еще и затраты на очистку.

ПРИМЕР 17-1. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ.

Допустим, что затраты на топливо, производственное оборудование и труд составляют 100 долларов на каждую тонну стали. Эти затраты называются частными затратами , поскольку они покрываются самим сталелитейным заводом. Для того чтобы продолжать заниматься бизнесом, сталелитейный завод должен получить, по крайней мере, по 100 долларов за тонну стали.

Однако частные затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность, усиливает коррозию металлоконструкций вблизи завода. Все это относится к экстернальным затратам на производство стали, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами - людьми, не являющимися ни продавцами, ни покупателями как стали, так и каких-либо исходных компонентов, необходимых для ее производства. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью затрат на производство стали.

Предположим, что ущерб от загрязнения всех видов равен 20 долларов на каждую тонну произведенной стали. Сложив 100 долларов внутренних затрат и 20 долларов внешних затрат, мы получим общую величину альтернативной стоимости стали, равную 120 долларам за тонну. Эта цифра отражает стоимость факторов производства, использованных непосредственно заводом, плюс стоимость факторов, уничтоженных загрязнением или отвлеченных от других способов использования.

Если цена стали будет устанавливаться на основе предложения и спроса, то ее равновесное значение на этом весьма конкурентном рынке в долгосрочном периоде будет близко к 100 долларам за тонну, что как раз покрывает частные затраты, к которым экономическая теория относит и нормальную прибыль. В результате потребители стали получат ложный сигнал: цена сообщает им, что производство одной тонны стали оборачивается значительно меньшими затратами факторов производства национальной экономики, чем это происходит в действительности. В итоге потребители стали будут использовать больше стали, чем следует. Они будут менее склонны искать заменители стали, использовать вторичное сырье, конструировать продукты с таким расчетом, чтобы в них было использовано меньше стали и т.д. Короче говоря, рынок не справится с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию. .

Внешние эффекты весьма разнообразны. Например, это ухудшение качества жизни в микрорайоне в результате строительства новых 16-и этажных домов или увеличение зарплаты воспитателей в детских садах по причине ввода в действие новой текстильной фабрики. Примером положительного внешнего эффекта может служить ремонт фасада своего дома. Все ваши соседи выиграют от этого, в том числе, и чисто экономически, так как стоимость их домов возрастет, хотя вы, возможно, не принимали в расчет такие последствия. Важно понимать, что и положительные внешние эффекты не обеспечивают рационального использования ресурсов.

ПРИМЕР 17-2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ПЧЕЛОВОДСТВА.

Штат Мэн, середина 1980-х годов. Урожай ягод огромен. В этом заслуга миллионов трудолюбивых маленьких созданий, доставляемых аж из Флориды. Сборы черники, клюквы, ежевики и многого другого не были бы так обильны, если бы не медоносные пчелы, которые опыляют эти культуры. Здешние крупные ранчо и фермы зависят от пчеловодов. Они привозят пчел, чтобы поддержать работу местных маленьких трудяг и тем самым способствовать урожаю.

Это может быть очень выгодным бизнесом. Один пенсильванский пчеловод получит прибыль в 60 000 долларов в год за доставку 1500 ульев для опыления черники в штате Мэн и яблонь в Пенсильвании. И он сохраняет весь мед, что, в сущности, удваивает его прибыль. В прошлом году по стране владельцы пчелиных семей получили более 40 млн. долларов за то, что доставили фермам 1 млн. ульев. Медоносные пчелы на самом деле очень ценны. Недавнее исследование, проведенное в Корнелльском Университете по просьбе Национального Комитета Пчеловодства, делает вывод, что каждый доллар, потраченный на опыление, возвращает по крайней мере 60 долларов в виде дополнительной продукции.

Без такого рынка услуг опыления пчеловоды ограничили бы количество ульев до величины, при которой предельные затраты просто равнялись бы предельному доходу от продажи меда. Внешняя выгода для производителей фруктов не входила бы в подобные расчеты. Когда владельцы пчел получают возможность иметь дополнительный доход от продажи услуг по опылению, они увеличивают количество ульев. Это выгодно не только пчеловодам и садоводам, но и потребителям, которые получают больше и меда, и фруктов.

Обратите внимание, что увеличение использования пчел для повышения выигрыша от положительного внешнего эффекта было достигнуто без участия государства.

Образование, культура, здравоохранение и фундаментальная наука не производят чистых общественных благ, но дают обществу в целом и каждому его члену большие положительные внешние эффекты. Здравоохранение, наука, культура и образование обладают большим потенциалом положительного внешнего эффекта: чем выше уровень вашего образования и здоровья, чем выше уровень науки и культуры, тем лучше всем нам. Именно поэтому государство во всех развитых странах финансирует и стимулирует развитие этих сфер. Там, где рынки в этих сферах недопроизводят услуги, государство должно тратить средства на поддержку социальной сферы при условии, что рост доходов, вызванный дополнительным внешним эффектом, будет больше расходов. К сожалению, у государства не всегда есть эти средства и в большинстве случаев затруднительно оценить дополнительный внешний эффект.

Микроэкономический анализ внешних эффектов . Рассмотрим пример. На берегу прекрасного уникального Плещеева озера в Переяславле-Залесском находится химический комбинат, производящий, в частности, кинопленку "Свема". Отрицательные внешние воздействия имеют место тогда, когда комбинат сбрасывает сточные воды. Отрицательный эффект возникает потому, что у химического комбината при принятии производственных решений нет стимулов учитывать внешние дополнительные издержки, которые вызываются убытками рыбаков и туристических фирм, потребителей воды и любителей природы, увеличением заболеваний и снижением продолжительности жизни. С общественных позиций использование ресурсов исходя только из интересов комбината характеризуется как неэффективное. Чтобы уяснить это рассмотрим кривые спроса и предложения кинопленки "Свема". Поскольку производитель кинопленки "Свема" является, скорее всего, ценоискателем, то эта кривая спроса имеет отрицательный наклон. Хотя наши выводы не изменились бы и для фирмы - ценополучателя.

Предположим, что общественные затраты, связанные с изменениями окружающей среды возрастают с выпуском пленки. Покажем на рис. 17-1 соответствующую кривую предельных экстернальных затрат как MEC (от англ. Мarginal Еxternality Сost). Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции, как вам уже известно, представляет собой кривую предельных издержек (MC). Эти издержки можно суммировать, получая тем самым кривую общественных издержек: MSC = MC + MEC. Новая точка равновесия показывает, что комбинат с общественных позиций производит слишком много продукции (Q’ e < Q e) и продает пленку по цене ниже необходимой для возмещения общественных издержек (P’ e < P e). Поэтому производство пленки считается неэффективным.

MSC = MС + MEC

Рис.17-1. Типичная интернализация отрицательного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные издержки (MSC), с учетом отрицательного внешнего эффекта, а именно экстернальных затрат (MEC). Рыночное равновесие без интернализации внешнего эффекта (Е P) и с его интернализацией (Е S).

Переход из точки E в точку E S называется интернализацией внешнего эффекта . При интернализации все затраты учитываются в цене продукции. О чем свидетельствует целесообразность повышения цен на пленку и снижения объемов ее производства? О том, что расплачиваться за очистку озера должны не все налогоплательщики, а только потребители пленки. Действительно, почему вы должны за это платить, если не имеете отношения к кинопленке. Хотя если вы смотрите фильмы, то, в конечном счете, платить придется вам. Трудно учесть все последствия загрязнений даже государству. Тем не менее, налоги на загрязнения может ввести только оно. Поэтому государственного вмешательства не избежать.

Интернализация внешнего эффекта заключается в изменении цены и объема продаж на рынке таким образом, чтобы максимизировать общественное богатство.

Тот же эффект сокращения загрязнений в принципе можно достичь с помощью снижения спроса. Но затраты на это могут быть намного выше. Поэтому назовем этот способ интернализации нетипичным. Именно этим способом «зеленые» добились сокращения потребления меховых изделий.

E MSC = MC – MEB

Рис.17-2. Интернализация положительного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные затраты (MSC), с учетом положительного внешнего эффекта, а именно экстернальных выгод (MEB).

В случае положительного внешнего эффекта общественные затраты должны быть уменьшены на сумму выгод третьих лиц (см. рис.17-2).

Без государственного или иного вмешательства на рынках, порождающих отрицательные внешние эффекты, при неизменном спросе с точки зрения всего общества производится слишком много продукции по слишком низкой цене, а на рынках, вызывающих положительные внешние эффекты, производится слишком мало продукции по слишком высокой цене.

С точки зрения получателей выгод от положительного внешнего эффекта важно добиться большего объема производства. Это можно сделать не только за счет сдвига кривой предложения, но и за счет роста спроса. Аналогично получатели убытков от отрицательного внешнего эффекта могут добиться уменьшения своих убытков за счет уменьшения спроса на рынке, генерирующем отрицательный внешний эффект.

На практике точного решения достичь практически невозможно. Например, в случае загрязнения окружающей среды кривая MEC зависит от того, насколько точно мы оцениваем потери от сброса сточных вод. И здесь без экологических данных не обойтись. Но эти данные постоянно уточняются и с развитие науки, и с установлением экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, и с меняющимися взглядами науки и общества на то, что является загрязнением, а что нет.

Некоторые потери, связанные с загрязнением окружающей среды, рынок позволяет оценить и делает он это очень наглядно. Недвижимость в экологически неблагополучных зонах дешевеет. Допустим на берегу Плещеева озера жила бабушка в просторной избе. В!960-е годы до строительства химического комбината ей предлагали большие деньги за этот дом. В 1990-е годы она решает продать свой дом. С учетом инфляции бабушка рассчитывает получить миллионов сто, а предлагают не более 10-и. Кому нужен дом на берегу грязного озера?

Экономический подход к экологии. Экономисты считают, что все можно оценить деньгами. Экологи утверждают, что природа бесценна. И тот, и другой подход имеют свои резоны. Денежная оценка охраны окружающей среды помогает экономистам лучше использовать ограниченные ресурсы для охраны окружающей среды. Тем не менее, и экологи, и экономисты исходят из того, не все поддается оценке, по крайней мере, достаточно точной.

Хотя было бы неплохо вернуть окружающую среду в изначально чистое состояние, очистительные работы стоят дорого. Деньги, расходуемые на эти работы, могли бы быть использованы как-нибудь иначе. В таком случае, видимо должно быть установлено некоторое равновесие между нежелательным загрязнением окружающей среды и ее дорогостоящим очищением. Эту проблему, как и многие другие, теоретически решают на основе маржинального анализа.

С каждой дополнительно очищенной единицей загрязнения окружающей среды обычно маржинальная (предельная) общественная выгода имеет тенденцию к уменьшению. Это следствие закона уменьшения предельной отдачи (производительности) факторов. В то же время, предельные затраты на очищение окружающей среды имеют тенденцию к росту. Если общество располагает точной информацией о суммарной общей выгоде и о затратах на сохранение окружающей среды, оно может приблизиться к оптимальному уровню экологической активности, при котором маржинальная общественная выгода равна маржинальным общественным затратам.

Теорема Коуза (1960 г.) Внешние эффекты в принципе всегда могут быть компенсированы соответствующими налогами и государственными выплатами, призванными покрыть разрыв между предельными частными и предельными общественными издержками. В последние годы утверждение Пигу, что государственное вмешательство в форме налогов и субсидий требуется всякий раз, когда частный и общественный продукт расходятся, оспаривалось Рональдом Коузом и его последователями.

Возможен и другой механизм сокращения неэффективности, вызванной загрязнением окружающей среды или иными отрицательными внешними эффектами. На первый взгляд, предложенный Коузом подход парадоксален. Рассмотрим пример. Допустим, что предельный общественный продукт Ярославского шинного завода меньше, чем его предельный частный продукт. Страдают в первую очередь люди, попавшие в зону загрязнения. Тем не менее, ни одна ярославская семья не заинтересована в том, чтобы заплатить заводу, дабы он переместилась в другое место, где общественный продукт был бы выше за счет сокращения вредного воздействия загрязнений, поскольку частные издержки превысили бы частные выгоды. Однако, вполне возможно, что все живущие в зоне загрязнения смогли бы все вместе заплатить за перенос шинного производства из Ярославля в другое место. Заметим, что в этом вполне абстрактном примере пришлось бы платить не только владельцам завода, но и тем, кто живет в предполагаемом месте размещения завода. Это может быть сделано, если выгоды от перемещения для жителей, страдающих сейчас от выбросов Ярославского шинного завода, превзошли бы издержки. Если эти жители не смогут перенести завод, то за них это может сделать государство, обложив налогом заинтересованных жителей (понятно теперь, что не всех). Таким образом, возможен не только государственный путь решения проблем внешних эффектов, но и негосударственный, рыночный, договорной путь. Каковы его возможности? В чем его плюсы и минусы?

ЭКОНОМИКА В ЛИЦАХ: РОНАЛЬД КОУЗ

"В дни моей молодости говаривали, что, если глупость

слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее

можно спеть. В современной же экономической теории

ее можно облечь в математическую форму".

(Рональд Коуз )

Экономистов иногда обвиняют в том, что они зачастую выражают свои модели в абстрактных математических или графических формах и теряют связи с реальным миром экономических институтов. О Рональде Коузе этого сказать нельзя. В своих оригинальных работах и редактируемом им журнале "Право и экономика" Коуз установил живую связь между реальными и аналитическими экономическими институтами. В подходе Р. Коуза выбирается какой-либо экономический институт и ищется ответ на два связанных вопроса:

1. Каково влияние данного экономического института на распределение средств и ресурсов?

2. Какова эволюция данного экономического института с точки зрения его воздействия на распределение средств?

Рональд Коуз родился в 1910 г. в Лондоне, где и получил образование. С самого начала своей карьеры занимался проблемами экономических институтов. Его статья о природе фирм была опубликована в 1937 г. и принесла ему международное признание. Он переехал в США и преподавал в Университетах Буффало, Вирджинии и Чикаго. В 1961 г. в журнале "Право и экономика" появилась его известная статья "Проблемы социальной стоимости". Изучение права и экономики в то время еще едва ли существовало как независимая специализация в рамках каждого из этих направлений, а журнал "Право и экономика" только появился на свет.

Пробный анализ Коуза сути правовых норм и законов как экономического института возбудил большой интерес к проблеме, как среди экономистов, так и юристов. Экономический анализ юридических актов вскоре стал отдельно существующей областью исследования. В последующие десятилетия все ведущие юридические школы ввели в свой штат экономистов и предлагали своим слушателям курсы лекций по этому направлению научных исследований.

В 1991 г. Р. Коузу была присуждена Нобелевская премия за исследования по проблемам транзакционных издержек и прав собственности.

Рональд Коуз утверждает, что обычно существует возможность торговли между теми, кому выгодны внешние издержки и теми, кто несет дополнительные внешние потери. В качестве примера он приводит известный пример Пигу с железной дорогой, которая вредит окрестным полям. Аргумент Коуза состоит в том, что если бы владельцы железной дороги могли бы торговаться с фермерами, собственность которых граничит с железнодорожной полосой, то фермеры могли бы заплатить сумму достаточную для того, чтобы закрытие этой ветки было бы для ее владельцев приемлемым. Для этого данная сумма должна быть меньше, чем приобретаемые фермерами выгоды. При этом издержки заключения сделки не принимаются в расчет. Но рыночный механизм и не работает по Коузу потому, что эти издержки, названные транзакционными (см. главу 9), часто слишком высоки. Объем взаимовыгодного обмена, который происходит в обществе, ограничен транзакционными издержками.

Теорема Коуза заключается в том, что если эти издержки малы, то стороны могут договориться вне зависимости от распределения прав собственности, лишь бы эти права были четко определены.

При незначительных транзакционных издержках сами агенты будут иметь мотивы вступать в добровольные соглашения для того, чтобы переложить издержки загрязнений и других отрицательных внешних эффектов с жертв на виновников. В результате величина национального продукта не зависит от того, кто и как будет отвечать за загрязнение в результате частных переговоров. Если издержки заключения сделки столь велики, что теорема Коуза неприменима, то нет оснований утверждать, что правительственное вмешательство поправит дело. "Несостоятельность правительства" следует сопоставить с "несостоятельностью рынка". Необходимость четкого разграничения прав собственности глубоко проникла в сознание экономистов. Идеи Коуза "завоевали экономический мир" и везде, включая Россию, идет интенсивное институциональное строительство, принимающее во внимание взгляды Коуза и других выдающихся экономистов ХХ века.

ПРИМЕР 17-3. ТЕОРЕМА КОУЗА.

Рассмотрим, каким образом с помощью добровольного соглашения можно справиться с проблемой загрязнения окружающей среды в идеальном мире без транзакционных издержек. В таком мире полная информация о причинах и последствиях загрязнения доступна всем бесплатно. люди честно делятся информацией о том, насколько они страдают от загрязнения или насколько им выгодно устранение его последствий. Они добровольно соблюдают любые соглашения, которые они заключают.

Предположим, что в нашем идеальном мире есть озеро, которым владеет Озеров, а на берегу озера расположен химический завод, принадлежащий Заводчикову. Сточные воды завода губительно действуют на рыбу. Для простоты предположим, что никто больше не страдает от загрязнения. Что делать?

Необходимо определить поточнее права собственности. Допустим, что владение озером включает право получать возмещение потерь от загрязнения. Поэтому Озеров информирует Заводчикова об ущербе, который причиняет рыбе загрязнение воды. Заводчиков признает обязательства что-то делать. После обсуждения проблемы они приходят к одному из нескольких возможных соглашений:

1. Заводчиков соглашается прекратить загрязнение. Для этого он либо установит очистные сооружения, либо закроет завод. Смотря какой из способов потребует меньше расходов.

2. Заводчиков соглашается компенсировать Озерову стоимость рыб, погибших от загрязнения. Для обеих сторон такой выход будет предпочтительнее снижения уровня загрязнения если стоимость погибших рыб меньше, чем затраты на борьбу с загрязнением.

3. Заводчиков соглашается купить рыбу за цену, приемлемую для Озерова. После этого он управляет объединенным «рыбным и химическим» предприятием таким образом, чтобы получить максимум прибыли, устанавливая очистные сооружения или нет.

Предположим иное распределение прав. Владение заводом включает право выливать отходы в воду озера. И если Озеров обратится к Заводчикову с просьбой о возмещении ущерба от загрязнения, то Заводчиков не обязан что-то предпринимать. При этом возникает другой набор возможных результатов их переговоров:

1. Озеров уплачивает Заводчикову согласованную сумму, чтобы прекратить загрязнение, либо установив очистные сооружения, либо закрыв завод, то есть сделать то, что требует меньше расходов.

2. Озеров покупает завод за цену, приемлемую для Заводчикова, а затем управляет объединенным предприятием так, чтобы получить максимум прибыли.

3. Обе стороны соглашаются, что стоимость рыб, погибших от загрязнения, меньше чем затраты на борьбу с загрязнением. В таком случае никаких действий не предпринимается.

Таким образом, "загрязнение устраняется не путем устранения ущерба окружающей среде, что невозможно в принципе, а путем разрешения разногласий относительно прав собственности". (Пол Хейне)При этом, переговоры между обеими сторонами всегда приводят к оптимальной величине загрязнения, которая не обязательно будет сведена на нет. Это достигаются вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права на собственность. Например, если выгодно установить на заводе очистные сооружения, то изначальное определение прав собственности укажет кому - Озерову или Заводчикову - нести расходы на покупку оборудования, но в любом случае оно будет установлено.

Проблемы интернализации внешних эффектов. При каких условиях, если такие существуют, добровольное рыночное соглашение приведет к эффективному контролю за загрязнениями окружающей среды? В реальном мире транзакционные затраты никогда не равны нулю. Однако иногда они достаточно малы, чтобы позволить решить проблемы внешних эффектов посредством свободного обмена.

Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки про­изводства всегда ниже общественных предельных издержек производ­ства. Следствием этого является пе­репроизводство блага и заниженная его цена.

Предположим, что производство единицы продукта сопровож­дается внешними затратами в размере E руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому внешние затраты на рис. 10-5 представлены горизонталь­ной прямой ЕС. Допустим также, что соблюдаются условия со­вершенной конкуренции и рыночная цена товара Р. Фирма, стремясь к максимуму прибыли, выбирает объем производства q 1 , при которомпредельные частные затраты (MPC) равны ры­ночной цене P . Предельные частные затраты не включают в себяпредельные внешние затраты(MEC) в случае существования отри­цательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные затраты включается только стоимость услуг тех ресурсов, кото­рые фирмы покупают или которыми владеют.

На рис. 10-5 изображена также кривая предель­ных общественных затрат (MSC). Предельные общественные за­траты равны предельным индивидуальным затратам и предель­ным внешним затратам:

MSC = МРС + МЕС.

P
EC
MSB
MPC
MSC
q
q 1
q 2
P 1
P

Поэтому кривая MSC расположена на E руб. выше кривой МРС. При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q 2 , при котором MSC = Р. Заметим, что q 2 > q 1 . Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции вы­пускается слишком много, и она реализуется по весьма низким ценам.

Регулирование отрица­тельных внешних эффектов

Перепроизводство благ свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Задача государства состоит в корректировке работы рыночного механизма. Эта корректировка предполагает интернализацию вне­шних эффектов, т.е. трансформацию предельных внешних издержек во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффек­тов интернализация означаеть увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального.

Меры воздействия могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если вне­шние затраты слишком высоки; может установить предельно до­пустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными ве­ществами; может ввести налоги и т.д.

Британский экономист А. Пигу (1877-1959) для решения про­блемы отрицательных внешних эффектов предложил вводить об­ложение этих эффектов налогами. Идея Пигу сводилась к следую­щему: если хозяйствующий субъект, скажем А , осуществляя свою деятельность, вызывает издержки у субъекта Б , то обложение А налогом, равным этим издержкам, будет хорошим стимулом для него в принятии решения относительно уменьшения этих издер­жек. Этот налог получил названиекорректирующего налога Пигу.


Предположим, на производство данного товара установлен налог Е руб. на единицу продукции. Для фирмы он пред­ставляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кри­вая МРС поднимается на Е руб. вверх и совпадаете кривой MSC. Таким образом, с помощью налога внешние затраты интернализуются. И теперь уже оптимальным для фирмы ста­нет выпуск q 2 , при котором MSC = Р.

Но дело этим не ограничится, изменится и сама цена. На рис. 10-6 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрас­ли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала поло­жение S, то рыночная цена равнялась Р. Введение налога на про­изводство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога Е . Кривая предложения займет поло­жение S 1 . Новая рыночная цена составит Р 1 . При такой цене опти­мальный выпуск для нашей фирмы равен q 2 " на рис. 10-5. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q 2 на рис.10-6. Таким образом, введение налога на производство товара сокра­щает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты.

Мы рассмотрели самый простой, но не самый эф­фективный способ налогообложения в случае, когда производ­ство какого-либо продукта сопровождается внешними затратами. Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т.е. ввести платежи в бюджет, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению эко­логически чистых технологий.

Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень сложно. Тем более что на разных фирмах внешние затраты могут быть очень раз­личными. Внешний ущерб от загрязнения одного и того же раз­мера в плотно заселенном районе выше, чем в малонаселенной местности.

Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, сле­дует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресур­сов. Это означает, что эффективный уровень контроля над за­грязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой свя­зи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов дос­тигалось при снижении издержек фирм по устранению отрица­тельных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблю­дении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.

Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем за­грязнения, государство выпускает равное этому объему количе­ство лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыноч­ный оборот.

Механизм «компенсаций», представляющих собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обме­не правами собственности на загрязнения, применяется тогда, ког­да дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фир­мы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.