Основатель научной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки

Основатель научной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки
Основатель научной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки

Ознакомившись с материалом, Вы узнаете, кто является основоположником психологии.

Кто является основоположником психологии?

Основоположником психологии является Вильгельм Вундт . Он был первым, кто создал экспериментальную лабораторию в 1881 году . Этот же год и является годом рождения психологии как науки. В своей лаборатории он использовал научные методы для изучения человеческого поведения и разума. Вундт из смеси биологии и философии сделал психологи как уникальную, отдельную науку.

Человечество еще с античных времен занималось изучением психологии. Но как наука психология достаточно молодая. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Кто является основоположником русской педагогической психологии?

Педагогическая психология являются отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и логичность психической деятельности, а также условия формирования индивидуума в процессе воспитания, обучения, овладения навыками, знаниями и умениями. Педагогическая психология занимается изучением особенностей взаимоотношений и взаимодействия педагогов и учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности, способы оптимизации учебного процесса, самообразования и образования. Большое внимание уделяется профессиональному воспитанию и обучению. Результаты педагогической психологии используются в других отраслях этой науки.

Основоположником русской педагогической психологии является . Возникла наука в XIX столетии. Актуальными проблемами, которыми занимается русская педагогическая психология, является обновление организации, содержания, методов и принципов образования, обоснование его гуманизации, последовательной демократизации и гуманитаризации.

Кто основоположник психологии как науки в России?

Основоположник русской психологии Его главная книга под названием «Рефлексы головного мозга» изложена психологическая трактовка основных психологических процессов. Ученый сделал набросок так званой «мозговой машины», которая является не простым передаточным устройством внешнего раздражающего фактора на движение, а механизмом. Данный механизм снабжен 4-мя центральными придатками. Они влияют на конечный результат и эффект импульса. Главные психические элементы психологии по Сеченову — это действие и чувствование.

Становление психологии как науки

1.1. Понятие «психология»

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «lo­gos» (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутрен­нюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).


Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в основе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.

Знаменитый немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920). Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии . Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

11. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п.. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом, проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.

Для плавного вхождения в тему, не лишним будет узнать краткое изложение истории возникновения психологии как науки. Хочу признаться, что до некоторого времени и сам не знал, что отцом-основателем психологии как науки, принято считать Аристотеля.

Итак, история возникновения психологии как науки, своими корнями уходит в далёкое прошлое. Первыми упоминаниями о ней можно считать труды известного древнегреческого философа и мыслителя Пифагора. Благодаря заслугам Пифагора, именно древним грекам отдаётся первенство в попытках изучения психологии, как отдельной науки. Чуть позднее, Гиппократ явился основоположником науки близкой к современной психологии, согласно его исследованиям, последователи его учения стали делить людей по типам темперамента, без которых, наверняка, не появились бы современные науки об индивидуальных особенностях личности. И уже в те времена начали изучать приемы, посредством которых предоставляется возможным манипулировать людьми и влиять на сознание масс.

Далее, Платон – ученик Сократа, используя опыт своего учителя, впервые ввел всем известное в наше время понятие «внутреннего диалога», а также описал разницу во внутренних мотивах человека – высшими и неизменными, находящимися в состоянии постоянного внутреннего конфликта. У Платона также был ученик, имя его Аристотель , которого по праву можно назвать отцом-основателем психологии как науки , т.к. он положил начало новой эпохи в истории развития психологии, указав на то, что духовное и телесное неразрывно связаны между собой.

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), пришедший в психологию из физиологии, в основном известен как основатель экспериментальной психологии . Назвав новую дисциплину физиологической психологией , Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов – исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций. Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе – путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения. Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта – 10-томный труд «Психология народов».

Уже ближе к нашему времени, неоценимый вклад в современное развитие психологии внёс заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета, отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). В 1895 году, работая над «Проектом программы научной психологии», он изложил идею личности, раздираемой конфликтами. Психоанализ Фрейда оказал явное или неявное влияние практически на все современные психологические теории, благодаря чему возникновение новых направлений в психологии, обнажало узкое толкование причинно-следственных связей, проблему влияния бессознательного (подсознания) на нашу жизнь , что сейчас и является предметом интереса для изучения многих учёных различных специальностей, благодаря открытиям отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.

И коль скоро мы упомянули о возникновении новых направлений в психологии со времён дедушки Фрейда, то для расширения кругозора не лишним будет узнать, хотя бы основные её направления: клиническая психология, общая психология, популярная психология, практическая психология, прикладная психология, житейская психология, психодиагностика, психология влияния, педагогическая психология, психология индивидуальных различий, психология конфликта, психология личности, психология масс и толпы, психология общения, психология труда, психология управления, сексология, семейная психология, социальная психология, психология рекламы, специальная психология, этнопсихология, психофизиология, юридическая психология, НЛП, гештальтпсихология, когнитивная психология, возрастная психология.

После краткого экскурса в историю возникновения психологии, можем перейти к теоритической части , в подрубрике «Психология» мы будем черпать знания из всех направлений психологии, но больше внимания будем уделять тем направлениям в психологии, которые несут в себе знания с пользой практического их применения. Это, конечно же, в первую очередь знания в практической психологии, являющейся научной, с последующим их применением на практике в житейской психологии.

Знания практической психологии, применяемые для решения различных житейских, личностных проблем – это действенные инструменты для развития и самосовершенствования. Почему и как может быть полезна сложная наука психология для решения простых житейских проблем?

– Каждый человек в некотором роде психолог, т.к. контактируя с людьми, он постигает многие законы психологии интуитивно, он способен по жестам, мимике человека определить его эмоциональное состояние. Это, так называемая, житейская психология, она значительно отличается от практической психологии и научных знаний в психологии. В чём выражены эти отличия?

В практической психологии лишь часть её житейская, а житейская психология – по сути своей, лишь отражает личный жизненный опыт конкретного человека. Но в отличие от житейской, которая опирается на личный опыт, полученный интуитивным, эмпирическим путём, лучшая часть практической психологии имеет вполне научные корни, продумана, обобщена, рациональна, обоснована профессиональными наблюдениями и экспериментами, она одно из направлений научной психологии.

Научная психология оперирует огромным объёмом фактического материала, научные знания легко аккумулируются и имеют много способов пропаганды и распространения, научные знания весьма рациональны, т.к. их основой являются научные эксперименты, научная психология стремится обобщать те или иные аспекты, используя групповой метод, соответствующие понятия.

Житейская психология крайне конкретна, т.е. относится к конкретным людям, ситуациям, она носит интуитивный характер, знания приобретаются чаще всего путем проб и ошибок, они формируются на случайном опыте, его субъективном анализе, передача знаний житейской психологии обставлена многими трудностями, а иногда это просто невозможно, житейская психология менее эффективна чем научная, т.к. её носители не имеют доступа к уникальным научным фактическим материалам.

Поэтому нашим инструментом для решения житейских проблем, должна являться практическая психология, и применяться в житейской, т.к. практическая психология, ориентирована на работу с населением, для решения житейских проблем и конфликтов. Ещё одно уточнение – не путайте практическую психологию и прикладную, которая ориентирована на специалистов-психологов, а практическая – на неспециалистов, т.е. население. Справедливости ради, следует отметить, что многие учёные скептически оценивают своих коллег по практической психологии, т.к. они иногда используют не совсем научные методы.

Корни этого скептицизма имеют много оттенков и нюансов, но в глобальном масштабе всё сводится к различиям в трактовках Западной и Восточной психологий. Западная психология выявляет и устраняет внешние причины, а психология Востока направлена на внутренние, утверждая, что корни всех проблем – внутри человека, она лечит в первую очередь душу, а потом уже тело.

Например, какова реакция западного человека на нанесённую обиду? – Правильно, «дать сдачи, чтобы неповадно было», мысли и эмоции – соответствующие. Человек Востока воспринимает это как подсказку Высших сил, что где-то он совершил ошибку, что-то нарушил, а его обидчик – лишь инструмент Высших сил. Он извинится перед обидчиком (за то, что вовлёк его в эти «разборки»), мысленно поблагодарит, внесёт коррективы в своё поведение.

Если Вы намерены исповедовать восточную психологию и философию, то готовьтесь коренным образом изменить свой образ мышления, образ жизни и поведения, если Вы, к примеру, славянин. Это вполне возможно, но будет весьма непросто, т.к. Вы продукт общества с иной культурой и традициями. Есть более продуктивный путь – много веков назад наши предки исповедовали жизненные принципы, в основе которых была духовность, как и у восточных народов, более того, они имеют общие корни – Веды, но адаптированные под менталитет и уклад жизни своих народов. Для расширения кругозора поинтересуйтесь, что такое «Славянская здрава» – книга так и называется. Если Вы знакомы с основами восточной психологии и философии, то Вас может даже удивить совпадение базовых принципов – духовность – гармония с окружающим миром, циркуляция жизненной энергии, энергетические центры тела человека, и т.д.

Как характеризуется образ человека западных культур и психологии? – Стремление обрести независимость, формирование своих целей, не учитывая мнения своего окружения, собственное мнение всегда находится в приоритете, общепринятые нормы игнорируются. Высшая ценность – это самоактуализация, которая продуцирует чувство самодостаточности, удовлетворённости собой.

Восточные культуры и психология исповедуют послушание, уважение своих родителей, гармонию во взаимоотношениях, мнение окружающих всегда учитывается. Высшие ценности: личный вклад в общественное, город, деревню, семью, стремление и умение быть хорошим человеком. То, что Вы сейчас прочитали, не является теоретическими изысканиями, это научно обоснованные психологические исследования. Выводы сделайте самостоятельно.

А бывали ли случаи в истории, когда государство с восточной психологией и философией изменяли своим ценностям, используя западные концепции и принципы? – Это Китай и эксперимент продолжается, Китай взял на вооружение западную концепцию материального развития, которая, по мнению, её сторонников является ключом к решению всех проблем, и не только проблемы бедности, а и в глобальном смысле, может сделать жизнь людей счастливой. То есть, люди должны стать богатыми, а любой способ достижения богатства будет являться оправданным.

Дэн Сяопин говорил, что цвет кошки неважен, если она ловит мышей, т.е. китайцы могут богатеть, используя западный метод. Тогда они не понимали, что решение проблемы бедности не решает проблем внутреннего мира. Сейчас китайцы становятся всё более богатыми, но и более испорченными, бедные всё больше страдают, а богатые не считают себя счастливыми. Чтобы не быть голословным, эту информацию я почерпнул из книги «Мудрость Востока и Запада», в которой ведут диалог два ярких представителя восточной и западной психологий – Его Святейшество Далай-лама и выдающейся психолог Пол Экман, эти яркие представители различных культур пришли к общему мнению о связи духовности, здоровья, богатства, бедности и счастья – что и является основной темой нашего сайта. А ещё они признали полезность для человечества в равной степени как Западной, так и Восточной психологии и философии, а также необходимость взаимообогащения опытом друг друга. Так мы получили ответ на ещё один вопрос: «Какая психология полезней – восточная или западная?». – Получается, что обе, но их эффективность усиливается, если при Вашем выборе учитываются Ваши индивидуальные, психологические особенности, конкретные случаи и ситуации. При своём выборе, постарайтесь не быть доверчивыми, не доверяйте свою душу и тело Гуру с восточными чертами лица или Учителю в древнеславянских одеждах, которые дружили, ещё когда заканчивали ПТУ по специальности «Слесарь-монтажник» и с этим багажом знаний создали прибыльный бизнес.

А теперь самое время перейти к конкретике – чисто конкретно по жизни, как выражаются представители новой формации – «Человек деловой». Практическая психология – это экономически выгодно – Вы экономите время и деньги на визитах к психиатрам, покупке дорогостоящих антидепрессантов, успокоительных или тонизирующих медикаментов. Методы практической психологии не требуют больших затрат времени, процесс Вашего обучения будет простым и естественным. Вот лишь ничтожно малая часть проблем, решаемых с помощью практической психологии:

Чувство тревоги;
- вредные привычки;
- создание ощущения отвращения к вредным привычкам.

С точки зрения практической психологии, большая часть того, что нас тревожит, никогда не происходит. Чувство тревоги – это всего лишь чувство. И к нашему счастью, чувства имеют одну крайне полезную особенность – их можно изменить. Вот пример одной из схем упражнения, которое избавит Вас от тревоги, выполняется в следующей последовательности:

Определите, чем вызвана тревога, осознайте чувство тревоги, определите, где оно находится, где рождается и увеличивается внутри тела;
проанализируйте направление движения этого чувства – вверх, вниз, по кругу, обозначьте путь его движения пальцем, выразите его в цвете (например, оранжевый);
затем, представьте, что Вы руками вытягиваете из тела чувство тревоги (тянете, словно на самом деле), держа тревогу в руках, изменяя на противоположное её направление движения и цвет (например, голубой) и верните в тело, снова укажите на чувство тревоги пальцем, проследив его движение в противоположном направлении, заставьте новые ощущения двигаться по телу в десять раз быстрее.

Так устроена психика человека, что в начале вредные привычки оцениваются как лёгкое ненавязчивое увлечение, которое затем перерастает в доминанту поведения, тяжёлую зависимость. Оказавшись в плену одной из них (курение, например), Вы ставите себе цель избавления от неё – это не очень сложно, гораздо сложнее найти в себе силы, энергию для этого, т.к., чтобы избавиться от вредных привычек, нужно изменить подсознательные программы.

Каждый человек имеет свои стандарты поведения, которые затем превращаются в привычки, позволяющие человеку действовать бессознательно (ведь, к примеру, он не думает о том, как завязывать шнурки, у него это получается автоматически). Особенность человека действовать бессознательно (на автопилоте), позволяет избавиться от вредных привычек. Например, Вы автоматически вынимаете сигарету из пачки и прикуриваете, но до этого действия, мыслительный процесс, предшествующий этому действию, был разбит на несколько этапов: сначала возникает мысль, затем желание, потом образ сигареты, следующий образ, рождаемый воображением – Вы курите и даже, якобы ощущаете вкус дыма, а уже потом только действие – Вы достаёте пачку и закуриваете. Этот процесс происходит почти мгновенно, у Вас даже нет времени на обдумывание, принятие осознанного, лучшего решения.

Чтобы отказаться от курения, Вы должны создать позитивный образ полного отказа от курения, который и будет определять Ваше решение, этот образ нужно создавать до тех пор, пока Вы не почувствуете, что действуете на автопилоте. Методика такова:

Подумайте о том, какой образ предшевствововал вашему импульсивному поступку, возможно, это дымящаяся сигарета в пальцах рук, убедитесь, что Вы абсолютно однозначно ассоциируете себя с этим образом (увидели свою руку собственными глазами, а не со стороны), убедитесь, что именно этот образ предшествовал нежелательному поступку, чётко обозначьте все детали и нюансы;
затем мысленно сотрите этот образ, временно избавившись от него. Сформируйте образ успеха (например, в сосновом лесу Вы с удовольствием практикуете дыхательную гимнастику), будьте точны в деталях, отодвиньте новый образ чуть в сторону, оставив его в этом положении;
вызывайте образ вредной привычки, внимательно его изучите и произнесите вслух: «Прочь!», мгновенно заменив нежелательный образ образом успеха, он должен полностью заменить негативный, Вы должны видеть только свой успех. Это упражнение проделывайте несколько раз в день.

От вредных привычек можно избавиться путём создания отвращения к ним (курение, алкоголь, переедание, нежелательное общение, бесполезные покупки и т.д.). Это очень действенно – ощущать отвращение при виде сигареты, алкоголя, суррогатной пищи. Последовательность выполнения упражнения на примере курения:

Сядьте удобно, расслабьтесь, вспомните, когда Вы пережили сильное отвращение к курению, возможно, Вас тошнило, Вы покрывались холодным, липким потом;
теперь закройте глаза, мысленно возвратившись к этому моменту, переживайте заново все неприятные ощущения, усильте их, увеличьте объёмы образа, приблизьте его к себе, цвета и оттенки сделайте ярче, контрастней;
представьте, как Вы поднимаетесь над стулом и мысленно сливаетесь с образом, снова переживаете испытанное Вами когда-то отвращение, удерживая образ, определите в каком участке или точке тела сосредоточено ощущение отвращения;
позиционируйте это отвращение, вращая его всё быстрее и быстрее, распространяя его на всё тело, пока оно не достигнет максимума (возможны реальные ощущения тошноты, а тело может покрыться потом), в этот момент Вы должны сжать средний и большой палец руки, которой Вы обычно не пишете. Крепко их сожмите – это будет Ваша психологическая привязка к ощущению отвращения. Чтобы оно появилось, будет достаточно крепко сжать эти два пальца – тяга к курению по мере выполнения этого упражнения будет постепенно исчезать, уступая место здоровью. Из личного опыта – весьма действенная методика желающим избавиться от пагубной привычки, изложена в книге Аллена Кара «Лёгкий способ бросить курить» – убедительный пример использования практической психологии.

Не воспринимайте прочитанные Вами методики как готовые инструкции – это всего лишь грубая схема конечных действий, а для спешной реализации Ваших планов понадобятся дополнительные знания из области практической психологии.

Не относитесь к методам практической психологии как абсолютной истине, считайте это полезной информацией, справочником, к которому всегда можно прибегнуть при возникновении проблем. Главное – применяйте это на практике, определяйте, насколько Вам подходит та или иная методики, чтобы вернуть контроль над своей жизнью.

Подавляющее большинство наших психологических проблем бывают слишком незначительны, чтобы обращаться с ними к психиатру, но верно и то, что они очень осложняют жизнь и в этом могут помочь методы практической психологии, Вы сможете жить той жизнью, о которой мечтаете.

Вы хотите стать лучше, избавившись от:

Неумения результативно строить повседневное общение;
- страхов и фобий;
- избыточного веса;
- негативных убеждениё, и многого другого?

Эта тематика получит дальнейшее развитие в статьях подрубрики «Психология».

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос ("учение") и психо ("душа"). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии - исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает "душевный". Иными словами, психика - реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.

Краткие тезисы, определяющие психологию:

  • Это способ познания самого себя, своего внутреннего и, конечно же, окружающего мира.
  • Это "душевная" наука, ведь она заставляет нас постоянно развиваться, задавая извечные вопросы: кто я такой, зачем я в этом мире. Именно поэтому прослеживается тончайшая связь психологии с науками, такими как философия и социология.
  • Это наука, изучающая взаимодействие внешнего мира с психикой и ее влиянием на окружающих. Благодаря многочисленным исследованиям была создана новая отрасль - психиатрия, где ученые стали выявлять патологии и психологические расстройства, а также купировать их, лечить или полностью изничтожать.
  • Это начало духовного пути, где великие психологи вкупе с философами стремились изучить связь духовного и материального мира. Несмотря на то что сегодня осознание духовного единства - это лишь миф, пришедший из глубин времени, психология отражает некий смысл бытия - упорядоченный, окультуренный, организованный спустя тысячи лет.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос - что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука - психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос - как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция - это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие - это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии - изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель - авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа - это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово "дуализм", что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы - это двойственное существо, в котором "обитает" и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн - это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и "Принцип творческой самодеятельности", и "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса". Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин "антропология" и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово "психология".

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики - неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику - интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

К. Юнг

Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление - аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

  • Выявляет архетипы и устанавливает характер, темперамент личности.
  • Анализирует поведение своего пациента, выявляет первопричину и искореняет ее при необходимости. Это позволяет изменить образ жизни, избавиться от негативных мыслей и помочь найти в себе мотивацию, цель.
  • Помогает выбраться из депрессивного состояния, избавиться от апатии, познать смысл жизни и начать искать его.
  • Борется с психологическими травмами, которые случались либо в детстве, либо на протяжении всей жизни.
  • Анализирует поведение пациента в социуме и также находит первопричину. Как правило, во многих случаях важную роль играет обстановка в семье, взаимоотношение со сверстниками, родными и просто незнакомыми.

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания - это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.