Приёмы изучающего чтения. Современные проблемы науки и образования

Приёмы изучающего чтения. Современные проблемы науки и образования

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поис-ковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость пере-хода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает полу-чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред-ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение тек-ста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью опреде-лить, есть ли в ней интересующая читателя информа-ция, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю-чевого предложения и просмотреть текст. Количе-ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разде-лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь-но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читаю-щего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмыс-ления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Ско-рость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре тек-ста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным ком-муникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ-ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста-новки на последующее использование или воспроиз-ведение полученной информации.


При ознакомительном чтении основная коммуни-кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие воп-росы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно тре-бует умения различать главную и второстепенную информацию.

Так мы читаем обычно художествен-ные произведения, газетные статьи, научно-популяр-ную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информа-ции текста совершается последовательно и непроиз-вольно, ее результатом является построение комп-лексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элемен-ты анализа исключаются.

Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, сущест-венные для понимания его содержания.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого - 150, для русского - 120 слов в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточ-ной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает макси-мально полное и точное понимание всей содержащей-ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче-ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате-риал.

Изучающее чтение отличается большим коли-чеством регрессий, чем другие виды чтения, - повтор-ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет-ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко-вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после-дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50-60 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имею-щие познавательную ценность, информативную зна-чимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери-стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ-лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс-тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.

При поисковом чте-нии извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, пред-полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо-димую информацию по определенной проблеме, вы-брать и объединить информацию нескольких тек-стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука-занию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделиро-вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи-мость решения определенных познавательно-комму-никативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований :

Они строятся на базе активно усвоенной лекси-ки и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

Ответ на предваряющий вопрос должен отра-жать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

Вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне-ний с текстом, обеспечивающих формирование соот-ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотро-вое - поисковое;

Последний ва-риант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.

Изучение иностранного языка предполагает начальное лингвистическое образование и осознание своего мышления, то есть уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.

Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.

Ознакомительное - представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.

Поисковое - чтение направлено на извлечение конкретной информации.

Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности - с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Читающему человеку известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):

    прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;

    найдите известные вам географические названия;

    выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);

    расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;

    определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;

    найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;

    выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей.

Для успешного овладения чтением необходимо:

    подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

    тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;

    быть доступными с точки зрения языковых трудностей;

    отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке - значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности

Нужно быть готовым к тому, что в тексте будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку. Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, можно подчеркивать незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.

Заключение

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом - языковым и смысловым.



Задание - 1 Прочитайте узбекскую сказку “Три сосуда с водой”. Каким будет финал этой сказки?


Узбекская сказка Три сосуда с водой В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось.


Узбекская сказка Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Как, по-вашему, закончилась сказка?


Проверка Окончание сказки Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте.


Повторение Что такое текст? Каковы три этапа работы с книгой? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Назовите виды чтения. Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Какие приёмы использует читатель до чтения книги ? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?


Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.


Виды информации в художественном тексте


Виды и цели чтения


Виды и цели чтения


Приёмы изучающего чтения. До чтения. Осмыслить В какой степени заголовок знаком автор? До чтения Внешние данные Предугадать книги содержание текста


Приёмы изучающего чтения.По ходу чтения. Выявить Искать в тексте скрытые ответы на вопросы скрытые в тексте вопросы По ходу чтения Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное


Приёмы изучающего чтения.После чтения. Сформулировать Выделить основную основную мысль информацию текста После чтения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения каждой части задания текста (пересказ, план, устный ответ)


Задание - 2 Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Выделите в рассказе главную мысль. Какая пословица может стать заголовком для рассказа?


Трусливый зайчонок Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук.


Пословицы «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» Зайца ноги спасают. У страха глаза велики. Петух сказал курице, а курица всей улице.


Задание - 3 Прочитайте стихотворение Д. Блынского “Солнышко”. Определите главную мысль текста.


Солнышко Я слышал: Ежонка ежиха Звала-зазывала домой, Шептала спокойно и тихо: - Мой гладенький, Мягонький мой… Качала Жучиха жучонка, Качала Под вишней в тени И пела протяжно и тонко: - Мой беленький мальчик, Усни…


Солнышко Зайчонка зайчиха Будила: - Ну что же ты, львёнок мой, Спишь? Пойдём на охоту, мой милый, Мой сильный, Мой храбрый малыш… А мы с тобой Весело пляшем, Цветы собираем во рву. И я тебя Солнышком нашим И радостью нашей Зову.


Задание - 4 Вам предлагается такая речевая ситуация. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Сестра спрашивает: «А что такое басня?»


«Басня» в учебнике В учебнике так объясняется это понятие. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные , предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку?


Что делать? Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами.


Выбирай! Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая-нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала-слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему?


Задание - 5 Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания.


Сделайте это! Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: I. «Речь человека и его культура». II. «Язык твой друг (враг)». III. «Язык - самая большая ценность народа». Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.


Д.С.Лихачёв Учиться говорить и писать. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III).


Д.С.Лихачёв Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш).


Д.С.Лихачёв Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.


Д.С.Лихачёв Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти.. .(I, II). Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II).


Что делать? Речевая ситуация. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Какие части могут быть использованы? Они пронумерованы. А что делать дальше?


Образец выполнения предложенного задания«Речь человека и его культура»


Делаем так!




Продолжаем


Продолжаем


Заканчиваем


Творческое задание Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?»


Л.Мартынов Всё, Что старательно мы пишем При свете солнца и луны, В высоком стиле или низшем,- Любовно мы хранить должны. А если столь уж стало тесно, То, значит, целый новый дом Придётся строить, хоть известно, Что это связано с трудом.


Л.Мартынов И в небывалом этом доме, Воздвигнутом в свою же честь, Пусть ничего не будет, кроме Людей, умеющих прочесть. А если вдруг искусство чтенья У них похитит некий тать, То наших строк трудносплетенья Пусть вновь научат их читать.


Домашнее задание Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класс а). 1.Определить основную мысль текста. 2. Составить план и тезисы. 3. Подготовить пересказ текста.

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Как пишет С.К.Фоломкина у учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:

Умения, связанные с оперированием языкового материала:

    определить значение слов с опорой на языковую догадку;

    игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

    ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста:

    определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

    прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

    ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

    членить текст на смысловые части;

    выделять в каждой смысловой части главную информацию;

    выделять в тексте ключевые слова;

    устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

    давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

Проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

Организация как одноразового чтения про себя;

Проверка понимания основной информации;

Исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

В школьном обучении на среднем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом. Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку «обходить» незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает более в медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей над которой учащиеся размышляют пытаясь понять. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста - лексических, социокультурных. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирования у учащихся личностного отношения к информации (Клычникова, 1973; 57).

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).