Очистительные техники в хатха-йоге на примере тратаки. Очистительные техники в хатха-йоге

Очистительные техники в хатха-йоге на примере тратаки. Очистительные техники в хатха-йоге
Очистительные техники в хатха-йоге на примере тратаки. Очистительные техники в хатха-йоге

Шаткармы («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге, призванных улучшить работу организма. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники проверены временем и эффективно используются уже не одно столетие.

Однако многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники и так ли они полезны, как их «классические» собратья? Попытаемся разобраться.

В классическом тексте по йоге «Хатха Йога Прадипика» (предположительно датируется 15 веком) описываются следующие техники: Дхоути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати . В более позднем тексте «Гхеранда-Самхита» (датируется предположительно 17 веком) указаны всё те же техники, но Наули там носит название Лаулики . У каждой шаткармы есть несколько форм выполнения, которые подробно описываются в более поздних текстах по йоге: в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха», написанной основателем всемирно известной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009 годы жизни) и в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати (год рождения 1959) при участии Свами Сатьянанды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика».

То есть у каждой из шести этих техник есть свои разновидности, которые также являются шаткармами. Получается, что существует около 20 видов шаткарм, из которых разные источники «собирают» свои шесть. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы классические тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит оздоровить себя.

Нети

Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла». В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует 4 формы выполнения этой практики: Джала Нети (водная), Сутра Нети (Нитяная), Гхрита Нети (масляная) и Дугдха Нети (молочная). Если в текстах «Гхеранда-Самхита» и «Хатха Йога Прадипика» описывается только один из ее вариантов — Сутра Нети (который, правда, называется там просто Нети), то в более поздних текстах о йоге добавляется описание еще одной разновидности этой техники — Джала Нети.

«Джала» (санскр.) – «вода», «Нети» (санскр.) – «нос». Джала Нети – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она особенно полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала Нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.

«Сутра» (санскр.) – нить, «Нети» (санскр.) – «нос». Сутра Нети – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после Джала Нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с Джала Нети, выполнение Сутра Нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.

Дхоути

Дхоути – это техники очищения пищеварительного тракта, и дыхательной системы. В тексте «Хатха Йога Прадипика» говорится, что в результате её выполнения излечиваются «кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи». Согласно «Гхеранда-Самхите», существует 4 типа дхоути: Антар Дхоути (внутреннее очищение), Дант Дхоути (очищение органов восприятия и частей головы), Хрид Дхоути (очищение сердца) и Мула Садхана (очищение заднего прохода).

Антар Дхоути

Это внутреннее очищение, которое имеет 4 формы: Ватасара Дхоути (очищение воздухом), Варисара Дхоути (очищение водой, более известное как Шанкх Пракшалана), Агнисара Дхоути (очищение огнем), Бахиш Крита (очищение руками).

Ватасара Дхоути

Представляет процесс медленного вдыхания воздуха через рот, последующее его удержание внутри в течение некоторого времени и затем выведение его из организма. В тексте «Гхеранда-Самхита» предлагается удалять его через толстую кишку. В комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика» предлагается удалять воздух через задний проход, находясь при этом в перевернутой позе. А вот в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» процедуру Ватасара Дхоути предлагается завершать выведением воздуха через рот, с помощью отрыжки. Правда с чем связано такое видоизменение в проведении процедуры, автор, Свами Сатьянанда Сарасвати, умалчивает.

«Шанкх» (санскр.) – «раковина», «Пракшалана» (санскр.) – «жест». Шанкх Пракшалана — это эффективный способ очищения желудочно-кишечного тракта, который заключается в выполнении специальных упражнений после употребления внутрь большого количества подсоленной воды. Это позволяет очистить пищеварительный тракт путем пропускания воды через кишечник. Выполнение Шанкх Пракшаланы позволяет очистить желудок и кишечник, удалить избыточную слизь из организма, избавиться от запоров, гастритов и несварений желудка. Данная техника благотворно влияет на печень, тонизирует железы внутренней секреции и укрепляет иммунную систему. Для тех, кто по каким-то причинам не может выполнить полную версию этой техники, существует ее сокращенный вариант – Лагху Пракшалана.

Представляет собой практику движения мышц и органов брюшной полости. Она может служить подготовкой к пранаямам Капалабхати и Бхастрике. Агнисара Джоути выглядит как быстрое дыхание животом с одновременными притягиванием пупка к позвоночнику. В тексте «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» предлагается два ее варианта: упрощенный и усложненный. Во втором данную технику предлагается выполнять на задержке дыхания, удерживая Джаландхара-бандху. В «Гхеранда-Самхите» предлагается выполнять технику Агнисара Джоути сто раз, однако в современных текстах говорится о допустимости уменьшения количества повторов этих движений.

Дант Дхоути

Это очищение участков тела выше шеи: правильный уход за зубами, ушами, кожей головы и глазами. Она имеет 5 видов: Данта Мула Дхоути (очищение корней зубов, чистка зубов при помощи зубного порошка), Джива Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами), Чакшу Дхоути (очищение глаз и их промывание водой), Капала Рандха Дхоути (очищение кожи головы) и Карна Дхоути (очищение ушей).

Хрид Дхоути

Разъясняется в «Гхеранда-Самхите» как очищение сердца. На самом деле из описания этих техник видно, что это не что иное как способы очищения желудка. Существует 3 их варианта: Данта Дхоути, Вастра Дхоути и Вамана Дхоути.

Данта Дхоути

Это очищение пищевода при помощи «палки». Для этой цели используют сердцевину бананового дерева, стебель сахарного тростника, корень тумерика или тонкий катетер. Данная процедура может выполняться только под присмотром квалифицированного инструктора.

Вастра Дхоути

Это очищение пищевода платком или матерчатым бинтом. При помощи воды этот бинт медленно заглатывают и постепенно запускают в желудок, оставляя на поверхности лишь небольшую его часть. После этого рекомендуется выполнить Наули. Ткань удерживается в желудке всего 5-20 минут, после чего аккуратно извлекается наружу. Недопустимо удержание материала внутри на большее время, так как это чревато его попаданием в кишечник. Вместе с тканью из желудка удаляется слизь, что позволяет улучшить работу органов пищеварения. Эту технику недопустимо выполнять самостоятельно, без опытного инструктора.

Если два предыдущих способа достаточно специфичны для современного человека и могут выполняться только под присмотром квалифицированного специалиста, то Вамана Дхоути достаточно проста в выполнении, хотя и не менее эффективна.

Это очищение желудка подсоленной водой с помощью рвоты, имеющее 2 формы выполнения: Кунджала Крия и Вьягхра Крия.

выполняется утром натощак. Эта шаткарма позволяет очистить желудок путем сознательно вызванной рвоты. Выполняется данная техника после принятия внутрь нескольких литров соленой воды. Соленая вода, которая извергается из организма, помогает выводить излишнее количество соляной кислоты и желчи, остатки пищи и желудочные загрязнения. Выполнение техники Кунджала Крия избавляет от болезней органов пищеварения и приносит облегчение во время приступов астмы.

Если Кунджала Крия выполняется на пустой желудок, то Вьягхра Крия выполняется с полным желудком, после приема пищи. Перед выполнение Вьягра Крии необходимо выждать 3 часа с момента последнего приема пищи. Данную процедуру сравнивают с типичным пищевым поведением тигра (что видно из ее названия, ведь «вьягра» переводится с санскрита как «тигр»), который извергает остатки непереваренной пищи спустя 3-4 часа после ее приема. Считается, что непереваренная за это время пища имеет минимальное количество питательных веществ, поэтому польза от нее гораздо меньше тех усилий, которые организм прикладывает для ее переработки. Рекомендуется выполнять Вамана Дхоути при переедании или при случайном употреблении несвежей пищи.

Мула Садхана

Это четвертая Дхоути, которая означает очищение заднего прохода. Оно может производиться при помощи среднего пальца, стебля куркумы или тумерикового корня.

Капалабхати

Капалабхати («Капала» – (санскр.) череп, «Бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят очистить переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.

В «Гхеранда-Самхите» говорится: «Капалабхати бывает трёх видов: Ваткрама, Вьюткрама, Шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».

  1. Ваткрама Капалабхати – это техника пранаямы, позволяющая очистить носовые каналы воздухом. Особый акцент в ней делается на выдохе, а вдох происходит естественным образом. Такое дыхание сравнивается с работой кузнечных мехов: когда они сжимаются, то воздух выталкивается наружу, а при их раскрытии воздух всасывается внутрь. Так и в Капалабхати: вдох – это реакция на принудительный выдох.
  2. Вьюткрама Капалабхати («Вьюткрама» – «система удаления») – напоминает по выполнению Джала Нети и также является способом очищения носа от слизи и загрязнений при помощи соленой воды. В данной шаткарме вода поступает через ноздри, а удаляется через рот.
  3. Шиткрама Капалабхати («Шит» – «холодный, пассивный») – данная форма шаткармы является противоположной Вьюткрама Капалабхати, Во время нее соленая вода поступает через рот, а удаляется через нос.

Наули (Лаулики)

Наули («Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота. В «Гхеранда-Самхите» она описывается следующие образом: «Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».

Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы. Результатом выполнения Наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма. Она стимулирует и поддерживает работу половых органов. Существует три варианта этой шаткармы. Перед тем как приступать к ним необходимо освоить Уддияна-Бандху и Агнисара Крию.

Мадхьяма Наули

Это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.

Вама Наули

Это передвижение мышц живота в левую сторону.

Дакшина Наули

Это передвижение мышц живота в правую. После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому Наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (Вама Наули), а потом против часовой (Дакшина Наули). Вариант кругового Наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.

(«Тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда-Самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».

Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на Бахиранга Тратака (внешняя Тратака) и Антаранга Тратака (внутренняя Тратака).

Чаще всего объектом для Бахиранга Тратака выбирается пламя свечи, хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для Бахиранга Тратака.

Антаранга Тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.

Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы. «Хатха Йога Прадипика» обещает, что в результате практики Басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда-Самхите» существует 2 вида Басти: Джала Басти (водная клизма) и Сукшма Басти (сухая клизма). Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить Наули и Уддияна Бандху.

Джала Басти должна выполняться в воде. Выполняющий эту практику захватывает воду мышцами сфинктера, одновременно выполняя Уддияна Бандху и Наули. Некоторое время вода удерживается внутри, после чего выпускается наружу. Так как для многих людей это трудновыполнимо, в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика» предлагается выполнять эту технику при помощи катетера.

Сукшма Басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара Дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма Басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала Басти.

Выполнение Басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула. Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы. Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант Басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.

Шаткармы: как выбрать свою технику?

Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?». Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам». То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом.

Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.

Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.

Все мы знаем сформулированные Патанджали восемь ступеней йоги. Но в этих ступенях нет шаткарм. Все дело в том, что в те времена уровень и уклад жизни был выше, люди попросту не были настолько загрязнены. Кроме этого в йогу обычно приходили два типа людей. Либо Браманы, которые с детства выбирали путь йоги и всю жизнь занимались только своим духовным развитием. Либо те, кто с первыми седыми волосами отдавали свое хозяйство и имущество детям, а сами уходили практиковать в леса. К уходу в лес люди также готовились. Зная, что скоро будет пора готовиться к перерождению, они начинали делать очистительные техники.

Шаткармы - это очень важные практики и они стоят даже выше Ямы и Ниямы. Если ваше физическое тело загрязнено шлаками и токсинами, то вам будет во много раз сложнее правильно воспринять нравственные законы и тем более следовать им.

Асаны которые сегодня принято называть третьей ступенью йоги на самом деле являются шаткармами, то есть подготовительными этапами для того чтобы сесть в медитативную асану. Только умение по многу часов сидеть в медитативной асане считается третьей ступенью йоги, а все эти красивые закидывания ног за голову и прочие упражнения лишь подготовительный этап.

Асаны усиливают циркуляцию крови и растягивают ваши мышцы и суставы для того чтобы потом легче сесть в медитативную позу, также асаны растягивают наши энергетические каналы и делают их более эластичными, благодаря этому поток энергии начинает идти вверх. .

Шаткармы - это не только определенные процедуры, но и образ жизни. Если вы, занимаясь асанами, продолжите питаться синтетическими продуктами и мясом, то ваш прогресс в йоге будет значительно ниже, как и ваша способность подолгу сидеть в медитативной позе.

Шаткармы очищают не только физические, но и энергетические тела (каналы). Например, на вас напала сильная похоть, а вы не хотите сливать свою энергию на нее. Если вы будете пытаться направить скопившуюся энергию свадхистана чакры вверх с помощью асан, то у вас на это уйдет много времени. С помощью пранаям и мантр сделать это быстрее, но это также займет время.

С помощью шаткарм можно прочистить свои каналы всего за один час. Шаткармы более мощный инструмент, который рекомендуется использовать в тяжелых случаях.

Упражнение Тратака на свечу

Фактически тратака – это концентрация. Когда человек взглядом на чем-то концентрируется. Чаще всего концентрация проводится на свечке. Смотреть при этом нужно именно в центр свечи на само пламя. При этом никаких посторонних мыслей быть не должно, только вы и пламя свечи. Дыхание должно быть медленным и глубоким. Почувствуйте, как вы находитесь в моменте здесь и сейчас. Свеча ставится в безветренном месте на уровне глаз и расстоянии вытянутой руки.

Человек, в зависимости от техники, некоторое время смотрит на пламя свечи, не моргая до момента, пока не потекут слезы. Затем на более глубоком уровне практик уже с закрытыми глазами смотрит на отпечаток свечи, старается держать его неподвижно перед глазами. Этот отпечаток с каждым разом будет становиться более четким и все больше напоминать настоящее пламя свечи. Ваша задача удержать этот отпечаток как можно дольше. После того как отпечаток свечи исчезнет, можно снова открыть глаза и продолжить концентрацию на свече до момента пока не потекут слезы или не начнут слезиться глаза. В конце практики можно полежать некоторое время в шавасане, всё также представляя перед собой пламя свечи.

Если с открытыми глазами пламя начинает расплываться, то можно пару раз моргнуть, но со временем вы научитесь более долго удерживать четкость. Слезы это знак того, что нужно переходить на внутренний этап и начинать созерцать свечу закрытыми глазами. Свет при этом не важен, но легче практиковать в темном помещении. Для практики подойдет любая медитативная поза, которая не приносит вам сильного дискомфорта.

В нашем мозге около 2 200 000 нервов и из них около 2 000 000 это зрительные нервы. Соответственно тратака - это самый мощнейший способ воздействия на мозг. Работа с концентрацией и зрением приносит очищение ментального и психического тела. Для начинающих рекомендуется не более 5 минут концентрироваться на свече, так как тратака способна поднимать вашу энергию.

Тот, кто ощутил энергию в высших чакрах, никогда уже не захочет держать свое сознание на уровне низких чакр. Ровно как тот, кто испил чистой воды, больше не захочет пить грязную.

Кроме этого тратака развивает навык концентрации. Концентрация очень полезна для нашей жизни, она позволит вам видеть больше вариантов решения проблемы, замечать детали и нюансы, не использовать шаблоны поведения, а самим придумывать оригинальные решения.

Капалабхати дыхательная практика и техника выполнения

Ваткрама капалабхати или воздушное дыхание, отлично прочищающее легкие. При ее выполнении из организма выводится излишний углекислый газ. Капалабхати хорошо влияет на работу подсознания и осуществляет массаж головы. .

Кроме известного упражнения на дыхание существует также вьюткрама капалабхати , когда мы набираем в ладошку немного подсоленной воды, вдыхаем ее ноздрей и выплевываем через рот. Затем мы втягиваем воду другой ноздрей и также выплевываем через рот. Если в носу чувствуется боль, то вы либо недосолили, либо пересолили воду. Считается, что эта шаткарма помогает при болезнях сердца и также хорошо прочищает слизистую носа. Вода при этом должна быть комнатной температуры.

Также существует шиткрама-капалабхати или обратное промывание. То есть вы должны подсоленную воду втянуть через рот, и она должна вытечь через нос. Эта шаткарма более трудная в освоении, но и эффект очищения у нее выше.

Нети: как правильно делать джала и сутра-нети?

Прочищение носа бывает двух видов. Чаще всего используется джала-нети или прочищение носа водой. Не стоит делать чистку носа водой перед выходом на мороз. Нети отлично влияет на муладхара и аджна чакру. Усиливается обоняние. Чистый нос способствует правильному дыханию. В йоге от практиков постоянно требуют дышать только через нос.

Чистка поможет вам избавиться от всей грязи и бактерий скопившихся в носовых пазухах. Для этой практики лучше приобрести специальное приспособление нети пот. Если его пока у вас нет, а проблемы с заложенностью носа у вас есть, то пока можно обойтись вьюткрамой капалабхати , эффект при этом будет почти такой же. Для процедуры мы также наливаем чуть теплую воду и добавляем в нее немного соли из расчета одну чайную ложку на пол-литра воды. Когда соль растворилась, начинаем промывание.

Мы просто вставляем носик сосуда в правую ноздрю и выливаем через левую ноздрю. Если дышать через рот и наклонить голову вбок, то вода начнет автоматически вытекать. После того как вода вытекла, мы несильно сморкаемся и повторяем процедуру с левой ноздрей. После прочищения обеих пазух полезно выполнить дыхание капалабхати или бхастрику. Так вы избавитесь от остатков воды. Если у вас в носу много слизи, то перед джала-нети лучше сделать сутра-нети.

Сутра-нети или прочищение носа шнурком. Сутра-нети делается для прочищения верхнего нёба от слизи. Для этого используется катетер либо хлопковая нить. За час до процедуры в нос можно закапать пару капель растительного масла. Непосредственно перед началом процедуры катетер смазывают в масле, чтобы он хорошо проходил. Выполнять процедуру нужно стоя перед зеркалом. Вкручивающими движениями катетер вводят в ноздрю, и когда его кончик доходит до носоглотки, его вытаскивают рукой через рот. Затем производятся движения туда-сюда для прочищения носовых каналов. Считается, что сутра нети отлично прочищает носовые каналы и те трудные места, до которых обычные техники не достают.

Как научиться технике выполнения наули?

Потрясающая техника. В большей степени это массаж живота. В наше время есть так называемые мануальные терапевты, которые проводят сеансы массажа живота. Хорошие специалисты буквально чувствуют на ощупь больные органы и специальным образом массируют их. Судя по отзывам, у многих людей проходят проблемы с животом после массажа.

Так как люди сегодня ведут малоподвижный образ жизни, то в области таза происходит застой крови, самомассаж наули позволяет разогнать кровь. То место в организме, где происходит застой - болеет. Втягивая живот, мы создаем отрицательное давление, и венозная кровь из нижней части тела начинает подниматься вверх.

Освоение наули поможет вам в более продвинутых техниках. Без освоения наули вы не сможете сделать джала басти . Перед тем как начать практиковать Наули, желательно освоить уддиана бандху или брюшной замок.

Наули помогает при очень многих проблемах с животом. В наше время, когда наше питание оставляет желать лучшего, практически у каждого есть хоть небольшие проблемы с желудком.

Эта техника очень и очень полезна , не поленитесь, даже если у вас нет проблем с желудочно-кишечным трактом, обязательно освойте ее и никаких проблем и не появится, .

Однако нужно понимать, что если у вас уже есть серьезные проблемы с животом, то нужно быть очень аккуратными и при малейшей боли прекратить самомассаж.

Дхоути или техники очищения пищеварительного тракта

Наиболее популярны два способа очищения. Шанк-пракшалана (варисара дхоути ) и кунджала (ваман дхоути ).

Как правильно делать очищение Шанк пракшалана?

Шанк пракшалана очень полезна, так как обычно наш кишечник сильно забит, а кишечник это наш иммунитет и здоровье. Весь наш желудочно-кишечный тракт состоит из складок, петель, ворсинок и их нужно периодически прочищать. Сравните это с машиной, которой периодически нужно менять масло. С энергетической точки зрения шанка пракшалана используется для очищения двух нижних чакр. (хорошо помогает при агрессии и похоти).

Если вы планируете очистительную технику, то вечером откажитесь от ужина и на следующий день начинайте очищение. Приготовьте трех литровую банку с чистой водой и положите туда 1-2 столовые ложки соли. Лучше если соль будет морской, но можно использовать и обычную. Рекомендуется прочитать мантру ОМ над водой или любую другую мантру. Та вода, что слышала мантру, будет даже на вкус отличаться от обычной воды. Вода может накапливать энергию.

Затем нужно выпивать по стакану этой подсоленной воды. Выпив стакан, выполняются специальные упражнения. Этот цикл продолжается пока вся вода не войдет в вас. То есть вы пьёте стакан воды, делаете упражнения и снова выпиваете стакан. Какие это упражнения?

После того как у вас появляются позывы в туалет, можно идти выводить воду.

Для выполнения шанк пракшаланы нужно чтобы привратник желудка был открыт, так вода сможет пройти в кишечник. Эти упражнения как раз и служат для того чтобы вода беспрепятственно проходила. При этом кишечник отчищается от патогенной микрофлоры, улучшается иммунитет. На энергетическом уровне происходит очищение свадхистаны и муладхара чакры, за счет подсоленной воды.

Если во время практики возникает тошнота, нужно прекратить пить воду и делать только упражнения. Как только тошнота проходит, вновь пьем воду и снова делаем упражнения.

Также существует вспомогательная асана, которая помогает воде проходить из желудка в кишечник - это випарита карани.

Если в вашем кишечнике есть патогенная микрофлора, то может возникнуть газовая пробка. Устраняется она с помощью шейно грудного прогиба.

Если у вас вода все равно со временем не выходит, что бывает крайне редко, можно вызвать рвотный рефлекс чтобы вывести воду наружу.

Шанк пракшалану рекомендуется выполнять раз в полгода или год. Она противопоказана при язвах желудка и вообще при любых болезнях желудочно-кишечного тракта и при беременности. После недельного голодания нужно подождать месяц, а после трех дневного не менее недели, прежде чем начинать эту практику.

Спустя час, после того как вся вода вышла из вашего кишечника, нужно обязательно покушать отварного риса без приправ и соусов, можно добавить кусочек топленного либо растительного масла. Этот рис должен способствовать обволакиванию вашего кишечника, для того чтобы микрофлора восстанавливалась.

Кунджала

Данная техника прекрасно отчищает желудочно-кишечный тракт. Способствует очищению кожи и избавлению от прыщей. Способствует Регуляция деятельности поджелудочной железы, желчного пузыря. Происходит стимуляция работы кишечника и желудка, выведение избыточной слизи из дыхательных путей.

С энергетической точки зрения показана при проблемах анахата чакры – сильной любовной привязанности. Кроме этого кунджала усиливает поток энергии верх, апана-вайю разворачивается и сидеть в медитативных позах (поза лотоса, сиддхасана) становится гораздо легче. Кунджала дает умиротворение и возможность принимать другие альтернативные точки зрения, если человек до этого агрессивно отстаивал лишь свое мнение.

Выполняется кунджала довольно легко, однако для многих эта процедура не очень приятна. Для начала подготовим трехлитровую банку, добавив в нее 1-2 столовых ложки соли. Желательно использовать морскую соль. Присев на корточки начинаем пить воду прямо из банки до тех пор, пока нас не начнет подташнивать или пока мы не сможет больше пить.

Затем нужно сразу встать и наклонить корпус на 90 градусов. Левую руку положите на живот, немного надавливая на него. А правый указательный, средний и безымянный палец поместите в рот и простимулируйте заднюю часть языка, чтобы вызвать рвоту.

Затем уберите руку и дайте всей воде выйти. Если вся вода не вышла, то снова стимулируем язык, для того чтобы вышли остатки воды. После того как вода вышла, снова пьем из трех литровой бутылки и снова извергаем воду из себя. Если вы выпиваете 1 литр за раз, то всего получится 3 процедуры.

В идеале процедуру нужно выполнять до тех пор, пока у вас во рту не останется никакого вкуса. Если вы чувствуете кислый или горький вкус, то процедуру можно повторить.

Помните, что извергать воду нужно строго в горизонтальном положении, чтобы не навредить желудку.

Девушкам нужно быть внимательными с ногтями и подстричь их перед процедурой. Осторожно данную процедуру нужно выполнять людям с проблемами сердца, циррозом печени, желчи каменной болезнью, острыми и обостренными заболеваниями желудка.

Выполнять кунджалу нужно утром натощак. Считается, что для профилактики ее можно выполнять раз в месяц.

Также существуют менее известные техники очищения :

Ватсара дхоути

Или отрыжка. Для ее выполнения нужно пить-глотать воздух, а затем соответственно выпустить его в виде отрыжки. Эта техника улучает пищеварение, доставляет в ткани дополнительный кислород, выводя застойный углекислый газ. В древности люди знали, как полезна отрыжка, поэтому дурным тоном считалось в конце трапезы НЕ сделать отрыжку. В современном мире все в точности да наоборот.

Вахнисара (агнисара) дхоути или Агнисара-крия

Это довольно известная техника массажа живота. Для ее выполнения нужно наклонившись выдохнуть весь воздух и приподнявшись втянуть живот в себя, делая ложный вдох, то есть делаем уддияна бандху . Затем прижимаем шею к груди и, надавливая на колени, выталкиваем передние мышцы живота. Затем поочередно, то расслабляя, то надавливая на колени, работаем мышцами вперед-назад. Эта техника очищения легче, чем наули, но по эффективности ненамного уступает ей. Считается, что наравне с наули, этот, казалось бы, простой массаж, дает вашему животу вторую жизнь . Делая массаж и укрепляя стенки живота, вы препятствуете опущению внутренних органов, усиливаете кровообращение и избавляетесь от многих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Там где застой – там проблема.

Джихва или чистка языка

Все люди чистят зубы, но все ли отчищают язык? Для справки язык здорового человека должен быть нежно розового цвета . Однако у многих людей он приобретает беловатый налет. Конечно, этот налет появляется из-за токсинов в организме и чистка языка не избавит от причины. Тем не менее, чистить язык необходимо. Налет является питательной средой для множества вредных микроорганизмов. Начав очищать свой язык, многие замечают как их состояние и внешний вид кожи улучшается. Язык обычно чистят специальными скрабами, обратной стороной зубной щетки (часто имеют специальную поверхность для чистки языка) или пальцами (ногти должны быть подстрижены).

Карна или чистка ушей

Уши нужно чистить не только для внешнего вида, но и для здоровья. В сере, защищающей наше ухо, оседает множество болезнетворных микроорганизмов, поэтому ее нужно своевременно удалять.

Капалрандхра

Это очищение головы. Для ее выполнения нужно просто мыть голову прохладной водой. Считается, что эта практика дарует бодрость и энергичность. С энергетической точки зрения очищает мысли, усиливает иммунитет и сопротивляемость организма.

Также существует практика капал дхоути при которой большие пальцы обеих рук кладут на виски и вращают ими минуту по часовой стрелке и минуту против часовой стрелки. Считается, что эта техника очень полезна при головной боли.

Чакшу или очищение глаз

Эта шаткарма известна всем, все люди промывают глаза. Однако суть этой шаткармы также и в том, чтобы в глаза также попадала вода. Чистка должна быть не только внешней, когда мы прочищаем лишь веки. Добиться этого можно, например, полностью погрузившись в воду с головой. Чистка глаз необходима для предупреждения болезней глаз.

Данда дхоути

Это специальный метод очищения пищевода от горла до желудка. При этом человек глотает мягкую сердцевину ствола бананового дерева. Этот метод мы не будем рассматривать, так как он довольно сложный и без опытного мастера его лучше не практиковать. К тому же существуют другие, не менее качественные способы отчистки.

Вастра дхоути

Этот способ также сложен и если вы новичок, то лучше попробовать менее сложные способы очищения, например, такой как кунджала. Для того чтобы очистить желудок, человек проглатывает длинную веревку оставляя только её кончик. Затем производится массаж живота, наули или агнисара крийя . После этого веревку вытаскивают. Для этой техники чаще всего используют бинт до 5 см шириной и 3-4 метра длиной. При этом бинт (или ткань) кипятят и удаляют висящие нитки. Бинт при этом должен быть крепким.

Сам бинт кладут в миску с водой или молоком. Глотая, смоченный бинт периодически запивают жидкостью. Выполняется эта шаткарма только на пустой желудок. Через час после процедуры нужно позавтракать кашей, лучше всего рисовой или овсяной. Такая каша смажет ваш пищевод. При этом нужно отказаться от приправ и других добавок, а в кашу можно добавить кусочек масла. В этот день лучше отказаться от острого, кислых фруктов, кофе и чая. Желательно чтобы вся пища была нейтральной.

Эта техника прочищает желудок, очищает кожу от высыпания, прочищает дыхательные пути от слизи, удаляет избытки желчи.

Мула шодхана

Очищение прямой кишки не туалетной бумагой, как это принято у нас на западе, а непосредственно водой.

Басти или чистка кишечника

Существует воздушная стхала басти и водная джала басти , мы с вами рассмотрим более эффективную чистку кишечника - водную. По сути это клизма, но более эффективная, за счет массажного эффекта и более глубокого очищения стенок кишечника. Для ее выполнения нужно наполнить ванну водой (комнатной температуры), затем смазав задний проход маслом в него нужно вставить трубку (может подойти наконечник от кружки Эсмарха).

Сев на корточки, опустите трубку в воду и выполните мадхьяма наули (то есть выделите серединные мышцы вперед). Вы почувствуете, как вода начала поступать в кишечник. Затем закройте пальцем отверстие трубки, переведите дыхание и снова проделайте мадхьяма наули. Когда кишечник достаточно заполнился водой, её можно выпустить. Считается, что процедуру нужно выполнять до того момента, пока вода не станет прозрачной, но не более трех раз.

Эта процедура очень полезна для здоровья кишечника, ведь кишечник это наш иммунитет. Данную чистку рекомендуется выполнять два раза в год. Её аналог на западе – обычная клизма.

Как часто?

Выполняя тратаку (перед сном), дыхание капалабхати, волну наули, агнисару крию, чакшу или очищение глаз, джихву или чистку языка, ватсару дхоути или отрыжку, каждый день по утрам.

Нети, капалрандхру или мытье головы, карну или чистку ушей, каждую неделю.

Кунджалу раз в месяц.

Джала басти раз в полгода.

Шанк пракшалану раз в год, ваше тело и ум всегда будут оставаться чистыми и здоровыми.

Противопоказания

Всегда следуйте здравому смыслу и чувствуйте свой организм, если при выполнении любой шаткармы вы испытываете боль, то это сигнал к прекращению чистки. Если ваш организм относительно здоров, и вы не имеете серьезных проблем с животом, носом, кишечником (в зависимости от чистки) то вы получите лишь ощутимую пользу от очищения организма без обострения ваших хронических заболеваний. Девушкам нужно помнить, что любые занятия йогой, в том числе шаткармы, отменяются в критические дни и при беременности.

Йога имеет в своем арсенале множество упражнений, призванных улучшать здоровье тела и приносить спокойствие уму. Уникальность этой системы в том, что она предлагает упражнения не только для мышц, но и для внутренних органов, что способствует очищению и тонусу всего организма. Очистительные практики в йоге называются шаткармами (в переводе с санскрита – шесть действий).

shutr.bz

Эти упражнения просты в выполнении и при регулярной практике позволяют поддерживать тело в здоровом состоянии. Давай рассмотрим, что к ним относится.

1. Капалабхати – очищение дыхательных путей

Способствует очищению дыхательных путей от застойных явлений, пробуждению энергии и тонусу тела и ума, укрепляет мышцы живота и помогает похудеть. Рекомендуется выполнять утром от 12 до 20 раз.

Техника. Делаем интенсивные выдохи носом, напрягая живот, вдох происходит самопроизвольно. При этом удерживай в тонусе мышцы тазового дна. Важно следить, чтобы не кружилась голова, если это происходит, уменьшай количество повторений.

Противопоказания. Сердечно-сосудистые заболевания, повышенное внутричерепное давление, плохое самочувствие.

Городским жителям нужно делать это упражнение регулярно, так как воздух, которым мы дышим в городе, очень загрязнен.


shutr.bz

2. Нетти – очищение носа

Йоги для этого используют специальный чайник с длинным носиком, который удобно помещается в ноздре. Для промывания подходит слегка теплая, подсоленная вода. Будет удобней, если ты станешь использовать специальный сосуд для промывания носовых ходов.

Техника. Наклони голову в сторону и наливай воду в одну ноздрю так, чтобы она выливалась из другой. Затем повтори то же самое через другую ноздрю.

Противопоказания. Воспалительные процессы дыхательной системы, в холодное время года не делать, если предстоит выход на улицу. Часть воды может задержаться в носовых пазухах и вызвать простуду и другие заболевания.


shutr.bz

3. Тратака – очищение глаз

Это одновременно и очистительное, и созерцательное упражнение.

Техника. В темном помещении поставь перед собой свечу, сядь с ровной спиной и смотри на пламя, не моргая, стараясь отпустить все мысли. Выполняй практику до появления слез, затем расслабь и закрой глаза, еще некоторое время наблюдай свое состояние. Это упражнение помогает очистить слезные протоки и успокаивает ум, помогает сосредоточиться.


shutr.bz

4. Дхаути – очищение желудка

Часто выполняется в случае переедания или сильного эмоционального стресса. Один из вариантов – «скорая помощь» сразу после избыточного приема пищи. Однако стоит избегать таких манипуляций на постоянной основе, иначе это может превратиться в булимию – расстройство пищевого поведения. Профилактика – утром натощак.

Техника. Выпей полтора-два литра теплой воды, нажми на корень языка, вызывая рвотный рефлекс, повторяй, пока вода не выйдет полностью.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта, людям с худощавым телосложением не злоупотреблять.


shutr.bz

5. Наули – массаж внутренних органов

На мой взгляд, лучшая практика в йоге! Это физическое упражнение, которое позволяет выполнить массаж, тонус и очищение внутренних органов при регулярной тренировке. Выполняется после освоения бандх (внутренних замков), о которых написана отдельная статья. До этого выполнять наули нет смысла.

Техника. Прими положение стоя с опорой на бедра. Выдохни, задержи дыхание и подтяни все бандхи (мышцы тазового дна в тонусе, живот втянут под ребра, подбородок прижат к ключицам, кончик языка на верхнем небе за зубами). Затем сразу сделай жгут из прямой мышцы живота, выдвигая ее вперед. Это Мадхьяма наули – волна посередине.

Когда освоишь это упражнение, пробуй сдвигать жгут вправо и влево, и постепенно ты сможешь выполнить наули по кругу – Вама и Дакшина наули.

Таким образом делай несколько подходов наули с фиксацией по центру и 27, 54 или 108, 216 вращений в каждую сторону, заканчивая всегда влево.

Количество повторений – до 108-216 раз ежедневно (кроме дней с противопоказаниями) – позволит избавиться от застойных процессов, похудеть и очистить организм без насилия над собой.

Освоить это упражнение может каждая, не переживай, если сразу не получилось, главное – совершать ежедневные попытки, и со временем ты почувствуешь нужные мышцы. Вначале качественно осваивай бандхи (внутренние замки), затем наули по центру и только потом обучайся делать наули по кругу.

Противопоказания. Беременность, критические дни, острые заболевания брюшной полости, первые шесть месяцев после родов, слабость мышц живота и тазового дна, грыжи в брюшной полости, сердечно-сосудистые заболевания.

Выполняя регулярно эти практики, можно больше ничего не делать для мышц пресса, живот будет подтянутым! Но, чтобы правильно освоить технику, стоит пройти инструктаж у специалиста по йоге.


shutr.bz

6. Басти – очищение кишечника

В отличие от клизм, эта процедура не является насилием над организмом, так как происходит абсолютно естественно. Если выделительная система работает нормально, в этой практике нет необходимости, имеет смысл освоить и использовать ее при застойных процессах.

Техника. Сядь в ванну с водой по пояс на корточки. Расслабь тазовое дно и сделай наули по центру (жгут посередине), таким образом за счет вакуума вода засасывается в кишечник; когда почувствуешь, что достаточно, – выпусти ее. Повторяй так, пока вода не будет выходить чистой. Также можно использовать специальную бамбуковую трубочку и не садиться в ванну, а всасывать воду из ведра или тазика и выпускать в туалет.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта.


shutr.bz

Практикуй очистительные йогические практики и будь здорова!

Чистки организма (конечно, в сочетании с регулярностью тренировок) дают гибкость, силу, и здоровье внутренних органов и желез. Таким образом, Шаткармы — «шесть действий» — ускоряют первые шаги в йоге, и позволяют ликвидировать «слабые звенья» в практике опытных.

Несколько практических советов «бывалого»:

1. В Йога-сутрах Патанджали указано, что Шаткармы нужно делать только тем, кто страдает «Амой». «Ама» расшифровывается как «токсины». Поэтому, к сожалению, в нашу эпоху эта проблема касается всех без исключения . Ведь даже если вы не потребляете в избытке пищу, содержащую нитраты (вегетарианскую) и гормоны (мясную), то все равно дышите загрязненным городским воздухом (Москва — на втором месте после Норильска в «хит-параде» самых вредных городов страны). При современном образе жизни и уровне продуктов питания (в т.ч. молока «из пакета» и «пластиковых» овощей-фруктов), Ама, т.к. токсины, это общая беда, а не проблема отдельных индивидуумов с вредными привычками; счастливые исключения редки. Это надо учесть, когда встает вопрос, делать или не делать Шаткармы.

2. Шаткармы надо выбирать «под себя». А потом еще и корректировать их практику (регулярность выполнения и прочее), смотря по состоянию организма . Например, бесполезно и даже рискованно часто «промывать» свое тело со всех сторон, если этого не требуется (например, часто делать клизму — очень вредно). Шаткармы — это йоговские «лекарства», а как мы знаем, лекарства применяют не все подряд, и не горстями, каждый день каледнаря, а четко по показаниям. Даже такие простые и натуральные лекарства, как горчичный компресс, вы не станете делать раз в неделю или, тем более, каждый день. Лекарства, как и Шаткармы, надо применять по показаниям, когда и сколько нужно. Иначе можно еще больше расшатать и так не идеальное здоровье.

3. В начале практики йоги стоит сделать все Шаткармы, которые вы сможете. А потом вам уже нужны не все Шаткармы «по списку» , а может быть, только 1 или 2 пару раз в месяц. Но не каждый день. Если у вас уже все в порядке со здоровьем, не нужно делать Шатмармы ежедевно! Чтобы не стать героем поговорки «заставь дурака Богу молиться...» Ни один йоговский текст не советует делать Шаткармы постоянно. Кроме того, как и с любой другой практикой йоги — в идеале, первый раз надо получить наставления непосредственно от опытного человека, который и проверит правильность выполнения. Даже в такой, казалось бы, простой Шаткарме, как Джала-нети (промывание носа), особенно если пытаться делать ее каждый день (!), можно так напортачить, что понадобится квалифицированная врачебная помощь, или можно приобрести трудноизлечимые, хронические заболевания (гайморит, синусит и т.п.). В наши дни вполне можно найти семинар или мастер-класс по Шаткармам, посетить и освоить все, что нужно.

Чистку языка (Джихва Дхаути) лучше проводить не деревянным (не гигиеничен и не долговечен) и не железным скребком (легко может поранить), а пластиковым. Современные скребки для языка продаются в крупных аптеках.

5. Важность выполнения Тратака — медитации для здоровья глаз, которая обычно выполняется на пламени свечи — в наши дни только возросла. Т.к. нас окружает буквально море визуальной информации, которая неплохо «интегрируется», гармонизируется этой техникой. Вместо кровавого кинофильма или выпуска новостей про войну, на ночь лучше поглядеть на свечу — сны будут легче и счастливей, качество ночного отдыха заметно повысится, и на завтра вы проснетесь, чувствуя прилив сил! В том числе, для практики йоги до завтрака!

И последнее — техника «Сурья-намаскар » не входит в круг практик классической йоги. Несмотря на окружающие ее легенды, по всей видимости Сурья-намаскар «изобрели» во второй половине XX века, в том числе руку к нему приложили Т. Кришнамачарья и Свами Шивананда Сарасвати из Ришикеша. И это ей не в минус: техника эта очень хорошая, действенная, а главное — она очищает организм на грубом уровне не хуже иной Шаткармы! Поэтому её стоит включить, как седьмой пункт, в круг полезных очистительных практик «шести действий» — тем более, что она замечательно интегрируется в любой распорядок дня и может выполняться в любое время.

Прежде, чем практиковать йогические (как и любые другие) чистки организма, желательно проконсультироваться с профессониальным врачом (можно с йога-терапевтом). Неправильное или несвоевременное выполнение Шаткарм представляет серьезную опасность для здоровья.

Железное правило: беременные женщины, а также больные с температурой не должны делать Шаткармы.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Шаткарма («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге , призванных улучшить работу организма и психики. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники были предложены ещё в средние века и развиты в XX веке на волне популяризации йоги.

Классификация и обзор шаткарм

Многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники?

В средневековом тексте по йоге «Хатхайогапрадипика» (предположительно датируется XV веком) описываются следующие техники:

  1. нети,
  2. дхоути,
  3. басти,
  4. тратака,
  5. ноули и
  6. капалабхати.

В более позднем тексте «Гхеранда самхита» (датируется предположительно XVII веком) указаны всё те же техники, но наули там носит название лаулики.

У каждой шаткармы есть несколько форм выполнения, которые подробно описываются в современных текстах по йоге:

  • в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха», написанной основателем Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009) и
  • в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати (род. 1959) при участии Свами Сатьянанды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика».

По сути, шаткарма в современном виде – творение одного человека, жившего в XX веке, опирающееся на описания техник в нескольких средневековых трудах по хатха-йоге.

В средневековых текстах шаткарма подаётся как одна из нескольких ветвей йоги наравне с , и .

Существует около 20 техник шаткарм, из которых разные авторы «собирают» шесть групп или категорий согласно списка выше. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы «классические» тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит даже оздоровить себя. Тут следует отметить, что средневековая йога не была нацелена на оздоровление, а скорее на успокоение нервной системы.

Итак, разберём шесть категорий шаткарм.

Абсолютно всё о шаткарме: что такое, вред, польза, техники, показания, противопоказания.

1. Нети

Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов.

Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла».

«Хатхайогапрадипика» и «Гхеранда самхита» дают две техники очищения носоглотки: джала нети и сутра нети, «мокрый» и «сухой» соответственно.

В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует ещё два варианта выполнения «мокрой» практики: гхрита нети (масляная) и дудха нети (молочная). Свами из Бихарской школы добавил от себя два более изящных способа промывки носоглотки. Его мотивы нам не известны, равно как и эффект от взаимодействия молока или топлёного масла со слизистой.

  1. джала нети (очищение водой),
  2. сутра нети (очищение нитью).

Джала нети («джала» (санскр.) – «вода», «нети» (санскр.) – «нос») – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она будет полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.

Сутра нети («сутра» (санскр.) – нить, «нети» (санскр.) – «нос») – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после джала нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с джала нети, выполнение сутра нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.

2. Дхоути

Дхоути – это техники очищения желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. В тексте «Хатхайогапрадипика» (XV век) говорится, что в результате её выполнения излечиваются «кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи».

Согласно «Гхеранда-самхите», существует 4 типа дхоути:

  1. Антар дхоути (внутреннее очищение),
  2. Дант дхоути (очищение частей головы),
  3. Хрид дхоути (очищение живота) и
  4. Мула Садхана (гигиена заднего прохода).

Антар дхоути

Антар дхоути – это «внутреннее» очищение, а точнее чистка кишечных полостей, которая имеет 4 формы:

  1. Ватасара дхоути (очищение воздухом),
  2. Варисара дхоути (очищение водой, более известное как Шанкх Пракшалана),
  3. Агнисара дхоути (очищение огнем),
  4. Бахиш Крита (очищение руками).

Ватасара дхоути представляет процесс медленного вдыхания воздуха через рот, последующее его удержание внутри в течение некоторого времени и затем выведение его из организма.

В тексте «Гхеранда самхита» предлагается удалять его через толстую кишку. В комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается удалять воздух через задний проход, находясь при этом в перевернутой позе. А вот в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» процедуру Ватасара дхоути предлагается завершать выведением воздуха через рот, с помощью отрыжки. Правда с чем связано такое видоизменение в проведении процедуры, автор, Свами Сатьянанда Сарасвати, умалчивает.

Варисара дхоути или Шанкх Пракшалана («Шанкх» (санскр.) – «раковина», «Пракшалана» (санскр.) – «жест») — это эффективный способ очищения желудочно-кишечного тракта, который заключается в выполнении специальных упражнений после употребления внутрь большого количества подсоленной воды. Это позволяет очистить пищеварительный тракт путем пропускания воды через кишечник. Выполнение Шанкх Пракшаланы позволяет очистить желудок и кишечник, удалить избыточную слизь из организма, избавиться от запоров, гастритов и несварений желудка. Данная техника благотворно влияет на печень, тонизирует железы внутренней секреции и укрепляет иммунную систему. Для тех, кто по каким-то причинам не может выполнить полную версию этой техники, существует ее сокращенный вариант – Лагху Пракшалана.

Агнисара дхоути , которая также известна как агнисара крия , представляет собой практику движения мышц и органов брюшной полости. Она может служить подготовкой к пранаямам капалабхати и Бхастрике. Агнисара Джоути выглядит как быстрое дыхание животом с одновременными притягиванием пупка к позвоночнику. В современной интерпретации предлагаются два ее варианта: упрощенный и усложненный. Во втором данную технику предлагается выполнять на задержке дыхания, удерживая Джаландхара-бандху. В «Гхеранда самхите» предлагается выполнять технику Агнисара дхоути сто раз, однако в современных текстах говорится о допустимости уменьшения количества повторов этих движений.

Дант дхоути

Дант дхоути – это очищение участков тела выше шеи: правильный уход за зубами, ушами, кожей головы и глазами. Здесь 5 техник:

  1. Данта мула дхоути (очищение корней зубов, чистка зубов при помощи зубного порошка),
  2. Джива Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами),
  3. Чакшу дхоути (очищение глаз и их промывание водой),
  4. Капала Рандха дхоути (очищение кожи головы) и
  5. Карна дхоути (очищение ушей).

Хрид дхоути

Хрид дхоути разъясняется в «Гхеранда самхите» как очищение сердца. На самом деле из описания этих техник видно, что это не что иное как способы очищения желудка .

Существует 3 их варианта:

  • Данда дхоути,
  • Вастра дхоути и
  • Вамана дхоути.

Данда дхоути – это очищение пищевода при помощи «палки». Для этой цели используют сердцевину бананового дерева, стебель сахарного тростника, корень куркумы или тонкий катетер.

Внимание: данная процедура может выполняться только под присмотром квалифицированного инструктора!

Вастра дхоути – это очищение пищевода платком или матерчатым бинтом. При помощи воды этот бинт медленно заглатывают и постепенно запускают в желудок, оставляя на поверхности лишь небольшую его часть. После этого рекомендуется выполнить наули . Ткань удерживается в желудке всего 5-20 минут, после чего аккуратно извлекается наружу. Недопустимо удержание материала внутри на большее время, так как это чревато его попаданием в кишечник. Вместе с тканью из желудка удаляется слизь, что позволяет улучшить работу органов пищеварения.

Внимание: Эту технику недопустимо выполнять самостоятельно, без опытного инструктора!

Если два предыдущих способа достаточно специфичны для современного человека и могут выполняться только под присмотром квалифицированного специалиста, то следующая – вамана дхоути – достаточно проста в выполнении, хотя и не менее эффективна.

Вамана дхоути – это очищение желудка подсоленной водой с помощью рвоты, имеющее 2 формы выполнения:

  1. Кунджала крия и
  2. Вьягхра крия.

Кунджала крия выполняется утром натощак. Эта шаткарма позволяет очистить желудок путем сознательно вызванной рвоты. Выполняется данная техника после принятия внутрь от одного до нескольких литров соленой воды. Соленая вода, которая извергается из организма, помогает выводить излишнее количество соляной кислоты и желчи, остатки пищи и желудочные загрязнения. Выполнение техники кунджала крия избавляет от болезней органов пищеварения и приносит облегчение во время приступов астмы.

Если кунджала крия выполняется на пустой желудок, то вьягхра крия выполняется с полным желудком, после приема пищи. Перед выполнением вьягра крии необходимо выждать 3 часа с момента последнего приема пищи. Данную процедуру сравнивают с типичным пищевым поведением тигра (что видно из ее названия, ведь «вьягра» переводится с санскрита как «тигр»), который извергает остатки непереваренной пищи спустя 3-4 часа после ее приема. Считается, что непереваренная за это время пища имеет минимальное количество питательных веществ, поэтому польза от нее гораздо меньше тех усилий, которые организм прикладывает для ее переработки.

Мула cадхана

Мула cадхана – это четвертая дхоути, которая означает очищение заднего прохода. Оно может производиться при помощи среднего пальца или стебля куркумы.

Капалабхати

Капалабхати («капала» – (санскр.) череп, «бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят «очистить» переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.

В «Гхеранда самхите» говорится: «капалабхати бывает трёх видов: ваткрама, вьюткрама, шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».

Итак, капалабхати состоит из техник:

  1. ваткрама капалабхати,
  2. вьюткрама капалабхати и
  3. шиткрама капалабхати.

Ваткрама капалабхати («ват» – воздух, «крама» – результат действия) – это техника пранаямы, позволяющая очистить носовые каналы воздухом. Особый акцент в ней делается на выдохе, а вдох происходит естественным образом. Такое дыхание сравнивается с работой кузнечных мехов: когда они сжимаются, то воздух выталкивается наружу, а при их раскрытии воздух всасывается внутрь. Так и в капалабхати: вдох – это реакция на принудительный выдох.

Вьюткрама капалабхати («вьют» – жидкость, «крама» – результат действия) – напоминает по выполнению джала нети и также является способом очищения носа от слизи и загрязнений при помощи соленой воды. В данной шаткарме вода поступает через ноздри, а удаляется через рот.

Шиткрама капалабхати («шит» – «холодный, пассивный») – данная форма шаткармы является противоположной вьюткрама капалабхати, Во время нее соленая вода поступает через рот, а удаляется через нос.

Наули (Лаулики)

Наули («Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота.

В «Гхеранда самхите» она описывается следующие образом:

«Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».

Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы . Результатом выполнения наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма . Она стимулирует и поддерживает работу половых органов .

Существует три варианта этой шаткармы:

  1. мадхьяма наули,
  2. вама наули и
  3. дакшина наули.

Перед тем как приступать к ним необходимо освоить уддияна бандху и агнисара крию.

Мадхьяма наули – это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.

Вама наули – это передвижение мышц живота в левую сторону.

Дакшина наули – это передвижение мышц живота в правую сторону.

После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (вама наули), а потом против часовой (дакшина наули). Вариант кругового наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.

Тратака

Тратака («тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».

Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на:

  1. Бахиранга тратака (внешняя тратака) и
  2. Антаранга тратака (внутренняя тратака).

Чаще всего объектом для бахиранга тратаки выбирается пламя свечи , хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для бахиранга тратаки.

Антаранга тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.

Басти

Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы.

«Хатхайогапрадипика» обещает, что в результате практики басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда самхите» существует 2 вида басти:

  1. Джала басти (водная клизма) и
  2. Сукшма басти (сухая клизма).

Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить наули и уддияна бандху.

Джала басти должна выполняться в воде. Выполняющий эту практику захватывает воду мышцами сфинктера, одновременно выполняя Уддияна Бандху и наули . Некоторое время вода удерживается внутри, после чего выпускается наружу. Так как для многих людей это трудновыполнимо, в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается выполнять эту технику при помощи катетера.

Сукшма басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала басти.

Выполнение басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула.

Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы.

Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.

Итак, собрав все термины и техники воедино, мы получим следующую полную классификацию:

  1. Нети
    1. Джала нети (очищение водой),
    2. Сутра нети (очищение нитью).
  2. Дхоути
    1. Антар дхоути (очищение живота),
      1. Ватасара дхоути (очищение воздухом)
      2. Варисара дхоути (очищение водой, Шанкх Пракшалана)
      3. Агнисара дхоути (очищение огнем)
      4. Бахиш Крита (очищение руками)
    2. Капала дхоути (очищение частей головы)
      1. Дант мула дхоути (очищение корней зубов)
      2. Джив Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами)
      3. Чакшу дхоути (очищение глаз и их промывание водой)
      4. Капала Рандха дхоути (очищение кожи головы)
      5. Карна дхоути (очищение ушей)
    3. Хрид дхоути (очищение груди)
      1. Данда дхоути (с помощью палки)
      2. Вастра дхоути (с помощью бинта)
      3. Вамана дхоути (с помощью рвоты)
        1. Кунджала крия (с утра натощак)
        2. Вьягхра крия (через время после еды)
    4. Мула Садхана (гигиена заднего прохода)
  3. Капалабхати
    1. Ваткрама капалабхати (прочистка вдыхаемым воздухом)
    2. Вьюткрама капалабхати (прочистка жидкостью через нос)
    3. Шиткрама капалабхати (прочистка жидкостью через рот)
  4. Ноули
    1. Мадхьяма наули (втягивание и выпячивание живота)
    2. Вама наули (движнеие живота налево)
    3. Дакшина наули (движнеие живота направо)
  5. Тратака
    1. Бахиранга тратака (внешняя тратака)
    2. Антаранга тратака (внутренняя тратака)
  6. Басти
    1. Джала басти (водная клизма)
    2. Сукшма басти (сухая клизма)

Шаткармы: как выбрать свою технику?

Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?» . Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам» .

Чайник для шаткармы должен быть нежным в первый раз.

То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом .

Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.

Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.

Если у Вас после прочтения остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы!