Поглощая из атмосферы углекислый газ растения. Дыхание листа — Гипермаркет знаний

Поглощая из атмосферы углекислый газ растения. Дыхание листа — Гипермаркет знаний
Поглощая из атмосферы углекислый газ растения. Дыхание листа — Гипермаркет знаний

Ученые советуют: в помещении, где люди проводят много времени, надо иметь не менее трех комнатных растений.

Выбирать домашние цветы стоит не только по красоте, но и по полезности. В городских квартирах нужны растения, которые очищают воздух от пыли, микробов и токсичных веществ, обогащают его кислородом, насыщают полезными ароматами и фитонцидами. И следует знать, что есть растения, которые больше пользы принесут на кухне, где, как правило, повышенная влажность, духота и гарь.

Есть такие, которые помогают оздоровить атмосферу в кабинете - снимают отрицательное влияние электромагнитного излучения от компьютера, сканера, телевизора. А есть комнатные цветы, которые очень полезно выращивать в спальне.

Вот пять наиболее полезных комнатных цветов:

1 Хлорофитум. Это чемпион среди цветов по оздоровлению помещений. Нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в квартире средней величины. А если в цветочные горшки положить активированный уголь, очистительные свойства хлорофитума увеличиваются в несколько раз.

Этот "санитар" убивает также вредоносные бактерии. Кстати, не случайно хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.

Растение неприхотливо, легко размножается - достаточно отделить "деток" от длинного стебля, просто воткнуть их во влажную землю, и они тут же примутся и начнут пускать корни. Поливать его надо нечасто, но обильно, особенно летом.

Если поставить хлорофитум на кухне, он будет действовать эффективнее дорогих воздухоочистителей - очистит помещение от вредных окисей газа и запахов за несколько часов.

2 Фикус . Обладает фитонцидными свойствами, очищает воздух от токсинов, поэтому самое место для него - кухня или комнаты, окна которых выходят, например, на загруженную автостраду или промзону. Идеально подходят для кухни глянцевые листья фикуса: они задерживают большое количество пыли, но их удобно мыть и протирать. Фикус поможет также увлажнить воздух и насытить его кислородом. Только важно знать, что фикусы выделяют кислород днем при солнечном свете, а вот ночью поглощают его. Поэтому их не стоит ставить в спальню, а тем более в детскую.

Растение предпочитает освещенные места, но не прямые солнечные лучи. Полив - умеренный. Осенью и зимой нередко сбрасывает здоровые листья из-за чрезмерного переувлажнения. Поэтому опытные цветоводы советуют зимой не поливать растение, а только опрыскивать листья.

3 Герань. Рекомендуется держать в спальне. Вырабатываемые пеларгонией (таково научное название герани) полезные соединения обладают успокоительным действием, что очень важно при стрессах и бессоннице. Также выделяет биологически активные вещества, убивающие стафилококки и стрептококки, дезинфицирует помещения и отгоняет мух, так что и на кухне она будет вполне уместна. Тем более что герань имеет свойство как бы всасывать сырость и угар, очищать и освежать помещение с застоявшимся, "прокисшим" запахом.

Растение неприхотливо, легко размножается. Светолюбиво - лучше всего держать на подоконнике, на солнечной стороне. В теплое время года требует обильного полива. Практически не поражается болезнями и вредителями.

4 Лавр. Полезно выращивать в спальне. Этот небольшой вечнозеленый кустарничек убивает микробов и оказывает благотворное влияние на людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, спазмами кишечника и желчных путей.

Лавр светолюбив, хорошо растет только в солнечном месте. Растение легко поддается стрижке, обычно ему придают шарообразную форму.

5 Алоэ . Ночью выделяет кислород и поглощает углекислый газ, поэтому ему самое место в спальне. А еще он снимает наэлектризованность в квартире. Плюс алоэ - настоящая скорая помощь на дому. Промытые листы можно приложить к кровоточащей или инфицированной ране. Сок алоэ помогает при головных болях и простуде.

Внимание

Среди комнатных растений, причем весьма распространенных, есть и ядовитые - к примеру, олеандр и диффенбахия. Следите, чтобы маленькие дети не взяли их в рот.

Ученые установили, что в воздухе помещений, где растет мирт обыкновенный, болезнетворных микроорганизмов в два раза меньше, чем там, где его нет.

А антибактериальные свойства амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма, драцены настолько сильны, что от их летучих фитонцидов некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока.

Аспарагусы поглощают тяжелые металлы.

Водно-газовый обмен в квартире способны улучшить растения с крупными листьями - диффенбахия, антуриум, филодендроны.

С помощью цветов можно добиться повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, папоротники. Повышают влажность также абутилон, афеляндра, гибискус, азалия.

От формальдегидов и фенолов, выделяющихся из новой мебели, избавят драцена, филодендрон, шеффлера, спатифиллум, диффенбахия, сансевьера.

Уничтожают стафилококковые микроорганизмы руэллия, санхеция, диффенбахия, мирт, псидиум, а опасность стрептококковой инфекции снижают бегонии, аглаонема, бересклет японский.

Растения в кухне страдают от капелек жира, которые попадают на листья. Поэтому раз в месяц устраивайте им "банный день".

teresinagoia /Depositphotos.com

Хлорофитум не только отлично , но и интенсивно обогащает его кислородом. А благодаря неприхотливости он выживет даже у самых нерадивых цветоводов. Лучше всего хлорофитум растёт на солнечном окне, но и в тени тоже живёт неплохо. Полив любит обильный, будет благодарен регулярному опрыскиванию.



sarra22/Depositphotos.com

В пушистых темно-зелёных листьях глоксинии содержится много хлорофилла. Поэтому ей не составляет труда переработать большое количество углекислого газа в кислород. А цветы самых разных форм и расцветок при должном уходе будут радовать вас на протяжении нескольких месяцев. Тонкость в содержании глоксиний заключается в том, что после цветения растению нужен период покоя. Поэтому, когда надземная часть растения после цветения начнёт отмирать, не впадайте в панику. Если вы хотите, чтобы глоксинии цвели круглый год, придётся организовать для них дополнительное освещение.



lzf/Depositphotos.com

Как только не называют сансевиерию: щучим хвостом, тёщиным языком, языком дьявола, леопардовой лилией, змеиным растением! Сансевиерия отлично вырабатывает кислород и к тому же не очень прихотлива: может расти как в прохладных, так и в тёплых помещениях, хотя и светолюбива, но вполне переносит выращивание в полутени и тени, нетребовательна к влажности и не нуждается в частом поливе.



Nmorozova/Depositphotos.com

В магазинах вы можете встретить это растение также под названием «пальма арека». Для содержания дипсиса подходят светлые тёплые помещения. Чтобы листики не сохли и не желтели, необходимо регулярно опрыскивать растение. Очень важно, чтобы в комнате, где растёт дипсис, было достаточно свежо, но не было сквозняка. Лучше сразу приобрести взрослое растение, так как маленькие дипсисы плохо выживают в домашних условиях.



Inna_Astakhova/Depositphotos.com

В народе толстянку называют денежным деревом. Существует поверье, что оно привлекает материальное благополучие, поэтому в офисах его можно встретить чаще всего. Помимо примет, популярность толстянки обеспечила её неприхотливость. Это суккулент, а следовательно, поливать его можно нечасто. К температурным условиям и освещению толстянка также не требовательна, но если листья начали краснеть, то стоит убрать деревце в тень.

Даже пара горшков с улучшит воздух в помещении.

Даже биохимические реакции, протекающие в организме при дыхании, одинаковы у растений и животных. Но что такое дыхание и для чего нам кислород? Он нужен, чтобы окислять органические вещества, которые мы получаем с пищей. При окислении пищи освобождается энергия, заключенная в органических молекулах. То есть, дыхание необходимо для добывания энергии. Конечно, у растений нет ни рта, ни легких, они дышат не так, как люди. Но принцип одинаков – растения дышат, добывая кислород, чтобы получить энергию.

В древности в атмосфере Земли кислорода не было, зато углекислого газа было значительно больше. Растения и выработали у себя способность поглощать углекислый газ и, добывая энергию из солнечных , образовывать из него необходимые вещества. А в атмосферу они выделяли кислород, давший жизнь всему "дышащему миру". Ну а как же все происходит на опыте?

Ученые провели интересный опыт. Они выращивали капусту и свеклу сначала на воздухе. Затем поставили половину растений в камеру, в которой кислорода было всего 2,5%. Другая половина партии, контрольные растения, осталась на воздухе при 21% кислорода. И те и другие растения освещались круглосуточно. Можно подумать, что растения без кислорода погибнут, но это неправда. Через шесть суток они весили вдвое больше, чем контрольные!

Но как же так? Разве растения дышат без кислорода?.. Просто растения умеют очень эффективно использовать энергию солнечного света. А когда свет сменяется темнотой, растения переключаются с одного источника энергии на другой. На свету они синтезируют органические вещества, используя энергию света, а в темноте дышат, добывают энергию окислением веществ, образовавшихся на свету. Это дыхание называется темновым. Такое переключение позволяет растению экономить внутренние резервы, раз ему доступен солнечный свет – внешний источник энергии.

Однако растения дышат и на свету. Но это приносит им только вред. Поглощая кислород, они выделяют углекислый газ – основную свою пищу. Поэтому начинают медленнее расти. Правда растения без светового дыхания все-таки есть. Это кукуруза и сахарный тростник. Известно, как быстро и мощно они разрастаются.

О причине возникновения светового дыхания пока существуют лишь гипотезы. Ученые предполагают, что световое дыхание получило начало от симбиоза примитивных фотосинтезирующих организмов с нефотосинтезирующими, дышащими. Симбиоз – это взаимное воздействие, полезное обеим сторонам. Маленькие фотосинтетики, живущие в воде, поглощали из среды углекислый газ и выделяли кислород. Если бы в среде не было дышащих организмов, которые, наоборот, поглощали кислород и выделяли углекислый газ, то скоро условия жизни стали бы для фотосинтетиков невыносимыми. Поэтому выжили лишь те, которые, в свою очередь, были чем-то полезны для нефотосинтетиков. Одним из способов быть полезным могло служить выделение каких-нибудь веществ, которыми могли бы питаться нефотосинтетики. Таким веществом могла быть гликолевая кислота, одно из веществ, образующихся при фотосинтезе. Ее выделяют и некоторые современные водоросли. Таким образом, фотосинтетики "кормили" нефотосинтетиков гликолевой кислотой, чтобы те поглощали из среды кислород, окисляя гликолевую кислоту. Гликолевая кислота и есть то вещество, которое через несколько биохимических превращений окисляется в растениях с образованием углекислого газа при световом дыхании. Значит, чем больше в среде кислорода, тем больше образуется гликолевой кислоты, тем интенсивнее может протекать световое дыхание и тем больше углекислого газа, поглощенного при фотосинтезе, выделится опять в среду.

Вероятно, таким же образом разрабатывалась у растений и способность регулировать световое дыхание в соответствии с концентрацией углекислого газа. Дышащие организмы не только поглощали из среды кислород, нежелательный для фотосинтетиков, но и обогащали ее углекислым газом, необходимым для них.

>>Дыхание листа

§ 28. Дыхание листа

Органические вещества из неорганических зеленое растение образует только на свету. Эти вещества используются растениями для питания. Но растения не только питаются. Они дышат, как все живые существа. Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения. Растения дышат кислородом, а выделяют углекислый газ, как животные и человек.

Убедиться в том, что растение дышит, позволяет опыт. Возьмем веточку какого-либо растения, на которой не меньше 10-12 листьев. Взамен веточки можно взять несколько листьев герани или примулы с длинными черешками. Веточку или поставим в стакан с водой. Стакан установим на тарелке, рядом с которой поставим другой стакан с прозрачной известковой водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком или большой стеклянной банкой и поместим в темный шкаф 55 . В темноте растения, как вы уже знаете, не могут выделять кислород. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки - и на свету, и в темноте.

Значит, на свету в растении протекают два противоположных процесса. Один процесс - фотосинтез , другой - дыхание. Во время фотосинтеза создаются органические вещества из неорганических и поглощается энергия солнечного света. Во время дыхания в растении расходуются органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается. На свету в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Вместе с углекислым газом растения на свету поглощают из окружающего воздуха и кислород, необходимый растениям для дыхания, но в гораздо меньших количествах, чем выделяют при образовании сахара. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют его при дыхании. Декоративные растения в комнате при хорошем освещении выделяют днем значительно больше кислорода, чем поглощают его в темноте ночью.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки