Краткосрочная стратегическая психотерапия джорджио нардонэ - терапия изменений. Большая энциклопедия нефти и газа

Краткосрочная стратегическая психотерапия джорджио нардонэ - терапия изменений. Большая энциклопедия нефти и газа
Краткосрочная стратегическая психотерапия джорджио нардонэ - терапия изменений. Большая энциклопедия нефти и газа

Краткосрочная стратегическая терапия

Краткосрочная стратегическая терапия базируется на социальном конструктивизме. Не существует единой реальности, а существует множество индивидуальных реальностей. Каждый человек во взаимодействии

1) с самим собой,

2) другими людьми и

3) с окружающим миром

выстраивает свою модель, картину реальности, и действует в соответствии со своей моделью.

Когда у человека возникает проблема и когда он начинает страдать от каких-то аспектов своего поведения: от взаимодействия с другими людьми, мыслей и эмоций, то задача терапевтического вмешательства внести какие-то изменения в систему его представлений. Сделать так, чтобы в результате терапевтического процесса система его представлений слегка перестроилась, чтобы были внесены изменения, которые позволили бы человеку более функциональное существование.

В системном подходе мы говорим всегда о ПРОБЛЕМЕ, мы не говорим о болезни, мы не говорим о расстройстве. Мы работаем с проблемной ситуацией. Проблема возникает тогда, когда либо сам человек, либо окружающие его люди испытывают страдание.

В системном подходе есть важное понятии Предпринятые Попытки Решения (ППР). Каждый человек может оказаться в затруднительном положении, находясь в таком положении, он стремится найти решение для этого затруднения. Большая часть людей выходит из затруднительного положения применяя, то или иное решение. В определенных ситуация человек чтобы выйти из затруднительного положения начинает предпринимать Предпринятые Попытки Решения, которые оказываются не эффективными, не рациональными. Трудность не разрешается, а воспроизводится. Почему он продолжает предпринимать одни и те же ППР? Потому, что, например, с помощью переноса он сделал в какой-то ситуации что-то что разрешило ситуацию, а раз там это было эффективно, значит, я буду повторять и в этом случае. Или потому, что он думает, что, сделав так, я разрешу ситуацию.

Когда возникает именно проблема? Когда, не смотря на то, что предпринимаемые им попытки решения оказываются не эффективными, а он все продолжает их применять. И тогда возникает именно проблема т.е. проблема возникает и поддерживается применением одних и тех же ППР. Для стратегического подхода очень важен тот момент, что мы не занимаемся изучением причины возникновения проблемы, не совершаем длительные путешествия в прошлое для того, чтобы изучить проблему. Задача стратегического терапевта изучить, как проблема действует «здесь и сейчас», в настоящий момент и что поддерживает устойчивость ее существования. Это могут быть ППР самого пациента, ППР его окружения. Поскольку система продолжает существовать, то ППР являются не эффективными. В тоже время они продолжают воспроизводиться и воспроизводиться.

Сурков Олег Владимирович

Cтраница 1


Краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.  

Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную общей стратегией.  

Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий к принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.  

Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.  

Тактика - это конкретные краткосрочные стратегии, согласованные с общими долгосрочными планами и конкретной ситуацией фирмы. Тактика должна быть гибкой, учитывать изменения внутренних и внешних факторов.  

Ключевую роль в реализации краткосрочной стратегии предприятия занимают проблемы достаточности оборотных активов, механизм их планирования и пополнения, анализ эффективности использования. Если не заниматься краткосрочными операциями, то долгосрочные финансовые стратегии не имеют успеха.  

ТАКТИКА (TACTIC) - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.  

ТАКТИКА (tactic) - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.  

S Индекс S & P 500 (30-минутные бары. График создан программой Navigator (Genesis Financial Data Services.  

Таким образом, одной из возможных краткосрочных стратегий, которую вы могли бы использовать в начале каждого месяца, могло бы быть принятие сигналов на покупку от Вилл-спрэ-да, когда происходят положительные пересечения, с особым вниманием к вышеназванным месяцам.  

Включает планирование ассортимента товаров, долгосрочную и краткосрочную стратегию изменения их качества, изучение потенциала и структуры рынка, успешности сбыта продуктов, а также меры воздействия на рынок потребителей (напр.  

С получением доступа второго уровня (Level II) к торговым площадкам стало возможным применение очень краткосрочных стратегий скальпирования, которые хорошо работают в сочетании с Моделью Циклов. В подобных коротких временных диапазонах теряет свою значимость классический поиск цели трейда (ЕТ), так как игроки в большей мере зависят от потока ордеров, выставляемых посредством маркет-мейкеров и ECN. Некоторые участники рынка работают, применяя тактику скальпирования. Эта рискованная стратегия требует практических навыков работы и умения мгновенно, почти рефлекторно, реагировать на рыночную ситуацию. Позиции, удерживаемые от 30 минут до 2 часов, предоставляют наиболее оптимальные условия для осуществления прибыльных внутридневных сделок.  

После формирования целей и выбора направлений стратегий развития составляются планы действий по реализации стратегии и проводят первые шаги реализации в форме краткосрочных стратегий - тактики.  

Количество ложных сигналов растет с сокращением времени удержания позиции. Лучшая краткосрочная стратегия по установочному набору coiled spring полностью исключает исследование графика по 5-минутным графикам и подразумевает применение 60-минутных и более длительных ценовых графиков. Но если происходит схождение других факторов, NR7 обеспечивает ценным перекрестным пересечением для очень краткосрочных внутридневных установочных наборов.  

Акционеры обычно оценивают деятельность менеджмента в зависимости от величины прибыли, дивидендов и курса акций и прибегают к давлению лишь с целью роста дохода и ежеквартальной выплаты дивидендов. Это давление может привести к тому, что руководство будет делать упор на разработку краткосрочных стратегий в ущерб долгосрочным целям.  

  • 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
  • 7. Виды коррекционных программ
  • 8.Принципы составления психокоррекционных программ
  • 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
  • 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
  • 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
  • 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
  • 13. Содержание психопрофилактической работы
  • 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
  • 15. Особенности когнитивной психокоррекции
  • 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
  • 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
  • 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
  • 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
  • 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
  • 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
  • 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
  • 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
  • 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
  • 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
  • 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
  • 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
  • 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
  • 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
  • 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
  • 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
  • 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
  • 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
  • 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
  • 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
  • 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
  • 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
  • 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
  • 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
  • 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
  • 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
  • 43.Анализ содержания волшебных сказок.
  • 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
  • 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
  • 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
  • 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
  • 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
  • 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
  • 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
  • 51.Элементы групповой динамики.
  • 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
  • 53. Фазы развития группы.
  • 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
  • 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
  • 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
  • 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
  • 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
  • 59. Психокоррекционная работа с подростками
  • 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.

    Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (AdvancedBriefStrategicTherapy), была разработана профессором ДжорджиоНардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.

    Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии. По этой, постоянно совершенствующейся методике работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.

    Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, – излюбленный «конек» Дж.Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну – 1/4, третьему – 1/8, а младшему – 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил все наследство, как завещал отец – каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) – затем мудрец забрал своего верблюда и ушел...».

    25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.

    Позитивный подход - опора на ресурсы пациента. Психотерапевт принципиально фиксирует свое внимание не на проблеме, а на сильных, успешных, сохранных сторонах человека. Для пациента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно выявить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Сам пациент следует своему опыту общения с профессионалами (в первую очередь с врачами) и центрирует разговор на болезненных переживаниях и страданиях, ожидая от психотерапевта (психолога, консультанта) углубления в проблему, вопросов о ее обстоятельствах. Он может ожидать разделения своей позиции и стремиться обратить профессионала в свою веру "все плохо и безнадежно", используя в основном только черные краски.

    Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, все многообразные реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения пациента в сторону здоровья, преодоления проблемы. В большинстве эти реакции спонтанны, являются выражением интереса и уважения к возможностям пациента. Подкрепляются таким образом не только его действия и идеи, но и намерения. Использование только положительного подкрепления способствует диалектическому "черно-белому" взгляду на проблему.

    Опора на интуицию психотерапевта. Западная наука, включающая психиатрию, психологию и различные школы психотерапии, базируется на идее, что объективное исследование обеспечивает ответы на вопросы "почему?", касающиеся проблемного поведения людей. Концептуальный подход предполагает существование одной вещи. а именно- истины, следовательно объяснения причин либо близки, либо далеки от нее. И поэтому в задачу клинициста до сих пор входит прежде всего поиск объяснений истинных причин посредством внимательного наблюдения и логического рассуждения. Такой подход, характерный для современной науки, имеет свои несомненные преимущества, но также и ограничения. (В истории наук такие ограничения становились особенно заметными при смене существовавших парадигм). Представляется, что такое соотношение преимуществ и ограничений сегодня далеко неоднозначно в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности, в частности в психологии и психотерапии.

    Принцип утилизации заключается в том, что наполняет психотерапию сам пациент. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его временные, материальные, географические, культурные обстоятельства, его знания, умения, убеждения и т. д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает "приготовление супа из топора".

    Принцип экономичности воплощается в правиле И. Ким Берг: "Не чините то, что не сломано". Данная позиция противоположна позиции психодинамической психотерапии, где предъявляемая проблема (симптом) рассматривается как "верхушка айсберга". Пока не будет "наведен порядок" с причиной симптома, он будет резистентным, а симптоматическое улучшение - неустойчивым.

    Пациент как эксперт, убежденность в мудрости пациента. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает".

    Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений. Сами пациенты часто обращены в прошлое как источник проблем. В этом случае психотерапевт может идти вслед за пациентом и говорить о прошлом, однако для него прошлое - еще один источник ресурсов. Принцип сотрудничества. Обычно говорят, что пациент должен сотрудничать с врачом, что подразумевает наличие у него необходимой мотивации. В краткосрочной позитивной психотерапии - задача психотерапевта сотрудничать с пациентом. Эта задача полностью распространяется даже на те случаи, когда человек не желает как-либо меняться или что-то менять в своей жизни. Такие пациенты-"визитеры" оказываются у психотерапевта по настоянию родственников, врачей другого профиля, социальных служб и т. д. для того; чтобы "отметиться".

    ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ДЖ.НАРДОНЭ, АПРЕЛЬ, 2014. МОСКВА.

    Джорджио Нардонэ – основатель и директор Центра Стратегической Терапии (ЦСТ) в Ареццо. Краткосрочная Стратегическая Терапия по методу профессора Джорджио Народнэ сегодня известна далеко за пределами Италии, этот подход зарегистрирован в России.

    Представительство ЦСТ существует в России с 2003 года, на русский язык переведены книги Дж.Народнэ, организовано обучение специалистов по двухгодичной программе Мастер, которая функционирует теперь не только в Москве, но и в Новосибирске. Профессор во время последнего приезда в Москву дал интервью, которое предлагается вашему вниманию.

    Елена Первышева (Е.П.) Джорджио, это уже Ваш седьмой визит в Москву! После Вашего первого приезда в 2009 году мы начали обучение российских специалистов по программе Центра Стратегической Терапии. Сейчас идёт шестой набор слушателей на программу специализации по Вашему методу. В России и в Москве существуют разные подходы и школы психотерапии и вопрос о том, какую предпочесть не всегда очевиден. Если бы Вы аргументировали выбор Вашего подхода, что бы Вы сказали потенциальным слушателям?


    ДЖОРДЖИО НАРДОНЭ (Дж.Н.) Основание для выбора Краткосрочной Стратегической Терапии по сравнению с другими психотерапевтическими подходами, без сомнения заключается, прежде всего, в ее высокой эффективности, которую данная модель продемонстрировала при ее применении к различным формам психопатологии, например, таким как панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство, анорексия, булимия, депрессия и др. В отношении этих расстройств было проведено эмпирико-экспериментальное исследование, ходе которого на тысячах случаев были отработаны протоколы лечения, которые приводили к быстрым и эффективным результатам. Второй аргумент – быстрота достижения результата, для которого требуются месяцы, а не годы. В большинстве случаев терапевтическое изменение достигается в пределах трех сессий. Это, без сомнения, наиболее существенные аргументы. Однако необходимо добавить, что наша модель – это развитие традиционной модели школы Пало Альто, и работы Пола Вацлавика, который был моим учителем и наставником, с которым мы вместе в течение более 20 лет разрабатывали новаторские техники, и когда его не стало я продолжил эту работу. Вместе с группой своих коллег, которые работают по всему миру, мы смогли разработать терапевтические стратегии и стратагемы для наиболее устойчивых форм патологии: так для обсессивно-компульсивного расстройства (разнообразные навязчивости) и панических атак эта модель действительно показывает наивысшую эффективность.

    Е.П. Как «работает» Краткосрочная Стратегическая Терапия? Каковы ее сильные стороны?

    Дж.Н. Чтобы дать наиболее доступное объяснение того, как функционирует Краткосрочная Стратегическая Терапия (КСТ), мы должны, прежде всего, обратиться к основному рабочему понятию этого подхода – понятию «предпринятая попытка решения» проблемы. Если предпринятая попытка решения не действует, то ее повторное использование только осложняет и усугубляет проблему. Это означает, что стратегический психотерапевт на первой консультации с клиентом определяет, в чем состоит его проблема, выясняет, в чем заключается терапевтическая цель работы и затем концентрируется на исследовании того, какие действия человек предпринимал для решения проблемы, которые не только не принесли результата, но чаще всего привели к осложнению ситуации.

    С помощью исследования такого типа тщательно изучались специфические обстоятельства, которые сопутствуют устойчивому существованию различных расстройств. Это была первая часть экспериментального эмпирического исследования. Во второй части, которой я посвятил последние почти 25 лет, именно найденные терапевтические решения, действительно эффективные и экономные в области решения человеческих проблем, потом позволили прийти к пониманию того, как функционируют определённые расстройства, в отношении которых данный подход оказался в самом деле очень эффективным. И это не случайно, что структура некоторых сложных расстройств, таких как разновидности обсессивно-компульсивного расстройства или расстройство вызванной рвоты (воматинг) – разновидность нервной булимии или нервной анорексии – стали действительно понятны и представлены научному психотерапевтическому сообществу исключительно благодаря этой методологии исследования. Следовательно, можем сказать, что наша модель - это инструмент, посредством которого мы находим решения, применение которых, позволяет не только решить проблему, но и раскрыть, как она функционирует, то есть понять, как существует и поддерживается проблема.

    Е.П. По своей эффективности Ваша работа напоминает волшебство. Как Вы объясняете такую успешность Вашей модели?

    Дж.Н. Вопрос о «магическом» эффекте стратегического вмешательства имеет давнюю историю. В адрес великих терапевтов прошлого – Милтона Эриксона, Джона Уикленда, Пола Вацлавика – часто звучали высказывания о том, что все, что они делали не было моделью терапии, а было только их личным даром. Что касается меня - даже если это мне часто приписывалось – я убежден в необходимости систематического исследования, проводимого с помощью метода, о котором я сказал раньше. Наш подход в начале несомненно основывался на творчестве, но затем развился в настоящую терапевтическую технологию. Сегодня в нашем распоряжении имеются разработанные протоколы лечения наиболее важных психопатологий, которые направляют работу терапевта, начиная с первых шагов до достижения поставленной цели или до полного излечения расстройства.

    Каждая фаза терапевтического процесса была изучена как на уровне логических процедур, принятых для решения проблем в подходе Problem Solving , так и на уровне коммуникации и установления отношений с пациентом таким образом, чтобы дифференцировать эти характеристики в зависимости от типа расстройства и персональных характеристик пациента. Поэтому я уверен, что такие удивительные результаты достигаются именно благодаря тщательно разработанной технологии. Впрочем, один из наиболее известных исследователей эффективных технологий Артур Кларк уже много лет назад утверждал: «Любая передовая технология по своим эффектам напоминает не что иное, как волшебство».

    Е.В. Существует критика стратегического подхода за его манипулятивность и работу только с симптомом. Что можете сказать по этому поводу?

    Дж.Н. Очевидно, что критика по поводу работы с симптомом исходит от всех тех коллег и исследователей, которые работают в долгосрочных моделях психотерапии. В рамках их теоретических подходов невозможно представить изменение, достигнутое в краткие сроки, даже если это демонстрируется результатами эмпирико-экспериментальных исследований. В таком случае все, что происходит, они оценивают только как симптоматическое, а не глубинное изменение. Но систематическое исследование доказало, что это утверждение полностью ошибочно. Американская Психологическая Ассоциация выпустила книгу, в которой два наиболее известных исследователя эффективности терапии Асай и Ламберт утверждают, что более 50% случаев представляют пациенты, работа с которыми требует менее 10 сессий, еще в 25% случаев терапия длится в пределах 25 сессий, оставшиеся 25% случав требуют более продолжительного лечения. Следовательно, я бы сказал, что обвинение в симптоматической ретуши – дань постмодернизму – преодолена на эмпирическом уровне и не подлежит обсуждению.

    Другая форма распространенного обвинения касается того факта, что терапевт может казаться слишком манипулятивным по отношению к пациенту. Это обвинение в определенных аспектах справедливо, если относится к первоначальным формам краткосрочной стратегической терапии и в особенности к семейной системной терапии Джея Хейли и Клу Маданес, когда директивность терапевта была необходима для того, чтобы взять власть в отношениях с членами семьи и привести их к изменению привычного дисфункционального взаимодействия.

    Однако последние разработки – те, которые относятся и к моей работе, позволили значительно усовершенствовать технику. К примеру, мной и моими коллегами был разработан Стратегический Диалог – своего рода утонченная модель проведения первой клинической беседы, ориентированной на достижение изменений. Главным действующим лицом в ходе Стратегического Диалога является пациент. Терапевт задает вопросы, которые направляют пациента; но именно пациент – тот, кто занимает активную позицию: отвечая на вопросы терапевта, он вовлекается в процесс совместного открытия того, как существует и поддерживается его проблема и – через свои ответы - подводится к пониманию того, как он может решить свои проблемы. С помощью сфокусированных вопросов можно уже на первой сессии привести пациента к новому восприятию ситуации, которое изменяет реакции человека на проблему и благодаря которому необходимость и неизбежность изменений становится очевидной.

    Е.П. Последний вопрос: что для вас означает успешная психотерапия?

    Ответ очень простой. Пациент приходит к нам с каким-то расстройством или проблемой, как мы предпочитаем говорить, которая характеризуется страданием и каким-либо личным затруднением. Терапия считается успешной, когда достигается полное разрешение проблемы. Как это измеряется? С помощью техники шкалы от 0 – когда мы встретились впервые, до 10 – когда пациент мог бы сказать, что он решил все свои проблемы. Мы спрашиваем его: «какую оценку по этой шкале вы дали бы себе сегодня?» И пока пациент не дойдет до оценки 10, с которой терапевт согласится – когда оба придут к согласию – терапевтический процесс не может считаться завершенным. Следовательно, мы считаем успешной терапией полное преодоление проблемы.

    Спасибо за семинар, который Вы провели сегодня и за интервью, профессор!

    В наш космический век жизнь несется на бешеной скорости. Развитие цивилизации достигло таких темпов, что за одну человеческую жизнь можно пережить несколько технических революций. Люди, которым сейчас 50-60 лет, к которым отношусь и я (ваш покорный слуга), прожили свое отрочество и раннюю зрелость во времена, когда мобильных телефонов еще не было в идее своей, а компьютеры занимали целые этажи зданий. При этом максимум, что умели эти компьютеры, - так это делать небольшие арифметические подсчеты.

    Прошло тридцать лет. И на тебе. Интернет и мобильная связь перевернули все с ног на голову. Для людей больше не существует преград для связи, нет проблем получить нужную информацию, посмотреть видео, послушать музыку и т.п. Ушли одни проблемы, но появились новые. Все эти технологии создавались для облегчения человеческих усилий для того, чтобы жизнедеятельность людская была более эффективна. А это значит, чтобы результат достигался как можно меньшими усилиями. Именно эффективность является одним из важнейших мотивационных стимулов человеческой деятельности. Решать проблемы как можно результативней и при этом как можно меньшими затратами - вот одна из важнейших задач человеческого функционирования…. Ну не любят люди слишком напрягаться, да и зачем это нужно.

    Психотерапия, как и любой другой процесс, также развивается с учетом этого условия - повышения эффекта или своего результата. Звучит это просто - избавьте меня от страданий как можно быстрее и дешевле, но непременно с требуемым качеством.

    Начиная с Фрейда, к сегодняшнему дню уже насчитывается более тысячи известных методов психотерапии. Многие из них решают довольно узкие задачи. Но если брать во внимание те, которые претендуют на достаточно широкий спектр решаемых вопросов, можно увидеть интересную тенденцию. Тенденция эта заключается в том, что появление новых методов психотерапии все больше и больше «провоцирует» именно стремление повысить эффективность этого процесса. Чем метод эффективен, тем меньше усилий и ресурсов требуется для достижения качественного результата, тем большему количеству нуждающихся он доступен.

    Безусловно, психотерапия - это не простая технологическая цепочка действий - делай раз, делай два, делай три … Здесь требуется профессионализм и творческие способности психотерапевта. Здесь важны желание и работоспособность клиента. Результат зависит от многих факторов. Но в целом, люди все больше понимают, что времени ходить годами к психоаналитику, чтобы в итоге понять, что причиной его жизненных проблем является задержка развития на «оральной стадии», например, особо ценного, с точки зрения эффективности, т.е. решения проблемы клиента, мало что дает. Потому что следующим будет вопрос - а как это исправить, как с этим бороться? А вот тут-то и начинается самое трудное и самое интересное.

    Современная психотерапия, накопив более чем столетний опыт, научившись достаточно хорошо анализировать состояние клиента, все больше делает акцент на разработку техник, связанных с гораздо более сложной задачей - как сделать так, чтобы в человеческой психике произошли изменения, которые избавили бы его от страданий. Как сделать так, чтобы наладить нормальное функционирование его психического аппарата. Как сделать так, чтобы человек мог держать под контролем свои эмоции, а эмоции, в свою очередь, не застилали разум. Т.е. человек, как клиент психотерапевта, требует все более эффективного решения своих психологических проблем.

    Классические школы психотерапии очень много сделали для создания основ изучения психологического функционирования человека. Но практически все они стоят на базовом принципе - чтобы решить проблему клиента в настоящем нужно обязательно дойти до истоков возникновения этой проблемы в прошлом. Ключевая точка классического психоанализа - достижение клиентом инсайта - такого состояния, когда у человека наступает «прозрение» и, как следствие, улучшение его психического состояния за счет «вытаскивания из подсознательного» забытых фактов и эмоциональных картин прошлого. Если такой инсайт не наступил, то это означает, что причины не найдены и надо "копать в прошлое" дальше. Этот процесс может и занимает годы, иногда десятки лет, для тех у кого есть силы и средства. Очень узок круг людей, рискнувших пойти на это. Беда в том, что даже осознав причины своей проблемы, человек зачастую не понимает, как от этой проблемы избавиться. Часто от клиентов, посещавших классических психоаналитиков, можно услышать разочарование - ходил несколько лет, все понял, но изменить ничего не смог. Устал, хочу результата - а именно, избавиться от проблемы или, по крайней мере, как-то управлять ей.

    Развитие новых направлений психотерапии все больше основывается на системном анализе, который рассматривает человека как систему, который сам состоит из разных подсистем внутри, и является частью более глобальных систем, его окружающих. Эти направления стараются все больше обращать внимание на процесс взаимодействия человека как с другими людьми, так и с окружающей средой. Рассматривая какой-то сложный и динамичный процесс, и ставя перед собой цель - изменить этот процесс, просто невозможно найти причину его возникновения и зарождения. И даже потратив годы на эти поиски, все равно будет непонятно, как решить поставленную задачу, нацеленную на достижение изменений. Но если попытаться изучить вопрос - как функционирует процесс, как взаимодействуют между собой его составляющие - решение находится достаточно быстро.

    Типичный пример, иллюстрирующий это утверждение, - человек случайно увидел по телевизору сообщение об аварии в метро, повлекшей тяжелые последствия с жертвами. Сообщение это пронеслось совершенно незамеченным, как и миллионы других, которые извергает наш зомбоящик. Через некоторое время в процессе поездок в метро у него стали проявляться признаки затрудненного дыхания, пелена окутывала глаза, нарастала тревожность, учащалось сердцебиение. Спустя еще какой-то срок он начал подвергаться паническим атакам - более мощным и серьезным приступам страха. Причем происходило это уже не только в метро, но и на работе, на улице, в транспорте. Человек все больше просил помощи у родственников сопровождать его в поездках. Затем уже не мог самостоятельно гулять, только с сопровождающими. В конечном итоге, заперся дома и перестал выходить на улицу вообще. Потерял работу, денег самостоятельно не зарабатывает, полностью зависим от родственников и т.п.

    Так вот, работая с таким клиентом, даже если психотерапевт докопается до того злополучного факта, связанного с сообщением про аварию в метро. А у клиента будет инсайт, т.е. он осознает, что причиной его невзгод послужила телевизионная информация, которую он услышал два или три года назад. Все равно перед клиентом станет вопрос. Ну знаю я это, и что? «Профессор», скажите, что мне делать, как мне избавиться от моей напасти, как начать жить легко и радостно. Это, с одной стороны. А с другой, - сколько времени может уйти на то, чтобы этот инсайт произошел, и у клиента из бессознательного всплыли такие подробности прошлого. На это могут уйти годы.

    Но если во главу угла поставить текущее состояние человека, разобраться, что с ним происходит сейчас, что он делает для того, чтобы справляться со своей проблемой, как происходит его взаимодействие с окружающими людьми, как он решает текущие задачи, психотерапевт более вероятно сможет ему помочь. Потому что здесь достаточно хорошо видно, что глубокое чувство страха полностью окутало его жизнь. Что человек, вместо того, чтобы бороться с этим страхом, убегает от него, прося помощи у окружающих, избегает тех ситуаций, где он может этот страх испытать. При этом загоняет свое общее положение до той стадии, когда не в состоянии выйти из дома и элементарно себя обслуживать.

    Здесь, чтобы помочь человеку, терапевту не важно знать - почему человек попал в такое состояние. Важно понимать, что с человеком происходит, как он функционирует, какие попытки он предпринимает, чтобы самостоятельно избавиться от проблемы, какие из этих попыток эффективны, а какие нет. Наличие такой информации в значительно большей степени полезно для терапевта, чтобы выработать стратегии - указания для клиента - что ему необходимо делать, для того, чтобы перестать испытывать страх, для того, чтобы постепенно начать выходить из дома, начать работать и вернуться к полноценной жизни.

    Безусловно, знание информации о прошлом важно . Без него невозможно сделать достаточно точный анализ текущей ситуации. С этим никто не спорит. Но ставить во главу угла разрешение текущей проблемы в жесткую зависимость от погружения в прошлое - это зачастую непродуктивно .

    Именно такие основополагающие принципы лежат в основе метода краткосрочной стратегической терапии (КСТ), разработанного итальянским профессором Джорджио Нардонэ.

    Одним из ключевых понятий этого подхода является понятие эмоционально-корректирующего опыта. Суть этого понятия можно просто объяснить на примере.

    Видный ученый и психиатр Микаэль Балинт в своей книге «Базисный дефект» упоминал такой случай.

    Он работал с одной пацией, «привлекательной, живой, скорее кокетливой девушкой тридцати лет, главным страданием которой была неспособность достигнуть какой-либо цели». Это отчасти вызывалось ее «парализующим страхом и неуверенностью, которые овладевали ею, когда ей приходилось брать на себя какой-либо риск, как, например, в случае принятия решения». Балинт описывает, как после двух лет психоаналитического лечения «...девушке объяснили, что, по всей видимости, ей было очень важно сохранять совершенно прямую осанку и хорошую опору ступней на землю. На что она ответила, что никогда, начиная с раннего детства, ей не удавалось перекувырнуться через голову , хотя в течение жизни она многократно пыталась это сделать. Я спросил ее: «А теперь?» : и тогда девушка поднялась с дивана и, к своему большому удивлению, сделала совершенный кувырок без всяких затруднений.

    Это оказалось настоящим прорывом . За ним последовали многие изменения в ее эмоциональной, социальной и профессиональной жизни, все — в сторону большей свободы и пластичности. Кроме того, она смогла подготовиться и успешно выдержать очень трудный экзамен по профессиональной специализации, нашла себе жениха и вышла замуж».

    Говоря совершенно обыденным языком, этот пример наглядно показывает, что для того, чтобы в терапии произошли реальные положительные изменения, зачастую нужно не рассуждать, а нужно просто делать . А вот после того, как необходимое сделано, и человек прочувствовал свое новое состояние, в которое раньше он никак не мог попасть, можно будет и порассуждать.

    Общий процесс работы с клиентом в краткосрочной стратегической терапии строится на том, что сначала терапевт собирает информацию, связанную с проблемой клиента. В первую очередь выясняется, что к моменту встречи клиент уже предпринимал для того, чтобы разобраться со своей проблемой. Какие-то из предпринятых им попыток его действий были эффективны и приносили положительные результаты, а какие-то - нет. Блокировка неэффективных попыток, предпринятых клиентом, - важнейшая часть терапии по методу Джорджио Нардонэ .

    За счет различных упражнений (стратегий) , которые клиент должен выполнять буквальным образом , правда иногда эти упражнения могут казаться странными и несуразными, достигается получение того необходимого эмоционально-корректирующего опыта, о котором мы говорили выше.

    И только после этой стадии клиенту разъясняется, что дают те или иные упражнения, на что они направлены, как и за счет чего достигается производимый упражнениями эффект.