Конспект занятия "Автоматизация звука в словах". Индивидуальное занятие по автоматизации звука в старшей группе

Конспект занятия
Конспект занятия "Автоматизация звука в словах". Индивидуальное занятие по автоматизации звука в старшей группе

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс Конспект индивидуального занятия тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах» Провела: учитель логопед МДОУ 9 Рубцова Любовь Викторовна

2 Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах». Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: Образовательные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]. -Учить чѐтко произносить звук [Ш] в слогах, словах. -Развивать фонематическое восприятие. -Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -Упражнять в образовании родственных слов. -Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. -Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. Коррекционно-развивающие: -Продолжать развивать память, мышление, внимание. Коррекционно- воспитательные: - воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек. I.Ход занятия. Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лѐг в кровать, как услышал ещѐ один звук кап кап кап. Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало еѐ жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» спросил Мишутка змейку. «Шуша» ответила змейка. «А меня Мишутка» сказал медвежонок. «А почему ты всѐ время шипишь?» спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» ответила Шуша. «А ты умеешь шипеть?» спросила Шуша. «Нет» ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» сказала змейка. II.Артикуляционная гимнастика. - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье - Ш! Чтоб звук красивым вышел, Шире язычок и выше! Сделаем из язычка

3 Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмѐм зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шѐлк, шуршал! - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье Упражнения для губ. «Улыбка» Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И нисколько не устану. «Трубочка» Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Упражнения для языка. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлѐпывая его губами, произносить пяпя-пя О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счѐт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть еѐ вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нѐбу, растягивая подъязычную связку. Щѐлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать еѐ рукой)!

4 Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «Грибок» Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нѐбу и открыть рот. Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой. «Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к нѐбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нѐбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу. III. Упражнения для выработки воздушной струи. «Бабочка» К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребѐнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела. Бабочка коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На берѐзовой ветке! «Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку). «Смотри как у нас здорово, получается» воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещѐ умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споѐм вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» сказал медвежонок. (логопед предлагает ребѐнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги) IV. Слоговые ряды: А) проговаривание слогов прямых и обратных. Ша ша ша Аш аш аш Шо шо шо Ош ош ош Шу шу шу Уш уш уш Ши ши ши Иш иш иш Ша ша шо Аш ош аш Ши шу шу Уш аш уш Шо ши шо Ош иш ош Шу ша ша Аш иш иш

5 Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно) Ша-ша ша-ша-ша Шо-шо шо-шо-шо Шу-шу шу-шу-шу Ши-ши ши-ши-ши В) с изменением ударения Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши «Мишутка ты очень хорошо поѐшь, а теперь повторяй за мной слова» предложила Шуша. V. Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК). Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф. «Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Запомни и повтори» Уши-мыши-лапша-каша Шуба-шило-афиша-шипы Игра «Рифмы» «Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его» Ши-ши-ши вот играют..(малыши) Уш-уш-уш я приму горячий..(душ) Аш-аш-аш это синий..(карандаш) Шок-шок-шок разбудил нас..(петушок) VI. Физкультминутка. Шуршат на дереве листы Шуршат на дереве листы, (Руки верх, потянулись) Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели) Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево вправо) И дождь шуршит (шаги на месте) А ты садись и не шурши, (Сели на места) И всѐ красиво говори. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки. Письмо пишет дедушку.

6 Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашѐл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок. IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему. Карандаш, мешок, шапка. «Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещѐ поиграем!» сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещѐ поиграть, но уже поздно, мне пора домой» ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал еѐ. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке. X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчѐтливо звук Ш- ш-ш (Картинка на ПК) -Какой мы сегодня звук учились произносить?


Артикуляционная гимнастика (комплексы упражнений для отдельных звуков с опорными картинками и стихотворениями)

Артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения. Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики. Упражнения для лицевых мышц «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Рекомендации к проведению упражнений: Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области. Мастер- класс по артикуляционной гимнастике для родителей Логопед: Горланова

Подготовила: Учитель-логопед Бунина Ольга Владимировна МАДОУ г. Нижневартовска ДС 90 «Айболит» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка о Веселом Язычке для мам и пап» Цель: - Познакомить родителей с артикуляционной

Учимся артикуляционной гимнастике вместе Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает

Для свистящих звуков \с, з, ц\ Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед

Артикуляционная гимнастика учитель логопед Крапоткина Н.В. Формирование артикуляционной моторики Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных

Советы логопеда родителям: «Как делать с ребёнком артикуляционную гимнастику дома?» Для достижения необходимых ожидаемых положительных результатов от логопедических занятий ребёнка с логопедом требуется

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп. Подготовила: учитель-логопед Скрынникова Олеся Александровна г.сургут, 2015 Комплекс артикуляционной гимнастики (младшая группа)

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению» Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое

«ЛЯГУШКИ УЛЫБАЮТСЯ» «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») «СЛОН» «ХОБОТОК», «ТРУБОЧКА» Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Артикуляционная гимнастика Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей

Методы и приѐмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку) Подъязычная связка В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге

Содержание Речевая гимнастика................................ 8 Развитие фонематического слуха.................... 16 Закрепление и автоматизация звука [с].............. 20 Закрепление и автоматизация

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. "Улыбка" ("заборчк") Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. 2. «Трубочка» («хоботок»)

Подготовка к правильному произношению звука «Р» Звук «Р» считается самым сложным по своему формированию в возрастном развитии звукопроизношения у детей. В норме он должен сформироваться к 5 5,5 годам.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Звук [Ш], буква Ш Разработала и провела в старшей логопедической группе МДОБУ «Детский сад 2» учитель-логопед Вальковская Н.А. Коррекционно-развивающие

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 247-21-85 e-mail: [email protected] Конспект непосредственно

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

КАРТОЧКА Ш 1 (прямые слоги) 2. «Песенка змейки». 3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка. ША, ША ША, ША, ША ШО, ШО ШО, ШО, ШО ШУ, ШУ ШУ, ШУ, ШУ ШИ, ШИ ШИ, ШИ, ШИ 4. Запомни и произнеси слоговые

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, З, Ц. Бегемотик. Методические указания.1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.2. Загонять шарик

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 247 комбинированного вида» Номинация: лучшая методическая разработка индивидуального занятия для детей с ОВЗ Тема: Как Крош и Лосяш

Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет 1-3-5-10 Цель: Выработать движения губ вперед. Выполнение:

Консультация для родителей. Арикуляционная гимнастика обязательный элемент в системе работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения обязательно делать перед зеркалом, 2-3 раза в день. Продолжительность

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. «СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ» Гречишкина Людмила Михайловна Воспитатель МБДОУ 5 «Улыбка» 2013год Образовательные задачи: Обогащать речь детей существительными,

Логопед советует: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Все мы хотим, чтобы речь ребёнка была красивой, чёткой и грамотной. Но это невоз можно, если артикуляционный аппарат недостаточно развит.

УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА! Будьте терпеливы в общении с ним. В преодолении речевых нарушений многое зависит от Вас самих, Вашей воли, упорства. Знайте состояние произношения своего ребёнка. Не

Артикуляционная гимнастика Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи,

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих

Учитель-логопед ГБОУ «Школа 1179» Бандурина Елена Николаевна Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы? Для того, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,

Артикуляционная гимнастика для язычка 1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное

Артикуляционная гимнастика «Послушный язычок» L/O/G/O Листать слайды кнопка Посмотреть содержание кнопка Выбрать упражнение кнопка «Забор» Начать выполнение упражнения кнопка Выполнять упражнения пока

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 26 «РЕЧЕНЬКА» Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «В гостях у весёлого язычка» Подготовила и провела воспитатель: Трофимова Ольга Васильевна

Артикуляционная гимнастика «Часики» Тик так, тик так Ходят часики вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). Артикуляционная гимнастика

Рот пошире Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. (О. Перова) Бегемотики. Давай покажем, как бегемотики рот широко

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если

Весёлая артикуляционная гимнастика «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота Подшутить над ним охота. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Оксана Ирклиевская
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях».

Цель занятия: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

Учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

Закреплять четкое произношение звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.

Формировать фонематическое восприятие, определять позицию звука в слове.

Активизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью.

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование:

Зеркало, изображение девочки Даши, деревьев, елей, зайца, белки, кустов, проталин выполненных витражными красками, макет дерева с капельками (для дыхательной гимнастики, Игра «Три медведя».

Ход занятия

Вводная часть

Логопед: Здравствуй, Тимофей! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем кабинете светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю чаще улыбаться и давай с тобой поздороваемся и подарим наши улыбки гостям, которые пришли к нам в гости, пусть у них тоже будет хорошее настроение, как и у нас с тобой!

Ребенок: Здравствуйте!

Сообщение темы занятия.

На зеркале заранее приклеиваются витражные рисунки деревьев, елей, проталин, кочек, облаков. Появляется изображение девочки Даши

Логопед: Это девочка Даша. (Звук Ш произносится акцентировано). Какой звук я выделила голосом.

Ребенок: Звук Ш

Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы поиграем со звуком Ш.

Логопед: Давай расскажем Даше, как мы произносим звук Ш.

(перед зеркалом для зрительного контроля)

Когда мы произносим звук Ш в каком положении наши губки? (Округлились «трубочкой»)

Зубки в каком положении? («заборчиком»)

Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки).

Какая выдыхаемая воздушная струйка? Подставь ладонь тыльной стороной к ротику и произнесите звук Ш (для тактильного контроля (теплая)

Основная часть

Логопед: Тимофей, давай расскажем нашим гостям сказку!

Логопед: Жила-была девочка Даша. Даша очень любила гулять по лесу.

Скажи, какое сейчас время года? А месяц?

Ребенок: Весна, март. И вот Даша решила сходить в весенний лес и посмотреть, какие изменения произошли в лесу с приходом весны.

Логопед: Зашла она в лес и обрадовалась красоте (артикуляционная гимнастика)

(ребенок выполняет упр-е "Улыбка"). Увидела проталины и удивилась ("Бублик")

пригнулась к земле и увидела, что уже пробивается травка ("Трубочка").(На зеркало помещаем изображение зайца). Пошла дальше и увидела зайчика, который грелся на весеннем солнышке ("Лопатка", но зайчик, услышав шум, вскочил и быстро-быстро побежал по кочкам, запутывая следы ("Качели", затем спрятался за березкой, ободрал кору и стал ее есть, ох и вкусная кора у березы ("Вкусное варенье")

Вдруг подул сильный, порывистый ветер, но уже теплый, весенний и сдул все капельки с деревьев.

Дыхательная гимнастика "Ветерок"

Логопед: Давай подуем на дерево и сдуем капельки.

А теперь давай подуем, как теплый ветерок (звуковая разминка Ш-Ш-Ш)

Даша повернула назад домой. На обратном пути она встретила белочку (на ветку дерева помещаем изображение белки).Девочка поздоровалась с белочкой. А давай дадим белочке имя, но имя, в котором, есть звук Ш. Как назовем, белочку?

Ребенок, предлагает имя (например: Саша, Наташа, Даша, Ксюша, Катюша, Алеша, Миша). Скажи ласково, имя. Белочка («имя») предложила Даше поиграть с ней.

Игра «Эхо»

Шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт

Што-шту-шта-шты ошт-ушт-ышт-ашт

Шту-шты-што-шта ушт-ышт-ашт-ошт

Шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк

Шкы- шку - шка -щко ошк-ушк-ышк-ашк

Шко-шкы-шкы-шка ушк-ышк-ашк-ошк

Физкультминутка

Логопед: Я иду,

Ребенок: и ты идешь- раз, два, три. (шаг на месте)

Логопед: Я пою,

Ребенок: и ты поешь - раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Логопед: Я несу

Ребенок: и ты несешь. (стоя, поднимать руки с жатыми кулаками до пояса)

Логопед: Я беру.

Ребенок: и ты берешь (сжимаем кулачки)

Логопед: Я плыву.

Ребенок: и ты плывешь (имитировать движение пловца)

Логопед: Я лечу

Ребенок: и ты летишь (движение полета)

Логопед: Я бегу

Ребенок: и ты бежишь (бег на месте)

Вместе: Мы идем и мы поем - раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем - раз, два, три (хлопаем руками)

Логопед: Идет Даша, стало смеркаться, и вспомнила она сказку про трех медведей. Помнишь, как звали девочку из этой сказки? (Маша). Маша пошла в лес и заблудилась. Маша шла, шла и наткнулась на избу трех медведей.

Посмотри, это домик трех медведей.

Игра «Три медведя».

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [ш] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [ш] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [ш] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

Логопед: Молодец Тимофей, ты справился с этим сложным заданием.

Ша-ша-ша- моя песня хороша

Шу-шу-шу- я домой спешу.

Ши-ши-ши- хлопаю в ладоши.

Аш-аш-аш- в лесу стоит шалаш.

Ош-ош-ош- ветер нехорош

Уш-уш-уш- приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у хлеба вкусный мякиш.

Ошка-ошка- меня встречает кошка.

Ишка-ишка -в норке спит уж мышка.

Логопед: Пришла Даша домой, встретили ее мама папа. А что делала Даша потом мы узнаем, когда поиграем в игру «Подскажи слово».

Я назову два слова, а ты добавь нужные слова, чтобы получилось предложение.

Даша - каша. (Любит. Даша любит кашу)

Даша- Шкаф. (Даша убрала вещи в шкаф)

Подушка- у Даши. (Мягкая подушка у Даши)

Даша – Петушок. (Разбудил Дашу петушок).

Логопед: Легла Даша в свою кроватку и мама рассказала ей сказку

«Шуба для Пушка» (Деятельность ребенка. Пальчиковый театр)

Маша и Наташа шьют котенку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:

Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

(Е. Алифанова, Н. Егорова)

Заключительная часть

Логопед: Спасибо тебе Тимофей. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Про кого мы рассказали сказку? Какой звук нас сопровождал нас на протяжении всей сказки? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

Ты очень хорошо сегодня занимался, ты молодец!

Учитель-логопед

Ирклиевская Оксана Юрьевна

ХМАО-ЮГРА, Тюменская обл., г. Пыть-Ях

МДОАУ детский сад «Родничок» комбинированного вида

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях Цель: Автоматизировать звука [ш] в предложениях. Задачи: Коррекционная: - автоматизировать правильный артикуляционный уклад при произношении.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна

Государственное казенное учреждение Самарской области

"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…

Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:

  • Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
  • Губы округлены и выдвинуты вперед.
  • Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
  • Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».

Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..

Основная часть

1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д

2. Игра «Подбери признак»

Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…

3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.

4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.

5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.

Пособие «Четвертый лишний».

Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)

Основная часть

6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!

Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)

Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)

Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)

Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)

7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.

8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.

9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.

Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.

10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.

Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?

Ещё по данной теме:

Рудик З.В.
учитель-логопед,

Пояснительная записка.

На занятии присутствовал ребёнок старшей группы, находящийся на этапе автоматизации звука в словах.

Дата:03. 12. 2014

Время: 9.00 – 9.15

Продолжительность: 15 минут.

Технологическая карта образовательной деятельности.

Тип занятия: комбинированное

Форма организации: индивидуальная

Интеграция: коммуникация, познание

Психолого-педагогическая характеристика:

Кол-во участников: 1 (мальчик)

Возраст: 5 лет

Логопедическое заключение: ОНР III уровня.

Тема: Звук [ш]

Цель: Автоматизация звука [ш] в словах.

1. Коррекционно – образовательные: автоматизировать звук [ш] в начале, в середине слов, посредством речевых игр;

расширять словарный запас по теме «Игрушки»;

совершенствовать слоговую структуру слова.

2. Коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; развивать умение вслушиваться в обращённую речь.

Оборудование: зеркало; картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка «змея», корзинка, игрушки, содержащие в названиях звук [ш].

Лингвистический материал: чистоговорка, содержащая слова со звуком

Предварительная работа: автоматизация звука в слогах, словах.

Логика образовательной деятельности

I.Вводная часть

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1.Логопед организует приветствие (создание эмоционального положительного фона). Логопед включает музыку «Лесные звуки»

Спрашивает ребёнка « Как ты думаешь, где мы оказались, в лесу или на море?»

1.Ребёнок приветствует логопеда. Выполняет инструкции.

Мы оказались в лесу!

Привлечение внимания ребёнка к выполнению заданий.

II.Основная часть

2.Сообщение темы:

Сегодня мы встретимся с одним обитателем леса, узнай его по картинке (картинка «змея»)

Верно! У змеи очень гибкий язычок. Можешь ли ты выполнять упражнения языком, как их делает змея.

Артикуляционная гимнастика («Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели»)

Какой звук издаёт змея, когда шипит?

Сегодня мы будем радовать змею тем, что этот звук ты произносишь так же хорошо, как и она, и поэтому все слова, которые нам встретятся с этим звуком ты будешь произносить чётко выделяя его.

2. - Это змея.

Ребёнок выполняет упражнения артикуляционной гимнастики.

Она произносит звук –Ш -

Развитие артикуляционных движений

3.Игра «Повтори за мной»

ША-ШО-ШУ-ШИ

ШО-ШУ-ШИ-ША

ШУ-ШИ-ША-ШО

ШИ-ША-ШО-ШУ 3.Ребёнок повторяет за логопедом слоги в заданной последовательности. Развитие фонематического восприятия.

5.Игра «Собери игрушки»

Логопед рассыпает на столе небольшие игрушки, в названиях которых есть звук [ш], ставит корзинку.

Помоги мне собрать в эту корзинку игрушки. Произнеси название игрушек по слогам.

Молодец! Спасибо, за помощь!

А теперь поиграем в игру « 4-й лишний»

Я назову 4 слова, а ты попробуй выбрать среди них лишнее слово.

Зайчишка, неваляшка, рубашка, матрёшка

Какие слова со звуком –Ш- относящиеся к игрушкам ты запомнил. 5. Ребёнок берёт картинку, произносит название игрушки по слогам и кладёт в корзину.

Ребёнок, выделяет лишний предмет и определяет, почему выбрал именно его.

Ребёнок называет слова со звукам –Ш-, относящиеся к игрушкам. Автоматизация звука [ш] в словах, совершенствование слоговой структуры слова.

6. Игровое упражнение «Послушай и ответь»

Послушай чистоговорку и скажи, в каких словах чаще всего встречается звук –Ш-

Мышонку шепчеть мышь:

Ты всё шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Какой это звук? (гласный или согласный)

Звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

(Логопед помогает с ответами)

7. Игра «Хлопни в ладоши»

Хлопни в ладоши как только услышишь слова со звуком –Ш-

Скамейка, кошка, мышка, стол, игрушка, школа, Оля, и т.п.

6. Ребёнок называет слова со звуком –Ш-

Ребёнок отвечает на вопросы.

(согласный, глухой, твёрдый)

Ребёнок слушает и хлопает в ладоши, услышав слова с заданным звуком.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Автоматизация навыка произнесения слов со звуком –Ш-

Развитие фонематического восприятия.

Рефлексия: - Слова, с каким звуком мы сегодня произносили?

Эти слова относились к теме «Посуда» или « Игрушки»

Как ты думаешь, «змейке» понравилось, что её звук у тебя хорошо получается?!

На следующем занятии мы продолжим играть со словами, в которых присутствует этот чудесный шипящий звук.

Саморефлексия.

Отступлений от конспекта не было. Ребёнку понравились игровые ситуации. Хорошо выполнена

артикуляционная гимнастика. Ребёнок с заданиями справился.

Цель занятия достигнута.

Индивидуальное логопедическое занятие Скрынникова Ирина Сергеевна

на тему: «Путешествие мышки - Шуни» Учитель-логопед

Цель: автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах, в словах.

Коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [ш], его акустических особенностях.

Коррекционно-развивающие: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно – рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Развитие мелкой моторики, дыхания и голоса, закрепление правильного произношения фонемы [ш] в изолированном виде, в слогах, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.

Оборудование: зеркало, карта-путешествие, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, сюжетные картинки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуй Олег, сегодня нас ждет необычное занятие, ты встретишься с маленькой мышкой, и вы отправитесь с ней в небольшое путешествие, а помогать вам в пути будет вот этот звук [ш], а в конце путешествия тебя ждет сюрприз.

II. Актуализация опорных знаний

1. Уточнение артикуляции звука [ш]

Скажи, пожалуйста, что делают наши губки, когда мы произносим звук [ш]?

Ответ ребенка: Округляются.

Что делает язычок, поднимается вверх или опускается вниз?

Ответ ребенка: Поднимается вверх.

Язычок поднимается в форме чашечки.

2. Характеристика звука [ш] по схеме

(звук [ш] – согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, всегда только твердый).

III. Основная часть

Перед тобой карта, она поможет не сбиться с пути и выполнить все задания правильно.

Что ты видишь в самом начале пути?

Ответ ребенка: Домик.

1. Артикуляционная гимнастика (Специальные артикуляционные упражнения).

В этом домике живет мышка - Шуня. Мышка проснулась, потянулась, открыла окошко и вышла на крыльцо (упражнения «окошко», «блинчик»); увидела «качели» и, пошла пить чай с вареньем.

Ах, какое вкусное варенье, выпила одну чашку чая, вторую чашечку чая, третью чашечку чая и подошла к двери («парус»).

2. Работа над дыханием

Вышла мышка на крыльцо, а там такой свежий воздух, давай, и мы подышим, но дышать мы будем правильно, воздух набираем носом, а выдыхаем на «чашечку», выдох будет длительным и плавным.

3. Автоматизация изолированного звука

Что ты видишь прямо перед домом?

Ответ ребенка: Листочки.

Мышка побежала по листьям и начала шуршать, давай и мы прошуршим, но шуршать мы будем очень громко, я начинаю, а ты продолжаешь.

Мы-шь, камы-ш, ду-ш, каранда-ш, ланды-ш, малы-ш.

А что это здесь впереди?

Ответ ребенка: Камыши.

4. Физминутка

Мышка очень любит слушать, как шуршат камыши, давай и мы прошуршим. Руки поднимаем вверх:

ША-ШО ШУ-ШИ УШ-ОШ

ША-ШО-ШУ АШ-ОШ-УШ

Мышка хочет отдохнуть и просит тебя почитать ей слоговые песенки.

5. Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах .

ША-ША-ШО

ШО-ШИ-ШО

ШИ-ШУ-ШУ

ШУ-ША-ША

ШЕ-ШЕ-ШИ

АШ-ОШ-АШ

УШ-АШ-УШ

ОШ-ИШ-ОШ

АШ-ИШ-ИШ

ЭШ-АШ-ЭШ


А кто это спрятался в камышах?

Ответ ребенка: кошка

Давай поможем убежать нашей мышке от кошки.



6. Автоматизация звука [ш] в словах .

Упражнение «Волшебная дорожка».

Перед нами дорожка с картинками и чтобы пройти по ней,

нужно назвать картинки правильно.


По дороге мышка привела нас в магазин. Что она купила?

Логопед показывает картинки, ребенок их называет.

Вернуться домой обратной дорогой мы не можем, ведь в камышах нас ждет кошка. Пойдем короткой дорогой, но для этого нам нужны карандаши. Давай сначала разомнем наши ручки.


Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Посмотри, здесь есть незаметная дорога, соедини линии карандашом, чтобы наша мышка прошла по этой дорожке.

Вот и вернулась мышка домой, а войти не может, помоги ей войти, выполнив следующие задания.

Определи, где находится звук [ш] (в начале, в середине или в конце слова).

Упражнение «Рифмы».

Ши-ши-ши, ши-ши-ши - вот играют ....

Уш-уш-уш, уш-уш-уш - я приму горячий....

Аш-аш-аш, аш-аш-аш - это синий ....

Ишни-ишни-ишни - созревают

Шок-шок-шок, шок-шок-шок - разбудил нас ....

IV. Заключение. Сюрпризный момент.

Вот ты и помог мышке совершить путешествие. Какой звук тебе помогал сегодня? Тебя ожидает сюрприз, что это? Ответ ребенка: Шарик.

V. Итог занятия.

На этом наше занятие подошло к концу.

Что тебе больше всего понравилось?

Попрощайся с мышкой.