Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З. Речевой материал на дифференциацию звуков "Ж"-"З

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З. Речевой материал на дифференциацию звуков
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З. Речевой материал на дифференциацию звуков "Ж"-"З

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы же-зэ
за-жа зо-жо зу-жу зы-жи зэ-же

ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли

Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы.

Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези.

Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик-гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

У змеи жало. Зоя была на балете "Жизель". Жеребёнок забежал во двор и заржал. Мама зажгла лампу под зеленым абажуром. Возле дома зеленая лужайка. Захар заряжает ружьё. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Кот лежал и лизал лапку. Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. На земле лежит железная лопата. Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит. Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила. Ежи - полезные животные.

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.

Зимние забавы.

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе - им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя - и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

За земляникой.

Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок, а Женя взял палку и закатил ежа внутрь. Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок.

Желаем успеха!

Слоги: са­са­са – ша­ша­ша, со­со­со –
шо­шо­шо, су­су­су – шу­шу­шу, сы­
сы­сы – ши­ши­ши.
Слоги: са­ша, со­шо, сы­ши, су­шу,
ша­са, шо­со, ши­сы, шу­су, саш,
сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
Слова­паронимы: уши – усы, шутки –
сутки, кашка – каска, Машка – маска,
Мишка – миска, скала – шкала, стык –
штык, стиль – штиль, марс – марш, вас
– ваш, мыс – мышь, плоско – плошка,
солить – шалить, сорок – шорох, басня
– башня, крыса – крыша, суметь –
шуметь, кусай – кушай, шило – сила.
«Подбери картинки Соне и
Шуре»(раздели слова со звуками «С»и
«Ш»): носки, аист, коляска, шуба,
шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки,
мешок, стакан, космонавт, подушка,
спутник, кувшин, кукушка, сосна,
пылесос, шишка, стул, подушка,
карандаш.
Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе,
солнышко, машинист, шестнадцать,
штепсель, шестьдесят, шахматист,
шестьсот, путешественник, пастушок,
пастушка, шалость, стишок, стеклышко,
пушистый, сынишка, усмешка,
старушка, успешно, послушный,
трусишка, бесшумный, смешинка,
веснушки.
Счет 1­10 – сынишка, шахматист,
пастушок, старушка.
Выделение звуков С, Ш и
проговаривание слов с ними:
сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить,
шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый,
вермишель, васильки, сметана,
картошка, катушка, швабра, корешок,
опушка, новоселы, листья.
Добавь слог СИ или ШИ: гу(си),
гру(ши), ло(си), малы(ши),
выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
Образовать новые слова с
приставками С­, СО­: мешать –
смешать, прошу – спрошу, шил –
сшил, пляшет – спляшет, шью –
сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь –
снесёшь, пишешь – спишешь, берешь –
соберешь, трясешь ­ стрясешь.

Заучивание скороговорок:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,
они) в наст. врем.:
Сшибать шишки с сосны.
Собирать сосновые шишки.

Слова: сухо, слышно, шустрый,
соловушка, поспешно, шанс, шелест,
шествие, шесток, посошок, нашествие,
шерсть, шест, смешной, спешка,
пеструшка, штепсель.
Счет 1­10 – путешественник, штепсель.
Заучивание чистоговорки:
Наша большая пушистая кошка сидит
на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка
уходит с окошка.
Словосочетания: Наташины веснушки,
веселый пастушок, послушный малыш,
пушистая кошка, смешные стишки,
опасное путешествие, роскошная
шкатулка, голосистый соловушка,
ласковое солнышко, душистый ландыш,
пушистая ушанка, сушеные груши,
смешные потешки, скошенный луг,
шумное шоссе, шелестят камыши,
лесная опушка, спелая вишня.
Родственные слова: Смешить – смех,
смешок, смешинка, смешной, насмешка,
усмешка, смешно. Спешить – спешка,
поспешно, поспешный.
Спряжение в настоящем времени (Я,
Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по
шоссе и есть сушки. Шептать на ушко
бабушке смешной стишок. Сушить
пуховые подушки на солнышке.
Подбор признаков и действий на
звуки С, Ш к предмету:
Кошка (какая?) большая, пушистая,
смешная, ушастая, плюшевая. Что
делает? Спешит, дышит, шалит, спит,
ест.
«Отгадай слово» (пропущены С или
Ш):
.апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем,
.ова, .айба, .оль, .умит,
.ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква.,
анана., камы., компа., мы..
Словосочетания: шелестят в тишине,
шуршат в сарае, слышны в саду,
спешат в школу, сушить на вешалке,
несутся по шоссе, сыплется
пушистый снег, слышится сильный
шум, висит Мишина шуба, слышна
весёлая песня.
Рассказ «Сосна» (заучивание или
пересказ):
Саша и Маша пошли в лес за
сосновыми шишками. Вот и опушка
леса. На опушке стоит высокая сосна.
На сосне густые пушистые ветки. А
высоко, на самой макушке, – большие
шишки. Шишки с шумом падают вниз,
на землю. Под сосной много шишек.
Саша и Маша поднимают шишки. С
пакетом шишек они спешат домой. А
сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов: со
звуками «С», «Ш» в одном слове; со
звуком «С»; со звуком «Ш».

Счет 1­10 со словосочетаниями:
пушистая сосна, сосновая шишка,
пенистый шампунь, синяя шаль.
Спряжение в настоящем времени: (Я,
Ты, Он, Она, Они)
Спешить в лес за сосновыми шишками.
Спешить из леса домой с сосновыми
шишками.
Шептать дедушке на ушко смешную
сказку.
Проговаривание предложений:
Саша спешит по шоссе и несёт сушки.
Машинист спешит по шоссе и несёт
сушки.
Путешественник …. Пастушок
Пастушка ….
Подбор предметов к признакам:
Смешной (­ая, ­ое). Душистый (­ая,
­ое).
Бесшумный (­ая, ­ое).
Предложения: Машины несутся по
шоссе. Листья шелестят в саду.
Груши сушатся на крыше. Мыши
шуршат в сарае. Кошка греется на
солнышке. Высокие сосны шумят в
лесу. Душистый ландыш распустился
на лесной опушке. Голосистый
соловушка поёт в саду. Кусты
покрылись снегом. Тихо шумят
осинки в осеннем лесу. Наташа нашла
пестрый шарфик.
Пословицы: Не спеши языком, спеши
делом. Как постелешь, так и поспишь.
В согласном стаде волк не страшен. В
пасмурную погоду сено не высушишь.
Нет на свете краше родной
сторонушки. Хорош садовник,
хороши и груши. Кошке – игрушки,
мышке – слёзы. Поспешишь – людей
насмешишь.
Скороговорки:
В шалаше шесть шалунов. Шапкой
Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из
простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше,
а ваша серая
кошка сидела выше.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Парус наш на совесть сшит. Нас и
шторм не устрашит.
Простокваши дали Клане –
недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши, дайте
просто каши.
Дали вместо простокваши нашей
Клаше каши.
– Не хочу я просто каши так, без
простокваши.
Дали вместе с простоквашей каши
нашей Клаше.
Ела, ела Клаша кашу вместе с
простоквашей.
А поела – встала. «Спасибо,» –
сказала.
Мышонку снится страшный сон,

Саша шустро сушит сушки. Саша
высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек
Сашиных поесть.
Слышен шорох в камышах – от
него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю
шепотом страшат.
Стихи:
– Разговаривайте тише! – просят
маленькие мыши.
Не шумите утром рано. Кошка
спит в углу дивана…
Ночью мы в сыром подвале с
кошкой в салочки играли
Не будите нашу кошку – отдохнет
пускай немножко.
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
зубы сразу же сломали.
Пять веселых лягушат по делам
своим спешат.
Пока мокро, пока лужно, до реки
допрыгнуть нужно.
Если встретишь лягушат, не
мешай, они спешат.
Я взяла под мышку
плюшевого мишку.
В ванну посадила и пошла за
мылом.
Оглянулась – ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
что не мышонок он, а слон.
Что в Африку приехал он, в
слоновью лёг кровать.
Стал спать и там увидел сон,
что он мышонок, а не слон,
И что не в Африке спит он, а
дома он опять.
«Какой мне страшный снится
сон!» – во сне проснувшись,
Думал он и спрашивал
спросонок: «Я слон или мышонок?»
Русские народные
скороговорки:
Веселей Савелий, сено
пошевеливай.
Дали Глаше простокваши, а у
Глаши – каша.
Дуб дубовистый,
широкозеленолистный.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишки сшиб.
Хоть щука и востра, да не
съест ерша с хвоста.
Шла Саша по шоссе, несла
сушку на шесте.
У Степана есть сметана,
простокваша и творог.
На опушке в избушке живут
старушки­болтушки.
У каждой старушке
лукошко. В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках шьют
старушкам сапожки.


словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий заря – жаря
Залей – жалей зал – жал
Зовёт – живёт
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словах, звуки в середине слова
Узы – ужи вязать – бежать
Везу – вяжу лизать – лежать
Козы – кожи базар – пожар
Розы – рожи мазут – мажут
Грозу – грожу дерзать –
держать
Лоза – ложа разок – рожок
Лиза – лыжа возы –
вожжи
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый
ужин, бумажная коза, жидкий
мазут,забытый жакет, тяжёлый воз.
Важный музыкант, измятая кожа,
книжный магазин, Женин знакомый,
нежные незабудки, нежные
мимозы, железный замок.
Вязаный жакет, важное задание,
вязаные манжеты, изогнутая жесть,
южныйзакат, затяжной
дождь, знакомый художник.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое
животное. Надежда чистит зубы. Зоя
покупает книжку.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама
зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает
загадки Жене. Коза бежит к
луже. Зоя надевает кожаный пиджак.
Над мимозами жужжат жуки. У Жени
­ забавный зайчонок. В вазе ­
бумажные мимозы.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На
пижаме у Жени – медузы. Звонок
звенит, а жук жужжит. У магазина ­
Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным
змеем. Этой осенью идут затяжные
дожди. Нежные незабудки цветут у
дома. У избы стоит стожок сена.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 6 – 8 слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый
день поит козу водой. У Жени ­
заводной зайка, у Жанны ­ заводной
жук.
***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что такое
зной и жажда. Всю жизнь живут они в
песках. Эти животные иногда даже
забывают, что такое дождик. Тяжко
им там жить.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
стихах
***
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.
***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.
***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.
ДВЕ КОЗЫ
Идут две козы под зонтами,
знакомятся:
­ Тебя как зовут?
­ Зоя.
­ А тебя как зовут?
­ Жанна.
­ У тебя зонт?
­ Зонт.
­ А у тебя?
­ И у меня зонт.
­ У тебя зонт от зноя?
­ От зноя.
­ А у тебя?
­ А у меня от дождя.
­ Заходи в мою избушку ужинать.
­ И ты заходи в мою избушку ужинать.
­ Когда заходить ужинать?
­ На закате.
­ А к тебе, когда заходить ужинать?
­ Тоже на закате.
КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали
её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со
сломанной лапой. Они ухаживали за
ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили:
кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук
бежал впереди. Вдруг на Жука
напали овчарки. Жора закричал и
залез на дерево. А Захар не убежал,
он взял палку и защитил Жука.
Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Жора теперь не спорил, кто хозяин
Жука.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ: уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж; учить различать звуки з-ж в словах, предложениях; развивать память, внимание, фонематическое восприятие; воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.

Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)

Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)

Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.

2. Развитие зрительного внимания и памяти. (Приложение 1)

Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).

Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.

“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.

5. Вычленение з-ж из слов стихов.

Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.

Жук ж ужж ит “ж у-ж у-ж у!”
Я ж иву, не туж у.
Я на ветке сиж у,
И ж ужж у, ж ужж у, ж ужж у.

Назовите слова со звуком ж ?

В з елёном, з елёном, з елёном лесу
З елёный листок, как флажок, я несу.
З елёная шишка, под ёлкой молчит,
З елёная муз ыка где-то з вучит.
З елёный куз нечик в з елёной траве.
Играет з елёную песенку мне.

Назовите слова со звуком з ?

6. Знакомство с темой.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з ” - “ж ”. Запишите в тетради число и тему.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).

Звук “з ” - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении “з ” губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Звук “ж ” - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении “ж ”: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).

Чем они отличаются? (при произнесении “з ”: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении “ж ”: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).

Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.

8. Соотнесение звука с буквой.

з ”? (буквой “з ”).

Какой буквой на письме обозначаем звук “ж ”? (буквой “ж ”).

9. Дифференциация з – ж в слогах.

Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.

Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой “з ”, во 2 – с буквой “ж ”. (за – жа, зу- жу, зы – жи).

Какую гласную написали в слоги “жи ”? Почему? (жи – ши пиши с буквой “и ”)

10. Дифференциация з – ж в словах.

Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж . Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.

Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.

Запиши слова в 2 столбика (по наличию “з ” и “ж ”).

Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.

Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?

11. Физ. минутка.

12. Развитие лексической стороны речи.

Закончите словосочетание отвечая на вопрос:

  • Солнце (какое?).....
  • Лес (какой?)....
  • Трава (какая?)....

Составьте и прочитайте слова коза – кожа .

Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж )

А ещё чем? (по смыслу).

Кто такая “коза”? (домашнее животное)

Что такое “кожа”? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).

13. Дифференциация з- ж в предложениях.

Составьте предложение со словом “коза”. (Я пасу козу).

Сосчитайте сколько слов в предложении (три).

Начертите схему слов предложения.

С какой буквы начинаем писать предложение?

Как пишутся слова в предложении? (раздельно)

Что ставится в конце предложения? (точка).

14. Определение места звука в слове.

Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука “з ” в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.

Определяем место звук “ж ” в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.

15. Развитие фонематического слуха.

Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука “з ”, ни звука “ж ”. (ученики находят одну картинку).

16. Проверочная работа.

А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.

Взаимопроверка.

Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж )

18. Домашнее задание.

Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).