Если немного не так сформулировал проблему. Как выразить проблему словами

Если немного не так сформулировал проблему. Как выразить проблему словами

Это можно сделать двумя способами:

сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже, то есть проблема чего или кого: стоит проблема нравственного выбора, поднимается проблема отцов и детей и т. д.;

в форме вопросительного предложения: Какова роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор; Чем грозит человечеству потребительское отношение к природе? Этой сложной проблеме посвящён текст (статья).

По каким критериям и как оценивается эта часть сочинения?

Какие фактические ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Неверно сформулирована проблема текста.

Формулировка проблемы подменена пересказом фрагмента текста.

Сформулирована другая проблема, отсутствующая в тексте.

Проблема (вопрос, над которым размышляет автор) подменена позицией автора (ответом на данный вопрос).

Какие речевые ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Нарушение норм управления: проблема о влиянии природы на человека (правильно: проблема влияния природы на человека); проблема того, что природа влияет на человека (правильно: вопрос о том, как природа влияет на человека).

Анализируем публицистический текст

Поскольку основной функцией публицистического стиля речи является воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой формации, авторы публицистических произведений стараются максимально образно и ярко, но при этом чётко и внятно выразить своё мнение. Именно поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, нвызывает значительных затруднений: свою точку зрения авторы выражают открыто в одном или нескольких предложениях текста.

Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста.

Внимательно читаем текст.

(1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. (6)Ведь мы не дошкольники. (7)Как вообще можно учиться, не умея читать?..»

(8)Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения - основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. (9)Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания - об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10)Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11)Ведь работами зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро , правильно артикулируя все слова (техника чтения) , и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение) , - это не одно и то же.

(12)Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете , есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.

(По О. Мальской, И. Можаровскому *)

* О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский - преподаватели факультета психологии МГУ.

Шаг 1. Начнём с определения позиции авторов. Что они хотели нам сказать? Ищем ключевые слова и словосочетания. Получается, что точка зрения авторов выражена в нескольких предложениях: 8, 9, 11 и 12. Иными словами, авторы призывают нас совершенствовать навыки осмысленного чтения, то есть читать не механически, лишь артикулируя слова, а вдумываться в смысл прочитанного, глубоко анализировать содержание текста, потому что именно такой способ чтения позволит нам качественно усваивать разнообразные знания.

Шаг 2. Определяем, на какой вопрос или вопросы авторы дали ответ в предложениях 8, 9, 11 и 12.

Зачем нужно учиться осмысленному чтению? Чтобы качественно усваивать разнообразные знания. Подобный вопрос также можно задать к этому тексту.

Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Потому что овладение этими навыками - основа учения, которая позволит успешно обучаться, качественно усваивая знания из различных областей науки. Такой вопрос тоже имеет право на существование.

В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Техника чтения - это умение быстро и правильно произносить письменный или печатный текст, осмысленное чтение - это умение анализировать содержание текста в процессе чтения. И этот вопрос можно задать к тексту.

Шаг 3. Формулируем проблемы.

1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему.

2) Текст О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского посвящён проблемам чтения. Авторы ставят перед читателями вопрос: «Зачем нужно учиться осмысленному чтению?»

3) В отрывке из статьи О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского говорится о разновидностях способов чтения. Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Именно с этой стороны рассматривают авторы данную проблему.

4) В предложенном мне для анализа тексте рассматриваются вопросы, касающиеся основных способов чтения. В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Так, на мой взгляд, О.Е. Мальская и И.Л. Можаровский формулируют ключевую проблему текста.

Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.

Вы должны сформулировать, а затем прокомментировать одну из проблем текста. В анализируемом нами тексте она, по сути, одна и есть, просто мы дали несколько её возможных формулировок. Если же проблем действительно несколько, вы должны выбрать одну. Какую выбрать? Вариант первый: ту, к которой вам проще подобрать аргументы. Правда, здесь есть опасность: эта проблема может оказаться второстепенной, и вы уйдёте от основной проблематики текста. Вариант второй: ту, которой автор уделяет наибольшее внимание, главной. Следовательно, оптимальный вариант - выбрать одну из самых главных проблем текста, но именно ту, аргументы к которой в вашей памяти лежат на поверхности. Помните: нельзя подгонять формулировку проблемы и комментарий к ней под имеющиеся у вас в голове аргументы! Так вы совершите непоправимую ошибку, которая будет стоить нескольких (причём многих!) снятых за содержание сочинения баллов.


Похожая информация.



Итак, что же такое проблема текста?

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.

Например:

Как следует относиться к природе? (это проблема)

(Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.)

Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких)

Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Какие бывают проблемы?

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. А внешние - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы.

Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО


2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема: роль героев на войне.


3) Сужение проблемы.


4) Проблема, которой нет в тексте.


Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.


Слова-помощники для формулировки проблемы


С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.


Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит...?

Для тех, кому совсем худо - 2

Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

      От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:

      Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Люди сталкиваются с проблемами в личной, профессиональной и общественной жизни. Любая из них может выбить из колеи, но попытка сформулировать суть часто помогает найти решение. Для начала соберите информацию о проблеме. Далее попытайтесь выразить суть проблемы словами. Наконец, проанализируйте формулировку, чтобы найти возможные решения.

Шаги

Часть 1

Как собрать информацию о проблеме
  1. Задавайтесь вопросом “Почему? ”, чтобы добраться до сути. Вопрос “Почему?” поможет глубже понять суть проблемы. Продолжайте задаваться таким вопросом, пока не будет больше нечего добавить. Такой подход работает при групповых обсуждениях, но одиночный “мозговой штурм” тоже должен принести результат.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то нужно начать с вопроса: “Почему мне требуется новая квартира? Причина в том, что мой сосед уезжает, я не могут найти нового соседа и не могу позволить себе такую квартиру самостоятельно”.
    • Для поиска информации о голодающих детях можно следовать такому ходу мыслей: “Почему дети голодают? Причина в том, что к концу месяца у родителей заканчиваются деньги. Почему у них заканчиваются деньги? Поскольку свою небольшую зарплату они получают в начале месяца”.
  2. Определите, что вам уже известно о проблеме. Запишите всю доступную информацию. Если вы работаете в группе, то все должны выполнить этот пункт. Можно составить план в виде короткого списка или в полных предложениях.

    • Например, если вам требуется новая квартира, то запишите конкретные детали вроде времени заезда, максимально допустимой суммы оплаты в месяц и подходящего района.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем городе, можно составить список с примерным количеством детей, перечислить районы проживания и школы, в которые ходят такие дети.
  3. Определите другие необходимые сведения. Составьте перечень известных фактов и подумайте о том, что вам пока неизвестно. Это важный аспект, который поможет всесторонне сформулировать суть проблемы и найти решение. Если вы работаете не одни, тогда обсудите с участниками группы недостающую информацию.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то недостающая информация может касаться цены за аренду, которая вам по карману, местных предложений аренды, стоимости коммунальных услуг без соседа по комнате.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем районе, тогда вам не помешает узнать, сколько еды не хватает семьям, какие имеются социальные программы и какие другие источники пищи доступны детям.
  4. Проведите исследование, чтобы заполнить пробелы. Попытайтесь найти необходимые сведения в интернете. Если поиск не принес результата, то потребуется совершить телефонные звонки или провести опросы и поговорить с экспертами по данному вопросу.

    • Например, если вы хотите найти квартиру в конкретном районе и ценовом диапазоне, то можно изучить объявления в интернете или газетах, а также позвонить в риелторскую компанию.
    • В случае с проблемой детского голода можно поговорить с работниками школ или создать бланк опроса для родителей.

    Часть 2

    Как выразить проблему словами
    1. Опишите проблему своими словами. Попробуйте описать суть проблемы своими словами. Важно вдаваться в подробности и придерживаться максимальной конкретики.

      • Например, если вам нужно найти новую квартиру из-за отъезда соседа, то напишите: “Мне нужно найти новую квартиру, поскольку мне не по карману снимать двухкомнатную квартиру и я не могу найти нового соседа”.
      • Еще один пример: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца”.
    2. Дополните изначальную формулировку новыми подробностями. Попробуйте расширить описание проблемы с помощью собранной информации. Используйте в таком описании как можно больше деталей.

      • Например, если вы в поисках новой квартиры, то возможна такая формулировка: “Мне требуется найти новую квартиру до конца месяца, так как я больше не могу себе позволить нынешнее жилье. Нужна однокомнатная квартира или студия в этом же районе стоимостью не более 30000 рублей в месяц”.
      • Формулировка проблемы детского голода может выглядеть так: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца, так как у родителей заканчиваются деньги и они не знают о социальных программах”.
    3. Рассмотрите возможность улучшить формулировку. Групповое обсуждение изложения проблемы позволяет понять, что вы упустили. Проведите открытое обсуждение. Стремитесь улучшить такую формулировку и четче изложить проблему.

      • Задайте участникам группы такие вопросы: “Чего не хватает в формулировке? Какие аспекты можно улучшить?”. Старайтесь найти недостающие детали совместными усилиями.
    4. Определите ключевые понятия формулировки. Если вам нужно представить свою формулировку группе людей, то приложите определения ключевых терминов. Это необходимо выполнить даже в том случае, если формулировка кажется вам понятной.

      • Например, нужно пояснить, что подразумевается под “социальными программами” в изложении проблемы детского голода в вашем районе.

    Часть 3

    Как найти решение
    1. Ищите закономерности в описании проблемы другими людьми. Поговорите с людьми, которых затронула данная проблема. Читайте статьи и мнения о проблеме. Все это поможет вам лучше понять причину и найти возможное решение.

      • Например, если причиной поиска квартиры стала цена аренды, то вы можете заметить, что эта проблема коснулась многих людей. Наблюдение поможет вам понять, что корнем проблемы стала высокая стоимость аренды жилья в данной районе.
      • Если вы пытаетесь установить причины детского голода, то читайте статьи и мнения по теме. Может оказаться, что главной проблемой является недостаточное информирование населения о социальных программах.
    2. Уточните возможные причины проблемы. Причины проблем не всегда находятся на поверхности. Уделите время на поиски ответов. Причин может оказаться несколько. Об этом важно узнать еще до начала поисков решения.

      • Например, если высокая стоимость аренды обусловлена расположением района и достаточно развитой инфраструктурой, то подобные аспекты могут оправдывать дополнительные траты. Так, можно попытаться снизить расходы на развлечения и другие аспекты, чтобы иметь возможность снимать квартиру в таком районе.
      • Если вы пытаетесь сформулировать проблему детского голода, то возможной причиной могут оказаться высокие цены на продукты и низкий уровень зарплат.
    3. Определите возможные последствия проблемы. Нежелание искать решение проблемы может привести к увеличению масштаба проблем в будущем. Обдумайте все возможные последствия такой проблемы. Составьте список аргументов за и против поиска решения проблемы, чтобы не допустить отрицательных последствий. Иногда попытки решить проблему могут породить более опасные последствия, чем наблюдение.

      • Например, если попытаться прожить в слишком дорогой квартире, то со временем вы рискуете оказаться в еще более трудном финансовом положении.
      • Если не решить проблему детского голода, то дети могут страдать от недоедания и получить психологическую травму, что отразится на всей их последующей жизни.
    4. Определите аспекты, которые можно изменить. Иногда нет возможности решить всю проблему целиком, если некоторые нюансы находятся вне вашего контроля. На какие аспекты проблемы вы действительно способны повлиять?

      • Например, если у вас не хватает денег на аренду квартиры, то вы не можете контролировать цену. При этом в ваших силах грамотно тратить деньги или найти подработку.
      • Если вы пытаетесь решить проблему детского голода в своем районе, то вы не в состоянии повлиять на семьи, но способны донести информацию о различных социальных программах.

Избегайте предложений с несколькими существительными в роди­тельном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью огра­ниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее со­чинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от ло­гики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочине­ния определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наибо­лее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно за­конченное целое.