Правила проведения мозгового штурма. Визуальный мозговой штурм

Правила проведения мозгового штурма. Визуальный мозговой штурм
Правила проведения мозгового штурма. Визуальный мозговой штурм
brainstorming ) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания .

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное - количество идей . Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные .

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ , развитие и отбор . В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики .

Ссылки

  • Творческая мысль на коротком поводке Койн, Клиффорд, Дай / Harvard Business Review Russia / апрель 2008 - в частности, чем может быть плох мозговой штурм
  • То, чего не пишут о мозговом штурме. Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики Соколов Александр Борисович, TREKO.RU

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мозговой штурм" в других словарях:

    мозговой штурм - (ITIL Service Design) (ITIL Service Operation) Техника, помогающая команде генерировать идеи. Идеи не анализируются во время проведения самого мозгового штурма, это происходит позже. Мозговой штурм часто используется в управлении проблемами для… … Справочник технического переводчика

    Сущ., кол во синонимов: 3 брейнсторминг (3) мозговая атака (3) мозголомка … Словарь синонимов

    Мозговая атака см. МЕТОД ДЕЛЬФИ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    мозговой штурм - «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» предложенный А. Осборном в 40 х гг. 20 в. способ организации групповой генерации идей, на основе которого позже возникли остальные методы группового творческого мышления. Данный метод, в первую очередь, преследует … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - МОЗГОВОЙ ШТУРМ. То же, что мозговая атака … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Мозговой штурм - Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о способах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться… … Большая психологическая энциклопедия

    мозговой штурм - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем… … Словарь экономических терминов

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - (от англ. brain storming штурм мозга) метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Он предусматривает стимуляцию творческой активности и продуктивности исходя из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мозговой штурм - метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш.… … Педагогический терминологический словарь

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предположения о способах решения проблемы … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Знаете что такое «мозговой штурм»?

Конечно! Кто не знает?

В чем суть этого метода?

Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

Получается?

Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла его книга "Управляемое воображение".

Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

МШ (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

МШ - групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ... Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

  • Приветствуется свободный полет фантазии - люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
  • Идей должно быть много - каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
  • Критика исключается - на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
  • Комбинирование и совершенствование предложенных идей - участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
  • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: "Подъезжай часикам к девяти, поштормим".

Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

ПРИНЦИПЫ МШ:

Количество переходит в качество. Чем больше идей - тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

  • имеющие гибкий, быстрый ум;
  • положительный настрой;
  • замотивированные на улучшение положения дел;
  • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

4. Создайте благоприятную атмосферу:

  • удобная комната;
  • возможность перерывов.

5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются - они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

6. Если уж идти – так до конца.

  • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
  • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
  • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

ОБЯЗАННОСТИ ЛИДЕРА

Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

  • составление плана МШ и ознакомление с ним участников МШ;
  • ознакомление участников МШ с методиками инициации и развития творческого потенциала, использование творческих приемов, способствующих рождению новых идей;
  • создание непринужденной атмосферы (возможны шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т.п.) Все участники должны быть равноправны;
  • сосредоточенность на поставленной задаче, готовность управлять процессом выдвижения идей (важно направлять ход мыслей);
  • чёткость в формулировке предлагаемых решений и в ходе МШ, подведение промежуточных итогов;
  • поощрение проявлений инициативы. Чем более странной выглядит идея, тем лучше;
  • помощь участникам МШ в изменении привычного взгляда на вещи (по иному расставить акценты, задавать наводящие вопросы, разбудить воображение). Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что её члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях её решения («рабы привычки»). Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. В некоторых случаях удается устранить такую «зацикленность» задавая абстрактные вопросы, например:
  1. Что привлекает внимание людей?
  2. Что их удивляет?
  3. Что их шокирует?
  4. Что приносит им наслаждение?
  5. Кто их интересует?
  6. Что их интересует?
  7. Кем они восхищаются?

Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача - выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

  • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

РАЗНОВИДНОСТИ МШ

BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Преимущества:

  • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
  • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
  • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

Преимущества:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики

Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит - это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

Список литературы:

1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

  1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
  2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
  3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

Стадии этапа экспертизы наработанных идей входе мозгового штурма

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

(нажмите для увеличения)

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

  1. Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
  2. Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
  3. Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
  4. Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
  5. Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость - семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).