Open Library - открытая библиотека учебной информации. Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных
Open Library - открытая библиотека учебной информации. Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных

специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Включает в себя операции, которые используются при построении того или иного инструмента исследования: анкеты, индексы, шкалы и т.д. .

Отличное определение

Неполное определение

Операционализация понятий

специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение; Индикатор социальный: Интерпретация основных понятий). О, п. не тождественна операциональному определению. О. п. включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных индексов, шкал, анкет и т. д., то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск социальных индикаторов, а не их использование. Процедура О. п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в индикаторы, точнее в «индикаторные понятия» (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например, описательные); перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый индикатор взаимные выборы и средство регистрации простой подсчет. О. п. является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующпх связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой нде»эльные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы)-фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объсет в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концепт, альные представления об объекте II тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. д.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе О. п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методики и техники) будет не пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации. При исследовании О. п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который принято называть процедурой интерпретации. В социологии выделяют три вида интерпретации: теоретическую, эмпирическую и операциональную.

Смысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального, изучения.

Определением только центрального понятия теоретическая интерпретация не заканчивается, поскольку сущность проблемы и предмета исследования отражает, как правило, несколько понятий. Одни из них более общие, абстрактные, другие менее общие, входят в состав основных понятий.

Сам процесс теоретической интерпретации распадается на несколько этапов, включающих в себя: 1) выделение базовых понятий, отражающих предмет исследования; 2) вычленение понятий меньшей степени общности, установление их связи с базовыми; 3) формирование единой и целостной непротиворечивой системы понятий, отражающей существо предмета исследования.

Теоретическая интерпретация будет полноценной в том случае, если отвечает целому ряду условий. Определения данных понятий не должны противоречив понятийному аппарату отраслевой социологам, в рамках которой и проводится исследование.

Очень важно обеспечить комплексность интерпретации, которая достигается установлением жестких логических связей между понятиями и формированием их целостной системы. Для этого необходима точность, лаконичность, непротиворечивость определений.

Эмпирическая интерпретация предполагает переход от теоретического понятия к процедурам его измерения на конкретном объекте. Это означает, что для каждого понятия нужно подобрать эмпирические показатели (индикаторы), позволяющие его количественно измерить.

Показатели и индикаторы соотносятся как общее и частное: индикаторы конкретизируют показатели и позволяют непосредственно осуществлять процедуру измерения. Иногда по содержанию и функциям показатели и индикаторы совпадают.

Общепризнанными в социологии считаются две тактики использования показателей. Первая -- тактика выбора множественности показателей, которая гарантирует: 1) полноту анализа объекта исследования, его многосторонность, целостность; 2) получение переизбытка информации и возможность ее дополнительного контроля; 3) повышение надежности получаемой информации.

Вторая тактика предусматривает выбор нескольких сильных показателей. Она устраняет избыточность информации, повышает экономичность исследования, снижая материальные, временные и трудовые затраты. Условием успешности ее применения служит точность подбора показателей, отражающих сущностные характеристики объекта исследования. Обе тактики подбора показателей гарантируют качество полученной с их помощью информации. Информация не может считаться надежной, если показатели и индикаторы подбираются стихийно, без четко обозначенной проблемы исследования и предварительной теоретической интерпретации понятий.

Операциональная интерпретация представляет собой технику исследования. Она предполагает:

1) выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных социологом индикаторов;

2) выбор оптимальных методов сбора первичной социологической информации, которые позволят провести процедуру измерения;

3) подбор техники преобразования и анализа информации. Индикаторы могут служить измерительным инструментом только тогда, когда определенным способом организованы. Этим способом организации индикаторов являются шкалы. В социологических исследованиях используются разные шкалы. Мы приведем пример двух их типов -- неупорядоченных и упорядоченных. Например, изучается отношение студентов к феномену любви. Это отношение можно измерить с помощью шкал разного типа. Неупорядоченная шкала, «заложенная» в анкету и представленная виде одного из ее вопросов, выглядит следующим образом.

Чем для вас является любовь? Любовь -- это... (можно отметить несколько вариантов ответов):

1) основа духовного роста, самореализации личности;

2) пустое слово, придуманное романтиками;

3) отношение между полами, секс;

4) сила, способная гармонизировать человеческие отношения;

5) необходимое условие для создания семьи;

6) великая сила, правящая миром;

7) стимул любых видов человеческой деятельности;

8) основа человеческого единства.

В данной неупорядоченной шкале все восемь пунктов равнозначны, ни один из них не является более «сильным» или весомым. Они подобраны по определенному классификационному критерию: половина высказываний характеризуют любовь как цель, другая половина -- как средство. В вопросе анкеты пункты шкалы перемешаны между собой, при желании можно определить, какой группе высказываний соответствует тот или иной вариант ответа.

А теперь приведем пример упорядоченной шкалы, «заложенной» в другой анкетный вопрос:

1. Очень значимым.

2. Скорее значимым, чем нет.

3. Ни да, ни нет.

4. Скорее не значимым.

5. Совершенно не значимым.

Упорядоченная шкала представляет собой набор высказываний, упорядоченных по силе от позитивного («Очень значимым») к негативному («Совершенно не значимым») отношению к любви.

Операциональная интерпретация представляет собой решение технических вопросов выбора таких способов измерения (типов шкал), которые будут оптимальными для изучаемого объекта и для реализации целей и задач исследования. Интервальная шкала (один из вариантов упорядоченной), которая применяется чаще для измерения количественных признаков, таких, как возраст, доход и др., и задает определенные интервалы, в рамках которого колеблется признак (например, возраст студентов может быть измерен в интервалах: до 18 лет; 18--20 лет; 21-23 года; 24 и более).

Применение разных способов построения шкал дает возможность учесть психологические особенности респондентов (утомляемость, снижение внимания от монотонности и отсутствия разнообразия в построении инструмента и т.д.).

Операциональная интерпретация предполагает также решение вопросов, связанных с обработкой и анализом полученных данных. (В приведенном нами примере самым простым способом обработки является расчет абсолютных значений и процентов по каждому пункту шкалы (пример талица)).

Студенты о значимости для них чувства любви

Задавая более сложную систему обработки данных, можно совместить два типа шкал. Тогда уровень значимости такого явления, как любовь, для личности респондента будет количественно измеряться уже по каждому отдельному варианту ответа (табл.).

Любовь -- это...

Не согласен Согласен

Основа духовного роста, самореализации личности

Пустое слово, придуманное романтиками

Отношение между полами, секс

Сила, способная гармонизировать человеческие отношения

Необходимое условие для создания семьи

Великая сила, правящая миром

Стимул человеческой деятельности

Основа человеческого единства

К процедурам операциональной интерпретации относится и выбор методов анализа информации, в частности методы статистического анализа (корреляционный, факторный, кластерный и др.). Они обязательно сопровождаются логическим анализом, содержательной интерпретацией получаемых данных.

Кроме решения вопросов выбора (построения) шкал, техники их оформления, подбора процедур обработки и анализа данных, операциональная интерпретация предполагает и поиск методов сбора информации, оптимальных для сформированного набора индикаторов.

Рассматривая три типа интерпретации в единстве, необходимо отметить, что они представляют собой три уровня социологического исследования -- методологии, методики и техники. Если теоретическая интерпретация -- это уровень методологии, выстраиваемой с помощью анализа теоретических понятий, объединения их в единую, целостную концепцию, то эмпирическая интерпретация -- это методика, поскольку она показывает путь перехода от теоретических понятий к практике их изменения с помощью показателей и индикаторов; наконец, операциональная интерпретация -- это техника исследования, представляющая совокупность технических процедур сбора и анализа информации.

Контрольные вопросы:

1. Процедуры интерпретации и операционализации как средства перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования.

2. Виды и уровни интерпретации. Логические и операциональный анализ понятий исследования.

3. Индикатор и индекс. Критерии отбор» индикаторов при проектировании инструментария исследования

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставле­ние теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретиче­ская интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпи­рическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором - эмпирическое.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой спе*

1 Парке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 727. 118

цифическую процедуру поиска эмпирических значений теоретичен ских терминов.

Прямой эмпирической интерпретации, через «правила обозначе­ния», подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей» системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интер­претацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предло­жений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями-

Одним из «правил обозначения» является операциональное оп­ределение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной опе­рации, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического по­казателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных аависимостей.

С онтологической точки зрения эмпирический показатель пред­ставляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое исполь­зуется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недо­ступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и из­мерение, таким образом, осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют со­поставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологиче­ского исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нель­зя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путем. Его можпо разло^ жить на три компонента, которые являются промежуточными по­нятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к цепности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из этих понятий - «от­ношение к работе» - также можно разложить на ряд характера стик. Это объективные характеристики отношения к работе (про­изводительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операцио­нальные опредзления.


Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, вмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фик­сируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель

инициативности - число рационализаторских предложений - фик­сируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпири­ческого показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств («приборов» наблюдения и из­мерения), которыми располагает социолог.

Граница операциональных определений. Операциональные опре­деления не отражают всего значения теоретического термина соци­ологической теории. Более того, не все понятия поддаются опера­циональному определению даже частично. Одно и то же теоретиче­ское понятие может получить несколько эмпирических интерпре­таций. Это значит, что оно имеет различные операциональные кри­терии применения, работающие в разных исследовательских; ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.

Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело соци­ологи, уже как-то определены посредством неоперациональных оп­ределений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных опреде­лений заключается в том, что они ограничены областью чувствен­ных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство п недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследо­вателю опереться- на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Операционализация понятий в социологическом исследовании. One рационализация понятий - это специфическая научная проце­дура установления связи между концептуальным аппаратом иссле­дования и его методическим инструментарием. Это не только пере­ход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпириче­скому, но и переход от одного средства получения знания к дру­гому, от концептуального аппарата исследования к его методиче­скому инструментарию.

Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социаль­ная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая програм­ма, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием постро­ения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов. Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретиче­ских смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследо­вания, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и оп-

ровержением. Операционализация понятий включает в себя экспе­риментальную ситуацию и не является только логической процеду­рой. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при постро­ении индекса осуществляются следующие операции: перевод поня­тия в показатели (используются как операциональные, так и неопе­рациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если воз­можно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выби­рается техника конструирования индекса); оценка индекса (произ­водится расчет индексов на надежность и обоснованность). Про­стейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. По­нятие групповой сплоченности определяется через эмпирически ре­гистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство реги­страции - простой подсчет.

Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характе­ризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого перевода должна быть совокупность существенных призна­ков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это вовсе не значит найти совокупность признаков, хотя бы и сущест­венных.

Указанное истолкование процедуры перевода понятий в показа­тели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фик­сации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических по­нятий, сводя ее к набору признаков. Однако сформировать систему показателей - это значит указать не только эмпирические показа­тели (в роли которых в социологическом исследовании могут высту­пать существенные или отличительные признаки), но и средства нх фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения си­стемы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каж­дая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений-

Концептуальная модель. При построении концептуальной моде­ли социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Мо­жет быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально постро­енную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме

того, он может опираться на свои чисто интуитивные представле­ния, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую кон­цепцию.

Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исход­ного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования кон­цептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпиричо-ских показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспери­ментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных пере­менных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяю­щие расширить концептуальные представления об изучаемом объ­екте и тем самым осуществить обратную связь с исходным по­нятием.

Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном исследовании «Показатели социаль­ного развития советского обществам вводится концептуальная мо­дель, фиксирующая процессы социального развития общества зре­лого социализма по таким определяющим общностям, как промыш­ленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функцио­нирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.

Концептуальная модель предмета исследования является пока­зателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.

Механизм действия социальных законов в конечном счете отра­жает взаимодействие всех базисных и надстроечных факторов со­циалистического общества, его производительных сил и производ­ственных отношений (схема 2).

Развитие социальной структуры общества в условиях социализ­ма есть управляемый планомерный процесс, осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государ­ства, определяемой на долгосрочную перспективу.

Социальная политика может оказывать как прямое, так и опо­средованное воздействие на социальную структуру- Прямое воздей­ствие связано с крупными общественными преобразованиями и ве­дет к коренному изменению социальной природы и облика классов и социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы произ­водственных, политических и идеологических отношений, который

обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.

Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя сте­пень и эффективность этого влияния зависят от множества индиви­дуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.

В процессе изменения социальной структуры и сближения об­щественных групп через развитие производительных сил и произ­водственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение обще­ственного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение ус­ловий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.

Система деятельности (материальной и духовной), условий дея­тельности (производственных и внепроизводственных), потребно­стей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей ■совокупности механизм, посредством которого социальная группа воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует иа ■это воздействие.

На изменение социальной структуры, на усиление интеграцион­ных процессов оказывает воздействие планомерное развитие произ­водительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является состав­ной частью расширенного общественного воспроизводства, которое

проявляется в форме развития и изменения технико-технологиче­ских условий труда.

Другим направлением воздействия является система обществен­ных отношений. В. И. Ленин различает материальные обществен­ные отношения и идеологические. К материальным относятся про­изводственные и бытовые отношения, к идеологическим - полити­ческие, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономичо-ских и культурных условий жизнедеятельности. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия тру­да, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.

Совокупность технико-технологических и социально-экономиче­ских условий труда, быта, культуры является фундаментом, па ко­тором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними со­циальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.

Последним уровнем рассмотрения является личность с ее систе­мой потребностей и ориентации- Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-эко­номических и технико-технологических условий, образом и качест­вом жизни общественной группы, на которую ориентируется лич­ность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и со­циальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индиви­дов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляе­мой по трем направлениям - производственному, социально-поли­тическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).

Деятельность социальной группы оказывает обратное воздей­ствие на технико-технологические и социально-экономические усло­вия. Оно осуществляется:

а) на уровне самой группы как самоизменение производствен­ных, социальных, политических и культурных условий ее деятель­ности;

й) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;

в) на уровне социального воспроизводства как изменение тех­нико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.

Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимо­действии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное раз­витие социальной интеграции.

Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступа­ет как результирующий процесс социального управления и дея­тельности, социальной активности групп и индивидов, их измене­ния в процессе революционной практики коммунистического стро­ительства.

Иерархия показателей социального развития. Показатели функ­ционирования и развития общества составляют в своей совокупно­сти систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной

вффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута, по уровням управления д структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).

I. Управление развитием общества. На этом уровне принимают­
ся решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов,
законы о планах экономического и социального развития) страте­
гических целях развития общества. В директивных документах
показатели целей развития формируются в количественном выра­
жении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном
и региональных масштабах.

II. Уровень развития производительных сил и общественных
Отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского
государства направлена на планомерное и пропорциональное раз­
витие научной материально-технической базы общества и объек­
тивно сложившихся общественных отношений как основы функци-
Оинрования и развития классов и социальных групп. Исторический
опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности
развития производительных сил и соответствующих их уровню дро-

язводствепных и других общественных отношений - ключ к, соци­альному развитию и прогрессирующему сближению классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); про­изводственные отношения (соотносимые с характером труда, фор­мами собственности, разделением труда); бытовые отношения (соот­носимые с социальными типами семьи); другие общественные от­ношения (политические, правовые, образовательные, культурные н т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, .например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, раз­деление классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т. д.).

III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровпо
вступают в силу не средние статистические показатели страны в
целом, а дифференцированные по регионам и отраслям производ­
ства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся
и исторически преодолеваемой неравномерностью развития мате­
риально-технической базы отраслей производства и социально-эко­
номического, материально-бытового и культурно-образовательного
развития регионов страны. Значительные отклонения дифференци­
рованных показателей от показателей среднестатистического обще­
союзного уровня требуют рассмотрения их в качестве показателей
ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации,
либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития
можно выделить три уровня - минимальный, средний (по Союзу)
и максимальный (характерный для наиболее социально продвину­
тых регионов страны]). Движение во времени от минимального к
максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресур­
сы социального развития.

IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уров­
не выделяются показатели: технико-организационного содержания
труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и
качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расхо­
дованию рабочей силы - физические и умственные, творческие и
рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; тех­
нический базис труда - ручного, механизированного, автоматизи­
рованного; функции труда по отношению к материальным или ип-
формационным системам производства); социально-экономического
содержания труда (заработная плата, общественные фонды); соци­
ально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тя­
жесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье,
структура внерабочего времени), политических и культурных усло­
вий (общественно-политические, образовательные, культурные)-

V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне* (бри-
тада, семья,) выделяются показатели условий деятельности и
мотивации, раскрываемые в понятиях «производственные», «вне-

производственные», «общественно-политические» и «культурно-образовательные условия» деятельности и мотивации. Движение по уровням I-V представляет модель социального механизма опосре­дованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и соци­альное развитие группы, когда воздействие направлено на плано­мерное изменение всей совокупности производительных сил и об­щественных (материальных и идеологических) отношений.

VI. Уровень личности. Общественные отношения включают дей*
ствия реальных личностей и складываются из них. Личность явля­
ется связующим авеном между механизмом функционирования об­
щественной группы и механизмом развития социальной группы.
Личность застает определенные общественные отношения и:

включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по «клеточкам» социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.

Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоя­тельствами и субъективными установками, активностью или пас­сивностью личности, творческими или другими тенденциями, ори­ентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие! по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, обще­ственно-политической деятельности, культуре и образовании.

VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей,
средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокуси­
руется в изменении структуры личности, ее системы потребностей
и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изме­
нений является социальное развитие группы, которое проявляется
как развитие ее квалификационно-профессиональной структуры,
улучшение материальных условий жизни, повышение социальной
активности, подъем культурно-технического уровня.

VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изме­
нения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются

Па этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели-степени сближения общественных групп и т. д.

IX. Уровень раввития социальной структуры общества. Инте­
гральные показатели развития и сближения социальных групп ха­
рактеризуют изменение социальной структуры общества в целом,.
Повышение степени ее социальной однородности.

X. Управление общественным развитием. Этот уровень является
«выходом» и «входом» всей динамической социальной системы

врелого социализма. На этом уровне накапливается и корректи­руется весь огромный опыт социального развития. С учетом итого­вых показателей эффективности развития вновь задаются или Уточняются стратегические программные цели. От полноты показа-

телей социального развития зависит эффективность работы и выс­шего уровня управления, и планирования на уровне региона, от­расли, поселения, трудового коллектива,

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методологическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.

Операционализация понятий не тождественна операциональному определению. Последнее - логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации, предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т.д., т. е. то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования.

Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связью исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями.

О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т.п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный метод, инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации.

При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

А.В. Кабыща

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 309-310.

Литература:

Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социол. иссл-я. 1984. № 2; Батыгин Г.С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методол. вопр. операционализации понятий в соц-и // Вопр. философии. 1987. № 2; Lazarsfeld P.F. Concept Formation and Measurement in Behavioral Science: Some Historical Observatiom // Consepts, Theory and Esplanation in Behavioral Sciences. N.Y., 1966.