Контрольная работа. Что лежит в основе типологии социальных институтов

Контрольная работа. Что лежит в основе типологии социальных институтов
Контрольная работа. Что лежит в основе типологии социальных институтов

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты .
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Структура социальных институтов

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Дисфункции социальных институтов

Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией .

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия соц. групп и общества в целом существует система соц. контроля, важной частью которой являются социальные институты.

Социальные институты – совокупность различных форм регуляции общественных отношений, спец. учреждений, системы норм, соц. ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как соц. общностей, так и общества в целом.

Социальные институты могут быть охарактеризованы:

С точки зрения внешней формальной структуры

С точки зрения внутренней содержательной деятельности.

Исходя из этого Вебер выделил особенности соц. института: соц. институт представляется как совокупность людей, в которые они зачисляются на основании объективных данных – профессия, образование (уровень) и т.д.; наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящих в данную структуру; наличие специального аппарата; санкции при нарушении правил.

Социальные институты обладает следующими признаками:

Ø имеют более или менее четко определенную цель

Ø им свойственны определенные функции

Ø для них характерны четкое распределение соц. позиций, статусов и ролей, прав и обязанностей

Ø соц. институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений системы определенных установлений, предписаний, норм, которым должны следовать все индивиды

Ø система санкций обеспечивает поощрение желаемого поведения и наказание девиантного поведения

В число признаков соц. институтов можно отнести также крупный масштаб иерархии.



Социальный институт – это сравнительно высоко организованная система соц. отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой соц. структурой, глубокой интегрированностью, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием соц. задачи.

К числу соц. институтов относятся государство, семья и пр.

I. Многообразие соц. институтов определяется дифференциацией соц. деятельности на различные уровни:

По сфере деятельности:

ü Экономический

ü Политический

ü Идеологический

Социокультурные институты:

Ø Институты образования, науки, культуры

Ø Здравоохранения и соц. обеспечения

По характеру организации:

o Формальные

o Неформальные

Функции соц. институтов: явные и неявные (скрытые и патентные).

Основными функциями соц. институтов являются:

Ø Функция закрепления и воспроизведения общественных отношений

Ø Адаптационная

Ø Интегративная

Ø Коммуникативная

Ø Социализирующая

Ø регулирующая

II. Соц. институтами экономической жизни являются предприятия, трудовые коллективы, институты предпринимательства.

Трудовой коллектив – это общность людей, объединенная общей целью, совместной трудовой деятельностью, отношениями сотрудничества и взаимопомощи.

Коллективы: крупные, средние, малые.

Основной трудовой коллектив:

o Первичный (бригада)

o Вторичный (участки, цеха)

o Производственно – экономический (основная)

o Управленческая

o Воспитательная функция

o Структуры коллектива.

Рынок – для его возникновения необходимы:

Личная свобода производителя

Прямое или опосредственное деление работников производства в максимальном использовании

Свобода найма и увольнения работников в соответствии с законодательством

Социология организаций.

Социология организаций – это отрасль социологической науки, специальная социологическая теория.В качестве предмета социологии организаций рассматриваются закономерности построения, функционирования и развития организаций – объединений людей, совместно реализующих некоторую программу деятельности. Социология организаций тесно связана с социологией управления. Очевидно, что эти области социологии изучают процесс целенаправленного регулирования, управления объектами, воздействия на них. Различие между социологией управления и социологией организаций просматривается при выяснении природы объектов управления. В социологии организаций ими являются социальные объекты, т.е. объединения людей, а в социологии управления исследуются объекты, имеющие любую, а не только социальную природу.

Социальные организации – это большие ассоциации людей, основанные на связи их членов с целью решения определенных социальных задач. Понятие соц. организация (в широком смысле) – это любая организация в обществе; (в узком смысле) – это соц. подсистема какого-то соц. подинститута.

Под. соц. организациями в социологии понимают большие ассоциации (объединения людей), основанные на связи их членов с целью определения соц. задач.

Признаки:

v Коллективное целедостижение

v Деятельность по распределению функций и по координации управления

v Иерархия, т. е. степень упорядоченности объекта, способ соединения частей в единое целое

v Эффективность или прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальной деятельности

Признаки организаций: 1) коллективное целедостижение; 2) деятельность по распределению функций, координации управления; 3) иерархия, т.е. степень упорядоченности объекта, способ соединения определенных частей в единое целое; 4) эффективность, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий.

Типология организаций . Выделяют формальные (официальные) организации, созданные для достижения целей и характеризующиеся разделением труда и неформальные (добровольные) организации. Организации также делят на 1) административные (предприятия, учреждения), 2) общественные (профессиональные союзы, молодежные, женские организации, творческие союзы), 3) ассоциативные (семья, неформальные группы, клубы по интересам). По функциям выделяют организации: а) предназначенные для удовлетворения потребностей и б) направленные на интеграцию, осуществление функции социального контроля.

Типология.

§ формальные организации - в основе лежит разделение труда. Построена на основании формализации соц. связей, статусов и норм.

§ неформальные (неофициальные) – спонтанно сложившаяся система, являющаяся продуктом более менее длительного межличностного и межгруппового общения.

Неформальная организация проявляется в 2-ух видах:

Как организация неформальная;

Как организация соц. психологическая, выступающая в виде межличностных связей, основанная на взаимном интересе и неопосредованных функциональных потребностях.

Также делят на:

· административные

· общественные

· ассоциативные

Самой массовой общественной организацией являются профсоюзы

В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют также основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные).

Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политический – институты власти;

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);

Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования – в широком смысле, включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Производство, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком, насчитывает 2 млн лет. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия (включая полигинию и полиандрию), моногамия, парное сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5–6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появляется приблизительно 30–40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось выше, главные институты включают в себя частные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще общественными практиками. Что они собой представляют? У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д.

Общественные практики называют также обычаями. Например, у определенных народов целибат (безбрачие) и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь основной институт включает в себя и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования социального статуса родителей, имянаречения, родовой мести, побратимства и т. д. Обычай назначать свидание является элементом общественной практики ухаживания.

Бывает, что культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невесту необходимо давать приданое, отсюда берет начало институт приданого, имеющий достаточно длительную историю и множество региональных особенностей.

Однако не будем спешить и полностью отождествлять общественную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных институтов. Они были учреждены сверху государством, а не возникли из общественных потребностей как естественное продолжение народных традиций и обычаев. А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к общественным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Частный институт можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь, к примеру, всегда была социальной практикой, а не учреждением или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей отстранения от власти являлось поедание вождя. Современная же его форма – импичмент президента. Сравнивая начальный и современный этапы развития исторической эволюции этого института, установим различие:

поедание вождя – социальная практика, а импичмент – частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Ответить


Другие вопросы из категории

16.Деятельность политических партий обязательно включает 1.обоснование политических целей 2.создание вооруженных групп 3.принятие

решений, обязательных для всех граждан

4.сбор налогов

17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

1.развитая система законов, защищающих права личности

2.свободное формирование политических партий и движений

3.полномочия главы государства неограниченны

4.разделение государственных властей

18.Исключительным признаком правового государства является

1.многопартийность

2.гарантия прав и свобод граждан

3.наличие различных СМИ

4.суверенитет

19.Институтом российского права является право

1.гуманитарное

2.международное

3.наследственное

4.политическое

20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

1.образование

2.местное самоуправление

3.избирать и быть избранным

4.право на жизнь

21.Видом административного проступка является

1.нарушение правил проезда в метро

2.нарушение трудовой дисциплины

3.нарушение учебной дисциплины

22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

1.Президент

2.Правительство

3.Федеральное Собрание

4.народ России

23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

1.законодательной власти

2.исполнительной власти

3.внутренних дел

4.судебной власти

24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

1.верно только А

2.Верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны.

Дайте определение приведенным ниже терминам? 1. Молодежь 2. Топос 3. Демография 4. Совесть 5. Брак 6. Толерантность 7. Геноцид 8. Фашизм 9. Преступление

10. Девиантное поведение 11. Социальные нормы

Читайте также

позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Может ли быть так, что сложное создается позже именно потому что, оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а для другого - тысячи лет?

1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

ПОМОГИТЕ пожалуйста!!!

Определите, какие положения текста
носят:
а) фактический характер б) оценочный характер в) теоретический характер
(1) Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. (2) Считается, что первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение жизненных потребностей общества. (3) Оно не сможет существовать, если не будет пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным проблем. (4) Если вместо пользы социальный институт приносит вред, то такое действие называют дисфункцией. (5) Ученые выражают опасение, что нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки-
вается биографически, потому что все другие институты, ка-
ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
тельная система и какие угодно другие системы зависят от
лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
ра значений, который был сконструирован средствами язы-
ка, и могут продолжать свое существование только с
помощью языка.
Итак, язык - это первый институт, с которым сталкива-
ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
Если спросить о первом институте, который переживает ре-
бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
го большинства детей первичная социализация имеет место
в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
ляется одним из случаев более обширного института родст-
ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
То, что он фактически воспринимает и испытывает, - это
его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
они делают, - это один из случаев гораздо более крупной
социальной реальности, известной как семья. Предположи-
тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
более обширную реальность, которая лежит за пределами
микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
«снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

1) Какие социальные институ-
ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
ные функции языка как социального института?

Вы находитесь на странице вопроса "Что лежит в основе типологии социальных институтов? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Типология социальных институтов

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья я - также один из важных социальных институтов. ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, охрана здоровья я, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Р. Миллс различал главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследство;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Николай Шульга разделял социальные институты на слаборесурсни и сильноресурсни.


Типы социальных институтов * 200

* 200: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19. }

В. Ильин социальные институты разделяет на:

o институты-субъекты - это организации разного типа и масштаба (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они обладают способностью действовать как над индивидуальным субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир своими проектами);

o институты-механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.). * 201

* 201 {Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2000.}

Признаки и структурные компоненты социальных институтов

К. Панунзио различает четыре подсистемы в структуре социального института:

1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.) * 202;

* 202: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19.}

2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.);

3) подсистемы обычаев и правил жизни и привычек (брачная церемония, обязательное посещение в школе, выборная кампания и т. П.);

4) подсистемы идей, верований, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.).

Похожим является подход С. Фролова, который различает пять признаков (составляющих компонентов) социальных институтов.

Проблема СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (С. Фролов) * 203

* 203: {Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 161-190.}


2. Символические КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Флаг Герб Печать Национальный гимн

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

Школьная форма

Крест Иконы Святыни Гимн

3. утилитарные КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Квартира Мебель

Общественные

Общественные

Магазины Фабрики Оборудование Бланки и формы

Классы Библиотеки Спортивные залы

Церковные

строения

Церковный

реквизит

Литература

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы Указы Президента Постановления

правительства

Контракты Лицензии

Правила учеников

Церковные запреты

5. ИДЕОЛОГИЯ

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля Право на труд

Академическая свобода Прогрессивная образование

Равенство при обучении

Греко-католическая Православная Протестантизм

Дополнительно можно назвать следующие признаки социального института:

o объективность (социальный институт существует независимо от наших желаний)

o принудительность (обязательность)

o историчность (социальный институт должен пройти определенный путь для возникновения и закрепления).

Конфуций говорил, что для успешного правления нужно три вещи: достаточное количество продовольственных ресурсов, достаточно средств защиты, а также доверие к власти. В крайнем случае можно жертвовать чем угодно, но не доверием к власти.

В нашей стране государственным институтам доверяют значительно меньше, чем семь "й или согражданам.

Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сторону человеческой деятельности и организуют их в систему статусов и ролей.


К общим признакам социального института принадлежат * 204

* 204: {Гавра Д.П. "Понятие социального института" // Регион. Экономика, политика, идеология - 1999. - № 1-2.}

Социальные институты и социальные организации: общее и отличное * 205

* 205: {Гавриленко И. Н. Социология. - Кн. 1. Социальная статика: Учеб. пособие. - М., 2000.}

Социальные институты

Социальные организации

Совместное

регламентируют, координируют, перемешать, схематизирует, стереотипизують и интегрируют общественную активность людей, придают ей целесообразности и большей эффективности.

Отличное

Социальные институты объединяют глобальные человеческие сообщества.

Социальные организации объединяют относительно локальные сообщества.

В них отличные ресурсная и действующее мощности

По социальным институтов, то цель их деятельности - скорее что-то формальное и внешнее. Они не только не достигают поставленной цели, но и не могут определить, реализована она или нет. Поэтому, например, большинство государств вообще не определяют своих целей, а производят лишь общую стратегию движения, перспективную ориентацию. Ставят перед собой цель преимущественно тоталитарные государства: нацистские - достичь мирового господства; советские - построить коммунизм; некоторые современные арабские государства сочетают техническую цивилизацию с религиозным фундаментализмом. Но такие цели не только не достигаются, но и заранее не определяются их конкретные содержание, время и пространство, а также четкие эмпирические признаки, по которым можно узнать, что цель достигнута.

Социальные организации способны не только определять границы своей деятельности, но в большинстве случаев достигать их. Для этого у них есть четко определенные критерии достижений - деньги, власть, престиж.

Жизнь социальных институтов - вечно. Они лишь меняют свой структурно-функциональный вид.

Социальные институты продолжают существовать дальше, не выполняя своих основных функции: Нет мощной структуры, которая могла бы наказать их за недостаточную функциональность.

Жизнь социальных организаций ограничено. Не достигнув цели, социальные организации прекращают свое существование: закрываются, банкротятся, самоликвидовують-ся, сливаются с другими организациями и т. Д.

У них разные не только организмы, но и болезни

Самые распространенные болезни социальных институтов - деспотическое перерождение (чрезмерная управляемость), нефункциональность (неспособность удовлетворить те коллективные потребности, ради удовлетворения которых они создаются), отчуждение (от удовлетворения коллективных потребностей и общественного контроля за их деятельностью).

Самыми распространенными болезнями социальных организаций неэффективность, потеря управляемости, бюрократизация.

Социальные институты - результат дальнейшего усложнения и развития структурно-функциональной организации общества. Их составными компонентами являются собственно социальные организации и административные органы.

Итак, социальные институты можно еще определить как упорядоченную совокупность социальных организаций и административных органов, целевым назначением которых является реализация социальных функций (удовлетворение коллективных потребностей).