Додонов тест эмоциональная направленность описание. Тест-анкета: Эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

Додонов тест эмоциональная направленность описание. Тест-анкета: Эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

МЕТОДИКА Б.И. ДОДОНОВА

«Определение общей эмоциональной направленности личности»

Инструкция: Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» – а

«Пожалуй, да» – б

«Пожалуй, нет» – в

«Безусловно, нет» – г

Занесите Ваш выбор в бланк ответов.

Текст опросника

1. Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив (а).

34. Я чувствую радость, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.


44. Мое настроение поднимается от осознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.


Мы говорили уже о сигнальной и оценочной роли эмоций и чувств, об их значении как побудительных факторов любой деятельности, об их роли в энергетическом обеспечении этой деятельности. Советский психолог Б. И. Додонов подчеркнул другое: эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Здесь можно усмотреть аналогию с мышечным движением. Оно направлено на осуществление полезных для организма действий, но в то же время и само по себе жизненно необходимо. Недостаточная двигательная активность вызывает ощущение «мускульного голодания». Когда человека насильственно лишают возможности двигаться (напомним Овода в тюрьме), это тяжелая пытка. Точно так же тягостен «эмоциональный голод», и человек активно ищет ситуаций, возбуждающих чувства. Лучше неприятное переживание, чем отсутствие всяких переживаний.

По мнению Б. И. Додонова, для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность.

Для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. Спектр чувств, к которым стремится тот или иной человек, характеризует его индивидуальность. Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. Б. И. Додонов выделил десять таких комплексов.

1. Альтруистические чувства, связанные с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные чувства, возникающие на основе потребности в общении.

3. Глорические чувства (от латинского слова gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в «пожинании лавров».

4. Праксические чувства - это переживания, вызываемые деятельностью, успешностью ее или неуспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершении.

5. Пугнические чувства (от латинского слова pugna - борьба). Эти переживания происходят от потребности з преодолении опасности, на основе которой позднее воз* пикает интерес и склонность к суровым испытаниям и к.борьбе. Стремление пережить такого рода чувства заставляет людей переплывать океаны в лодках и взбираться на Джомолунгму.

6. Романтические чувства связаны со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких-то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу.

7. Гностические чувства (от греческого gnosis - знание). Их чаще называют интеллектуальными чувствами. Связаны они не просто с потребностью в получении новой информации, но и со стремлением упорядочить эту информацию, добиться «познавательной гармонии». А. Эйнштейн называл это стремление «бегством от удивления». Ч. Дарвин в «Автобиографии» писал, что с детства ему было присуще острое чувство удовольствия, которое он испытывал, когда ему становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы.

8. Эстетические чувства, то есть чувства, отражающие потребность человека в гармонии мира, а также в гармонии личности с ее окружением.

9. Гедонистические чувства, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные чувства (от французского acquisition - приобретение). Эти чувства связаны с интересом к накоплению и коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Человеку приятно не только обладание предметами, но радостен и сам процесс приобретения, обмена, собирания.

Те комплексы чувств, которые являются для личности наибольшей ценностью, то есть наиболее желанны, становятся дополнительным мотивом деятельности. Эти чувства влияют на предпочтения, отдаваемые тем или иным воспоминаниям, они участвуют в формировании склонностей, определяют круг повседневных интересов. От них зависит содержание грез и мечтаний, некоторые особенности творческого процесса, стиль общения и пр.

Соответственно десяти комплексам «наиболее желанных чувств» Додонов выделил десять типов личности. Общая эмоциональная направленность - ведущая характеристика личности. Она не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности. В трактовке Б. И. Додонова, личностным тип- это определенный вариант объединения стремлений личности вокруг самого сильного из этих стремлений.

Япарова О.Г.

Кандидат психологических наук, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Аннотация

В статье приведено описание и анализ исследований, посвященных взаимосвязи эмоциональной направленности личности и сплоченности приемной семьи. Обращается внимание на то, что эмоциональная направленность личности на определенные переживания отражает ее социальные потребности и мотивы. Указывается, что для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. В статье описываются десять таких комплексов. Описываются уровни семейной сплоченности. Указывается, что разделенный и связанный уровень характеризуют успешность функционирования семейной системы, а разобщенный и сцепленный уровни трактуются как проблематичные. В работе ставилась цель выявить особенности эмоциональной направленности и уровни сплоченности в семьях, а также взаимосвязь между данными параметрами. Объектом исследования стала эмоциональная направленность как индивидуальная склонность к определенному типу переживания. Предмет исследования – эмоциональная направленность и сплоченность в приемных семьях. В результате проведенного исследования было выявлено, что для приемных семей характерен разобщенный уровень сплоченности, который говорит об экстремально низкой успешности функционирования семьи, в то время как в кровных семьях выявлен разделенный и связанный уровень сплоченности, который является сбалансированным в межличностном взаимодействии. Разобщенный уровень сплоченности приемных семей имеет прямую связь с типами эмоциональной направленности личности по шкалам «глорический», «праксический», «пугнический», «гедонистический», «акизитивный».

Ключевые слова: направленность, эмоциональная направленность, сплоченность, приемная семья, кровная семья.

Yaparova O.G.

PhD in Psychology, Katanov Khakass State University

PERSON’S EMOTIONAL ORIENTATION AS A PROGNOSTIC FACTOR OF THE FOSTER FAMILIES SOLIDARITY

Abstract

The article describes and analyzes studies devoted to the correlation between emotional orientation of a person and solidarity in a foster family. Attention is drawn to the fact that emotional orientation of an individual concerning certain experiences reflects the person’s social needs and motives. It is pointed out that there are different categories of the most desired experiences for different people. Ten such complexes are described in the article. The levels of family solidarity are described as well. It is indicated that the divided and bound levels characterize the success of the family system, while the disunited and concatenated levels are treated as problematic. The aim of the work is to identify emotional orientation and levels of solidarity in families, as well as correlation between these two parameters. The object of the research is emotional orientation as an individual inclination to a certain type of experience. The subject of the study is emotional orientation and solidarity in foster families. As a result of the study, it was established that foster families are characterized by a disunited level of solidarity, which indicates extremely low success, while in blood families there are divided and related levels of solidarity which is balanced for interpersonal interaction. The disunited level of solidarity in foster families has a direct correlation with the person’s emotional orientation types on the following scales: “glorious,” “praxic,” “pogynic,” “hedonistic,” “accisitive.”

Keywords: orientation, emotional orientation, solidarity, foster family, blood family.

В настоящее время в рамках исследования проблем сиротства большое значение придается семейному жизнеустройству детей-сирот , , изучению социально-психологических характеристик приемных детей и родителей , , описываются особенности адаптации приемных детей в семье, рассматриваются проблемы диагностики кандидатов в замещающие родители , . Рядом авторов раскрываются индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители , связанные с коммуникацией в семье, семейными правилами и ролями, общей жизнестойкостью членов семьи . Однако рост отказов от детей приемными родителями заставляет искать прогностические факторы, препятствующие этому явлению.

При отборе и оценке замещающих родителей особое внимание уделяется выяснению мотивов принятия детей в семью, но при этом не обращается должного внимания изучению такой важной характеристики личности как направленность, которая связана со всей системой своеобразия личности, побуждающей ее к самореализации , . Направленность определяет выбор приемов и способов общения с окружающими людьми. Успешность функционирования приемной семьи во многом определяется способностью ее членов к эмоциональному переживанию своих отношений к тем или иным событиям, людям, делам. У каждого человека складывается свой индивидуальный тип привычных переживаний. Выделяют десять таких комплексов: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные чувства .

В цели нашего исследования входило установить, являются ли типы эмоциональной направленности прогностическими факторами сплоченности в приемных семьях. Мы предположили, что описываемые характеристики тесным образом связаны между собой и влияют на эффективность в приемных семьях.

Исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений сельских средних общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 90 человек – дети и родители из кровных и приемных семей. Возраст приемных и кровных подростков составил 13 – 15 лет. По возрасту и образованию кровные и приемные родители не показали значимых различий. Стаж пребывания подростков в приемных семьях не превышал трех лет. Приемные родители испытывали трудности в воспитании приемных детей, об этом свидетельстуют частые обращения в службы опеки и попечительства и учебные заведения, где учатся подростки.

Для определения типов эмоциональной направленности мы использовали тест-анкету «Эмоциональная направленность» Б.И.Додонова. Для проверки различий между двумя выборками испытуемых был применен метод статистической обработки U-критерий Манна-Уитни.

Результаты, полученные по выше названной методике, показали, что из десяти типов эмоциональной направленности значимые различия между приемными и кровными семьями выявлены в пугнической (p≤0,05) и альтруистической (p≤0,05) направленности.

Члены приемных семей в отличие от кровных статистически достоверно переживают пугническую направленность. Люди с данным типом направленности склонны переживать чувство опасности. Такая склонность подтверждается решительными намерениями приемных подростков и родителей участвовать в рискованных и азартных мероприятиях. Мы полагаем, что именно склонность переживать удовольствие от риска объясняет намерение замещающих родителей принимать в семью подростков, априори сложных детей, взаимодействие с которыми предполагает ежедневные трудности и даже драматизм в семейных отношениях.

Альтруистическая направленность проявляется в стремлении человека к эмоциональным переживаниям, связанным с потребностью делать добро, оказывать поддержку бескорыстно, иногда в ущерб себе. Было обнаружено, что члены приемной семьи более альтруистичны. Ответы испытуемых из приемных семей говорят о том, что у них ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Однако, с нашей точки зрения, такие результаты могут свидетельствовать о том, что члены приемных семей в условиях тестирования могли давать социально одобряемые ответы.

Для выявления семейной сплоченности был использован опросник Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави FАСЕS – 3. При анализе полученных данных было установлено, что из шести параметров семейной сплоченности значимые различия в кровных и приемных семьях выявлены только по параметру «эмоциональная связь» (p≤0,05). Это значит, что кровные семьи достоверно чаще по сравнению с приемными чувствуют единство и близость семьи, помогают друг другу.

Уровень сплоченности является важным показателем семейной ситуации. В предложенной методике рассматриваются четыре уровня: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Авторы шкалы считают, что разделенный и связанный уровень способствуют близости членов семьи, а разобщенный и сцепленный рассматриваются как проблематичные и ведут к неблагополучию взаимоотношений .

Полученные результаты не выявили «сцепленный» уровень сплоченности в приемных и кровных семьях. Однако эти же результаты с высоким уровнем значимости (p=0,002) показали наличие разобщенного уровня сплоченности в приемных семьях и отсутствие такового в кровных. Разобщенный уровень характеризуется чрезмерно высокой эмоциональной отчужденностью. Слабая привязанность, несогласованность действий, неспособность поддерживать друг друга создают опасные условия для прекращения отношений и отказов от детей. Такие случаи выводят из состояния душевного равновесия всех членов семьи и порождают массу тревожных переживаний. Для диагностики семейных и детско-родительских проблем этот показатель является весьма существенным, поскольку неспособность приемных родителей демонстрировать уважение и близость в отношениях не только не дает шансов приемным подросткам обучаться тесному взаимодействию, но и снижает воспитательный потенциал приемных родителей. Таким образом, разобщенный уровень сплоченности может рассматриваться как один из факторов отказа от приемных детей.

Также было обнаружено, что в кровных семьях по сравнению с приемными значимо доминирует связанный уровень сплоченности (p≤0,05), который рассматривается как сбалансированный. Это значит, что кровные семьи способны к согласованным действиям, к совместному обсуждению проблем и принятию совместных решений. В таких семьях существует высокая степень эмоциональной близости членов семьи, уважение, симпатия, удовлетворенность взаимодействием, определенная взаимозависимость членов семьи.

Таким образом, результаты нашего исследования еще раз подтвердили, что приемные семьи с подростками входят в группу риска. Низкий уровень сплоченности в этих семьях создает много конфликтных ситуаций, мешая родителям и детям адаптироваться к требованиям и потребностям друг друга.

Мы полагаем, что склонность переживать определенные эмоции по отношению к окружающей действительности тесно связаны со сплоченностью в приемных семьях. Анализ, проведенный с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выявил связь между склонностью к определенным переживаниям и сплоченностью семьи. Несмотря на то, что в приемных семьях выявилась альтруистическая направленность переживания отношений с внешним миром, ее связи с уровнем сплоченности обнаружено не было.

Однако существует умеренная отрицательная связь между коммуникативными эмоциями личности и разобщенным уровнем сплоченности (p≤0,05), то есть, чем выше коммуникативная направленность членов семьи, тем ниже уровень разобщенности в семье. Нарушение коммуникации между взрослыми и подростками неизбежно приводит к отчуждению и неспособности находить пути взаимопонимания.

Достоверные прямые связи были выявлены между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и стремлением к переживанию славы, успеха, самоутверждения, в «пожинании лавров» («глорическая направленность» p≤0,05). В семьях, где есть априори трудные подростки, вряд ли родители будут часто переживать воспитательный успех. Очевидно, что такая выраженная потребность членов приемной семьи не будет способствовать успешности функционирования семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченности и переживаниями, вызванными успешностью или неуспешностью какой-либо деятельности, трудностями в ее осуществлении и завершении («праксическая направленность» p≤0,01). По-видимому, часто переживаемые трудности в приемных семьях, связанные с воспитанием детей и совместной деятельностью, будут способствовать отдалению и отчуждению членов семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и переживаниями, связанными с потребностью в преодолении опасности («пугническая направленность» (p≤0,01), на основе которой возникает интерес и склонность к суровым испытаниям и борьбе. Вполне вероятно, что стремление переживать такого рода чувства заставляет людей брать на воспитание подростков. Корреляционный анализ выявил умеренную отрицательную связь высокой степени значимости (p≤0,01) между разделенным уровнем сплоченности и пугническими эмоциями личности. Очевидно, семья, где ее члены не склонны к «перетягиванию одеяла на себя», будет успешнее справляться с возникающими трудностями и разрешать их.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и «гедонистической направленностью» (p≤0,01), то есть стремлением к удовлетворению потребности в телесном и душевном комфорте. Связь гедонистических чувств и разобщенной сплоченности тоже ожидаема, поскольку переживаемое напряжение в процессе воспитания приемного подростка не способствует удовлетворению этой потребности и ведет к нарушению эмоциональной связи между членами семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и «акизитивной направленностью» (p≤0,01), то есть интересом к накопительству и переживанию радости от обладания материальными благами. Если для семьи материальные ценности важны больше, чем духовная составляющая, то неизбежно наступает дистанцирование между членами семьи.

Таким образом, проведенное исследование определило типы эмоциональной направленности и уровни сплоченности в приемных семьях. Взаимосвязь этих характеристик является прогностическим фактором успешности приемных семей. Выявилось, что склонность к переживанию определенных эмоций определяет общую направленность и отношение членов семьи к действительности и друг к другу и влияет на психологический климат в семье. Мы установили, что «глорические», «праксические», «пугнические», «гедонистические», «акизитивные» переживания членов приемной семьи играют определяющую роль в разобщении семьи. Разобщенный уровень сплоченности приемных семей имеет прямую умеренную связь с низкими показателями типов эмоциональной направленности личности по этим шкалам.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в объяснение причин возникающих проблем в приемных семьях и выявляет возможные риски отказов от приемных детей, и прежде всего, подростков.

Список литературы / References

  1. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – – № 6. – С. 21-33.
  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  3. Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон и др. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
  4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 668 с. (Психология социальных явлений).
  5. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 219 с.
  6. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Социально-психологическая характеристика семей, берущих на воспитание приемных детей / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Ученые записки СПГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2007. – Т. 14. – №3. – С. 10–15.
  7. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 37-43.
  8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
  9. Петровский А.В. Психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
  11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер Э.Г., И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dodonov B. I. Klassifikatsiya emotsiy pri issledovanii emotsionalnoy napravlennosti lichnosti / B.I. Dodonov // Voprosy psikhologii . – 1975. – № 6. – P. 21-33.
  2. Dodonov B.I. Emotsiya kak tsennost / B.I. Dodonov. – Moscow: Politizdat, 1978. – 272 P.
  3. Zaretsky V.K. Puti resheniya problemy sirotstva v Rossii / V.K. Zaretsky, M.O. Dubrovskaya, V.N. Oslon, et al. – Moscow: OOO “Questions of Psychology”. – 2002. – 208 P. (Journal library”Questions of Psychology”).
  4. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Problema sirotstva v sovremennoy Rossii: psikhologicheskiy aspekt / А.В. Makhnach, A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. – Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2015. – 668 P. (Psychology of social phenomena).
  5. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Psikhologicheskaya diagnostika kandidatov v zameshchayushchiye roditeli: Prakticheskoye rukovodstvo / А.В. Makhnach, A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. – Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2013. – 219 P.
  6. Nikolaeva E.I, Yaparova O.G. Sotsialno-psikhologicheskaya kharakteristika semey, berushchikh na vospitaniye priyemnykh detey / E.I. Nikolaeva, O.G. Yaparova // Uchenye zapiski SPGMU im. Acad. I.P. Pavlova. – 2007. V. 14. – № 3. – P. 10-15.
  7. Nikolaeva EI, Yaparova O.G. Osobennosti lichnostnykh kharakteristik detey i roditeley v effektivnykh i neeffektivnykh priyemnykh semyakh / E.I. Nikolaeva, O.G. Yaparova // Questions of psychology. – 2007. – № 6. – P. 37-43.
  8. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professionalnaya zameshchayushchaya semya / V.N. Oslon. – Moscow: Genesis, 2006. 368 P.
  9. Petrovsky A.V. Psikhologiya: uchebnik dlya stud.vyssh.ucheb.zavedeniy / A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky – 6 th ed., Sr. – Moscow: Publishing Center “Academy”, 2006. – 512 P.
  10. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii / S.L. Rubinstein – St. Petersburg: Peter Kom, 1998. – 688 P. (Series of “Masters of Psychology”).
  11. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya. Uchebnoye posobiye dlya vrachey i psikhologov / E.G. Eidemiller, I.V. Dobryakov, I.M. Nikolskaya – St. Petersburg: Speech, 2005. – 336 P.

Под общей эмоциональной направленностью Борис Игнатьевич Додонов понимал такую эмоциональную характеристику личности, которая проявляется в ценностном отношении к определенным видам эмоциональных переживаний, стремлении личности к этим переживаниям. Б.И. Додонов различал десять видов эмоций.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация -когда человек является предметом всеобщего внимания и восхищения.

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения.

В состав праксических чувств у П. М. Якобсон, включил и такие эмоции, как эстетические, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Б.И. Додонов выделяет праксические эмоции в их чистом виде.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба) – это эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции – это эмоции, вызываемые чем-то необычайным, необыкновенным, таинственным. Под романтизмом понимается стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

Типичной романтической эмоцией является чувство таинственности. Оно появляется в связи не с любой тайной, а только там, где человек ощущает действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности.

7. Гностические эмоции (от греч, gnosis - знание) – эмоции, связанные с потребностью в “когнитивной гармонии”, которая состоит в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному “общему знаменателю”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, - это проблемная ситуация.


8. Эстетические эмоции – эмоции, вызываемые восприятием произведений видами искусства и природы.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - эмоции возникающие в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

В соответствии с приведенной классификацией эмоций Б.И. Додонов различал десять видов общей эмоциональной направленности личности: 1) альтруистическую, 2) коммуникативную, 3) глорическую, 4) праксическую, 5) пугническую, 6) романтическую, 7) гностическую, 8) эстетическую, 9) гедонистическую, 10) акизитивную направленность.

Эмпатия - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Выявление эмоциональной направленности испытуемых.

Инструкция к тесту

Анкета предназначена для установления таких различий, которые нельзя определить в терминах «лучше-хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать вас одинаково хорошо, если вы ответите серьезно и искренне. Вам нужно постараться точно выполнить инструкцию.

Выполните в указанном порядке следующие задания.

  1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.
  2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой.
  3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете другим.

Например : 2, 8, 3, 5, 1, 6, 2, 4, 7, 10 (если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для вас переживание, заключать номер в кружок не надо).

Тестовый материал

Перечень переживаний

  1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющегося в незнакомой обстановке, местности.
  2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
  3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
  4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходства над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
  5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
  6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
  7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.
  8. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Эмоции и соответствующие им номера переживаний в тестовом материале представлены в таблице:

    Обработка результатов теста

    В анкете переживанию, поставленному испытуемым напервое место, присваивается оценка в 10 баллов, далее по убывающей – 9, 8, 7 и т.д. Таким образом можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности.

    Интерпретация результатов теста

    Для классификации эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:

    1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
    2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
    3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
    4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
    5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
    6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
    7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
    8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
    9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
    10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
    Источники
  • Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И.Додонов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.132-134