Развитие речи у ребенка 2 лет упражнения. Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль

Развитие речи у ребенка 2 лет упражнения. Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль
Развитие речи у ребенка 2 лет упражнения. Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль

Даже если ваш малыш ещё слишком мал для первого слова - не стоит откладывать развивающие речь занятия. Ведь учить ребёнка говорить можно уже с первых месяцев жизни.

1. Массаж

Массаж ладоней и пальчиков можно делать с самого рождения крохи. Начните с лёгких поглаживаний в направлении от запястья к кончикам пальцев. Круговым движением вашего указательного пальца проработайте центр ладошки. Все движения должны быть плавными, но ощутимыми. Затем подключите растирание каждого пальчика по отдельности, уделяя особое внимание подушечкам. Помните, что именно эта зона отвечает за интеллект и речь ребёнка. Используйте для массажа специальные мячики с ворсинками и бугорками - разные фактуры и материалы (пластик, резина, дерево) дают разные тактильные ощущения, что также влияет на развитие умственных способностей.

2. Общение

Даже самый маленький ребёнок любит общение. И оно не ограничивается лишь тактильным контактом. Говорить с малышом так же важно, как целовать или гладить его. Ведь малыши во всём копируют взрослых. Поэтому возьмите себе за правило - говорить много и правильно. Не стоит коверкать слова и пытаться подстроиться под язык ребёнка. Никакого улюлюканья. Называйте вещи своими именами: это голубь, а не «гуля», в коляске лежит малыш, а не «ляля», «ав» - это не собака, «ав»- это то, как говорит собака. Не ленитесь объяснять малышу простые вещи по сто раз: повторяйте, читайте стихи и частушки, рассказывайте сказки. Это сыграет немаловажную роль в совершенствовании детской речи, памяти и воображения.

3. Пальчиковые игры

Давно известно, что артикуляция напрямую связана с мелкой моторикой рук - поэтому трудно переоценить пользу пальчиковых игр. Во время таких занятий малыш активно использует свои ручки, стимулируя разные точки и нервные окончания на ладошках и пальчиках. Вспомните про «Сороку-белобоку», «Ладушки-Ладушки» или «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» из детства. В арсенале у наших мам таких стишков было намного больше.


4. Лепка

Ничто не развивает мелкую моторику лучше лепки. Во время занятия задействованы все пальчики и ладошка ребёнка. Карапуз совершает множество различных движений: мнёт, растирает, катает, нажимает, хлопает. Но самое важно - происходит воздействие на точки в подушечках пальцев. Разнообразьте простую лепку из пластилина новыми элементами: используйте крупы, бобовые, фигурные макаронные изделия, шишки, жёлуди и пуговицы.

5. Развивающие игры

Обратите внимание на те развлечения, в которых используются сыпучие ингредиенты и мелкие предметы разных форм. Мастерите фигурки из кинетического песка, надевайте бусины на нитки, сортируйте цветную фасоль — в общем, используйте любые подручные материалы, с которыми малышу будет интересно играть. Проговаривайте каждый этап поделки: цвет материалов, их форму, назначение, последовательность действий. Только не забывайте о технике безопасности - не оставляйте ребёнка без присмотра, чтобы он не мог подавиться или проглотить мелкий предмет.


6. Потешки

Разучивание стихов отлично тренируют память и развивают речевой навык. Потешки для самых маленьких написаны с учётом возрастных особенностей малышей и состоят из небольших рифмованных фраз с повторяющимися слогами или словами. К тому же, такие занятия обязательно должны сопровождаться активными физическими действиями ребёнка: хлопаньем в ладоши, прыжками, ходьбой, приседаниями. Вот вам пример:

Зайка

Зайка шёл, шёл, шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Во время разучивания потешки мама с малышом имитируют все движения зайки).

7. Артикуляционная гимнастика

Эта «зарядка» нацелена на отработку определённых положений органов артикуляционного аппарата. Говоря проще, это ряд упражнений, помогающих ребёнку научиться правильно произносить звуки родного языка. Вот некоторые из них (каждое упражнение выполнять 10-15 раз).

«Улыбка-трубочка»
Сначала малыш широко улыбается, чтобы были обнажены резцы, затем вытягивает губы в трубочку. При этом нижняя челюсть остается неподвижной. Работают только губы.

«Открытая-закрытая дверь»
Ребёнок широко улыбается, чтобы были видны резцы, зубы сомкнуты (дверь закрыта). Затем нужно разомкнуть зубы на 2 см, но при этом всё так же улыбаться (дверь открыта).

«Ходики»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты на 2 см, резцы обнажены. Затем, всё так же улыбаясь, нужно высунуть язык и дотронуться сначала до правого, затем до левого уголка рта. Челюсть неподвижна, работает только язык.


«Лопатка-иголочка»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Необходимо положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу в положение «лопатка». Затем, всё так же с открытым ртом, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку».

«Качели»
Рот в широкой улыбке, зубы обнажены. Нужно высунуть язык и поочерёдно дотронуться до центра верхней и нижней губы, затем спрятать язык за зубы и совершить те же движения внутри рта.

«Варенье»
Рот в широкой улыбке. Зубы обнажены. Малыш высовывает язык и слизывает воображаемую капельку варенья с верхней губы.

8. Игры на звуковое внимание

«Звуки»
Эффективным упражнением для развития у крохи способности различать звуки будет игра «Звуки». Договоритесь с ребёнком, что он будет делать определённое движение, когда услышит нужный звук: громко хлопать в ладоши, поднимать обе руки вверх или приседать. Начните с одного звука, чередуя его с другими. Постепенно усложняйте задачу: вводите второй звук и новое движение.

«Звуковой мяч»
Кидайте малышу мяч, сопровождая бросок определённым звуком. Задача ребёнка - повторить звук громче вас. Затем меняйтесь ролями.

9. Говорящие картинки

Мало научиться говорить, нужно уметь изъясняться. Упражнения с сюжетными картинками - увлекательная и интересная игра. Такие карточки можно сделать самостоятельно. Главное, чтобы ребёнок смог описать картинку и составить по ней рассказ, пусть даже из пары-тройки предложений. На первых порах мама должна помогать малышу: задавать наводящие вопросы, начинать фразу, чтобы ребёнок мог продолжить и домыслить. Запаситесь терпением. Это сложный, но очень важный этап, пройдя который малыш будет с лёгкостью излагать мысли и рассказывать сказки собственного сочинения.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Обсуждение

Сама была так же озабочена. Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Допустим: ребенок к 4годам умеет: Назвать свое имя,фамилию,возраст,город где живет и так.далее. И увидите на какой возраст ребенок развит. Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3,9г. было четко 3года,хотя должно было быть уже больше на 4г.

Дома сами определитесь, что ребенок понимает, к каким развивашкам готов, с чем играет, как. Если в ДР-поспрашивайте у персонала. Нанизывалки, крупные кубики, мячик, а там и сами сообразите, успехов!

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. По ряду причин хотим заниматься дома с участием друзей по площадке, но своих идей хватит недели на две в лучшем случае.

Обсуждение

На две недели?
В вашем возрасте достаточно двух занятий в неделю. По 40 мин. Не более. Во всех развивалках занятия проходят одинаково в течении месяца полтора. Дети не сразу соображают как и что нужно делать. Пока освоят и закрепят навык, уже найдете еще массы занятий.
Можно по очереди ходить в разведку на пробные занятия и делиться опытом в течении месяца.
Мне самой очень не понравилась школа семи гномов. Дети лучше осваивают те же знания на практике чем по картинкам. К примеру: можно бесконечно показывать на картинках яблоки, груши, огурцы, но попробовать и потрогать гораздо информативнее.
В этом плане методика Монтессори интереснее. [ссылка-1] тут можно почитать. Игрушки можно создавать из подручных материалов.

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Детские центры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Оплата за месяц за 16 занятий по 30 минут 2200 рублей. Занятия проходят в отрезке с У нас проводятся занятия " Вместе с мамой " для детей от 1 года до 3 лет по методике...

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года . Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет . У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

«Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали - и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки - тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры - подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

О-о-о (разболелся зуб,удивление).

У-у-у (гудит поезд).

И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас - любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий . Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям . Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия . Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи . Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Упражнения для ребенка 2 лет

Все упражнения для развития речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речевого развития ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

  • Артикуляционная гимнастика . Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
  • Скороговорки и поговорки . Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.
  • Описание картинки . Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.
  • «Что бы это значило? » Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.
  • «Большой-маленький ». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».