Конспекты занятий по знакомству детей средней группы с декоративно-прикладным промыслом "гжель". Конспект занятий "голубая гжель"

Конспекты занятий по знакомству детей средней группы с декоративно-прикладным промыслом
Конспекты занятий по знакомству детей средней группы с декоративно-прикладным промыслом "гжель". Конспект занятий "голубая гжель"

Сказочная роспись гжель – традиционный народный промысел, предполагающий рисование синими красками по керамике. Но не только по ней: в этой технике делают иллюстрации и открытки, платки, расписывают деревянные доски и сувенирные фигурки. Занятия по росписи гжелью можно проводить для деток разного возраста, в том числе дошкольного. Многим будет интересно, да и новый навык работы пальчиками не помешает (особенно с учетом того, что впереди школа).

Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо . Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?

Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.

Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник . С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.


Как рисовать в технике гжель в старшей группе?

Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:

  1. Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве). Тренировка мазка на бумаге.
  2. Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
  3. Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

В любом из пунктов возможны вариации. Заготовку можно сделать с детьми своими руками – например, вылепить из глины плоские медальоны-«тарелки» диаметром около 8-10 см, высушить, покрасить белой краской, нанести карандашом (синим фломастером) узор и расписать. Вот и сувенир к 8 марта или дню рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие «заготовки» недорого стоят и не требуют труда для подготовки.

Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос . По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.


После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

МБДОУ детский сад №56

Конспект занятий на тему:

«Гжельские сервизы»

(В рамках реализации проекта)

Подготовила

воспитатель:

Анисимова В.Н.

г. Новочеркасск

2015г.

Конспект занятий в средней группе

«Гжельский сервиз»

Анисимова Валентина Николаевна

МБДОУ №56

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

    Образовательные

    Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

    Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла

    Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

    Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии

    Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)

    Развивающие

    Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

    Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

    Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

    Развивать чувства формы, симметрии

    Развивать мелкую моторику

    Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

    Воспитательные

    Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

    Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

    Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

    Художественно эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

Методы:

    Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

    Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

    Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Виды детской деятельности:

    Художественно эстетическая деятельность

    Продуктивная деятельность

    Познавательная деятельность

    Речевое развитие

Индивидуальная работа:

    Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

    Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

    Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

    Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

    Предметы посуды из соленого теста

    Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

    Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

    Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

    Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

    Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

    Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

    Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

    Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)

    Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский

    Слушание музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

    Усвоение песенных навыков

«Гжель» З.Я.Роот

«Лазури хоровод» М.Кузьмичева

«Россия, Россия» М.Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

    Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор»

    Изготовление из соленого теста предметов посуды

Предполагаемый результат:

    Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях

    Окрепшая моторика рук

    Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

Использованная литература:

    Методическая литература:

«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.

«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.

    Наглядно - дидактический материал

«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.

    Интернет ресурсы:

Ода Гжели /www.u tube.ru/pages/video/12708

Сказочная гжель: Занятие в средней группе c 4 // « maaam . ru »

Этап Гжельской росписи files . school - collection . edu . ru

Народные промыслы: стихи// http : festival .1 september . ru

Ход занятия:

    Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.

Воспитатель:

«Кто же нам ее принес? И что в ней?»

Предполагаемые ответы детей:

«Мастера художники»

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»

(Веселые мастера умельцы)

Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.

Воспитатель:

«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

    Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да!»

Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

    Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

Воспитатель:

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

Воспитатель:

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.

Воспитатель:

« У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

    Продуктивная деятельность

Воспитатель:

«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»

Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

Воспитатель:

«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»

Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.

Воспитатель:

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»

Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки

Воспитатель:

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель:

«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»

Дети выбирают посуду и садятся за столы

Воспитатель:

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

Предполагаемый ответ детей:

«Цветком и каймой из точек».

Воспитатель:

«Где расположен цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«В середине, на одной стороне посуды»

Воспитатель:

«Из каких элементов состоит цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«Серединка и лепестки»

Воспитатель:

«На что похожи лепестки цветка?»

Предполагаемый ответ детей:

«На капельку».

Воспитатель:

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель:

«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

    Подведение итога

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором

Воспитатель:

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель » П. Синявский

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

Воспитатель:

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

Воспитатель:

«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине голубым цветом»

Воспитатель:

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

Воспитатель:

«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да похожи»

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

Воспитатель:

«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.


Цель. Знакомство с традиционным русским художе­ственным промыслом — «Гжельская керамика» и освое­ние простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).

Организация занятия.

Это вводное занятие, на ко­тором дети получают самое общее представление о дан­ном виде народного промысла, его истории и этапах раз­вития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, пока­зать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, вос­пользоваться материалами из ов, слайдов, плака­тов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Выполнение задания.

Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки си­него цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради - учатся проводить пря­мые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).

Цель. Освоение простого гжельского орнамента-се­точки.

Организация занятия.

Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользу­ются каждый день. Затем дети внимательно рассматрива­ют узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Выполнение задания.

Дети должны, уловив законо­мерность расположения орнамента, закончить оформле­ние блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кис­тью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя паль­цами перпендикулярно поверхности листа. Лист () можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находи­лась в естественном и удобном положении.

Цель. Освоение традиционных гжельских орнамен­тов и бордюров.

Организация занятия.

Дети внимательно рассмат­ривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в на­родном искусстве.

Выполнение задания.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все эле­менты орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Цель. Освоение традиционных форм гжельской рос­писи в полосе.

Организация занятия.

Практическое занятие предва­ряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжель­ской художественной майолики.

Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки лю­дей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как мас­ленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнамен­ты, какими часто украшали посуду.

Выполнение задания.

Это упражнение на импрови­зацию - детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навы­ки и приведенные примеры.

Цель. Знакомство с традиционным элементом гжель­ской росписи - «капелькой».

Организация занятия.

Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе мно­гих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Ка­пелькой» изображают листочки, веточки и лепестки мно­гих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» распо­ложенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Выполнение задания.

Дети рисуют в тетради по об­разцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведе­ния мазка необходим определенный навык, который по­явится в процессе работы над ом.

Цель. Освоение простейших видов растительных ор­наментов.

Организация занятия.

Дети знакомятся с варианта­ми построения простых орнаментов в розетке с использо­ванием мазков «капелька».

Выполнение задания.

Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех приме­ров для подражания, или придумывают свой узор.

Цель. Знакомство с традиционной техникой гжель­ского мазка - мазок с тенью.

Организация занятия.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определен­ных навыков. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для полу­чения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к се­редине меньше.

Выполнение задания.

Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми за­кругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть акку­ратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным дви­жением руки наносится соответствующая линия.

Цель. Освоение техники гжельского письма - мазок с тенями.

Организация занятия.

Очень часто гжельские мас­тера использовали посуду для того, чтобы писать настоя­щие картины на излюбленные темы. А любили они изоб­ражать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого тру­да найти на изделиях мастеров самые разные здания, мос­ты, дворцы, избы, храмы.

Выполнение задания.

В данном случае художник на­рисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

Цель. Освоение мазковой техники гжельской роспи­си. Традиционное изображение цветка.

Организация занятия.

Синяя роза - один из глав­ных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рас­сматривают изображения различных типов цветов в изде­лиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому - «агашка».

Выполнение задания.

Для мазковой росписи исполь­зуется кисть среднего размера (№6-№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать так, чтобы удобно было на­носить мазки.


Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи - цветка.

Выполнение задания.

Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с ис­пользованием традиционной техники, изученной на пре­дыдущем занятии.

Цель. Знакомство с традиционной техникой декора­тивного изображения гжельских птиц.

Организация занятия.

Птица- один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Выполнение задания.

Дети берут чистый лист бума­ги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Цель. Освоение главного мотива гжельского народ­ного промысла - птицы.

Организация занятия.

«Синяя птица» - птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в рус­ской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Выполнение задания.

Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или ба­бушке.

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

Организация занятия.

На этом занятии применяют­ся все ранее полученные навыки и знания. Детям предла­гается самостоятельно расписать кумган. Кумган - это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: р азвивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход НОД:

1. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

3. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.



Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор - гжельская роза.


Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?


(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

4. Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти - получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.


6. Работа детей у доски. (двое - трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

7. П рактическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.





8. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет - синий. Ребята какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!