«Завтра начинается сейчас». Проектная деятельность на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

«Завтра начинается сейчас». Проектная деятельность на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству с презентацией на тему: «Олененок»


Руководитель: Вэнго Мальдюне Вэсаковна, воспитатель МБОУ «Сеяхинская школа-интернат», село Сеяха ЯНАО Ямальский район.

Продолжительность проекта: 3 месяца.
Характер контактов: внутри школы.
Описание материала: представлен проект «Олененок» с презентационным сопровождением, руководителем которого является воспитатель Вэнго Мальдюне Вэсаковна. Дизайн-папка проекта включает описание основных этапов работы. В нее входят проблема, дизайн-спецификация, обоснование выбора идеи, последовательность изготовления, себестоимость готового изделия. Презентация знакомит с привычками и характером домашнего животного. Содержание разработки соответствует младшему и старшему школьному возрасту. Педагоги ДОУ могут демонстрировать слайды своим воспитанникам на специальных развивающих занятиях, чтобы расширить знания детей о животном. В первом классе школы учитель может использовать данный ресурс для организации занятий по окружающему миру. Эта работа позволяет развивать усидчивость, внимание и мелкую моторику рук.
Цель: изготовить модель для украшения новогодней елки. Задачи: -составить описание внешнего вида северного оленя; -подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме; -изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1. Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
1.2 Цель
1.3 Дизайн-спецификация
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи
1.5 Задачи
1.6 Описание внешнего вида оленя
1.7 Дизайн – анализ

2. Технологический этап
2.2 Раскрой деталей
2.3 Последовательность изготовления

3. Итоговый этап
3.1 Стоимость материалов
3.2 Испытание и самооценка
3.3 Информационные источники
1.Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
Я живу на великой земле, на Ямале, люблю свой край, поэтому в будущем хочу стать экологом.
Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». На Ямале зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте. Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимые каждому человеку качества. Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. Обдумывая тему проекта, я решила сшить муляж в виде зверька. Попробую изготовить подобную поделку без нанесения ущерба природе. Я выбрала тему «Олененок», я знаю что олень - это символ жизни тундры.
1.2 Цель:
Изготовить модель для украшения новогодней елки.
1.3 Спецификация
Будущее изделие должно иметь:
-внешнее сходство со зверьком нашего края;
-средний размер;
-хорошее качество;
-небольшую себестоимость.
Изготовленная модель должна вызывать положительные эмоции и развивать познавательный интерес к природе.
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи.
Идея №1.


Идея №2.


Олень – символ северного края. Оленеводство - это основной и главный источник существования коренных жителей нашего округа. Северный олень для человека - это пища, материал для одежды, покрытие передвижного жилища (чума). Из шкур оленей коренные жители изготавливают орудия труда. Олени служат коренным людям севера средством передвижения и денежной единицей.
Для проектного изделия я выбираю олененка. Идея №2.


1.5 Задачи:
1. Составить описание внешнего вида северного оленя
2. Подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме.
3. Изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1.6 Описание внешнего вида оленя
У северного оленя вытянутое приземистое тело (длина 180-220 см, высота в холке 100-140см), весит 150кг. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая, более светлая у тундровых оленей. Грива зимой белая. Маленькие оленята одноцветные, только у них бывают белые пятна вдоль спинки.
Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие, серповидно изогнутые; боковые отростки расположены с наружной (задней) стороны ствола, а не с внутренней (передней), как у настоящих оленей. На концах рогов, а часто и спереди от их основания, расположены небольшие треугольные лопаты с многочисленными отростками.
Глаза северного оленя ночью светятся тусклым желтоватым светом.
Нижняя часть ног оленя покрыта непромокаемой кожей с коротким и толстым "ворсом". Копыта оленя очень прочные. Жесткая шерсть, растущая между пальцами и над копытами, препятствует скольжению и увеличивает площадь опоры. Благодаря широко расставленным конечностям, углу наклона и строению копыта, опорой которому служат четыре пальца, оленям не страшны ни глубокий снежный покров, ни заболоченная почва.
Шерсть у оленя очень густая. Мех состоит из трубчатых волос и мелких волосков, похожих на козий пух. Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга. Такую «одежду» никакой ветер пробить не сможет. Снабженный такой шубой северный олень переносит морозы до 60 градусов и полярные бури.
Воздух, прежде чем попасть в легкие оленя, прогревается в носовой полости. Потовых желез нет, он никогда не потеет, у него внутренняя система охлаждения, прогреваясь, олень начинает часто дышать, высунув язык.

1.7 Дизайн-анализ модели


Оленёнок сшит из меха норки белого цвета.
Для создания объёмной формы модели использован синтепон.
Для поддержки устойчивости поделки применён проволочный каркас.
Глаза и нос - пуговицы.
Рога оленя из кожи бежевого цвета.
Части деталей игрушки соединить швом «через край».
Окончательная сборка деталей – ручная работа.
Пластика животного передаётся наклоном и поворотом головы.

2.Технологический этап
2.1 Изготовление деталей выкройки
Выкройки деталей для пошива модели оленёнка скопированы из сборника «Мягкие игрушки». Для получения нужного размера все детали увеличены с помощью функции масштабирования на копировальном аппарате.
После повторения правил заготовки выкроек-лекал детям дается задание самостоятельно выполнить выкройки, а затем контрольные чертежи их в альбоме.

2.2.Раскрой деталей
Раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы - 0,3 - 0,5 см. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки. Все детали выкроить с припуском на швы 1 см, учитывая направление ворса.
Вам нужно из белого меха норки нужно выкроить эти части:


- тело (верх) -2 части
- лоб -1 часть
- щека -2 части
- ушки -2 части
- хвост-2 части
- тело (низ) -2 части
- ушки -2 части
- брюшко -2 части
4. Вам нужно из кожи бежевого цвета нужно выкроить эти части: - рожки-2 части
5. Вам нужно из проволоки изготовить каркас:


Длина каркаса должна соответствовать длине передних и задних ног игрушки + 3-4 см. Концы каркаса подогните плоскогубцами, чтобы они не рвали игрушку. Подготовленные каркасы сгибают посредине, вставляют в передние и задние ножки, затем форму набивают.

2.3.Последовательность изготовления олененка:
1.Сшейте между собой верхнюю и нижнюю часть тела. Вшейте щечки в каждую деталь головы.
2.Каждую часть тела сложите с каждой частью брюшка, сшейте ножки игрушки.
3.Вшейте в голову лоб, пришейте поочередно сначала к одной, потом к другой детали головы.
4.Сшейте оставшиеся контуры, оставляя дырку для выворачивания на брюшке. Выверните.
5.Вставьте в игрушку каркас из проволоки, наполните наполнителем концы ног и голову, затем тело. Зашейте отверстие в брюшке.
6.Сшейте ушки попарно, пришейте их к голове.
7.Сшейте и выверните хвостик, пришейте его к телу.
8.Пришейте рожки к голове.
9.Пришейте пуговицы вместо глаз.
Все, олененок готов.

3.Итоговый этап
3.1. Стоимость материалов
№ Материалы Цена за 1м (шт.) в руб. Количество Стоимость в рублях
1. Натуральный белый
мех норки 1000 0,5м 500 руб.
2. Кожа 300 15 см 45
3. Синтепон 100 2 м 200 руб.
4. Пуговицы 10 3 шт. 30 руб.
5. Бисер 100 50гр 50 руб.
Всего: 825 рублей
3.2 Испытание и самооценка
Оценивание требований спецификаций изделия проведено в форме схемы. (Стоимость материалов, оригинальность, пластика, практичность, трудоемкость, сходство с олененка, размер). (Приложение. Презентация). Она показывает, на сколько готовое изделие отвечает требованиям спецификации.
Для коренного жителя олень - прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы.
"Олененок" Авка (в переводе с ненецкого языка - нгавка), олень, выращенный возле чума, ручной олень. Авка стал одним из самых известных героев детских ненецких сказок и стихов. Его образ используется среди самых популярных сувениров Ненецкого автономного округа, а также при создании брендовой продукции округа. Для ненецкого народа олень считается ценным животным, благодаря которому у них есть еда, одежда, транспорт и жильё. Авка живёт в каждой ненецкой семье и является любимцем в семье оленевода. Такие олени имеют особое, привилегированное положение, ненцы считают его членом семьи. Хозяйка с детства выкармливает его молоком и домашней едой. Растет Авка среди детей и с детства приручен к рукам.
На шее у Авки всегда красивый ошейник, как знак особого уважения и любви. Оленёнок Авка – любимая елочная игрушка-сувенир для украшения новогодней елки, вызывает положительные эмоции, познавательный интерес к природе нашего края.
3.3 Информационные источники
1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. – М.,1990. -89 с.
2.Бороздин Э.К., Забродин В.А., Вагин А.С. Северное оленеводство, - Ленинград, 1990г.
3.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, - М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
4.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Серия «Для дома и заработка». Ростов–на-Дону: «Феникс», 2000. - 320 с.
5.Географический атлас ЯНАО. – М.: Издательство ДИК, 1999.- 24 с.
6.Журнал «Ручная работа» №1,4/2007
7.Журнал «Чудесные мгновения» №2/2007
8.Издание для досуга. Идеи для рукоделия. Мн.: Харвест, 2005
9.Деревянченко А.А. Ямало-Ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации. – М., 1997. – 103 с.
10.Дудников Н.П. Мой дом Север. – М.: Вилад, 1997.
11.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы, - М., 1986.- 126 с.
12.Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные) – М.: 2000. – 128 с.
13.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству, - Москва, 1976. -207 с.
14.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. – филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 222с.
15.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия.. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - 265 с.
16.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, - М., 1992.
17.Рандин В.А. Орнаменты. – Санкт-Петербург, 1995.
18.Хомич Л.В., Ненцы. – Санкт-Петербург, 1995 – 216c.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».

П роект

« Народные промыслы »

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы 5-6 лет №8.

Срок реализации: ноябрь 2016года май 2017 года.

Выполнил а : Иванова М.К.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;

- р азвивать художественно-творческие способности у детей;

- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:

Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

Работа с родителями;

- совместные работы с детьми;

Консультаци и для родителей;

Беседы;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;

Открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

Организация развивающей среды;

Организация образовательного процесса:

    в совместной образовательной деятельности;

    организация самостоятельной деятельности детей;

    взаимодействие с родителями.

Выбор содержания:

    изготовление поделок из соленого теста;

    рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

Беседы;

Чтение познавательной литературы.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)

3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории России.

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)

1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)

2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.

Январь

1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)

Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)

2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

Март

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Задачи:развивать устную речь.

1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Апрель

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Задачи:

Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.

2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)

Задачи:

Воспитавать интерес к изобразительному искусству.

Май

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Задачи:

Закрепить знания о народных промыслах.

Ожидаемые результаты

- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

- у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Консультаци и для родителей.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.

Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.

Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?

Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?

Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".

Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.

Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.

Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.

Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.


2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…

5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.

6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.

7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Познавательное развитие

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.

Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Литература

-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» М. 2009г.

-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014

- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014

- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.

- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.

-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.

-Весёлый самоделкин. М. 1995г.

-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

ХМАО - Югра

Конспект урока по технологии
в 7 классе

«Творческий проект»

подготовила

учитель технологии

Медведева Вера Викторовна

г. Нижневартовск

2013

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5 швейных машин и 2 утюга.

План урока.

Класс 7

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения : рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент-3мин.

1.1Проверка посещаемости учащихся.

1.2 Подготовка к уроку.

1.3 Проверка домашнего задания.

2. Повторение пройденного материала-7 мин.

2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени. Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанный требований.

Критерии

Таблица 1

итого: 6 3 3 5 2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3. Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2

Требования

Всего 9 11 4 4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Ответ: на натуральные и химические.

Ответ: из хлопка.

Ответ: к натуральному.

Вывод : хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 3

п/п

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4

Цвет

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word .

1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift », то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу « Shift », то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.


5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань по цвету.

2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Закрепление материала. Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3. Выбор ткани.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3

Требования

Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2

п/п

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.

Таблица 4

Цвет

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Оцени свою работу над проектом .

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Литература.

    Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

    Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

    Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

    Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

    6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

    Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

    И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

    Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

    Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

    Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994


Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".

Шигапова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9общеразвивающего вида" г. Ухта, Республика Коми.
Описание материала: предлагаю вам проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству». Данный материал может быть полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы.Этот проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью,с гжелью;научит детей ориентироваться в различных видах росписи;воспитает интерес к народной культуре.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9».
Продолжительность: среднесрочный (с июня 2015 г. по июль 2015г.)
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»

4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме



6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».



9.Лепка из теста «Красивые узоры».


10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»




3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».


2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

МОУ Усольская СОШ

проект КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Акварелька»

(для детей младшего школьного возраста)

учитель начальной школы

п. Карьково

Страна, в которой учили бы рисовать так же,

все страны во всех искусствах, науках и мастерстве.

Лепить по заранее подготовленным эскизам на основе традиционных приёмов филимоновской и дымковской игрушек;

Передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;

К концу учебного года учащиеся должны знать:

Понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, архитектура, народное искусство;

Доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей своего народа;

Приёмы смешивания красок для получения тёплых и холодных оттенков;

Композиционные основы орнамента;

К концу третьего года учащиеся должны уметь:

Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструкцию, цвет;

В работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета, намечать главное, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

Разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию, на проектирование изделий;

Комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;

Ожидаемые результаты к концу четвёртого года обучения:

Средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, композиция) ;

Простейшие сведения о перспективе, линии горизонта, точке схода;

Основные средства композиции: высота горизонта, контрасты света и тени, выделение композиционного центра;

Деление цветового круга на группу тёплых и холодных цветов;

Изменение цвета в зависимости от расположения в пространстве;

Названия центров традиционных и художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

Приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);

Анализировать произведения искусства, выражая своё отношение к их содержанию;

Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, цвета;

Выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, блик, падающую тень;

Соблюдать последовательное выполнение рисунка;

Использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства (цвет, пятно, линия и др.,) для передачи характера композиции: статичная или динамичная, симметричная или асимметричная;

Свободно рисовать кистью элементы геометрического или растительного орнамента;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию по мотивам народного творчества;

Решать творческие задачи на проектирование изделий с помощью рисунка или технологической карты;

Комбинировать различные приёмы с бумагой для достижения выразительности образа художественной вещи;

7 Новизна разработки состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органичная системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздроблённым мировоспитанием и миропониманием.

Темы занятий программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики, его значения, выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

    Беседы; Уроки на основе метода интеграции ; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке; Просмотр видеофильмов; Экскурсии; Дидактические игры; Использование силуэтного моделирования Экспериментирование с различными художественными материалами; Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки. Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах; Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Многие занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроках. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях поможет более глубокому освоению школьной программы и расширит возможности учащихся в практическом применении полученных знаний. Примером могут быть занятия, посвящённые рисованию различных предметов, выполнению набросков и зарисовок птиц, животных, людей, различные живописные упражнения. Нашли своё продолжение на занятиях темы уроков: «Народная игрушка», «Народный костюм», «Посуда» и др. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. В отличие от существующих программ и, в данной программе можно выделить 4 раздела: « Основы художественного изображения», « Орнамент - образ эпохи», « Народное искусство России», «Искусство на улицах города и посёлка». Курс знакомит не только с искусством России, но и с искусством других стран. Кроме того, отводится достаточно времени на ознакомление с архитектурными памятниками и постройками, характерных для России и других стран.

1 раздел «Основы художественного изображения» рассматривает народное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества. Это позволяет понять принципы взаимодействия типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

2 раздел «Орнамент-образ эпохи» знакомит с различными видами орнаментов, с их построением, знакомит с отличительными признаками орнаментов разных стран, раскрывает связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. С этой целью выбраны художественные явления тех эпох и стран, искусство которых взаимно питало и обогащало друг друга. Это даёт основание для рассмотрения связей орнаментального искусства с традициями в истории человечества.

3 раздел «Народное искусство России» посвящён народному и декоративно-прикладному искусству России. В разделе широко и многогранно раскрывается художественный образ предмета. Учащиеся учатся овладевать искусством импровизации в рамках народных традиций. Целостное освоение и восприятие народного искусства даёт возможность школьнику ощутить себя частью своего народа.

4 раздел «Искусство на улицах города и посёлка» знакомит подробно с искусством аппликации, бумажной пластики. Школьники узнают о памятниках архитектуры России и других стран. В разделе широко раскрывается знакомство с конструкциями различных предметов.

Тема занятия

Форма проведения

Основные понятия

1.Основы художественного изображения. (5ч)

Цвет. Цвет в передаче состояния времени года, явлений природы. Составление палитры тёплых и холодных цветов. Основные цвета и приёмы их смешивания. Линия, пятно, силуэт. Выразительность линий, силуэта в передаче простейшей формы изображаемых предметов.

Композиция. Передача в композиции смысловой связи в изображаемом сюжете, выделение главного.

Основные и составные цвета. Цветик - семицветик

изобразительная викторина

Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов

практическое занятие

Передача движения. Какой бывает дождик

практическое занятие

Силуэт. Натюрморт. Аппликация

Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия

практическое занятие

2. Орнамент - образ эпохи.(6ч.)

Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация

Орнаментальное искусство. Вечные образы в искусстве. Символика цвета в орнаменте. Явление симметрии в орнаменте. Линейный орнамент (бордюр). Простые схемы построения орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета, одинакового цвета и размера, но разной формы.

Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент

практическое занятие

Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент

викторина

Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника

практическое занятие

Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика

экскурсия, практическое занятие

3. Народное искусство России.(13ч.)

Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)

Практ. занятие

Народная игрушка. Знаки-символы солнца, земли, света и воды в произведениях народных мастеров.

Дымковская игрушка: повтор отличительных элементов геометрического орнамента, вариации главных мотивов орнамента.

Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.

Разработка серии эскизов - импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец) для декорирования разделочной доски, коробочки

Практ. занятие

Декоративное панно с характерными элементами Городца (аппликация). Коллективная работа.

Выставка

Игрушка- произведение искусства. Игрушки из дерева, глины, соломы.

Матрёшка: элементы орнамента загорской матрёшки.

Городецкая роспись по дереву: повтор главных элементов (розаны, купавки, птицы). Импровизации с использованием колорита Городца и отдельных приёмов росписи.

Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки

Глиняная игрушка. Элементы дымковского оорнамента

Практ. занятие

Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Практ. занятие

Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа

Презентация)

Упражнения в рисовании птиц - мотивов городецкого орнамента

Практ. занятие

Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа

4.Искусство на улицах города и посёлка. (10 ч.)

Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций

Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений и творческого опыта в работе с бумагой. Аппликация. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров. Моделирование(сгибание, складывание, вырезание).

Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом

Презентация

Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого

Беседа. Конкурс

Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого.

Выставка

Характер и ритм объёмов. Конструирование макетов современного города

Презентация