Творческая работа по. Творческая работа своими руками

Творческая работа по. Творческая работа своими руками
Творческая работа по. Творческая работа своими руками

МБОУ «Углицкая СОШ»

Творческая работа

«Как говорят мои сверстники»

Челябинская область

Чесменский район

п. Углицкий

МБОУ Углицкая СОШ

6 класс 12 лет

Руководитель: Голощапова Галина Алексеевна,

учитель высшей категории

МБОУ «Углицкая СОШ» Чесменского района Челябинской области

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий»,- писал В.Г. Белинский.

Я согласен с высказыванием известного критика. Сколько слов можно найти для выражения мыслей, описания природы, да и просто для общения!

На уроке русского языка я узнал, что учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля имеет 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, а 4-томный словарь под редакцией Д.Н. Ушакова – 85 тысяч слов.

Но, к сожалению, последнее время мои сверстники совсем не интересуются богатством нашего родного языка, засоряют его различными иностранными словами, например, «хай», «бай-бай», «хелоу». Также к месту и не к месту используют бессвязные слова «типа», «короче», «как бы», что делает речь порой бессмысленной.

Если внимательно посмотреть на некоторые слова молодёжного сленга, то можно увидеть, что одни из них заимствованы из блатного жаргона («ксива», «мочить»), другие образованы сложением корней (чикфаер – «зажигалка»), третьи – просто от аббревиатур (чмо – «дурак», «тупица»). В нашей школе учащиеся используют в своей речи сокращённые слова: «матика» (математика»), «лит-ра» (литература»), «физ-ра» (физкультура).

Почему возникает молодёжный сленг? Я думаю, чтобы сделать свою речь непонятной для других, показать, что ты свой в компании, или это просто желание выглядеть взрослым.

А ещё мне кажется, эти слова часто употребляются моими сверстниками потому, что такие выражения вносят в язык особый «аромат»: скажешь «кайф», и становится понятно – это здорово, красиво, интересно, а скажешь «отстой» - значит всё наоборот.

Совсем недавно я услышал от моих одноклассниц новое (по крайней мере, для меня) слово «няша». « Он такой няша», - говорят они, то есть «милый», «прелестный». Открыв словарь Даля, прочитал, что «няша» - это грязь с тиной, вязкая жидкая топь. Ничего общего. Видимо, просто красивое слово взяли за основу, даже не узнав лексического значения.

Кстати, слова молодёжного сленга проникают и в речь взрослых, и в средства массовой информации. Например, я часто слышу такие слова, как тусовка (компания), калаш (автомат Калашникова), респект (выражение симпатии), фишка (что-то интересное, необычное).

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет успехов в учении и хорошего общения. В речи человека видна его воспитанность. Неразвитая речь, малый словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости человека. Последнее время всё чаще в речи старшеклассников (а иногда и младших учеников) звучит бранная речь. Я считаю, это недостойно для человека, в конце концов, это просто некрасиво.

Развитие речевой культуры зависит от семьи, повседневного окружения. Мои родители, бабушка, дедушка имеют высшее образование, они очень любят читать. В доме у нас имеется неплохая библиотека, в которой много справочной литературы. И, когда мне что-то непонятно, я открываю энциклопедию или словарь и нахожу нужный ответ.

К сожалению, в нашем небольшом посёлке не очень много семей, где есть библиотеки или хотя бы полочки книг. Жаль. Ведь именно поэтому словарный запас многих моих сверстников скуден.

И закончить свою работу я хочу словами К. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

    творческая работа - Syn: творчество … Тезаурус русской деловой лексики

    Творческая лаборатория «ПТАХ» (г. Пермь) Основана в начале 2008 года на базе Пермского государственного университета. Организаторами лаборатории выступили бывшие студенты университета, представители активной творческой молодежи. Цели… … Википедия

    работа - 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов

    1. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе ‘Творческая эволюция’ см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции… … История Философии: Энциклопедия

    Работа - способ опосредования и осуществления (материализации) деятельности как процесса решения социальной задачи, достижения целей. Как предмет социологического исследования Р. выступает конкретной формой выражения организованности ч направленности… … Социологический справочник

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дипломная работа (значения). Дипломная работа (проект) один из видов выпускной квалификационной работы самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки… … Википедия

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся - индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия

    Военно-историческая работа - целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и… … Пограничный словарь

    Владимир Наумов. Творческая биография режиссера - Режиссер, сценарист, народный артист СССР Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде, в семье известного кинооператора Наума Наумова Стража и актрисы Агнии Бурмистровой. Выросший в кинематографической семье, Владимир Наумов … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: п о характеру познавательной деятельности репродуктивная и… … Педагогический словарь

    Военно-научная работа - организаторская и творческая деятельность военных кадров, направленная на развитие системы знаний о защите и охране ГГ и использование результатов военно научных исследований в пограничной политике, подготовке и строительстве войск и органов ПС… … Пограничный словарь

Книги

  • Творческая работа в концертмейстерском классе , Мосин Игорь Эдуардович. Учебно-методическое пособие "Творческая работа в концертмейстерском классе" (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.…
  • Творческая работа в концертмейстерском классе. Учебно-методическое пособие , Мосин И.Э.. Учебно-методическое пособие&171;Творческая работа в концертмейстерском классе&187; (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности…

По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса. Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность. Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.

Зачем нужны проекты по технологии

Проекты по технологии как вариант обучения

Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности - создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.

Табуретка своими руками

Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие. В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания. Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.

Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию. В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания. Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.

Проект "Мягкая игрушка"

Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы - кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки. Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем. В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.

Примеры творческих проектов для девочек

Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку. Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии - пример использования доступных материалов для получения оригинального результата. Предлагаем последовательность действий:

  1. Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
  2. Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью имеющихся в свободной продаже.
  3. Приступаем к самому важному моменту - оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
  4. Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
  5. На завершающем нужно приклеить к готовой открытке поздравление.

Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.

Пример индивидуального проекта по технологии

В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки. Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей. Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие - необычная вязаная сумочка.

Заключение

Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования. Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков. Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом. Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Виды творческих заданий

Рисование

Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.

Можно сделать эту работу групповой.

Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее

Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.

Создание книги

Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

  • «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
  • «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
  • «Самые популярные имена в нашей школе».
  • «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
  • «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

Примеры практико-ориентированных проектов:

  • «Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
  • «Словарь молодежного сленга нашего села».
  • «Проект автомата для посыпания льда реагентом».
  • «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
  • «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».

Сочинение-характеристика

Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

  • Что это (или кто)?
  • Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).
  • Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

Сочинение-сравнение

И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.

Сочинение проблемного характера

Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:

  • Устарело ли понятие чести?
  • Можно ли было избежать революции в 1917 году?
  • Атомная энергетика: за и против.
  • Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
  • Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?

Эссе в формате ЕГЭ

Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.

Буриме и другие стихотворные произведения

Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм

«Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.

«Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

  • ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
  • одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек);
  • иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.

«Шесть шляп»

РАФТ

Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:

  • R — role (роль).
  • A — audience (аудитория).
  • F — format (форма).
  • T — topic (тема).

Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.

  • Роль: Репортер.
  • Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
  • Формат: Проблемная статья.
  • Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.

Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.

В настоящее время в обществе происходят существенные преобразования. Эти преобразования касаются как экономической, так и духовной сферы жизнедеятельности человека. Касаются они и сферы образования. Меняются нравы, идеалы, взгляды подрастающего поколения. Меняется и их отношение к окружающему миру, к людям, к школьному образованию. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного изучения отношения современных школьников к обучению в школе. Мы рассмотрели лишь один аспект этой проблемы – отношение школьников к домашним заданиям по математике.

Целью является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования творческих домашних работ.

Самостоятельная работа является одним из важных методов повышения успеваемости и улучшения качества знаний учащихся. Предпосылки развития самостоятельности не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужно не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Одним из видов самостоятельной работы является домашняя работа. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Задание домой должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным. Если домашнее задание педагогически продумано, оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Наконец, домашняя учебная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. На уроке учитель, направляя действия школьников, стремится повышать степень самостоятельности учеников. Эта степень выше, в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами (пример – классное сочинение). Задания такого рода требуют достаточно высокой интеллектуальной самостоятельности. Однако если подобные ситуации единичны и не составляют системы, то для реальной жизни этого оказывается недостаточно. Одаренный ученик терпит поражение в жизни, так как ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности или других черт характера, необходимых для самостоятельной деятельности не менее чем интеллектуальные предпосылки. На уроке развитие этих качеств может быть лишь намечено, но не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. А у него не редко нет выбора, когда, в какой последовательности, за какое время и какими средствами выполнять задания. Все это за него решено учителем и планом урока – должно быть решено, чтобы образовательные потенции урока не снижались.

Здесь кроется причина того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания. Это требует от школьника умения правильно распределять свое время и планировать. Возникает ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты. Процесс преодоления закаляет волю. Закаляют и трудности в ситуации, когда никак не удается что-то выполнить, несмотря на все усилия, когда натыкаешься на “мертвую точку”, заставляющую опускать руки. Эти трудности естественны и необходимы для укрепления характера, точно так же как и чувство удовлетворения и гордость, когда “невыполнимое” задание все-таки преодолено.

Домашнее задание необходимо грамотно использовать в своей работе, и его положительные стороны не замедлят проявить себя. Во-первых, данное, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала. Во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему не заменимую с точки зрения самообразования ученика работу. В-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. В-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему. В-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания. В-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива. В-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Важные познавательные и воспитательные функции имеют творческие, занимательные задачи и игры с математическим содержанием. Существуют разные формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, викторины, игры, соревнования, которые позволяют ученикам проявить свою смекалку, выдумку, находчивость. Проанализировав методическую литературу, передовой опыт мы выделили следующие виды домашних заданий:

  • задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
  • ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы;
  • текстовые задания (в игровой форме “Как стать миллионером”);
  • творческие сочинения, математические сказки, рассказы, стихи;
  • конкурсы, соревнования;
  • найди и выдели ошибку;
  • разработка задач различных типов по изученному материалу и т.д.

Изучение опыта обучения математике даёт основание сделать вывод о далеко ещё не использованных возможностях повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны главным образом с совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у школьников интереса к изучению математики.

При использовании творческих заданий педагог обязательно должен придерживаться следующих правил:

  • творческие домашние задания должны быть регулярными;
  • задания должны быть и индивидуальными, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;
  • творческие задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно упоминается автор работы);
  • задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой, или заметкой в стенгазете, или награждением на линейке и т.д.

Известно, что успех выполнения домашней работы зависит от качества урока, от тщательности подготовки учителя к заданию домашней работы и от качества проверки их выполнения. Таким образом, рассматривая основные способы задавания и проверки домашнего задания, можно провести следующую их типологизацию:

Задавание Проверка
По времени – в начале урока;
– во время урока;
– в конце урока
По качеству проверки – беглый осмотр;
– подробная проверк
По форме – устное;
– письменное;
– творческая работа;
– карточки;
– перфокарты
По времени – в начале урока;
– во второй половине урока;
– внеурочная
По подготовительной работе – с разбором (задания на изучение нового);
– без разбора (задания на повторение)
По осуществляющему проверку – взаимопроверка;
– самопроверка;
– проверка учителем
По степени индивидуализации – дифференцированное задание (для отдельных учащихся);
– задание типичное для всех учащихся
По типу – выборочная проверка;
– проверка всех работ учащихся;
– уплотнённая проверка
По виду – путём устного фронтального опроса;
– систематическое решение на доске;
– индивидуальная

На её основе были выделены пути совершенствования методики домашних заданий по математике. Рассмотрены нестандартные по форме и содержанию домашние работы, которые не только дают возможность закрепления материала, но и являются незаменимым средством стимулирования творческой деятельности, осуществления индивидуального подхода в обучении.

Чтобы показать важность рассмотренных творческих работ – следовало изучить отношение учащихся начальной школы к домашним заданиям по математике до и после проведения экспериментальной работы по совершенствованию методики домашних заданий. Для проведения массового опроса использовалась анкета с закрытыми вопросами

По завершению проведённой работы можно сделать вывод, что включение в домашнюю работу творческих заданий стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Выводы, сделанные после анализа результатов анкетирования, коротко можно представить в виде следующих тезисов:

  • содержание домашнего задания по математике должно продумываться с учётом возможности выполнения и большего интереса к работе со стороны школьников;
  • учитель должен обдумывать не только содержание домашней работы, но и варианты её задавания и проверки;
  • пути совершенствования методики домашних заданий по математике могут быть использованы как средство стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.

Итак, проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя, – разрешимые проблемы, и решать их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.