Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы доу. Презентация на тему: Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы доу. Презентация на тему: Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы доу. Презентация на тему: Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ

Подготовила педагог-психолог Арутюнян А.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 «СВЕТОФОРИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо. Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники: они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и проводят оздоровительные мероприятия – ЛФК, массаж и др.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, учителя-дефектолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр) .

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника.

Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка.Поэтому консультирование педагогов – эта форма, которая позволяет организовать ситуацию сотрудничества в решении проблем, вопросов касающихся воспитанников и профессиональных задач самого педагога. Как правило, от нас ждут «готовых рецептов» или «как поступить?» Я стараюсь не брать на себя роль всезнающего специалиста, «самого умного» и не принимать ответственность за результаты обсуждения, а путем равноправного сотрудничества находить пути и методы тех или иных возникающих, интересующих вопросов.

Просвещение всех педагогических работников осуществляется через различные формы: - тематические консультации - семинары-практикумы - выступление на педагогических советах.Психопросвещение способствует не только повышению психологической компетентности, но и полученные сведения и знания позволяют педагогам в группах создать условия для успешного развития ребенка, осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Также очень важна работа с родителями.Цель данной работы: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.Задачи: необходимо создавать ситуацию сотрудничества, формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Задачи: 1) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка; 2) оптимизация детско-родительских отношений; 3) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

И в заключении, если говорить об эффективности сопровождения, то наверное в первую очередь показателем будет является эмоциональное состояние и отношение детей к посещению детскому саду. Итог реализации сопровождения в системе ДО на современном этапе рассматривается через интегративные качества ребенка: соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками; любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость; владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения; способность решать личностные задачи, адекватные возрасту; сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире природе; владение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Дети с ОВЗ: что это такое?

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

  • речи,
  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • психических функций.

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

  • гиперактивность;
  • неврозы;
  • страхи;
  • повышенная тревожность;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения навыков самообслуживания;
  • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
  • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

  1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
  2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
  3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
  4. статодинамическая функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

  • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
  • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
  • со значительными нарушениями в развитии.

Категории детей с ОВЗ

Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

  • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • зрения (слепые, слабовидящие);
  • речи в разной степени;
  • интеллекта;
  • психоречевого развития;
  • эмоционально-волевой сферы.

Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

  • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
  • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

  • слуха, речи, зрения;
  • задержка психического развития;
  • психического состояния;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • психопатоподобное поведение;
  • тяжелые формы аллергии;
  • частые общие заболевания.

Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

  • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
  • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
  • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
  • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

  • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

  1. Педагог-психолог:
    1. организация взаимодействия педагогов;
    2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
    3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
    4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
    5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
    6. консультации родителей.
  2. Учитель-логопед:
    1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
    2. составление индивидуальных планов занятий;
    3. проведение индивидуальных занятий;
    4. консультирование педагогов и родителей.
  3. Музыкальный руководитель:
    1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
    2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
    3. использование элементов музыкотерапии.
  4. Инструктор по физкультуре:
    1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
    2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
  5. Воспитатель:
    1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
    2. развитие моторики;
    3. прививание культурно-гигиенических навыков;
    4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
    5. создание благоприятного микроклимата в группе;
    6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
  6. Медперсонал:
    1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
    2. осмотры детей;
    3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.

Выступление на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»

Старший воспитатель

Никишина Г.С.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

С нарушением слуха; зрения; речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

    замедленное и ограниченное восприятие;

    недостатки развития моторики;

    недостатки речевого, сенсорного развития;

    недостатки развития мыслительной деятельности;

    недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

    пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

    недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса

Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ)

Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении

Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

Между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей.

И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________