Даосская йога для женского здоровья - упражнения, раскрывающие сексуальность и женственность. Женские даосские практики: мифы и реальность

Даосская йога для женского здоровья - упражнения, раскрывающие сексуальность и женственность. Женские даосские практики: мифы и реальность
Даосская йога для женского здоровья - упражнения, раскрывающие сексуальность и женственность. Женские даосские практики: мифы и реальность

Даосская практика "Возвращение облика юности" предназначена, в основном, для омоложения лица, но она оказывает воздействие на весь организм в целом. Длительная регулярная практика сделает кожу лица мягкой, нежной и гладкой. Уменьшит морщины, избавит от пигментных пятен и предупредит появление угрей.

Даосская практика для омоложения лица.

Выполнять даосскую практику для омоложения лица желательно ежедневно в одно и то же время (например, утром или перед сном).

Даосский комплекс "Возвращение облика юности" состоит из 14 упражнений. Рекомендуется выполнять все 14 упражнений этой даосской практики, соблюдая указанный порядок. Несмотря на большое количество упражнений, вся практика занимает всего 10 минут. Никакой специальной физической подготовки для выполнения этой даосской практики омоложения лица не требуется.

Во время практики для омоложения лица желательно улыбаться и представлять себя молодым. Улыбка воздействует на нервные окончания, находящиеся на лице, которые передают в мозг сигнал о том, что у вас все хорошо. Таким образом, улыбка изменяет эмоциональное состояние. Улыбаясь и представляя себя молодым, мы усиливаем омолаживающее воздействие даосской практики.

Даосская практика омоложения:

1. Даосская практика: "К трем звездам".

  1. Принять исходное положение стоя: ноги вместе, руки свободно опустить по сторонам. Выпрямить спину, расправить плечи. Стоять спокойно, расслаблено, слегка улыбаясь (рис. 1).
  2. Повернуть ладони вниз и медленно поднимать руки вперед и вверх, до положения над головой (рис. 2). Поднимая руки, вдохнуть как можно больше свежего воздуха.
  3. Развернуть ладони вверх, пальцами друг к другу, как показано на рис. 3, и слегка приподнять пятки.
  4. Вернуть ладони в предыдущее положение и медленно опустить руки (рис. 4). Опуская руки, выдыхаем.

Повторить это упражнение 3 раза. Первое поднятие рук называется "к звезде Счастья", второе - "к звезде Благополучия", а третье - "к звезде Долголетия".

Эффект даосской практики: Когда ладони направлены вниз, через биологически активные точки в центрах ладоней, впитывается энергия земли (Инь). Когда ладони обращены вверх, впитывается энергия неба (Ян). Эта практика увеличивает жизненную энергию и приводит в равновесие энергии Инь и Ян. Усиливает кровообращение. Как следствие, улучшается питание клеток, что способствует омоложению кожи лица и всего тела.

2. Даосская практика: "Затачивание орлиного когтя".

Поднять и опустить каждую пятку по 8 раз (всего 16 движений - потираний ладоней).

Эффект даосской практики: Это ключевое упражнение данной практики. Стимулируются 4 биологически активные точки на ладонях и 9 точек на ногах. Стимулируются нервные окончания позвоночника. Вследствии комплексного воздействия сразу на несколько биологически активных точек (при потирании ладоней и при поднятии-опускании пяток), происходит улучшение состояния и омоложение всего организма. В частности, эта практика стимулирует секрецию половых гормонов и улучшает эластичность суставов. Активизируются восстановительные процессы в коже, которая в результате приобретает свежий и молодой вид.

Особенно полезна эта практика женщинам при гинекологических заболеваниях и мужчинам, страдающим простатитом. При этих заболеваниях, а так же при болях или судорогах в ногах, рекомендуется выполнять эту даосскую практику чаще.

3. Даосская практика: "Скольжение трех фениксов".

  1. Поднять ладони к лицу на уровне носа и прикрыть ими глаза (рис. 8). После предыдущего упражнение ладони должны быть теплыми.
  2. 8 раз легонько надавить ладонями на закрытые глаза.
  3. Слегка отстранить ладони и открыть глаза (рис. 9).
  4. 8 раз вращать глазами против часовой стрелки, 8 раз вращать по часовой стрелке.
    Внимание! Вращения следует выполнять медленно, внимательно следя за тем, чтобы взгляд попеременно оказывался во всех крайних точках - смотрим вверх, в верхний правый угол, направо, в нижний правый угол, вниз, в нижний левый угол, влево, в верхний левый угол. Не "срезаем" углы!
  5. Выполнить 8 движений глазами вверх-вниз.
  6. Выполнить 8 движений глазами вправо-влево.

Эффект даосской практики: Нажатие на глаза стимулирует биологически активные точки, а движения тренируют мышцы глаз. Эта практика полезна для здоровья глаз, способствует улучшению зрения. В сочетании со следующим упражнением () - убирает отеки глаз.

4. Даосская практика: "Перемещение небес".

  1. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук 8 раз массировать область бровей - от точки между бровей ("третий глаз") к вискам.
  2. 8 раз также массировать лоб (рис. 10).

Эффект даосской практики: Устраняет возрастные морщины. Также данная практика помогает при головной боли, головокружении, бессоннице, гипертонии, нервных тиках глаз.

5. Даосская практика: "Рисование хвоста феникса".

8 раз провести бугорками на ладонях от внешних уголков глаз к вискам (рис. 11).

Эффект даосской практики: Устраняет "гусиные лапки" и тонизирует все лицо. Помогает при мигрени. Дополняет практику для здоровья глаз.

6. Даосская практика: "Очерчивание щек".

8 раз провести руками по щекам - от скул вниз (рис. 12).

Эффект даосской практики: Увлажняет кожу, уменьшает морщины и пигментные пятна.

7. Даосская практика: "Давление на кладовую Инь".

  1. Согнуть левую руку в локте и поднять вверх. Центром левой ладони прикрыть рот, а подушечкой большого пальца зажать левую ноздрю. Остальные 4 пальца должны лежать на правой щеке. Правую руку прижать к подбородку, сложив ладонь "чашечкой" (рис. 13).
  2. 8 раз перемещать руки по часовой стрелке, надавливая большим пальцем на зубы слева от носа (дышать правой ноздрей). Одновременно сделать 8 круговых движений языком в том же направлении.
  3. Повторить с другой стороны (рис. 14).

Эффект даосской практики: Улучшает контур губ, наполненость губ, против морщин вокруг губ.

8. Даосская практика: "Показывание языка".

  1. Прикрыть рот и нос руками, указательными пальцами, надавить на выемки с по обеим сторонам носа. Большими пальцами слегка надавить на щеки, а остальные 3 пальца положить на нос, оставив небольшое пространство для рта (рис. 15).
  2. Открыв рот, 8 раз высунуть язык, 8 раз покрутить языком.
  3. 8 раз постучать языком по зубам.

Эффект даосской практики: Омолаживает кожу лица и улучшает состояние зубов.

9. Даосская практика: "Впитывание нефритовой жидкости".

Эффект даосской практики: Основной эффект данной практики - стимуляция слюнных желез для улучшения пищеварения и следовательно состояния кожи. Кроме того, эта практика улучшает наполненость губ.

10. Даосская практика: "Удары дракона по лицу".

Одну минуту постукивать кончиками пальцев по всему лицу (рис. 17) .

Эффект даосской практики: Оживляет клетки и стимулирует кровообращение, воздействуя на нервные окончания, улучшает цвет лица и делает кожу более гладкой. Кроме того, на лице находится много биологически активных точек, воздействие на которые в процессе этой практики способствует улучшению функционирования и омоложению всего организма.

Введение в даосские «постельные секреты»

В отличие от индийской Камасутры и всех западных книг о сексе, ставших чрезвычайно популярными и касающихся исключительно полового акта, традиционные даосские «Постельные книги» создавались с целью изучения сексуального здоровья и долголетия. В них обсуждается, как построить сексуальные отношения таким образом, чтобы:

Они способствовали здоровью и долголетию тела и духа мужчины и женщины;

Любовная игра являлась привлекательной и приносила наслаждение обоим партнерам.

Кроме того, в даосских «Постельных книгах» содержится информация:

О специальном сексуальном массаже, способах введения пениса и контроле над эякуляцией;

Об упражнениях для поддержания сексуальных органов в порядке для повышения сексуальной потенции и выносливости, а также для укрепления нервной системы и лимфатической системы;

О том, как поворачивать сексуальную энергию и оргазм и возвращать их в мозг.

Этот богатейший опыт, связанный с искусством использования сексуальной энергии для укрепления здоровья и продления жизни, является наиболее уникальным и ценным вкладом даосской культуры в понимание сексуального равновесия между мужчиной и женщиной на благо всего человечества.

Когда представители западной цивилизации открыли Китай, примерно 800 лет назад, их невежество, пуританизм и предубеждения, к сожалению, явились препятствием к серьезному изучению «традиционных даосских постельных секретов». Иначе теперь они были бы так же популярны во всем мире, как китайская медицина или кухня. В традиционных даосских жилищах в каждой спальне лежало по несколько экземпляров эротических «Постельных книг», в которых можно было найти полезный совет до или во время сексуального акта. Эти книги назывались «постельными», потому что обычно они лежали на подушке возле постели, чтобы в случае необходимости всегда находиться под рукой.

Роль «Постельных книг» в сексуальной жизни древней китайской культуры можно проиллюстрировать следующим отрывком из стихотворения Цзэн Хы (78–139 гг. до н. э.):

«Я вычистил подушку и матрас и наполнил светильник драгоценными благовониями. Давай теперь запрем двойные двери на золотой засов и зажжем лампу, чтобы она наполнила комнату своим сиянием. Я снял с себя одежды, смыл с лица краску и пудру и повесил свиток с картиной с одной стороны подушки. Я возьму себе в наставницы Светлую Девушку, и вместе мы испробуем все разнообразные позы, те, которые редко видит обычный муж, те, которым Тянь-Лао («Светлая девушка») обучает Желтого Императора».

Это стихотворение изобилует информацией о сексуальной жизни в древнем Китае.

Первая строка касается важности гигиены, а вторая позволяет предположить, что в дао существовала традиция создания особой атмосферы любви, когда комнату и постельное белье окуривали драгоценными благовониями.

Кроме того, в стихотворении содержится намек на необходимость уединения, когда партнеры придаются любви при свете лампы.

Все эти предметы не являлись исключительной прерогативой адептов дао. Их практиковало все китайское население – даже наиболее консервативные представители конфуцианской бюрократии! К сожалению, эти техники более не являются доступными для жителей современного Китая, поскольку осталось всего несколько мастеров дао, передающих знание о сексуальном равновесии своим ученикам.

Поэзия и эстетика терминологии, обозначающей сексуальные органы

Самыми образными и эстетически привлекательными аспектами даосских постельных секретов можно считать поэтические термины, которые используются для описания сексуальных органов и различных сексуальных актов. В противоположность западной традиции, где в этих же целях принято использовать чисто медицинские или же вульгарные термины, поэтические неформальные выражения дао пробуждают ассоциации с романтическими чувствами и невинностью. Этот живописный язык оказывает чрезвычайно положительный эффект на атмосферу, в которой протекает любовная игра. Более того, этот особый неформальный язык позволяет китайским поэтам и прозаикам подробно описывать сексуальные сцены, не раня слух чувствительных читателей, не противореча религиозным правилам и не нарушая литературных конвенций. В качестве примера ниже перечисляются различные фразы, связанные с выражением «тучи и дождь», которое на китайском языке представляет собой перифразирование любовного акта.

«Тучи» символизируют собирающуюся грозу женской сущности.

Дождь» олицетворяет эякуляцию мужского семени.

«Тучи» собрались, однако «дождь» не пошел.

После того как пролился «дождь», «тучи» рассеялись.

Легкий «дождичек», «сильный ливень» и т. п.

Людям, которые тяготеют к образному языку и эстетическому выражению сексуальности, даосские формулировки могут оказать помощь, когда им захочется поговорить с партнером (партнершей) на эту «запретную тему» и насладиться сексуальным актом. Для пробуждения эротического желания очень полезно использование положительно окрашенных и нежных выражений в применении к половым органам. Соответственно, любовники во всем мире дают сексуальным органам друг друга нежные, порой уменьшительные и ласкательные имена. Если чета изобретает для половых органов индивидуальные ласкательные имена, это способствует повышению интимности любовных отношений и помогает лучше понять эрогенные зоны друг друга. В даосской традиции мужской половой орган – пенис, называют «нефритовым стеблем» или «последовательностью ян», что является олицетворением космической творческой силы, вызывающей уважение. Поскольку мужской половой орган выступает наружу и меняет внешний вид в зависимости от состояния, можно представить себе, что он обладает собственным характером. Женский половой орган – влагалище, называют «нефритовыми вратами» или «последовательностью инь». Это вход в природный «священный дворец жизни», олицетворение зачатия. Влюбленная чета может внести творческий стимул и гармонию во «дворец радости и жизни» и внутри него поклоняться Богу, творцу всего сущего.

Адепты дао практически никогда не называют свой реальный возраст, так как считают, что это неважно. Вместо того, чтобы подсчитывать дни рождения, даосы измеряют свою жизнь в дыханиях, ударах сердца и, если это мужчины, – в количестве эякуляций. Они верят, что земная жизнь человека приходит к концу, когда исчерпывается отпущенное ему число дыханий и сердцебиений. Поэтому они стараются замедлить темп жизни, чтобы продлить свой земной срок. Люди, которые суетятся в попытке как можно больше успеть в каждый момент жизни, не сумеют даже достичь ожидаемого человеческого предела в сто лет.

Одним из наиболее поразительных примеров долголетия является китайский гербалист и приверженец даосизма Ли Цзин-юэнь, у которого в течение всей его длинной и активной жизни не иссякали юношеская сила, сексуальная потенция и прекрасное здоровье. Мастер Ли Цзин-юэнь скончался в 1933 году, вскоре после того, как взял в дом двадцать четвертую жену!

В Китае считается историческим фактом, что он родился в 1677 году. Если это правда, выходит, что на момент смерти ему было 256 лет. До самой смерти у него были свои зубы и волосы. Знавшие его люди утверждали, что и в 200 лет он выглядел не старше чем на пятьдесят.

Мастер Ли Цзин-юэнь оставил советы для тех, кто пожелает последовать его примеру. В своей жизни он руководствовался тремя основными правилами:

1. Никогда не спешите в жизни

Делайте все размеренно. Не нервничайте, относитесь ко всему спокойно и используйте время так, как вам нужно. Он наставлял учеников: следует всегда быть уверенным, что сердце бьется спокойно; сидеть неподвижно, как черепаха; двигаться живо, как птица; спать чутко, как собака.

2. Избегайте чрезмерных эмоций

Сильных эмоциональных взрывов следует избегать, особенно с возрастом. Ничто так быстро не лишает тело его энергии и ничто так не нарушает функциональную гармонию внутренних органов, как бурные эмоциональные вспышки. В результате в трех основных «станциях» детоксикации – в почках, печени и легких образуется застой.

3. Выполнять упражнения цигун каждый день

Регулярно выполняйте упражнения цигун. Продолжительность и интенсивность таких терапевтических программ менее важны, чем их регулярность, пока мастер в цигун подбирает подходящие для вас упражнения. Самыми выдающимися упражнениями цигун он считал упражнения «Олень», «Журавль» и «Черепаха».

В дополнение Ли Цзин-юэнь приводит еще три совета, касающихся питания:

Не ешьте слишком много жаркими летними вечерами, поскольку это приводит к стагнации крови и энергии.

Ешьте большие порции питательных продуктов в холодные зимние дни, поскольку это обеспечит тело сущностью и энергией, необходимыми для того, чтобы согреваться в холодную погоду.

Питайтесь в основном овощами, а также принимайте травы, увеличивающие продолжительность жизни.

Травы, рекомендуемые Ли Цзин-юэнем, – это почти исключительно женьшень, корень долголетия, и довольно малоизвестное растение с ботаническим названием Hydrocoryle Aratica minor, скромный представитель семейства болотных цитолистников, который растет на тропических болотах (маршах) Азии. Это растение содержит сильный алкалоид, который оказывает интенсивный живительный эффект на нервную систему, клетки мозга и на эндокринную систему.

Теория «четырех сезонов» способна помочь нам приспособить рацион питания к ритмам весны, лета, осени и зимы:

Весной энергия движется в направлении вверх (дерево, ветер, умеренный, мягкий): персики, груши, миндаль, весенний лук, лук-резанец, лук-порей, петрушка огородная, бананы, сливы, яблоки, морковь, абрикосы, крыжовник, земляника, малина, ежевика и т. д.

Летом энергия движется в направлении наружу (огонь, жара, прохладный): дыня, мята перечная, имбирь, базилик, цуккини, баклажаны, кориандр, латук, томаты, редис, чеснок, грейпфруты, капуста китайская, шпинат, спаржа (до 21 июня), кокосовые орехи.

Осенью энергия движется в направлении вниз (металл, сухость, влага): апельсины, бобы (фасоль), сахар в кристаллах, картофель, лук репчатый, лимоны, виноград, свекла, рис, горох.

Зимой энергия движется в направлении внутрь (вода, холодный, горячий): каштаны, арахис, пепперони, чили, перец, кунжутное масло, подорожник, мед.

Глава 1. Даосская практика

Много тысячелетий тому назад даосские мудрецы выбрали трех животных, прославившихся своим долголетием. Одним из этих животных являлся олень, который обладал необыкновенной сексуальной и репродуктивной силой. Мастера дао внимательно наблюдали за повадками оленя и заметили, как он, постоянно помахивая хвостом, «тренирует» и укрепляет свой анус. Этот принцип обеспечивает повышенную сексуальную стимуляцию, и даосы применили его к людям. Вот как появилось так называемое упражнение «олень», которое может представлять неизмеримую ценность для здоровья людей обоих полов. Указанием на наш возраст служит количество лет, прожитое нами до настоящего момента. Однако истинным возрастом человека является биологический возраст. Он не зависит от числа прожитых лет, поскольку отражает состояние здоровья тела человека, а также возможные морфологические изменения скелета и структуры костей. Одним из наболее важных показателей биологического возраста является состояние ануса, под которым подразумевается упругость мышцы, сжимающей задний проход. Эта мышца, называемая также лобково-копчиковой мышцей – мышцей омоложения или любви, относится к той же энергетической системе, что и половые железы. Если половые железы крепкие, крепкой будет и лобково-копчиковая мышца; и наоборот, нетренированная мышца-сжиматель заднего прохода будет ослаблять половые железы. Маленькому ребенку трудно вставить что-либо в задний проход, даже если это узкий термометр. Анус ребенка остается туго сжатым до тех пор, пока не возникает потребность опорожнения полых органов. В остальных случаях он остается закрытым, что является признаком стабильного здоровья. С другой стороны, мышца-сжиматель заднего прохода у взрослого человека несколько ослаблена, поскольку анус и промежность постепенно утрачивают прежнюю упругость. В результате лобково-копчиковая мышца тоже ослабляется. Анус может стать настолько вялым и ослабленным, что некоторым людям бывает трудно удержаться от самопроизвольного выделения мочи и фекалий в случаях метеоризма, сильного кашля или чихания. Дальнейшими проблемами, связанными с этим, являются значительные проблемы, относящиеся к сексуальной стимуляции, или же продолжительные нарушения потенции у мужчин и фригидность у женщин. Чем выше биологический возраст человека, тем слабее его анальная мышца, способность двигаться и концентрация внимания. Вот почему древние даосские мудрецы создали упражнение «олень», чтобы дать людям шанс значительно уменьшить свой биологический возраст. Мы можем омолодить себя, начав снова регулярно тренировать лобково-копчиковую мышцу.

Эффект, оказываемый упражнением «олень» на организм

Упражнение «олень» развивает ткань половых органов, выводит из организма вредные газы и помогает избежать запоров. Кроме того, оно тренирует мочеполовую диафрагму и массирует предстательную железу у мужчин. Предупреждается развитие геморроя, поскольку это упражнение отводит израсходованную кровь из сфинктера заднего прохода и соединенных с ним мышц, рассеивая застой энергии и крови в этих важных областях. Более того, упражнение «олень» помогает мужчинам обрести контроль над своим мочеполовым каналом, что может оказаться очень полезным для контроля эякуляции. Оно также помогает женщинам вырабатывать осознанный контроль над «любовной мышцей» нефритовых врат. Кроме того, это упражнение помогает предотвратить пролабирование ануса и выпадение матки (гистероптоз). Для беременных женщин это упражнение является хорошей возможностью подготовить свои мышцы и связки к будущим родам. Еще одним результатом выполнения упражнения «олень» является то, что жизненная энергия перемещается через шесть из семи желез вверх в шишковидное тело. Поскольку это гормональный путь, ведущий от предстательной железы через почки к прочим железам, он также интенсифицирует духовность. Одновременно повышается кровообращение в желудочной области. В свою очередь резкая гиперемия крови перемещает питательные вещества и энергию семени в остальную часть тела. Когда энергия поступает в шишковидное тело с помощью упражнения «олень», мы ощущаем легкую дрожь или щекотку. Это ощущение распространяется в направлении вверх от крестца по позвоночному столбу и достигает головы. Ощущение чем-то напоминает оргазм. Чем больше вы будете упражняться, тем выше станет ваша чувствительность. Упражнение «олень» способно заметно изменить ваше эмоциональное/ментальное отношение к собственному телу.

Следующее преимущество выполнения упражнения «олень» связано с эндокринной системой, которая самостоятельно освобождает заблокированные участки. Так что если одна из семи желез не функционирует как положено, энергетический поток останавливается в этой железе. Это указывает на слабость циркуляции энергии в эндокринной системе, которая поднимается снизу от половых желез к надпочечникам, поджелудочной, вилочковой, щитовидной железам, гипофизу и шишковидному телу. Поток энергии сможет достичь только заблокированной железы, а затем начнет застаиваться в этой точке до тех пор, пока заблокированная железа снова не начнет правильно функционировать. Подобные «блокады» можно снять с помощью упражнения «олень», которое поможет возобновить поступление кислорода и питательных веществ к ранее заблокированной железе. В результате будет восстановлено нормальное функционирование всех семи «желез». Каждый способен почувствовать новый прилив энергии внутри себя. Возможно, наиболее значимый и эффективный тип стимуляции, который способно дать мужчине упражнение «олень», заключается в развитии сексуальной потенции мужчины и достижении способности продлевать половой акт по своему желанию, как можно дольше отдаляя момент оргазма. Во время обычного полового акта, который можно сравнить с чайником, висящим прямо над огнем, вода в котором начинает закипать, предстательная железа набухает до максимального размера до самого момента семяизвержения. Во время эякуляции предстательная железа выбрасывает свое содержимое за счет нескольких сжатий, производя действие, чем-то напоминающее взрыв.

Этим половой акт завершается, поскольку больше нечего опустошать, ничто не может больше вызывать сжатие и продлевать эрекцию. Мужчина чувствует себя опустошенным и не может продолжать половой акт. Можно сказать, что мужчина пережил «маленькую смерть». Образно выражаясь, акт эякуляции обычно погружает мужчину в бездну изнурения, опустошенности, депрессии, ощущения вины, гнева или голода. Он становится нервным и слабым, утрачивая часть своей юношеской силы. В этом также заключается причина того, почему женщины живут в среднем на 10 лет дольше мужчин.

Однако, если мужчина выполняет упражнение «олень» и учится выпускать содержимое предстательной железы маленькими порциями, но в обратном направлении – то есть внутрь и вверх, к другим железам и кровеносным сосудам – он может продлить не только половой акт, но и конкретный биологический возраст. Без выполнения упражнения «олень» опасно прерывать мужской оргазм или стараться оттянуть его момент, пользуясь обычными западными методами. Такие методы позволяют сохранять предстательную железу в растянутом состоянии слишком долго, пока семя не будет унесено кровью. Это происходит оттого, что извержения семени и опустошения предстательной железы не происходит. В каком-то смысле предстательную железу можно сравнить с резиновым шлангом (рукавом). Ей необходимо вернуть исходную гибкость, поскольку в противном случае она сильно растянется и утратит свою эластичность. Чрезмерно растянутая, негибкая предстательная железа не сможет нормально функционировать. Она не сможет больше сжиматься и расслабляться. В конце концов она сделается слабой, не сможет функционировать; способность к эрекции будет утрачена, и мужчина сделается импотентом. Регулярное выполнение упражнения «олень» не только позволяет продлить оргазм и половой акт, но и обеспечивает защиту предстательной железы, укрепляет ее мускульную силу так, что она способна регенерировать, а мужчина восстанавливает свою половую потенцию даже в случае болезни. Сжатие мышцы заднего прохода вызывает небольшое давление – как при легком массаже – на предстательную железу, так как анус действует как небольшой двигатель, приводящий в действие предстательную железу. При подобной стимуляции предстательная железа начинает выделять гормоны, эндорфины и прочие стимуляторы, повышающие эмоциональный уровень. Когда предстательная железа начинает резко сжиматься, мужчина даже ощущает небольшой оргазм. Попеременные напряжения и расслабления анальной и тазовой мускулатуры во время выполнения упражнения «олень» приводят к повышению физической силы и выносливости, причем без всякого допинга! Используя этот естественный метод, спортсмены экстра-класса могут достичь гораздо более высоких и пролонгированных результатов, не нанося вреда телу и сохраняя равновесие нервной системы.

Упражнение «олень» и преждевременная эякуляция

Западная ортодоксальная медицина исходит из предположения, что преждевременная эякуляция и ночные семяизвержения имеют психологические причины. Поэтому медики считают ночные семяизвержения во время сна совершенно нормальным явлением. Однако многие широкомасштабные научные исследования на Востоке и Западе подтверждают даосскую точку зрения о том, что преждевременная эякуляция или ночные семяизвержения указывают на слабость предстательной железы. Здоровая предстательная железа легко выдерживает напряжение, длящееся в течение 20–30 минут во время полового акта. Но если предстательная железа ослаблена, она не в состоянии «справиться» с этим подспудным давлением. Она ослабевает и выталкивает свое содержимое без предупреждения, то есть без эрекции нефритового стебля. С помощью упражнения «олень» обеспечивается эффективная терапия общих нарушений потенции, особенно ночных семяизвержений. Молодые, неопытные мужчины, а также те, кто чрезвычайно усиленно занимаются спортом, проходят тяжелую военную подготовку или перегружены умственным трудом, наиболее подвержены преждевременным эякуляциям. Мужчины со слабой нервной системой или быстрым набуханием предстательной железы тоже подвержены риску преждевременных эякуляций. Одним из факторов, общим для всех описанных ситуаций, является обостренная чувствительность нервной системы и предстательной железы, так что даже слабая стимуляция вызывает набухание и сжатие предстательной железы. Упражнение «олень» снижает восприимчивость предстательной железы, укрепляя ее и делая более выносливой. Это обеспечивает длительность эрекции и продолжительность сексуального влечения. Это упражнение предупреждает все заболевания предстательной железы, так как каждое напряжение мышц ануса и таза массирует предстательную железу. Кроме того, можно считать упражнение «олень» самым экономным исцеляющим средством в мире: оно ничего не стоит человеку и требует лишь регулярных занятий. В процессе занятий омолаживается эндокринная система, укрепляется иммунитет, очищается система лимфатических желез и успокаивается нервная система. Как у мужчин, так и у женщин сжатия лобково-копчиковой мышцы и таза активизируют «восемь чудесных меридианов», отвечающих за здоровье и долголетие.

Образ жизни современных мужчин и женщин часто приводит к тому, что уже в возрасте 30 лет многие начинают страдать от тяжёлых недугов, перестают быть активными и чувствовать себя полными энергии, как в молодости. Даосские практики направлены на то, чтобы сохранить здоровье (в том числе половое) и продлить активную жизнь. Ознакомиться с основными аспектами учения можно посредством притч или древних трактатов. О самих же практиках, о том, как правильно выполнять упражнения, к какому результату может привести даосская практика, речь пойдёт в этом обзоре.

История даосских практик

Даосизм - китайское традиционное учение с элементами религии и философии. Различают даосизм как мировоззренческую систему, а также как совокупность духовных практик. В данной статье речь будет уделено внимание второй части теории, хотя стоит понимать, что это разделение даосизма на части является условным, и духовные практики должны гармонично сочетаться с определённым философским мировоззрением. Чтобы постичь суть данной философии и на себе почувствовать всю пользу даосских практик, необходимо обязательно ознакомиться с историей учения.
Даосизм возник еще в V-III в. до н. э., тогда и были подготовлены некоторые элементы учения. Во II-III веке начало набирать популярность учение Будды, поэтому даосские школы были вынуждены упростить свою систему мировоззрения, превратив учение в подобие религии, чтобы даосизм мог составить конкуренцию буддизму.

Знаете ли вы? Даосизм является единственным широко известным религиозным учением, в котором не используются понятия Рая и Ада.

Упоминания о самом известном даосском мастере - императоре Хуан-ди - датируются 2600 г. до н. э. Легенда гласит, что он прожил 300 лет. Имеются классические тексты, авторство которых приписывают именно этому императору: «Хуан-ди Нэй цзин» (основной трактат о народной медицине в Китае, иглоукалывании, мировоззрении даосов); «Су-нюй цзин» (произведение, в котором ведётся рассказ, как сохранить сексуальную энергию); «Хама цзин» (трактат о лечении людей с помощью воздействия на определённые точки в теле).

Необходимо заметить, что даосские мастера никогда не говорили о своем возрасте, поскольку не считают, что цифра, которая обозначает количество лет, прожитых на Земле, что-то значит. Они измеряют возраст количеством дыханий и ударов сердца.
Человеческая жизнь заканчивается тогда, когда заканчиваются эти количества дыханий и сердцебиений, отведённые тому или иному человеку. Именно по этому причине мастера и приверженцы данного мировоззрения стараются никуда не спешить и советуют делать всё в замедленном темпе.

Стоит обратить внимание ещё на одного приверженца рассматриваемой философской и религиозной системы, гербалиста по имени Ли Цзин-юэнь. На протяжении всей своей долгой жизни (тоже прожил около 300 лет) он продолжал вести активную сексуальную жизнь, оставался при своих силах и был довольно здоровым. Мастер умер в 1933 году. Несмотря на то, что Ли Цзин-юэнь не выдавал своего возраста, годом его рождения в Китае считают 1677-ой.

Таким образом, можно предположить, что длительность его жизни составляет около 256 лет. В своей жизни гербалист следовал таким установкам, которые оставались незыблемыми ни при каких обстоятельствах:

  1. Никогда не торопиться.
  2. Избегать ситуаций, в которых можно испытать чрезмерные эмоции.
  3. Не забывать о том, что упражнение «Цигун» надо выполнять ежедневно.

Сегодня даосские практики набирают популярности, ими интересуется всё большее количество людей со всех уголков земного шара. Их используют для омоложения организма, достижения долголетия, активизации сексуальной силы.

Преимущества упражнений

Поскольку даосизм как мировоззрение и совокупность духовных практик набирает популярности (об этом шла речь выше), рассмотрим, какую же пользу данное учение может принести представителям обеих полов, и как влияет на организм выполнение приведенных ниже упражнений.

Для мужчин

Пользу практического даосизма нельзя недооценивать, поскольку посредством даосских практик мужчинам можно:

  1. Научиться держать под контролем семяизвержение, таким образом продлевая длительность полового акта.
  2. Увеличить общий энергетический потенциал организма.
  3. Улучшить кровообращение.
  4. Предотвратить импотенцию.
  5. Развить правильное дыхание.
  6. Установить нормальный уровень мужского гормона - тестостерона.

Для женщин

Что касается представительниц слабого пола, даосские упражнения могут помочь:

  1. Поднять тазовое дно, что предотвращает появление в будущем проблем в с половыми органами и мочеиспускательной системой. Также тренировка мышц таза важна для будущих рожениц.
  2. Омолодить кожу лица, предотвратить тем самым появление морщин.
  3. Дыхательные упражнения предполагают работу с диафрагмой, за счёт чего тренируются выносливость организма, его стойкость к физическим нагрузкам и разного рода стрессам.
  4. Предотвратить фригидность.

Правила выполнения упражнений

Чтобы почувствовать положительный эффект от занятий даосскими практиками, необходимо придерживаться следующих основных правил:

  1. Выполняйте упражнения ежедневно, не пропуская занятий.
  2. Не спешите, занимайтесь, когда у вас есть достаточно времени, чтобы сосредоточиться на упражнениях.
  3. Обязательно контролируйте дыхание.
  4. Подходите у тренировкам добросовестно, не халтурьте и не пытайтесь облегчить занятия для себя.

Знаете ли вы? Наверняка, все видели изображение круга, который символизирует единство женского и мужского начал - Инь и Ян. Однако не всем известно, что авторство знаменитого знака приписывают именно даосским монахам.

10 «золотых» упражнений

Итак, ознакомившись с историей даосских практик, правилами их выполнения и рассмотрев, какое положительное влияние они могут оказывать как на мужской, так и на женский организм, можно приступать к практическим занятиям. Все перечисленные ниже упражнения являются центральными в практическом даосизме.

Данный трюк помогает ускорить процессы метаболизма, что снижает риск отложения подкожной прослойки жира. Упражнение выполняется следующим образом. Станьте ровно, ноги поставьте на ширину плеч, руки в расслабленном состоянии опустите вниз. Не думайте ни о чём тревожном, ваше дыхание (через нос) должно быть глубоким и ровным. Вдыхая, каждый раз приподнимайтесь на носочках и максимально растягивайте мышцы грудной клетки.

При выдохе необходимо задействовать все мышцы живота. Медленно выдыхая, опускайтесь на всю плоскость стопы, затем, приседая, понемногу сгибайте нижние конечности. Повторить данную манипуляцию необходимо шестнадцать раз. Следующая часть упражнения предполагает встряхивания конечностями. Лягте, полностью расслабив тело. По очереди встряхивайте каждую конечность на протяжении минуты.

Чтобы выполнить это упражнение, необходимо встать, опустив руки и немного согнув ноги, как бы полуприседая. Вообразите, что верхними конечностями вы держите большой шар. Потихоньку поднимайте его так, чтобы в конечном положении руки оказались на одном уровне с грудной клеткой.

Потом, также воображая, что вы держите шар, опишите в воздухе цифру «8» (поочерёдно в каждую сторону). Затем, делая повороты туловища, то поднимайте, то опускайте верхние конечности. Надо повторить это упражнение по восемь раз на каждую сторону.

Черепаха втягивает голову

Эта часть даосских практик задействует позвоночник и основные суставы организма, что помогает улучшить кровообращение в определённых частях тела. Станьте ровно, втяните живот и выровняйте спину. Руки протяните перед собой так, чтобы ладони были обращены к полу. Затем каждую из ладоней необходимо опустить к животу, медленно переворачивая её вверх.

Масса тела должна постепенно переноситься на ногу, противоположную той руке, которую вы опускаете, а сам корпус - наклоняться вперёд и в противоположную сторону. Конечный элемент упражнения такой: медленно поднять руки, а корпус опустить так, чтобы он был параллелен к полу.

Данное упражнение помогает укрепить позвоночник, уменьшить талию и бёдра, увеличить гибкость спинных мускул и улучшить работу почек. Чтобы выполнить «плывущего дракона», надо стать ровно, сжать бёдра и свести ступни. Руки опустите, сжав пальцы, затем согните их так, чтобы ладони были сложены у груди (принять позу молящегося).

Начните движение рукой в левую сторону, при этом правая ладонь должна лежать на левой. Поднимите правый локоть, двигайте головой влево, а правым бедром - вправо. Руки, так же сомкнутые в позе для молитвы, вытяните влево и опишите ими круг над головой, двигаясь вправо.
Затем продолжайте выполнять движения, следуя картинкам:





Итак, надо выполнить 3 полных круга и качнуть бёдрами 6 раз. В заключительном положении ваши ладони должны быть над головой, после чего можно просто опустить их вниз.

Важно! Поскольку некоторые упражнения являются довольно сложными, со многими тонкостями выполнения, лучше обратиться к мастеру, который научит вас даже наиболее сложным практикам и подскажет, как делать те или иные движения правильно.

Следующее движение является имитацией движений плавающей лягушки. Оно оказывает позитивное воздействие на щитовитку. Исходное положение повторяет предыдущее упражнение.
Стоя ровно, соедините ладони у груди, сомкните пальцы, втяните живот. Находясь в полуприседе, чуть поднимите пятки, руки вперёд так, чтобы они оставались на уровне грудной клетки.
Обеими руками описывайте большие круги, будто плывёте брассом. Такие манипуляции повторите 8 раз, после чего каждой рукой необходимо описать 8 кругов, но уже в противоположную сторону.

Рассматриваемое занятие оказывает влияние на ключевые акупунктурные точки в организме. Исходное положение - стойка прямо, руки опущены, ноги на ширине плеч. Не торопясь, начинайте приседать. Зафиксируйте левую руку над головой в изогнутом положении, а слегка скругленную правую опустите к колену. Корпус поверните в сторону на 45°.

Согните левую ногу так, чтобы её стопа опиралась о боковую часть колена правой ноги, образовав по отношению к полу угол в 90°. Правой рукой не спеша рисуйте в воздухе восьмиугольник. По очереди выполняйте упражнение в каждую сторону, меняя руки и ноги. Повторить такое действие надо, как минимум, 8 раз.

Упражнение «Олень»

Много столетий назад даосские мастера определили трёх животных, которые отличаются долголетием. Ими оказались черепаха, журавль и олень. Последний, в свою очередь, отличался ещё и сексуальной энергией, необычайной способностью к репродукции.

Подолгу наблюдая за этим животным, мудрецы заметили, что он, совершая движения хвостом, «тренирует» свой анус, обеспечивая сексуальную стимуляцию. Даосы применили такой принцип к людям. Так появилось упражнение под названием «Олень».

Заключается оно в следующем. Необходимо стать ровно. Надавливайте средними пальцами рук на ложбинку у основания черепа, массируя акупунктурную точку GV-16. Массажные движения необходимо повторить 49 раз. Затем опустите руки, напрягите мышцы тазового дна, подтянув их вверх. Одновременно сделайте глубокий вдох (15 секунд), затем задержите дыхание на 10 секунд, после чего сделайте выдох через рот (это должно занять около 5 секунд) и расслабьте напряжённые мышцы. Пальцы, которые всё это время тоже находились в напряжённом состоянии, можно расслабить в конце упражнения. Повторять такие манипуляции необходимо 21 раз утром и вечером.

Такая манипуляция позволит повысить количество жизненной энергии посредством сжатия внешних половых органов бёдрами. В первую очередь, неторопливо поднимите согнутую левую верхнюю конечность перед собой так, чтобы ладонь «смотрела» вверх. Пока левая рука продолжает круговое движение вверх, поднимайте другую руку. Доведя левую верхнюю конечность до уровня черепа, переверните ладонь вниз и опускайте руку, будто черпаете ею воду.

Такую же манипуляцию выполните правой конечностью. Во время движения левой руки вверх левую ногу надо приподнять и дугообразным движением придвинуть к внутренней стороне правой ноги. Таким образом бёдра оказываются сдвинутыми так, что сжимаются внешние половые органы.
Повторите упражнение 8 раз и смените направление движения. Сделайте такое же количество повторений.

Важно! При сжимании бёдер в этом упражнении важно прикладывать как можно больше силы.

Данное упражнение лёгкое и предполагает простое описывание ладонями кругов над головой. Однако оно приносит немалую пользу организму, стабилизируя работу органов. Стоя ровно, поднимайте верхние конечности вверх (ладони внизу). Когда руки окажутся над головой, рисуйте круги в воздухе в одну, затем в другую сторону (по 4 раза).

Такое движение является усложнённой версией предыдущего упражнения. Станьте ровно, поставьте ноги на ширину плеч. Это исходное положение. Немного согните колени, опустите руки. Верхние конечности, согнутые в локтях, поднимите вверх. Когда руки окажутся над головой, ладони разверните к небу. Сделайте упор на правую нижнюю конечность, а левую отодвиньте влево. Оторвите правую пятку от земли и, развернув её на 45°, всем туловищем сделайте поворот влево. Руками опишите дугу, как показано на рисунке.
Сомкнутые ладони ведите вверх, затем разверните руки. Так вы окажетесь в позе для молитвы. Сделайте упор на левую ногу.
Затем надо развести ладони и поднять руки вверх.
Делайте те же движения, только в другую сторону. Рекомендуется заниматься около 20 минут.

Видео: техника выполнения 10 золотых упражнений даосской практики

Приспосабливая себя к даосским практикам, следуйте таким рекомендациям уже опытных мастеров:

  1. Не надо спешить.
  2. Перед началом выполнения упражнений очистите своё сознание от тягостных мыслей, максимально сконцентрируйтесь на своём теле, постарайтесь почувствовать его.
  3. Старайтесь улыбаться на протяжении всего занятия.

Даосские практики (как показывает опыт мастеров) являются очень эффективными для оздоровления, получения энергии, продления жизни. Однако всю пользу от них можно получить только тогда, когда вы серьёзно подходите к делу, занимаетесь регулярно и правильно выполняете движения.

Эта статья на тему даосских практик написана по мотивам вводной лекции, которую я обычно давал в самом начале семинаров по цигун и тайцзи. Главная цель статьи - передать некое настроение, подход к энергетическим практикам, который я сам использую в занятиях. Почему именно даосские практики, в чём их особенности и особенности моего подхода к этой системе знаний. Основной акцент я постараюсь сделать на внутреннем понимании и внутренней энергетической работе по даосской технологии.

Единство знаний

А начнём мы, пожалуй, с вопроса целостного подхода к знаниям вообще и к даосским практикам в частности. К сожалению, для современного общества характерна разделенность практически во всех сферах жизни, что является серьезным препятствием для постижения тех знаний, о которых пойдёт речь. Большинство людей считают, что, например, даосская традиция - отдельно, индийская йога - отдельно, японское каратэ - отдельно, и так далее.

На мой взгляд, большинство различий носят внешний характер. При поверхностном восприятии, действительно, столь непохожая атрибутика разных школ и культур может ввести в заблуждение. На самом деле, истина одна. У подножия горы может быть множество тропинок наверх, но у вершины все они неизбежно соединяются.

Я сам успел поизучать и попробовать многие знания, книги, школы, семинары. И хотя с огромным уважением и благодарностью отношусь к своим учителям, не считаю себя принадлежащим какой-то конкретной школе или определённой традиции.

Три вида энергий

Чтобы не быть голословным, приведу пример единства знаний. В основе даосской традиции лежит тройственное строение Вселенной и человека. Даосы выделяют три основных типа энергии, которым в человеческом теле соответствуют 3 энергетических центра. Центр живота хранит у нас энергию жизни, энергию Земли. Центр груди - накапливает энергию любви и творчества. Центр головы отвечает за энергию Духа, Неба. Теперь мы можем «перевести» образное китайское выражение: «Человек между Небом и Землей»: под управлением Духа Человек преобразует энергию физического мира в любовь и творчество .

Обратите внимание на аналогию с Христианской Троицей. Впрочем, сведущие читатели наверняка уже увидели аналогии и с многими другими учениями, которые предполагают тройственную модель строения Вселенной.

Итак, разделять направления и учения сейчас, на мой взгляд, нет смысла. Действительно, на протяжении долгого времени перед многими школами стояла задача сохранить традицию в чистом виде, поэтому линия передачи знаний ревностно охранялась от чужеродных вторжений и смешиваний между разными направлениями. Но сейчас наступили другие времена, знания вскрываются, и в наши дни строго придерживаться одной традиции - означает ограничивать себя.

По этой же причине, кстати, я стараюсь уходить от всех китайских названий и терминов. На некоторых семинарах ведущие стараются сохранить атрибутику и настроение традиции. Но, на мой взгляд, слова «сосредоточьте внимание на точке мин-мен» звучат несколько странно. Гораздо проще сказать: «сосредоточьтесь на центре поясницы». По моему мнению, атрибутика и красивые ритуалы не столь важны, как внутреннее наполнение практик.

Особенности даосских практик

Почему я такое большое внимание уделяю именно даосским знаниям, а не какой-то другой традиции, раз у всех у них единая суть? Первая причина состоит в том, что именно китайцы составили наиболее точное и детальное описание человеческого тела и работы всех его энергетических механизмов. В даосской традиции очень обширная теория: сколько в теле энергетических меридианов, где проходят, какой вид энергии вырабатывает тот или иной орган, где находятся активные точки (например, для иглоукалывания), и какие у всей этой фабрики ритмы в зависимости от времени суток или сезона

В целом, тело рассматривается как сосуд, в котором накапливаются, хранятся и преобразуются определенные виды энергии . И, благодаря стройной и всеохватывающей системе знаний, мы можем увязать физическое тело, энергетическое тело и сознание. То есть, через выполнение определённых упражнений физическим телом (разумеется, определённым образом направляя своё внимание при этом) - развивать энергетическое тело. И наоборот, с развитием энергетического тела укрепляется и оздоравливается наше физическое тело, а также растут способности к осознанию и концентрации.

Целостность человека

Хочется ещё раз подчеркнуть важность целостного подхода. Даосские практики - это не просто «физкультура», тут обязательно задействуются в работе и энергетика и сознание. Более того, это не оторванные от повседневной жизни практики, через них можно решить ряд вопросов. К примеру, если у человека есть подавленный страх - он также отражается на всех уровнях. И в сознании, и в энергетике в виде блоков и в теле в виде мышечных зажимов. Комплексная работа позволяет наиболее полно и гармонично проработать такие вещи.

На мой взгляд, смысла заниматься практиками нет, если ты потом не можешь применить полученный опыт в своей жизни. Помимо вышеописанных бытовых примеров, в процессе освоения даосских знаний человек постигает базовые законы работы энергии и тела, которые потом может применить во многих других сферах, начиная от занятий танцами или йогой и заканчивая научной деятельностью.

У обычного человека энергетика часто раздроблена на несколько независимых частей. Меридианы, связывающие их, не работают. Другими словами, сосуд дырявый, в нём невозможно удержать воду. Это всё результат неправильного ритма жизни (особенно в больших городах), стрессовых ситуаций и т.д. Даосские практики позволяют достигать целостности тела - и, как следствие, та же целостность автоматически появляется в поступках, появляется возможность ставить цели и достигать их.

Преобразование энергии

Итак, на первом этапе занятий практикующий восстанавливает целостность сосуда тела, что автоматически влечёт повышения уровня энергии (в сосуде теперь удерживается вода). Следующий этап, пожалуй, самый интересный, таинственный и захватывающий в даосской традиции - это преобразование энергии, внутренняя алхимия.

Вся наша жизнь - это энергия. Жизненная сила, хорошее настроение, эмоциональная энергия, энергия мысли, энергия любви - все это можно рассматривать, как разные виды энергии. И умение преобразовывать грубые вибрации в более тонкие неимоверно повышает качество жизни.

Важность учителя

Сейчас я хотел бы поговорить о второй причине, почему я стал заниматься именно даосскими практиками. Так исторически сложилось, что именно в этой области мне повезло встретить учителей, которые обладают реальными практическими знаниями. К сожалению, я встречал много школ, где вот этого внутреннего наполнения нет. Просто внешне копируются движения, красивые движения, без внутреннего понимания происходящих процессов. В результате получается фитнес или художественная гимнастика.

Дело в том, что практически бессмысленно пытаться копировать упражнения внешне. Хотя бы потому, что особенности физического тела у каждого индивидуальны, поэтому правильное положение у каждого будет немного отличаться. Не говоря уж о том, что без работы с сознанием и вниманием невозможно запустить энергетические процессы.

Как минимум на начальном этапе занятий очень важен опытный учитель, который не только покажет внешние движения, но и даст почувствовать внутреннюю суть. Но для этого он должен обладать определенным уровнем, чтобы хотя бы в общих чертах уметь ощущать и подправлять при необходимости энергетическое состояние другого человека.

В результате ученик обучается улавливать и различать тонкие оттенки энергетических потоков, что, в конечном итоге, делает его самостоятельным. Мне нравится заниматься даосскими практиками, потому что я нашел в них для себя творческий аспект. Для меня каждое занятие - это увлекательное исследование своих возможностей, и возможностей своего тела. Благодаря такому подходу, я могу сейчас самостоятельно выбрать направление работы и исследую те вещи, о которых мне никогда не говорили мои учителя и наставники.

В заключение

Конечно, формат статьи не позволяет углубляться в детали, но, надеюсь, я обрисовал картину в целом. Если у Вас есть вопросы - Вы можете задать их ниже, в комментариях к статье.

В этой статье я хочу рассмотреть виды даосских практик и их особенности. Дело в том, что у нас больше всего знают Цигун, но не многие знают, что это искусственное название, придуманное для запада в 60-х годах 20 века во время активного продвижения древних даосских методов оздоровления в массы. Более того, под названием Цигун часто подают не только даосские методы совершенствования, но также буддийские, индийские или какие-то еще.

Кроме Цигун есть также и другие методы саморазвития, о которых часто вообще мало кто знает. Сложность классификации всех даосских методов в том, что сами даосы не сильно заморачивались на счет классификации и у них много практик на все случаи жизни без устоявшихся названий. Но в этой статье я все таки постараюсь очертить группы практик, о которых знаю сам, чтобы вы обрели общее представление о возможностях, которые есть у человека, начинающего изучать даосские методы.

Начнем мы с даосских методов, которые объединены общим термином «Цигун».

Цигун

Термин Цигун состоит из двух слов: Ци (жизненная сила) - энергия и информация и Гун - работа и совершенствование. То есть Цигун - это практики по работе с обычной Ци с целью оздоровления человека. В древности все эти методы назывались - «Методы взращивания жизни». Такое название тяжело продвигать и потому придумали более короткое, так же, как использовали слово «Кун-фу» для продвижения боевых искусств.

Упражнений Цигун очень много и они очень разные! Пытаться изучить все упражнения Цигун бесполезно, лучше взять некоторые, которые вам откликаются, и практиковать их, совершенствуя свое мастерство и чувствительность.

В интернете встречаются разновидности Цигун, о которых стоит сказать несколько слов:

  • Мягкий Цигун - это на самом деле обычный Цигун 🙂 Его называются мягким, в противовес Жесткому Цигун и потому, что обычно движения в упражнениях Цигун плавные и неторопливые. Стоит понимать, что упражнения обычного Цигун направлены прежде всего на предупреждение болезней и укрепление здоровья, а не на лечение. Хотя конечно профилактика - это лучший вариант лечения 🙂
  • Жесткий Цигун - это упражнения, которые используются в боевых искусствах, прежде всего, для укрепления тела, чтобы оно не чувствовало боли и меньше травмировалось, когда его бьют. Часто этот вид Цигуна подают, как оздоровительный. По-моему мнению - это полная чушь! Например, один из комплексов Жесткого Цигун - И Цзинь цзин - предназначен для тренировки и укрепления связок и сухожилий, чтобы в бою можно было использовать не только мышечную силу, но и сухожильную. При этом с помощью особой техники дыхания мышечный каркас человека напитывается Ци, что обеспечивает телу особую устойчивость к повреждениям. Но такой хитрый трюк вреден для здоровья! Удерживать Ци в уплотненном состоянии в мышцах и сухожилиях вредно - это мешает здоровой циркуляции Ци. Потому такую штуку проделывают перед соревнованиями, а потом возобновляют обычное состояние энергетической системы. Жесткий Цигун конечно учит человека управлять своей Ци, но на самом деле, не совершенствует его духовно и не связан напрямую со здоровьем.
  • Медицинский Цигун - содержит всевозможные упражнения для излечения болезней и оздоровления конкретных внутренних органов человека или отдельных частей тела. Также сюда входят методы для лечения других людей, включая и методы диагностики ладонями, убирания вредоносной Ци и испускание Ци для наполнения ею тела другого человека. Эти методы предназначены для оздоровления человека, когда болезнь себя уже проявила. И эта область органично соединяется с нетрадиционной китайской медициной (в Китае эта медицина как раз наоборот традиционная), так что она просто бескрайняя.
  • Тайцзи-цигун - эти упражнения являются частью методов тренировки в Тайцзи-цюань. Тайцзи-цюань - это боевое искусство и на самом деле оно не является даосскими практиками. Но ради справедливости стоит сказать, что многие даосские мастера практиковали боевые искусства, в том числе, и Тайцзи-цюань. Поэтому в этом виде ушу есть методы по работе с внутренней Ци. Например, есть упражнения, выполняя которые, человек учиться направлять Ци в ладонь или кулак во время удара. В боевом применении это позволяет нанести противнику вред не только на физическом уровне, но и на энергетическом. Также такая тренировка улучшает циркуляцию Ци в теле и позволяет лучше узнать себя. Я сам начинал свое знакомство с миром даосских практик с Тайцзи-цюань, и могу сказать, что впервые почувствовал свою Ци именно на этих тренировках.
  • Спонтанный Цигун - это метод работы с Ци, который не имеет заранее оформленных упражнений. Вы просто настраиваетесь и слушаете себя и свою Ци, позволяя ей направить вас. Впервые я почувствовал подобный феномен во время выполнения упражнения Столб. Я стоял уже более часа и моя Ци была активизирована. В какой-то момент я почувствовал, что в руке появилось давление, которое заставляет меня сдвинуть руку. Я начал медленно отпускать контроль и рука сама начала двигаться, пока не заняла совершенно другое положение чем то, которое положено держать в этом упражнении. После этого движения я почувствовал, что в руке активно начала двигаться Ци, то есть это спонтанное движение убрало зажим, мешавший Ци восстанавливать здоровье моего тела. Ци на самом деле живая и, в какой-то мере, обладает своей осознанностью. Спонтанный Цигун использует это, чтобы улучшать циркуляцию Ци и давать организму восстанавливаться самостоятельно. Но данный вид Цигун не рекомендуется новичкам! Легко начать себя обманывать, думая, что вы что-то чувствуете, и в конечном счете вы будете просто дрыгать ногами и руками 🙂

Дао Инь

Дао Инь - это комплекс упражнений, который направлен на совершенствование сразу трех слоев реальности человека: тела, Ци (жизненной силы) и духа (сердечной природы). Дао Инь переводится с китайского, как «вести-направлять и тянуть-растягивать». Особенность Дао Инь в том, что благодаря растягивающим движениям вы не только разминаете тело, но также выдавливаете и вытягиваете мутную болезнетворную Ци из своей энергетической системы. Также во время выполнения упражнений Дао Инь практикующий выполняет определенную внутреннюю работу для совершенствования своей сердечной природы.

От Цигун Дао Инь отличается прежде всего тем, что его упражнения более активны и дают определенную нагрузку на физическое тело. Кроме того, можно сказать, что Цигун подготавливает энергетическую структуру человека к более глубоким даосским практикам, а Дао Инь подготавливает прежде всего тело - позволяет растянуть связки и сухожилия, чтобы тело было способно долго находиться в неподвижном состоянии во время медитации.

В интернете весьма мало информации о Дао Инь. Часто можно встретить абсолютно неверную информацию об этом искусстве. Так можно встретить мнение, что существует Дао Инь и Дао Ян, что является полным заблуждением! Так как в названии Дао Инь слово Инь означает вовсе не энергию Инь и потому никакого Дао Ян быть не может.

Часто в качестве упражнений Дао Инь показывают некие упражнения, которые выполняются сидя и лежа. Я допускаю такую возможность, что есть адаптации упражнений для лежачих больных. Но я конечно рекомендую выполнять полноценные упражнения с внутренней работой.

Люди, которые раньше занимались йогой, часто снижают эффективность Дао Инь игнорируя внутреннюю работу, превращая упражнения в простую зарядку. Это конечно все равно приносит пользу, но все таки делают они это зря 🙁

Сингун

Закладывание фундамента для глубоких преобразований тела, Ци и духа человека состоит из трех искусств: Дао Инь, Цигун и Сингун. Сингун - это методы совершенствования сердечной природы человека. Сингун - это основа духовного развития. Без Сингун вы не достигните больших результатов в энергетических практиках!

Чтобы изменить тон всего дня и даже всей жизни, стоит сразу после пробуждения улыбнуться и найти повод для радости. Это позволит научиться видеть хорошее в плохом, быть благодарными за то, что имеем и в конце-концов поможет восстановить Гармонию в сердце и сознании.

Все дело в том, что если просто оздоравливать тело и накапливать Ци, выполняя упражнения Цигун, то вы упретесь в потолок своего развития из-за эго. В результате практики Дао Инь и Цигун у вас будет больше энергии, она будет мощнее и начнет активно питать и ваши добродетельные качества и ваши негативные эгоистичные качества. Такая практика приведет к резким сменам настроения, всевозможным перекосам в психо-эмоциональной сфере и, в конечном счете, будет портить и вашу жизнь и ваше здоровье!

Методы Сингун - это прежде всего самосовершенствование в повседневной жизни, но также есть и ряд упражнений, для более активной работы с сердечной природой. Например, основа очищения сердечной природы - это брюшное дыхание, так как спокойное, медленное и глубокое дыхание позволяет контролировать эмоции. Также есть ряд методов по работе со средним даньтянем, который отвечает за сердечную природу человека. И конечно же есть методы по работе с сознанием, прежде всего медитативного характера.

Очень часто в древнем Китае ученику давали в течение первых нескольких лет только методы Сингун. А когда сердце и сознание ученика были достаточно очищены, только тогда учитель начинал давать даосские практики для накопления Ци и внутренней трансформации.

Нэйдань или Внутренняя алхимия

Если Дао Инь, Цигун и Сингун - это основа, которая закладывает фундамент для будущего развития (подготавливает тело, энергетическую систему и успокаивает сердце-сознание), то Нэйдань или Внутренняя алхимия - это сердце Даосской Традиции, без которого большие результаты и кардинальная внутренняя трансформация попросту невозможны. Именно Нэйдань дает возможность полностью реализовать свой духовный потенциал!

Все чудеса, о которых пишут и говорят, когда упоминают даосских мастеров, возможны именно благодаря Нэйдань. Занимайтесь Цигун и Дао Инь хоть тысячу лет, вы не сможете лечить других людей, делать свое тело легким, получить опыт выхода души из тела, начать восполнять свою Изначальную Ци для существенного продления жизни и в конце-концов познать свою Изначальную природу. Но не совершайте частую ошибку, которую совершил и я в свое время, игнорируя значимость процесса закладывания фундамента!

Многие люди, познакомившись с первым уровне Нэйдань, бросают свои занятия Цигун, Дао Инь и тем более Сингун и усиленно пытаются сплавить энергетическую пилюлю в нижнем даньтяне, чтобы поскорее начать творить чудеса и получать необычный опыт, выходящий за рамки повседневной реальности. Без закладывания фундамента вы просто потеряете время! Я не отрицаю, что встречаются талантливые люди, которые вероятно в прошлой жизни уже продвинулись в своем духовном развитии, и начальные практики Нэйдань даются им легко. Но такие люди могут столкнуться с более серьезными препятствиями, если их сердечная природа не готова к тому уровню Ци и возможностям, которые дает реализация первых уровней Нэйдань.

Если честно, Дао Инь, Цигун и Сингун дают маленькие результаты по сравнению с Нэйдань. А если вы к тому же еще и от природы имеете хорошее здоровье, открытое и доброе сердце, а также весьма чувствительны к Ци, то ваши достижения в базовых даосских практиках и вовсе могут быть почти незаметны для посторонних и даже для вас самих. Но не обманывайтесь этим!

Поддержать свое здоровье, не допуская его ухудшения, - уже хороший результат! Научиться восполнять свою обычную (не Изначальную) Ци и чувствовать свою связь с внешними силами Неба и Земли - это уже отличный результат! Не допустить омрачения своего сердца и оставаться сострадательным и человеколюбивым несмотря на тот хаос, что порой царит вокруг, - это уже великолепный результат! И даже если вы так и не начнете заниматься Нэйдань или по каким-то причинам не преуспеете в этом, то прожив праведную жизнь, вы останетесь верными своей добродетельной природе и ваше время не будет потрачено впустую!

Принцип Недеяние учит, что НЕ следует стремиться к выгоде, а следует стараться избегать вреда!

Только в самом конце, можно по-настоящему оценить начало. Только приблизившись к смерти, можно по-настоящему оценить свою жизнь! Поэтому цените не то, что будет веселить и восхищать вас сейчас, а то, что не будет омрачать ваше сердце потом…

Мастерство сна

Многие готовы с пеной у рта доказывать, что никакого мастерства сна в даосской традиции нет и никогда не было 🙂 Не буду спорить, но в нашей школе Чжэнь Дао оно есть. В этот раздел входят два вида практик:

  1. Методы для совершенствования себя во время осознанных сновидений. Это прежде всего может помочь осознать иллюзорную природу нашей реальности, а следовательно, поможет продвинуться в совершенствовании своей сердечной природы.
  2. Медитативные практики, которые выполняются лежа. Эти практики играют вспомогательную роль, но могут быть весьма полезны, когда ваше тело устало и уже не может долго и неподвижно сидеть.

Одно время в Интернете было повальное увлечение осознанными сновидениями. Следует понимать, что по-мере продвижения по Пути духовного развития, человек становится все более осознанным и у него действительно становится все меньше и меньше снов. Человек становится все более пустым и его сердце и сознание очищаются и уже не нуждаются в каких бы то ни было иллюзиях.

Потому лично я отношу методы совершенствования во время осознанного сновидения к начальному этапу.

А вот методы медитации в положении лежа могут быть весьма полезны до самого конца.

Даосы были весьма практичными людьми и придумали сотни практик на все случаи жизни! Есть методы по совершенствованию во время прогулок, во время сна, во время еды, во время секса, когда вы стоите, лежите, когда есть ветер или когда вы рядом с водой и т.п. Но также следует понимать, что это вспомогательные методы, которые не могут заменить основу: Дао Инь, Цигун, Сингун и Нэйдань.

Виды даосских практик без устоявшихся названий

Как я уже писал, даосы не сильно заморачивались с категоризацией практик. И потому множество практик не имеют устоявшихся кратких названий. В Даосской Традиции кроме основы есть также следующие виды даосских практик:

  • практики по работе с деревьями, которые позволяют получить опыт общения с другой формой жизни и использовать мощь деревьев для собственного совершенствования;
  • практики по работе с Ци ветра, природной Ци или Ци волн на воде;
  • практики во время ходьбы;
  • женские даосские практики - упражнения, которые предназначены для оздоровления молочных желез и женских половых органов;
  • дыхательные практики для более быстрого набора Ци, которую потом можно использовать для лечения, совершенствования или демонстрации чудес;
  • практики во время секса, которые дают возможность обоим партнерам совершенствовать свою энергетическую структуру и обогатить свою внутреннюю Ци благодаря Ци партнера;
  • практики для сохранения Изначальной Ци - у женщин это практика остановки месячных, у мужчин - практика для предотвращения семяизвержений и направление сексуальной энергии на питание духа;
  • практика, помогающая отказаться от еды, чтобы иметь возможность долгое время прожить в горах и практиковать ни на что не отвлекаясь;
  • практики для защиты от холода, опять таки прежде всего для долгого проживания на природе;
  • практика правильной смерти, которая помогает обеспечить себе максимально благоприятные условия для самосовершенствования в следующей жизни (хотя она все таки скорее входит в Нэйдань и я добавил ее сюда потому, что это скорее запасной парашют, чем метод совершенствования, на тот случай, если вам не удается достичь полной духовной самореализации в этой жизни).

Я уверен, что есть еще масса всего того, о чем я не знаю. Не сильно стремлюсь к коллекционированию практик, так как лучше сосредоточится на основе. Я думаю, что на более высоком уровне развития дополнительные практики могут приходить во сне или сами собой всплывать в сознании, если они нужны практикующему.

Пять принципов даосизма и ошибки в практике

В заключении, я хочу рассмотреть то, как базовые пять принципов практического даосизма реализуются в практиках и какие ошибки в связи с этим иногда допускают практикующие. Напомню, что в отличие от религиозного даосизма, в практическом даосизме нет никаких религиозных ритуалов, а только практические методы совершенствования.

Итак, первый принцип - Единство. Во время выполнения упражнений часто необходимо открываться внешней Ци, чтобы выполнять взаимообмен Ци внутреннего и внешнего. Так мы постепенно реализуем принцип Единства сначала в практике, а на более высоких уровнях даосский мастер постоянно открыт внешнему и становится магнитом, который постоянно накапливает Ци уже не прикладывая к этому осознанных усилий.

Ошибкой будет игнорировать эту часть внутренней работы. Например, стоя в столбе или выполняя дыхательные упражнения, легко отвлечься на посторонние мысли или выполнять упражнение механически, больше пребывая в физическом слое реальности, там где существует физическое тело. Потому с самого начала, даже выполняя простейшее упражнение очищения каналов рук и ног, стоит уделять большое внимание тонким ощущениям на уровне Ци.

Но самое сложное, это соединить в себе Ци и сердце-сознание, перебросить мостик осознания и ощущений с энергетического уровня реальности к духовному. Например, в практике Дао Инь весьма сложно помнить о третьем аспекте внутренней работы, который связан с сердечной природой. Мозг просто плавится от попыток осознавать не только движения физического тела, но также и циркуляцию Ци и связь с Высшим Изначальным. Но это очень полезная тренировка!

В Дао Инь работа с сердечной природой кажется незначительной, так как подобная практика малозаметна. После растяжки тело болит и мы чувствуем некий результат. После активной работы с Ци мы тоже можем чувствовать достаточно яркий результат - нам становится тепло, появляется легкость, ощущение надутости, как будто мы были сморщенным воздушным шариком, а после занятия наше тело как бы распирает внутренняя Ци. Но вот ощутить изменения на уровне сердца и сознания сложнее всего. Поэтому совершенствование сердечной природы занимает очень долгое время.

Но именно связь тела и Ци с духом закладывает основу для последующего активного духовного развития! Поэтому не пренебрегайте аспектами культивации сердечной природы даже в самых простых упражнениях начального уровня!

Единство мы практикуем, как единство внутреннего и внешнего, а также как единство нашего тела, Ци и сердечной природы. Оба аспекта тренировки важны! И на мой взгляд, прочувствовать единство внутреннего и внешнего значительно проще, чем единство внутри самого себя 🙂 Как часто наши мысли, чувства и действия полностью отличаются и разрывают нас на части? Если ваша практика будет успешной, то этот хаос будет растворяться и ваша жизнь будет становиться счастливее.

Второй принцип Даосского мышления - это Недеяние. Он проявляется во всех даосских практиках прежде всего в том, что в начале вы запускаете практику и направляете ее, а потом ваша задача отпустить контроль и позволить практике направлять вас. Например, выполняя простое накопительное дыхание, когда вы вдыхаете Ци и направляете ее в нижний даньтянь, по мере успокоения сознания, ваше дыхание становится медленным и еле заметным, все выполняется само-собой. На определенном этапе начинает казаться, что это не вы дышите, а Ци сама входит в вас, раздувая ваши легкие и заполняя вашу энергетическую структуру.

Чтобы добиться такого эффекта, нужно научиться опустошать свое сознание и сердце. Не пытаться контролировать процесс, но и не терять осознанности! Просто следовать. В тех упражнениях, где есть движение тела, по мере освоения упражнения, вы почувствуете, что тело начинает двигаться само-собой и более того, иногда вы можете почувствовать, что Ци заставляет вас совершать движения, которые не были изначально заложены в упражнении. Тут важно не впасть в самообман. Попробуйте последовать этому спонтанному движению и наблюдайте, что будет происходить. Если после такого движения вы почувствуете где-то поток Ци, который вдруг включился или происходят некие изменения в сознании, то скорее-всего вы сделали правильно, следуя внутреннему порыву. Но для большей уверенности, конечно стоит посоветоваться с учителем.

Чтобы воплотить Недеяние на уровне сердечной природы, вам придется избавиться от гордыни и растворить свое эго. На это потребуется много лет, но от этого реализация недеяния в повседневной жизни не становится менее значимой.

Думаю одна из главных ошибок практикующих, в которой они противоречат принципу Недеяния, - это постановка целей и создание планов в своей практике. Иметь общее направление конечно нужно. Но ставить цель, типа я буду в течение месяца каждый день практиковать 2 часа утром и 2 часа вечером - глупость! Даже если вам хватит силы воли и запасов энергии, чтобы это выполнить, вы можете перегнуть палку и истощить себя настолько, что потом долгий период времени будете восстанавливаться не практикуя.

Лучше каждый день практиковать по 30 минут, чем месяц по 2 часа, а потом месяц не практиковать. На многие процессы, которые запускаются даосскими практиками требуется большое количество времени. Останавливая свои занятия, вы тушите печь и готовить суп надо будет начинать заново, когда вы возобновите свою практику!

Так что я рекомендую воспитывать в себе скромность, не гнаться за результатом. Вслушивайтесь в себя и отвечайте текущей ситуации. Например, вчера я не спал до 3-х часов утра. Потом лег спать и мне не спалось. В это время пошел снег и я буквально физически ощутил тишину и сказочность того, что происходило на улице. Мне захотелось внутреннего обновления и я встал в столб. С большим удовольствием и без всякого напряга я постоял около часа в столбе, даже не засекая время, и когда на улице начало светать я лег спать.

Учитесь чувствовать себя, синхронизируйте себя с собой и с тем, что происходит во внешнем мире. Даже если вы считаете, что у вас слабая интуиция, что вы не чувствительный человек, все равно вслушивайтесь! Осознанность и чувствительность развиваются и у вас все получится!

Третий принцип Даосского мышления - это Гармония. Небо забирает там, где много, и отдает туда, где мало. Вам следует поступать также, как и Небо, во всем!

Выполняя энергетические практики, мы постоянно использует этот принцип, когда выводим мутную Ци и создаем пустоту, которая самостоятельно заполняется внешней Ци. Следует восстанавливать Гармонию в теле, балансируя движение и покой, еду и голод, тепло и холод, отдых и работу.

А на уровне сердца и сознания следует растворять свои омрачения и заблуждения, культивировать непривязанность и скромность, а также взращивать добродетельные качества.

Принцип Гармонии нарушают все 🙁 Под влиянием эгоистичных желаний мы постоянно создаем себе проблемы продолжая накапливать Инь и растрачивать Ян. Поэтому для реализации принципа Гармонии стоит активно использовать два других принципа - Взращивание Ян и Опустошение Инь.

Хочется еще добавить, что не смотря на виды даосских практик, которые вы практикуете, обратите внимание на следующее:

  • Когда вы занимаетесь даосскими практиками ради магии, чтобы научиться совершать какие-либо чудеса, лечить людей, получить опыт выхода души из тела, ходить по воде, летать и т.п. , вы вместо того, чтобы взращивать Ян, накапливаете Инь. А это ведет к нарушению принципа Гармонии, а значит, вы создаете себе трудности, которые рано или поздно станут для вас препятствием на Пути.
  • Если вы привязаны к результатам и занимаетесь только ради них, то вы привязаны к выгоде и потерям. А значит накапливаете Инь и нарушаете Гармонию. А ради чего же еще можно заниматься? На начальном этапе вполне нормально использовать свои желания для мотивации в занятиях, но стоит постепенно растворять их и совершенствоваться ради любопытства и самого процесса, осознать, что такова наша Изначальная природа.
  • Если вы склонны визуализировать и контролировать свою практику, то вы нарушаете принцип Недеяния. А попытка контроля - это не что иное, как неприятие реальности и увлеченность своими эгоистичными желаниям (что также нарушает Гармонию).
  • Если вы любите сравнивать свои ощущения от практики с другими людьми, любите узнавать новые практики, гоняетесь за учениями и новизной, то вы во власти механического ума. Это то же самое, когда люди путешествуют по множеству стран, ходят по множеству ресторанов, покупают кучу новых шмоток и т.п. Вся эта поверхностная тяга к потребительству уводит вас от настоящего и глубокого, а оно в простоте. Следует больше уделить внимание Опустошению Инь.
  • Если вы часто смешиваете практики разных систем саморазвития, любите эксперименты, любите логику и рациональный ум, с одной стороны вроде бы ничего страшного 🙂 Дети тоже любопытны и тоже постоянно экспериментируют и исследуют внешний мир и себя. Но увлекаться внешним, значит не совершенствоваться во внутреннем. Простота и очищение ума от загрязнений может помочь вам продвинуться на Пути.
  • Если вы думаете, что практика, работа, жизнь должны быть тяжелыми, то это потому, что вы боитесь жить по-своему, согласно своей природе. Когда вы проживаете «свою жизнь», ничего тяжелого в ней нет. Но на это необходимо решиться, найти в себе мужество, чтобы отпустить рациональные правила и контроль и начать следовать обстоятельствам и своей собственной природе, а не своему эго, своим страхам, шаблонам и омрачениям.

Многие, соблазнившись волей, попадают в ловушку страха отказаться от нее, отпустить контроль, и перестать управлять окружающим миром. Манипулирование владеет самим манипулятором - научившись хитрить с миром, в конце концов, человек проваливается в самообман, поскольку не видит самого себя. Его фокус внимания ориентирован наружу, и он теряет видение самого себя и своего контакта с окружающим. Для него становится почти невозможным позволить себе стать уязвимым, поддаться воздействию окружающего мира, чтобы соединиться с ним и включиться в сотрудничество, постепенно возвращаясь к Единству.

Как сказал Эйнштейн, большинство проблем неразрешимы на том уровне мышления, на котором они были созданы. Если дерево сохнет, надо полить корень, а не протирать листья! То есть необходимо двигаться к Источнику. Решение всех проблем стоит искать на более тонком, более сильном, абстрактном и фундаментальном уровне, который более прост и един, - тогда решение будет быстрее, легче, безопаснее и элегантней.

Мир со-бытиен (совместное бытие ведет к тому, что все что происходит связано друг с другом, так как мир един) и для того чтобы соответствовать вещам надо не делать мир объектом своих размышлений, а открыть свое сердце со-чувствуя всем переменам из середины. Мудрец не управляет внешними событиями и не пассивно плывет по течению, а следует зачаткам перемен, тому, что еще не проявило себя! Творчество проявляется в процессе проявления того, что еще не проявлено, но оно не противоречит естественному ходу вещей, а лишь придает им форму.

Чтобы следовать вещам необходимо отказаться от разделения мира на объект и субъект. Стоит исходить из единства всего Бытия, кроме этого совершенно необходимо воздействовать на непроявленное (то что формирует будущую форму), предвосхищая события (возвращаясь к Истоку) и опустошая себя, чтобы не стать зависимыми от последующих рождаемых вещей и событий.

Путь - это дорога назад к единству вещей, между которыми нет границ, которые похожи на паутину связей и соответствий. Любое событие на Пути есть со-бытие (совместное бытие вещей), которое в конечном счете охватывает все сущее. Путь - это острие перемен между Бытием и Небытием (наивысшая серединность), это не выбор человека, а его принятие и безусловное следование внутренним переменам, которые с опозданием отражаются во внешнем мире.

И напоследок, хорошая цитата о принципе Единства:

Вэн-цзы спросил: Почему гуманность, справедливость и вежливость считаются менее значительными, чем добродетель Дао?

Лао-цзы ответил: Те, кто намеренно практикует гуманность, всегда рассматривают ее с точки зрения печали и счастья, а те, кто намеренно практикуют справедливость, всегда воспринимают ее с точки зрения потери и приобретения. Чья-то печаль или чье-то счастье не могут распространяться на всех живущих в пределах четырех морей; материальных благ и денег, находящихся в истощенных сокровищницах, не хватит на то, чтобы обеспечить всех людей.

Поэтому мы знаем, что лучше практиковать Дао и приводить его добродетели в действие. Основываясь на истинной природе неба и земли, все живые существа исправляют себя, и мир достигает совершенства. Гуманность и справедливость зависимы и второстепенны. Поэтому великие люди живут тем, что глубоко, а не тем, что поверхностно.

Трактат Вэн-Цзы, отрывок 155

Для реализации Единства в своей жизни - ищите не компромисс, а всеобъемлющую идею, которая объединит противоположности! Следуйте единству вещей и вы будете счастливы. Ведь любое событие означает, что вы со-бытийствуете, живете вместе со всем миром. А пытаясь бороться с событиями, вы тем самым отделяете себя от них, лишая себя Единства. Не боритесь, меняйте то, что себя еще не проявило.

Недавно обдумывал идею о том, как худеть по-даосски 🙂 Согласно принципу Недеяния, следует стремиться не к выгоде, а избегать вреда. Тем самым вы не боретесь с тем, что уже есть, а изменяете то, чего еще нет. То есть надо не пытаться похудеть, а стараться не набирать еще больше веса. Намного легче избавиться от того веса, который вы еще не набрали, чем от того, который уже есть (проявлен). Значит следует выполнять те действия, которые предотвратят набор веса, а все остальное сделает принцип Гармонии. Буду экспериментировать с этим и когда появится результат, обязательно напишу об этом статью 🙂