Технологическая карта на ремонт синхронного двигателя. Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Технологическая карта на ремонт синхронного двигателя. Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Отвернуть болты, крепящие наружные крышки подшипников, и снять их. При наличии между подшипниковой крышкой и подшипником пружинных колец их необходимо снять и сохранить. Отвернуть болты, крепящие щит к станине. Снять крышку, уплотнение и панель выводов. Вывести передний подшипниковый щит из заточки станины с помощью отжимных болтов или рычага, введенного в просвет между торцом станины и краем щита.

Рис. 1.1. Снятие задней крышки

Отжим производить равномерно, пока щит полностью не выйдет из центрирующей заточки, при этом необходимо поддерживать вал, не допуская удара ротора о статор. Снять подшипниковый щит с вала, повернув его без перекосов на подшипнике. Вывести ротор из статора специальным приспособлением (рис. 2.4 ), не задев им за статор и обмотку статора. Снять задний щит аналогично переднему. Универсальным съемником или на стенде снять за внутреннюю обойму подшипники с вала ротора. Снять внутренние крышки. Навесить бирки с номером заказа на статор, ротор и подшипниковые щиты. Уложить разобранные детали на стеллажи для выполнения последующих операций.

Рис. 1.2 Снятие задней крышки

При разборке деталей, сопряженных с натягом (полумуфты, шкивы и т. д.), иногда прибегают к их подогреву автогенными горелками № 5 или индукционным методом. Вал, на который насажена деталь, обертывают мокрым асбестовым полотном или асбестом. Прогрев горелками начинают с наружных краев детали и постепенно переходят к посадочным поверхностям. Съемник при этом должен находиться в натянутом состоянии. Начало схода детали контролируется по щелчку и ослаблению натяга съемника. Иногда для охлаждения вала применяют твердую углекислоту. Контроль температуры нагрева осуществляют термоэлектрическими термометрами или термометрами сопротивления. Контролировать нагрев прикосновением к детали прутка из олова не рекомендуется.

Рис. 1.3 Снятие передней крышки

При демонтаже шарикоподшипников с вала ротора асинхронных двигателей должны выполняться следующие требования:

  • не допускается съем шарикоподшипников за наружное кольцо, усилие следует прилагать только к внутреннему кольну подшипника; при невозможности съема подшипника за внутреннее кольцо подшипник, снятый за наружное кольцо, бракуется;
  • не допускается применение молотка, зубил или выколоток для съема подшипников;
  • запрещается наносить удары по сепаратору, шарикам и другим деталям шарикоподшипника

Рис.2.1 Выемка ротора из статора

Демонтированные шарикоподшипники укладывают в специальную тару и отправляют на промывку в моечной машине при температуре моющего состава 80-90 °С. Можно очищать подшипники в ванне с помощью ультразвуковой установки. Если после промывки подшипники используют не сразу, то их следует законсервировать веретенным маслом АУ. При необходимости длительного хранения подшипники покрывают защитной смазкой, для чего опускают в ванну с техническим вазелином, нагретым до 70 ºС. Подшипники в ванну опускают крючком, не касаясь их руками. После охлаждения подшипники завертывают в парафинированную бумагу.



Рис.3.1 Дефектовка подшипников передней и задней крышек

Рис.3.2 Визуальный осмотр обмотки статора

Разборкой называется расчленение электрической машины на отдельные детали и узлы. Важнейшая задача - выполнить ее так, чтобы не допустить дополнительных повреждений в машинах и их составляющих.

Для этого перед разборкой, в частности, при сильной коррозии крепежных деталей все болты, гайки и места соединений смазываются трансформаторным или машинным маслом. Иногда на них целесообразно накладывать ветошь, смоченную маслами или керосином, другими органическими растворителями. Время воздействия растворителя определяется опытом если ганка или винт не проворачиваются его продлевают.

Рисунок 6. Последовательность разборки асинхронного двигателя типа 4А (мощностью до 10 кВт)

Порядок разборки, используемые приспособления и инструменты зависят от типа машины, её мощности и особенностей конструкции. Для асинхронного двигателя серии 4А мощностью до 10 кВт с короткозамкнутым ротором, закрытого, обдуваемого исполнения порядок разборки следующий:

Снимается кожух вентилятора 2 (рис 6. а) Для этого отвинчиваются винты его крепления к корпусу машины

Снимается вентилятор 1 при этом предварительно удаляется пружинное кольцо из канавки вала. Для съема в стальной втулке вентилятора часто имеются специальные отверстия с резьбой

Удаляется крепеж, снимаются подшипниковые крышки 3.

Снимается задний подшипниковый щит 5 (рис. 6, б). расположенный со стороны снятого вентилятора.

Для снятия (после удаления болтов крепления щита) легкими ударами молотка из мягкого материала (из дерева, алюминия и т.п.) по кромке детали перемещают щит от корпуса вдоль вала. При этом вал ротора рукой или приспособлением придерживают на весу, чтобы предупредить его падение на статор, иначе можно повредить листы стали магнитопровода. Допустимо использование обычного молотка. но в этом случае необходимо применять мягкие прокладки. Часто при выполнении такой работы используют специальные приспособления. такие как универсальный винтовой съемник (рис 7) или гидравлический передвижной съемник и т.п.

1- упор; 2 – винт; 3 – захват; 4 – рукоятка

Рисунок 7- Универсальный винтовой съемник.

Снимается передний щит 4 (расположенный со стороны привода), также предварительно снимаются болты крепления (рис 7. в). Обычно он отделяется вместе с ротором 6. Однако нередко последним после снятия подшипниковых щитов остается в расточке статора, тогда проводится специальная операция по выводу ротора (рис. 7, в). По массе роторы делят на микро (0,01-0,1 кг) малые (0,1-3 кг), средние (3-1000 кг).

При удалении ротора необходимо следить, чтобы не повредить лобовые части обмотки, крылья вентилятора (на беличьей клетке), магнитопровод и другие детали. Вывод ротора из статора - одна из наиболее ответственных операций, малейшая небрежность приводит к серьезным повреждениям (нарушениям изоляции токоведущих частей повреждению магнитопровода и др.) Малые роторы вынимают вручную, подложив в воздушный зазор электрокартон, или используя деревянные подставки под вал. Средние и крупные - с помощью приспособлений различных конструкций (в зависимости от конструкции и массы ротора), например, как на рис. 8.


Рисунок 8- Вывод ротора при помощи

Допустимо вынимать ротор и при съеме переднего щита. Но еще раз подчеркнем, что следует внимательно следить, чтобы не допустить при выполнении этой операции повреждений других деталей машины.

Обычно шарикоподшипники (8) остаются на валу ротора и снимаются с него съемниками лишь в случаях их замены или ремонта деталей ротора (рис 7, г).

У асинхронных электродвигателей с фазным ротором при снятии заднего щита (расположенного со стороны контактных колец) вначале снимают кожух, затем вынимают щетки и, наконец, отвинтив крепящие болты, снимают корпус колец. При этом отпаивают соединительные хомутики от выводных концов. Снятие и разборку контактных колец выполняют только в случае их ремонта так же, как и коллекторов машин постоянного тока.

При разборке узлов, детали которых соединены с большим натягом (подшипник с валом и др.), если съемка вызывает «задир» металла на посадочном месте, используют разогрев деталей, например, поливом снимаемой детали горячим маслом. Отдельные ремонтные предприятия используют для этой цели установки индукционного нагрева. Магнитный поток, проходя через насаженную деталь, разогревает ее вихревыми токами. После разборки электрической машины ее детали и узлы очищают или проводят мойку.

Эксплуатация электрооборудования на промышленном производстве подразумевает поддержание его (электрооборудования) в исправном состоянии в течение всего времени эксплуатации и обеспечение его бесперебойную и экономичной работы. Для определения состояния оборудования необходимо проводить анализ на основе статистических накопленных данных. Такими данными может быть информация, отражающая результаты технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов, как плановых на основе графиков ППР (ТОиР), так и внеплановых, в результате аварийных ситуаций.

Основываясь на Правилах, на электрооборудование необходимо иметь паспорта, эксплуатационные журналы, ремонтные карты.

Сегодня хочу поговорить о порядке ведения эксплуатационной документации на электродвигатели, а именно, о низковольтных общепромышленного исполнения (не взрывозащищенного исполнения!).

Для отображения результатов ремонтов предлагаю для основного оборудования заводить ремонтные карты такого вида:

В шапке расположены идентификационные данные: название документа «Ремонтная карта», принадлежность к технологическому приводному механизму и его позиция.

На последующих страницах данные о произведенных ремонтах с выводом о пригодности электродвигателя к дальнейшей эксплуатации, подписи ответственных лиц.

К этой ремонтной карте прикладываем копию или оригинал заводского паспорта.

Для импортных электродвигателей паспорт на бумажном носителе, как правило не поставляется, максимум – это электрическая схема соединений и общий каталог. Паспортом является металлическая бирка (шильдик) на корпусе электродвигателя.

В этом случае, фотографируем шильдик, распечатываем на принтере и прикладываем к ремонтной карте.

Если мы говорим о электродвигателях маломощных (менее 1 кВт), относящихся к вспомогательному оборудованию, смысла заводить ремонтные карты в том, виде, как описывалось выше, наверно нет. В этом случае заводим журнал ремонтных карт электродвигателей:

В шапке – технические данные электродвигателей и информация о произведенных ремонтах.

Делаем двухстороннюю печать и сшиваем листы в единый журнал, сверху прикрепляем общий титульный лист. Журнал готов.

P.S. Названия и содержание приведенных документов можно немного изменить с учетом местных требований.

Этот вид ремонта применяется для двигателей, находящихся в эксплуатации. Капитальный ремонт проводится для восстановления работоспособности и полного восстановления ресурса электрической машины с восстановлением или заменой всех изношенных или поврежденных узлов и заменой обмоток. Ремонт машины бывает и нецелесообразен, если имеются значительные повреждения механических узлов, которые невозможно устранить силами нашего предприятия.

Типовой объем капитального ремонта включает в себя:

  • операции текущего ремонта;

  • проверку воздушного зазора между статором и ротором (если конструкция машины позволяет это осуществить);
  • проверку осевого разбега ротора и зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника скольжения (при необходимости проводится перезаливка вкладыша);
  • полную разборку машины и мойку всех механических узлов и деталей, продувку и чистку коллектора, контактных колец, щеточного механизма и неповрежденных изоляционных деталей, дефектацию узлов и деталей;
  • ремонт корпуса, подшипниковых щитов, магнитопроводов (заварка трещин, восстановление резьбовых отверстий, восстановление посадочных мест в корпусе и щитах, удаление замыканий между отдельными листами сердечников статора и ротора, устранение распушения листов, восстановление прессовки, ремонт выгоревших участков с установлением протезов);
  • ремонт вала (исправление торцовых отверстий, устранение прогиба, восстановление посадочных отверстий и шпоночных канавок);
  • извлечение старых обмоток, изготовление и укладка новых обмоток из круглого провода, ремонт или изготовление новых обмоток из прямоугольного провода и их укладка, сборка и пайка (сварка) электрических схем, пропитка и сушка обмоток, нанесение на лобовые части покровных эмалей;
  • сборка и отделка машины, проведение приемосдаточных испытаний.

Этапы ремонта

  • Прием и определение неисправностей электродвигателя:
  • механических и электрических неисправностей;
  • причины выхода из строя;
  • определение вида и целесообразности ремонта;
  • определение стоимости работ;
  • заключение договора на проводимые работы.

В зависимости от массы и размеров, а также от характера ремонта двигателя либо ремонтируются на месте, либо направляются на наше предприятие. Взаимные обязательства заказчика и нашего предприятия регламентируются в технических условиях ремонта .

  • В каком виде электродвигатели принимаются в ремонт .
  • Приемка в ремонт производится по акту, в котором кроме паспортных данных и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должно удовлетворять оборудование после осуществления ремонта: мощность, напряжение, энергетические показатели и др. В ремонт принимаются только комплектные электродвигатели, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. Как правило, мы не ремонтируем машины с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, а также со значительным (более 25 %) повреждением магнитопроводов, хотя бывают и исключения.

    • Подготовка к укладке:
    • демонтаж старой обмотки.
    • определение обмоточных данных и сравнение их со справочными.
    • оптимизация обмоточных данных.
    • ремонт активного статорного и якорного железа.
    • Изготовление обмотки:
    • изготовление пазовой изоляции
    • изготовление фазных секций с электромеханическим контролем
    • укладка фазных секций.
    • выполнение коммутационных работ
    • бандажирование и формирование лобовых частей
    • Предварительные испытания. Пропитка и сушка обмотки:
    • проверка состояния витковой изоляции
    • проверка состояния межфазной и корпусной изоляции
    • измерение сопротивления изоляции электродвигателя.
    • пропитка обмотки и сушка электродвигателя в электропечи
    • измерение сопротивления обмотки.
    • Сама сборка электродвигателя:
    • восстановление посадочных мест.
    • замена подшипников.
    • заварка трещин.
    • восстановление крепежных соединений.
    • покраска.

    • Окончательные испытания:

    • определение параметров Ix.x.(A)
    • определение n x.x. (об./мин)
    • контроль работы подшипников
    • контроль t x.x. оС.

    Следует помнить:

    При капитальном ремонте производят замену подшипников качения, выработавших свой ресурс (вне зависимости от их состояния). Решение об использовании подшипников, не выработавших свой ресурс, принимается после их дефектации. При этом следует помнить, что ущерб от возможного отказа подшипника и связанного с этим отказа (остановки) двигателя существенно больше стоимости самого подшипника.

    Обмотки из круглого провода и низковольтные обмотки из прямоугольного провода при ремонте, как правило, повторно не используют, поскольку извлечь такой провод без повреждения практически невозможно. После извлечения они передаются на переплавку. Высоковольтные обмотки из прямоугольного провода могут использоваться повторно после замены витковой и корпусной изоляции по заявке заказчика.

    ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА:

    На электродвигатели в собранном и комплектном состоянии на после ремонтную эксплуатацию электродвигателя предоставляется гарантия, в течение 12 месяцев со дня получения электродвигателя из ремонта, при условии соблюдения в его дальнейшей работе

    "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ЭНЕРГОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ”.

    I. Что входит в испытание электродвигателя :

    • Замеры сопротивлений.
    • Расчет коэффициента абсорбции.
    • Замер омического сопротивления по фазам.
    • Проверка электродвигателя на холостом ходу.
    • Соответствие тока холостого хода и частоты. вращения паспортным значениям.
    • Расчет коэффициента трансформации.
    • Проверка подшипников на нагрев.
    • Проверка на вибрацию электродвигателя.
    • Проверка на обрыв проводников ротора.
    • Испытания высоким напряжением {по треб, заказчика).

    II. Что входит в востоновление внешнего вида.

    • Удаление старой краски.
    • Рихтовка корпуса и навесных частей.
    • Шпаклевка выбоин, вмятин.
    • Зачистка вала от коррозии.
    • Консервация или покраска вала.
    • Покраска электродвигателя.
    • Установка паспортной таблички (обязательно!!!).
    • Выходные концы обмоток маркируют в соответствии со стандартом, а на корпус машины устанавливают новый щиток с указанием нашего предприятия (проводившего ремонт), даты выпуска из ремонта и технических данных электродвигателя в соответствии со стандартами.

    III. Что входит в текущий ремонт :

    Этот вид ремонта применяется для машин, находящихся в эксплуатации или в резерве. Текущий ремонт проводится на месте установки электродвигателя с его остановкой и отключением силами вашего обслуживающего электротехнического персонала. Если для проведения текущего ремонта требуются специальные сложные приспособления и значительное время, то он проводится силами персонала электроремонтного или специализированного предприятия.

    1. Разборка / сборка.

    2. Деффектировка электродвигателя.

    При дефектации мы проводим визуальный осмотр узлов и деталей машины, проводим необходимые измерения и испытания, определяем целость отдельных деталей и сборочных единиц, состояние рабочих поверхностей для установления объема необходимого ремонта. Если сборочная единица не имеет повреждений, ее разборку не производят. Разборка должна проводиться с использованием специального инструмента, чтобы не повредить детали и сборочные единицы.

    3. Текущий ремонт статора:

    • Промывка деталей электродвигателя:
    • Промывка катушек обмотки электродвигателя.
    • Сушка статора электродвигателя.
    • Замена и восстановление выводных концов.
    • Восстановление схемы соединения катушек обмотки.
    • Проверка сопротивления корпусной и межфазной изоляции.
    • Пропитка лаком.
    • Окраска.
    • Замена изоляторов.

    4. Текущий ремонт ротора:

    • Промывка катушек обмотки ротора.
    • Сушка ротора электродвигателя.
    • Замена бандажей.
    • Переклиновка с изготовлением новых клиньев.
    • Восстановление схемы соединения катушек обмотки ротора.
    • Проточка/замена контактных колец.
    • Проверка сопротивления корпусной и межфазной изоляции.
    • Проверка ротора на обрыв.
    • Проверка на межвитковые замыкания.
    • Пропитка лаком.
    • Окраска.

    5. Балансировка ротора.

    6. Замена подшипников.

    7. Ремонт мехчасти:

    • Ремонт/замена щеточного аппарата.
    • Восстановление посадочных мест под подшипники на щитах.
    • Восстановление посадочных мест под подшипники на валу.
    • Изготовление/замена новыми щитов, крышек подшипников.

    РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПОЛНОГО КОМПЛЕКСА РАБОТ ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА ДОГОВОРНЫХ УСЛОВИЯХ.

    Ремонт мы всегда выполняем чтобы после него был обеспечен необходимый уровень эксплуатационной надежности, а технические показатели вашей техники соответствовали стандартам и нормам.

    Заполнение технологической карты ремонта механической части электродвигателя

    Задание: Составить технологическую карту ремонта механической части электродвигателя по образцу таблицы 1. Карту составить отдельно по ремонту сердечников, корпусов и подшипниковых щитов, ремонту валов.

    1) Изучить теоретический материал по ремонту механической части электродвигателя, используя учебное пособие , Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, §§ 9.1; 9.2;.9.3. (предоставляется преподавателем).

    Таблица 1. Технологическая карта ремонта механической части электродвигателя


    электродвигателя переменного тока

    Цель работы: усвоение умения заполнять маршрутно-технологическую документацию ремонта механической части электродвигателя

    Задание: Составить таблицу последовательности разборки и сборки электродвигателя переменного тока по образцу таблицы 1.


    1) Изучить теоретический материал по разборки и сборки электродвигателя переменного тока, используя учебное пособие, Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, §§ 8.3., 10.5. (предоставляется преподавателем).



    Инструкционная карта практической работы № 28

    Описание последовательности разборки и сборки

    электродвигателя постоянного тока

    Цель работы: усвоение умения заполнять маршрутно-технологическую документацию ремонта механической части электродвигателя

    Задание: Составить таблицу последовательности разборки и сборки электродвигателя постоянного тока по образцу таблицы 1.

    1) Изучить теоретический материал по разборки и сборки электродвигателя постоянного тока, используя учебное пособие, Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, §§ 8.3., 10.5. (предоставляется преподавателем).

    2) Заполнить графы таблицы 1. отдельно по разборке и сборке.

    Таблица 1. Последовательность разборки и сборки электродвигателя переменного тока



    Инструкционная карта практической работы № 29

    Заполнение технологической карты ремонта обмотки

    Цель работы: усвоение умения заполнять маршрутно-технологическую документацию ремонта обмотки электрического двигателя переменного тока

    Задание: Составить технологическую карту ремонта обмотки электрического двигателя переменного тока по образцу таблицы 1. Карту составить отдельно по ремонту обмоток из круглого и прямоугольного провода.

    1) Изучить теоретический материал по ремонту механической части электродвигателя, используя учебное пособие, Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, §§ 10.1.; 10.2 (предоставляется преподавателем).

    2) Заполнить технологическую карту согласно таблице 1. Каждая операции должна содержать не более одного действия. В случае наличия более одного варианта операции, описать каждый вариант, указывая в графе «Описание операции» в каких случаях она выполняется.

    электрического двигателя переменного тока



    Инструкционная карта практической работы № 30

    Заполнение технологической карты ремонта электродвигателя постоянного тока

    Цель работы: усвоение умения заполнять маршрутно-технологическую документацию ремонта электродвигателя постоянного тока


    Задание: Составить технологическую карту ремонта электродвигателя постоянного тока по образцу таблицы 1. Карту составить отдельно по ремонту якоря, полюсных обмоток.

    1) Изучить теоретический материал по ремонту электродвигателя постоянного тока, используя учебное пособие, Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, § 84 (предоставляется преподавателем).

    2) Заполнить технологическую карту согласно таблице 1. Каждая операции должна содержать не более одного действия. В случае наличия более одного варианта операции, описать каждый вариант, указывая в графе «Описание операции» в каких случаях она выполняется.

    Таблица 1. Технологическая карта ремонта электродвигателя постоянного тока


    Инструкционная карта практической работы № 31

    Заполнение технологической карты ремонта пускорегулирующей аппаратуры

    Цель работы: усвоение умения заполнять маршрутно-технологическую документацию ремонта пускорегулирующей аппаратуры

    Задание: Составить технологическую карту ремонта пускорегулирующей аппаратуры по образцу таблицы 1.

    1) Изучить теоретический материал по ремонту пускорегулирующей аппаратуры, используя учебное пособие, Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, § 14.4. (предоставляется преподавателем).

    2) Заполнить технологическую карту согласно таблице 1. Каждая операции должна содержать не более одного действия. В случае наличия более одного варианта операции, описать каждый вариант, указывая в графе «Описание операции» в каких случаях она выполняется.

    Таблица 1. Технологическая карта ремонта обмотки

    электрического двигателя переменного тока


    Наименование технологической операции

    Механизмы, инструменты, приспособления, материалы

    Описание операции и условий ее выполнения