Проект по окружающему миру ландыш. Презентация на тему «Почему ландыш стал редким растением

Проект по окружающему миру ландыш. Презентация на тему «Почему ландыш стал редким растением
Проект по окружающему миру ландыш. Презентация на тему «Почему ландыш стал редким растением

Слайд 1

Л а н д ы ш и Ведешина Зинаида Андреевна. Букет ландышей

Слайд 2

Ландыш серебристый вырос на опушке. Белый колокольчик нежной красоты. Маленький подарок от Весны – подружки, На ковре зелёном – скромные цветы. Тронет лёгкий ветер колокольцы нежно, Музыкой весёлой зазвенят они, И подхватят птицы песенку прилежно Праздничным оркестром Девицы – Весны. Лаврова Татьяна.
Проскурякова Татьяна. Ландыши

Слайд 3

Сипович Татьяна Михайловна

Слайд 4

Сенив Катерина

Слайд 5

Воробьева Ольга. Вечерний чай.

Слайд 6

Калашникова Ольга Викторовна. Ландыши.(Наши скромные цветы).

Слайд 7

Познихир Н.Н. Ландыши.

Слайд 8

Калиновская Екатерина. Ландыши.

Слайд 9

Людмила Скрипченко. Ландыши.

Слайд 10

Панов Эдуард. Ландыши на столе.
Дугою стебелёк, и лист как одеяло... А под дугой цветы, как капельки тумана... Беззвучных колокольчиков волною аромат... Весенней феей высажен в лесу волшебный сад. Т. Софинская

Слайд 11

Калашникова Ольга Викторовна. Ландыши 2004 года.

Слайд 12

Круглова Ирина. Ландыши на окне.

Слайд 13

Грачев Юрий. Ландыши.
Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. С.Я.Маршак

Слайд 14

Коротков Степан. Ландыши

Слайд 15

Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. По христианскому сказанию, ландыши возникли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого Сына. Православный народсчитает ландыш божественным цветком. Сама Богородица носила на голове венок из серебристых цветков ландыша. В таком сказочном виде она опускается на землю, и приносит весть о радости и удаче особо праведным христианам.
Лебедева Елена Александровна

Слайд 16

Ландыши и незабудки. 1994 г. Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).

Слайд 17

В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. Святой Леонард так сильно любил природу, что решил стать отшельником и уединиться в лесной чаще среди птиц и цветов. Он долго бродил по лесам и полям и выбрав для себя чудное место, предался молитве. Но тут к нему подошел дракон и приказал покинуть это место. Но Леонард был так погружен в молитву, что не услышал дракона. Тогда дракон рассердился и обжег странника пылающим огнем. Между ними завязалась битва и Святой Леонард победил злого дракона. Но в том месте, где падали капли крови дракона вырастали сорняки, а из капель крови Святого Леонарда на земле стали появляться прекрасные белые цветы - ландыши. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки - эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.

Слайд 18

Панов Эдуард. Ландыши.
Кельты полагали, что ландыши- это сокровища эльфов. Охотники, устроив засаду на диких зверей в лесной чаще, увидели эльфа, летевшего с тяжелой ношей в руках, и проследили за ним. Оказалось, что эльф нес жемчужину на гору перлов. Один из охотников, не устояв перед искушением, решил взять себе перламутровый шарик, но при прикосновении к нему гора сокровищ рассыпалась. Люди кинулись собирать жемчужины, забыв о предосторожности. И тогда эльфийский король обратил весь жемчуг в душистые белые цветы. И с тех пор эльфы мстят людям за потерю своего клада, а ландыши любят настолько, что каждый раз натирают их салфетками, сотканными из лунного света...

Слайд 19

Панов Эдуард. Ландыши.
Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считали символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.

Ландыш майский настоящее чудо природы нежное и прелестное. Это удивительный цветок, цветет в мае-июне, предпочитая тенистые лиственные леса. Ландыш достигает в высоту см. На дугообразном стебельке покачивается кисть склоненных жемчужно-белых шести зубчатых цветков, оттененная прикорневыми эллиптическими листьями. После того как цветки будут опылены, на ландыше образуются круглые зеленые ягодки, которые со временем постепенно краснеют.


Латинское же название образовано от слов –долина и лилия, именно поэтому ландыши часто называют «лилиями долин». Плод оранжево-красная шаровидная ягода 68 мм в поперечнике, содержащая одно или два почти шаровидных семени. Ягоды долго сохраняются на растении. Плодоношение в июне начале июля.Плодшаровиднаяягодасемени Размножается как семенами, так и вегетативно. Корни мелкие, многочисленные.


География распространения ландыша майского достаточно широка он растет в лесах европейской части России, на Урале, на Дальнем Востоке и на Кавказе. И практически везде имеет свое особое название: воронежцы называют его «ландушкой», калужане «заячьей солью», а костромичи «мытной травой». Само слово «ландыш», по утверждению некоторых ученых, произошло от словосочетания «лани ушко» потому что листья этого растения действительно напоминают ухо лани.


В медицине Ландыш ядовит, однако он широко используется в производстве лекарственных препаратов для лечения кардиологических заболеваний. Применяется этот удивительный цветок для исцеления глазных болезней, нервных и сердечных заболеваний, в народной медицине. В качестве сырья используются трава ландыша, лист ландыша, цветки ландыша. Это собранные в период цветения надземные части дикорастущих растений, высушенные при температуре °C или на воздухе в тени. трава


Запах ландыша в парфюмерии Несмотря на то, что аромат ландыша является одним из широко используемых в парфюмерной промышленности, получают его исключительно синтетическим путём. Растение содержит недостаточно эфирного масла, чтобы его можно было получать.Некоторые исследователи утверждают, что запах ландыша «придаёт уверенности в себе, вызывает творческую активность, настойчивость и трезвость мысли».парфюмерной промышленности эфирного масла


Ландыш в сказках, мифах, легендах и поэзии Большое количество сказок, мифов и легенд связано с ландышем.Многим с детства известна сказка братьев Гримм о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов, в них живут маленькие лесные человечки эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.братьев Гримм Белоснежкегномовэльфы Ландыш известен также как «слёзы Божией Матери», поскольку, согласно христианской легенде, слёзы Богородицы, пролитые ею на Святой Крест, обратились в ландыш.Богородицы Святой Крест Согласно другой легенде, ландыши появились из капелек крови Святого Георгия во время его битвы с драконом.Святого Георгиядраконом В Англии, в Суссексе, сложилось интересное предание о сражении при Толбиаке святого Леонарда со страшным драконом Син. Из пролитой крови святого Леонарда выросли ландыши цветы непорочности и святости Суссексе Толбиаке


О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! А. ФетА. Фет В поэтических произведениях цветы ландыша всегда ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью, с самыми возвышенными чувствами.Ландыш был любимым цветком Петра Ильича Чайковского. Ему он посвятил своё стихотворение. Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому.Петра Ильича Чайковского Поселившись в Клину


Ландыш в культуре и геральдике Ландыш используется в некоторых английских переводах Песни Песней для ивритского (как правило, обозначающее розу).Песни Песнейивритскогорозу Во Франции ежегодно в первое воскресенье мая отмечают праздник ландышей.Франции В 1967 году ландыш стал национальным цветком Финляндии.национальным цветком Финляндии «Lily of the Valley» название песни британской рок- группы Queen с альбома Sheer Heart Attack.британскойQueenSheer Heart Attack Стилизация изображения ландыша размещены на полях гербов городов Вейлара (Германия), Луннера (Норвегия) и Меллеруда (Швеция). гербов ВейлараГермания ЛуннераНорвегия МеллерудаШвеция


О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей. В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь? Чем манишь так к себе и сердце веселишь? Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь! Или блаженство нам грядущее сулишь? Не знаю. Но меня твоё благоуханье, Как винная струя, и греет и пьянит, Как музыка, оно стесняет мне дыханье И, как огонь любви, питает жар ланит П. Чайковский

3а класса г. Ульяновска

Карпухин Дмитрий

Макарова Карина

Руководитель проекта Якименко Светлана Николаевна

Учитель начальных классов


Структура проекта

1. Ландыши - весеннее чудо.

2.Что в имени твоем?

3. Ландыши в медицине.

4. На грани…

5. Ландыши в поэзии.

6. Легенды, мифы о ландышах


ЦЕЛЬ

Ландыш – жемчуг наших лесов! О красоте ландыша сложены стихи, песни. Несмотря на распространенность этого цветка, многое о нем остается не известным

проблема - изучить, в какой местности и на какой территории произрастают ландыши; - ландыши в медицине; - ландыши в литературном творчестве.

Цель исследовательской работы – это решение данной проблемы.

  • На основе выше изложенного сформулирована проблема - изучить, в какой местности и на какой территории произрастают ландыши; - ландыши в медицине; - ландыши в литературном творчестве. Цель исследовательской работы – это решение данной проблемы.

Объект исследования: ландыш майский.

Задачи: - проанализировать справочную, художественную литературу;

Сделать вывод по исследуемому материалу.

Методы исследования: беседа, анкетирование.

Практическая значимость: результаты полученного исследования имеют практическую значимость для учителей, воспитателей, учащихся для расширения знаний о растительном мире, для подготовки к урокам, викторинам, олимпиадам.

  • Объект исследования: ландыш майский. Задачи: - проанализировать справочную, художественную литературу; - сделать вывод по исследуемому материалу. Методы исследования: беседа, анкетирование. Практическая значимость: результаты полученного исследования имеют практическую значимость для учителей, воспитателей, учащихся для расширения знаний о растительном мире, для подготовки к урокам, викторинам, олимпиадам.

Место исследования: г. Ульяновск МБОУ СОШ №31 имени « Героев Свири »;

парк Винновская роща.


  • После долгой холодной зимы расцветают ландыши немного похожие на островок еще не растаявшего снега, но с зелеными листьями, будто зима и весна подружились, и от этой дружбы получилось волшебство.
  • Произрастает в лесах Ульяновской области, а так же на всей Европейской части России

  • что ландыш, который родился в мае 2005 года – в этот год родились мы, расцвел тогда, когда мы пошли в первый класс, и весной 2017 года он будет цвести в последний раз!
  • сеянцы ландыша развиваются медленно и зацветают на 6-7 год, а к 10-12 годам жизни старые экземпляры утрачивают способность к цветению.
  • сеянцы ландыша развиваются медленно и зацветают на 6-7 год, а к 10-12 годам жизни старые экземпляры утрачивают способность к цветению.

На ГРАНИ….

  • Уничтожение полян путем сбора цветов для продажи;
  • Неправильное заготовление

ландышей для изготовления лекарств;

  • Вырубка лесов

Поэты о ландыше

В поэтических произведениях цветы ландыша всегда ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью, с самыми возвышенными чувствами.


  • Существует немало легенд о происхождении ландыша . Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами.
  • О царевне Волхве и Садко
  • О Пресвятой Деве
  • О богине Диане
  • О сокровищах Эльфов
  • О ожерелье Белоснежки
  • О юноше по имени Ландыш
  • «Слёзы Божьей Матери»
  • Праздничные гулянья в честь дня цветения ландыша;
  • Гадания о замужестве и женитьбы

  • Видел ли ты цветы ландыши?
  • Нравятся ли они тебе?
  • Собираешь ли ты эти цветы? Покупаешь?
  • Знаешь ли ты, где растут ландыши?
  • Что ты знаешь о ландышах?
  • Знаешь ли стихи, рассказы о ландышах?
  • Знаешь ли мифы, легенды о ландышах?
  • Слышал ли о праздниках, обрядах посвященных ландышам?

  • - А что знают про ландыши ученики нашей школы? А жители нашего микрорайона?
  • - А что знают про ландыши ученики нашей школы?
  • А жители нашего микрорайона?


Нам посчастливилось родиться на нашей красивейшей Ульяновской земле, где так богат и удивителен растительный мир. Нам всем хочется верить в светлое будущее нашей Малой Родины, что впереди нас ждет много нового и интересного .

И нам, кажется, символом этого светлого будущего и должен стать именно ландыш – чистый удивительный, волшебный и необыкновенно красивый цветок


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РС (Я) «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2 VIII ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ »

Открытый урок с применением ИКТ

Дикорастущие лилейные.

Ландыш.

Проект урока Зориной Е.Г.

учителя географии и естествознания

март 2015

Технологическая карта урока

ФИО учителя Зорина Елена Геннадьевна

Класс : 7

Дата: 03.03.2015г.

Предмет : Биология. Растения. Грибы. Бактерии.

Тема урока : Дикорастущие лилейные. Ландыш.

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь, цветные карандаши, ручки, задания SMART

Место урока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные», раздел «Общее знакомство с природой»

Цель: познакомить учащихся с дикорастущими лилейными растениями, на примере ландыша.

Задачи:

образовательные :

Определить уровень знаний по темам покрытосеменные однодольные растения;

Познакомить с отличительными особенностями дикорастущих лилейных растений, на примере ландыша;

воспитательные :

Раскрыть значение ландыша, рассмотреть его строение, показать биологическое значение в жизни растений.

- продолжать формирования умения работать в коллективе и находить согласованные решения;

Воспитание культуры поведения на уроке;

развивающие :

Развивать познавательный интерес к урокам биологии;

- развивать умения выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;

Развивать умения работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Продолжать развивать навыки самостоятельной работы;

Тип учебного занятия : комбинированный.

Методы обучения :

    по характеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый метод;

    по источникам знаний – словесный метод (беседа, фронтальный опрос );

    наглядный метод (объяснительно-иллюстративный-презентация ), информационный, исследовательский.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Учебно-методическая литература : Клепинина З.А.. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для спец (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида -М.: Просвещение, 2005. – 224 с.: ил.; Рабочая тетрадь «Естествознание. Растения» 7 кл. вспомогательной школы.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», карточки с заданием, лист самоконтроля, рабочие тетради

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

Что соцветие - это группа цветков;

Различать дикорастущие лилейные, овощные, цветочно-декоративные лилейные;

Учащиеся должны уметь:

Анализировать схемы, рисунки, тексты;

Сопоставлять рисунки и схемы;

Сворачивать и разворачивать текст;

Метапредметные:

Условные обозначения : УУД - учебные универсальные действия, Л - личностные УУД, К - коммуникативные УУД, Р - регулятивные УУД, П – познавательные УУД, М - метапредметные

№ п\п

Учебные универсальные действия

Познавательные УУД

  • Выделяют и формулируют познавательную цель, отвечают на поставленные вопросы;

    Формирование умений строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий;

    Опираться в поиске решений на собственный опыт

Коммуникативные УУД

  • Сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей;

    Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

    Социально-трудовых, посредством развития умения самоорганизации

Регулятивные УУД

  • Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;

    Усвоение учащимися строения ландыша, его биологического значения.

    Отработать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные УУД

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

    Продолжать формировать умения приемов сравнивания, анализа;

    Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные УУД

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

    Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого;

    Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Продолжительность урока - 40 минут.

п\п

Этапы урока

Цель

Организационный момент

В ыработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

Взаимное приветствие;

Настрой учащихся на работу, организация внимания;

Проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид )

Проверка домашнего задания

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки. Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Фронтальный опрос;

Индивидуальный опрос с вызовом к доске;

Практическая работа;

Технические средства обучения;

Прием «Закончи фразу»

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материла, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

Игра «Четвертый лишний»;

Загадка;

Словарная работа

(связь с новым материалом );

Изучение нового материала

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Рассказ учителя (доступный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами )

Гимнастика для глаз

Снятие усталости и напряжения; внесение эмоциональной разрядки

Здоровьесберегающие технологии

Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации

Беседа;

Работа с учебником;

Работа с тетрадью;

Программированные задания;

Видеоролик

Самостоятельная работа

Прием «Создай паспорт»

Подведение итогов. Оценивание деятельности учащихся.

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Оценка работы учащихся

Рефлексия.

В начале урока- установление эмоционального контакта с группой

В конце урока - выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Выводы

Вопросы на понимание изученного материала;

- прием «Букет настроения»

Прием «Рефлексивный ринг»

Домашнее задание

Закрепление изучаемого материала по учебнику;

Дальнейшее формирование навыков и умений

Разбор и запись домашнего задания;

Выполнение творческого задания (кроссворд «Лилейные»);

Содержание урока

  1. Организационный момент

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

УУД, формируемые на уроке

Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Раздает каждому учащемуся схемы, карточки задания, листки самоконтроля.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой.

Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материала

Л - самоопределение к деятельности

К - сотрудничество с учителем и одноклассниками

Приветствие.

Напоминает о правилах поведения на уроке, этапах.

Учитель: - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

Учитель:

Пусть наш урок пройдет под девизом:

( слайд 1 )

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока

    Проверка домашнего задания

Учитель: - Сейчас вы должны выполнить задания в индивидуальных карточках

Карточка № 1 ( ) (слайд 1 SMART )

Карточка № 2 ()

Учитель: Правильно подберите ответы из перечня 1-13 и занесите в таблицу знаком «+».

Выдает учащимся карточки. Проводит инструкцию.

    Подпишите свою фамилию на листке.

    Прочитайте вопрос, выберите правильный ответ знаком плюс.

Показывает на экране правильный ответ.

Дифференцированный подход (слайд 1 SMART 2 )

Учитель: - Ребята посмотрите на экран. Вы видите группу растений. Как вы думаете, что их связывает?

На экране: пшеница, рожь, овес, лук, чеснок, тюльпан, лилия

Учащиеся: Эти растения входят в группу однодольных покрытосеменных растений. И их можно разделить на группы:

    Злаковые травянистые растения – пшеница, рожь, овес

    Лилейные травянистые растения - лук, чеснок, тюльпан, лилия

    Овощные лилейные - лук, чеснок

    Цветочно-декоративные лилейные растения - тюльпан, лилия

На столах лежат овощи (картофель, чеснок, лук, помидор)

Учитель: - Что вы видите на столе? Дайте общее название? На какие две группы можно разделить овощи?

Учащиеся: - Лук, чеснок, помидор, картофель. Овощи – это покрытосеменные растения.

Лук и чеснок – это однодольные покрытосеменные лилейные растения

Помидор и картофель – это двухдольные пасленовые растения.

Учащиеся указывают признаки растений.

(приложение № 3)

Работа у доски SMART

Задание : заполните таблицы

    «Признаки однодольных покрытосеменных растений» - ЛУК

    «Признаки двухдольных покрытосеменных растений» - КАРТОФЕЛЬ

Учитель: - У растения 1 семядоля, значит это растение, какое?

Прием «Закончи фразу»

Растение, которое имеет одну семядолю …. (слайд 2)

Учащиеся:- …. - это однодольное растение.

Растение, которое имеет две семядоли ….

Учащиеся:- …. – это двудольное растение.

САМОКОНТРОЛЬ: Дает задание: подпишите фамилию на листке самоконтроле и выставьте оценки за первое задание.

Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Учащиеся работают в группе по два человека, один ученик работает у интерактивной доски.

Учащиеся формулируют задание, указывают части растений, части строения цветка.

Обмениваются таблицами и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя с таблицей на слайде, оценивают работу.

Учащиеся должны разделить их на группы по признакам однодольных и двухдольных покрытосеменных растений

Учащиеся заканчивают фразу

Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, выставляет оценки.

Л - умение соблюдать дисциплину на уроке

П- мыслительные операции (обобщение, сравнение, сравнение);

П- осознанное и произвольное высказывание

Р - умение организовать выполнение задания учителя

К - умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок…..

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (слайд 3 )

Учитель: - Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.

Учитель: - Ребята, на экране вы видите красивые цветы. Попробуйте дать им названия.

(слайд 4)

Учащиеся: - Лилия, ландыш, тюльпан.

Учитель: - Правильно – это цветы. Цветы травянистые растения. А можно и их разделить на группы? Подумайте, посоветуйтесь, если да то, на какие группы?

Учащиеся: - Лилия и тюльпан – это цветочно-декоративные лилейные, а ландыш - дикорастущее лилейное.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся сравнивают виды лилейных растений.

Л - умение соблюдать дисциплину на уроке

Л - уважительно относиться к учителю, одноклассникам

Р - умение организовать выполнение задания учителя

Р – умение делать выводы по результатам работы

Р - способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы

К-умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов партнера, умение выражать свои мысли

К-умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

М- умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Учитель: - Отгадайте загадку и попробуйте определить тему урока. (слайд 4 )

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Учитель: - Какова цель нашего занятия?

Учащиеся: - Сегодня мы будем изучать дикорастущее растение - ландыш. Узнаем его биологические особенности ландыша.

Отгадывают загадку. Выдвигают предположение о тебе урока.

В тетради записывают тему и число урока.

(слайд 5 )

    Изучение нового материала

Учитель: - Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, малозаметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.

Учитель: - Перед вами два растения. Скажите, как они называются. Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша собраны в группы). (слайд 6 )

Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (слайд 7 )

Учитель: - Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.

Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей.

Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Учитель: - Каково биологическое значение соцветий?

Учащиеся: предполагаемые ответы учащихся

    Приспособление к опылению;

    Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;

    Приспособления растений к различным условиям жизни;

    Создают красоту в природе.

Учитель: Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей.

слайд 8

Учитель: - Сегодня мы узнаем о неизвестном нам растений – ландыше. Давайте обратимся к истории.

(видеоролик ) Ландыш майский – вестник весны, изящный, белоснежный, с тонким ароматом, он символизирует не только нежную красоту, но и здоровье. Со скромным цветком ландыша связаны многочисленные легенды, сказания, обычаи. Так, парижане 1 Мая – День солидарности трудящихся всего мира – называют "Днём ландыша". В Англии водный настой из цветков ландыша, применяемый в лечебных целях, был известен как “золотая вода”, т.е. продавался в позолоченных и посеребрённых флаконах. (слайды 10 -15)

Древний Рим. Богиня охоты Диана, увлекшись преследованием очередного несчастного зверушки, попала в дремучий лес, в котором жили фавны – существа малосимпатичные. И вот уже Диана вынуждена была убегать. И так она устала, что на ее теле начали появляться капли пота, которые, падая на землю, превращались в прекрасные цветы.

В Древней Руси была легенда о том, что ландыши – это застывший счастливый смех лесной русалки Мавки, которая встретила свою любовь.

Есть еще одна очень красивая легенда . Ландыш сильно полюбил красавицу весну, и просил ее, чтобы она навсегда осталась с ним. Весна не могла этого сделать. И когда она ушла, Ландыш плакал такими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила его слезы в красный цвет. В этой легенде мы видим объяснение того, почему спелые плоды ландыша имеют красный цвет.

И, наконец, чуть-чуть братьев Гримм . Ландыши – это ожерелье Белоснежки, домик эльфов и фонарик для гномов.

Учащиеся слушают внимательно.

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях термин «соцветие»

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Делают запись с экрана

Просматривают видеоролик о легенде появления дикорастущего растения – ландыш.

П- осознанное и произвольное речевые высказывания

Р - поиск информации в предложенных источниках

Работа в тетради.

Учитель : - Как и в легендах, так и в жизни ландыш противоречив. С одной стороны он широко используется в медицине, с другой – это полностью ядовитое растение.

Как и с большинством лилейных, с ландышами надо быть предельно осторожным. Употребление его красивых красных ягод вызывает тошноту и головокружение.

Учитель: - Живые цветки ландыша выделяют эфирные масла, действующие тонизирующее на организм человека. Во всех органах растения имеются вещества сердечной группы. В корнях ландыша есть вещества раздражающие слизистые оболочки желудка, кишечника, почек. Все части растения ядовиты. Неосторожно брошенными букетиками ландыша могут отравиться домашние животные.

Экстракт из ландыша входит в капли Зеленина. Содержащиеся в ландыше сердечные вещества усиливают сокращения сердца, расширяют сосуды почек, обладают мочегонным эффектом, успокаивают центральную нервную систему. В народной медицине применяют отвар листьев и цветков от заболеваний сердца, эпилепсии, глазных болезней в виде примочек, от боли в животе.

(слайд 17- 18)

Ландыш - многолетнее травянистое дикорастущее растение

Ландыш - лекарственное растение.

Ландыш занесен в Красную Книгу.

Гимнастика для глаз

Учитель демонстрирует презентацию «Гимнастика для глаз»

Учитель: - Прочитайте текст «Дикорастущие лилейные. Ландыш»

(слайд 19)

Заполните таблицу « Признаки лилейных»

Прием « Создай паспорт» - систематизация и обобщение полученных знаний

Часть растения

Признаки

Корневая система

мочковатая

Корень

корневище

Стебель

прямостоячий

Жилкование листьев

дуговое

Цветок

лепестков – 6 белые, тычинок- 6, пестик- 1.

Соцветие

кисть

Плод

ягода (ядовитая)

Семя

одна (однодольное )

Учащиеся делают запись в рабочих тетрадях

Учащиеся выполняют движения глазами в разных направлениях: влево, вправо, моргают глазами, рисуют геометрические фигуры - квадрат, круг, по диагонали.

Самостоятельно работают с текстом учебника стр. 121-123

Учащиеся составляют обобщенную характеристику покрытосеменного однодольного растения «Ландыш»

П – поиск и выделение необходимой информации

П - установление причинно-следственных связей

П- извлечение из предметного текста необходимой информации

    Закрепление полученных знаний

(ТЕСТ SMART )

Тест.

Вопрос 1.

Соцветие – это …

А) это цветок расположенный одиночно друг от друга

Б) это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке

Вопрос 2

У однодольных покрытосеменных растений корневая система

А) мочковая

Б) стержневая

Вопрос 3

К злаковым однодольным покрытосеменным растениям относятся

А) лук, чеснок

В) овес, кукуруза, пшеница, ячмень

Вопрос 4

К овощным лилейным относятся

А) лук, чеснок

Б) тюльпан, лилия, хлорофитум

Вопрос 5

К цветочно-декаротивным лилейным растениям относятся

А) лук, чеснок

Б) тюльпан, лилия, хлорофитум

В) овес, кукуруза, пшеница, ячмень

Вопрос 6

…. от семи недуг

А) ландыш

Б) чеснок

В) лук

Вопрос 7

В Красную книгу занесено растение

А) тюльпан

Б) ландыш

В) хлорофитум (слайд 12)

Дидактическая игра «Найдите лишнее»

Цель: развитее вербального логического мышления

А) чеснок, ландыш, картошка ( чеснок и ландыш - лилейные растения, однодольное покрытосеменное растение ; двудольное покрытосеменное растение )

Б) чеснок, ландыш , лук (чеснок и лук – овощные лилейные; ландыш - дикорастущее лилейное покрытосеменное растение )

В) тюльпан, ландыш , лилия (тюльпан и лилия - цветочно-декоративные растения; ландыш - дикорастущее лилейное покрытосеменное растение)

Отвечают на вопросы.

Работают с тестом SMART

Учащиеся взаимодействую с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка

К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Рефлексия

Прием «Рефлексивный ринг»

Учитель: - Выберите фразу, которая соответствует вашему настроению, и выскажите свое отношение к сегодняшнему уроку.

- Сегодня я узнал…..

- Меня удивило…

- Было трудно …

- Я научился….

- Было интересно …

- Я смог …

Организует беседу с классом по вопросам:

    Достигли ли вы цели урока?

    Что нового узнали?

    Что было интересным?

    Чему научились?

Собирает листы самоконтроля и заносит оценки в журнал.