Поясная извилина функции. Протокол поясной извилины: снимаемся с ручника

Поясная извилина функции. Протокол поясной извилины: снимаемся с ручника
Поясная извилина функции. Протокол поясной извилины: снимаемся с ручника

Передняя часть поясной извилины и базальные ганглии

Две взаимосвязанные области мозга, помогающие человеку найти свое место, расслабиться и широко смотреть на вещи, - это передняя часть поясной извилины, которая проходит в глубинных участках лобных долей, и базальные ганглии - крупные ядерные структуры глубоко внутри мозга. Две эти области отвечают за переключение внимания и восприятия. Я называю их переключателями скоростей, поскольку именно они модифицируют поведение, позволяя проявлять гибкость, адаптивность и принимать наступающие перемены.

Эти участки мозга причастны к переключению внимания от объекта к объекту, от идеи к идее и умению видеть различные варианты выбора.

В этой главе мы исследуем функции и проблемы, связанные с работой передней части поясной извилины и базальных ганглиев, поскольку они связаны с нашими повседневными делами и духовно-эмоциональным ростом. Мы рассмотрим, как от работы этих областей мозга зависят гибкость и адаптивность поведения, ощущение связи с другими и эмоциональная и духовная открытость. Затруднения в работе этих структур делают людей ригидными и зацикленными на определенных идеях.

Способность вовремя переключать внимание упрощает жизнь и обеспечивает плавный переход к новой модели мышления и поведения. Если внимание застревает на негативных мыслях, на чувстве боли из прошлого, на злости и обидах, то эмоциональный или духовный рост приостанавливается. Умение переключаться и гибкость мышления помогают адаптироваться к новым ситуациям. Люди выжили как вид именно благодаря адаптивности. Со временем человеческие существа приспособились к разнообразным переменам в климате, питании, социальном строе, плотности населения. Те, кто не умел приспосабливаться, - не выживали. В повседневной жизни возникает множество ситуаций, когда гибкость жизненно необходима. Например, чтобы ужиться с новым человеком: соседом по комнате в общежитии, мужем или женой, или с целой казармой сослуживцев. Для этого необходимо умение принимать во внимание интересы и позицию другого человека.

Настаивание на том, чтобы все шло только по-вашему, и неспособность принять потребности или желания другого человека вызывает серьезные проблемы в отношениях. Аналогично работа в новом коллективе требует повышенной адаптивности. Приходится осваивать новую деятельность и уживаться с разными по характеру коллегами, ладить с новым начальником.

Умение сотрудничать (в церкви, на работе, в спортивной команде) тоже причастно к функциям рассматриваемых участков мозга. Когда передняя часть поясной извилины и базальные ганглии работают эффективно, вам легко проникнуться духом сотрудничества. Чтобы сохранить здоровье, нам нужно пускать в свою жизнь других людей. Человеческие существа - совершенно особый вид, сотрудничество только усиливает эмоциональные и духовные связи между нами.

Склонность к постоянному несогласию и конфликтность - черты людей с плохой работой «коробки передач». Повышенная активность в поясной извилине и базальных ганглиях чаще всего бывает вызвана нехваткой нейромедиатора серотонина, который в норме способствует переключению внимания. Это приводит к ригидному, противоречивому, вздорному поведению. Такие люди к тому же часто обижаются, испытывают зависть и неприязнь.

Хэнк, 48 лет, сердился на Бога с самого детства. Его мать погибла в аварии, когда ему было 8 лет. Он молился, чтобы Бог вернул ее, но когда этого не случилось, решил никогда больше не разговаривать с Господом. Хэнка ко мне прислал семейный консультант по поводу непомерной ревности и злопамятности. Как только Хэнк рассказал мне про свое обещание сорокалетней давности никогда не разговаривать с Богом, я понял, что с его «коробкой передач» что-то неладно, это позже было подтверждено с помощью скана ОЭКТ. Балансировка работы мозга очень помогла Хэнку. Он стал более гибким, начал чаще проявлять внимание к жене, перестал роптать на Бога и вернулся в церковь.

Дженни, 7 лет, привели в клинику ее родители. Они не могли справиться с раздражительностью, тревожностью и навязчивыми мыслями девочки. Чтобы провести томографию, требовалось сделать внутривенную инъекцию. Когда мой лаборант попытался провести эту процедуру, Дженни закричала: «Нет, я не позволю вам это сделать», - и закричала не один раз, а повторила фразу 500 раз. Чем больше она повторяла одно и то же предложение снова и снова, тем лучше мы понимали, какой участок ее мозга не в порядке - тот, что связан с трудностями переключения и повторяющимися моделями поведения. Проведенная после многих усилий и уговоров томография подтвердила наши подозрения - перевозбуждение в базальных ганглиях и поясной извилине.

Я прописал ей природный антидепрессант зверобой, который помогает успокоить чрезмерную активность поясной извилины и базальных ганглиев. Через несколько недель Дженни стала вести себя лучше, она охотнее соглашалась играть с другими детьми и сотрудничать со взрослыми. Ее нрав смягчился. Ей стало легче находить общий язык с другими людьми.

Передняя часть поясной извилины и базальные ганглии также участвуют в планировании и постановке целей. Когда мозг работает гармонично, человек способен разумно планировать будущее. При слабой активности на построение разумных планов может не хватить энергии.

При чрезмерной активности люди строят слишком много планов, излишне тревожатся о них, становятся чересчур серьезны и однобоки касательно придуманных целей. Трудность в работе обсуждаемых областей мозга связана со склонностью человека предсказывать впереди различные неприятности и в целом считать мир враждебным.

У десятилетнего Джошуа базальные ганглии и поясная извилина тоже были «перегреты». Он постоянно чего-то боялся: что умрет он сам, умрут его родители или друзья. Из-за страхов он перестал ходить в школу. Когда родители привели мальчика в клинику, врачам не удалось найти в его прошлом сильного стресса. Однако в семье Джошуа имелись члены с тревожными расстройствами. Скан ОЭКТ Джошуа показал явную гиперактивность в поясной извилине и базальных ганглиях. После лечения препаратом, усиливающим воздействие серотонина, страхи оставили его, и мальчик смог вернуться в школу.

Я считаю, что передняя часть поясной извилины - это участок мозга, позволяющий людям на собственном опыте пережить духовный рост и видеть различные варианты выбора в разных ситуациях.

Процветающие люди или организации всегда способны приспосабливаться к переменам. У лучших священников и религиозных лидеров, которых я встречал, адаптивность была ярко выраженной чертой личности. С другой стороны, люди с абнормальной функцией базальных ганглиев и поясной извилины часто зациклены на устаревших моделях взаимодействия. Среди священников это те самые типы, которые говорят: «Верьте каждому моему слову или уходите из церкви». На другом конце спектра находятся личности, способные исследовать новые тропинки и выдвигать новые идеи.

С гиперактивностью поясной извилины и базальных ганглиев ассоциируют: тревожность, обсессивно-компульсивные расстройства, нарушения питания, зависимость и поведенческие отклонения у детей. Люди с подобными расстройствами злопамятны и помнят все прошлые обиды, причиняя боль своим близким.

Часто они застревают на негативных моделях поведения или впадают в компульсивные расстройства, например чрезмерное мытье рук или постоянную проверку надежности замков. Одна пациентка описала мне свою проблему как «бег в колесе, при котором мысли снова и снова повторяются».

Другой пациент рассказал: «Это словно кнопка перезагрузки компьютера постоянно нажата, даже если я не хочу думать о чем-то, мысль продолжает возвращаться». Все подобные нарушения связаны с трудностями переключения внимания.

Существует множество субклинических признаков, асоциируемых с расстройствами этих участков мозга. Термин «субклинический» означает, что интенсивность проблемы не тянет на серьезное расстройство вроде ОКР, но порождает трудности в жизни человека: тревожность, злопамятность, автоматическое отрицание (всегда говорит «нет») и отказ пробовать что-то новое или признавать право на существование иного мнения другого человека.

Когнитивная негибкость является корнем большинства этих проблем. Именно она вызывает религиозные и супружеские войны.

Люди с такими проблемами всегда придерживаются позиции «Я прав, а ты нет», «Поступим по-моему!», «Не существует других способов действия, кроме того, который предлагаю я». Подобный тип мышления свойственен религиозным фундаменталистам и фанатикам.

Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег Вадимович

Часть 2. Глава 16. Введение во 2-ю часть Первая часть книги заканчивается главой 15, поэтому нумерацию глав второй части книги я буду продолжать с цифры 16 (чтобы сохранить единство книги разные части которой писались в разное время).Мы уже знаем как биоритмы влияют на

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Е. Передняя и задняя комнаты В «передней» и «задней» комнатах может происходить нечто совершенно различное, что иллюстрирует следующий анекдот. Кассандра была дочерью священника; она одевалась неряшливо, но причудливо-эротично, и жизнь ее отличалась теми же свойствами:

автора Амен Дэниел

Глава 5 Страх и тревожность Базальные ганглии Функции базальных ганглиев:интегрируют ощущения и двигательные функции;регулируют мелкую моторику;подавляют нежелательную двигательную активность, определяют базовый уровень тревожности;усиливают мотивацию;участвуют в

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Проблемы при нарушениях работы поясной системы: беспокойство;постоянное возвращение к прошлым обидам;навязчивые мысли (обсессии);навязчивое поведение (компульсия);оппозиционное поведение;стремление к спорам;неспособность к сотрудничеству; стремление автоматически

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Активность поясной системы часто возрастает в результате стресса Многим детям и подросткам с ОВР я назначаю сканирование SPECT в состоянии покоя и в состоянии концентрации. Интересно, что приблизительно в половине случаев при попытке пациента сосредоточиться у них

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Проверяем состояние поясной системы Это список симптомов, которые могут указывать на нарушение функций поясной системы. Прочтите его и оцените состояние свое или того, человека, которого вы оцениваете. Для этого воспользуйтесь приведенной системой баллов и проставьте

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Глава 10 Разрываем замкнутый круг Что следует делать при нарушенной функции поясной системы Поясная система головного мозга дает нам возможность переключать внимание с одного объекта на другой, с одной мысли на другую и с одной проблемы на другую проблему. Когда функции

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Роль поясной системы При нормальной работе поясной системы люди легко переключают внимание с одного объекта на другой. Они обладают гибкостью и хорошими адаптационными способностями. В трудных ситуациях они чаще всего видят несколько вариантов решений. Обычно легко

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Мозг и душа автора Амен Дэниел

Личные особенности людей с нормальной функцией передней поясной извилины и базальных ганглиев Как уже говорилось, передняя поясная извилина и базальные ганглии служат своего рода «коробкой передач» мозга. В норме люди должны уметь переключать внимание с одной идеи или

Из книги Мозг и душа автора Амен Дэниел

Другая точка зрения: расстройства передней части поясной извилины Гиперактивная передняя часть поясной извилины вызывает ригидность и неспособность гибко подстраиваться под обстоятельства. Люди, страдающие от гиперактивности передней части поясной извилины, очень

Из книги Мозг и душа автора Амен Дэниел

Передняя часть поясной извилины, базальные ганглии и лидерство Здоровая работа этих участков мозга отвечает за когнитивную гибкость, адаптивность, способность видеть варианты решения проблем, кооперацию с другими и умение посмотреть на ситуацию с иной точки зрения. Эти

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Завершение диалога автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы автора Карвасарская Екатерина Евгеньевна

Часть вторая, которая появилась из-за неудачной попытки закончить часть первую 17.07.2008 Безусловно, есть сходные методы в терапии аутизма, но нет двух совершенно одинаковых. Везде и во всем есть своя индивидуальность, свои оттенки и нюансы.И тем не менее во всем мире

Головной мозг представляет собой орган центральной системы, которая состоит из несколько взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Головной мозг находится в полости мозгового отдела черепа, кости которого защищены от внешних механических ударов. Мозг похож на студенистую массу желтого цвета. Объем человеческого мозга составляет 95% емкости черепа.

В головном мозге различают пять отделов: , задний мост и , промежуточный и передний мозг. Работу всех органов и систем организует кора больших полушарий. Всякий спинномозговой рефлекс происходит при участии коры мозга.

Кора головного мозга обеспечивает тесную взаимосвязь между организмом и окружающей средой, являясь базовой основой психической деятельности человека.

Поясничная извилина входит в лимбическую систему. Это система характеризуется двухсторонними связями с отделом мозга и внутри самой системы.

В лимбический отдел большого полушария принадлежат корковые зоны обонятельного анализатора: , поясничная извилина и вкусовые анализаторы. Они играют важную роль в регуляции вегетативно-висцеральных функций организма.

Рассмотрим поясничную извилину. Над поясничной извилиной проходит поясничная борозда, которая берет начало от клюва мозолистого тела. На уровне его валика поясничной борозды отходит часть края, и борозда простирается в подтемянную борозду. К низу и сзади через перешеек поясничная извилина переходит в около центральную дольку и относится к .

Поясничная извилина, перешеек и парагиппокампальная извилина входят в одно общее понятие – сводчатая извилина.

На уровне валика мозолистого тела от поясничной борозды вверх отходит часть поясничной борозды. Поясничная извилина представляет собой коробку передач мозга, которая помогает адаптироваться мозгу от одной системы к другой.

Поясничная извилина играет огромную роль для человека, с помощью которого человек познает мир, тем самым обеспечивая переход от одних мыслей к другим. Она позволяет передвигать внимание с одного предмета на другой и адаптироваться под общество или жить самим собой.

Это извилина обеспечивает мышление, позволяя делать различные выводы. Человек, который сталкивается с нарушениями в поясничной извилине, просто не могут спланировать свои дела. Эти отклонения проявляются в непонятном поведении, то есть не могут с людьми вступать в контакт. Изменения проявляются и в характере, например, человек каждое утро ест хлеб с колбасой, если меняется утреннее меню, то он становится недовольным и агрессивным не соглашаясь с изменением.

В разуме развиваются ужастики о различных страданиях в котором принимают участие его близкие и это состояние сопровождается постоянно.

Повреждение поясничной извилины может привести к амнезии. В таком случае человек теряется в пространстве, то есть не может ориентироваться, часто не соображает, как выйти из этой ситуации. В пункт назначения который он направился, четко знает где находится, но не может найти правильное направление дороги.

Чтобы избежать различных отклонений в поясничной извилине, необходимо тренировать систематически мышление, то есть сталкиваясь с проблемами, подбирать варианты решений и в итоге рассматривать наиболее оптимальное решение. Нужно просить совета или помощи у окружающих, когда есть необходимость в посторонней помощи.

Немало важную роль в улучшении функционирования поясничной извилины оказывают систематическое выполнение физических упражнений, то есть цель упражнений должно заключаться в быстром переключении с одной группы мышц на другую.

Поясную извилину можно сравнить с коробкой переключения передач. При стрессе она заедает, что делает нас негибкими и мы утрачиваем способность приспосабливаться. Такая поведенческая жесткость значительно снижает нашу стрессоустойчивость. Сегодня я расскажу, как нормализовать активность поясной извилины (большинство упражнений из книги Амена "Мозг и любовь").


Детское поведение.

Поймите, что проблемы с поясной извилиной - это не ваши черты характера или особенности, а это проявления уставшей стрессовой поясной извилины. Это детское поведение, когда у ребенка еще недозрела поясная извилина: он любит сосать соску, долго делать одно и тоже, обожает ритуалы и часто расстраивается, если ритуал не соответствует.

Дети часто хотят только «любимую куклу» и отказываются взаимодействовать, если это не так. С укрепление префронталики такое поведение ослабляется, но может вновь активизироваться у взрослых

Отвлекайтесь.

Замечайте, когда начинаете фиксироваться, отвлекитесь и возвращайтесь к теме позже. Первый шаг к коррекции нарушений деятельности мозга состоит в том, чтобы заметить, что вы «подвисли», и отвлечься от мыслей, которые начали свой бег по кругу. Отдавать себе отчет в появлении навязчивых мыслей очень важно для того, чтобы их контролировать. Как только вы поймаете себя на том, что мысль пошла по кругу, отвлекитесь от нее. Вставайте и займитесь чем-нибудь еще. Отвлечение очень часто оказывается эффективным.

Некоторые из пациентов с нарушением функций поясной системы отмечают, что им помогает составлять список занятий, отвлекающих от навязчивых мыслей.

Например:

  • петь любимые песни;
  • слушать музыку, поднимающую настроение;
  • пойти пройтись;
  • сделать работу по дому;
  • поиграть с животными, которые живут у вас дома;
  • помолитесь;
  • сосредоточить все свое внимание на одном слове и не позволять другим мыслям пробираться в сознание (представьте себе швабру, выметающую остальные мысли).

Если активно отвлекаться от навязчивых мыслей и их блокировать, со временем они потеряют над вами свою власть.

Практики осознанности

Наблюдайте за собой и обращайте внимание, когда вы «зафиксировались» или начали обсасывать проблему, вместо того, чтобы ее решать. Запомните, что значение имеют лишь мысли, которые влекут за собой действия и только. Подробнее читайте про осознанность.

Все части невральной оси работают сообща, но два ее участка имеют особые механизмы, которые обеспечиваются их нервными отростками, идущими во всех направлениях. Речь идет о передней поясной коре (ППК) и миндалевидном теле.

Начнем с ППК (более полную информацию можно найти в Lewis and Todd, 2007; Paus, 2001). ППК тесно связана с эволюционно молодыми областями префронтальной коры – дорзальной (задней) лобной корой и латеральной (боковой), вместе эту зону обозначают трудно- произносимым термином «дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПК)». Эта зона коры – главный нервный субстрат оперативной памяти ДЛПК – своего рода временное подсобное хранилище, куда мозг выкладывает информацию, требуемую для решения насущной задачи и принятия решений.

Кроме того, ППК имеет постоянные контакты с дополнительной двигательной зоной коры, где планируются новые действия. Через эти связи ППК организует наши действия, направленные на достижение определенных целей. Когда цель становится ясной, фрагменты нашего внутреннего опыта, который необходим для достижения цели, собираются в единое целое, и этот процесс выражается в так называемой нейральной когерентности (согласованности).

По «приказу» ППК множество далеко отстоящих (по микроскопическим масштабам) друг от друга областей начинают пульсировать совместно, координируя фазы всплесков и затуханий, возбуждения и торможения. Обычно эта нейронная синхронность пульсирует в гамма-ритме – от 30 до 80 раз в секунду (Thompson and Varela, 2001). ППК – главный куратор нашего внимания. Она следит за осуществлением нашего продвижения к целям и отмечает противоречия между ними. Ее верхние уровни осуществляют усиленный контроль, преднамеренное и постоянное регулирование мыслей и поведения. Эти области созревают лишь к 3–6 годам (Posner and Rothbart, 2000). В основном именно поэтому дети хуже контролируют себя, чем взрослые. ППК работает каждый раз, когда вы осознанно выполняете свое намерение. Через плотные двусторонние связи с миндалевидным телом, гиппокампом и гипоталамусом ППК влияет на эмоции и сама подвергается их влиянию.

Можно сказать, что именно тут расположен главный центр соединения мыслей и чувств (Lewis, 2005). Укрепление ППК (с помощью медитаций, например) помогает человеку думать яснее, когда он чем-то расстроен, и привносит в логические рассуждения тепло и эмоциональную разумность. Иными словами, ППК находится в самом центре идущей сверху вниз преднамеренной, централизованной обдуманной мотивации.

Не думайте, а пишите.

Если вы застряли на каком-то образе или мысли возьмите лист бумаги и напишите, что вы там видите или думаете, а затем, опять же напишите, как из этого выйти или как ситуацию можно развить дальше. Писать надо потому, что в обдумывании сюжета и его письменном оформлении участвует довольно много других отделов мозга. Это позволит импульсу, застрявшему в цингулярной извилине сбежать из места заключения.

Помогают разные письменные техники: можно просто писать все, что придет в голову. Если вас терзает ситуация, выпишите все возможные способы ее решения, даже самые абсурдные и все возможности. Важно: не обдумать, а выписать – в этих процессах задействуются разные отделы мозга! Если кажется, что решить проблему сложно, опять поможет старый проверенный план. Тоже в письменной форме, но с точными и яркими деталями. Точное время исполнения, если вы склонные к навязчивостям, не стоит приделывать. Это будет сильно отвлекать от выполнения плана.

Если вы фиксируетесь на одной мысли, часто помогает записывание ее, чтобы от нее избавиться. Когда вы ее записываете, она часто уходит из головы. Видя ее написанной на бумаге, легче справиться с ней рациональными методами. Если навязчивые мысли приводят к проблемам со сном, держите рядом с кроватью бумагу и карандаш, чтобы их записывать. Записав такую назойливую мысль, составьте список того, что вы можете с этим сделать и чего вы сделать не в состоянии. Скажем, если вас волнует ситуация на работе, получите ли вы повышение или нет, сделайте следующее.

1. Запишите эту мысль: «Я волнуюсь, получу ли я повышение на работе».

2. Запишите, что вы можете сделать с причиной вашего беспокойства:

«На работе я могу стараться изо всех сил».

«Я по-прежнему буду надежным, трудолюбивым и творческим работником».

«Я сделаю так, что начальник не будет сомневаться в том, что я заслуживаю повышения». «Уверенно, но не хвастаясь, я расскажу своему начальнику о том, что я сделал для нашей компании».

3. Составьте список вещей, которые вы не в состоянии сделать по поводу своего беспокойства: «Я не могу решать за начальника».

«Я не могу желать этого повышения больше, чем я его желаю».

«Я не в состоянии напрямую повлиять на решение о моем повышении. Мое волнение здесь не поможет».

«Я не в состоянии сделать так, чтобы решили повысить именно меня (хотя очень многое зависит от моего настроя и работы)».

Используйте это несложное упражнение, чтобы вырваться из круговорота мыслей, которые не дают вам спать по ночам и держат вас в напряжении.

Взгляд со стороны.

Если вы зациклились на проблеме, то взгляд со стороны – лучшее решение. Не стесняйтесь просить помощи у друзей, если никак не справитесь с крутящимися в голове мыслями. Но не так чтобы друг вам сказал, что-то типа» плюнь и забудь» или « о каких отвратительных вещах ты думаешь». Надо чтобы он помог вам проработать материал застрявший в вашей голове.

Если все попытки избавиться от навязчивых мыслей остаются безуспешными, часто помогает обращение за советом к тому, с кем вы можете обсудить свои волнения и страхи или навязчивые действия. Иногда, только рассказывая о том, что вам не дает покоя какая-то мысль и т. д., вы вдруг обнаруживаете, что видите выход. На протяжении нескольких лет сам я искал решений, обсуждая проблему с людьми более опытными, чем я. Другие могут стать просто слушателями: формулируя перед ними свою проблему, вы получаете возможность видеть новые варианты решений и сверять свое восприятие с восприятием окружающих.

Придумайте парадокс.

Тренируйте парадоксальное мышление. Рассматривайте проблему с разных сторон, с разных точек зрения, с изучением за и против.

Физическая активность.

Да-да, и она тут же. Говорят, что именно эти отделы при регулярных упражнениях начинают лучше функционировать. Даже простое приседание требует быстрое переключение с одной группы мышц на другую. Это кроме всего прочего полезного, что случается от физической активности. Физические упражнения нередко оказываются весьма эффективным средством для снижения беспокойства и повышения когнитивной гибкости. Во время тренировок в тканях мозга повышается уровень триптофана. Как отмечалось, молекула триптофана обладает сравнительно небольшими размерами, и потому ей нередко приходится бороться с более крупными молекулами за возможность проникнуть в мозг. При физических нагрузках организм использует аминокислоты с более крупными молекулами для восстановления мышечной силы, таким образом снижая их содержание в крови. В это время триптофан может в больших количествах поступать в мозг, повышая уровень серотонина. Кроме того, физические нагрузки повышают вашу энергию и отвлекают от неприятных навязчивых мыслей. Я часто советую конфронтационным детям чаще заниматься физкультурой: это помогает им повышать уровень триптофана и легче взаимодействовать с окружающими.

Раскрепостить мышцы лица

Покривляться перед зеркалом, сделать антистрессовый массаж лица и головы (техника есть вот в этом видео). Нервные тики и подергивания глазом – это четкий индикатор проблем с поясничной извилиной. При стимуляции моторной зоны поясной коры возможны тикоидные движения, вовлекающие мышцы губ, языка, кистей, которые человек может задержать волевым усилием.

Спонтанность.

Станцевать, поиграть в любую игру, пойти в новое место, сделать что-нибудь необычное. Нейроны поясной моторной коры активируются при движении, причем в ее каудальной части особенно высока доля нейронов, избирательно активирующихся при спонтанных движениях. Спонтанность прекрасно снижает гипертонус поясной извилины и уменьшает уровень стресса. Чтобы вылечить эту часть нашего сознания, нам следует в том числе приучать его к поиску новых вариантов и опций и новых идей.

Выбрасывайте старые вещи и обновляйте все, что можно.

Характерная черта поражения поясной извилины – это синдром Плюшкина.
Пациенты с синдромом Плюшкина - патологические накопители, которые страдают от крайнего пренебрежения к себе, апатии, эмоциональной лабильности, подозрительности и отсутствия стыда. Все это часто оборачивается против них. Синдром Плюшкина часто ведет к социальной изоляции, которая нарастает по мере того, как в жилище у человека накапливается хлам, а внешность меняется под действием болезни. Такие люди накапливают огромное количество ненужных вещей, безразличны к грязи и мусору, недоброжелательны к посетителям и, как правило, так или иначе сопротивляются попыткам помочь им изменить образ жизни. При этом они не всегда бывают нищими: просто предпочитают не расходовать средства. Считается, что синдром возникает из-за нарушений в работе передней части поясной извилины и островковой доли, которые обычно задействованы в процессе принятия решений.

Пауза

Как уже отмечалось, у многих людей с нарушением деятельности поясной системы наблюдается склонность автоматически отвечать «нет». Боритесь с этой склонностью. Прежде чем отреагировать на просьбу или на вопрос привычным «нет», сделайте вдох и подумайте, на самом ли деле отрицательный ответ в данном случае оптимальный. Нередко помогает такая схема: вдох, пауза в течение трех секунд, потом в течение пяти секунд делать выдох. Это дает вам дополнительное время перед ответом. Например, если ваш супруг зовет вас в постель заняться любовью, прежде чем ответить, что вы устали больны, очень заняты или не в настроении, сделайте глубокий вдох. Пока вы делаете вдох, подумайте, на самом ли деле вы хотите отказать своему партнеру. На самом ли деле вам будет лучше, если вы ответите: отказом и продолжите заниматься своими делами, или для вас все-таки лучше быть в близких отношениях с этим человеком. Автоматическое «нет» разрушило не одну любовь. Дайте себе достаточно времени, чтобы задаться вопросом, на самом ли деле вы имеете в виду «нет», отвечая «нет»?

Осознанность н ачинается с умения взять паузу.

Не спорьте.

Если вы с кем-то спорите и видите, что этот человек стал «упираться», возьмите паузу, сделайте перерыв. Пусть он продлится десять минут, десять часов или десять дней! Если вы сумеете отвлечься от ситуации lose-lose, в которой проигрывают все участники, то сможете позже вернуться к обсуждению и решить проблему.

Очень давно я понял, что не надо спорить с теми, у кого нарушена функция поясной системы. Когда человека «замыкает» на какой-то мысли или действиях, логические доводы обычно не помогают. Один из наиболее эффективных, по моим наблюдениям, способов общения с «замкнувшимися» состоит в следующем: я коротко излагаю то, что хочу сказать. Если я вижу, что мой собеседник начинает замыкаться на своей позиции, я стараюсь переменить тему и переключить его внимание. Это дает время его подсознанию переварить то, что я успел сказать, не вступая с этой мыслью в конфронтацию. Часто оказывается, что, когда мы возвращаемся к этому разговору какое-то время спустя, человек уже легче принимает мою точку зрения.

Эта техника часто помогает в общении с подростками. Многие из них спорят и перечат старшим в силу естественного процесса взросления и отделения от родителей. Я предлагаю родителям уходить от противостояния с детьми, быстро изложив свою позицию и переключаясь на другую тему. Если речь идет о принципиальных вопросах, вернитесь к их обсуждению позже.

Один из лучших советов, которые я даю парам с семейными проблемами, остается такой: «Ступайте в туалет». Если вы видите, что ваш партнер начинает повторяться, а его поясная система все больше вовлекается в ваш спор, извинитесь и скажите, что вам надо в туалет. Мало, кто станет спорить с человеком, ощутившим столь естественную потребность, а между тем пауза в споре часто оказывается полезной. Если ваш собеседник вошел в особенно крутое «пике», возьмите с собой книжку потолще и не выходите подольше.

Научитесь обращаться с «трудными» детьми

Сталкиваясь с «трудными» детьми, следует помнить два главных совета. Такие дети часто фиксируются на негативном поведении. Если удается найти к ним правильный подход, это может изменить всю их жизнь. Первый совет состоит в следующем: чтобы нарушить их фиксацию на навязчивых мыслях или действиях, из-за которой они и становятся упрямыми и враждебными, постарайтесь понять, в какой момент их отвлечь. Отвлечение - действенная техника, которая хорошо помогает освобождать от «фиксации» людей с нарушенной функцией поясной системы. Отвлеките такого ребенка, сменив тему разговора, переключив его внимание на физическую активность (отправьте его погулять, предложите поиграть) или на задание, в котором есть упражнение на отвлечение внимания.

Родителям детей с нарушенной функцией поясной системы очень важно утвердить свою «высшую» власть. Родители не должны позволять, чтобы конфронтационное поведение оказывалось выигрышным. В противном случае они только развивают в ребенке эту склонность, которая вполне может испортить ему всю дальнейшую жизнь. Родители, потакающие требованиям, не приучают ребенка подчиняться власти. Поэтому этим детям приходится трудно в школе и в обществе. Самые эффективные дети, как правило, вырастают у авторитарных родителей, придерживающихся твердых позиций. Точно так же, как людям с ОКР бывает труднее противостоять навязчивым мыслям и действиям, если они им поддаются, так же и конфронтационное поведение у детей, если ему уступать, становится только хуже. Чем раньше вы отучите детей от такого поведения, тем будет лучше для всех. С этой целью я разработал свод правил для родителей, который стал первым шагом в обучении обращению с такими детьми. Очень важно четко формулировать правила и дать понять, что вы не намерены от них (этих правил) отступать. Вот два правила, касающиеся конфронтационного поведения.

Делай, что говорят родители, с первого раза.

Никаких споров с родителями.

Эти правила устанавливают, что у вас, как у родителя, есть власть, и вы не позволите ребенку ругаться с вами. Если вы возьмете за правило добиваться от своих детей послушания с первого раза, они будут знать, что это то, что от них требуют. Если они не послушались, следует немедленно пресекать непослушание. Не надо повторять свою просьбу по сто раз. В этом случае шансы, что вы обидите своего ребенка словом или действием, многократно возрастают. Если вы попросили ребенка что-то сделать, а он отказывается или медлит - не откладывая «на потом», скажите ему так: «Выбирай. Можешь сделать это сейчас, или подожди, и сделаешь это позже. Мне все равно. Решай сам». Если ребенок не торопится сразу выполнить вашу просьбу, дайте ему тайм-аут. При необходимости этот алгоритм можно повторить. В случае непослушания принимайте меры быстро, твердо, без эмоций. Чем эмоциональнее вы начинаете общаться, тем хуже ведут себя такие дети. Здесь важна последовательность.

Второе правило (никаких споров с родителями) в отношениях с конфронтационными детьми чрезвычайно важно. Если вы позволяете такому ребенку спорить с собой, это только усиливает и усугубляет его сопротивление, вызванное нарушением в поясной системе. Конечно, вам интересно выслушать мнение своего ребенка.

Однако следует проводить грань между высказыванием своего мнения и спором. Может быть, есть смысл предупредить ребенка: «Конечно, мы твои родители и хотим знать твое мнение. Но если ты повторил его больше двух раз, то это уже спор».

Такого рода «родительские интервенции» всегда эффективны, если происходят на фоне хороших отношений между родителями и ребенком. Родители, развивающие «лимбическую» связь с собственным ребенком, общаясь с ним и выслушивая его, реже сталкиваются с такой проблемой, как конфронтационное поведение.

Суммируем сказанное. В отношениях с конфронтационными детьми при необходимости используйте метод отвлечения, оставаясь вместе с тем твердыми и авторитарными. Посмотрите, сколько вы ссоритесь с ними. Не стоит ссориться по любому вопросу. К сожалению, у конфронтационных детей один или оба родителя страдают нарушениями в поясной системе, а это только усугубляет проблемы такой семьи. Между тем нередко становится легче, когда родители проявляют известную гибкость.

Альтруизм

Если вы дочитали до этого места, то вот подарок – лучший способ снизить гипертонус поясной извилины. Ранние наблюдения за активностью мозга человека показали, что при совершении милосердного поступка у него повышается активность системы подкрепления. Эта система в мозге отвечает за чувство удовольствия, поэтому выходит, что человек, даже помогая другому, всё равно действует в своих интересах. Это было доказано в опытах на обезьянах.

Если обезьяна действовала в собственных интересах, у неё активизировались клетки орбитофронтальной коры, отвечающие за персональную выгоду. Если же макака отдавала сок другому, у неё срабатывали некоторые нейроны передней части поясной извилины, молчавшие во время «эгоистичного» поступка.

«Альтруистичные» нейроны не мешают получать удовольствие от помощи другому, а лишь указывают на дополнительный источник такого удовольствия. Эта же область мозга вовлечена в социальные взаимодействия: например, когда любимый человек попадает в трудную ситуацию, за него "переживает" именно поясная извилина.

Смерть.

Размышления о своей смерти и конечности бытия отлично снижают тонус поясной извилины. Советую. опубликовано

ФУНКЦИИ ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:

  • способность перемещать внимание с одного объекта на другой;
  • когнитивная гибкость;
  • способность к адаптации;
  • переключение с одной мысли на другую;
  • способность видеть выбор;
  • способность «плыть по течению»;
  • способность к сотрудничеству.

Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных до­лей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с од­ного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений. Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности. На мой взгляд, точнее всего функции этой области мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность чело­века идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случа­ются ситуации, требующие когнитивной гибкости. На-

Поясная извилина

Поясная извилина.

Трехмерное изображение -
активный мозг.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид сверху.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид спереди.
пример, вы приходите на новую работу, и вам надо при­выкнуть к новой системе выполнения заданий. Если на прежней работе вы что-то делали иначе, то для того, чтобы добиться успеха на новом месте, важно понять, как перестроиться, чтобы понравиться новому начальст­ву и адаптироваться к новой системе. Когда ученики пе­реходят из начальной школы в среднюю, им пригодится когнитивная гибкость, чтобы хорошо учиться. Вместо одного учителя разные предметы начинают вести раз­ные учителя. Ученикам приходится заниматься, под­страиваясь под стиль каждого из учителей. Гибкость нужна и в отношениях между друзьями. Что годится в общении с одним другом, может оказаться совершенно неуместным в отношениях с другим.

Правильно справляться с переменами - одно из ос­новных условий личного, социального и профессиональ­ного роста. И в этом большим подспорьем, или преградой, может стать поясная система. Когда она функционирует правильно, мы лучше можем следовать повседневным об­стоятельствам. Когда ее активность снижена или, на­оборот, повышена, когнитивная гибкость бывает нару­шена.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эф­фективной ее работе нам легко переходить в режим со­трудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система (наряду с другими областями ПК) участвует в процессе мышления, «заглядывающего в бу­дущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче пла­нировать и ставить перед собой разумные цели. При на­рушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуа­ций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться валено уметь распо­знавать существующие варианты. В моей профессии врачи, обладающие способностью адаптироваться, с го­товностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций пояс­ной системы (среди тех, кого я сканировал, их было не­мало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает за­держиваться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАБОТЫ

ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:
  • беспокойство;
  • постоянное возвращение к прошлым обидам;
  • навязчивые мысли (об сессии);
  • навязчивое поведение (компульсия);
  • оппозиционное поведение;
  • стремление к спорам;
  • неспособность к сотрудничеству; стремление автома­тически говорить «нет»;
  • формирование зависимостей (алкогольной, наркотиче­ской, расстройства пищевого поведения);
  • хронические боли;
  • отсутствие когнитивной гибкости;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ОКР спектральные расстройства;
  • расстройства пищевого поведения;
  • крайняя степень агрессивного вождения.

При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (напри­мер, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях).

Один пациент с нарушенной функцией поясной сис­темы так описал свое состояние: «Это как белка в коле­се, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвраща­ется».

На клинических состояниях, связанных с нарушени­ем работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас я хотел бы поговорить о, как я их называю, субклинических состояниях, обусловленных нарушени­ем работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные рас­стройства, однако при этом вполне могут ухудшать ка­чество жизни. Беспокойство, постоянная память про­шлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригид­ность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись».

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод- система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.

Ещё одна структура- перегородка- получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. "… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по- видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия" (Т.Л.Леонтович).

Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.

2) Ретикулярная формация (Р.ф.).

Важную роль в эмоциях играет Р.ф. - структура внутри моста и ствола головного мозга. Именно это образование в наибольшей мере способно явиться "генерализатором" той или иной "частной" потребности организма. Она оказывает широкое и разностороннее влияние на различные отделы ЦНС вплоть до коры больших полушарий головного мозга, а также на рецепторные аппараты (органы чувств). Она обладает высокой чувствительностью к адреналину и адренолитическим веществам, что лишний раз указывает на органическую связь между Р.Ф. и симпатической нервной системой. Она способна активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой, т.е. действует как своего рода фильтр. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые- через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются "неспецифическими". Это означает, что нейроны Р.ф. могут реагировать на многие виды стимулов.

Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция. Голубое пятно- плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп.мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок Р.ф.- чёрная субстанция- представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор- дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний.

3) Кора больших полушарий.

Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности. Следовательно, они связаны с корой- высшим отделом головного мозга, но в значительной мере- и с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. В создании эмоций участвуют и височные доли.

Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности. На основе сравнения всей информации фронтальная кора обеспечивает выбор определённой схемы поведения.

Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению. Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет. Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение. Ориентация на сигналы высоковероятных событий делает поведение адекватным и результативным. Однако в особых условиях, в ситуациях со значительной степенью неопределённости при явном дефиците прагматической информации необходимо учитывать и возможность маловероятных событий. Для реакций на сигналы с нужной вероятностью их подкрепления важна сохранность гиппокампа- второй "информационной" структуры мозга.

Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.

Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симонова- это единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.

Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека. Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении- от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной "резервуар" эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).

Настало время рассмотреть их взаимодействие в образовании эмоций, их роль и значимость.

Нервные центры эмоций.

Жизнь большинства людей направлена на то, чтобы уменьшить страдания и извлечь как можно больше наслаждения. Наслаждение или страдание зависит от активности определённых структур мозга.

Американский физиолог Уолтер Кеннон в 30-х г.г. пришёл к выводу о том, поток возбуждения, возникающего при действии эмоциональных стимулов, в таламусе расщепляется на две части: к коре, что обусловливает субъективное проявление эмоций (ощущение страха или уверенности), и к Hpt, что сопровождается характерными для эмоций вегетативными сдвигами. Позже эти представления были уточнены и детализированы в связи с обнаружением роли лимбической системы в формировании эмоций. В центре этой системы находится Hpt , которому принадлежит ключевая позиция, а снаружи с лимбической системой взаимодействуют лобные и височные области коры. Ретикулярная формация ствола мозга поддерживает необходимый для функционирования уровень активности лимбической системы. О роли отдельных структур мозга можно судить по результатам их стимуляции через вживлённые в ткань мозга электроды. Благодаря этому методу были выявлены чрезвычайно малые области Hpt, раздражение которых приводило к появлению пищевого или оборонительного поведения, сопровождавшегося характерными вегетативными реакциями. Такие структуры можно определить как мотивационные. Наиболее обычным для них медиатором является норадреналин. При использовании этого метода были обнаружены области мозга, раздражение которых сопровождалось появлением положительных и отрицательных эмоций. Положительные эмоции были получены при стимуляции ядер перегородки (эйфория), лимбических структур среднего мозга, передних ядер таламуса. Основным претендентом на роль медиатора эмоциогенно- позитивных структур является дофамин и эндорфины. Повышение образования эндорфинов приводит к улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения, уменьшению или устранению болевых ощущений. Отрицательные эмоции были получены при раздражении миндалин и некоторых областей Hpt. Медиатором для этих структур является серотонин.

Помимо мотивационных и эмоциогенных существуют информационные структуры. К ним принадлежит гиппокамп, при раздражении которого отмечается спутанность сознания, временная потеря контакта с врачом. По типу медиатора такие структуры чаще всего оказываются холинэргическими.

Эмоции "запускаются" мозгом, но реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны и т.д. При этом симпатический отдел мобилизует энергию и ресурсы тела.

Как известно, эмоции возникают не сами по себе, а всё начинается с потребности организма. Потребности организма прежде всего воспринимаются хеморецепторами кровеносного русла и специальными центральными хеморецепторами, которые представлены в ЦНС. Также особенно богаты ими некоторые области ретикулярной формации ствола головного мозга и Hpt.

Раздражённые участки возбуждаются. Возбуждение адресуется в лимбические образования головного мозга. Последние объединяют такие морфологические образования, как перегородку, миндалину, гиппокамп, поясную извилину, свод головного мозга и мамиллярные тела. Выход гипоталамических возбуждений на эти структуры головного мозга осуществляется через медиальный пучок переднего мозга. Анализ функций передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины и Hpt свидетельствует о том, что взаимодействие этих структур мозга необходимо для организации поведения.

При усилении гипоталамического возбуждения последнее через передние ядра таламуса начинает распространяться и на передние отделы коры больших полушарий.

Физиологические основы эмоций.

Эмоции- это необходимый фундамент для повседневной и творческой жизни людей. Они вызываются действием на организм, на рецепторы и,следовательно, на мозговые концы анализаторов определённых раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию органов.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер- симпатические. Следует учесть, что в одних системах организма при эмоциях преобладают симпатические влияния подбугровой области, например в сердечно- сосудистой, а в других- парасимпатические, например в пищеварительной. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление.

При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической- уменьшается. В результате возбуждения симпатической системы и усиления пластического тонуса может наступить оцепенение мускулатуры, реакция обмирания, застывание тела в определённой позе- каталепсия.

Теории эмоций.

Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, - изменения в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т.п. Уже не меньше ста лет учёные хорошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти изменения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остаётся предметом споров.