Пиролизный отопительный котел на отработанном масле. Обогрев за копейки! Особенности котла отопления на отработанном масле

Пиролизный отопительный котел на отработанном масле. Обогрев за копейки! Особенности котла отопления на отработанном масле
Пиролизный отопительный котел на отработанном масле. Обогрев за копейки! Особенности котла отопления на отработанном масле

В качестве топлива для домашних котлов могут применяться самые разные вещества, но не все они равнозначны. Наряду с традиционными решениями, все активнее ведутся поиски альтернативных вариантов. Один из них – отработанное масло.

Особенности

Котел на отработанном масле привлекателен тем, что такое топливо считается одним из наиболее дешевых по сравнению с другими. На практике может применяться как искусственное, так и природное масло.

Не имеет значения, каким образом оно использовалось:

    в автомобилях;

    в подвижном составе железной дороги;

    в кулинарной и строительной технике.

В результате сжигания подобных отработанных масел неизменно выделяется большой объем тепла. Кроме того, масляный котел может быть собран своими руками. Особенно он привлекателен при обогреве подсобных помещений, таких как гаражи и хозяйственные блоки. Но при этом следует учитывать, что подобные системы имеют общие для всех жидкостных (а также и специфические) положительные, отрицательные стороны. Нужно разобрать этот момент подробнее.

Преимущества и недостатки

Так как сами масляные отопительные приборы стоят недорого и используют дешевое горючее, окупаются они стремительно. Еще выгоднее самостоятельная сборка (конечно, при строгом учете всех технологических требований и при грамотной эксплуатации, но об этом еще пойдет речь в следующих разделах). При правильной сборке и толковой настройке сгорание масла происходит полностью, оно не образует ядовитых продуктов. Масляные котлы содержат очень небольшое количество деталей, что не только упрощает сборку, но и снижает вероятность поломки. Что немаловажно, темп разогрева как самого оборудования, так и помещения, где оно установлено, очень велик.

Но стоит учитывать и вероятные проблемы. Так, масляные котлы быстро выжигают кислород. Потому придется приложить много усилий для создания хорошей вентиляции. Использование отработанного масла приводит к частому засорению котлов, обслуживать и просто очищать их придется чаще, чем другие образцы. Котлы такого рода позволяют применять не только отдельные виды природного или синтетического масла, но и их комбинацию.

Но применение разнообразного сырья обуславливает высокий риск присутствия специфических примесей. Потому придется снабжать участок, подающий топливо внутрь котла, особым фильтром. Ввиду быстрого засорения очистительной системы она нуждается в регулярной замене. Таким образом, очевидные слабости и сильные стороны масляного котла обусловлены именно спецификой применяемого топлива. Более точно охарактеризовать систему можно, если разобраться с особенностями ее устройства.

Виды

Котлы на отработке могут нагревать воздух напрямую. Такие системы отличаются впечатляющей производительностью и могут долго прогревать воздух даже в крупных домах. Особенность проявляется в том, что емкость с горючим чаще всего ставится на пол, а нагревательный блок крепят к стене или даже к потолку. Кроме этой версии, существуют масляные котлы с водяным контуром или даже с парой таких контуров. Одноконтурный аппарат способен подать горячую воду только в отопительную систему, если не использовать бойлеров, распределительное оборудование.

Индустриальные модели масляных котлов часто оснащаются блоками автоматического управления.

Все подобные модификации – не воздушные, а водяные, причем на автоматику ложатся разнообразные задачи:

    отслеживание температуры воздуха;

    проверка нагрева теплоносителя;

    проверка давления в отопительном контуре;

    сигнализация о возникших ошибках.

Принцип работы

Масляные отопительные котлы оснащены двумя отсеками: первый подготавливает масло к работе, испаряя его, а второй уже сжигает. Залитое в резервуар топливо при помощи насоса перекачивается в испаритель, внутри которого поддерживается довольно высокая температура. По трубе пар добирается до камеры сгорания. Еще в эту камеру вводится другая труба, по которой вентилятор нагнетает воздух, перемешивающийся с масляными парами.

В результате получается комбинация веществ, сгорающая почти без образования посторонних компонентов.

Если не производить предварительного прогрева жидкости, система работать не будет.

Важно учитывать, что в отработанных смазочных маслах содержится масса примесей.

Перед сжиганием они расщепляются на простые углеводороды, в результате окисления которых возникают:

    углекислота;

    газообразный азот.

Все эти вещества (за исключением CO2, да и то в определенных условиях) не представляют опасности для человека и других живых существ. Но чтобы обеспечить действительную безопасность выхлопных газов масляного отопления, придется строго соблюдать температурные ограничения. Как установлено химиками, окислиться на 100% углеводороды смогут лишь при 600 градусах. Если отклониться от этой цифры на 150 градусов хотя бы в меньшую или в большую сторону, результатом сжигания станет выброс целого ряда веществ, контактировать с которыми без противогаза не рекомендуется. Это предъявляет повышенные требования к точности проектирования горелок и форсунок водогрейных, атмосферных котлов на отработанном масле.

Рассчитать расход топлива можно, если разделить площадь обогреваемого пространства на 10. К сведению: это дает только оценку режима максимальной производительности. В ряде случаев практичнее всего оказывается установка сразу нескольких котлов в виде каскада. Уровень производительности (а также, конечно, и расход масла) непосредственно связан с качеством установленной горелки. Соблюдая эти принципы, нетрудно добиться хорошего результата.

Подробнее о том, как работает котел на отработанном масле, вы узнаете из видео ниже.

Как сделать своими руками?

Найти чертежи и схемы самодельных масляных котлов сейчас не проблема. Главное – правильно оценить их свойства и свои возможности. Во многих случаях ошибки при проектировании и создании котла обходятся крайне дорого. Чтобы максимально эффективно испарять масло, многие рекомендуют ставить чаши из толстого металла, разогреваемого до высоких температур. В эти чаши отработка подается очень небольшими порциями, буквально каплями. Стоит капле коснуться стальной поверхности, как она моментально испаряется и уносится по воздуховоду в камеру сгорания.

Устье воздушной трубы оборудуется крыльчаткой, которая формирует вихрь. Только при этом условии смесь масла и воздуха удерживается внутри рабочего отсека достаточно долгое время.

Все вроде бы выглядит просто, логично и без экстремальных усложнений. Но возникает одна проблема: как прогреть чашу, чтобы она испаряла попавшую на нее жидкость немедленно. Наиболее простым вариантом оказывается размещение внутри фитиля, который пропитали произвольно выбранной горючей жидкостью.

Когда фитиль положен, дно чаши покрывают бензином либо дизельным топливом, которое поджигают. Добившись прогрева металла, запускают прокачку масел. Относительная простота такой методики оборачивается повышенной опасностью. Следующий важный нюанс: пусть имеется уже прогретая тем или иным способом чаша, но нужно организовать подход масла к ней. Циркулирующие в открытых источниках материалы описывают в основном струйную подачу горючей жидкости.

Судя по опыту, такие системы работают, но опасность их резко возрастает. Струя не может сгореть полностью, неизбежно выделяется много токсичных веществ, которые способны попасть в комнату.

Чтобы подавать масло каплями, потребуется:

    набор тройников;

  • кусок от больничной капельницы.

Выбирают шланг, на который ляжет функция маслопровода. Один конец этого шланга оснащают фильтром, который понижает концентрацию вредных веществ в жидкости. Подойдет для решения такой задачи типовой автомобильный очиститель полного цикла. Все аппараты, которые рассчитаны на частичную очистку, заведомо непригодны.

Следует менять очищающий блок примерно раз в месяц, а при напряженной эксплуатации с недостаточно качественным топливом – еще чаще.

Автомобильные фильтры оборудуются на производстве резьбой , оптимизированной для фиксации в автомобилях, что может вызвать определенные затруднения. Требуется использовать кусочек стойкого к маслу шланга необходимого диаметра, и надеть его поверх фильтра. Такой кустарный узел сообщается с маслопроводом через штуцер. Заранее проверяют, не остается ли в перекачивающем шланге избытка масла. Если он создается, обеспечить капельный проход жидкости не получится.

Котлы на отработанном топливе могут быть выполнены и по пиролизной схеме. Дожигание повышает время сожжения единичной порции масел. Альтернативой является лишь применение насоса строго заданной мощности, способного выдавать четко отмеренную массу масла. Но сложность такого решения не позволяет реализовать его в кустарных условиях. Более того, даже на заводах используют в основном упрощенный вариант, когда дозировка горючего производится штуцером, тройниками и ниппелем.

Очень важно обеспечить температуру отработанного масла на уровне от 10 до 20 градусов, чтобы оно хорошо текло. В противном случае дом будет наполняться чадом и не получится добиться устойчивости горения. Раз и навсегда задать некий оптимальный режим не получится. Стоит только измениться составу отработанного масла, подать его с другой температурой, и придется с нуля выбирать настройки капельной прокачки. Подача топлива напрямую от капельницы к топке невозможна.

Первоначально масло подают в воронку, связываемую с трубой, по которой оно и идет в чашу. Если котел подключают к водяным трубам, следует оснастить его насосом, чтобы теплоноситель циркулировал эффективнее. Иногда создается встраиваемый теплообменник, похожий на букву U. Его ставят в верхней доле топки и связывают с выносным резервуаром для горячей воды. Еще существует схема с расположением теплообменника на дымовых трубах.

При самостоятельном изготовлении масляного котла используют листы стали толщиной от 0,4 см. Также рекомендуется применять арматуру внутренним диаметром 1 или 0,8 см, трубы, сгоны, тройники.

Кроме этих деталей, для работы потребуются:

    стальные переходники;

  • компрессоры;

    расширительные бачки;

    герметики повышенной стойкости;

    сварочные аппараты;

    полотно из асбеста;

Вместо листового металла, можно применять крупные отрезки труб с утолщенными стенками. Чтобы согреть гараж, достаточно использовать два куска трубы: с сечением 50 и 20 см соответственно. Дополнительно применяют пару круглых пластин толщиной не менее 0,3 см.

К сведению: если требуются более мощные отопительные средства, используют детали увеличенных размеров. Заготовку под корпус из крупной трубы отрезают до высоты около 1 м, а меньшую заготовку – до высоты примерно 0,2 м.

Одна из пластин станет днищем корпуса, а другая – его крышкой. Соответственно, в них прорезают отверстие под дымоход и под малую трубу. Дно желательно усилить привариванием еще одной пластины, чтобы минимизировать риски разрушения. Днище корпуса дополняется ножками, формируемыми из арматурных прутьев. Внизу делается резервуар, а сбоку – дверца.

Монтаж

Ключевым требованием при монтаже котлов, работающих на отработанном масле, является соблюдение норм пожарной безопасности. Запрещается использовать их без оборудованного дымохода. Для защиты потолков от перегрева используют специальные кожухи. Необходимо предусмотреть особую заслонку, при помощи которой можно перекрывать тягу и избегать чрезмерного проникновения холода в случае остановки котла. Как фабричные, так и самодельные конструкции обильно потребляют кислород, потому следует позаботиться о проветривании котельного помещения.

Рекомендуется установка котлов на каменную подложку или поверх жаростойкой плитки. Запрещена обшивка деревянными и пластиковыми элементами, допустимо только окрашивание жаростойкими ЛКМ. Так как отработанное масло придется непрерывно доливать, стоит заранее подготовить пути доступа к котлу. Учитывая сильный нагрев оборудования, нежелательно размещать его там, где находятся легко загорающиеся или повреждающиеся предметы. Конечно, отопительное устройство не должно создавать никаких препятствий перемещению людей.

Иногда под котел создают площадку из бетона, которая оснащается мелким бортиком. Это элемент пассивной безопасности на случай разлива горючего. Заливать бетонную массу нужно строго по уровню, чтобы исключить ошибки. Лучшее расположение автоматического блока управления – на стене. А вот поверх крышки самого котла ставить его нельзя, иначе микросхемы перегреются и выйдут из строя.

Шланги, по которым прокачивается масло, а также электрические провода должны быть удалены от поверхности котлов. Что произойдет даже при их кратковременном прикосновении – догадаться несложно. Установка термического датчика производится внутрь трубки, расположенной сбоку от котла. Резервуар, куда заливают отработанное масло, ставят не ближе 70 и не дальше 150 см от нагревателя. Масляный насос адаптируется под горловину используемых бочек.

Диаметры дымоходов подбираются равными выводу из котла, хотя иногда они могут быть и больше. Не стоит делать дымоходы выше 5 м, это почти неизбежно вызывает нестабильность при горении. Не получится обеспечить полную мощность сжигания топлива. Рекомендуется перед топкой прибивать стальной лист. Ящик с песком в помещении, где поставлен котел, тоже не помешает.

Минимальный диаметр дымохода составляет 11 см, сужения недопустимы. Рекомендуется делать горизонтальные фрагменты только в том случае, когда иначе поступить невозможно. Когда дымовой канал проводится через стену, она должна пронзаться строго под углом 45 градусов. Остальные требования пожарной и взрывной безопасности те же самые, что и для угольной или дровяной печи. Если можно сократить количество сварных швов, следует так и поступить.

Инструкция по эксплуатации

Использование масляного котла для отопления частного дома может оказаться весьма притягательным делом. Но только в том случае, если не нарушать базовые принципы эксплуатации. В случае проникновения воды в топливную массу она начинает бурно гореть. Избежать пожара можно, если немедленно применить углекислотный огнетушитель. Разумеется, он должен быть размещен непосредственно в котельном помещении.

Очистка камер сгорания производится минимум раз в 24 часа. Для этого используется особый скребок, который с фабричными изделиями идет в комплекте. Очистка производится после остановки котла и полного дожигания горючего до фазы сухой золы. Суть: котел переводится в режим розжига (если нет специального режима выключения). После угасания огня нужно, выждав 5 минут, открыть зольник и очистить его.

Далее котел разжигается по обычной схеме, запускается автоматика. Дымоход чистить не следует. Очищать трубку, по которой подается масло, приходится довольно редко и только при применении некачественного топлива. Проверять эту деталь нужно, как только обнаруживаются признаки плохой подачи масла. Крышка котла снимается, ее переворачивают и осматривают деталь.

Для чистки используют:

    стальную арматуру;

    толстые сверла;

    проволоку;

    щетку из металла.

Автоматику нужно продувать от пыли. Регулярно требуется оценивать ее состояние. Обнаружив накопившуюся пыльную массу, следует немедленно устранить ее, даже когда срок не пришел формально. Помещения с повышенной влажностью оборудуются автоматикой таким образом, чтобы она оказывалась за стеной. Проводку выводят через эту стену, если есть малейшая возможность сделать именно так.

Важно: все модификации изготовленных на заводах котлов не могут меняться произвольно. В случае любых изменений их характеристик, конструктивных параметров, произвольной смены топлива вся ответственность лежит на потребителе. Запрещено допускать к котлу детей, престарелых, лиц с ограниченными способностями и домашних животных. Нельзя также оставлять их в помещении с котлом без присмотра.

Розжиг начинается с открытия крана, после чего дно камеры сгорания должно покрыться слоем масла от 0,5 до 1 см. Если его меньше или больше, запускать котел нельзя. В случае необходимости быстрого розжига туда добавляют 50-100 г керосина, особой жидкости либо дизельного топлива. Обычно розжиг производят при помощи бумажного или сделанного из ветоши фитиля. Этот фитиль поджигают и спускают через зольник или сквозь верхний люк до самого дна рабочего отсека.

    запускают вентилятор, обеспечивающий наддув;

    следят, чтобы масло не горело без наддува;

    закрывают крышку на зольнике;

    выжидают от 120 до 300 секунд, чтобы масло закипело и котел вошел в рабочий режим.

Сократить негативные последствия при использовании отработки можно, если отстаивать купленное либо использованное масло.

Нельзя опускать подающий топливо насос до самого дна резервуара. Если сделать так, в котел может попасть осадок. Целесообразно выдерживать промежуток в 0,1 м. Специалисты полагают, что стоит хотя бы раз в месяц очищать бак от накапливающихся там засоров.

Чтобы погасить котел, закрывают кран и дожидаются выгорания топлива. Отключать поддувающий вентилятор можно минимум через 5 минут после окончательного выгорания горючего. Если продув камеры недостаточен, образуется много дыма и сажи. Попав в управляющий блок, они выводят его из строя.

Категорически недопустимо разжигать масляный котел при помощи ацетона, автомобильного или авиационного бензина, растворителей для строительных красок, эфирных масел и иных летучих жидкостей.

Периодически дно камер сгорания очищают от набирающихся постепенно негорючих веществ. Чем хуже топливо, тем чаще такая очистка оказывается необходимой потребителям. Сократить количество шлака можно, если отказаться от синтетического или трансмиссионного масла. В случае появления необычно большого количества сажи и копоти следует немедленно остановить котел и вызвать специалистов. Также поводом для срочного ремонта является необычный шум и неоправданно частое потухание.

На фото: Паровой котел 500 кг пара/час с горелкой AL-35V на отработанном масле, г.Краснодар

Котлы с горелками на отработанных маслах позволяют значительно сократить расходы на отопление и решить проблему утилизации отходов ГСМ, что особенно актуально для предприятий, имеющих большое количество отработанных масел: транспортных предприятий, автосервисов, СТО, кафе, ресторанов, ж/д, флота и т.д. В качестве топлива для горелок " " могут быть использованы любые отработанные масла (минеральные, синтетические, моторные, трансмиссионные, трансформаторные, турбинные, закалочные масла или их смеси).

На фото: Запуск парового котла ПАР-0,5-0,07ПО с горелкой AL-35V, г.Краснодар

Котлы отопления на отработанном масле, цена на которые выше, чем на дизельные установки, оказываются гораздо более экономичными в использовании по причине невысокой стоимости топлива. Уже к концу первого года эксплуатации стоимость котла на отработке сравняется с аналогичным показателем по дизельному котлу. Используя котел на отработке длительный период времени, вы получаете существенную экономию денежных средств. Там, где непрерывный цикл производства, требующего большого количества тепла (сушильные камеры для сушки песка, автосервисов ит.д.), котлы с горелками на отработке приводят к сокращению расходов в 3 раза.

На фото: Котел OLB-1500RD-R с горелкой AL-15V, Московская область

Наша компания выпускает горелки на отработанных маслах серии AL . Произведенные нами горелочные устройства эксплуатируются с различными теплогенераторами и жидкотопливными котлами, а также с некоторыми видами твердотопливных котлов. У нас вы можете купить котлы на "отработке" по самым выгодным ценам.

Жаротрубные двухходовые котлы отлично показали себя при работе с горелками серии на отработанном масле. Данные котлы на "отработке", цена на которые указана в разделе , имеют высокий уровень КПД и конструкцию, обеспечивающую комфортную чистку топочной камеры. Мы предлагаем котлы серии COMPACT CA (Бельгия), SCHUSTER (Италия), OLB (Корея) и котлы REX (Италия).

На фото: Горелка AL-70V установлена на котел ICI Caldaie REX85 в котельной ГОК, Архангельская обл.

Выгодным вариантом для подачи отопления в помещение и обеспечения горячей водой является котел на отработанном масле. Аппарат характеризуется простой конструкцией, что позволяет изготовить его самостоятельно. Это поможет дополнительно сэкономить средства. Если такая возможность исключается, можно приобрести котел на отработке заводской сборки. В настоящее время модельный ряд изделий представлен в широком разнообразии.

Сегодня большой популярностью пользуется отопительное оборудование, которое функционирует на отработке. Это объясняется рядом отличительных преимуществ устройства. В первую очередь это низкая стоимость установки и доступность топлива, которое можно купить за символическую плату. Отопление на отработке не нуждается в использовании ресурсов в виде электроэнергии и газа, что делает его экономически выгодным.

Важно! Вторичное использование продуктов отработки в полном объеме благотворно влияет на окружающую среду, исключая утилизацию масла и попадание его на грунт и в водоемы.

При правильной настройке котла отработанное масло сжигается полностью, благодаря чему не образуются токсичные продукты сгорания. Устройство состоит из минимального количества деталей, что можно увидеть на схемах котлов. Это увеличивает надежность и долговечность конструкции. На разогрев котла не требуется много времени. Принудительная конвекция способствует быстрому повышению температуры в помещении.

Несмотря на многочисленные достоинства, котел на отработке имеет и недостатки. При работе устройства испаряется влага из воздуха и происходит сжигание кислорода, что негативно сказывается на здоровье человека. Поэтому котел должен располагаться в нежилом помещении с хорошей вентиляционной системой. Устройства на отработке быстро загрязняются. Особенно это относится к плазменной чаше и дымоходу.

Для такого котла могут использоваться разные варианты отработанного масла, которое характеризуется обилием различных примесей. Поэтому для обеспечения длительного периода эксплуатации устройства в том месте, где осуществляется подача масла в котел, следует установить фильтр, который необходимо менять по мере загрязнения.

Как работает котел на отработке

Котлы для частного дома на отработанном масле, а также для гаража, мастерской или производственного помещения имеют простую конструкцию. Они состоят из двух камер-отсеков: испарительной и камеры сгорания. В первом отсеке выполняется процесс подготовки отработанного масла к горению. Во втором – оно сжигается. Принцип работы устройства заключается в следующем.

Из емкости с отработанным маслом насос подает вещество в испарительную камеру, которая располагается в нижней части аппарата. В ней поддерживается необходимая температура, достаточная для нагревания и последующего испарения отработки. Масляные пары поднимаются в верхнюю зону корпуса, где располагается камера сгорания. Она дополнительно оснащена воздуховодом в виде трубы с отверстиями. С помощью вентилятора по воздуховоду воздух подается в камеру, где смешивается с масляным паром. Образованная смесь сгорает без остатка.

Теплообменник распространяет полученное тепло. Образованные продукты сгорания поступают в дымоотвод. Обязательным процессом является предварительный нагрев отработки. Масло содержит множество примесей, под действием определенной температуры происходит процесс разложения вещества на простые углероды, которые впоследствии сжигаются. В результате образуются водяные пары, азот и газ, безвредные для организма.

Полное окисление углеводов возможно только при температуре 600 °С. Если это значение не соблюдается, в процессе сгорания образуется множество токсических веществ, крайне опасных для здоровья человека.

Разновидности масляных котлов на отработанном масле

Существует три варианта котлов на отработанном масле: водонагревательный, отопительный и бытовой. Первый вариант является альтернативой современному бойлеру. Имея платформенную конструкцию, аппарат прогревает плоскую поверхность, где располагается водяной бак. На выходе емкости установлен небольшой насос, который осуществляет регулировку давления в системе.

Важно! Изменить температуру воды очень сложно, поэтому в случае необходимости ее рекомендуется разбавить холодной.

Для водогрейных котлов на отработанном масле используется водяной бак объемом не более 140 л. Он нагревается на протяжении 2 часов, что в несколько раз быстрее скорости работы современного электрического бойлера. Масляный водонагреватель может работать в двух режимах: быстром и фитильном. Первый вариант используется для нагрева полностью холодной воды. Фитильный режим позволяет воде в емкости находиться в подогретом состоянии. Однако на это потребуется большое количество топливного ресурса.

Важно! Масляные водонагреватели на отработке монтируются в подвальных помещениях, поскольку они являются нетранспортабельными.

Бытовые котлы считаются идеальным решением для загородных домов. Они имеют встроенный механизм очистки газов, что способствует работе устройства без дыма. Подобные аппараты являются мобильными конструкциями, что позволят переносить их в любое место без нарушения работоспособности изделия. Это многофункциональное устройство позволяет не только отапливать помещение, но и подогревать пищу. Агрегат можно использовать на природе или во время путешествия.

Автоматика для котла на отработанном масле может выполнять различные функции. Здесь можно настроить контроль за разогревом теплоносителя, температурой воздуха в помещении. Такие аппараты устанавливаются на полу. Их стоимость зависит от функциональных особенностей устройства.

Характеристика котла отопления на отработанном масле

Отопительный котел на отработанном масле должен располагаться в нежилом помещении. Как правило, для обогрева дома его устанавливают в специальной пристройке. Несмотря на то что современные устройства оснащены усовершенствованным фильтрационным блоком, в процессе работы они выделяют неприятный запах машинного масла.

Внутренняя часть блока оборудована обогревательным узлом с водяной трубочкой и гидропомпой. Последний элемент может работать от электрической сети или от генерируемой самим аппаратом энергии. С помощью гидропомпы в контуре осуществляется циркуляция теплоносителя в виде обычной воды.

Принцип работы устройства заключается в следующем. В камере сгорания осуществляется окисление масляных паров и воздушных масс, которые поступают под воздействием вентилируемого компрессора. Уровень огня регулируется с помощью шланга с клапаном. Вентилирующее устройство является единственным движимым элементом, вследствие чего оно может выйти строя.

Такие котлы характеризуются высокой производительностью и способностью длительное время поддерживать температуру воздуха в помещении. Емкость с топливом располагается на полу, а воздухонагреватель может быть закреплен на стене или потолке.

Тонкости процесса создания котла на отработке своими руками

Важнейшей составляющей процесса сгорания топлива является предварительный разогрев отработки. Это даст возможность тяжелому веществу окислиться на легкие составляющие. Добиться такого результата можно с помощью создания толстостенной раскаленной чаши из металла, куда отработка будет подаваться каплями.

При попадании масла на раскаленный металл вещество превращается в пары, которые отводятся в камеру сгорания. Там они должны смешаться с воздухом для лучшего горения, для чего используется воздуховод. Он оснащается крыльчаткой, благодаря которой осуществляется завихрение потока, что способствует длительному пребыванию в камере сгорания масляно-воздушной смеси. Только в этом случае топливо сгорит полностью.

Для осуществления процесса нагрева испарительной чаши в нее следует поместить фитиль, пропитанный горючим. Далее добавляется немного солярки или бензина и выполняется поджиг. Когда металл раскаливается до нужной температуры, происходит подача масла. Этот процесс является простым, но очень опасным. Поэтому важно правильно организовать поступление вещества в форсунку для котла на отработанном масле.

Если масло будет поступать струйно, топливо не будет успевать сгорать. В результате образовываются токсические компоненты, опасные для здоровья человека. Для осуществления эффективного горения без дыма следует организовать капельную подачу топлива. Для этого применяется шланг, на одном конце которого устанавливается фильтр. Лучше использовать автомобильный масляный элемент полной фильтрации. Затем на шланг надевается фрагмент медицинской капельницы с колесиком-регулятором. Элемент закрепляется на штуцере. Масло из капельницы направляется в воронку, которая соединена с трубой. Она подает топливо в чашу сгорания.

Изготовление своими руками котла на отработанном масле с водяным контуром

На основании изучения чертежа котла своими руками на отработанном масле выполняется подготовка следующих необходимых материалов и инструментов:

  • листа металла толщиной 4 мм для бака или трубы диаметром 500 мм;
  • трубы сечением 200 мм;
  • листового металла толщиной 6 мм для создания крышки;
  • металлических пластин толщиной 3 мм;
  • куска трубы для монтажа дымохода;
  • насоса для подачи масла;
  • вентилятора;

  • переходников стальных;
  • герметика термостойкого;
  • уголка металлического для опор;
  • болгарки с обрезным кругом;
  • дрели;
  • молотка;
  • набора ключей;
  • сварочного аппарата с электродами.

Полезный совет! Для облегчения создания самодельного котла на отработке можно воспользоваться готовыми бочками для кислорода или пропана.

Корпус котла условно делится на две части. В нижней будет располагаться радиатор отопления, а в верхней – водяная рубашка.

Процесс выполнения котла своими руками на отработанном масле начинается с изготовления внутреннего бака в виде емкости с водяной рубашкой, каналом для подачи кислорода и трубкой для масла.

На листе металла наносятся размеры элементов бака согласно чертежу котла на отработанном масле. Все детали соединяются с помощью сварки. В днище корпуса выполняется дверца для извлечения чаши и поджига масла. Для ускорения процесса корпус можно изготовить из фрагмента трубы диаметром 500 мм, длиной 1 м.

Из металлических пластин вырезаются два элемента круглой формы, которые будут исполнять роль дна и крышки корпуса. В верхней части делается круглое отверстие, имеющее размер, соответствующий диаметру перфорированной трубы, в которое она вставляется и приваривается. Корпус накрывается двумя пластинами посредством сварки. К его дну крепятся ножки из арматурных прутков.

Верхний бак изготавливается аналогичным образом. В крышке выполняется отверстие под дымовую трубу. Для соединения двух емкостей используется трубка-горелка диаметром 100 мм, высотой 35 см. В не й делаются отверстия диаметром 9 мм в количестве 50 шт. по всей площади изделия.

Статья по теме:


Принцип работы. Типы устройства. Модели заводской сборки. Изготовление печи на отработке своими руками, варианты конструкции.

С помощью сварки все элементы соединяются между собой согласно чертежу котла на отработанном масле. После установки аппарата на ровное бетонное основание производится монтаж дымохода. Его длина составляет 3,5-4 м. Чтобы обеспечить хорошую тягу, необходимо, чтобы труба была наклонной. Наружная часть должна быть вертикальной, причем она оснащается специальной крышкой для защиты от снега и дождя.

Варианты масла для котлов на отработанном масле

Для данных котлов можно применять любой тип отработанного масла. Подходящим считается не только машинное, но и амортизационное, трансформаторное, трансмиссионное, моторное, гидравлическое, рапсовое, растительное и другие виды. Главным требованием к топливу является отсутствие в его составе воды, промывочных жидкостей, антифриза и других нежелательных компонентов. Машинное масло является наиболее дешевым и доступным вариантом. Его в достаточном количестве можно приобрести на любом СТО.

Котел на дизельном топливе характеризуется максимальным КПД. К нему можно добавлять масляные вещества, которые будут выступать в роли катализатора, что способствует хорошему процессу горения. Это могут быть мазут, керосин, средство для розжига мангалов.

Важно! В процессе горения топливо нельзя добавлять в емкости. Ее заполнение происходит только после полного выгорания заливки и остывания бака.

Обзор котлов российского производства на отработанном масле

Котлы отечественного производства на отработанном масле изготавливаются преимущественно в Воронеже, где производитель располагает всеми необходимыми документами, связанными с производством продукции. Встречаются и другие малые предприятия. Однако большинство из них не имеют государственного сертификата на изготовление отопительного оборудования. На это следует обращать внимание при покупке котла.

Двухконтурный котел на отработанном масле Теплотерм GMB 30-50 кВт характеризуется высоким качеством исполнения каждой детали. Он, благодаря многофункциональному микропроцессору, оснащен автоматической системой управления. Аппарат имеет множество опций, которые упрощают работу устройства, делая ее безопасной. Расход горючего – 3-5,5 л/час. Стоимость модели составляет 95 тыс. руб.

Популярной моделью является пиролизный котел Геккон 50. Аппарат может работать не только на отработке, но и на сырой нефти, дизельном топливе, мазутах всех марок, керосине, жирах и различных видах масла. Котел нетребователен к качеству и вязкости топлива. Здесь нет необходимости в его предварительной фильтрации и нагреве.

Конструкция имеет небольшие габариты (46х66х95 см) и вес 160 кг. Аппарат характеризуется высоким КПД, надежностью выполнения всех элементов и соединительных узлов, простотой обслуживания и ремонта. Максимальная температура в устройстве достигает 95 °С. Расход горючего вещества составляет 2-5 л/час. Потребляемая мощность равна 100 Вт. Цена отопительного котла на отработанном масле – 108 тыс. руб.

Котел Ставпечь STV1 характеризуется высоким КПД. Мощность аппарата составляет 50 кВт. Расход топливной смеси равен 1,5-4,5 л/час. Размеры корпуса – 60х100х50 см. Аппарат оснащен надежной модулируемой горелкой для котла на отработанном масле, имеющей высокий показатель эмиссии. Устройство укомплектовано топливным фильтром, насосом и водонапорным баком. В качестве горючего можно использовать различные виды масла, дизельное топливо и керосин. Цена котла составляет 100 тыс. руб.

Комбинированный аппарат КЧМ 5К имеет чугунный корпус. Он может работать не только на отработке, но и на газу, а также на твердом топливе. Мощность устройства – 96 кВт. Модель отличается высоким качеством изготовления деталей, безопасностью в эксплуатации и долговечностью. Купить котел можно за 180 тыс. руб.

Дорогостоящие котлы на отработанном масле отечественного производства

Отечественный автоматический котел на отработанном масле Тепламос НТ-100 характеризуется расширенной комплектацией. Двухконтурный котел может использоваться не только для отопления, но и для обеспечения в доме горячего водоснабжения. Модель характеризуется высоким качеством изготовления всех составных элементов. На внешние детали нанесена порошковая краска, которая защищает их от коррозии. Корпус имеет внутреннее теплоизоляционное покрытие в виде стекловаты высокой плотности.

Для удобства управления аппарат оснащен дистанционным пультом, что позволяет ему работать в автоматическом режиме. Он состоит из включателя, термостата, термогигрометра и аварийного термостата.

Котел имеет размеры 114х75х118 см и вес 257 кг. Максимальная потребляемая мощность достигает 99 кВт. Расход горючего вещества колеблется в пределах 5-6 л/час. Цена котла на отработанном масле составляет 268 тыс. руб.

Одноконтурный отопительный аппарат на отработке Ecoboil-30/36 может использоваться для обогрева помещения площадью до 300 кв. м. Он имеет габариты 58х60х110 см. Мощность устройства составляет 28 кВт. Расход топлива может колебаться от 0,9 до 1,6 л/час. Котел работает на любом виде масла, невзирая на его качество. Также для него можно применять керосин и спирт. Стоимость котла – 460 тыс. руб.

Водогрейный жаротрубный котел Беламос НТ 325, имеющий мощность 150 кВт, способен обогреть помещение площадью более 500 кв. м. Расход топлива достигает 1,8-3,3 л/час. Благодаря наличию теплообменника имеет высокий КПД. Оснащен блоком управления с функцией плавной регулировки и возможностью поддержания выставленной температуры теплоносителя. Может работать на любом виде жидкого топлива, которое не нуждается в фильтрации и подогреве. Цена котла составляет 500 тыс. руб.

Финские котлы для частного дома на отработанном масле

Большой популярностью пользуется на основании многочисленных отзывов котел на отработанном масле Ecoheat 60S, укомплектованный горелкой. Аппарат можно подключать к бойлеру для получения горячей воды. Котел имеет габариты 102х67х79 см. Расход топлива не превышает 5,4 л/час. Мощность агрегата составляет 60 кВт.

Корпус котла выполнен из листовой стали и покрыт теплоизоляцией в виде плотного стекловолокна. Преимуществом агрегата является простота обслуживания, что обеспечивается благодаря классической форме камеры сгорания и двойной системе фильтрации топлива. Купить котел на отработанном масле можно за 280 тыс. руб.

Еще одной достойной внимания моделью является котел Danvex B-60, функционирующий на отработке. Он используется для обогрева помещения площадью 150-200 кв. м. Мощность устройства – 63 кВт. Корпус выполнен из качественной жаропрочной стали с теплоизоляционным покрытием. КПД устройства составляет 88 %. Его можно подключить к бойлеру. Расход топлива равен 5,6 л/час.

Модель отличается качественной и профессиональной сборкой и стильным исполнением. Агрегат прост в эксплуатации и в обслуживании. Благодаря наличию герметичной топливной линии исключается вероятность испарения масла и присутствие неприятного запаха в помещении. Средняя цена котла составляет 290 тыс. руб.

Европейские производители отопительных котлов на отработке

Надежное и долговечное отопительное оборудование предлагает немецкая фирма Kroll. Модели характеризуются мощностью 25-200 кВт. Расход топлива находится в диапазоне 2,1-16,9 л/час. Котлы оборудованы инверсионной камерой сгорания, которая располагается горизонтально, и универсальной автоматической горелкой. Дымогарные трубы внутри оснащены турбуляторами из нержавейки, что позволяет регулировать температуру дымовых газов, выбирая уровень давления в топке. Стальной корпус имеет теплоизоляционный кожух из стекловолокна.

Другой немецкий производитель Buderus занимается изготовлением низкотемпературных чугунных отопительных котлов на отработанном масле. Устройства имеют мощность 25-100 кВт. Большинство моделей оснащено электронной системой управления с опцией плавной регулировки температуры воды в котле. Котлы дополнительно могут комбинироваться с водонагревательными баками для осуществления горячего водоснабжения.

Испанская компания Roca предлагает модельный ряд отопительных котлов мощностью 58-1744 кВт, которые могут использоваться для обогрева помещения площадью 580-17500 кв. м. Аппараты оснащены реверсивной камерой сгорания. Корпус выполнен из листовой стали.

Итальянский производитель Unical выпускает котлы мощностью 35-1100 кВт. Топка цилиндрической формы с глухим дном обладает инверсией памяти. Устройство имеет три газохода котлового блока. Благодаря короткому факелу обеспечивается высокое качество теплообмена и повышается уровень конвекции.

Другие производители масляных котлов

Двухконтурные жидкотопливные котлы Energylogic американского производителя отличаются высоким качеством исполнения, надежностью и долговечностью. Модели имеют мощность 41-218 кВт. Теплообменник работает на влажном эффекте, охлаждая воду. Это исключает образование точек прогара и способствует замедлению износа металла.

В вентиляторной горелке располагается специальная головка, которая формирует и удерживает пламя, нормализуя процесс сгорания горючего. Аппараты имеют возможность подогревать топливо перед попаданием его в форсунку. Котлы оборудованы реверсивной двухходовой топкой.

Китайские установки котельные на отработанном масле Norteс имеют мощность 15-7000 кВт. Благодаря наличию сетчатого фильтра горючее поступает в форсунку в чистом виде. Устройства оснащены датчиком перелива топлива и надежной сдвижной регулировочной заслонкой вторичного воздуха.

Другой китайский производитель Smart Burner изготавливает котлы мощностью 24-595 кВт. Устройства имеют систему плавного розжига и опцию регулировки подачи топлива, что способствует большой экономичности.

Двухходовые котлы корейского производства работают на основе одноступенчатых горелок OLB. Они имеют мощность 15-1600 кВт. Устройства оборудованы регулятором давления, с помощью которого настраивается расход горючего на форсунку, что определяется вязкостью топлива. Имеют функцию защиты системы в случае неисправности одного из элементов котла.

Корейские котлы Kiturami работают на разных видах топлива. Они оснащены устройством самодиагностики, благодаря чему выполняется регулировка режима работы. В зоне вторичного дожигания котлы имеют горелку с технологией аэродинамики циклонного потока.

В настоящее время отопление на отработанном масле пользуется большой популярностью. Это в первую очередь связано с экономической целесообразностью такого варианта. Котлы на отработке характеризуются рядом отличительных преимуществ, однако устройства заводского исполнения имеют достаточно высокую стоимость. Чтобы сэкономить, аппарат можно изготовить самостоятельно, изучив все тонкости процесса.

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2-3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.
Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название - двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница - прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в . Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru .

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона - придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15-20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5-7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:


В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3-7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

Изготавливаем теплогенератор из баллона

Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).


Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

  • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5-3 мм (например, марки 12X18H12T);
  • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 - Ст20 от 4 мм толщиной;
  • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
  • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
  • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
  • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
  • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор - все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

  1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
  2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
  3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
  4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
  5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
  6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.


Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ - примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.


Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6-7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

  1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
  2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно описывается в отдельном материале.
  3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
  4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
  5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
  6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – бесперебойного питания.

Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива - нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется - для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства . Всё, что понадобится для запуска процесса разложения - испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: .

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа - в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: .

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы - сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат - лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска - отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона:

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой - она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна - 200 мм, а верхнего - 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае - 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм - это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости - частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая - колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним - 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном . Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами - последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых - необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.