Кухня в голландском стиле. Голландский графический дизайн: политика творческой анархии

Кухня в голландском стиле. Голландский графический дизайн: политика творческой анархии
Кухня в голландском стиле. Голландский графический дизайн: политика творческой анархии

Заметное родство со скандинавским стилем, но при этом гораздо большая склонность к футуризму и минимализму, совершенно неожиданные дизайнерские ходы и решения и безусловная оригинальность — все это как нельзя более точно описывает современный голландский дизайн интерьеров.

Портал The Architect предлагает десятку по-настоящему интересных и оригинальных проектов интерьеров жилых домов в Нидерландах, реализованных в последние годы.

Резиденция Villa Rotterdam от Ooze (2010 г.)

Изначально эта вилла, расположенная в Роттердаме, представляла собой оригинальное здание начала 20 века с двумя совершенно разными пристройками 1991 и 2003 годов. В итоге, стараниями архитекторов и дизайнеров из студии Ooze, Villa Rotterdam приобрела совершенно новый облик: теперь снаружи здание имеет вид традиционной голландской фермы, но с окнами необычной формы. Внутри также произошли кардинальные изменения: виллу полностью перепланировали, креативно разделив пространство на зоны, где дизайнеры сочетали совершенно разные стили и материалы.

Двухэтажный лофт Singel от Laura Alvarez Architecture (2012 г.)

Главной идеей дизайна этих апартаментов в Амстердаме стало создание непрерывного пространства. В итоге на первом этаже гостиную от прихожей отделяют раздвижные панели из орешника, а столовую от кухни — только лестница. Кстати, именно кухня является сердцем лофта, поскольку его владелец очень любит готовить. На втором этаже находятся две спальни и ванная между ними, а также глубокий 11-метровый шкаф, который изготавливался специально для этого проекта и играет роль одновременно гардеробной и кладовой.

Дом H House от Wiel Arets Architects (2011 г.)

Этот футуристический дом из стекла и бетона, находящийся в Маастрихте, создавался специально для молодой и талантливой пары — актера и танцовщицы, которые также увлекаются ландшафтным дизайном и самостоятельно разбили сад за домом. Интерьер обозначен открытой планировкой, оформлен в светлых тонах и выдержан в стиле минимализма. Вместо несущих стен здесь использованы колонны, а все остальные стены сделаны из стекла. Приватность же достигается с помощью плотных штор. А еще одной изюминкой этого дома является оригинальная лестница, подвешенная в воздухе.

Дом House G от Maxwan Architects (2007 г.)

Сегодня сложно поверить, что этот замечательный дом в Гельдермальсене ранее был не чем иным, как старым сараем. Архитекторы и дизайнеры переделали здесь буквально все: изменили количество, размер и расположение окон, обновили фасад и сделали перепланировку. Теперь в гостиной, совмещенной с кухней, владельцы дома отдыхают, принимают гостей и устраивают винные дегустации для клиентов. А главную роль здесь играет невероятная конструкция, которая одновременно является кухней, шкафом, лестницей и книжным стеллажом.

Таунхаус Black Pearl от Studio Rolf.fr + Zecc Architecten (2011 г.)

Этому дому в Роттердаме на самом деле уже больше столетия, причем 30 последних лет он и вовсе был заброшен. Но затем за него взялись талантливые дизайнеры, подарив ему новую жизнь. Снаружи здание выкрасили в черный цвет, а внутри использовали 5 цветов (белый, черный и три оттенка серого), что позволило расставить акценты в пространстве. После кардинальной перепланировки «Черную жемчужину» разделили на три этажа, разместив на них мастерскую, из которой есть выход в небольшой бамбуковый сад, и несколько полуоткрытых помещений (например, кухню, столовую, спальни и т. д.). А на крыше дома, откуда открывается замечательный вид на город, оборудовали джакузи.

Подробнее об этом проекте читайте .

Апартаменты Church of Living от Zecc Architects (2008 г.)

В северных странах с каждым годом появляется все больше заброшенных церквей. Однако, чтобы сохранить исторические здания, их переделывают под другие цели. Так церковь Св. Якобуса в Утрехте превратилась в жилой дом. При этом дизайнеры постарались сделать внутри как можно меньше изменений, оставив крепкий деревянный пол и двери, невероятные витражные окна, арки и колонны. И даже церковные скамьи нашли свое применение в столовой.

Маленькая квартира от i29 Interior Architects (2010 г.)

Площадь этой квартиры в Амстердаме — всего 45 м². Поэтому для того, чтобы создать уютное и комфортное пространство, дизайнеры сделали полную перепланировку и компактно разместили все детали интерьера. Мебель по максимуму встроена и словно спрятана за сплошным деревянным фасадом, и лишь несколько ярких цветовых акцентов (например, зеленый диван) оживляют светлую колористическую гамму квартиры.

Дом House Like Village от Marc Koehler Architects (2011г.)

Этот жилой дом, расположенный в живописном месте на берегу залива в Амстердаме, раньше был большой столовой, из огромных окон которой открывался просто невероятный вид. Переделывая здание, дизайнеры сохранили эти окна, поскольку они прекрасно вписывались в их концепцию: создать много маленьких «домов» внутри одной постройки. Теперь все жилые зоны отделены друг от друга, а пройти из одной в другую можно по своеобразным «улицам». При этом пространство все равно остается открытым, хотя при надобности можно легко достичь полной приватности.


Дом Modern Villa от BBVH Architecten (2009 г.)

Главным отличием этой современной виллы в Гааге являются ее огромные разноуровневые террасы, ориентированные на водоем, и, конечно же, глубокий черный цвет фасада. При этом интерьер представляет собой полную противоположность экстерьеру: преимущественно белый цвет в интерьере и яркие акценты в виде картин и разноцветных диванов наполняют виллу светом и воздухом.


Подробнее об этом проекте читайте .

Дом Rieteiland House от Hans van Heeswijk Architects (2011 г.)

Этот дом в Амстердаме архитектор и дизайнер Ханс ван Хеесвик построил для себя и своей семьи. Благодаря полностью стеклянному фасаду жильцы могут постоянно любоваться прекрасными видами, а при надобности спрятаться за автоматическими алюминиевыми панелями. Также ван Хеесвик воспользовался возможностью и самостоятельно создал дизайн практически всего, что находится в доме.


Нравится стиль Северной Европы? Согласитесь, есть особое очарование в его кажущейся простоте и одновременной продуманности, присущей подобным интерьерам. Мы уже много рассказывали о шведских квартирах, а сегодня предлагаем рассмотреть стиль другой европейской страны, близкий по духу - голландский. О нем расскажет Эстер, владелица простой, но невероятно притягательной испанской квартиры.

Вы узнаете шесть основных принципов голландского стиля в интерьере. Впрочем, они применимы для дома в абсолютно любом уголке земного шара. И вы поймете, почему.

А затем - прогуляетесь по квартире Эстер, созданной с учетом этих приемов (более 30 фото интерьеров).

Итак, для начала познакомимся с рассказчиком.

Эстер - счастливая владелица этой очаровательной квартиры в Барселоне. Чтобы сделать дом уютным, ей не понадобились услуги декоратора или дизайнерское образование. За советами Эстер обратилась к собственному вкусу и… голландцам.

Она уверена, что именно этот народ знает все о дизайне интерьера. У Эстер было немало возможностей в этом убедиться, так как она сама голландского происхождения.

На основании полученного опыта Эстер вывела 6 базовых уроков по созданию гармоничного интерьера, позаимствованных из голландского стиля.

А вы хотите узнать, чему можно научиться у голландцев?

Урок первый: упрощать

Дом - место для отдыха, а не филиал музея или картинной галереи. Кому нужны эти сложные сочетания и непрактичный декор? Планируя интерьер, Эстер с мужем оставили самый минимум вещей.

Обратите внимание, к примеру, на интерьер кухни. Здесь - только самые простые базовые цвета: белый - для стен и мебели, черный - для кухонных поверхностей. Такой выбор не случаен: полностью белая кухня напоминала бы о заведении общепита, но здесь черный уравновешивает белизну.

Даже декор - и тот весьма лаконичный: простые, без изысков часы наподобие вокзальных, стеклянные абажуры без малейших признаков декора. Но кухня вовсе не кажется неуютной - наоборот, она там и манит присесть за раскладной стол, выпить чашечку кофе или перекусить салатом… Все благодаря обилию естественного света, играющего на белоснежных фасадах, и натуральному декору: цветы, фрукты, зелень в горшочках.

Урок второй: анализировать

Критичный взгляд на вещи - вот первый навык, который осваивает хозяйка голландского дома. Планируя интерьер, в первую очередь оцените все достоинства и недостатки своего дома или квартиры.

Так, Эстер восхитили яблоневый сад во дворе и обилие естественного света, и она сделала все, чтобы максимально подчеркнуть эти «бонусы». Здесь помогли большие окна на французский манер и обилие белого цвета, как мы уже отметили выше. Итог - гостиная просто сияет!

Урок третий: сократить расходы

Как бы банально это ни звучало, но красивому интерьеру совсем не обязательно быть дорогим. Даже наоборот - Эстер уверена, что лишние траты есть следствие недостаточной продуманности (а трезвый взгляд на вещи, как мы помним из предыдущего урока - одно из базовых правил голландского интерьера). Чтобы их избежать, она привезла большую часть мебели со старой квартиры.

А кое-что стало многофункциональным. Например, этот низкий модуль ЭКСПЕДИТ из ИКЕА, стоящий на границе кухни и гостиной. Обратите внимание: он выполняет сразу три задачи. Винная стойка, буфет, комод, и, в качестве бонуса - разделитель между двумя функциональными зонами. Все это - в одном, притом совсем не дорогом, предмете.

Урок четвертый: использовать повторно

Логичное следствие предыдущего пункта: чтобы не переплачивать за вещь, можно купить что-то бывшее в употреблении.

Так, например, к Эстер попало это интересное изголовье для кровати. Для более современного вида его выкрасили в белый цвет, что позволило подобрать идеально подходящие фасады гардероба и комод. Подробнее к этому изголовью и его роли в интерьере мы вернемся чуть позже.

Впрочем, не всегда повторное использование означает покупку через третьи руки. Вторую жизнь могут получить и предметы, ранее служившие в другом качестве. Так, дополнением для детской с кроватью от ИКЕА стал письменный стол, ранее стоявший у Эстер на кухне. А обои вокруг окна - остатки от предыдущего ремонта.

Урок пятый: смешивать

Помните изголовье в спальне Эстер? Как вы наверняка знаете, любая восстановленная вещь имеет шанс стать винтажной, что и произошло с этим изголовьем. Обратите внимание: само оно лишено всевозможных примет времени вроде патины и потертостей. Винтажный образ создает правильный декор: свежие цветы в хрустальных вазах, изящные рамки на противоположной стене, светильники с резными ножками.

Другой замечательный пример удачной эклектики - цветовая гамма гостиной. Обратите внимание: преобладает достаточно холодный белый, но его разбавляют теплый бежевый и «уравновешивающий» голубой. Легкие акценты в виде цветов и комнатных растений разбавляют это нордическое трио, внося нотку теплоты.

Урок шестой: искать вдохновение

Заменой стенке для телевизор в гостиной стала тумбочка БЕСТА с фасадами КАРЛСБИ из ИКЕА. Идею Эстер позаимствовала из социальной сети Pinterest. Вот вам еще один урок от голландцев: искать вдохновение повсюду.

Хотите быть с нами на связи каждый день? Добро пожаловать на нашу Планету Вдохновения Вконтакте! Загляните, пролистайте! Нравится? Присоединяйтесь и получайте вдохновение каждый день!

А теперь рассмотрите квартиру Эстер во всех деталях.

Интерьер кухни:

Интерьер гостиной:

Кухню часто называют сердцем дома, оплотом семейного счастья, любимым местом. И всё это так и есть, потому что это помещение в квартире (или в доме), где не только готовится еда. Здесь собирается вся семья за столом, чтобы покушать или попить чай, а также пообщаться, посидеть рядом и напитаться не только пищей, но и теплом и участием своих близких. В своей кухне мы чувствуем себя защищёнными теплом своего дома. Поэтому так важно оборудовать это пространство, чтобы всем домашним здесь было уютно и удобно. В этой статье я расскажу, как можно обустроить кухню в Этот стиль подразумевает сдержанность, спокойные тона в интерьере, но при этом он современный и комфортабельный.

Для создания интерьера в голландском стиле стоит начать с . Для этого необходимо оштукатурить стены и побелить их или окрасить в один из светлых тонов. Это может быть светло-бежевый, бледно-голубой, матовый белый, слегка серый цвет или светло-жёлтый. Стены не обязательно должны быть идеально ровными. Допускаются некоторые погрешности в пределах разумного, тогда кухня приобретает домашний облик. А неровности не придают ей небрежности, если стены старательно прокрашены. Всё как раз наоборот, создаётся впечатление, что хозяева очень старались и самостоятельно делали ремонт. Потолок тоже можно просто покрасить ещё более светлой краской, чем стены, но настоящая голландская кухня предполагает наличие потолочных балок. Их имитация продаётся в любом строительном магазине. их на потолке не составит большого труда.

Если нет желания заделывать весь потолок балками, можно ограничиться одной или двумя. Тем самым Вы подчеркнёте стиль и расставите акценты.

Пол в голландской кухне всегда тёмный и выполнен из хороших деревянных досок или выложен керамической плиткой.

Если хотите добиться максимального эффекта при создании при подборе строительных и отделочных материалов выбирайте максимально приближенные к натуральным. В европейских странах в отделке жилых помещений преимущественно используют натуральные материалы:дерево, камень, стекло, керамику и другое.

Совсем не обязательно в своей квартире или доме стараться полностью повторить интерьер голландской кухни. Наши кухни-это стилизация голландского (или любого другого) стиля, который нам нравится. Можно использовать для обустройства своей кухни лишь некоторые существенные детали в интерьере, которые явно будут указывать на определённый стиль. Ведь мы создаём свой собственный интерьер и он должен нравиться и быть удобным прежде всего нашей семье.

В голландской кухне есть несколько особенностей, которые отличают её от других кухонь. К одной из таких особенностей относится использование в отделке кухни кафельной плитки определённой расцветки. В Нидерландах придумали керамические изразцы, которыми ещё несколько веков назад начали украшать камины и печи. Позже плиткой стали отделывать стены на кухне. И до наших дней керамическая плитка не утратила своей популярности. У голландской плитки доминирующие цвета-синий, голубой и зелёный и характерная тонкая роспись. Голландия-это одна из провинций королевства Нидерланды. Но населяющие её мореплаватели так прославили свою Родину за её пределами, что все стали думать, что Голландия-это отдельное государство. В Нидерландах кроме мореплавания уже на протяжении нескольких веков успешно развивается цветоводство. Эти две отрасли не могли не отразиться на формировании интерьеров голландских домов.

Другая особенность голландской кухни-наличие печи или камина . Конечно, невозможно в современной городской квартире соорудить печь, да и не нужно. Но камин, если позволяет площадь, сделать можно. Сейчас продаётся множество моделей электрических каминов, которые имитируют натуральный огонь. Выглядят они привлекательно, при этом поддержат стиль. И, кроме того, есть возможность подчеркнуть ещё одну особенность голландской кухни: отделка красным кирпичом одной из стен кухни.

Если все работы по ремонту стен, потолка и пола проведены, приступаем к более приятному: подбору кухонной мебели. Фасады современной кухонной мебели в голландском стиле могут быть деревянными или имитировать дерево. Часто их окрашивают в спокойные расцветки. В голландской кухне иногда нижние шкафы окрашены в более тёмный цвет, чем верхние. Это тоже придаёт сдержанной голландской кухне особый шик и респектабельность.

Простые фасады кухонных шкафов в сочетании с напольной и настенной кафельной плиткой подчёркивают стиль кухни из натуральных материалов.

Есть ещё одна характерная черта голландской кухни — обязательное наличие . Иногда ими заменяют верхние шкафы.

На открытых полках выставляют красивую керамическую или фарфоровую посуду или старинные бытовые приборы.

Открытые полки могут быть встроенные. Для их выполнения понадобится ниша, которую можно соорудить специально. Это удобная для пользования конструкция из-за своей доступности и универсальности. На таких полках размещают различную кухонную утварь, а также сувениры, подсвечники, плетёные изделия и всё, что посчитаете нужным.

Может быть в Вашей кухне ещё осталось немного места для размещения небольшого шкафа-горки для посуды? Если да, тогда поищите где-нибудь на «блошинном» рынке старый шкаф для посуды. Приведите его в порядок и увидите, что он станет центром Вашей кухни в голландском стиле. Фасады основных кухонных шкафчиков обычно либо гладкие, либо украшены строгими рейками. А горка для посуды может быть резная, даже другого цвета, чем все остальные шкафы. Но как раз она и будет украшением кухни.


Если для напольного шкафа-витрины места нет, тогда повесьте на стену посудный шкаф со стеклянными дверями.

Кроме выше перечисленных шкафов и шкафчиков голландская кухня совсем не исключает наличие стола-острова, который довольно удобен в использовании. Кроме стола-острова голландская кухня может быть оборудована барной стойкой.

Столы, шкафы и шкафчики для своей кухни мы уже выбрали. Пришло время выбрать стулья. Конечно, лучший вариант-это деревянные стулья с мягкими сиденьями. Для барной стойки купите высокие табуреты.

Основные акценты «голландской кухни» расставлены, но не нужно забывать, что мы живём в век высокого технического прогресса и, конечно, кухня должна быть оборудована всеми необходимыми для нормальной жизни приборами и приспособлениями.

Современная голландская кухня-это максимально продуманное и удобное пространство. Как и в любой кухне чистота всех предметов в кухне играет основную роль. А светлые фасады кухонных шкафов в голландском стиле особенно требуют к себе внимания. Научитесь правильно и своевременно за своей кухней и она непременно будет радовать Вас и всю Вашу семью.

Немного слов стоит сказать об освещении кухни. Кроме естественного освещения обязательно используются различные виды светильников: потолочные, настенные и подсветку вытяжки и мебели.

Голландский стиль, созданный в интерьере кухни, создаёт спокойную, стабильную и респектабельную атмосферу в доме. Основная задача: не перегрузить интерьер ненужными вещами. Обязательно на полках, на рабочих поверхностях столов и кухонных тумб должно быть много свободного места. Но букетик тюльпанов или нарциссов в вазе и на кружевной салфетке не будет лишним.

Любите свой дом, украшайте его с самого порога и до укромных уголков. Пусть это занятие будет Вам в радость!

2016, . Все права защищены.

Dutch Design - голландский дизайн - всемирно признанный бренд. Интеллектуальный и передовой, но при этом не лишенный иронии и культуры. Кто они, носители его ДНК? Представляем 10 ньюсмейкеров в категории art & design, чьи вещи хранят и выставляют музеи.

1. Йорис Лаaрман: роботы и человеческий мозг

« Костяное» кресло выражает дизайн, который был немыслим еще поколение назад - это нечто настолько сложное, что ни один человеческий мозг не смог бы прийти к такому без посторонней помощи, да и, на самом деле, суперкомпьютер». Йорис Лаарман

Йорис Лаарман.

Йорис Лаарман. Кресло Bone rocker. 2007-2009. 4/12. Черный бельгийский мрамор.

Лаaрман (р. 1979) принадлежит к поколению экспериментаторов. Студия Joris Laarman Lab родилась в 2004 году. Конек - роботизированный принтинг. «Я твердо уверен в будущем цифрового производства и местного ремесленного труда». 18 октября 2017 года на торгах Sotheby"s в Лондоне кресло Bone Rocking Йориса Лаармана было продано за 248 750 фунтов стерлингов.

«Мой метод похож на приготовление пищи, а вещи - на еду. Вы же не будете есть что-то ровное, прямолинейное и идеальное по форме. Это неприятно. И мне нравятся органические формы, но с трещинкой, с червоточиной». Мартен Баас

Мартен Баас.

Часы Grandfather"s Clock, колл. Real Time, диз. М. Баас. Патинированная латунь и бронза. Тираж 8 экз. + 4 авторских прототипа.

Главные коллекционеры современного дизайна обожают Бааса: его уникаты есть дома у Бреда Питта и Яна Шрагера. (р. 1978) з акончил Академию дизайна в Эйндховене . Выпускная работа Бааса - серия закопченной мебeли Smoke сразу дала понять: амбиции дизайнера - делать вещи для музеев. Его работы находятся в cобраниях V&A , MoMa , Rijksmuseum и Музея декоративного искусства в Париже . Десять лет его продает . Мартен Баас успешно сотрудничает с Louis Vuitton, Swarovski, Dior. Весной 2017 года Groninger Museum устроил дизайнеру первую большую ретроспективу.

3. Пит Хайн Эйк: повар и плотник

«Смотрим, что вокруг. Стараемся сохранить, все, что есть, максимально интеллектуально и прагматично. Нам совсем не хочется делать новые вещи, лучше спасать и приспосабливать старые. Таким образом, мы кардинально отличаемся от большинства дизайнеров». Пит Хайн Эйк

Пит Хайн Эйк.

Комод из переработанной древесины, колл. Waste, диз. П. Хайн Эйк.

Настоящий герой Эйндховена больше похож на здоровенного плотника. (р. 1967) производит мебель в собственных цехах: серии и уникаты из вторсырья, в этом соль фирменного стиля Эйка. Главный материал - старые доски. Пит Хайн Эйк всегда открыт разнообразным заказам - от предметов до корпоративного стиля. По соседству с фабрикой функционирует его просторный шоу-рум, лавка сувениров и отличный ресторан, куда из соседних городов и стран приезжают поклонники фирменных табуреток. В июле 2017 году Пит получил премию за развитие дизайна культурного фонда родной провинции Северный Брабант.

4. Хелла Йонгериус: дизайн на всю жизнь

«Союз между массовым потоком и ремесленным качеством возможен, и я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями. Я за богатство материалов и внимание к мелочам. Стараюсь думать только о тех вещах, которые захочется полюбить, взять в семью и разделить с ними долгую жизнь». Хелла Йонгериус

Хелла Йонгериус.

Хелла Йонгериус. Стол Tiles. 2017. Galerie Kreo. Около 21 000 долл. Сделан путем наслаивания глазури, на каждой его плитке виден неожиданный диапазон оттенков.

Требовательный преподаватель (многие годы занималась студентами альма-матер - Эйндховенской Академии дизайна), (р. 1963) - глава маленького бюро Jongeriuslab и арт-директор Vitra. Выпускает собственные продукты и коллекции для клиентов. Ее выставки устраивали Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей дизайна Купер Хьюитт, галереи Kreo (Париж) и Moss (Нью-Йорк). В 2017 подготовила коллекцию (вазы, зеркала, столы и шторы) для Galerie Kreo, которая сопровождала ее большую выставку в Лондонском музее дизайна.

5. Scholten & Baijings: тонкий градиент

«Если вы наметили проектный процесс, который просто идет из точки A в точку B, насколько это креативно? Только пытаясь прокладывать необычные маршруты, вы можете прийти к чему-то новому». Scholten & Baijings

Кароль Байингс и Стефан Шолтен.

Dusty Pink frame. Scholten & Baijings для Samsung. 2017

6. Kiki & Joost: хай-тек & лоу-тек

«Выживание подстегивает воображение. Мне нравится, когда что-то невероятно высокотехнологичное вдруг представляется чем-то совсем архаичным, простым, когда хай-тек выглядит как лоу-тек. Роскошь сегодня - это предметы с изысканной ремесленной работой». Кики ван Эйк

7. Бертьян Пот: «сделай сам»

«Мне нравится открывать заново давно знакомые, старые материалы, которые, казалось бы, уже ничем не способны удивить. Игра, практика и исследование - сейчас они неотделимы, именно это мне больше всего и нравится в занятиях дизайном». Бертьян Пот

Бертьян Пот.

Проект Masks. Начат в 2010.

(р. 1975) учился на отделении «Человек и идентичность» у Ульфа Морица, от которого перенял любовь к текстилю. В качестве дипломного проекта сделал Knitted Lamp - «Вязаный светильник»: трикотажный «чулок» заполнил надувными шарами, пропитал прозрачной смолой, после чего сдул и вынул шары. Этот принцип придания жесткости и формы предметам из ткани и ниток Пот использовал позже неоднократно - cделав, например, знаменитый светильник-шар Random Light, выпускаемый Moooi с 2003 года. Лондонский музей V&A, нью-йоркский MoMA, амстердамский Стеделейк и роттердамский музей Бойманса ван Бёнингена хранят его сплетенные из ниток и облитые смолой светильники и стулья, сшитые из тесьмы маски и вырезанные из сушенных тыкв лампы.

В Галерея дизайна / bulthaup в Петербурге с 29 октября открылась «Голландская полка», экспозиция книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметы интерьера из Нидерландов, а также прошла встреча с Еруном Юнте (Jeroen Junte), автором нескольких книг о голландском дизайне. Портал DIY побывал на этом мероприятии, чтобы узнать, что же такое современный голландский дизайн, а также пообщаться о развитии сферы «Do it yourself» (сделай сам) в этой стране.


Ерун Юнте во время лекции

Голландский дизайн как явление появился на мировой сцене около 100 лет назад, благодаря деятельности Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), входящего в плеяду звезд мирового дизайна первой половины XX века.


Самое известное творение Ритвельда, красно-синий стул, 1918 год

Впрочем, даже не смотря на столь громкое начало, голландский дизайн долгое время не мог похвастаться серьезными достижениями и уж тем более конкурировать с итальянскими или скандинавскими образцами. Серьезный прорыв случился в начале 1990-х, когда Тейо Реми (Tejo Remy) представил на суд общественности тряпичное кресло «Droog» из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры -концептуальности и изрядной доли юмора. Действительно, зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку?


«Тряпичное кресло» от Тейо Реми


Скамейка-бревно голландского дизайнера Юргена Бея (Jurgen Bey)

Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными. Что же стало поводом для формирования такой самобытной и противоречивой дизайнерской школы в Нидерландах? По мнению эксперта в этом вопроса Еруна Юнте, основополагающими стали несколько факторов: активная государственная поддержка молодых дизайнеров, которые при этом обучались в художественных, а не технических школах, а также отсутствие крупного мебельного производства в Голландии. Фактически, дизайнеры, работающие в маленьких частных мастерских, оказались вольны творить совершенно все, что взбредет им в голову, ведь большую часть объектов они изготовляли собственноручно.


Светильник «CMYK» Дениса Паррена (Denis Perren) раскладывает свет на основные цвета спектра и создает из них новый причудливый узор

Возможно, голландский дизайн продолжал бы идти по пути все большей авангардности и концептуальности, однако суровая реальность не заставила себя ждать, разразился кризис, заставивший дизайнеров повернуть голову в сторону большей практичности и эстетичности.

В последние 10 лет голландский дизайн, сохранив свой своеобразный юмор и любовь к концептуальности, выработал новые принципы, которые позволили ему серьезно заявить о себе на мировой сцене.


Комод с рисунками-татуировками от голландской Studio Job

Основные принципы современного голландского дизайна:

  • рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использования материалов, например, магнит, для крепления консольного столика к стене
  • максимальное повторное использование. Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей
  • новая эстетика. В предметах голландского дизайна стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования
  • возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, так структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки
  • совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед всем эксклюзивным и поэтому трещинки на керамической чашку, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
  • DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D принтере и собрать его вручную или же выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) и ручек от обычной швабры.


Современные повторения еще одного знаменитого стула от Геррита Ритвельда, максимум простоты и функциональности

Ерун Юнте отметил, что в Голландии чрезвычайно высок интерес ко всем объектам, сделанным своими руками. По его словам, среди настоящих поклонников дизайна иметь вещи, изготовленные вручную, считается особенно престижным, такие вещи ценят и не жалеют на них средств. Даже если рукотворные предметы имеют мелкие огрехи и недостатки, они индивидуальны и именно этим особенно привлекательны. Этому способствует и специфика голландского дизайна, где предметы создаются дизайнерами вручную, с помощью 3D принтеров и т.п. технологий мелкими тиражами в собственных студиях. Таким образом, в предметах голландского дизайна соединяется ремесленное мастерство, индивидуальность и новаторский современный дизайн.