Что такое Випассана: простая техника выполнения дома. Техника выполнения медитации випассана

Что такое Випассана: простая техника выполнения дома. Техника выполнения медитации випассана
Что такое Випассана: простая техника выполнения дома. Техника выполнения медитации випассана

Ученикам которых обещают духовное просветление с использованием различных методик. Насколько они работают и работают ли вообще - однозначно сложно ответить, поскольку встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы. Но одно известно точно: при отсутствии психических отклонений подобные занятия вряд ли смогут вам навредить. Сейчас мы расскажем об одной из наиболее популярных методик - випассане, а осваивать технику ее выполнения дома или нет, вы решите сами.

Что это?

Випассана является самым древним индийским способом медитации. Было время, когда эти знания считались практически утраченными, но 2500 лет назад Готама Будда снова возродил и расширил их. В переводе с древнеиндийского указанный термин означает «видеть такими, как они есть», а , практикующие випассану, утверждают, что это еще и хороший процесс самоочищения посредством самонаблюдения.

На начальном этапе наблюдает за своим естественным дыханием (это позволяет сконцентрировать ум), а затем, уже с обостренным сознанием, он продолжает наблюдать за изменчивой природой ума и тела, вместе с тем переживая истину непостоянства, отсутствия эго и страдания.

Постижение через свой непосредственный опыт и есть очищение - от всех проблем.

Важно! Описанная методика не имеет ничего общего с религиозными учениями, а люди, практикующие ее, не являются сектантами. Она доступна абсолютно всем, причем в любое удобное время и в любом месте.

Существует несколько ответов на вопрос «Что такое випассана?», причем для каждого он будет сугубо индивидуальным. Во-первых, это , искореняющая страдания, ведь, постигнув тайный смысл бытия в процессе медитации, вы становитесь выше этого. Во-вторых, это метод очищения ума, который позволяет уравновешенно и спокойно решать все проблемы, возникающие на жизненном пути. В-третьих, это просто , благодаря которому человек может работать, принося обществу.

Такая медитация преследует высочайшую духовную цель: тотальное освобождение от проблем и полное просветление. То есть перед вами стоит задание не просто излечить недуг, а прогнать все психосоматические болезни.

По факту, випассана способствует устранению трех основных причин всех несчастий человека: отвращения, неведения и влечения.

С помощью регулярной и непрерывной практики медитация освободит вас от напряжения повседневной и поможет развязать узлы, сформированные привычкой неадекватно реагировать на неприятные и приятные жизненные события.
Несмотря на то что современная випассана разрабатывалась Буддой, практиковать ее могут не только его последователи, поскольку нет никакой необходимости менять свою веру. Люди различных вероисповеданий по всему миру уже испытали пользу от такой медитации, причем никаких конфликтов со своей внутренней верой обнаружено не было.

Как выполнять випассану?

Существует три основных способа выполнения медитации випассаны, благодаря чему каждый человек может подобрать себе наиболее подходящую технику, комфортную для своего физического и психологического самочувствия.

Будет это осознание своих действий, дыхания или вдоха и выдоха - решать вам, но рекомендуем для начала испробовать все три.

Осознание действий

Возможно, на первый взгляд, описанные дальше техники покажутся вам предельно простыми и достаточно банальными, но правда в том, что далеко не все люди осознают, что они делают. Медитация для осознания своих действий позволяет научиться прислушиваться к своему телу, уму и сердцу даже в процессе элементарной прогулки.

То есть, поднимая или передвигая , мы часто выполняем эти действия механично, не принимая их умом.

Поэтому, так важно быть бдительным ко всем движениям своего тела в процессе самой различной деятельности: принимаете - сосредоточьтесь на прохладе падающих капель и на своих приятных ощущениях от этого, кушаете - обратите внимание на вкусовые качества пищи, наслаждаясь каждым кусочком.

Эти рекомендации касаются и ума.

Какая бы мысль ни посетила вас - продолжайте оставаться наблюдателем, какая бы эмоция ни возникала в сердце - продолжайте оставаться свидетелем, никак не оценивая и не отождествляя все происходящее. Не рассуждайте, что хорошо, а что плохо, - это не должно быть частью медитационного процесса.

Осознание дыхания

Не менее важной составляющей постижения тайного смысла бытия является осознание дыхания.

При вдохе наш поднимается вверх, а при выдохе опускается в исходное положение, поэтому вторым способом выполнения випассаны является сосредоточенность именно на этой части тела.

Просто прочувствуйте, как поднимается и опускается ваш живот, находящийся в непосредственной близости от жизненных источников ( соединен с матерью через пуп, и именно за ним находится источник его жизни).

Выполняя медитацию випассаны таким способом, вы должны полностью осознавать каждый свой вдох и выдох, ведь вместе с животом поднимается либо опускается ваша жизненная ; в целом, как и предыдущий вариант, это несложное искусство, чтобы жить осознанно.
По мере осознания своего живота, ум совсем умолкнет, исчезнут, а сердце успокоится.

Осознание вдоха и выдоха

Очень близко к предыдущему способу випассаны находится техника осознания вдоха и выдоха. То есть вашей задачей при дыхании является четкое определение места, где воздух входит в тело, и его полное ощущение в этой точке (почувствуйте, как он попадает в ноздри, охлаждая их, и после прохождения круга внутри тела выходит наружу).

В принципе, и в этом нет ничего сложного, однако нельзя не отметить, что такая медитация дается проще, чем . Представительницы прекрасной половины лучше осознают живот, в то время как большинство мужчин не умеют «дышать» им.
Во многом это объясняется стремлением к спортивному телосложению, ведь если грудная клетка высоко поднята, а живота практически нет - ваше тело будет иметь более красивые очертания.

Практически во всем мире (кроме Японии) сами спортсмены и их тренеры подчеркивают, что дыхание должно расширять грудную клетку, причем живот нужно обязательно втягивать. Примером для таких людей (гимнастов, атлетов и всех кто работает с телом) служит лев, отвечающий всем указанным параметрам.

Конечно, японский Будда может быть не настолько привлекательным, однако именно «дыхание животом» считается более естественным, так как позволяет лучше расслабиться.
Во время ночного сна мы дышим не грудью, а животом, поэтому только в это время нам и получается максимально хорошо отдохнуть. Утром большинство людей чувствуют себя посвежевшими и помолодевшими именно потому, что всю ночь дышали естественным образом.

В итоге получается, что тем, кто боится нарушить свою наблюдениями за поднятием и опусканием живота, лучше сосредоточить все внимание на ноздрях: наблюдаем за тем как дыхание входит в тело и выходит из него.

При желании можете совместить в своей практике сразу несколько способов випассаны, что сделает медитацию более интенсивно и повысит вероятность успеха, хотя лучше начинать с наиболее простого для себя варианта.

Сидение и ходьба по методу

Заниматься випассаной можно в любом удобном для вас положении: сидя или стоя, главное - комфортно сохранять бдительность в течение 40–60 минут. Голова и спина при этом должны быть полностью выпрямленными, глаза - закрытыми, а дыхание - ритмичным.
Постарайтесь не двигаться и менять позу только в случае крайней необходимости. При сидении вам должно быть очень просто наблюдать за вдохом и выдохом в точке чуть выше пупка, где они поднимают и опускают живот.

Учитывая, что это нельзя назвать техникой полной концентрации, неудивительно, что ваше будут отвлекать различные посторонние вещи. Однако в данной медитации ничто не может послужить помехой, поэтому при появлении любого отвлекающего фактора просто прекратите наблюдение и уделить внимание ему, а затем вы снова сможете вернуться к своему занятию.

К таким помехам относят суждение, телесные ощущения, чувства, впечатления, передаваемые из внешнего мира, и т. д.

Важным является само наблюдение, а то, что именно вы наблюдаете, уже не столь важно. Помните: не отождествляйте себя со всем тем, что приходит к вам, даже в проблемах и вопросах можно видеть таинства, которые приносят наслаждение.
Ходьба по методу випассаны предусматривает медленное перемещение тела, осознание своих ног, которые касаются земли. Вы можете ходить по кругу, по прямой линии (10–15 шагов туда и обратно), внутри или снаружи помещения.

При этом глаза должны быть опущенными и смотреть на землю в нескольких шагах впереди себя. В процессе такой прогулки направляйте внимание на то, как ноги (каждая из них) касаются земли, а при появлении какой-либо помехи просто переключите внимание с ног на нее и обратно. В целом, подобная ходьба не должна занимать у вас меньше 20–30 минут.

Как мы уже говорили, возможно, описание техник випассаны далеко от понимания обычных людей или даже выглядят смешно, но если вы всерьез хотите увидеть реальную суть окружающих вас вещей, тогда стоит попробовать. Как бы там ни было, вы точно ничего не потеряете.

Как утверждал Будда, причина страданий человека кроется в привязанности к телу и уму. Людям нравится смотреть на приятные вещи, в то время как неприятное зрелище вызывает отвращение, однако и в том и в другом случае это иллюзия, вызванная оценочными суждениями ума. То же самое касается всех остальных органов чувств – какие-то вещи вызывают негативные эмоции, какие-то – позитивные. Казалось бы – избегай всего неприятного, стремись к тому, что доставляет удовольствие, и обретешь счастье. Однако все не так просто. Следуя учению Будды, счастье такая же причина страданий, как и несчастье. Получив страстно желаемое, человек начинает опасаться потери того, что далось с таким трудом – он уже не в состоянии наслаждаться своим достижением в полной мере.

Через некоторое время, обретенное постепенно начинает терять свою ценность в глазах человека – вещи надоедают, отношения теряют свою остроту, ощущения притупляются. Ум начинает искать новых впечатлений и все начинается сначала – желание, стремление, достижение, страх потери или разочарование.

Как же остановить этот вечный бег по кругу?

Випассана – реальность как она есть

Обычный человек ежесекундно культивирует умственное отношение к окружающей действительности, его ум постоянно занят диалогом с самим собой, построением различных мысленных конструкций, воспоминаниями о прошлом и размышлениями о будущем.

Если внимательно понаблюдать за собственным умом, можно ясно увидеть, что мысли и чувства являются нашим собственным творением, за которое мы несем полную ответственность. Обращая внимание на постоянное изменение собственных чувств, можно научиться воздерживаться от эмоциональных реакций. Оскорбленный ум порождает оскорбленные чувства, которые раздражают и тревожат. Наблюдение за собственными мыслями позволяет избежать негатива.

Буддизм, как и некоторые другие учения, утверждает, что человек это не тело, не эмоции и даже не ум, а нечто большее. Различные медитативные практики направлены как раз на поиски истинной сути.

Випассана пожалуй самый распространенный в буддийской традиции вид медитации. Можно сказать, что это суть учения Будды. Сатипаттана-сутту (Гимн пробуждения сознания) можно назвать инструкцией по практике випассаны, оставленной Буддой для ищущих освобождения.

Практика випассаны

Будда говорил своим монахам, что они должны пойти в уединенное место, сесть и практиковать четыре типа внимательности, которые помогут развитию осознанности:

  • кайанупассана (постоянное наблюдение за телом);
  • ведананупассана (постоянное наблюдение за ощущениями);
  • читтанупассана (постоянное наблюдение за умом);
  • дхамманупассана (постоянное наблюдение за содержанием ума).

Кайянупассана — медитация на теле. Она включает в себя наблюдение за дыханием (анапана-сати). Осознанные вдохи, выдохи и их соединение – суть этого метода. Наблюдая за дыханием, подъемом и опаданием живота, ум перестает блуждать в мысленных дебрях, концентрируясь на ощущениях. Однако не следует погружаться в дыхание – чрезмерная концентрация на какой-либо части тела приводит к тому, что ум перестает осознавать. Блуждание ума прекращается, мысли успокаивается, но и только – истинную мудрость таким способом не обрести.

Веданупассана — осознанность чувств. В этой технике следует концентрироваться на таких чувствах, как желание и отвращение, приятных и неприятных. Помня о чувствах, наблюдая их, можно понять, что они не являются чем-то постоянным. Эта идея непостоянства «опрокидывает три нездоровых корня» — жадность, заблуждение и отвращение, что в свою очередь, приводит к мудрости.

По своей природе чувства можно разделить на пять видов:

  • физически приятное чувство;
  • физически неприятное чувство;
  • психически приятное чувство;
  • психически неприятное чувство;
  • сбалансированное или нейтральное.

Непрерывно и отстраненно наблюдая за своими чувствами, дистанцируясь от них, человек учится отделять себя от своих эмоций. Прежде чем бурно отреагировать на оскорбление или обиду, следует дать себе маленькую паузу, спросив себя – почему я так реагирую? Что именно вызывает такой негатив? Как правило, после этого негативная реакция не возникнет или будет не такой бурной.

Читтанупассана — осознание разума. Здесь предлагается сосредоточиться на различных функциях разума: пробуждении желаний, их растворении; пробуждении гнева, его действии и т.д. Таким образом, сдерживаются потоки мыслей возникающие в уме. Это можно сравнить с контролем над изменениями ума, которому учит йога Патанджали.

Наблюдая за своими мыслями и отделяя их от себя, человек учится понимать, что он не эти мысли и не разум их порождающий. В начале практики отрицательные мысли меняются на положительные. Впоследствии следует освободить свой разум и от них тоже. Истинная цель — освободиться от каких-либо привязанностей вообще, неважно ненависть это или любовь. Поначалу существует постоянный наблюдатель за процессом, но с упорной практикой даже этот очевидный наблюдатель исчезает.

Дхамманупассана — осознанность умственных объектов. На этой заключительной стадии випассаны следует концентрироваться на пяти умственных препятствиях (лени, гневе, сомнении, похоти, жадности); пяти совокупностях цепляния ума (формирование форм, самих формах, их восприятии, возникновении чувства, как следствия, и умственной реакции на них); шести внутренних основаниях чувств (корнях глаз, ушей, носа, кожи, языка и ума); и, наконец, одним положительным элементом является созерцание семи факторов просветления.

Это приводит к истинной мудрости и достижению освобождения от экзистенциальных страданий. Такова схема випассаны-бхавана – «видения как есть».

Випассана Гоенки

В современном мире обычному человеку трудно по примеру учеников Будды бросить все, пойти и сесть практиковать. Да и уединенное место в наше время найти не так легко, особенно тем, кто живет в мегаполисе. Именно с учетом современных реалий в 70-х годах ХХ века Шри Сатья Нараян Гоенка создал собственную версию випассаны.

Для достижения ощутимых результатов желающим рекомендуется пройти 10-дневный ретрит в специальных медитационных центрах. Фиксированная плата за обучение и проживание в таких центрах не взимается, они функционируют за счет добровольных пожертвований, которые каждый практикующий вносит по окончании ретрита. Техника медитации, которая преподается на таких курсах, хотя и восходит к буддийской традиции, не требует смены религиозных убеждений. Гоенка утверждал, что Будда не учил сектантской религии, а учил Дхамме – пути освобождения, который является универсальным.

Участникам, практикующим методику випассаны Гоенки в медитационных центрах, предлагается воздерживаться от любых других религиозных или медитативных практик на протяжении всего курса. По приезду следует отключить или сдать мобильные телефоны и по возможности избегать контактов с окружающими. Запрещается читать и слушать музыку. Несмотря на то, что обычно участников курса селят по нескольку человек в комнате, организаторы настоятельно рекомендуют не вступать в разговоры между собой. Важным условием получения результата от практики является соблюдение молчания в течение всех 10 дней. Почти все свободное время посвящается медитациям – как групповым в общем зале, так и уединенным. Часть времени уделяется лекциям и объяснениям что именно и как делать.

Во время такого курса, ум, лишенный притока внешних впечатлений поначалу пытается концентрироваться на внутренних ощущениях и переживаниях, однако интенсивная медитативная практика не дает ему такой возможности.

Что это такое – випассана? К данному вопросу со временем приходит каждый, кому довелось осваивать медитативные практики с целью развития личности, познания своего «Я». Избавившись от всего лишнего, что таится в сознании и подсознании, человек достигает внутренней гармонии, избавляется от телесных и душевных болезней.

Являясь методом освобождения ума от ненужных эмоций, переживаний и терзаний, практика випассаны помогает достичь просветления, к которому стремятся в . Прийти к этому состоянию можно самостоятельно, используя многовековой опыт тех, кто испытал на себе силу «медитативного прозрения» – випассаны.

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности . С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние . С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль . Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Главная цель випассаны – обрести свободу сознания, которая является наивысшим счастьем. Достичь этого можно только с помощью постепенного принятия неудовлетворенности, непостоянства и безличности опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке . Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на :

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения . Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана по Сатье Гоенке особенно распространена в странах СНГ, в том числе, России.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Как постичь випассану самостоятельно – способы освоения

Человек – существо эмоциональное, а потому у него накапливаются эмоции и переживания. Со временем они могут привести к болезням, от которых можно излечиться только путем избавления от негативных эмоций. Випассана помогает разобраться со «старыми» переживаниями и прекратить накапливаться новым. Как это сделать?

  • Во-первых, нужно избавиться от внешних раздражителей.
  • Во-вторых, следует успокоить свой ум.
  • В-третьих, необходимо научиться созерцанию своих эмоций и ощущений, но не реагировать на них.
  • В-четвертых, нужно дать возможность осознать все, что когда-то волновало и способствовало возникновению переживаний.

Медитация випассана дает понять, насколько тесна связь ума и тела . Во время выполнения практики необходимо сосредоточиться на состоянии ума и физических ощущениях. Для этого могут использоваться три действенных способа, позволяющие освоить випассану самостоятельно. Их мы рассмотрим ниже. Начинать выполнять их лучше по очереди и практиковать отдельно друг от друга. Когда придет осознание, делать их желательно все вместе.

Осознание движения и мыслей

Благодаря освоению этой техники можно научиться полностью осознавать собственные действия . Абсолютно любое движение должно быть осознанным. От чувства механического выполнения нужно полностью избавиться. Нужно понимать, что рука либо нога подчиняется вам, двигается по вашей воле. Может, этот способ покажется несколько наивным, но, на самом деле, он очень действенный.

Практикуя данную технику, вы отказываетесь от бессознательных действий. Вам необходимо следить за тем, как вы поправляете одежду, раскладываете вещи, убираетесь в жилище. Только после того, как у вас получилось осознать свое тело, у вас получится осознать и свой разум . Нужно избавиться от необходимости оценивания мыслей и эмоций. За ними необходимо просто наблюдать. Третьим шагом после осознания тела и разума станет осознание своего настроения.

После выхода из состояния медитации придет понимание своего тела и психологии.

Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Эта техника направлена на то, чтобы вы наблюдали за своими ощущениями, когда воздух наполняет вас при вдохе и плавно покидает тело при выдохе. Вы осознаете, что на вдохе в области ноздрей ощущается прохлада, а на выдохе чувствуется тепло на верхней губе.

Такой способ гораздо быстрее и легче осваивается мужчинами ввиду того, что наблюдать за движениями живота для них сложнее.

Осознание дыхания

Движения живота означают движение жизненной силы . Наблюдение в данном случае ведется именно за животом, так как на нем расположен пупок, являющийся источником жизненной энергии. Ведь неспроста через него матерь соединена со своим дитем, которого она вынашивает под сердцем.

Постепенно, наблюдая за движениями своего живота, вы ощущаете, как мысли и эмоции утихают, не мешают вам чувствовать свое «Я».

Положения тела, используемые для освоения випассаны

Техника выполнения випассаны может быть представлена в двух вариантах – сидя и при ходьбе.

Для проведения медитации в положении сидя нужно принять позу, которая будет максимально удобной для того, чтобы в ней можно было просидеть 40 минут без смены положения тела. Спина и голова при этом должны быть прямыми, а глаза – закрытыми. Наблюдайте за движением живота в районе чуть выше пупка.

Випассана при ходьбе – это осознание ног, касающихся земли . Ходить можно как по прямой, так и по кругу. Делайте 15 шагов вперед и назад. При этом держите глаза опущенными вниз и наблюдайте за землей, которая находится перед вашими ногами.

Нужно наблюдать за каждым ощущением : как ступня поднимается в воздух и упирается в землю, как сгибается колено и пр. В том случае, если возникнет какая-то преграда, устраните ее и продолжайте свое наблюдение. Постепенно уйдут переживания, смолкнет ум. Все негативные эмоции (страхи, боль, зависть, обиды) покинут вас, а милосердие, доброта и сопереживание займут в вашей душе главное место .

Випассана – это та медитативная практика, которую с легкостью можно освоить самостоятельно . Детям она и вовсе поддается гораздо быстрее, так как их разум меньше заполнен лишними мыслями, переживаниями и негативным опытом.

Вот мы и узнали многое о технике випассана. Используя метод наблюдения за собой, человек постепенно придет к осознанию и просветлению.

Медитация випассана – одна из самых древних техник освобождения души и тела от грязных помыслов, груза проблем, замещение их гармонией и внутренним удовлетворением. В результате вы получаете полное освобождение, которое и считается наивысшим счастьем.

Происхождение медитации випассана

Родина техники – далёкая и загадочная Индия. Именно в этой стране зародилось новое учение, которое 2500 лет назад усовершенствовал Готама Будда. Медитацию он представлял не только как искусство жить, но и как лекарство от всех телесных болезней. С тех времён техника передавалась по длинной цепочке от учителя к его последователям – и дошла до наших дней практически не видоизменённой.

Один из лучших преподавателей медитации – господин Гоенка, который в середине XX века родился в Мьянме. Изучению новой техники он посвятил целых 14 лет, после чего отправился в Индию: тут он поселился и начал преподавать випассану всем желающим. Через его лекции прошли сотни тысяч людей, причём не только индусов. Чтоб получить знания к нему съезжались представители всех рас и религий с разных континентов планеты.

Суть медитации

Слово «випассана» означает умение видеть внутреннюю природу вещей, воспринимать их такими, какими они есть на самом деле. Индийцы считали, что с её помощью через самонаблюдение можно изменять своё внутреннее «я», сделать личность более сильной и выносливой. Человек, занимающийся медитацией випассана, на основе личного опыта и полученных знаний пытается сосредоточиться на той невидимой нити, которая неизменно связываем ум, сердце и тело.

Фокусируясь на физических ощущениях, которые формируют телесную жизнь, он пытается связать эти состояния со своей душой. Это так называемое путешествие от низших до высших потребностей человека, при этом главной точкой назначения является уравновешенный разум, который переполняет любовь к ближним и сострадание (этому также помогает ). В результате, человек реально осознаёт свои потребности и желания, откидывает ненужные заблуждения, становится спокойным, учиться владеть собой и получает удовлетворение от гармонии внутри себя.

Первый способ медитации випассана

Всего существует три методики, каждый человек выбирает ту, которая ему наиболее понравилась. Суть первой техники в осознании. Чтобы вы не делали, вы должны чётко понимать, что сейчас происходит с вашим телом, сердцем, разумом. Например, делая утром зарядку, не забывайте задумываться над каждым движением. Не выполняйте упражнения по инерции, неосознанно, механически. Если поднимаете ногу, думайте об этом, осмысливайте и растворяйтесь в этом.

Это касается и других ваших действий на протяжении дня: принимая душ, осознавайте прохладу и влагу, обедая – вкус и запах продуктов, читая – шуршание страниц и свете ночника. Тоже касается и умственной деятельности. Какая бы мысль ни посещала вас, останавливайтесь на ней, при этом оставаясь только в роли наблюдателя. Осознавайте их, но не оценивайте, не отождествляйте, не анализируйте позитивнее и негативные стороны. Это не должно быть частью медитации випассана.

Вторая методика

Основана она на осознании своего дыхания. Все мы знаем, что при вдохе наш живот поднимается, при выдохе – опускается. Исходя из этого, вторая техника – это осознавать движения своего чрева. Думайте о том, что в этот момент живот поднимается и опускается: с каждым вдохом и выдохом жизненные силы и энергия, находящиеся в середине, тоже двигаются от низа к верху и обратно. Древние люди верили, что чрево – особенное место в теле человека. В нём зарождается жизнь, поэтому источник бодрости и мудрости следует черпать именно из живота.

Если первый способ являет собой три шага (осознание тела, разума и эмоций), то второй – это только одно действие – мыслить только о движениях чрева. При этом ум и сердце умолкают, эмоции и чувства исчезают.

Третий способ

Это осознание своего дыхания. Настройте и попробуйте почувствовать, как воздух проникает в ноздри, наполняет тело и останавливается в своей пиковой точке – животе. Далее осознавайте, как он выходит из вас через нос, уже являясь более тёплым, чем поначалу. Эта техника более подходит мужчинам. Так как они, занимаясь силовыми упражнениями или тяжёлыми видами спорта, привыкли контролировать своё дыхание. Вдох-выдох чётко через ноздри – для них привычное дело. Что касается женщин, то большая их часть дышит именно животом, одновременно это не всегда удаётся представителям сильного пола.

Они помогут вам сделать медитацию эффективной, что приведёт к желанному результату:

  1. Выделяйте на технику один час в день. Не делайте выходных, ведь только регулярность – залог того, что вы быстрее придёте к цели. Не рекомендовано проводить сеанс за час до сна и через час после приёма пищи.
  2. Найдите удобное место. Оно необязательно должно быть тихим и уединённым. Главное, чтобы, находясь в нём, вы чувствовали себя комфортно и уверено.
  3. Подберите позу. Удобное положение тела помогут вам сконцентрироваться и расслабиться. Глаза при этом должны быть закрыты. Спина – прямая и ровная.
  4. Купите скамеечку для медитаций или специальные подушки – с их помощью вам будет легче полностью раствориться в технике сеанса.

Курсы медитации випассана

Заниматься в обществе других людей, всегда весело и продуктивно. Поэтому если у вас не получается практиковать технику наедине, запишитесь в общую группу для занятий. Обычно, курс длиться 10 дней, на протяжении которых участники изучают випассана и применяют полученные сведения на практике.

Выделяют три этапа тренировок. Первый предусматривает на время 10 дней занятий полный отказ от алкоголя, наркотических веществ, интимных отношений, лжи, воровства и убийства. Соблюдение простых правил морали помогает успокоить разум, который, в противном случае, будет слишком возбуждённым для нужного самонаблюдения и осознания. Второй этап – оттачивания умения сосредотачиваться на дыхании, третий – на ощущениях всего тела, не реагируя на них.

Как записаться на курсы

Для того, чтоб вас взяли в группу, не нужно иметь предварительного опыта медитаций. Все, что вам нужно, это желание и целеустремлённость. Следует также ознакомиться с расписанием курсов в России или другой стране вашего проживания. Обычно объявления о наборе легко найти в интернете. Тут же вы заполняете анкету, регистрируетесь и внимательно читаете Кодекс дисциплины.

Курсы обычно проводят в тёплое время года: начинают весной, а заканчивают осенью. Расписание занятий появляется всегда в начале года, а зарегистрироваться можно за месяц–два до начала курсов. Плату за сеансы от вас не требуют. Финансирование основано на добровольных пожертвованиях: ваших и тех участников, которые закончили тренировки, ощутили результат и теперь хотят помочь другим людям.

Выводы

Результат не приходит по мановению волшебной палочки. К нему ведут долгие часы медитации. Но если не пропускать занятия, не лениться, то уже через несколько дней вы почувствуете, что проблем в жизни стало меньше. Чем дольше вы используете технику, тем получаете больше свободы, освобождения от несчастий.



Вернулся со своего второго курса Випассаны. Там 10 дней медитации по 10 часов в день и полное отсутствие коммуникаций с другими людьми. Кто не в теме - прочитайте . Во второй раз впечатления спокойнее, а результаты интереснее. Сейчас объясню, что это такое, как работает и чем может быть полезно.

Первые впечатления

Отзывы людей после первого курса звучат так: «Это невероятный опыт! Я стал добрее/спокойнее/всё понял! Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Звучит как секта.

Сравните: «Я начал бегать по утрам, уже 10 дней бегаю. Ощущаю себя потрясающе! Настроение, работоспособность и сон улучшились. Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Спасибо, я как-нибудь сам решу.

Первые впечатления всегда такие, не обращайте на них внимание.

Что это

Приведу аналогию. Бег - это упражнение для тела. Вам говорят: «Бегайте по 15 минут, следите за дыханием и пульсом». Такие упражнения развивают ноги и дыхалку. Есть тренеры и курсы по обучению бегу.

Випассана - это упражнение для ума. Вам говорят: «Сидите полтора часа с ровной спиной, не двигайтесь, наблюдайте ощущения на теле, но не реагируйте на них». Тренирует равновесие ума и понимание вещей. Есть учителя и курсы по обучению этой технике.

Как это работает

На курсе технику объясняют в терминах на древнем языке Пали. Самому на опыте понятно, а другому человеку объяснять тяжело. Поэтому я взял бумагу, ручку и Википедию и за 10 часов восстановил процесс с медицинской точки зрения. Будет сложно, приготовьтесь.

Каждому ощущению мозг почти автоматически даёт эмоциональную окраску - возникают чувства и эмоции . Чувство - процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмоции - те же чувства, но не к объекту, а к ситуации в целом. Дальше я использую чувства и эмоции как синонимы. вики 1 вики 2

Мозг реагирует не только на ощущения, но и на собственные эмоции.

Например, кто-то случайно поцарапал вам машину, и вы разозлились. Событие уже прошло, но вы злитесь ещё 8 часов. То же со страхом, грустью, радостью, интересом, виной, удовольствием.

Получается цепная реакция из эмоций, которые не дают трезво взглять на ситуацию, осознать её и пережить . По одному из определений, переживание - особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. вики

Проще говоря, переживание - это осознание и накопление опыта.

Но запускается этот процесс, только когда эмоции улягутся. Если что-то отвлечет, эмоция будет вытеснена в подсознание и останется там как психологический комплекс .

Если эмоция была вытеснена, и вам снова поцарапают машину, реакция будет двойной:

Да сколько, @#$%^, можно?!!

Если эмоция была пережита и осознана, реакция будет более взвешенной:

Хм, второй раз поцарапали. Вероятно, здесь ставить машину не стоит. Вот и знак висит...

Получается такой процесс

Сенсорная информация → воспринимается в форме ощущений → в ответ появляются чувства и эмоции → запускается цепная реакция переживаний → которая заканчивается накоплением опыта или вытеснением проблемы в подсознание.

Чем больше у человека пережитого и осознаного внутреннего опыта, тем лучше он понимает ситуацию и разумнее действует.

Чтобы этот опыт получить, нужно перестать множить новые эмоции и спокойно разобраться со старыми. Вот этим я и занимаюсь во время медитации.

Как перестать множить эмоции

  1. Избавиться от внешних раздражителей.
  2. Успокоить ум.
  3. Наблюдать ощущения и эмоции, но не реагировать.
  4. Позволить мозгу вспомнить, осознать и пережить всё, что его волнует.

Разберём практические аспекты.

Как избавиться от внешних раздражителей

Отправиться на курс медитации, где будет 10 дней покоя. Расписание известно, следить за временем не надо, заботиться о еде не надо, вспоминать о работе тоже, связи с внешним миром нет, внутри разговаривать нельзя, читать и писать нельзя, а сама медитация проходит в тихом тёмном помещении.

Как научиться успокаивать ум

Дать ему подходящий объект для концентрации внимания. Лучше всего подходит дыхание - наблюдать, но не пытаться управлять им. И одновременно держать спину прямой. Если замечтаться и согнуть спину, через 10 минут она начнёт болеть. Это гарантированно вернёт ум из грёз в реальность. Система с болевой обратной связью научит концентрироваться на дыхании кого угодно. На это уходят первые 3 дня или 30 часов практики.

Как научиться наблюдать эмоции и чувства

Тут есть хитрость. Эмоции всегда сопровождаются физиологическими проявлениями. Даже если эти эмоции на основе воспоминаний. Вспомнил грузовик на встречке - сердцебиение ускорилось, кулаки сжались, лоб нахмурился. Вспомнил тортик - слюна потекла. вики

Чувство опасности часто воспринимается как неприятные ощущения в животе. Арт-директору не нравится плохой дизайн, и он морщится. Подавление эмоций не работает - они всё равно проявляются в микровыражениях и других физиологических параметрах - на этом эффекте работает полиграф . Сильные эмоции проявляются физиологически сильнее, слабые - слабее (вики), но обязательно проявляется.

Как научиться различать самые тонкие ощущения

Нам поможет явление адаптации и сенсорная депривация.

Органы чувств адаптируются к силе внешних раздражителей. Например, чувствительность глаз в темноте увеличивается до 200 000 раз (вики). Если избавиться от сильных ощущений, мозг начнёт различать слабые.

Сенсорная депривация - частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускает процессы внутренного подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики. вики

Если сидеть в зале для медитации в тишине и полутьме без движения, мозг начнёт различать очень тонкие ощущения. Можно почувствовать разницу температуры входящего и выходящего воздуха при дыхании, процесс сокращения разных отделов сердца, напряжение между бровями при воспоминании о царапине на машине.

Випассана

Когда у человека настолько повышается чувствительность, он учится сканировать тело с головы до пяток, находить ощущения, связывать их с эмоциями и наблюдать. Это и есть техника медитации Випассана. Оставшиеся 7 дней и 70 часов практики уходят на это.

За это время вспоминается, переживается, осознаётся и завершается много эпизодов. На интеллектуальном уровне это происходит в форме инсайтов - неожиданных, отчасти интуитивных прорывах к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

На первом курсе люди часто замечают, что у них очень много обрывков мыслей. Что они постоянно отвлекаются. Что большую часть времени они проводят в разных фантазиях, а не в реальности. Вспоминают и переосмысливают поступки. Понимают причины реакций других людей. Это самые частые и самые первые инсайты. Ещё примеры в отзывах и по ссылкам ниже. Дальше всё очень индивидуально.

7 дней практики Випассаны на курсе - как несколько лет в обычной жизни.

Почему 10 дней

10-дневный курс позволяет освоить технику и пережить несколько серьёзных эмоциональных спадов и подъёмов в безопасном окружении. Тогда приходит спокойствие и уверенность.

За более короткий срок спокойствие и уверенность не придут. Курсы медитации по вечерам не могут дать подобного эффекта в принципе.

Техника и курсы

Самой Випассане, как технике медитации, 2500 лет. Техника одна и та же, разные учителя преподают её немного по-разному. Я занимался по программе С. Н. Гоенки . По его программе преподают в 290 центрах медитации почти во всех странах мира. Обучение идёт по аудио-видео-записям Гоенки. На курсе всегда есть сертифицированный учитель для ответов на вопросы по технике медитации, и управляющий для решения бытовых вопросов.

Существуют другие курсы Випассаны, но я про них ничего сказать не могу.

Существуют другие техники медитации. Те, которые связаны с наблюдением за дыханием и умом должны давать похожий эффект (по словам Гоенки). Те, которые связаны с произнесением слов или визуализацией образов - могут давать какой-то свой эффект, но не тот, что здесь описан.

К чему нужно быть готовым

Технике 2500 лет, на таких курсах преподаётся с 1800-х годов, сам Гоенка стал учителем 50 лет назад, и последние 20 лет программа обучения уже не меняется даже в мелочах. Это делает курс крайне традиционным. В таком виде курс точно работает, но в нём много вещей из прошлого.

Техника подходит людям любой религии и атеистам. Есть всего несколько моментов, где что-то объясняется кармой, реинкарнацией и прошлыми жизнями. Эти вещи можно отбросить, они не влияют на технику.

Целью медитации заявляется достижение счастья и просветления. В принципе, техника позволяет последовательно избавиться от всех негативных эмоций и стать абсолютно счастливым. Но так далеко заходить необязательно. Можно работать с тем, что беспокоит сейчас, и действовать по ситуации.

  • Курс ведётся в записи 1991 года в низком качестве с шумами.
  • Гоенка - индус со скрипучим голосом, весёлый, миролюбивый. Он непохож на Учителя из фильмов про монахов. Голос может раздражать.
  • В начале и в конце каждой медитации Гоенка своим скрипучим голосом поёт песни на древнем языке Пали. Звучит устрашающе.
  • В конце каждой медитации ученики зачем-то хором произносят «Сааду. Сааду. Сааду». В зале висит отдельная табличка, объясняющая, что делать это необязательно и даже вредно, если не понимаешь, что это значит. «Сааду» - значит «Согласен». Произносится в ответ на реплику «Пусть все в мире будут счастливы». Это мило.
  • По вечерам лекции про технику. Термины даются на языке Пали и потом объясняются, но воспринимать сложно.
  • Первые 3 дня ничего непонятно. Сидим, наблюдаем дыхание, ничего не происходит. Я выше объяснил, как работает первый этап и что будет на втором, так что вам будет понятнее.

Стив Джобс регулярно медитировал, но в другой технике - дзадзэн . Её цель похожая - успокоение тела и разума. Объекта наблюдения нет. Нужно настолько успокоить тело и ум, чтобы нечего было наблюдать.

В офисах Гугла есть комнаты для медитации, а один из инженеров создал курсы внутри компании и написал книгу , но я не знаю, какая там техника медитации.

Из отзывов других людей

«Випассана - очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с „e = mc²“.» → Александр Горник , 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив - кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума - очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, -  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель - чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к „спецэффектам“. „Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике“, - типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине - сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения - очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко , 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю „И это пройдет“. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной - хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект - я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» →