Что изучает история древнего мира введение презентация. Урок «Введение в историю Древнего мира

Что изучает история древнего мира введение презентация. Урок «Введение в историю Древнего мира

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Пособие полностью автономно, содержит различные дополнительные материалы для учителя, большое количество игровых заданий. Издание дополнено новыми вариантами проведения уроков, выдержками из исторических документов. Книга будет полезна как начинающим преподавателям, так и педагогам со стажем.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

    Введение в историю Древнего мира.

    Древнейшие люди.

    Родовые общины охотников и собирателей.

    Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    Появление неравенства и знати.

    Счет лет в истории.

Раздел И. Древний Восток (20 ч)

    Государство на берегах Нила.

    Как жили земледельцы и ремес­ленники в Египте.

    Жизнь египетского вельможи.

    Военные походы фараонов.

    Религия древних египтян.

    Культура Древнего Египта.

    Древнее Двуречье.

    Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

    Финикийские мореплаватели.

    Библейские сказания.

    Царство Давида и Соломона.

    Ассирийская держава.

    Персидская держава «Царя ца­рей».

    Природа и люди Древней Индии.

    Индийские касты.

    Китайский мудрец Конфуций.

    Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

    Греки и критяне.

    Микены и Троя.

    Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    Религия древних греков.

    Земледельцы Аттики теря­ют землю и свободу.

    Зарождение демократии в Афинах.

    Древняя Спарта.

    Основание греческих колоний.

    Олимпийские игры в древ­ности.

    Победа греков над персами в Марафонской битве.

    Нашествие персидских войск на Элладу.

    В гаванях афинского порта Пирей.

    В городе богини Афины.

    Культура Древней Греции.

    Афинская де­мократия при Перикле.

    Города Эллады подчиняются Македонии.

    Поход Александра Македонского на Восток.

    В древней Александ­рии Египетской.

    Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

    Древнейший Рим.

    Завоевание Римом Италии.

    Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.).

    Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

    Рабство в Древнем Риме.

    Земельный закон братьев Гракхов.

    Восстание Спартака.

    Еди­новластие Цезаря.

    Установление империи в Риме.

    Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

    В Риме при императоре Нероне.

    Первые христиане и их учение.

    Жизнь в Римской империи.

    Римская империя при Диоклетиане и Константине.

    Взятие Рима готами.

    Семь чудес света.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско­го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

    Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб­личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст­виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас­краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

    Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер­ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

    При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо­ведения и географии; карта как изображение земной поверх­ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

    От класса к классу карты становятся более сложными, насы­щенными условными обозначениями, и работа с ними услож­няется.

    Показывать географические и исторические объекты по на­стенной карте нужно стоя с правой стороны.

    Для лучшего понимания и запоминания расположения гео­графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли­тической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

    Что изучает история Древнего мира?

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

      Самостоятельная работа учащихся с учебником.

      Рассказ учителя .

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

      Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

      Беседа по прочитанному .

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя .

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

      Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

      Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

    Фронтальная беседа с классом по вопросам .

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

    Что изучает история Древнего мира?

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    Беседа по прочитанному.

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные :

Создать у учащихся представления об истории как науке;

Познакомить учащихся с лентой времени;

Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая :

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная :

Формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийная доска или проектор;

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок по истории Древнего мира

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные :

Создать у учащихся представления об истории как науке;

Познакомить учащихся с лентой времени;

Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая :

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная :

Формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийная доска или проектор;

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

Глобус.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

2. О чем рассказывает история Древнего мира.

3. Исторические источники.

4. Как устроен учебник.

II. Закрепление изученного.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Слайд 1 (тема урока ). Презентация

Слайд 2 (цели и задачи урока )

1. Что такое история

Урок начинается с вводного слова учителя:

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную.

Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Слайды 3-6

Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

Запись в тетрадь:

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Слайд 7

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

2. О чем рассказывает история Древнего мира

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради : История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

3. Исторические источники

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Слайд 8-11

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Слайд 12

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Слайд 13

Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток) . Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

4. Как устроен учебник

Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

II. Закрепление изученного на уроке

Задания:

1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

Дата: 02.09.17

Предмет: История Древнего мира

Класс: 5

Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна

Тема: Вводный урок

Тип урока: ОНЗ

Цел ь: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи:

Образовательные: создать у учащихся представления об истории как науке; рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Древнего мира.

ПОНЯТИЯ:

История, наука, папирус, исторические источники, археолог.

ДАТЫ:

Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

овладение знаниями о быте, культуре и традициях первобытных людей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Средства обучения: Учебник « История Древнего мира », А.А. Вигасин, Г.И. Годер и С.Свенцицкая, 5 класс, М., «Просвещение» 2016 год; карта, иллюстративный материал.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети.

Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний.

Теперь представьтесь вы. Расскажите что-нибудь о себе. Например, «Меня зовут …, я родился … Я увлекаюсь…».

Хорошо. Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается полноценное изучение исторической науки. Ребята, может, кто-нибудь из вас может предположить, что такое история?

Хорошо. Вспомните наше с вами знакомство. Вы начали свой рассказ с даты своего рождения. Даты вашего рождения – это и есть начало вашей истории.

Прочитайте на доске, что же такое история.

Запишите это определение к себе в тетради.

Обратите внимание на первое слово в предложении. Что оно означает? Выскажите предположения.

Верно. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них вы познакомитесь в школе.

Обратите внимание на доску. Ваша задача: подчеркнуть те словосочетания, которые относятся к истории как науке:

(Рис.1)

Изучает строение человека;

Изучает прошлое людей;

Изучает цифры и числа;

Изучает мир животных.

Хорошо. Ребята, как вы считаете, а зачем нужна история?

Ис­то­рия удо­вле­тво­ря­ет по­треб­ность че­ло­ве­ка в са­мо­по­зна­нии и са­мо­со­зна­нии. Для того чтобы по­нять себя, че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо знать свое про­шлое, по­ни­мать, как жили его пред­ки.

Отцом истории называют Геродота (показываю на портрет Геродота). Как вы думаете, почему его так называют?

Дело в том, что Геродот одним из первых начал описывать события, происходившие в его эпоху.

Представляются

Высказывают свои мнения

Читают: «История - это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом»

Записывают

Высказывают предположения: наука – это знания…

Слушают

Подчёркивают словосочетание «Изучает прошлое людей»

Высказывают свои предположения

Слушают речь учителя

Высказывают предположения

3. Открытие нового знания

Откройте учебники на с. 6. Прочитайте первый абзац.

Хорошо. Подумайте и вы: как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?

Прочитайте второй абзац и ещё раз ответьте на свой вопрос.

Запишите слово «Папирус» к себе в тетради и найдите его определение в учебнике на с.6.

Древние книги, надписи, рукописи – всё это исторические источники. Запишите понятие «Исторические источники» к себе в тетради.

Хорошо. Прочитайте следующий абзац.

Скажите, а пирамиды, памятники архитектуры могут считаться историческими источниками? Почему?

Ребята, а вы знаете, кто такие археологи?

Прочитайте следующий абзац и ответьте на вопрос: чем занимаются археологи и чем их работа помогает исторической науке?

Читают: «Откуда мы знаем как жили наши предки»

Высказывают предположения

Читают второй абзац

Отвечают на вопрос: мы это узнаём из древних книг и надписей.

Записывают

Записывают: исторические источники – это всё, что было создано человеком и может рассказать о жизни людей в прошлом.

Читают следующий абзац

Отвечают: да, могут, ведь созданы человеком и могут рассказать о жизни людей в прошлом.

Отвечают

Читают, отвечают на вопрос

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Заполним с вами таблицу «Исторические источники» у доски. Я диктую слова, а вы записываете их под нужными пунктами:

Книги;

Пирамиды;

Пословицы;

Рукописи;

Памятники;

Поговорки

Исторические источники

Выполняют работу у доски:

Исторические источники

Письменные Вещественные Устные

Книги Пирамиды Пословицы

Рукописи Памятники Поговорки

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

1. История – наука о …

А) прошлом планеты Земля;

Б) прошлом человечества;

В) будущем человека;

Г) развитии природы.

2. Археология изучает:

А) устное народное творчество;

Б) вещественные памятники;

В) памятники природы;

Г) письменные памятники.

3. К вещественным историческим источникам относятся:

А) древние рукописи;

Б) осколки посуды;

В) надписи на стенах зданий

Г) развалины домов и храмов;

Д) письма;

Е) кости людей и животных.

Оценивает учащихся

Выполняют самостоятельно

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Итак, ребята, давайте проверим, насколько внимательными вы были на уроке.

Что такое история?

Как называют людей, которые занимаются раскопками останков древних людей, их жилищ и орудий труда?

- История – это наука о прошедших событиях.

Этих людей называют археологами.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности.

С какой темой вы сегодня познакомились?

Кто оценил себя за весь урок « на высоте », можете поставить себе на полях карандашом « 5 »

Кто оценил себя « чуть ниже» - « 4 »

«Посередине» - « 3 »

Урок окончен.

Участвуют в рефлексии.

Осуществляют самооценку.


Тип урока : вводный урок.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
  • продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление темы.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

II. Актуализация знаний по теме.

  1. Что такое история?
  2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
  3. Почему это слово имеет много значений?
  4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?
  5. Что значит «история Древнего мира»?
  6. Что она изучает?
  7. Как люди узнают о прошлом?
  8. Что такое «следы истории»?
  9. Что значит «исторический источник»?

III. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово.
  2. Работа в группах.
  3. Проверка работы групп.
  4. Презентация «Исторические источники».
  5. Беседа по теме и записи в тетради.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

2. Самостоятельная работа в группах.

Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

Пакет состоит из заданий 2-х видов:

  • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
  • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

Общие вопросы для всех групп:

  1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
  2. Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
  3. Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
  4. Как мы узнаем о прошлом?
  5. Что такое исторические источники? Их виды?

Индивидуальные задания для 1 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.

Индивидуальные задания для 2 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 3 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 4 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

3. Проверка работы групп.

Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Беседа по теме и записи в тетради.

Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

Записи в тетради :

  • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
  • всемирная история – история народов всего мира.
  • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Учитель . Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.

Показываются слайды с 1 по 10.

Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

Записи в тетради (продолжение):

  • исторические источники – источники знаний по истории.

виды исторических источников :

  • вещественные,
  • письменные,
  • устные,
  • произведения искусства.

IV. Закрепление темы.

Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

Показываются слайды с 11 по 14.

При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:

Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).

Задание №2 . Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

Задание №3 . Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).

Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

V. Итог урока.

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

Рефлексия : Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Домашнее задание:

  1. Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
  2. Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
  3. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

Материал для подготовки к уроку:

  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
  • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
  • Интернет-ресурсы:
    www.google.ru
    www.yandex.ru