Жрицы рима. Храм весты - олицетворение мощи и незыблемости вечного города

Жрицы рима. Храм весты - олицетворение мощи и незыблемости вечного города

Веста Веста

(Vesta). Римская богиня семейного очага, соответствовавшая греческой Гестии. Но культ ее в Риме носил главным образом общественный характер. В ее святилище, находившемся в центре города, поддерживался постоянно священный огонь шестью жрицами, называемыми весталками. Главный надзор за культом Весты принадлежал “великому понтифику” (Pontifex Maximus), который наказывал жриц, если по их оплошности погасал огонь. Весталки были девы и за нарушение обета целомудрия подвергались погребению заживо. В первый день марта возобновлялся священный огонь неизвестным образом. В каждом доме Весте поклонялись вместе с Ларами и Пенатами.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ВЕСТА

(Vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. Соответствует греческой Гестии. Культ В., восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым Энеем и хранившимся в храме В. как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. Жрицы В. - весталки избирались из числа девочек 6-10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ государственной надёжности и устойчивости (Serv. Verg. Aen. X 228), участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa; Serv. Verg. Buc. VIII 820). Хотя угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые (Маcrob. Sat. I 12, 6). В частных домах В. посвящался вход в дом - вестибул (Serv. Verg. Aen. II 469). Впоследствии В. отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом (Ovid. Fast. VI 218 след.; Serv. Verg. Aen. II 296), её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и В. (Macrob. Sat. Ill 4, 6). Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
е. м. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Веста

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты. Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные услуги, воздвигались статуи(1). Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч. (1. Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены, но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ВЕСТА

в римской мифологии хранительница огня, горящего в очаге. Римляне даже называли очеаг по её имени - "веста". Веста почиталась и как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен» (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и шесть весталок - жриц богини Весты. Римляне считали, что огонь чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение обета целомудрия. Согрешившая весталка каралась жестокой смертью - ее живой зарывали в землю. Во время казни весь город был погружен в глубокую печаль. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел огромное значение в жизни римского государства. Пока в святилище пылал огонь Весты, а в храме хранились священные предметы, Рим оставался крепкой и могучей державой.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "Веста" в других словарях:

    - (лат. Vesta). 1) богиня целомудрия, у древних римлян, старшая дочь Сатурна и Реи; у греков Гестия. 2) одна из планет, вращающаяся между Марсом и Юпитером; открыта астрономом Ольбером, в 1807 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы, жен. Заимств.Производные: Весточка; Вета.Происхождение: (В римск. мифологии: Веста богиня домашнего очага и огня. От греч. hestia домашний очаг.) Словарь личных имён. Веста ы, ж. Заимств. Производные: Весточка; Вета. [В римск. мифологии: Веста … Словарь личных имен

    Веста - (Уссурийск,Россия) Категория отеля: Адрес: Ленинградская Улица 52 Б, Уссурийск, Россия … Каталог отелей

    Гестия Словарь русских синонимов. веста сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

    веста - ы, ж. veste f. 1. В средние века куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах. Мерцалова 1 525. 2. Вид камзола. Культ. 18 в. 1981 60. По окончании обеда, дал он <Суворов> мне весьма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами весталками. Соответствует греческой Гестии …

    Одна из крупнейших (диаметр 555 км) малых планет (.4), открыта В. Ольберсом (Германия, 1807). Расстояние Весты от Солнца изменяется от 2,2 до 2,6 а. е … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) цѣломудренная дѣвица, хранительница прекраснаго, чистаго, священнаго огня. Ср. Ты моя муза, говорилъ Александръ Надинькѣ: будь Вестою этого священнаго огня, который горитъ въ моей груди; ты оставишь его и онъ заглохнетъ навсегда.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Богиня Веста и весталки August 31st, 2010


Весталка в Древнем Риме. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона, 1880


Богиня Веста,покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме.


Ей соответствует греческая Гестия.


Франсиско де Гойя. Жертвы "Веста".

Учреждение института весталок произошло очень просто. Во времена доисторические огонь можно было добыть только трением двух кусков сухого дерева или от искры, которая получалась при ударе о булыжник. Ввиду этого в каждой деревне поддерживался общественный огонь: в особо предназначенной для этого хижине он горел непрерывно и день и ночь и был предоставлен во всеобщее пользование. Обязанность поддерживать его возлагалась на молодых девушек, так как только они не уходили в поле. С течением времени этот обычай превратился в священное учреждение, как это и было в Альбалонге, метрополии Рима; когда же был основан Рим, то и этот город учредил у себя свой очаг Весты и своих весталок.

Весталки — жрицы богини Весты в Риме. В. избирались из девочек 6—10 лет, без физических недостатков, родители которых должны быть живы и принадлежать к знатным родам.

Риччи Себастьяно. Жертвоприношение богине Весте

Из числа избранных по жребию верховный понтифик назначал весталок, которые выходили из отцовского подчинения и находились под покровительством верховного понтифика. Обязанностью В. было поддерживать вечный огонь в храме. Весталки были обязаны блюсти целомудрие.

Фредерик Лейтон - Весталка.


Храм Весты (1862)

За нарушение и за погасший огонь весталок секли и зарывали живыми в землю. Служение Весте продолжалось 30 лет (10 лет она училась, 10 лет служила Весте и 10 лет учила других). По истечении 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. В. пользовались большим уважением и почетом. Их особа была неприкосновенной, и оскорбивший весталку карался смертью. Впереди весталок шли ликторы. Если В. встречала преступника, ведомого на казнь, — преступник получал свободу.


Храм богини Весты в Риме,каким он был в настоящие время

Дом весталок,каким он был как выглядит сейчас.

Рея-Сильвия мать Ромула и Рема.

Знаменитая весталка-Рея Сильвия в мифах древних римлян мать Ромула и Рема. она была дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора, изгнанного своим братом Амулием, захватившим власть. Амулий, чтобы у Реи Сильвии не было детей, сделал её весталкой. Однако она родила близнецов от полюбившего её Марса. Согласно одним преданиям, Рея Сильвия потом была убита Амулием, согласно другим Ч заточена в темницу, откуда её освободили, свергнув Амулия, её сыновья, согласно третьим Ч она бросилась в Тибр, но была спасена богом Тиберином и стала его женой.

Весталка Туккия собирает воду в решето. Картина Луиса Гектора Леру

По легенде, две весталки, Туккия и Квинта Клавдия, были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Туккия смогла собрать воду в решето

У Х Ч Ш
Полубоги и люди

ВЕСТА

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся Пен (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты.

Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из двадцати, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.

За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные у слуги, воздвигались статуи. Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага, потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.

Веста и весталки

Отдельно от прочих следует рассказать о Весте и ее служительницах. Весту почитали как богиню домашнего очага и семьи и отождествляли с греческой богиней Гестией. Однако в отличие от Гестии, культ которой у греков был относительно скромным, Веста занимала важнейшее место в государственной религии Рима и воспринималась в качестве хранительницы всей римской общины как большой семьи, собранной у единого городского очага.

Кроме очага, сакрального центра дома, Весте была посвящена прихожая, так называемый «вестибул». Несложно догадаться, что отсюда и пошло известное нам слово «вестибюль», означающее просторное помещение при парадном входе.

Веста приходилась сестрой Юпитеру и была известна тем, что избегала мужского общества и хранила девственность. Существует старинная легенда о том, как Весту домогался Приап, бог садов, известный своей похотливостью. Однажды боги, а заодно нимфы и сатиры, собрались на шумный пир. Пока боги пили вино и плясали, Веста прилегла отдохнуть в тени, наслаждаясь тишиной, и задремала. Ее приметил Приап и то ли не узнал и принял за нимфу, то ли узнал, но не подал виду. Влекомый блудным желанием, Приап на цыпочках стал подкрадываться к Весте. И тут неожиданно закричал осел, пасшийся неподалеку на берегу ручья. От ослиного крика Веста проснулась и увидела над собой Приапа, которого с позором прогнала. Оттого в день праздника Весты, 9 июня, ослов освобождали от всякой работы и они участвовали в торжественной процессии.

Сатир и спящая нимфа (фрагмент). Художник Я. Амигони

Весте служили жрицы-весталки, ревностно, как и их богиня, хранившие свое целомудрие. Коллегия весталок состояла всего из шести женщин, и служба богине требовала от них полного сосредоточения. Весталки, единственные из римских жриц и жрецов, все свое время отводили исполнению священных обязанностей и даже жили замкнуто, в особом доме при храме Весты, редко выходя в город. Первейшей их обязанностью было поддерживать огонь на жертвеннике, ведь люди верили, что, пока он горит, Рим будет стоять нерушимо. Также весталки наводили в храме чистоту и приносили жертвы богине.

Весталки. Художник Ж. Рау

Когда одна из весталок навсегда оставляла храм, новая избиралась жребием из двадцати девочек благородного происхождения в возрасте от шести до десяти лет. Удостоенную великой чести ожидало тридцать лет служения. Первые десять лет ее обучали тому, что она должна была делать, следующие десять она исполняла свои обязанности, а в последнюю треть срока передавала знания молодым преемницам.

По истечении тридцати лет весталка могла сложить с себя жреческий сан и вернуться к обычной жизни, даже выйти замуж. Немногие, однако, пользовались этим правом, предпочитая до самой смерти служить богине, а про тех, кто все-таки заводил семью, рассказывали, что они были несчастливы в браке. Существовало даже поверье, будто брак с весталкой сулит беду.

Однако в награду за самоотверженную службу весталки пользовались большими привилегиями и почестями. Сам консул при встрече уступал весталкам дорогу. Весталки могли собственноручно, без поручителя, распоряжаться своими делами, что другим римским женщинам в большинстве своем не разрешалось. На улицу весталки выходили только в сопровождении служителя-ликтора, и если по пути им попадался преступник, приговоренный к казни, то с этого счастливчика снимали приговор и отпускали. Весталке только следовало поклясться, что встреча эта оказалась случайной.

Весталка. Художник Ф. Лейтон

Весталки были неприкосновенны, и даже за легкое оскорбление, нанесенное одной из них, обидчику грозила смертная казнь. Наказывать их мог только великий понтифик, страж священных дев, который за провинности сек весталок розгами. Поводом для наказания могло послужить то, что весталка небрежно поддерживала в храме огонь, ведь это было важнейшей и каждодневной обязанностью жриц Весты. Рассказывали историю, как одна весталка, увидев, что священный огонь догорает, взмолилась богине и кинула в пламя кусок своего одеяния, после чего огонь благоволением Весты заново разгорелся.

И все же раз в году огонь в храме Весты тушили и разводили заново - в день Нового года. Считалось, что в Новый год все должно обновляться, даже негасимый огонь Весты. Разжигали его исключительно трением двух палочек - только такое пламя считалось «чистым».

За одну лишь провинность весталок наказывали крайне жестоко: за утрату целомудрия, ведь тем самым они предавали свою девственную богиню. Нарушившую обет чистоты девушку живьем зарывали в землю. Для этого в земляном валу у Коллинских ворот устраивали маленькую подземную камеру со входом сверху. Там оставляли постель, горящий светильник и немного еды, чтобы Веста не была оскорблена тем, что ее жрицу, причастную священных тайн, простые люди уморили голодом. Осужденную в закрытых носилках проносили через форум, и за ней молча следовала толпа. День казни весталки был в Риме днем глубокого уныния. Наконец, у вала закутанную с головой весталку выводили и, когда она спускалась под землю, лестницу поднимали, а вход заваливали и сравнивали с землей.

Казнь весталки. Художник Г. Ф. Фюгер

Рассказывают, впрочем, что Веста ревностно оберегала своих служительниц от наветов и лживых слухов. Так, некий человек обвинил весталку Тукцию в потере невинности и тем самым, казалось бы, обрек девушку на мучительную смерть. Тукция же, зная, что обвинение ложно, и желая доказать свою непорочность, взмолилась богине: «Веста! Если я служила тебе чистыми руками, сделай же так, чтобы эти руки в решете донесли воду в твой храм от самого Тибра!» На глазах у всего города Тукция зачерпнула в решето речной воды и, не пролив ни капли, дошла до храма, что стоял неподалеку от форума на склоне Палатинского холма. Так Веста оправдала свою жрицу перед всеми римскими гражданами.

Храм Весты в Риме построил легендарный царь Нума Помпилий. Храм этот имел необычную круглую форму: считалось, что он повторяет очертания домашнего очага. В центре храма горел священный огонь, бывший одновременно и воплощением самой богини, так как изваяния ее в храмах не ставили. Лишь изредка Весту изображали в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом. Служительницы ее носили во время обрядов похожие покрывала, в городской толпе же весталку легко было узнать по белоснежной тунике.

Весталка Тукция собирает воду в решето. Художник Г. Л. Леру

В храме Весты, недоступные для глаз обывателей, хранились священные реликвии, вывезенные Энеем из горящей Трои: домашние боги-пенаты, покровительствовавшие всей римской общине, и палладий, деревянная статуя Афины Паллады (у римлян Минервы), которая, по легенде, упала с неба в ответ на молитвы Ила, основателя Трои. Палладий считался талисманом Рима, оберегавшим его от опасностей.

Ни один мужчина не имел права переступать порог храма Весты и видеть эти реликвии. Рассказывают, однако, что в 241 году до н. э. в храме Весты случился страшный пожар. Беспомощные весталки, распустив волосы, громко плакали перед храмом, видя, как погибают в пламени столь чтимые всем народом святыни. Видя их горе, великий понтифик Метелл взмолился Весте простить его святотатство и бросился в горящий храм. Смелым своим поступком Метелл спас драгоценные реликвии из огня, но, как говорят, ослеп: то ли от жаркого пламени, то ли оттого, что увидел нечто, недоступное взгляду мужчины.

Свой храм Весты был в каждом городе, и если жители его отправлялись навсегда в необжитые еще земли, то брали с собой частичку храмового огня, чтобы возжечь от него пламя на новом жертвеннике и заручиться покровительством доброй богини.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Сома-Геката-Веста и Будха-Гермес-Меркурий У скифов должен был быть «культурный бог», известный у других народов под именем ТОТА (египет.), ГЕРМЕСА (греч.), МЕРКУРИЯ (рим.), ТЕВТАТА или ОГМЫ (кельт.), ТИУ (сканд.), РАДОГОЩА (слав.) и БУДХИ (инд.), которому был посвящен вторник (Tuesday -

автора

Весталки

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Август и весталки В I веке до н. э. римляне вступили в бесконечную полосу смут, междоусобных распрей, гражданских войн. Увлекшись братоубийством, граждане начали забывать старые традиции, терять былое уважение к богам.В 89 году до н. э. в городе возник конфликт между

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава III Зенда-Веста - Святые Вести. История их открытия и образчики их сказаний. В 1762 году Западная Европа озарилась необыкновенным светом. В этом году была привезена в нее Анкетиль-дю-Перроном, как жемчужина со дна моря, как птица Додо с острова Мадагаскара, «древняя

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.1. Кому служили весталки Древнего Рима? Древние римляне вполне в духе свойственного им прагматизма приспособили к своим нуждам древнегреческую мифологию. Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Асклепий - Эскулапом и т. д.Явной новацией следует признать введение Нумой

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.