Яблочный спас пост что можно кушать. Успенский пост

Яблочный спас пост что можно кушать. Успенский пост
Яблочный спас пост что можно кушать. Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.


И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:


– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):


– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.


– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:


– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):


– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа) .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий КАРПЕНКО

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил ВОРОБЬЕВ

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.


В церковном календаре августа есть большое разнообразие праздников, которые составляют основу традиционной Православной культуры. Отгуляв Маковей (Первый Спас) и в преддверии Яблочного Спаса, публикуем актуальную информацию про то, как провести трапезы Успенского Поста и календарь Успенского Поста, обрамляющего три Спаса.

С 14 августа наступает Успенский пост. Продолжается он по 27 августа, то есть до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В связи с августовскими праздниками многие наши читатели интересуются, как правильно соблюдать Успенский Пост, что есть в Успенский Пост по дням, поэтому мы решили уделить внимание тому, как соблюдать Успенский Пост.

Успенский Пост: что можно есть

Из четырех многодневных постов Успенский Пост считается самым лёгким и приятным, так как меню в Успенский Пост составляют молодой картофель, грибы, созревающие в эту пору овощи и фрукты, есть много свежего мёда, доступна различная сладкая медовая выпечка. Для тех, кто интересовался, что можно кушать в Успенский Пост, отвечаем: согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост. Что нельзя есть в успенский Пост, так это мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной.

Для тех, кто будет поститься впервые, мы решили опубликовать Успенский Пост питание по дням.
Согласно монастырским уставам, предписывается:

в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.

Понедельник: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Вторник: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
Среда: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Четверг: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
Пятница: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Суббота и воскресенье: приготовленная пища растительного происхождения с растительным маслом.

Сухоядением называют употребление пищи без растительного масла и сладкого. Согласно церковным канонам, к таким продуктам относятся: хлеб, вода, соль, овощи сырые и квашенные, мед, зелень, не обработанные термически.

В первый день поста, в праздник Маковея или Медовый Спас 14 августа по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу. С этого дня в Успенский Пост меню входит медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Рецепты в Успенский пост. Салат с морковкой и медом на Маковея

нам понадобится:
4 морковки
2 ч. ложки меда
соль
¼ лимона
Как готовить салат на Маковея
Морковь измельчить на мелкой терке, посолить по вкусу и слегка помять руками. Сбрызнуть лимонным соком, добавить мед, соль и перемешать.

В праздник Преображения Господня 19 августа для тех, кто интересовался, можно ли есть рыбу в Успенский Пост, хорошие новости. В этот день (исключительно в этот день) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях, ведь приходит и праздник Яблочный Спас.

Теперь вы знаете, что можно есть в Успенский Пост. Но считаем нужным напомнить, что пост духовный тесно соединяется с постом телесным. Поэтому рекомендуется уделять внимание не только меню на Успенский Пост по дням, но и душе. В посте духовном рекомендуют воздержание от страстных греховных движений, играющие на руку чувственным наклонностям и порокам.

Успенский пост — единственный пост, посвященный Божией Матери – начинается пост за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа

Успенский пост, в отличие от некоторых других постов, даты которых не постоянны, ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 числа.

Соблюдают Успенский пост с древних времен христианства – первые упоминания о нем известны с 450 года.

Что можно и нельзя есть в пост

Успенский пост церковным уставом по строгости приравнивается к Великому, который христиане соблюдают перед Светлым Вознесением Христовым.

В тоже время, он всегда считался легким, потому что во время поста можно есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы - все то, что в августе в изобилии дарит природа.

Яблоки и виноград можно есть только после Преображения Господня, который православные празднуют 19 августа - в народе этот праздник называют Яблочный Спас.

Во время Успенского поста, как и остальных, нельзя есть мясо, мясную и молочную продукцию, яйца.

Сухоядение, по церковному уставу, полагается в понедельник, среду и пятницу. Иными словами, в эти дни можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед.

По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу без масла, а в субботу и воскресенье – горячую пищу с маслом. В субботу и воскресение также допускается немного вина.

В Успенский пост есть рыбу можно только в праздник Преображения Господня, а также Успения Богородицы, если он приходится на среду или пятницу. В 2018-м праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на вторник, значит поста уже нет.

Важно помнить, что «в пост нельзя есть» своих ближних, другими словами нельзя сориться, раздражаться, и совершать любые другие поступки, разрушающие мир между людьми.

Как нужно поститься

Церковные служители напоминают, что пост - это не диета. Во время любого поста нужно в первую очередь заботиться о душе. А Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери.

К посту приучаться нужно постепенно. Человек, никогда ранее не соблюдавший пост, если начнет резко поститься, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости.

Что бы не стать раздраженным и нетерпеливым, каждый человек должен определить свою меру поста, иначе говоря сколько еды и питья ему нужно в сутки, и постепенно свести это количество к минимуму, необходимому для жизни.

Суть поста, прежде всего в ограничении удовольствий, а не в отказе от животной пищи. А главное правило - не отягчать себя пьянством и чревоугодием.

Святые всегда строго постились и советовали другим приготовиться к спасательным и великим делам с помощью поста. Ибо пост призван сделать телесную природу легкой и крепкой, способной подчиняться требованиям духа.

Тяжело больные, беременные женщины, кормящие матери, военные, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, путешественники и дети до 7 лет могут не соблюдать пост.

Военнослужащие, путешественники, а также те, кто работает в напряженном ритме или учится могут поститься не так строго, как написано в Уставе.

Венчается, праздновать свадьбу и другие торжества во время поста нельзя. Также нельзя принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях и распивать спиртные напитки.

Пост – это время для покаяния и молитвы, посему желательно воздержаться от всевозможных развлечений.

Согласно поверью, молодые никогда не будут счастливыми, если поженятся в дни Успенского поста. Посему, лучше провести такие важные мероприятия до начала Успенского поста или после.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2018 году?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядение, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой - пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Когда заканчивается Успенский пост в 2018 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2018 году приходится на вторник, поста в этот день нет.

Православные из года в год свято соблюдают различные праздники, включая и длительные, и непродолжительные. О времени, когда начинается и как правильно питаться во время него, можно узнать из специального календаря, который есть в православных храмах. В нём церковники подробно описывают правила соблюдения этого непродолжительного периода.

История Успенского поста

В первые века христианства уже признавали Успенский пост. Еще папа Римский святой Лев I Великий (был во на протяжении 21 года - с 440 по 461) ясно указывал даты, когда начинается Успенский пост. Уже тогда он был в перечне 4 самых важных

Но окончательно его установили лишь в 1166 году. Он ознаменовался проведением знаменитого Константинопольского Собора. Тогда же был выбран праздник, к которому приурочен данный период.

Начало Успенского поста

Информацию, с какого числа начинается Успенский пост, можно запомнить раз и навсегда, ведь она, в отличие от многих других православных дат, не изменяется. Пост начинается 14 августа. Он довольно непродолжительный и длится всего 2 недели. Заканчивается 27 числа того же месяца. В 2016 году начало и конец поста приходятся на выходные дни. Это невероятно удобно, ведь так проще изменять свой режим.

Название этого летнего праздника появилось благодаря Успению Пресвятой Богородицы. Собственно говоря, именно к нему и приурочен пост. Торжество приходится на 28 августа - следующий день после периода ограничений. Это единственный пост, который посвящен Деве Марии.

Время, когда начинается Успенский пост, знаменуется торжеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сопровождается данное празднование крестным ходом и освящением различных мест. Предполагается, что такие мероприятия смогут предупредить или избавить от болезней, если отнестись к ним с великой верой.

Приходится на еще один большой православный праздник - Медовый спас. С этого дня соблюдающие церковные правила люди получают благословение употреблять в пищу мед.

Питание во время поста

Душевное состояние - самое важное при соблюдении поста. Священники утверждают, что необходимо максимально посвятить время молитве, вести себя прилежно и служить в угоду Бога.

Но питание также чрезвычайно важно. Тем более что указанный пост является одним из 4 самых строгих, а церковники приравнивают его к Великому по необходимости ограничений. Именно поэтому соблюдающим пост рекомендуют отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц.

Но список разрешенных продуктов достаточно большой, и вмещает:

  • фрукты,
  • овощи,
  • отвары,
  • компоты,
  • серый хлеб,
  • грибы,
  • крупы,
  • орехи.

За все время, когда начинается и заканчивается Успенский пост, можно употреблять в пищу только вышеперечисленные продукты.

Подробное питание по дням

Существуют ограничения по питанию и по дням недели. Понедельник, среда и пятница, к примеру, у соблюдающих пост - это время, когда необходимо придерживаться сыроедения. В этот день стоит довольствоваться только фруктами и овощами, сухофруктами и орехами, а также медом. Запрещено использование растительного масла.

Вторник и четверг - время горячей пищи, но добавление масла также запрещено.

Суббота и воскресенье - самые простые дни. В это время разрешены все вышеперечисленные продукты с добавлением масла. Также разрешено в употребление вино.

Небольшое послабление и снятие ограничений возможно для:

  • беременных,
  • больных,
  • детей.

Кроме того, разрешено употребление рыбы в день Преображения Господнего, который празднуется 19 августа.

Правда, специалисты по питанию не рекомендуют в первый раз строго придерживаться поста. Так можно только испортить своё самочувствие, не получив духовного очищения. Священники также утверждают, что при любых проблемах со здоровьем лучше придерживаться поста не строго и усиленно молиться, ведь душевное ограничение гораздо важнее телесного. Исходя из этого, даже в дни, когда разрешено исключительно сыроедение, можно есть горячую пищу, а иногда добавлять масло. От основных запрещенных продуктов всё же стоит отказаться.

Дополнительные ограничения во время поста

14 августа начинается Успенский пост. На протяжении всего указанного периода церковь не приветствует проведение каких-либо торжеств. И свадьба входит в данный перечень. Рекомендуется посвятить это время молитвам, позаботиться о телесном и духовном очищении, а не предаваться развлечениям.

К слову, праздник Успения Пресвятой Богородицы трактуют как возможность избавления от страха смерти. Согласно приданию, Дева Мария заранее знала о времени своего перехода в другой мир. Поэтому она решила подготовиться к нему усиленной молитвой и постом. И это несмотря на то, что вся её жизнь была образцом жертвенности.

Время, когда начинается Успенский пост, - одно из самых значимых для православных. В этот период церковники пытаются соблюдать все традиции и ограничения, связанные с праздником.

Успенский Пост в 2018 году — как правильно составить меню питания по дням недели? Пост - важное для всех верующих время. В период аскезы каждый человек получает возможность очиститься духовно, освободиться от груза грехов и изменить жизнь к лучшему.

Успенский пост - самый непродолжительный из всех многодневных постов, существующих в православии. Он был установлен около тысячелетия назад, когда церковь постановила исключить июль из Петрова поста: люди не могли справиться со столь долгой аскезой, поэтому было решено разбить пост на две части.

В итоге вторая половина превратилась в самостоятельный пост, посвященный подготовке к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Дата поста является непереходящей: его начало ежегодно выпадает на 14 августа - торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста, или же, как этот праздник значится в народном календаре, в Медовый Спас.

Завершающий постный день - 27 августа, предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. В само Успение, если оно празднуется не в среду и не в пятницу, происходит разговление - то есть в меню постепенно вводится скоромная, не постная пища.

Особенности Успенского поста

В Успенский пост, как и в другие, запрещается есть скоромную пищу. К ней относятся любые продукты животного происхождения, в частности, яйца, молочные и мясные изделия. Несмотря на то, что по строгости Успенский пост не уступает Великому, переносится он гораздо легче: на этот период выпадает два Спаса - Медовый и Яблочный.

Что дает возможность внести в постный рацион разнообразие и побаловать себя множеством блюд с добавлением меда и спелых фруктовых плодов.

Успенский пост в 2018 году — как правильно питаться

Список блюд, которые допускаются православному во время Успенского поста со всеми подробностями вы можете найти в календаре питания по дням.

Питание в пост по дням недели

  • в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение, то есть употребление растительной пищи, не прошедшей термическую обработку. Это могут быть овощи, цукаты, фрукты, орехи;
  • вторник и четверг - дни, когда пищу можно отварить, но запрещается добавлять в нее растительное масло;
  • в выходные дни разрешается готовить постные блюда на растительном масле и использовать его в качестве заправки к салатам, также можно выпить немного сухого вина;
  • в праздник Преображения Господня, или в Яблочный Спас, дозволяются рыбные блюда, заправка растительным маслом и употребление небольшого количества вина.

Церковь советует воздержаться от яблок и винограда, до второго Спаса - Яблочного, который выпадает на 19 августа. По христианскому календарю это день Преображение Господне, в этот праздник, верующие могут вкушать рыбу и пить вино в независимости от дня недели.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, последний день поста, выпадает на среду или пятницу, то позволяется рыба и вино, а разговение по случаю окончания поста проводится на следующий день.

Что можно есть в Успенский пост

Пост выпадает на время сбора урожая и переносится относительно легко, ведь в это время созревает множество разнообразных плодов.

Одним из самых распространенных постных блюд является каша. Она легка в приготовлении, а ее видов бесконечное множество. Проявив немного фантазии и добавив в кашу немного орехов или пряностей, вы сделайте блюдо необычным и оно многим придется по вкусу.

В дни сухоядения можно готовить различные салаты из овощей и зелени. Масло можно заменить мелко натертым авокадо, которое станет отличной заправкой и соединит все продукты вместе.

Разнообразие овощей и фруктов в этот период раскрасит ваш постный стол. В дни когда разрешена горячая пища, овощи можно тушить и запекать, также есть огромное количество овощных супов, которые можно готовить регулярно и при этом они всегда будут разными и не приедятся вам и вашим близким.

После 19 августа, Яблочного Спаса можно будет радовать себя и окружающих, чудесными десертами из яблок и винограда.

Поститься правильно: духовное воздержание

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Для многих, особенно для тех кто приступает к воздержанию впервые, достаточно сложно соблюдать строгий в еде пост, поэтому стоит обсудить свою посильную меру со священником или духовным наставником.

Поститься не по строгому канону - не грех, это не возбраняется церковью. Не важно насколько строгим будет рацион верующего, ведь в случае соблюдения даже слабого поста он становится духовно ближе Господу.

Духовная составляющая Успенского поста заключается в соблюдении взятых на себя обязательств перед Богом, ограничить себя телесно и духовно, подобно Деве Марии, которая перед Успением соблюдала пост.

Чтобы решимость выдержать ограничения Успенского поста не ослабевала, нужно, как можно чаще, посещать церковные службы. Если такая возможность выпадает редко, стоит молиться дома.

Во время воздержания нужно тщательно следить за своими мыслями и поступками. Это период проводится вдали от всех развлечений и торжеств. Пышные празднества лучше перенести на другое время, а во время поста подумать о бессмертной душе, о своих поступках, о жизни.

Традиционно в Успенский пост не играли свадеб.

Избавьтесь от всего негативного и подавите в себе зло, агрессию, скупость и похоть. Прощайте своим ближним все грешные и дурные поступки.

Помните, поститься это не только отказываться от некоторых продуктов, но и старание укрепить веру и очистится от дурного. Соблюдайте пост с учетом всех правил и он благоприятно повлияет на ваше физическое и душевное состояние.