Сбор трав на купалу. Травы на Ивана Купала — магические растения Какие цветы собирают ивана купала

Сбор трав на купалу. Травы на Ивана Купала — магические растения Какие цветы собирают ивана купала
Сбор трав на купалу. Травы на Ивана Купала — магические растения Какие цветы собирают ивана купала

Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Вера в магическую силу трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердцах людей по сию пору — на эту тему написано несметное количество книг, всевозможных травников и энциклопедий, на основе трав создано большое количество лекарств и биологически активных добавок, целые косметические линии и отдельные парфюмерные средства.

По старинным рецептам травников создаются настойки и бальзамы, травяные чаи и оздоровляющие напитки. И особое место в этом царстве полезных растений, безусловно, занимают купальские (ивановские) травы .

ЛЕГЕНДЫ О ПАПОРОТНИКЕ

Конечно же, самым главным растением магической ночи накануне Ивана Купапы считался знаменитый папоротник — Перунов огнецвет, жар-цвет, купирод или чертова борода, как называли его в народе. Он внушал людям, с одной стороны, восторг своей неслыханной магической силой, с другой — суеверный страх перед всем неизведанным и опасным. А папоротник, действительно, слыл опасным, загадочным и не-постижимым явлением природы, особенно когда зацветал в ночь летнего солнцеворота.

И не каждый решался отправиться на его поиски в глубину темных непроходимых лесов. Цветет это фантастическое растение всего лишь несколько мгновений, и нужно уловить тот самый короткий миг, чтобы сорвать ярко-огненный бутон и стать всемогущим — понимать язык зверей, становиться невидимкой, привораживать к себе любимых и находить любые клады.

В момент ожидания цветения папоротника, чтобы защититься от нечистой силы, охраняющей цветок, необходимо было очертить около себя круг Васильевским огарком — остатком свечи или лучины, зажигаемой в Васильеву (новогоднюю) ночь, или пасхальной свечой, рябиновой палкой, ножом или топором. Затем взять в руки полынь и читать молитву, обойдя папоротник задом наперед три раза.

Говорят, ровно в полночь созревший бутон-почка с треском раскрывается и взрывается золотым, а подчас и кровавым ослепительным пламенем. Сорванный цветок полагается завернуть в скатерть, чтобы не сумела его унести невидимая рука, иначе светящийся бутон начнет перемещаться по всему лесу, и его уже не поймаешь. Так что сорвал — прячь за пазуху и беги прочь не оглядываясь, иначе случится беда. Ведь за папоротником охотится не только человеческое племя, но и всевозможные сущности нави: страшные и опасные духи леса, ночи и загробного мира.

Еще одна легенда утверждает, что владелец цветка, возвратившись из леса в деревню, должен тут же отправиться в церковь и спрятать цветок под престолом. А забрать его оттуда можно только на Крещение, когда народ отправится на иордань. За цветком на реку явится бес — и проси у него за цветок все, что ни пожелаешь.

Есть и еще одна славянская легенда. В ней говорится, что бог Ярило подарил людям волшебный огонь. И каждый год в ночь с 23 на 24 июня он посылает его на землю, где тот разгорается в виде цветка папоротника.

На самом деле папоротник не цвел ни разу за все время своего существования на Земле, а появился он на нашей планете более трехсот миллионов лет назад! В Ирландии утверждают, что не цветет он потому, что растение проклял святой Патрик, а в некоторых областях Великобритании папоротник и вообще называют «дьявольской щеткой».

Хотя в других графствах Туманного Альбиона, растение щитовник, или мужской папоротник, наоборот, считается магически сильным и называется «счастливая рука», так как обладает свойством охранять, исцелять и возбуждать любовь. Если со щитовника накануне Ивановой ночи срезать все неразвернувшиеся листья, кроме пяти, то получится амулет в виде человеческой руки — «рука Купалы», или «Иванова рука», способный защитить дом и семью от дурного глаза и порчи.

В целом же папоротник является не только прекрасным оберегом, но и талисманом самой высшей пробы: защищает человека от колдовства (если носить на голом теле), дом — от молнии, а поле — от града. Открывает все запоры, двери и хранилища, обнаруживает зарытые клады по всей земле, наделяет человека способностью знать прошлое, настоящее и будущее, читать мысли, разговаривать с животными, предсказывать события и зарождать в сердце другого любовь.

ТРАГЕДИЯ ИВАНА ДА МАРЬИ

В волшебную Ивановскую ночь травницы одним из первых собирали обладавшее особыми качествами растение иван-да-марья, овеянное старинными легендами и преданиями. Брат Иван да сестра Марья (Кострома и Купала) полюбили друг друга, не подозревая о своем родстве. Но, когда узнали об этом, не пожелали больше жить на белом свете. От отчаяния и боли Иван (желтый цветок) бросился в костер, а Марья (синий цветок) утопилась в реке. Поэтому в память о брате и сестре в ночь на Ивана Купалу повсюду горят костры в честь Ивана, а на заре люди умываются прозрачной целебной росой в честь его любимой сестры Марьи.

Марьянник, Адам и Ева, брат с сестрой, желтоголовик, цветы Купалы (желтый и фиолетовый) — как только не называли цветок иван-да-марья в народе, восхваляя его волшебные свойства. Во-первых, если держать цветок при себе, это поможет уйти от любой погони. Во-вторых, свежевыжатым соком растения лечат слух и память. В-третьих, цветы марьянника защищают дом от злых духов, а хозяев — от порчи и сглаза. К тому же налаживают супружеские отношения.

ДУШИСТЫЙ ВЕНОК КУПАЛЫ

Купальские травы рвали не только для лечебных нужд, но и для гаданий, ворожбы и колдовства. Уж очень хотелось молодым незамужним девушкам узнать о своем будущем возлюбленном и о том, какая судьба ждет ее с милым. А те, кто страдал неразделенной любовью, мечтали с помощью волшебной травы приворожить любимого, покорить его сердце, наделив себя не только притягательной женской силой, но и долголетием и невиданной красотой. Чтобы узнать о своем женихе, полагалось сорвать в полночь 12 или 24 вида трав!

Так, наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Говорят, что трава эта выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Огромное количество легенд и мифов окружает и еще одно купальское растение — багульник болотный (болотная одурь, розмарин лесной, болиголов). Говорят, что Болотный владыка был влюблен в лесную нимфу, но как ни старался привлечь ее к себе, у него ничего не получалось. Однажды в сильном гневе принялся он громить все вокруг, чем вызвал искру, воспламенившую болото. Дым от сгоревшего багульника одурманил нимфе голову и, не помня ничего, она сама пришла к Болотному владыке.

С тех пор считается: туман на болте напускает владыка, чтобы прозревшая нимфа заблудилась и не смогла от него сбежать. А вот если болота горят, значит, нимфе удалось уйти от постылого похитителя, и он огнем пытается выманить любимую назад. Лечебные свойства багульника всегда почитались в народе еще со времен Гиппократа — с помощью него избавлялись от ненужной беременности и даже излечивались от рака.

Праздник Ивана Купала, как и многие другие праздники, имеет свои традиции. Помимо купания в водоемах, хороводов, прыжков через костер и поиска цветка папоротника, в эту ночь принято заготавливать травы, которые используются для защиты дома от нечистых сил.

Люди верили, что травы, сорванные в эту ночь, обладают магическими силами. Эти травы использовали для украшения домов. Существует несколько поверий касательно трав, которые ведуньи и знахари собирают именно в ночь на Купала.

Как собирают травы на Купальскую ночь

Чтобы купальские травы не утратили свои волшебные свойства, важно соблюдать правила сбора трав. За насколько дней до сбора трав необходимо было выдержать пост. Во время сбора трав нужно снять с себя нательный крестик. Это связано с тем, что в эту ночь человеку требовалась не защита Бога, а благословение Земли-матери.

Прежде чем выходить за травами, нужно защитить свой дом от злых духов, сделать это можно, разложив на подоконниках и под порогом чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву и плакун-траву. Выходить из дома нужно спиной к двери и попросить высшие силы о помощи.

Наши предки собирали травы в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду. Сегодня это делать не обязательно. Некоторые растения можно рвать голыми руками, а некоторые срезать специальным серпом. Сорванные травы пропитывали купальской росой, а лекарственные травы святили в церквях.

Сбором трав должны заниматься молодые незамужние девушки, иногда на сбор трав ходили девушки, которые состояли в браке не дольше полугода. Раньше девушки ходили за травами группами по 6 человек, они ходили по полям, пели песни и собирали травы. Сейчас сбором могут заниматься и молодые парни.

Какие травы нужно собирать в ночь на Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала можно найти желтоголов, который растет в любой местности, и траву под названием Иван-да-Марья. Эти травы использовали для украшения храмов, дворов, окон, икон ими устилали полы и заплетали в венки. Жители Тверской области в ночь на Ивана Купала ходят за богаткой.

Люди верят, что это растение привлечет в дом благополучие и счастье. Собранные травы высушивали и хранили в доме или раскуривали такой букет и ходили с ним по дому. Считалось, что это поможет избавиться от злых духов. Часть собранных трав раздавали соседям. Засушенные травы также используются для приготовления настоек или оберегов.

Белицу можно использовать для приготовления успокоительного средства. Пастушью сумку собрали, чтобы приготовить с нее средство, которое использовали, чтобы остановить кровотечение. Чернобыльник используют при изготовлении общеукрепляющей настойки.

Также чернобыльник, сорванный в купальскую ночь, использовали в качестве оберега домашнего скота. Еще наши предки верили, что подорожник поможет защититься от змей. Траву Мария-магдалина и дивий-сил используются для изготовления настроек. Эту настойку рекомендуют пить людям, которые пребывают в угнетенном или депрессивном состоянии. Богородицкую траву используют, чтобы помочь корове отелиться.

В эту же ночь люди собирают травы для банных веников. Эти веники использовались только в оздоровительных целях. Состояли эти веники из веток березы, которые нужно ломать на Агафену Купальницу. К этим венкам можно добавить: ивановские цветы, ветки ольхи, липы, ивы, черемухи, рябины, калины, смородины и папоротника.

Считается, что такой веник поможет избавиться от различных болезней и укрепит здоровье.

Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Купалы. По народным поверьям, они отличаются особой волшебной силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и животных.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, земляника, трава на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, аир, муравьиное масло, медяница и петров крест.

Отваром, сделанным из трав, собранных на Купалу, мыли голову, чтобы она не болела в течение года. На Украине существует поверье, что целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети.

Девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей.

Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость, урожайность злаковых и огородных культур. Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков.

В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками.

«Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», - писал летописец, - «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Папоротник

Папоротник особо выделяли среди других растений, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области, собирая «купальские» растения, папоротник брать не решались, называя его «колдовской» травой. В иных местах, наоборот, он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Речицкое Полесье. У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.

Иван-да-марья

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, купава-да мавка или купавка, как его называют в народе. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой, по народным легендам, они, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, и едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве.

Эта легенда восходит к архаичному мифу о близнецах, один из которых - Иван (Купало) - связан с жизнью и огнем, а другой - Марья (Мавка)- со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Иван Марью Звал на купальню.

Где Иван купался - Берег колыхался.

Где Марья купалась - Трава расстилалась.

Купался Иван, Да в воду упал.

Полынь, чернобыльник, божье дерево - растения с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также в лечебных и магических целях; символ тоски, горя, злобы, о чём говорят русские пословицы: «Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродилась»; «Чужая жена лебедушка, а своя - полынь горькая». Защитой от мавок и русалок служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь. Для защиты «своего» пространства от нечистой силы в канун Купалы клали на крышу листья лопуха, полынь, ветки ольхи.

Восточные славяне накануне Купалы или Духова дня в качестве оберега от русалок, колдунов и другой нечистой силы раскладывали крапиву на окнах, на порогах домов. В Пинском Полесье на Купалу вешали крапиву на дверях сеней, у хлевов - от русалок. В Иванов день перед купанием в реке в воду бросали крапиву для защиты от русалок; в Чехии считали, что водяной не причинит зла человеку, у которого в руках крапива.

Сея лён, хозяин первую горсть семян бросал в крапиву, её использовали в колдовстве и магии: крапиву сжигали, чтобы прекратить град, при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. В восточном Полесье, особенно в черниговской зоне, купальский костер нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива); через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.

Клевер

Наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дарит им лечебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

© DepositPhotos

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится, когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли целители, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок иван-да-марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно иван-да-марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют такой отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после надо прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочи ткань в отваре и приложи к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток имеет свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун-корень, божья трава. Время цветения наступает в начале июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.

  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.

  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях.

    Публикации раздела Традиции

    Иван Купала. Вода, огонь и травы

    К олосок, Кресъ, Купала. Древний праздник середины лета - Солнцеворота. B ночь на Ивана Купалу на Pycи кyпaлиcь, пpыгaли чepeз кocтpы и coбиpaли цeлeбныe тpaвы, чествуя бога плодородия. Верили, что солнце в колеснице выезжает навстречу своему супругу месяцу. «На Купалу - солнце на зиму, а лето на жару». Традиции языческого праздника изучала Наталья Летникова.

    Вода

    Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу (фрагмент). 1920. Музей-заповедник «Царицыно», Москва

    В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода - символ духовного перерождения, и погружались в водоемы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Купалу связывали воду с огнем. Символы такого единения - костры.

    Огонь

    С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали очищающие костры - рядом с ржаным полем. Парни и девушки собирали хворост со всей округи и закладывали гигантскую пирамиду, помещая в центр шест с колесом или смоляную бочку. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке - трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше - тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русаличьей напасти. Ну а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук - верный признак скорой свадьбы. А для верности - еще и венок пустить по воде.

    Венки

    Иван Голиков. Гадание на венках (фрагмент). 1920-е. Кустарный музей, Санкт-Петербург

    Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок - это и символ круга, совершенства, и кольца - непрерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пущенный по воде. Древняя традиция - пустить венок по воде с зажженной лучиной или свечой. Это когда «уж замуж невтерпеж», но иногда сохраняли этот символ и после праздника как защиту полей от града или огорода от червей.

    Травы

    Главная загадка Ивана Купалы - папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Отыскать арарат - траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делавшую человека невидимкой. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.

    Поверья

    В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки , водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь - самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу - оказалась под подозрением.

    Гадания

    В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет - исполнится, нет - тогда не жди. Загадать желание можно было, пустив венок по воде. Если уплывет венок далеко, то и желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит - не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно - жди неудачи в любви: «Венок утонул - милый обманул». А вот какого милого выбрать? Поможет гадание на папоротнике. Сколько претендентов - столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет - за того и замуж идти.

    Традиции

    Купальские песни известны не меньше, чем сами обряды праздника. Пели их до недавнего времени - еще в конце ХХ века. К примеру, в Смоленской области, на Западной Двине. И диалог с «купалинкой», и выгон ведьмы, и осмотр полей - «Марья Йвана в жито звала»... Иван Купала есть и музейный - как праздник папоротника в усадьбе Смидовичей под Тулой, библиотечный - как в Подборской сельской библиотеке под Калугой, парковый - в урочище Кизил-Коба Домбровской долины. Или фестивальный, как в Пермском крае «Купальские ночи». Современный взгляд в языческое прошлое Руси с непременными атрибутами - купаниями, костром и протяжными песнями, что разносятся по летним полям.