Последний день пасхальной недели в субботу. Обычаи и традиции пасхальной недели по дням

Последний день пасхальной недели в субботу. Обычаи и традиции пасхальной недели по дням

Наступила Светлая седмица – продолжение праздника Пасхи. На праздничной неделе есть свои традиции.

Христос Воскресе!

Пасхальные молебны

В понедельник люди продолжают христосоваться, приветствуя друг друга словами «Христос Воскресе!» и скрепляя радость свою троекратным поцелуем. В этот день начинаются Пасхальные молебны, которые представляют собой не только крестный ход прихожан во главе со священником, но и обход домов с крестом и иконами. Участники молебнов символизируют Ангелов, принесших весть о Воскрешении Господа. В народе люди, совершающие пасхальные молебны, именовались «богоносами» или «заветниками». Часто «богоносами» становились пожилые люди или те, кто хотел вымолить прощение грехов, уповая на милость Господню. Одни просили исцеление от болезней, другие - избавление сына от забора в рекруты, третьи – прекращение мужниного пьянства и его побоев.

Купальница

Любил на Светлой седмице народ и погулять. В Сибири, например, с этого дня начинались молодецкие забавы: городки, лапта, бобки и, конечно же, игры с неизменным пасхальным атрибутом - яйцом. В Ярославской губернии девушки в этот день ходили на церковную площадь «пряники ловить» - красавицы становились в круг, а парни бросали в них конфеты, пряники и прочие сладости. Впрочем, забавы – забавами, а пропустить церковное богослужение – дело немыслимое. В этот день всех проспавших заутреню по старой русской традиции обливали ледяной водой. В указе Синода от 1721 года можно найти даже строгий запрет на это «непотребство», которое «происходит от невежд». Простому народу праздничная забава, а вред, по мнению церковников, наносит не только здоровью, но и жизни: одни тонут, другие разбиваются, а «сонных и хмельных внезапно облиянием ума лишают».

Хороводница

Со среды девушки начинали водить первые хороводы, которые продлятся до Красной горки (Фомина воскресенья). Не явиться на хоровод без уважительной причины считалось грехом, нарушением правил, за что можно было заслужить не только порицание общества, но и обречь себя на безбрачие, бездетность или раннее вдовство. Молодежь затевала в этот день гуляния, которые проходили на специально отведенных местах и с обязательным присутствием зрителей. Пожилые женщины и мужчины не вмешивались в игры, но с интересом следили за их ходом, высказывая одобрение или порицание гуляющим.

Семейные узы

В Евангелие сказано, что именно в четверг пришел к Христу фарисей Никодим, которому Господь поведал о духовном рождении свыше и о Таинстве крещения. Вторая половина Пасхальной недели особенно торжественно отмечалась молодоженами и их родней. Во Владимирской губернии в четверг молодые отправлялись христосоваться к тестю и теще – гости засиживались обычно денька два-три, после чего родители приглашались в дом к молодым. Это становилось неким символом, что настало время переходить на новый этап семейной жизни и становится полноправными хозяевами своего дома.

Прощание с колоколами

В пятницу, во время совершения празднований иконы Божией Матери «Живоносный источник», после литургии происходит малое освящение воды. Люди в этот день ходили «прощаться» с колоколами, потому что уже завтра их неумолкающий звон прекратится. С особенным вниманием православные относились к нищим, сирым и убогим, раздавая им освященные в Пасху Дары. По преданию от Пасхи до Вознесения Христос вместе с апостолами странствует по земле в нищенском одеянии, испытывая людское милосердие. Совершенные благие дела на Пасхальной неделе становились для большинства хорошим началом милосердных поступков на протяжении всего года.

Артос

Священный Хлеб, символизирующий тело Иисуса Христа, - артос - на протяжении всей Светлой седмицы находится на самом видном месте в храме рядом с иконой Воскресения Господня. Ежедневно артос торжественно обносят с крестным ходом вокруг храма. В последний день Светлой седмицы, в субботу, священный хлеб благословляют и раздают верующим. Частицы артоса бережно хранили в красном углу рядом с иконой и употребляли в крайней нужде, например, при серьезных болезнях и всегда со словами «Христос Воскресе!»

«Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ

и сущим во гробех живот даровав»!

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость прообразует нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Так же на пасху в Иерусалиме в храме Гроба Господня возгорается Благодатный Огонь, который миллионы верующих разносят по всему миру. Этот Огонь привносится в каждый храм нашей страны. А верующие, благоговейно приняв его в светильники несут к себе домой, как святыню и знак чудесного и непостижимого явления божественной силы.

Богослужебные особенности

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым - Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день - Светлая Суббота.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где « времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Во всю Пасхальную Седмицу Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Во всю Пасхальную Седмицу Царские врата в иконостасе остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! На это приветствие отвечают: Воистину воскресе!».

Земные поклоны отменяются до дня Святой Троицы.

На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.

Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно - разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи на 9-м Часе Царские врата в храмах затворяются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

Светлая неделя

Светлая неделя (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки. Считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни.

Другие названия недели :
Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), «Великоночные святки» (польск.), Светлая седмица (церк.).

Обрядность недели

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей - они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.
В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).
Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»
- До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
- На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
- Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Светлый понедельник

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.

На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный».

В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» - пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением.

Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

Вторник - «Купалища»

Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь .

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память - . По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. В Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка,
Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою.
Тобі, Ганунейко, риндзівка,
А нам писанок кобівка.
Тобі, Ганунейко, виградзанє,
А нам писанок ціле дзбане.
Тобі, Ганунейко, красная пiснь.
А нам писанок сорок і шість,
Й в коморі на кілочку
Висять писанки в ріжочку:
Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1/14 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Сватовство

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Антипасха
Фомино Воскресенье
Окончание Светлой седмицы

В восьмой день по Пасхе (в воскресенье), как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою , что означает в переводе «вместо Пасхи » или «Пасха напротив Пасхи ».

В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой. В восьмой день Святая Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Фоме , который отказывался верить в Воскресение Христа.
Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом. См. .

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня. Весь этот период - 40 дней после Пасхи - считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

АРТОС

Артосы большие и малые.

Артос (греч. αρτος - хлеб) - используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице освящённый дрожжевой хлеб, общий всем членам Церкви, иначе - просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц).
Перед выпечкой на артос резной печатью (деревянной или металлической) наносится рельефный рисунок. На артосе изображается Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В русской церковной практике артос - высокий хлеб, а в афонских монастырях - небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением.

Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно нему, после литургии в Светлый понедельник:
«По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [αρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (αρτος), а трапезарий раздает всем братиям».
Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.
В современной церкви артос освящается в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы, с каждением, чтением молитвы и окроплением святой водой. Освящается артос особой молитвой, если приготовлено несколько артосов, то все они освящаются одновременно. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву:
«Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды).
Всю Светлую седмицу он находится в храме на аналое перед Царскими вратами, а во время богослужений перед иконой Христа. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, он обносится вокруг храма.
В Светлую субботу, как и в древней церкви, после литургии по прочтении молитвы и раздробления артос раздаётся всем предстоящим в храме.

Молитва на раздробление артоса:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
В России распространён обычай вкушения артоса дома, натощак.

Молитва на принятие просфоры, артоса и святой воды:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

У православных христиан есть обычай выпекать куличи - домашний артос - и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.

«КРАСНАЯ ГОРКА»

Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником , и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.
Красная горка - это есть торжеством любви, зарождения чувств и надежд . Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.
В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб , так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Источник - Сайт

17 апреля 2018 г. - вторник после Светлой седмицы - Радуница, день поминовения усопших .
Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова.
Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ - красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших - таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего.





Copyright © 2015 Любовь безусловная

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (неделя перед Пасхой)

Понедельник. В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник. Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда. Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Четверг - в Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

1.В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме.

2.Великий Четверг традиционно называют «чистым» , причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

3.С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах , все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней.

4.Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца , съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.

5.Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу , красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.

6.С утра в Четверг начинали печь куличи , бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.

8.Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д.

9.В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой , натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.

10.Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг , нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».

11.Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства. Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

12.Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках , чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Пятница. Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Суббота. Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

ПАСХА И ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Так, тот, кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

Девушки, чтобы выйти замуж должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ, КЛИКНУВ НИЖЕ

В 2017году пасхальная неделя начинается 1 мая. На этот раз многовековые традиции празднования Пасхи совпадают с любимыми ещё с советских времён маёвками и следующим сразу за Красной горкой Днём Победы. Поводов для радости и свободного времени предостаточно. Возникает вопрос о том, как провести праздничные дни не только весело, но и красиво, осмысленно. Ответы поищем в традициях наших далёких предков.

Пасхальные обычаи украшения дома

Поскольку в праздники пасхальной недели принято ходить в гости, визит свекрови или просто придирчивой подруги вам обеспечен. Так что украсить дом точно не помешает.

Для создания «Полянки» пригодятся:

При этом учтите, что об украшении стола придётся позаботиться за 3-4 дня до праздника. Что вам понадобится сделать:


Украшая жильё, помните, что пасхальная светлая неделя называется так не зря, в эти дни не принято кичиться богатством. Поэтому, выбирая цветы для венка, отдайте предпочтение тем, что растут на родных просторах. Орхидеи и прочая экзотика будут неуместны. Оформите ими окна, двери или даже пол.

Если у вас есть приусадебный участок или просто дерево под окном, украсьте его бантами из лент нежных оттенков и гнёздами с крашенками. Кстати, поскольку Радоница приходится на 10 мая, уместно будет добавить георгиевскую ленту, почтив тем самым не только своих усопших родных, но и отдав должное всем павшим за нас воинам.

Итак, жильё вы украсили с учётом древних и современных традиций. Теперь посмотрим, как принято проводить дни пасхальной недели по старинным правилам.

У наших прабабушек и прадедушек во время вышеупомянутого праздника были обычаи, нарушать которые считалось как минимум дурным тоном.

Традиционному регламенту соответствуют названия дней пасхальной недели, с которыми вы сейчас и познакомитесь.

Святое Воскресение Христово и неделя после него

Приготовления к празднику начинаются уже субботним вечером. Рачительные хозяйки складывают в красиво украшенную корзину продукты, которые священнослужитель освятит во время крестного хода. Святить можно не только крашеные яйца и куличи, не возбраняется положить в корзинку сало, колбасу, овощи, фрукты и даже водку. Последнюю, кстати, до воскресенья дегустировать не следует: помните, что появление на пасхальном богослужении нетрезвым неприемлемо.

Днём вся семья собирается за празднично накрытым столом чтобы разговеться, поздравить друг друга словами «Христос воскрес» и услышать в ответ: «Воистину воскрес». Вечером же весь честной народ отправляется на массовые гуляния с песнями и плясками.

Поливальный понедельник

Девушки и женщины в этот день с утра умываются или даже полностью обливаются водой «с красного яйца». Согласно поверью, эта процедура обеспечивает здоровье и красоту на весь год. Кроме того, в первый день пасхальной светлой недели принято навещать своих бабушек и крёстных родителей. Внуки и крестники одаривают близких писанками и пирогами, получают такие же гостинцы и уносят их с собой.

Вторник Купалища

Тех, кто
слишком бурно повеселился накануне и в итоге проспал утреннюю молитву, домочадцы нещадно поливали колодезной водой. В наши дни, желая соблюсти обычай, достаточно умыться холодной водичкой.

Также вторник считается днём женского отдыха. Представительницы прекрасного пола ходят друг к другу в гости, развлекаются, а хлопоты по дому берут на себя мужья.

Среда Хороводница

В середине пасхальной недели, как явствует из названия, принято танцевать и отправляться в корчму «на музыку». В современной интерпретации Хороводницу можно отметить, повеселившись с друзьями в ночном клубе или поужинав в ресторане.

Помимо этого, есть ещё оно название среды: «Градовая». Так что если по тем или иным причинам бурное веселье вам не подходит, отпраздновать этот день можно, поставив в церкви или перед домашней иконой свечу от градобития. В наши дни такой обряд символизирует избавление от связанных с природными катаклизмами неприятностей.

Навский четверг

В четвёртый день пасхальной недели по обычаю отказываются от домашней работы и заботятся о своих умерших родственниках. Так, на «Пасху мёртвых» принято наводить порядок на могилах, украшать надгробья крашеными яйцами, куличами, вином и другой освящённой снедью. При этом мужчины повязывают рушники, а женщины дополняют наряд красивым передником.

Кроме того учтите, что в дни светлой пасхальной недели предаваться унынию нельзя даже на кладбище. Согласно старинным верованиям, души умерших в это время возвращаются в наш мир, чтобы разделить с нами радость воскрешения Христа. Поэтому Навский четверг - не поминовение усопших, а, скорее, праздничное приветствие. Вечер же по обычаю проводится в тихой семейной обстановке.

Прощённая пятница

Отличный
повод помириться с недружелюбной тёщей и слишком требовательным тестем. В сей день по традиции вышеупомянутые родственники приглашают в гости зятя и членов его семьи вместе варить и пробовать молодое пиво.

В наши дни такой способ примирения трансформировался в любую помощь по дому и следующее за этим весёлое застолье.

Суббота Хороводницы

Молодёжный праздник отмечается признаниями в любви избраннице. Если девица отвечает взаимностью, она дарит парню крашенку. Затем родственники новоиспечённой невесты отправлялись к родне жениха и договаривались о свадьбе. В современном варианте Хороводницы влюблённые представляют друг друга своим родителям.

Если романтические переживания у вас уже в прошлом, отметьте святую субботу другим старинным способом. Наши предки избавлялись от нечистой силы, омывая снаружи дом водой.

Обладатели частных домовладений могут облить крышу и фасад из шланга, обитателям же квартир в многоэтажках достаточно вымыть входную дверь.

Фомино воскресенье

Продолжая молодёжную тему, упомянем о том, что святое воскресенье называется ещё «Красной горкой». Сидеть дома в этот день незамужним девушкам и холостым парням считалось плохой приметой. Само название «красная» предполагает красивое, всеми любимое место - здесь будущие супруги при свидетелях обмениваются клятвами в вечной любви.

Кстати,
венчаться в дни пасхальной недели не принято. Можно заключить брак, а церковный обряд провести в другой день.

Теперь рассмотрим, почему последний день пасхальной недели называется «фоминым» и как его проводить тем, у кого уже стоит соответствующая печать в паспорте или находящимся в «свободном полёте» людям.

Согласно библии, апостол Фома поверил в воскрешение своего учителя только после того, как воочию узрел его во плоти. С тех пор существует пасхальный обряд причащения к телу Христову. Для этого вам понадобится:

  1. Приобрести в церкви или самостоятельно приготовить освящённый пресный хлеб без дрожжей - артос.
  2. Отправиться с утра в храм и натощак вкусить символизирующий плоть христову кусочек упомянутого выше хлебца.
  3. Закончить празднование ранее «третьих петухов», то есть чуть позже полуночи.

Итак, с тем, как праздновать пасхальную неделю по дням, вы ознакомились. Теперь пора узнать забавные гадания и необычные обряды, которые наши пращуры проводили в этот период.

Пасхальные приметы, обряды и гадания - видео

Пасхальные мужские традиции по профессиям

Рыбакам при христовании уместно будет сказать: «Христос воскрес, и у меня есть рыбка». Для соблюдающих все правила пасхальной недели рыбаков, вообще, как говорится, зелёный свет, ведь анаграмма имени Христа расшифровывается с латыни как «рыба».

Более брутальные
традиции издревле соблюдают заядлые охотники. В первый день Пасхи промышляющие добычей зверя мужчины стреляли из ружья, зайдя за зад. В это же время давался завет не убивать ради забавы и возлагался заговор на оружие: «Бей весь год без промаха».

В современных условиях ружейный залп в первую очередь привлечёт внимание правоохранительных органов. Да и мужская добыча сейчас выражается не в количестве тушек убиенных животных. Так что фейерверка во дворе или хлопушки у двери для привлечения удачи будет предостаточно.

Женский обычай на Пасху, гадания

Девичьи развлечения во время пасхальной недели непременно включают в себя гадания на жениха. Однако поскольку церковные традиции запрещают девушкам любопытствовать даже о своём ближайшем будущем, наши прабабушки приноровились гадать в игровой форме.

Что вам пригодится:


Разместите в углах комнаты сахар, соль, кольцо и хлеб. Затем станьте в центре, попросите подругу завязать вам глаза красивой косынкой и дать в руки крашеное яйцо. Покрутитесь семь раз по часовой стрелке, опуститесь на пол и покатите крашенку. После этого можно снять повязку и посмотреть, куда она покатилась:

  1. Ближе к сахару - хорошее предзнаменование, означающее удачу и безбедную жизнь.
  2. Кольцо знаменует скорое замужество, но насколько оно будет удачным, покажет опять-таки прикатившееся ближе к соли или сахару яйцо.
  3. Соль, ясное дело, означает неудачи.
  4. Хлеб предвещает знакомство с богатым женихом.

Существует ещё
много способов гадания в пасхальную неделю, перечислять все долго. При желании можно использовать церковные свечи, цветы, освящённые писанки и даже празднично украшенные деревья или качели во дворе.

Единственное условие - не используйте зеркала.

Магические обряды

В пасхальную светлую неделю наши предки не только радовались воскрешению христову, но и заботились о безопасности своей семьи и жилища. Например, особые поверья в ночь с субботы на воскресенье связаны с домашним духом, известным всем как домовой.

Вычислить сего тайного домочадца считалось возможным, пройдясь по дому с освящённой во время заутрени свечой. Согласно поверьям, злой дух обитал в подвале, а дружелюбный домовушка жил на чердаке.

Независимо от того, верите ли вы в древнюю магию или придерживаетесь церковных канонов, в дни пасхальной недели гоните от себя грустные мысли.

Также помните о том, что празднование Пасхи не просто повод весело провести досуг с друзьями. В это время необходимо задуматься, хороший ли вы человек.