Как водить каравай на день рождения. Картотека хороводных игр

Как водить каравай на день рождения. Картотека хороводных игр
Как водить каравай на день рождения. Картотека хороводных игр
Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Каравай» (игра для детей 3–6 лет)

Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:

На Сережин день рожденья

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Как живешь?» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.– Как живешь?– Вот так! (Показывают большие пальцы.) – А плывешь?– Вот так! (Имитируют плавание.) – Как бежишь?– Вот так!

Из книги автора

«Мартышки» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.) Мы ногами топаем,

Из книги автора

«Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам. У

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8


КАРАВАЙ

С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были всякие, и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем песни тоже были везде свои и на самые разнообразные темы. Что такое хоровод в XVI или XVII веках? Все становились в круг, а дальше, по словам старинной книжки, «...притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями - под звуки инструмента какого-нибудь скомороха».
Мне подобных хороводов, даже в детстве, видеть не приходилось. Но какой-то отзвук старинных хороводов, посвященных, по-видимому, первому хлебу из нового урожая, а может быть, и игравшимся в это время свадьбам, сохранился в игре-песенке под названием «Каравай».
Я играл в каравай класса до второго, а потом уже считал этот каравай несолидным для себя. Но вообще-то играть в каравай можно ребятам разного возраста и даже взрослым вместе с малышами. Игра эта, пожалуй, самая незамысловатая из всех, которые я здесь описываю. Даже считаться не нужно.
Просто сначала кого-нибудь ставят посередине, причем обычно начинают с самого маленького, а еще лучше - у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай...» (называть надо имя того, кто стоит посередке). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!» - опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.
Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь - выбирай!»
Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз.
Правило здесь только одно. Катя не может опять выбирать Сашу, а должна выбрать кого-нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».
Водить каравай лучше всего на улице, причем даже в холодную погоду, так как бегать и скакать не надо и пальтишки нам не помешают. Но можно и в любом помещении, где достаточно места.
Под конец скажу о главном, что всегда придавало особую красоту и величавость русским хороводным играм, а поэтому в полной мере относится и к нашему маленькому забавному хороводу. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке. Вот и все.


Материал скопирован с сайта.

Ход игры

Воспитатель подзывает к себе желающих поиграть, ставит детей в кружок (произвольно) и спрашивает: - «Кто хочет, чтобы про него спели

"НЮ?»

Выходит Миша (Маша, Таня).

Воспитатель поет:

Как для Миши (Дети хлопают в ладоши.)

В день рожденья Испекли мы каравай -

Вот такой вышины, (Дети встают на цыпочки.)

Вот такой нижины, (Дети присаживаются.)

Вот такой ширины, (Показывают руками.)

Вот такой ужины, (Дети сбегаются в круг.)

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай! (Дети хлопают в ладоши.)

Ребенок выбирает одного-двух ребят и пляшет с ними.

Попляши, попляши,

Наши детки хороши! (Все хлопают в ладоши.)

По желанию детей игра повторяется.

Коршун и наседка.

В игре участвуют несколько детей. Один из играющих

выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди -

за наседку. На противополож­ной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.

Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Правила игры : наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.

Колпачок и палочка.

Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа.

Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два,

три, четыре, пять - будет палочка стучать». Водящий в

это время стучит палочкой об пол.

С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал.

Игра продолжается с новым водящим.

У медведя во бору.

На опушке леса между двумя деревьями обозначается берлога медведя. На расстоянии 20-25м от нее располагается дом, в котором живут дети. Играющие выбирают водящего - медведя. Он прячется в свою берлогу. Когда взрослый скажет: «Идите, дети, в лес гулять, грибы и ягоды собирать!» - они все расходятся, ловят бабочек, нюхают цветы, собирают ягоды и т. п. (наклоняются, подпрыгивают, производят различные имитационные движения) и произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь выбегает из берлоги и ловит убегающих домой детей. Того, кого медведь поймает (коснется рукой), он отводит к себе в берлогу. В пределах дома медведю ловить детей нельзя. После того как медведь поймает 2-3 играющих, выбирается другой водящий (можно выбрать и двоих).

Горелки.

Играющие становятся в колонну парами, впереди колонны - водящий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны - один слева, другой справа от нее. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удастся это сделать, он с пойманным берется за руки и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим.

Гуси, гуси!

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место - луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите.

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,

взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Жмурки

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

- Кот, Кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас,

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их

ловит, Кого он поймал - тот становится «жмуркой».

Бабка Ёжка

В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее

«помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка

Костяная Ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу

- Раздавила курицу.

Пошла на базар - Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.

Капуста

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица.

Верба – вербочка”

(Игры на вербное воскресенье)

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово “вьет” девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками “воротики”. Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

Люди спросят: “Кто такой?”

Ваня, – скажет, – милый мой.”

Ключи.

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим

картотека

Мариам Папикьянц
Картотека хороводных игр

Карточка №1

«Каравай»

Цель игры : Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай :

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

Карточка №2

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

Карточка №3

«Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

Карточка №4

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря :

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

Карточка №5

«Большая карусель»

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца : «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель» . Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова :

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Карточка №6

«Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Раздувайся пузырь

раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

он летел, летел, летел

Да за веточку задел

ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» . Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»

Карточка №7

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают :

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит : «Дождь прошел. Солнышко светит» . Игра повторяется.

Карточка №8

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят :

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Карточка №9

«Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Дети встали в кружок

увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок

Движения : дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

Карточка №10

«Ходит Ваня»

Цель : учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова : Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Карточка №11

«Зайка»

Цель : Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь больной

встань, попрыгай, попляши.

твои ножки хороши .

Движения : Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

Карточка №12

«Колпачок»

Цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили» , круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

Карточка №13

«Мы матрешки»

Цель игры : Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают :

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

Карточка №14

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова :

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел ,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Карточка №15

«Кружок»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения :

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Карточка №16

«Снежок»

На мотив («как на тоненький ледок» )

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

Карточка №17

«Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(подносят пальчики к голове, шевелят ими)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал! (убегают на места)

Карточка №18

«Огородная хороводная »

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь» , «лук» , «капуста» , «шофер» . Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь» , пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте :

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

(2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук» , по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют :

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» поют :

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют :

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.

Взрослый приглашает желающих

Ставит всех в кружок (произ­вольно), спрашивает: «Кто хочет, чтобы про него спели песню?» Выходит Миша (Маша, Таня).

Ход игры

Воспитатель поет:

Как для Миши (Дети хлопают в ладоши.)
В день рожденья
Испекли мы каравай

Вот такой вышины, (Дети встают на цыпочки.)

Вот такой нижины, (Все присаживаются.)

Вот такой ширины, (Показывают руками.)

Вот такой ужины, (Все сбегаются в круг.)

Каравай, каравай, (Хлопают в ладоши.)
Кого хочешь выбирай!

Ребенок выбирает 1-2 детей и пляшет с ними:

Попляши, попляши, (Все хлопают в ладоши.)

Наши детки хороши!

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом

Повторять названия частей тела.

В-ль напевает песню (под любую народную мелодию) и показывает, какие движения нужно делать. Дети повторяют.

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки? Ручки за спиной.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки. Показывают ручки, крутят ими.

Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки? Закрывают ножки руками.

Boт, вот наши ножки,

Вoт наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки. Показывают ножки, топают ими.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки? Закрывают личико руками.

Вот, вот наши детки. Вот наши детки!

Пляшут. Пляшут наши детки,

Пляшут наши детки.

По окончании дети встают и выполняют любые танцевальные движения.

Жмурки с колокольчиком

Способствует развитию слухового внимания и координации движений.

Первый вариант

Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с коло­кольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик.

Второй вариант

Обоим детям завязывают глаза и дают в руки колокольчики. Один из них ловец, дру­гой - убегает.

Девочки и мальчики

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.

У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая коло­кольчиками, только под тихую музыку.

У мальчиков в руках большие колокольчики. Они звенят колокольчиками и танцуют только под громкую музыку.

Дили-дон

(Игра для детей от четырех лет)

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и коор­динации движений,

Дети напевают песенку: Колокольчик звонкий,

Зазвени скорее,

Да повеселее!

Первый вариант

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колоколь­чика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

Второй вариант

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Дети делятся на две подгруппы. У одной подгруппы - маленькие колокольчики, у другой - большие. Каждая подгруппа двигается только тогда, когда ведущий звонит в «ее» колокольчик. Во время движения дети тоже звенят колокольчиками.

Тихие и громкие звоночки

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте.

Дети сидят на стульях с колокольчиками в руках. На музыку первого куплета тихо звенят колокольчиками, на музыку второго куплета - звенят громко. При повторении можно менять последовательность куплетов.

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

Игра с колокольчиками

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства и внимания.

Игра основана на смене трех тем - темы маленького колокольчика, темы большого колокольчика и темы общего движения.

Дети стоят в кругу. Внутри круга - двое детей. У одного ребенка - маленький коло­кольчик, у другого - большой.

Сначала темы ритмично чередуются.

1) Дети идут по кругу, держась за руки.

2)Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу, с окончанием музыки переда­ет колокольчик кому-либо из детей.

3)Дети идут по кругу.

4)Ребенок с большим колокольчиком бежит внутри круга, затем передает колокольчик другому ребенку.

Игру повторяют несколько раз. Когда дети усвоят связь темы с характером движения, ведущий начинает чередовать темы произвольно. Дети должны двигаться или стоять, а водящие - двигаться с колокольчиком соответственно музыке.

Веселый колокольчик

(Игра для детей от четырех лет)

Способствует развитию музыкального чувства, умения различать законченное предло жение и музыкальную фразу. Каждый ребенок имеет два колокольчика.

Педагог поет нечетные фразы песенки, а дети - четные, подыгрывая себе на колоколь­чиках.

Веселый колокольчик -

Динь-динь-динь.

Смеется и хохочет -

Динь-динь-динь.

Он пел зимой чуть слышно

Динь-динь-динь,

Но снова солнце вышло -

Динь-динь-динь.

И звонкие капели -

Динь-динь-динь,

В ответ ему запели -

Динь-динь-динь.

Когда ритм и последовательность музыкально-речевых фраз будут освоены, детям предлагается выполнять движения с воображаемым колокольчиком для развития подвиж­ности кисти.

Игра со звоночками

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, координации движений, развивает быст­ роту реакции.

Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга - водя­щий.

Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы пово­рачиваются лицом в круг.

Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танце­вально-музыкальные движения повторяются несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят:

Раз, два, три,

Колокольчик, позвони!

Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пыта­ется взять чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра продолжается.

Колокольчик и платочек

Развивает чувство ритма, внимание, координацию движений.

Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре круга, у ведущего игру - колоколь­чик. Дети идут по кругу вправо, а водящий двигается по внутреннему кругу влево. Все напевают или нараспев произносят считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

С окончанием фразы водящий останавливается, поворачивается лицом к двум стоящим рядом игрокам и произносит их имена: «Лена-Петя!» Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена назвали, бегут по внешней стороне круга в разные стороны. Каждый стре­мится прибежать первым, чтобы взять платочек у водящего и поднять его вверх. Тот, кто добыл платочек, становится водящим.

Бубенчики

Способствует развитию музыкального чувства, умению различать высоту звука, дает первоначальные представления о нотоносце и изображении звуков с помощью знаков.

С помощью сказки дети знакомятся с бубенчиками, их звуковысотным звучанием, месторасположением на линейках нотоносца и цветовым обозначением.

«Жили-были три веселых бубенчика: ДИНЬ - ДАН - ДОН. У каждого было не толь­ко свое необычное звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик ДИНЬ пел тоненьким голо­сом. «Динь-динь-динь», - звенела его песенка (проиграть верхний звук мажорного тре­звучия). Бубенчик ДАН пел свою песенку средним голосом (проиграть или спеть средний звук мажорного трезвучия). А у бубенчика ДОН голос был самым толстым, низким (сыг­ рать тонику).

Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой бубенчик звучит выше всех, а какой - ниже. Спойте песенку каждого бубенчика и покажите его место на линейках. Помните: бубенчик ДИНЬ с тоненьким высоким голосом живет на самой высокой линейке, а бубен­чик с низким голосом живёт на нижней линейке.

Кроме имени и песенки, каждый бубенчик любил носить одежду только определенно­го цвета - желтого, красного и синего. Бубенчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого цвета - желтого, а бубенчик с самым низким голосом - темного цвета - синего. Догадайтесь, где какой бубенчик?»

Какой бубенчик звучит?

Упражняет в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия).

Игровой материал: 12 парных карточек с нотными линейками. На карточках одной серии на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа), на карточках другой серии на линейках изображены бубенчики, соответствующие этим нотам,

Первый вариант

Ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета. Кар­точки с нотами перемешиваются. После повторения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой и «песенок» каждого бубенчика ведущий берет верхнюю карточку, проигрывает на метал­лофоне (или другом мелодическом инструменте) нужный звук и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает тот, у кого такая же цветная карточка.

При правильном ответе ребенок получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки и откладывает их в сторону.

Игра заканчивается, когда у детей не остается ни одной карточки. Выигрывает тот ре­бенок, который первым подберет парные картинки.

Второй вариант

У каждого ребенка по три карточки с изображением цветных бубенчиков-колокольчи­ков. Ведущий играет на металлофоне один из звуков трезвучия, дети поднимают соответ­ствующую карточку.

Живое пианино

голосом.

Роль одного из трех бубенчиков закрепляется за определенным ребенком. В руках у ребенка карточка с изображением этого бубенчика. По указанию музыкального руководи­теля (движение руки) ребенок должен спеть «свою» песенку - звук мажорного трезву­чия.

Повтори песенку бубенчика

Способствует развитию музыкального чувства, развивает умение управлять своим голосом.

Игра проводится по принципу лото. Ведущий по очереди дает задание каждому играю­щему ребенку.

Материал для каждого играющего: длинная карточка, разделенная на три части, с изоб­ражениями силуэтов бубенчиков; маленькие карточки с цветным изображением бубенчи­ков желтого, красного и синего цветов.

Маленькие карточки перемешиваются и складываются в стопку. Ведущий берет карточ­ку из стопки и исполняет на металлофоне соответствующий звук. Ребенок пробует пропеть этот звук и отгадать, бубенчик какого цвета звучал. За правильный ответ он получает предъявленную маленькую карточку и закрывает ею соответствующее изображение на длинной карте.

Угадай колокольчик

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, внимания, умения замещать реальные предметы значками.

Материал для каждого играющего: карточка с тремя цветными линейками, три цветные фишки в форме колокольчиков. Три колокольчика, разных по высоте и величине, - у ведущего.

Ведущий звенит колокольчиками в разном порядке. Дети должны расположить фишки на соответствующих линейках.

Найди нужный колокольчик

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, внимания. Материал: два одинаковых набора колокольчиков разного звучания, ширма. Играющие разделены ширмой. (Можно обойтись и без ширмы. В этом случае играющих с их наборами колокольчиков сажают спиной друг к другу.) Один из играющих звенит каким-то колокольчиком, другой играющий в своем наборе должен найти соответствующий колокольчик и позвенеть им.

Чудесный мешочек с колокольчиком

(Игра для детей от трех лет)

Развивает тактильное восприятие, учит соотносить тактильно-мускульный образ предмета с его изображением и звучанием.

В мешочке лежат небольшие музыкальные инструменты - погремушки, бубенчики, свистульки. Среди них - колокольчик.

Педагог приглашает одного из детей отыскать в мешочке музыкальный инструмент, который он загадает. Загадывать инструмент можно разными способами: показать картин­ку (это способ «загадывания» для самых маленьких), дать его словесное описание (этот инструмент, как чашечка, у него есть ушко, за которое можно подержаться, у него есть язычок, благодаря которому он может петь свои песенки, обычно он сделан из металла, бывает разных размеров, звучит один, а может и вместе с другими инструментами в оркест­ре или ансамбле), попросить ребенка закрыть глаза и воспроизвести звук инструмента.

Найди отличия

(Игра для детей от четырех лет)

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В окошках нарисованы колокольчики.

Варианты изображений:

Четыре одинаковых колокольчика, а у пятого язычок в другую сторону;

Четыре одинаковых колокольчика, пятый - маленький;

Четыре одинаковых инструмента, пятый - колокольчик.

Найди два одинаковых инструмента

(Игра для детей от четырех лет)

Развивает зрительное восприятие и внимание.

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В двух окошках колоколь­чики, в остальных окошках другие музыкальные инструменты. Колокольчики могут быть совершенно одинаковыми, а могут отличаться друг от друга. В этом случае ребенок должен обосновать свой выбор: хотя колокольчики отличаются по цвету или размеру, они явля­ются одинаковыми инструментами.

Найди лишний инструмент

Развивает зрительное восприятие, внимание и способность к обобщениям.

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В четырех окошках изоб­ражены инструменты - струнные или духовые, в пятом - колокольчик.

Вместо цветного изображения могут быть даны силуэты или схематичное изображение музыкальных инструментов.

Разрезные картинки с колокольчиком

(Игра для детей от трех лет)

Способствует представлению о целостном образе предмета, учит соотносить часть и целое.

Сложность игры зависит от величины картинки и количества частей, на которые она разрезана. Усложнить игру можно и за счет формулирования задания.

1. Можно предложить ребенку сложить картинку из кусочков, ориентируясь на такую же целостную картинку.

2. Можно задать уменьшенный образец.

3. Можно задать не цветной, графический образец.

4. Можно описать возможный результат словами.

5. Можно сориентировать ребенка на результат, заставив звучать настоящий колоколь­чик.

Цель: учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни,

В-ль предлагает ребенку потанцевать. Стоя в паре, они выполняют движения под слова:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем.

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

Цель: развитие двигательной активности, учить координировать скоп действия со словами текста.

Раз - два, раз - два (2 раза), дети выполняют движения

Быстро ножки застучали, в соответствии с текстом

Детки весело плясали.

Быстро ножки застучали,

Детки громко закричали: - Аи!

Ой, ребята, та - pa - pa

Я по комнате хожу,

Деток и не нахожу,

Ну куда же мне идти,

Где ребяток мне найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Вес услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

Погремушки, позвените,

Всех ребяток позовите.

Как услышат - прибегут,

С погремушкой в пляс пойдут.

Цель. Развивать двигательную активность; учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Ай, дили, дили, дили Идут дробным шагом, держа руки на поясе.

А мы кого - то видели:

Глазастого, подносят руки к лицу, пальцами изображая гла

Ушастого, поднимают руки вверх, изображая уши.

Вихрастого Трясут головой.

Зубастого Щелкают зубами.

Он сидел под кустом, приседают, обхватив колени.

Громко щелкал языком. Цокают языком.

Цель. Развивать умения действовать согласованно.

Дети стоят кружком, держась за ручки:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы топаем, мы топаем. Топают ножками.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы хлопаем, мы хлопаем. Хлопают в ладошки.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. Прыгают на месте.

Цель. Усвоение простых танцевальных движений, резвости, чувства ритма.

Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песенке:

Мы в кружочек встали,

С тетей поплясали.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли! Дети выставляют вперед то одну, то другую

Ножки выставляли! ногу.

Хлопали в ладошки, Хлопают в ладони.

Хлопали немножко.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли! Выставляют ножки.

Ножки выставляли!