Почему человек любящий себя является милосердным. Что такое милосердие

Почему человек любящий себя является милосердным. Что такое милосердие
Почему человек любящий себя является милосердным. Что такое милосердие

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В европейской христианской культуре понятие М. восходит к Пятикнижию, где словс «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». Так в иудаизме выражался принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношении друг к другу: доверительность и верность. В греческом тексте Нового Завета М. передается главным образом словом ауале - специфически христианским термином, означающим деятельную одаряющую любовь к ближнему. В христианской этике милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей. С этической точки зрения М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви (Лук. 10:27). М. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов другого, но и на стремление к совершенству. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек является милосердным не столько потому, что стремится к самосовершенствованию, а скорее потому, что милосердное поведение является выражением его совершенствования.

М. соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. Заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом нравственности: собственные предпочтения и ожидания выставляются в качестве основания для отношения у другим людям. Но именно в рамках такого понимания М. стали возможными предположения, высказывавшиеся разными мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку, но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что если человек уже любит самого себя, то надо хотя бы так же возлюбить других.

В новозаветных текстах М. казалось универсальным требованием, содержащим в себе смысл Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже ап. Павел проводит различие между законом Моисея и заповедью любви. Это различие помимо чисто теологических причин основывалось и на этическом содержании, а именно на том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли, которая перенесла эту проблему в социально-философский контекст. Так, Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал ее тем самым как стандарт справедливых отношений людей в обществе. Такое соотнесение справедливости и М. оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли. Анализ традиции разделения справедливости и М. в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя М. представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества М. является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость - непреложным; б) М. вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Вместе с тем, этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором принимается справедливость как непосредственный долг человека, но предполагается, что М. в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

Как личная нравственная задача М. нелегко. Трудность М. связана с тем, что: а) М. может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нрав-ственное достоинство, в этом случае М. может привести к неравенству; б) М. творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) М. совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что М. опосредствовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане М. непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Литература:

Аристотель. Риторика/Античные риторики. М., 1978. С. 76-90;

Гоббс Т. О человеке/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 258- 259;

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы;

Зарин С.М Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996. С. 356-544;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1991. С. 152-169;

Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 328-329.

МИЛОСЕРДИЕ сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. В европейской христианской культуре идея милосердия… … Философская энциклопедия

Милосердие - Милосердие ♦ Charité Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без… … Философский словарь Спонвиля

Божье милосердие.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

милосердие - (милосердие) незаслуженные доброта и сострадание А. Человеческое милосердие 1. Заповедь быть милосердным милосерден Господь: Лк 6:36 призыв к милосердию: Рим 12:8; Иуд 22 милосердие важнее, чем жертва: Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13 2. Выражение… … Библия: Тематический словарь

- (христианство) христианская добродетель Милосердие см. Благотворительность Caritas Romana («милосердие по римски») … Википедия

МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь, вызванная этими чувствами … Современная энциклопедия

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ, я, ср. Готовность помочь кому н. или простить кого н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными … Толковый словарь Ожегова

Англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и… … Энциклопедия социологии

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п. Политическая наука: Словарь справочник. сост.… … Политология. Словарь.

Книги

  • Милосердие , Ласло Немет. Роман известного венгерского писателя Ласло Немета (1901 - 1975) повествует о сложных переживаниях молодой девушки, ищущей для себя в жизни, в отношениях с окружающими, в любви, на врачебном…

→ Что такое милосердие?

В первую очередь милосердие - это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Умение проявлять милосердие к другим людям дано не каждому человеку. Кто-то, увидев на улице ребенка просящего кусок хлеба, пройдет мимо, а другой остановится и проявит милосердие. Разве это сложно? Милосердие можно проявлять по-разному.

Милосердие - одно из важнейших черт человеческого характера. Люди, обладающие этим качеством, редко встречаются в настоящее время, в нынешний век раздоров и эгоизма. Человек, который способен проявить милосердие, очень важен для общества. Именно благодаря этим людям сейчас все еще существуют благотворительные организации, приюты для бездомных животных, многие другие вещи, на которые люди часто не обращают внимание, потому что они заняты домом, семьёй и работой. Им некогда уделить своё внимание людям, которые нуждаются в их помощи, в основном не в материальной, а в духовной. Ведь духовные качества зачастую являются главенствующими в человеке. У милосердных людей очень развиты эти духовные чувства. И таким образом, помогая другим людям, они делятся этим светлым чувством. Они сострадают другим людям, поддерживают и разделяют с ними их радость, горе, любовь.

Милосердные люди очень сильны духом, ведь не каждый человек способен выдержать свалившиеся на него проблемы, как своих близких людей, так и чужих. Проблем, как и материальных, так и духовных... Поэтому таких людей очень часто можно встретить в разных духовных учреждениях, будь то церковь, мечеть, синагога и всевозможные дома, в которых воспевают разные имена бога. Или их можно встретить в качестве паломников по святым местам Мира. Именно в таких учреждениях и святых местах милосердные люди обретают твердость характера и силу духа. Одухотворяясь энергией святых мест и изображениями бога, святыми писаниями и изображениями других святых людей. Побывав в этих местах, милосердные люди начинают ещё больше делиться собственным ощущением счастья с другими людьми, таким образом, развивая в них великое чувство милосердия, а также сострадания. Благодаря всему этому в мире появляются новые благотворительные организации, детские дома, дома творчества, больницы и фонды помощи людям, которые борются с тяжелыми заболеваниями. Милосердные люди очень счастливые, так как они смотрят на мир другими глазами и с чистой душой. Для них не важны многие привычные для обычных людей материальные блага. Они обрели духовное равновесие и душевное спокойствие. И для них важно поддерживать свой собственный вкус счастья. И поэтому они не обращают внимания на материальные ценности, чтобы не испортить этого собственного вкуса счастья. А их стабильность в обществе укрепилась с помощью тех людей, которым они помогли когда-то. Укрепилась с помощью веры и любви к ним. Таким образом, нужно стараться быть милосердным и развивать в себе это качество, ведь тогда не только люди нуждающиеся в понимании когда-то станут счастливее, но и вы сами сможете стать лучше и счастливее, добрее к окружающему миру. Это поможет вам открыть некогда недоступные вам цели и желания, сделать шаг в новую счастливую жизнь!

Милосердие – качество личности, которое трудно поддается описанию. Мы ощущаем его тепло фибрами души, но вкладываем что-то свое в это благодетельное слово.

Нет сомнений, что милосердие – это бесценное сокровище человечества. Наравне с разумом и речью, оно отличает человеческий род от животных.

В слове милосердие заключены два важных символа – «милость» и «сердце». По сути, это идущее из самого сердца чувство сострадания к ближним, великодушие, доброжелательное отношение и сочувствие.

Милостивый сердцем человек не задумываясь окажет помощь другому. Он покормит дворового котенка, приютит бездомного пса, подаст милостыню старушке, отдаст свой ланч бомжу и так далее.

Деятельное милосердие как основа идеального мира

Милосердные люди склонны к , к сочувствию – чужая беда воспринимается ими, как своя собственная. Они верят, что могут изменить мир своими пусть крошечными, но благими делами.

Стоит понимать, что милосердие – это не просто внешнее или внутреннее сострадание, оно должно быть действенным, деятельным.

Пример:

Один жалостливый, но слабый человек увидит голодную собаку, мысленно пожалеет, потреплет ее за ухом и пойдет мимо (он же спешит!).

Другой прохожий может иметь вид суровый и сдержанный, не плакать при виде чужого горя, зато попробует решить проблему.

Во всяком случае, он сходит в магазин, купит собачий корм и поможет псу пережить голодное время. Кто из них милосерден по-настоящему?

Милосердие Бога и человека – в чем отличия

Церковное понимание этого термина исходит из Библии: никто не сравнится в милосердии, доброте и справедливости с самим Господом.

Бог, как известно, готов прощать кающегося, ибо в его сердце живет любовь. «Он не оставит тебя, не погубит тебя… Не отвратит лица от вас».

Истинная любовь, как говорится в послании апостола Павла коринфянам, долготерпит и милосердствует.

Милосердие человека, не обремененного обязанностями судьи при райских вратах, может проявляться в разных формах – как в малых и скромных, так и в весьма масштабных.

Пока живо человеческое неравнодушие, есть шанс на спасение . Эту черту питают вера и любовь : истинные христиане всегда милосердны, и именно такие люди, по словам священнослужителей, являются солью земли.

Одни неравнодушны к проблемам близких и знакомым: так, например, третьекурсники скидываются своими стипендиями, узнав, что отцу подруги нужна срочная операция в Германии.

Другие просто помогают разным фондам, перечисляя небольшие средства на их счета, и таким образом постоянно осуществляют микроблаготворительность.

Третьи сами организуют благотворительные фонды, сообщества волонтеров, приюты и хосписы.

Бескорыстная помощь незнакомым людям, попавшим в трудную ситуацию, – высшая степень милосердия .

Не бойтесь делиться: пример милосердия заразителен

Без внутренней сердечной милости человек становится жестким, равнодушным, эгоистичным, жадным. Он не способен отдавать – не только деньги и силы, но и тепло души, даже самым близким.

Как говорил великий мастер Угвей из мультфильма о кунг-фу, настоящая сила в том, чтобы отдавать, а не забирать. Чем больше ты берешь, тем меньше имеешь, и в итоге остаешься ни с чем.

В постсоветские годы мне пришлось стать свидетелем ситуации: в аэропорту случилась накладка и рейс самолета был отменен. Множество отдыхающих (в основном, одинокие мамы с детьми) оказались заперты в чужом городе.

Они путешествовали по туристическим путевкам «все включено», финансы за период отпуска истощились, на гостиницу ни у кого не было средств.

В аэропорту царила паника – где ночевать, чем кормить детей, как добраться на другой конец страны, к себе домой?

В этот момент одна из улетавших стала подходить к плачущим женщинам и о чем-то разговаривать. Оказалось, что она передавала им деньги, чтобы те могли купить билет на поезд или остановиться в гостинице.

Она не брала никаких гарантий, не разглядывала паспорта, а просто оставляла записку со своим обратным адресом: «Вернете, когда сможете».

Через пятнадцать минут, вдохновленные примером милосердия, к ней подключились и другие состоятельные люди.

В итоге, все путешествующие дамы и их дети были накормлены и отправлены по домам.

Милосердие – это не только желание, но и умение помочь в трудной ситуации, пусть даже незнакомцу. Это сострадание в высшей степени.

Без сомнений, это качество присуще людям, сильным духом и верой.

Если в вашем сердце живет любовь к ближнему, великодушие, сочувствие, доброта, снисхождение и забота, то вы поистине милосердны.

В толковом словаре Ожегова милосердием называют готовность помочь или простить человека из чувства человеколюбия и сострадания. В Большом энциклопедическом словаре это слово трактуется как сострадательная любовь, сердечное участие в жизни других. Милосердие сравнивают с сердоболием, благосердием, гуманностью. Эту черту противопоставляют жестокости, равнодушию, враждебности и злонамеренности. По мнению Достоевского, это высочайшая форма человеческого существования.

Ангел милосердия и другие примеры

Есть примеры людей, которые удивили своим милосердием весь мир. Среди них - мать Тереза, которая посвятила свою жизнь помощи другим. Ее даже называли Ангелом Милосердия. Она могла ухаживать за больными проказой, от которых все отвернулись, и делать это с улыбкой и теплотой. Целью жизни эта женщина выбрала служение людям вне зависимости от их возраста и вероисповедания.

В современном мире тоже есть немало примеров милосердия. Например, в Удмуртии в Сарапульском районе священник самостоятельно организовал дом-приют для пожилых людей. Туда принимают всех: немощных, больных, одиноких, оставшихся без родственников. Существует учреждение на общественных началах. Отец Дмитрий занялся добрым делом еще в 2008 году, а неравнодушные люди помогают необходимыми вещами.

Говоря о том, что такое милосердие , нельзя останавливаться только на материальной сфере. Помогать можно участливым отношением, заботой, доброжелательностью. Даже молитва служит проявлением милосердного сердца. В качестве примера приведем общегородские молитвенные мероприятия, посвященные различным событиям.

Различные аспекты милосердия

Милосердие можно рассматривать со стороны религии, философии, этики. С этической точки зрения это долг человека, стремящегося к нравственному идеалу. В христианстве — одна из важнейших добродетелей человека. Милосердные дела, как уже говорилось, бывают телесными и духовными. Можно накормить голодных и напоить жаждущих, посетить больных людей или принять беженцев в свой дом - все это будет материальной частью милосердия. Духовные дела - это увещевания, учение ближних миру и добру, советы, молитва. Однако считается, что творить милосердие нужно не распространяясь о нем. В других религиях тоже уделяется немало внимания милосердному поведению.

Проявлять милосердие нужно и с точки зрения философии. Об этом рассуждали Аристотель, Конфуций и другие философы. Много внимания этой черте характера в своих трудах посвящал Августин Аврелий.

Традиция помогать людям - это часть нравственной культуры во всех цивилизациях. Ведь не всегда можно самостоятельно противостоять бедам, которые тебя постигают. Именно поэтому нужна забота не только государства, но и окружающих.

Не зря это слово нередко используется в названиях организаций, которые помогают людям. Существует понятие «сестры милосердия» - они заботятся об обездоленных и малообеспеченных.