Ночь как год тип предложения. Односоставные предложения

Ночь как год тип предложения. Односоставные предложения

Капшукова Кристина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Контрольные работы для 8 класса по русскому языку
Тема: "Приложение. Итоговая аттестация обучающихся по темам 8 класса"
Дата публикации: 04.12.2015

Текстовая часть публикации

Приложение

Контроль реализации программы:

Диагностический диктант.

В походе. (урок№10)
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами. Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём. Тропинка огибает беспорядочное нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду. Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью. Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147слов).
Диктант.

По реке в половодье. (урок№26)
Вскрылась река. Учитель и фельдшер сволокли лёгкую лодку к реке, спустили её в воду и поплыли по течению. Сейчас же, сажен через тридцать, был мост между крупными берегами. Чтобы войти под мост, им пришлось лечь ничком. Вырвавшись из-под него, лодка точно прибавила ходу. Совсем неожиданно пошёл дождь. Он сейчас же перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце. Вода бурлила, разрезаемая носом лодки. Она была по- весеннему грязно- коричневая и на изломах струек поблёскивала голубым отражением неба. Навстречу лодке рос приближающийся лес. Вдруг берега реки разбежались и пропали. Налево, направо, впереди и позади – всюду расстилалась вода, из которой лишь кое-где торчали верхушки кустов. Река так же внезапно сузилась, как и расширилась. Впереди виднелся второй мост, как будто перехватывающий реку узким горлом. Приятели решили проскочить, но не рассчитали. Лодка ударилась носом о мостовую настилку, течение тотчас повернуло её боком, прижало к мосту, и вдруг вода хлынула в лодку. Фельдшер успел вовремя ухватиться за настил и выскочил почти сухим. Учитель же по горло погрузился в воду и едва-едва успел уцепиться за столб. Между тем мало-помалу темнело, незаметно настала ночь. Они снова сели в лодку.
Диктант.

Конец сентября.(урок №46)
Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеет дождь. Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова.) (По И. Бунину.)
Грамматическое задание 1. Сделайте синтаксический разбор предложения, отмеченного в тексте звездочкой*. Вариант I -*; вариант I I - **. 2. Разберите по составу слова: Вариант I -собирается; вариант II – появляются.
Диктант.

Март. (урок№72)
Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии. Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня. В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. (134 слова.) По материалам «Календаря». Грамматическое задание. 1.Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте. 2.Подчеркните грамматические основы в предложениях, надпишите, чем они выражены. 3.Объясните графически постановку знаков препинания: а) во 2-м предложении второго абзаца; б) в последнем предложении.
Контрольный диктант №6

Глазами художника. (урок№97)
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым. тумана. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141слово.)
Изложение№1.

Мещерский край.(урок№54)
В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. В Мещерском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осокой, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей, и знакомые нам под всеми широтами звёзды. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятла, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Изложение№2.

Прощание с Пушкиным.(урок№30-31)
Набережная Мойки… Дом Пушкина… Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот шёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но люди на набережной не расходились, а с затаенной надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении». Было около трёх часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: «Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг ещё никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался вновь перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -Александр Сергеевич Пушкин скончался, - снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажали головы. Пошёл густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало. (272 слова.) По А.Новикову.
Изложение№3

На родине Ломоносова.(урок№99-100)
Ломоносов… При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика Ломоносов. В маленьком музее деревни Ломоносово долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. Большелобый лысеющий человек. В этом лице легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России. Деревянные избы. Деревянные прялки, посуда, лодки. Рыбацкие сети, светец дл лучины… В окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лед на реке. И не так уж много надо воображения, чтобы представить себе идущего с веслом парня по имени Михаил… В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова. Он был химиком, астрономом, механиком и художником. Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы. Если искать сравнение, то место ему в ряду титанов эпохи Возрождения: тот же неукротимый характер и страсть к познанию, та же разносторонность, та же ученость. Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда
дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Высоко ценил Ломоносова А.С.Пушкин. Поэт говорил о нем: «Он был первым нашим университетом». (По В.Пескову) ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ» 1 вариант 1. Указать вид сказуемого. а) Вдруг вспыхнула в небе молния. б) Толстые сосульки начали таять. в) День казался пасмурным. г) Мы будем готовиться к конкурсу. д) Наша земля прекрасна. 2. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным. а) Он выглядел смышленым. б) Ветки осин кажутся пушистыми от снега. в) Разведчик шел первым. г) Янтарь - это окаменевшая смола хвойных деревьев. 3. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным. а) Вишневый сад теперь мой. б) Небо пылало багровыми полосами. в) Дни стали прохладными. г) Хозяева были расстроены. 4. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена причастием. а) Сборы в дальнее путешествие были радостными. б) Повесть остается незаконченной. в) В августе уже заметны приметы осени. г) Появление охотника было некстати. 5. Найти предложение с составным глагольным сказуемым. а) На столе стояла старинная лампа. б) Воздух был тих и беззвучен. в) Садовник хотел полить цветы. г) Глаза у нее сделались испуганными. II вариант 1. Указать вид сказуемого. а) Поезд мчался в неясную даль. б) Туристы начали устраиваться на ночлег. в) Зимние дни стали короткими. г) Студент будет сдавать экзамены. д) После дождя воздух чист и свеж. 2. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным. а) Все ярче проступала на небе звездная карта. б) Река стала темной и неприветливой. в) Сестра вернулась из театра взволнованная. г) Приезд друга стал для меня неожиданностью. 3. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существи - тельным. а) Их изба была третья с краю. б) Новый инженер представился сотрудникам. в) Летающая над цветком бабочка была красива. г) Прогулка в лесу - это лучший отдых. 4. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем числительным. а) Кирпич делается из глины. б) Жизнь является высшим мерилом искусства. в) Восточная часть неба была темнее западной. г) Ребята пришли к финишу первыми.
5. Найти предложение с составным глагольным сказуемым. а) Хороши летние солнечные дни. б) Черный дым застилал горизонт. в) Вечером мороз начал усиливаться. г) Машина мчалась с большой скоростью. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» I. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой гла гола. 1) Июньским утром пастухи в Приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса. 3) Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года. 4) Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная. 0) Яхты на колесах - удивительное зрелище. II.В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием? 1) Средняя скорость ветра - двадцать километров в час. 2) «Аргументы и факты» - интересная газета. 3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты». 4) Двадцать делится на два. 5) Четверо ребят отправились на рыбалку. III. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым. 1) Новичку это явление кажется странным. 2) Удар был короткий и сильный. 3) Через месяц путешественники появились в Москве. 4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. 5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха. I V. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым. 1) Ящериц кругом было много. 2) Я хочу поговорить с ним об этом. 3) Он собирается написать письмо отцу. 4) Мы будем вместе решать эту проблему. 5) Удочки будто подбрасывала резвая волна. V. Найдите предложения с составным именным сказуемым. 1) Летние ночи Петербурга - это непрерывная вечерняя заря. 2) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. 3) В лицо мне дышит свежая трава. 4) В комнате было тихо, темно и очень душно. День будет долог, светел и горяч. VI. В каких предложениях нужно поставить тире? 1) Иметь хороший почерк - одно из правил вежливости. 2) Утро ясное, солнечное. 3) Читать вечером книги - мое любимое занятие. 4) Снег у крыльца как песок зыбучий. 5) Пятью пять - двадцать пять. ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВАРИАНТ 2 1. Укажите неверное утверждение. А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения. Б. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже. В.Сказуемые бывают простые и сложные. Г. Приложение – особый вид определения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. А. Птицы добрались до воды. Б. Чуть порошит пушок летучий. В. Мы с сестрой уселись на передние сиденья. Г. На востоке маялся от жары лес. 3. Укажите предложения с простыми глагольными сказуемым. А. Синичка села у моих ног и пропищала что-то. Б. Морячок продолжал играть старинный вальс. В. Мы будем трактористами. Г. Трепещет озябшая за ночь осинка. 4. Найдите предложение с составным именным сказуемым. А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице? 5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. А. Цветы символ любви и воспоминаний. Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом. В. Песни что птицы. Г. Бедность не порок. 6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением. А. Я спешу туда, в лесное царство. Б. А весна в зазеленевшей роще Ждёт зари, дыханье затая. В. Небо на востоке уже стало светлеть. Г. Степной травы пучок сухой, Он и сухой благоухает. 7.Найдите предложение с прямым дополнением. А. Деревья застыли в немом оцепенении. Б. В лесу сосны спорили с ветром. В. Жизнь есть постоянный труд. Г. Берёзки празднуют весну. 8. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме. А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми
Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья. В. Я начал вспоминать прошлые встречи. Г. Не стану обижать маленьких. 9. Найдите предложение с несогласованным определением. А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы. Б. Было утро с каплями росы. В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. Г. Люблю дымок спалённой жнивы. 10. Найдите предложение с обстоятельством цели. А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку. Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. В. Слегка накрапывал дождик. Г. Ветер постепенно стихает. 11. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам. В лесу лежали чёткие тени от деревьев и голубые полотнища между их стволами. 12. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми. А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять. Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки. Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги. 13. Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи. 14. Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Ответы: № задания 1 вариант 2 вариант ответ балл ы ответ баллы 1 а 1 б 1 2 б 1 б, в 1 3 б 1 а,г 2 4 б 1 б 1 5 а 1 а 1 6 в 1 б 1 7 в 1 г 1 8 а 2 б 1 9 б 1 б 1
10 а 1 а 1 11 3 3 12 а,б,в 3 а,б,в 3 13 3 3 14 3 3 Макс. балл 23 23 8. 9. Перевод баллов в оценки: 10. 20-23 – «5» 8-13 – «3» 11. 14-19 – «4» менее 8 баллов – «2»
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза. в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения: Ночь как год.
а) односоставное; б) двусоставное. 3.
Какое из данных утверждений является неверным"?
Определенно-личные предложения - это: а) Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы); б) Односоставные предложения. в) Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. Найдите
безличное
предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения:
Тропинки в лесу замело снегом. а) двусоставное; б) определенно-личное; в) безличное; г) неопределенно-личное.
6.
Какая
схема соответствует предложению:
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? а)
[
двусост.], и [двусост.]; б) [двусост], и [определенно-личн.]; в) [двусост.], и [неопределенно-личн.]. 7. Укажите
предложения,
строение которых соответствует схеме:
[двусост.],
и
[
безл.]
(Знаки препинания не
проставлены.) а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому. б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в) Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. 8. Найдите предложение, в
котором
допущена пунктуационная ошибка. а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно. в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика. г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали, оставили. II вариант 1. Найдите
среди данных
предложений односоставное. а) Веет с поля ночная прохлада. б) Осенний день шуршал ломкой листвой. в) Свет луны во все концы. г) В лесу держался запах прелой листвы. 2.
Определите тип предложения:
Лед как сахар. а) Односоставное; б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является
неверным? Определенно-личные предложения - это... а) Односоставные предложения; б) Предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени; в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее. 4. Найдите неопределенно-личное предложение. а) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам? в) Наконец-то позвали меня. г) В классе тепло. 5. Определите тип предложения: В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. а) Неопределенно-личное; б) определенно-личное; в) безличное. 6. Какая схема соответствует предложению: Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. а) [двусост.], и [двусост.]; б) [определенно-личн], и [двусост.]; в) [ безл.], и [двусост.]. 7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.) а) Вспыхнул костер и все стали сушиться. б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома) в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. г) Минута - и вдруг туман сгущается. 8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно. б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень. в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики
ТЕСТ

Те ма урока. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Цели урока. I . Познавательные: 1) Установить фактический уровень знаний об односоставных предложениях.

II . Практические: 1) Выяснить уровень сформированности умения видеть односоставные предложения в тексте и определять их вид.

2) Проверить умение редактировать текст в публицистическом и художественном стилях. 3) Учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле.

III . Общепредметные: 1) Контроль объема внимания, способностей применять знания об односоставных предложениях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. 2) Развитие умения работать в микрогруппах. 3) Учить переключать внимание сменой видов деятельности. 4) Способствовать развитию речевой культуры.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Лингвистическая разминка.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета.

(Стихи распечатаны каждому ученику).

1) Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!

2) Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

3) Шепт, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Дополнительные вопросы классу..

Все ли типы односоставных предложений встретились в стихотворениях?

Какие еще типы односоставных предложений вы знаете?

III . Проверка домашнего задания . (упр.218)

Дать подробные связные ответы на вопросы, данные в упражнении. Привести примеры из домашней работы.

Один ученик работает у доски по карточке.

Задание: Определить тип односоставного предложения, объяснить значения новых слов.

Очень сложно овладеть искусством риторики. Дети, внимательно слушайте выступление оратора. Зимой солнце светит, да не греет. Безоблачно лазурное небо. Лесная поляна.

Стать искусным оратором – долгий и кропотливый труд. Но мы с вами должны к этому стремиться.

IV . Работа в группах.

Продолжить текст, используя все виды односоставных предложений.

1 группа «Зимним утром»

2 группа «Летний вечер»

3 группа «Осень в лесу»

Подчеркнуть односоставные предложения.

V . Раз уж мы заговорили о пейзаже, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К.Д.Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное».

Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка - страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Ваши впечатления о стихотворении.

Назовите изобразительные средства, используемые в этом стихотворении.

Назовите грамматические основы предложений.

Чем выражены основы в большинстве предложений?

Какое значение придают стихотворению подлежащие?

Физкультминутка

VI . Работа по карточкам у доски (2 человека).

Редактирование текста.

I .

Телеграмма

Я буду двадцатого. Вы встречайте. Я целую. Нина.

II .

Страничка из дневника

Сегодня у меня была важная встреча. Я немного волновался, и я непроизвольно поглядывал на часы. Когда стрелки показывали 12, я начал собираться. Я погладил рубашку, потом я достал костюм. Я побрился, я привел в порядок волосы. Я считал, что на результаты встречи может повлиять мой внешний вид. Поэтому я хотел произвести впечатление.

Класс записывает под диктовку предложения (1 человек у доски) с комментированием.

Определить вид односоставных предложений.

1. Вижу чудное приволье.

2. Пахнет сеном над лугами.

3. Уже совсем рассвело.

4. Вон лесок.

5. Пойдемте в сад.

6. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

7. Береги платье снову, а честь смолоду.

8. Долгая зимняя ночь прошла незаметно.

VII . Самостоятельная работа.

Тест

I ВАРИАНТ

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

(С.Есенин.)

Г. Тротуары заливают асфальтом.

Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, вы, мы)

Б. односоставные предложения

В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.

А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

А. двусоставное

Б. определенно-личное

В. безличное

Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

А. двусост. и двусост.

Б. двусост. и определенно-личн.

В. двусост. и неопределенно-личн.

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме двусост. и безл. (Знаки препинания не проставлены.)

А. еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

II ВАРИАНТ

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада..

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. односоставные предложения

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени

В. предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее

4. Найдите определенно-личное предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

В. безличное

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

А. двусост. и двусост.

Б. определенно-личн. и двусост.

В. безл. и двусост.

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме двусост. и безл. (Знаки препинания не проставлены.)

А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

В. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута – и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые лисья дружно блестят на солнце.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Проверка (на доске записаны верные ответы)

VIII . Итог урока.

IX . Домашнее задание.

1 . Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где это целесообразно, односоставных предложений.

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

2 . Комплексный анализ текста (сильным учащимся)

X . Рефлексия.

ТЕСТ ПО РУССКОМУ 12 ВОПРОСА СРОЧНО ПРЯМ НУЖНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!! ПРОШУУУ 99 БАЛЛОВ ДАЖЕ ДАМ!!

1. Укажите среди данных предложений односоставное

1.Не плачь ты попусту.


3.Свет луны во все концы


2.Под дождик хорошо спится



1.Односоставное
2.Двусоставное

6.1. Укажите среди данных предложений односоставное

1.Не плачь ты попусту.
2.Часам к двум пополудни началась гроза.
3.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4.Тротуары заливают асфальтом

2.Укажите среди данных предложений односоставное

1. Веет с поля ночная прохлада
2.Осенний день шуршал ломкой листвой
3.Свет луны во все концы
4.В лесу держался запах прелой травы

3.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Тощие тени ложились на мокрый снег
2.Под дождик хорошо спится
3.Дорогой, видимо, давно никто не пользовался
4.Громко хрустел под ногами лёд

4.Укажите среди данных предложений односоставное

1.Над головами важно шумели сосны
2.Ещё держаться по ночам морозы
3.Цели ваши представляю довольно смутно
4.В тот год осенняя погода стояла долго на дворе

5. Определите тип предложения: Ночь как год

1.Односоставное
2.Двусоставное

1. Односоставное
2. двусоставное

7.1. Укажите среди данных предложений односоставное

1.Не плачь ты попусту.
2.Часам к двум пополудни началась гроза.
3.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4.Тротуары заливают асфальтом

2.Укажите среди данных предложений односоставное

1. Веет с поля ночная прохлада
2.Осенний день шуршал ломкой листвой
3.Свет луны во все концы
4.В лесу держался запах прелой травы

3.Укажите среди данных предложений односоставное
1.Тощие тени ложились на мокрый снег
2.Под дождик хорошо спится
3.Дорогой, видимо, давно никто не пользовался
4.Громко хрустел под ногами лёд

4.Укажите среди данных предложений односоставное

1.Над головами важно шумели сосны
2.Ещё держаться по ночам морозы
3.Цели ваши представляю довольно смутно
4.В тот год осенняя погода стояла долго на дворе

5. Определите тип предложения: Ночь как год

1.Односоставное
2.Двусоставное

6.Определите тип предложения: За окнами светает

1. Односоставное
2. двусоставное

7.Определите тип предложения: Здесь мне хорошо отдыхается после однообразного пути

1.Односоставное
2.Двусоставное

8.Определите тип предложения: На прощанье ему подарили турецкую саблю

1.Односоставное
2. Двусоставное

9.Какое из данных утверждений является НЕверным?
Определённо-личные предложения - это..

1.Предложения. в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
2.Односоставные предложения
3.Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

10.Какое из данных утверждений является НЕверным

1. В двусоставном предложении для понимания смысла необходимы два главных члена предложений
2.Сказуемое в безличном предложении может быть выражено безличной формой личного глагола
3.Односоставные предложения могут быть только нераспространёнными
4. Назывное предложение - это односоставное предложение, которое имеет один главный член - подлежащие

11.Какое из данных утверждений является НЕверным

1.Сказуемое в безличном предложении может быть только простым глагольным
2.Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной
литературе и рисуют место, время действия, обстановку
3.Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными
4.Назывные предложения с частицами ВОН, ВОТ приобретают указательное значение

12.Укажите безличное предложение

1.Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло
2.Хорошо в зимнем лесу!
3.в воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе
4. Газеты приносят утром

1.Брожу по набережной снова.
2.Изба лесничего. Медвежье царство.
3. Последние шутки. Объятья.
4. Повеет полем, первой бороздой.
5. Загляну в глаза волжанки.
6. Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.
7. В Сибири не любят горячку и спешку.
8. Весны без грозы не бывает.
9.Все грущу о шинели.
10.Десять суток нам дают на отдых!
11.Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.
12.Ее (черемуху) ломают ветками огромными.

II. Выполни задания теста.
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.
А. односоставное
Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения - это...
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.
А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б. Хорошо в зимнем лесу!
В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
А. двусоставное
Б. определенно-личное
В. безличное
Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут паши имена?
А. [двусост.], и [двусост.]
Б. [двусост.], и [определенно-личн.]
В. [двусост.], и [неопределенно-личн.]

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.)
А. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было
рассмотреть тяжелые тучи.
Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

1.Прилагательное, не образующие простую форму сравнительной степени:

А) приветливый, громкий малый

В) громоздкий, исхудалый, лишний

2. Предложение с относительным
местоимением:

А) Кого я люблю и желаю?

В) Чьи волосы снега белее?

С) В каком году родился ты?

Д) Мы увидели, что произошло.

Е) Какова главная мысль рассказа?

3. Укажите предложение, соответствующие
схеме (знаки препинания не расставлены) "П", -а.

А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю

В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица

С) Он громко закричал Зачем ты сюда явился

Д) Не трогайте его закричал Дубровский

Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя

4. Укажите сложносочиненное предложение
без знаков препинания.

А) по ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

В) Луна за облаком спала но людей ей не подражали.

С) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень

Д) Уснула щука да зубы не спят.

Е) то ярко светит солнце то снег летит.

5. Несклоняемое имя существительное:

А) макароны

В) вмешательство

С) терпение

Д) такси

Е) сумерки

6. Буква Ь (мягкий знак) пишется:

А) декбр…ский

В) казан…ский

С) звер…ский

Д) сибир…ский

Е) январ…ский

7. Найдите, в каком из предложений есть
дефис.

А) Друг, (кое)(в) чем я с тобой не соглашусь.

В) И вдруг в душе у Вани буд(то) солнце заискрилось.

С) В воздухе пахло чем(то) горелым.

Д) А ведь, пожалуй, следует ещё (кое)(с) кем посоветоваться.

Е) В дверях появилась (черно)окая девушка.

8. Укажите страдательное причастие
прошедшего времени.

А) организованный

В) организовать

С) организовавший

Д) организуемый

Е) организующий

9. Укажите предложение, в котором
подлежащее выражено причастием.

А) Из заросшего леса тянуло свежестью.

В) Стали просыпаться спавшие.

С) Зову гореть и жить грядущим.

Д) Вода застала работающих врасплох.

Е) Он оказался замученным.

10. Укажите пропущенные знаки
препинания:

Лишь тот достоин жизни и свободы кто
каждый день за них идет на бой.

11. Определите тип простого предложения:

Именно это заставило поступить нас иначе.

А) Односоставное назывное предложение

В) Односоставное определенно-личное предложение

С) Односоставное безличное предложение

Д) Двусоставное предложение

Е) Односоставное неопределенно-личное предложение

12.Отметить предложение с написанием ПР-
в слове

А) Нас пр…ветствует звонкие птицы, шум листвы и журчание ручья.

В) Пр…бывание казака в станице есть исключение из правил.

С) Вышли горнисты ребят пр…глашать спать.

Д) Пр…строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку.

Е) Дремлют кусты, лагерь встречает пр…ход темноты.

прошлом году. Как-то утром выхожу из дому и вижу..."

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Оценка риска для здоровья - это процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных эффектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды на здоровье.

2) При проработке компоновочного решения автомобиля необхо­димо стремиться к рациональному размещению агрегатов с точки зрения распределения массы по осям, снижения центра масс с целью повышения устойчивости движения автомобиля, обеспечения необходимого пространства для водителя и пассажира.

3) Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства.

4) С того времени, когда Карл Бенц в 1886 году запатентовал свой первый автомобиль с бензиновым двигателем, число автомобилей во всем мире постоянно растёт.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

3) Поэтому

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?
1) необходимо пространство
2) они могут

3) меняет пейзаж

4) изменяют вид

А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

A11. Укажите верную характеристику слова УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕСЯ (предложение 4).

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) коклЮш 2) ворОта 3) джинсОвый 4) Оптовый А2. В каком предложении

вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? 1) Старцеву ПРЕДСТАВИЛИ Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку. 2) За этот подвиг его должны были ПРЕДСТАВИТЬ к награде. 3) Оксана получила у него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка. 4) Теперь он намеревался ПРЕДСТАВИТЬ с невыгодной стороны распоряжение Воронцова о Хаджи-Мурате.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в две тысячи тридцать пятом году 2) более смелый 3) четверым балеринам 4) несколько граммов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Ещё не успев обменяться со мной парой фраз, 1) его позвали к телефону. 2) мне было велено ехать скорее домой. 3) почувствовалась в его тоне какая-то тревога. 4) доктор уехал к тяжёлому больному.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Никто из пришедших не поздоровался с ней. 2) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов. 3) Во время облавы охотники уничтожили пятьдесят четыре волка. 4) Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Прочитайте предложения и выполните задания

А6 - А11. (1)Сегодня уместно напомнить, что охрана природы отнюдь не сводится к очистке воздуха, воды и почвы, к сохранению редких растений и животных, к созданию заповедников и национальных парков, даже ко всему комплексу этих мероприятий. (2)... (З)Ландшафт, даже не населённый, хранит в себе следы прежней жизни. (4)... поэтому он не только природный объект, но и памятник истории и культуры. (5)От природного ландшафта неотделимы сельский быт и народная архитектура. (б)Ценным историческим памятником оказывается и вросшая в природу система сельского расселения: расположение и конфигурация усадеб, полей, лесов, дорог, прудов.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно стоять на месте пропущенного второго (2) предложения в данном тексте? 1) Единственный настоящий и возможный объект охраны - это весь ландшафт, целостный организм, веками складывавшийся при взаимодействии природы и общества. 2) Немецкое слово «ландшафт», ставшее в нашей стране научным понятием для географов, - всего лишь калька французского сло­ва «пейзаж». 3) Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. 4) Надо своевременно зарезервировать достаточно площади под зоны отдыха и туризма.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? 1) Значит. 3) Именно 2) Помимо этого, 4) Иными словами,

А8. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) пред­ложении? 1) оказывается система 2) оказывается памятником система 3) оказывается расположение и конфигурация 4) оказывается памятником система: расположение, конфигурация

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложноподчинённое 3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРОСШАЯ из шестого (6) предложения текста. 1) действительное причастие 2) страдательное причастие 3) прилагательное 4) наречие

A11. Укажите значение слова КУЛЬТУРА (предложение 4). 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей 2) то же, что культурность 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН? Пусты(1)а дли(2)ая немощё(3)ая деревенская улица. Всё засыпа(4)о снегом, окута(5)о сумерками. 1)1,2,3 2)2,3,4 3) 1,2 4)1,2,3, 4,5

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяе­мая гласная корня? 1) р...весник, к...мпаньон, оппозиция 2) суматошный, наотм...шь, зам...рать 3) привилегия, зав...зжать, предд...пломный 4) м...дальон, эксперимент, прот...реть

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр...одолеть, пр...вязать, пр...стукнуть 2) объяснение, об...учение, об...явление 3) пред...юньский, дез...нфекция, контр...фа 4) бе...сильный, ро...сказни, бе...шумный

А15. В каком ряду в обоих словах пишется буква У(Ю)? 1) они пол.-.т, та...щий 2) они дыш.-.т, реж...щий 3) они бор...тся, кле...щий карандаш 4) футболисты держ...т оборону; стел...щийся туман

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена бук­ва И? А. Кле...ть В. Груш...вый Б. Привередл...вый Г. Коричн...ватый 1)А, Б 2) Б, Г 3)Б 4) А, В

А17. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется И? И н(1)где: н(2) в людных местах, н(3) в глухой тайге - родник н(4) ос­таётся н(5)замеченным, к нему всегда есть тропа, - он нужен н(6) только людям, но и зверям, птицам. 1)1,2,3 2)1,4,5 3)1,6 4) 1,2,3,6

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне ТАК(ЖЕ) дорога, как улыбка сестры, и я сам теперь часто ТО(ЖЕ) в ответ улыбался. 2) Кроме мелких рыбёшек, попалась нам ТАК(ЖЕ) и одна круп­ная,(ПО)ЭТОМУ мы не остались купаться, а поспешили домой. 3) Мы всё дальше и дальше заходили (В)ГЛУБЬ леса,(ПРИ)ЧЁМ и так уже почти стемнело. 4) ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, (КАК)БУДТО то, что он предлагал, давно известно.

8 класс

Знать : признаки всех типов односоставных предложений.

Уметь :
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в различных стилях речи.

Оборудование : таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест).

Тест взят из книги Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8-м классе» (М.: Просвещение, 1998. С. 80–82).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Знать : значение и правописание слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94 учебника).

Уметь : использовать эти слова в речи, грамотно их писать.

Заранее подготовившийся ученик сообщает значение каждого слова.

Открываем запись на доске:

    Прения – обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть прения по докладу.

    Дебаты – прения, обсуждение вопроса. Парламентские дебаты.

    Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия.

Задания 1: 1) спишите словосочетания со словами прения, дебаты, дискуссия , подчеркивая «ошибкоопасные» места и запоминая правописание данных слов (III вариант) ;
2) назовите выделенные слова одним словом, продолжите ряд данных слов (II вариант) ;
3) придумайте и запишите предложения с выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант) .

III. Проверка домашнего задания.

1. Связный рассказ учащихся об односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).

I вариант

1. Сообщение об орфографических правилах, использованных при расстановке пропущенных букв. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как сахар .
3. Разбор предложений 6–10.

II вариант

1. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.

III вариант

Разбор предложений 6–10.

IV. Тренировочные упражнения (по вариантам).

I вариант

Конструирование предложений, одна из частей которых – односоставное предложение. Синтаксический разбор одного из придуманных предложений.

II вариант

Упражнение 217 (1-, 7-е предложения) учебника.

III вариант

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.

V. Тест 2 .

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год .

а) односоставное;
б) двусоставное.

3.

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.

6. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?


б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное .

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Земля как невеста :

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение .

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час :

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой :

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

VI. Подведение итога урока. Запись домашнего задания.

Домашнее задание : 1) напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений (I вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..
2) выпишите из произведений художественной литературы 5–6 односоставных предложений (II вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).

1 III вариант – минимальный уровень, II вариант – общий уровень, I вариант – продвинутый уровень.

2 Традиционное деление класса на два варианта.