Мировая экономика: до и после Второй мировой войны. Мировая политика после второй мировой войны

Мировая экономика: до и после Второй мировой войны. Мировая политика после второй мировой войны

Победа Объединенных Наций - СССР, США, Великобритании и их союзников над агрессивными государствами "оси" во Второй мировой войне коренным образом изменила ситуацию в мире и определила будущее развитие стран на десятилетия. С одной стороны, зачинщице войны - Германия, Италия и Япония, ранее имевшие статус великих держав, вследствие военного поражения не только были ослаблены экономически, но и потеряли на время возможность активно участвовать в международной жизни. С другой стороны, Франция и Великобритания, понеся большие материальные потери в войне, также потеряли статус мировых держав. Распад их колониальных империй, начавшийся сразу после окончания войны, еще больше продемонстрировал ослабление международных позиций бывших мировых метрополий. В то же время доминирующие позиции на мировой арене занимают США и СССР, которые вышли из войны наиболее окрепшими в военном и политическом планах. Во Второй мировой войне они выступали как союзники и совместно обеспечили победу государств антигитлеровской коалиции. Однако еще не успела закончиться война, как между СССР и США стали возникать недоразумения и противоречия. Они были обусловлены разногласиями двух великих держав в подходах к послевоенного устройства, в частности стремлением Советского Союза, вопреки Атлантической хартии, установить свою гегемонию в Европе и некоторых азиатских регионах. Советское руководство, вдохновленное победой, стало на путь активного продвижения идеи социализма в страны Центральной и Юго-Восточной Европы, насаждая в них тоталитарные коммунистические режимы. Внешняя и внутренняя политика этих стран была поставлена под контроль Советского Союза. Усиление СССР и превращение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в форпост дальнейшего продвижения социализма были восприняты недавними союзниками такие, что угрожали их коренным интересам. И если Советский Союз ставил своей целью насаждения социализма в мире, то Запад всячески противодействовал этому. США, самая сильная в экономическом плане страна мира, стала объединяющей силой европейских стран в противодействии СССР. США заполнили тот вакуум силы в Западной Европе, образовавшийся в результате разгрома Германии.

Однако прежде чем отношения между вчерашними союзниками достигли критической отметки (начало 50-х годов), им удалось воплотить в жизнь ряд договоренностей и заключить важные соглашения. Так, был успешно разработан устав ООН (1945 г.) и начато ее деятельность, осужден главных военных преступников на Нюрнбергском (1946-1946) и Токио (1946-1948) процессах. Преодолев различные трудности, союзники смогли довести до логического завершения Парижскую мирную конференцию (июль - октябрь 1946 г.), на которой согласовывались условия мирных договоров с европейскими союзниками Германии - Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 г., утверждали возвращение к довоенным границам и фиксировали определенные территориальные изменения в Европе. Италия лишалась всех своих колоний, уничтожала военные укрепления на границах Франции, итало-югославский рубеж менялся в пользу Югославии, острова Додеканес от Италии передавались Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января 1941 г., Финляндия передавала СССР область Петсамо (Печенга). Договоры узаконивали передачу СССР ранее уже присоединенных к УССР Северной Буковины, Южной Бессарабии и украинского Закарпатья. Среди территориальных приобретений СССР были также часть немецкой Восточной Пруссии (Калининградская область России), Южный Сахалин, Курильские острова и тому подобное. Договоры предусматривали выплату репарационных платежей странами-агрессорами.

Мирные договоры с Германией и Японией не были разработаны в то время, и их решение было отложено. Запад и СССР не нашли взаимопонимания по этим вопросам. Особую важность в послевоенных міжсоюзницьких отношениях мало германский вопрос. Летом 1945 г. в Потсдаме Трумэн, Сталин и Черчилль договорились о том, что разделена на 4 оккупационные зоны Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое, а мирный договор с ней будет подписан одновременно всеми победителями. Оккупационная политика сводилась к 4 "где": денацификация, демилитаризация, демонополизация и демократизация. В реализации этой программы выявились глубокие разногласия между СССР и Западом. В советской зоне послевоенные преобразования имели целью прежде всего закрепление советского влияния. Здесь формировались органы новой власти, где преобладали прорадянсь-ки деятели социал-демократической партии и коммунисты. Западные государства поставили цель помочь немцам создать в будущем стабильную экономически здоровую державу, которая будет разделять западные общественные стоимости. Представители США и Англии 2 декабря 1946 г. в Вашингтоне подписали соглашение об экономическом и административном объединении американской и английской зоны оккупации и создания так называемой Бизонии. Вскоре Бизония была объединена с французской зоной оккупации. Союзническая совещание (без СССР) в Лондоне (февраль - июнь 1948 г.), созвана для рассмотрения положения в Германии, привела к тому, что Запад открыто заявил о намерении включить Германию в европейских экономических структур и программы американской помощи Европе (план Маршалла). На совещании был решен вопрос о созыве в Западной Германии Учредительного собрания для подготовки конституции и проведения денежной реформы. Советский Союз осудил эти намерения, что привело к прекращению (март 1948 г.) деятельности Союзного контрольного совета - последней символической основы немецкого единства. В ответ на сепаратную денежную реформу в Западной Германии (июнь 1948 г.) СССР установил блокаду Западного Берлина. После этого раскол Германии стал неизбежным. В апреле 1949 г. США, Англия и Франция приняли Оккупационный устав и решение о создании федеральной западногерманской государства. В 1949 г. раскол Германии на две части получил институциональное оформление - в сентябре было создано Федеративную Республику Германию с правительством во главе с Конрадом Аденауэром, в октябре - Германскую Демократическую Республику. На четыре десятилетия в центре Европы пролег немецко-немецкую границу, который стал едва ли не главным символом раскола мира на два враждебных блока.

На Дальнем Востоке международная ситуация в послевоенные годы оставалась достаточно напряженной. После разгрома японской армии Советский Союз по соглашению между союзными государствами временно оккупировал Маньчжурию (Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова (до 8-й параллели). С юга Корею заняли американские войска. Союзники имели целью принять капитуляцию японской армии. В зонах оккупации начали формироваться прора-советский и проамериканский режимы. В мае 1948 г. на юге страны под наблюдением ООН были проведешь парламентские выборы и провозглашено создание Республики Корея. Однако северный режим не признал результатов выборов и в августе провел свои выборы, в результате которых была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Промосковский лидер Ким Ир Сен и ставленник Вашингтона Ли Сын Ман, провозгласив намерения мирного объединения Страны, поспешно готовились к войне.

Основная борьба на Дальнем Востоке между Москвой и Вашингтоном развернулась за Китай. Несмотря на подписанный в августе 1946 г. Договор о дружбе и союзе между СССР и Республикой Китай, сталинская оккупационная администрация не допустила войска Чан Кайши в Маньчжурию и чинила всевозможные препятствия его чиновникам. В советской зоне оккупации активно формировалась армия коммунистов Китая. Москва их вооружала и оказывала всяческую помощь. Вашингтон в свою очередь поддержал официальное правительство Чан Кайши. На протяжении послевоенных лет между коммунистическими и гомінданівськими вооруженными силами происходили локальные стычки. Весной 1947 г. в Китае разгорелась широкомасштабная гражданская война завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949 г. было провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР). Остатки партии Гоминьдан переправились на остров Тайвань, освобожден американцами от японцев.

Мирный договор с Японией был подписан в сентябре 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско. По его условиям Япония признавала независимость Кореи и отказывалась от претензий на Курильские острова, Южный Сахалин, Тайвань. СССР, Польша и Чехословакия, которые были участниками конференции, отказались поставить свои подписи под этим договором, требуя приглашения для участия в работе конференции делегаций коммунистического Китая, Монголии и других союзников. Кроме того, СССР требовал вывести из Японии американские войска и ликвидировать военные базы США. Лишь в 1956 г. была подписана советско-японская декларация о прекращении войны и восстановлении дипломатических отношений. Вопрос о мирном договоре России как правопреемник СССР с Японией остается на сегодня не решенной.

Итак, уже с первых месяцев после окончания Второй мировой войны вследствие острых противоречий между двумя великими державами, противостояние демократии и тоталитаризма международное положение начало резко обостряться, что привело к "холодной войны",

П осле Второй мировой войны геополитическая карта мира была полностью изменена.
Впервые за 1000 лет континентальная Европа оказалась зависимой от воли двух сверхдержав - СССР и США. Современная Европа об этом забыла, память у нее короткая. И бывшие страны соцлагеря забыли как и кто к ним прирезал достаточно большие территории за которые проливал кровь не их, а советский солдат. Предлагаю вспомнить как это было и кто и что получил от СССР, от щедрот широкой советской души...

Польша любит вспоминать пакт Молотова-Риббентропа, ставший важным из-за секретного дополнения о определении сфер влияний двух держав.

СССР, согласно протоколу, «отходили» Латвия, Эстония, Финляндия, Бессарабия и восток Польши, а Германии - Литва и запад Польши.

То что СССР забрал Западную Белоруссию и Западную Украину, в Польше считают несправедливым, а вот за передачу СССР полякам Силезии и Померании у них претензий нет. Раздел Польши по пакту Молотова-Риббентропа это плохо. Но ничего что до этого сама Польша поучаствовала в подобном разделе?


Польский маршал Эдварда Рыдз-Смиглы (справа) и немецкий генерал-майор Богислав фон Штудниц

5 сентября 1938 года польский посол Лукасевич предлагал Гитлеру военный союз с Польшей в борьбе с СССР. Польша не была только жертвой, она и сама вместе с Венгрией в октябре 1938 года поддержала нацистов в территориальных претензиях к Чехословакии и оккупировала часть чешских и словацких земель в числе которых были местности Тешинская Силезия, Орава и Спиш.

29 сентября 1938 года состоялось Мюнхенское соглашение между премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуардом Даладье, рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером и премьер-министром Италии Бенито Муссолини. Соглашение касалось передачи Чехословакией Германии Судетской области.

Польша даже грозилась объявить войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии. А советское правительство делала заявление правительству Польши о том, что любая попытка Польши оккупировать часть Чехословакии аннулирует договор о ненападении. Они оккупировали. Так чего же поляки хотели от СССР? Получите, распишитесь!

Польше понравилось делить соседние страны. В докладе 2-го отдела (разведывательный отдел) главного штаба Войска Польского в декабре 1938 года говорилось буквально следующее: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке. Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент». Главная задача поляков состоит в том, чтобы заранее хорошо подготовиться к этому. Главная цель Польши — «ослабление и разгром России» .

26 января 1939 года Юзеф Бек сообщил главе МИД Германии, что Польша будет претендовать на Советскую Украину и на выход в Черное море. 4 марта 1939 года польское военное командование подготовило план войны с СССР «Восток» («Всхуд»). Но как-то не сложилось... польская губа свернулась через пол года благодаря Вермахту, который стал претендовать на всю Польшу. Немцам самим был нужен чернозем и выход к Черному морю. Первого сентября 1939 года Германия вторглась на польские территории, положив начало Второй Мировой и великому переделу земель.

А затем была тяжделая и кровопролитная война... и всем народам было ясно, что по ее итогам мир ждут большие перемены.

Самой знаменитой встречей, повлиявшей на дальнейший ход истории и во многой обуславливавшей особенности современной геополитики, стала Ялтинская конференция, прошедшая в феврале 1945 года. Конференция представляла собой встречу глав трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании в Ливадийском дворце.

"Польша - это гиена Европы". (С) Черчилль. Это цитата из его книги "Вторая мировая война". Если дословно: « ... Польша всего полгода назад с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства... »

По итогам второй мировой, коммунистический тиран Сталин добавил в состав Польши немецкую Силезию, Померанию, а также 80% Восточной Пруссии. Польша получила города Бреслау, Гданьск, Зелёна-Гура, Легница, Щецин. СССР отдал также территорию Белостока и спорный с Чехословакией город Клодзско. Сталину пришлось еще и усмирять руководство ГДР, которое не желало отдавать полякам Щецин. Вопрос был окончательно решён только в 1956 г.

Оккупацией сильно возмущается и Прибалтика. Но столица Литвы Вильнюс был подарен республике при СССР. Это польский город и литовское население Вильнюса тогда составляло 1%, а польское - большинство. СССР отдал им и город Клайпеду (прусский Мемель), ранее аннексированный Третьим рейхом. Руководство Литвы в 1991 г. осудило пакт Молотова-Риббентропа, однако Вильнюс Польше, так и Клайпеду ФРГ почему-то никто не вернул.

Румыны воевали против СССР, но умудрились благодаря СССР получить назад провинцию Трансильванию, которую Гитлер забрал в пользу Венгрии.

Болгария благодаря Сталину оставила себе Южную Добруджу (ранее Румыния).

Если жители Кёнигсберга (ставшего советским Калининградом) переселялись в ГДР 6 лет (до 1951 г.), то Польша и Чехословакия с немцами не церемонились - 2-3 месяца и домой. А некоторым немцам дали и вовсе 24 часа на сборы, разрешив взять лишь чемодан вещей, и сотни километров заставили идти пешком.

Украина же вообще страна - конфетка, получающая при каждой русской оккупации все новые и новые земли))

Может она отдаст полякам свою западную часть со Львовом, Ивано-Франковском и Тернополем (эти города были включены агрессорами в состав УССР в 1939 г.), Румынии - Черновицкую область (отошла к УССР 2 августа 1940 г.), а Венгрии или Словакии - Закарпатье, полученное 29 июня 1945 г.?

После войны мир оказался под защитой системы ялтинско-потсдамской системы, а Европа была искусственно поделена на два лагеря, один из которых находился под контролем СССР вплоть до 1990-1991 годов...

На первой картинке карта из американского журнала «Look» от 14 марта 1937г.друг ие картинки и фото с инета.
Источник инфы: Вики, сайты

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

Развитие человечества после Второй мировой войны распадается на два этапа. Первый (1945 - 1991 гᴦ.) характеризовался острым противостоянием двух сверхдержав (США и СССР), начавшимся сразу же после завершения Второй мировой войны.

С лёгкого пера западных журналистов это противостояние получило название ʼʼхолодной войныʼʼ, поскольку характеризовалось бескомпромиссной борьбой во всœех сферах жизни, но всё-таки не привело к прямому крупному военному столкновению сверхдержав. Противостояние СССР и США несло огромную идеологическую нагрузку, поскольку представлялось лидерами противоборствующих держав как конфликт двух мировоззрений.

Следствием борьбы сверхдержав стал раскол мира на две части, возглавляемые ими. Линия раскола порой проходила даже в пределах одной и той же страны. В послевоенные десятилетия на две части оказались расколотыми такие страны, как Германия, Китай, Корея, Вьетнам. В 1949 году вокруг США возник военно-политический блок НАТО, после присоединœения к которому Западной Германии в 1955 году была образована Организация Варшавского Договора, объединившая вокруг СССР страны Восточной Европы, которые в послевоенные годы стали ближайшими союзниками Советского Союза и пошли по пути строительства социалистического общества по советскому образцу.

Ключевым звеном ʼʼхолодной войныʼʼ стала гонка вооружений, исход которой и определил развязку противостояния двух сверхдержав в послевоенном мире. Развернувшись со второй половины 1940-х годов, она продолжалась с переменным успехом до середины 1980-х, когда стало окончательно ясно, что Советский Союз оказался не в состоянии продолжить её. Причины поражения СССР в гонке вооружений следует искать прежде всœего в изначальном неравенстве экономических потенциалов сверхдержав, в силу чего задача победить США на этом поприще было едва ли возможно. Длительное соревнование, увенчавшееся к началу 1970-х годов установлением примерного паритета военных потенциалов сверхдержав, было возможным только в силу исключительных возможностей перекачки ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, которые давала командно-административная система. При этом и её возможности оказались к серединœе 1980-х годов полностью исчерпанными.

Определяющее значение для исхода гонки вооружений имели, как это ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, 1970-е годы, вошедшие в историю международных отношений послевоенного времени как годы разрядки напряжённости, смягчения остроты противостояния сверхдержав. Как это произошло?

1970-е годы со всœей очевидностью продемонстрировали преимущества той модели социально-экономического развития, которая утвердилась во всœех странах Запада в послевоенные десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика в полной мере показала свой потенциал уже в 1950 - 1960-е годы, породив понятие ʼʼэкономического чудаʼʼ - длительного бескризисного развития с устойчивыми высокими темпами экономического роста͵ который был особенно характерен для стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне - Западной Германии, Италии, Японии. В рождении ʼʼэкономического чудаʼʼ важную роль сыграли правительства названных стран. Но оно стало возможным ещё и потому, что после Второй мировой войны державы-победительницы и прежде всœего США отказались от экономического давления, принципов жёсткого протекционизма, взяв курс на глубокую экономическую интеграцию. К такому решению их в немалой степени подталкивали задачи противостояния с Советским Союзом и объединившимися вокруг него странами мировой системы социализма.

В 1948 - 1952 гᴦ. США предоставили экономическую помощь пострадавшим от войны странам Западной Европы в размере 13 млрд. долларов (так называемый план Маршалла, получивший название по имени госсекретаря США), причём получение помощи было поставлено в зависимость от корректировки внешне- и внутриполитического курса в русле, желательном для Соединённых Штатов.

В 1951 ᴦ. было создано Европейское объединœение угля и стали, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вошли предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), снявшее таможенные барьеры на пути развития тяжёлой промышленности. В 1957 ᴦ. эти же страны образовали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), призванное обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Экономическая интеграция позволила создать ёмкий рынок и избежать развала экономических связей, который был одним из негативных факторов развития Западной Европы в 1930-е годы.

Моментом истины в экономическом соревновании двух сверхдержав и двух мировых систем стали 1970-е годы. Их начало было отмечено падением темпов экономического развития стран Запада. В 1974 - 1975 гᴦ. впервые после Второй мировой войны разразился экономический кризис, который повторился в 1980 - 1982 гᴦ. Экономический кризис 1974 - 1975 гᴦ. был во многом связан с энергетическим кризисом. Последний был вызван возникновением организации стран - экспортёров нефти, сумевших преодолеть разногласия и с начала 1970-х годов общими усилиями обеспечивших повышение цен на нефть в 10 раз.

Это подтолкнуло индустриальные страны к ускорению поисков новых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Решить эту задачу было возможно лишь на принципиально новой научной и технологической основе. Во второй половинœе 1970-х гᴦ. в связи с развитием электронно-вычислительной техники, гибких производственных систем, генной инженерии и биотехнологий начался новый этап научно-технического прогресса. Этот рубеж принято связывать с важнейшей вехой в истории человечества - переходом наиболее развитых стран от стадии индустриального общества к стадии информационного общества, для которого характерен переход от экстенсивного типа производства к интенсивному. Переход к информационному обществу стал возможен благодаря механизму рыночной экономики, обеспечившему приток капиталовложений в наиболее перспективные области научных исследований и вновь возникающие отрасли промышленного производства.

Экономика СССР, получившая значительный приток финансовых ресурсов в результате повышения мировых цен на нефть, осталась в 1970-е годы в стороне от качественных технологических инноваций. Когда же в серединœе 1980-х гᴦ. внедрение ресурсосберегающих технологий привело к быстрому падению цен на нефть, а дальнейшее освоение нефтяных месторождений Западной Сибири потребовало значительных затрат, крайне важно сть ускорения научно-технического прогресса в СССР стала настолько очевидной, что породила политику Перестройки.

Попытки проведения экономической реформы в СССР оказались безрезультатными вследствие решительного сопротивления партийно-бюрократического аппарата͵ опасавшегося потерять привилегированное положение в обществе. Попытка же проведения глубокой политической реформы обернулась распадом СССР (декабрь 1991 ᴦ.) и мировой системы социализма.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. отмечено нарастанием процессов глобализации. Глобализация распространяется сегодня на самые различные сферы жизни общества, комплексное, растущее единство современного мира обусловлено крайне важно стью решения глобальных проблем. Она включает в себя прежде всœего формирование всœемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.

Глобализация порождает немало серьёзных проблем. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок оказавшиеся неэффективными отрасли производства. В этих условиях значительно возрастает роль национального государства, главной задачей которого становится обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики, согласия в обществе, основанного на учёте интересов всœех его классов и социальных слоёв.

Мир после Второй мировой войны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мир после Второй мировой войны" 2017, 2018.

Вторая мировая война стала самым разрушительным вооруженным конфликтом в современной истории. Большинство стран-участников войны понесли колоссальный ущерб в человеческих жизнях и экономическом развитии.

Страны, которые участвовали в войне, разделились на два лагеря: антигитлеровскую коалицию и нацистский блок. Антигитлеровская коалиция была создана на основе военного, а также политико-экономического сотрудничество между западными союзниками (Allies), СССР и Китаем.

В коалицию вошли Великобритания (1939), Польша, (1939), Франция (1939), Бельгия (1940), Греция (1940), Нидерланды (1940), Югославия (1941), СССР (1941), США (1941), Китай (1941) и ряд других государств.

Нацистский блок стран, получивший также названия “Ось”, сформировался на основе военно-политического союза “Ось Берлин – Рим", который был заключен в рамках Берлинского соглашения в октябре 1936 г. между фашистскими Германией и Италией; антикоминтерновским пактом в ноябре 1936 г. между Германией и Японией; германо-итальянский договором о союзе и дружбе (“Стальной пакт”) в мае 1939 г.

В блок вошли Германия (1940), Италия (1940), Япония (1940), Румыния (1940), Венгрия (1940), Болгария (1941) и ряд других государств, коллаборационистских режимов и марионеточных правительств на оккупированных территориях.

Антигитлеровская коалиция

СССР

Советский союз понес наиболее тяжелые потери из всех стран в антигитлеровской коалиции. По оценкам 1993 г., уточненным в 2010 г., общее число погибших, включая погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР из-за войны, составило 26,6 млн человек.

Численность населения СССР вернулась к довоенным уровням только спустя 30 лет. Экономика страны была разрушена. Около 25% национального богатства страны было потеряно. Полностью или частично разрушено свыше 1700 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, почти 32 тыс. заводов и фабрик. Показатели промышленности и сельскохозяйственного сектора к концу 1945 г. оказались намного ниже довоенных значений.

В ходе первой послевоенной пятилетки к 1950 г. было восстановлено и вновь построено 6 200 крупных предприятий. По официальным данным, в 1950 г. объем промышленного производства в СССР превысил довоенные показатели на 73%. По ряду оценок, к 1953 г. производство стали в СССР удвоилось по сравнению с уровнем 1940 г.

Достаточно долго не могло восстановиться сельское хозяйство. В 1945 г. объем продукции сельскохозяйственного сектора составлял 50% от уровня 1940 г. Средний показатель урожайности в 1949 -1953 гг составил всего 7,7 центнеров с гектара (в 1913 г. – 8,2 ц/га). Поголовье крупного рогатого скота в 1953 г. было меньше, чем в 1916 г. Вместе с тем, стоит отметить, что Советский Союз – одним из первых в Европе – отменил карточное распределение продовольствия (1947 г.)

Дополнительной проблемой на пути восстановления советской экономики стало разделение мира на два враждебных лагеря. Это привело к заметному снижению внешней торговли с западными странами. В период 1945 – 1950 гг. внешнеторговый оборот СССР с Западом упал на 35%.

США

США не принимали прямого участия в первые годы войны в Европе. Вторая мировая война в целом не коснулась Североамериканского континента, не было масштабных разрушений и массовой гибели мирных жителей. Уже действовали антикризисные программы, запущенные в рамках Нового курса Рузвельта. Однако, по мнению многих экспертов, именно Вторая мировая война помогла США справиться с последствиями Великой депрессии, начавшейся в 1929 г.

Ленд-лиз ("Lend-Lease") – программа помощи США союзникам по Антигитлеровской коалиции – стала одним из важнейших источников обогащения страны в годы мировой войны. Официальное название программы An Act to Further Promote the Defense of the United States. Ленд-лиз обеспечила массовый сбыт американских товаров и продукции на внешнем рынке.

Усилилась роль государства, резко увеличился государственный сектор экономики. Государство являлось основным заказчиком на производство оружия, боеприпасов. За его счет велось широкомасштабное строительство новых предприятий в США. Опережающими темпами начали развиваться цветная металлургия и металлообработка.

В разгар войны США производили 60% мирового промышленного производства. В 1948 г. удельный вес США в промышленном производстве западных стран составил 55%. На долю американской экономики приходилось 50% мировой добычи угля, 64% – нефти, 53% – выплавки стали, 17% – производства зерна, 63 % – кукурузы. После Второй мировой войны США сосредоточили в своих руках около 2/3 мировых запасов золота, доля американского экспорта в структуре внешней торговли западных стран составила около 30%.

Существенную роль в восстановлении европейских стран и обогащении США сыграл так называемый “план Маршалла”. Он был предложен государственным секретарем США Джорджем Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. План предусматривал оказание помощи Европе при условии использования средств для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, а также поставок в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций.

Свое согласие на участие в "плане Маршалла" предоставили 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и ряд других стран. В течение четырех лет на действия "плана Маршалла" США выделили $13 млрд.

Более 2/3 из этой суммы в итоге было потрачено на закупки американских товаров. Благодаря "плану Маршалла" США закрепились на европейском рынке, избавились от излишков продукции внутри страны, а также увеличили объем инвестиций в экономику европейских стран.

Великобритания

Британская империя подошла к новой мировой войне ослабленной. Экономика развивалась неравномерно: с одной стороны, в новых отраслях промышленности отмечался рост, шла активная электрификация промышленности, улучшение ее технической энерговооруженности, повышение механизации, однако при этом старые отрасли британской промышленности испытывали застой. Сократилась добыча угля, выплавка чугуна. Предприятия черной металлургии до войны были загружены лишь наполовину. Вторая мировая война еще больше ослабила Британию.

В общей сложности за годы войны страны потеряла около четверти своего национального богатства. К концу войны Великобритания была измотана. Затраты на войну составили около 25 млрд фунтов стерлингов. Государственный долг Великобритании к 1945 г. вырос втрое по сравнению с довоенными показателями. Страна потеряла большую часть своего торгового и морского флота.

В угольной промышленности производство упало на 21%, в легкой – более чем в два раза по сравнению с довоенными уровнями. Налоги в расчете на душу населения выросли более чем втрое, стоимость жизни – на 72%.

В послевоенные годы в Великобритании ввели карточки на хлеб (1946–1948 гг.), картофель (1947–1948 гг.), и ряд других товаров (сахар, мясо – вплоть до 1953–1954 гг.). При этом в годы самой войны в Великобритании не было карточного режима.

Великобритания фактически оказалась на грани банкротства. Его удалось избежать только благодаря американскому займу (Anglo-American Loan Agreement), который удалось получить в 1946 г. (среди переговорщиков с британской стороны был Джон Мэйнард Кейнс). При этом последний платеж по данному кредиту Великобританией был осуществлен лишь в 2006 г.

Во многих странах, которые ранее входили в сферу влияния Британской империи, утвердился американский капитал. Ускорился распад британской колониальной системы. Прежнее могущество Британской империи продолжило угасать.

Франция

Франция в годы войны понесла серьезные человеческие и экономические потери. К 1945 г. уровень промышленного производства по сравнению с довоенными показателями упал более чем на 60%. Производство сельскохозяйственной продукции сократилось в 2 раза. При этом в течение 4 лет французская экономика была полностью в руках фашистской Германии.

Особенностью ситуации во Франции, в отличие от США и Великобритании, являлось то, что она усугублялась ограблени­ем страны гитлеровской Германией. Последняя взимала с Франции громадную оккупационную дань – это было главной причиной огромных бюджетных дефицитов во Франции в годы войны. Дефициты покрывались за счет новой эмиссии бумажных денег. Почти весь прирост денежной эмиссии за годы немецкой оккупации предназначался для предоставления чрезвычайных ссуд правительству, которые использовались в целях выплаты оккупационной дани. С 1939 по 1944 гг. объем банкнот в обращении увеличился со 151 млрд до 642 млрд франков. Объем чрезвычайных ссуд к 1944 г. составил 426 млрд франков.

После Второй мировой войны неоднократно проводились девальвации франка: две последние девальвации были осуществлены в 1958 и 1969 гг. Страна утратила весь своей торговый и военно-морской флот. Прежняя французская колониальная система фактически распалась.

Страны "Оси"

Германия

В 1939 г. удельный вес военно-промышленного комплекса в общем объеме валовой продукции Германии, по разным оценкам, достиг отметки 80%. Германия занимала первое место в мире по величине станочного парка, обладая около 1,7 млн станками в 1941 г. Ежегодно в стране производилось около 25 тыс. боевых самолетов, 20 тыс. танков, 50 тыс. пушек и минометов. Производство военной техники и оружия стимулировало развитие тяжелой промышленности.

В октябре 1941 г. Адольф Гитлер заявлял: "Мы заранее подготовились и обеспечили себя всем необходимым. Даже в самый разгар битвы на Восточном фронте я могу приостановить дальнейшее производство вооружения в крупных отраслях промышленности, ибо знаю, что сейчас не существует противника, которого мы не могли бы сокрушить с помощью имеющегося запаса вооружения".

Однако уже к концу 1941 г. военная промышленность Германии оказалась не в состоянии восполнить урон в вооружении и боевой технике, который был понесен в войне с СССР. С июня по декабрь 1941 г. потери в танках и штурмовых орудиях фашистской Германии составили свыше 2 850 единиц, при этом произведено было менее 2 500 единиц.

В течение Второй мировой войны фашистская Германии утратила последние признаки рыночной экономики, превратилась в индустриально-милитаризованную экономическую систему. Однако, несмотря на тотальную милитаризацию, немецкая экономика была не в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта. С конца 1943 г. Германия начала испытывать серьезные трудности во всех отраслях промышленности. Стране не хватало сырья, топлива, людских ресурсов, финансовых средств. Со второй половины 1944 г. промышленное и сельскохозяйственное производство начало резко падать.

Военные поражения привели страну к полному экономическому краху. В 1946 г. промышленное производство в Германии опустилось до 1/3 от довоенного уровня. Объем производства стали сократился в 7 раз, объем добычи угля упал более чем в два раза.

Почти 25% от территории Германии было аннексировано странами Антигитлеровской коалиции, Германия была разделена на 4 зоны – сферы влияния СССР, США, Великобритании и Франции.

В ситуации с Германией стоит отметить двойственность подхода победителей. Германия выплатила репарации СССР, Великобритании и Франции, в основном "натурой" в виде труда военнопленных, вывоза ресурсов (угля), промышленного оборудования, железнодорожных вагонов, сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, в первые послевоенные годы союзники решили ограничить промышленный потенциал Германии. К 1950 г. было полностью демонтировано 706 крупных промышленных предприятий. Потенциальный объем производства стали был сокращен на 6,7 млн тонн.

США, СССР и Великобритания также проводили политику "интеллектуальных репараций": из Германии вывозились все самые современные технологии и патенты. По ряду оценок, общая стоимость вывезенных технологий и патентов из Германии со стороны США и Великобритании составила $10 млрд ($121 млрд в ценах 2013 г.).

Однако при этом в рамках "плана Маршалла" и общего стремления восстановить европейскую экономику в США пришли к выводу, что без восстановления Германии как ведущей промышленной базы Европы поставленных целей достичь не удастся. В результате Германия также стала получать послевоенную помощь со стороны США и была включена в "план Маршалла". Германии в общей сложности было предоставлено $3,1 млрд.

Италия

Италия понесла серьезный материальный урон в ходе войны. Многие промышленники предупреждали Муссолини, что страна не готова к затяжной войне. При этом итальянская армия не обладала таким уровнем вооружения, как немецкая.

Уже к 1943 г. итальянская экономика находилась в состоянии, близком к коллапсу. К концу 1945 г. объем промышленного производства в Италии составил всего 25% от довоенных показателей. В стране свирепствовала инфляция. Страна оказалась перед лицом финансового краха. Объем госдолга достиг 1 трлн лир – в 10 раз больше объема годового национального дохода Италии.

При этом итальянская промышленность и сельское хозяйство были поставлены под контроль Германии. Несмотря на острую нехватку рабочей силы внутри Италии, по требованию правительства Гитлера в Германию на принудительные работы были отправлены более 500 тыс. итальянских рабочих.

После окончания войны Италия была вынуждена выплачивать репарации СССР, Югославии, Греции и ряду других стран. Быстрому подъему итальянской экономики в послевоенные годы способствовал внутренний и внешний спрос. Кроме того, свою роль сыграли повышение интенсивности труда и дешевая рабочая сила: в период послевоенного подъема в Италии сохранялись самые низкие зарплаты по сравнению с другими странами Западной Европы.

Италия достигла довоенного уровня в промышленном производстве в 1948 г. , в сельском хозяйстве – в 1950 г. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и другие) использовали средства, полученные в рамках "плана Маршалла" и смогли полностью обновить свое оборудование.

Япония

Среди участников фашистского блока Япония занимала второе место после Германии как наиболее развитое в экономическом плане государство. Война способствовала превращению Японии в индустриально-аграрную державу, увеличению удельного веса ее тяжелой промышленности. Увеличивалась концентрация производства и капитала. В стране шел процесс быстрого роста государственно-монополистического капитализма.

К началу Второй мировой войны Япония превратилась в одну из наиболее крупных колониальных держав мира, захватив огромные районы в Азии и острова в Тихом океане общей площадью около 5,6 млн кв. км с населением свыше 190 млн человек. Перед началом войны на Тихом океане торговый флот Японии занимал третье место в мире (после США и Великобритании).

Однако непродолжительные успехи на начальном этапе вскоре сменились проблемами. Япония, как и другие участники фашистского блока, переоценила свои силы. Со временем Япония стала испытывать нехватку топлива, сырья, продовольствия, военно-морского транспорта.

Не оправдала себя и ставка Японии на крупные линкоры в противостоянии с авианосцами США. Применения ядерного оружия со стороны США поставило Японию на колени. Страна капитулировала.

К 1945 г. около 25% промышленных предприятий Японии были разрушены. Потеряны колонии, военно-морской и торговый флот. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял всего 14% от довоенных значений. Сельскохозяйственное производство упало более чем на 60% от показателей 1934-1936 гг. В стране разогналась инфляция: объем бумажных денег в обращении с 1945 по 1947 гг. вырос в 4 раза.

В стране были проведены значительные реформы – в сельском хозяйстве, налоговой сфере. При этом одним из немаловажных факторов в восстановлении Японии после Второй мировой войны стала война в Корее, которая началась в 1950 г. Япония стала новым плацдармом для американской армии. Резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, перевозки и услуги, продовольствие. Поступления от американских военных заказов в 1950 - 1953 гг. достигли $2,5 млрд.

Объем ВВП ведущих стран 1938 – 1945 гг. в $ млрд (по курсу 1990 г.)

Страны 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945

Антигитлеровская коалиция/Союзники

США 800 869 943 1094 1235 1399 1499 1474
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
Франция 186 199 82 ... ... ... ... 101
Италия ... ... ... ... ... ... 117 92
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Совокупный объем 1629 1721 1757 1798 1862 2064 2325 2342

Страны "Оси"

Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Франция ... ... 82 130 116 110 93 ...
Австрия 24 27 27 29 27 28 29 12
Италия 141 151 147 144 145 137 ... ...
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
Совокупный объем 686 747 835 911 903 895 748 466

ВВП союзников к ВВП "Оси"

2,4 2,3 2,1 2,0 2,1 2,3 3,1 5,0

Данные: Mark Harrison, The Economics of World War II: Six Great Powers in International Comparison, Cambridge University Press,1998. (PDF)

Спустя годы после завершения Второй мировой войны очевидно, что страны "Оси" переоценили свои военные и экономические возможности. Стратегия "молниеносной войны" сработала лишь против слабых государств.

Нацистский блок не смог ничего противопоставить тому гигантскому объему производства военной техники, который был развернут в СССР и США. Кроме того, сказалась также неспособность военных сил "Оси" контролировать оккупированные территории и обеспечить ресурсами экономики своих стран, которые были необходимы для увеличения военного производства.

Однако нехватка ресурсов и производственных мощностей – лишь часть Великой победы, которая была одержана над фашизмом в 1945 г. Самоотверженная борьба против фашизма, в ходе которой погибли миллионы людей – в особенности на Восточном фронте, в сражениях на Курской дуге, Сталинграде и других тяжелых боях, – как отмечают многие историки (и критики СССР, в том числе З. Бзежински), переломила ход Второй мировой войны.

Итоги Второй мировой войны

После Второй мировой войны началось восстановление развитых европейских стран путем их "американизации": активного продвижения и импорта американских товаров, широкомасштабного кредитования (государственного и частного), перестройки индустриальных структур (в особенности, в Германии и Японии) под непосредственным контролем США, "американизации" мировой валютной системы.

Возник новый, биполярный мировой порядок. После Второй мировой войны европейские страны перестали быть самостоятельными игроками в противостоянии ведущих держав – СССР и США. Европа утратила свое влияние в мире, которым она обладала раньше, прежняя колониальная система развалилась. При этом США получили возможность навязывать условия своим западным партнерам. Были созданы условия для экономической гегемонии США на десятки лет вперед.