Кто был первым главой древней руси. Деятельность первых русских князей

Кто был первым главой древней руси. Деятельность первых русских князей
Кто был первым главой древней руси. Деятельность первых русских князей

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912). Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

155. О «запустении» Киевской Руси Банальные версии имеют ту привлекательность, что они позволяют принять без критики решение, над которым трудно и не хочется думать. Так, бесспорно, что Киевская Русь XII в. была страной очень богатой, с великолепным ремеслом, и блестящей

автора

Запустение Киевской Руси Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Распад Киевской Руси Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Сумерки Золотой Киевской Руси, или Первые проблески рассвета Вторая половина XIII века стала для многих русских земель временем окончательного упадка, феодальных войн и раздробленности. Западная Русь пострадала от нашествия монголо-татар менее других русских земель. В 1245

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Право Киевской Руси Первым кодифицированным сборником юридических норм на Руси стала «Русская правда», состоявшая из двух частей: «Правды Ярослава» из 17 статей (1015–1016) и «Правды Ярославичей» (до 1072). К настоящему времени известно более ста экземпляров Краткой,

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги В поисках Олеговой Руси автора Анисимов Константин Александрович

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

От Киевской Руси к Малой Страшный удар по всей древнерусской цивилизации нанесло монгольское нашествие 1237–1241 гг., в результате которого произошла тотальная перекройка политической карты Восточной Европы.Непосредственные политические последствия этого события очень

Князь Олег (879-912 гг.), по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян , живших по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.

Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, городом тех кривичей , которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян , оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир , опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

21 сентября 862 года жители Новгородского княжества призвали править братьев варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Именно эту дату принято считать началом государства Русь . От Рюрика берет начало династия русских правителей, прозванных Рюриковичами. Эта династия правила государством больше семи с половиной веков. Мы вспомнили самых значимых представителей этой фамилии.

1. Рюрик Варяжский. Хотя новгородский князь Рюрик Варяжский и не стал единовластным правителем объединенного государства, он навсегда вошел в историю, как основатель династии первых русских самодержавцев. В годы его правления к Руси стали присоединяться финские земли, а также территории некоторых разрозненных славянских племен. Отсюда следовало и культурное объединение восточных славян, что способствовало образованию новой политической формации - государства. По мнению исследователя С. Соловьева , именно с Рюрика началась важная деятельность русских князей - постороение городов, сосредоточение народонаселения. Первые шаги Рюрика в образовании древнерусского государства закончил уже князь Олег Вещий.

2. Владимир Святославич Красное Солнышко. Вклад этого Великого князя в развитие Киевской Руси трудно переоценить. Именно он вошел в историю как креститель Руси. Проповедники многих религий хотели склонить князя к своей вере, но он отправил своих послов в разные земли, а по их возвращении выслушал каждого и отдал предпочтение христианству. Владимиру понравились обряды этой веры. Завоевав христианский город, Херсон Владимир взял в жены императорскую царевну Анну и принял святое крещение. Идолы языческих богов по приказу князя изрубили и сожгли. Новую веру простые люди приняли, крестившись в водах Днепра . Так, 1 августа 988 года русский народ вслед за правителем принял христианство. Только жители Новгорода воспротивились новой вере. Тогда новгородцев крестили при помощи дружины. Однако в то же время на Руси создавались и первые специальные богословские училища, где непросвященные боярские отраки изучали божественные книги, переведенные с греческого языка Кириллом и Мефодием.


3. Ярослав Владимирович Мудрый. Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление. Его считают создателем первого свода законов и гражданских уставов "Русская правда". До этого в древней Руси не было законов, прописанных в едином сборнике. Это один из самых важных шагов в построении государственности. До наших дней сохраниись древние списки этих законов, которые дают представление о жизни наших предков. По словам летописца, Ярослав был "хромоног, но ум у него был добрый и на рати он был храбр". Эти слова доказывает и тот факт, что при Ярославе Мудром русские войска покончили с набегами кочевого племени печенегов. Также был заключен мир с Византийской империей.


Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление

4. Владимир Всеволодович Мономах. Его княжение было периодом последнего усиления Древнерусского государства. Мономах хорошо знал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам было неповадно нападать на Русь. За свою жизнь он совершил 83 военных похода, заключил 19 мирных договоров с половцами, взял в плен больше сотни половецких князей и всех отпустил, казнил более 200 князей. Военные успехи Великого князя Владимира Мономаха и его детей прославили его имя во всем мире. Греческая империя трепетала от имени Мономаха. Император Алексий Комнин после завоевания сыном Владимира Мстиславом Фракии даже прислал в Киев великие дары - символы власти: сердоликовую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира Константина Мономаха. Дары привез митрополит Эфесский. Он же провозгласил Мономаха российским правителем. С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы были непременными атрибутами в день венчания русских правителей и передавались от государя к государю.


5. Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо. Это десятый сын Великого князя Юрия Долгорукого, который образовал город Москву , и младший брат князя Андрея Боголюбского. При нём Великое северное княжество Владимирское достигло наивысшего могущества и окончательно стало преобладать над южным Киевским княжеством. Причины успеха политики Всеволода - опора на новые города: Владимир, Переславль -Залесский, Дмитров , Городец , Кострому , Тверь , где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство. При нем перестала существовть Киевская, и окончательно оформилась Владимиро-Суздальская Русь. Всеволод имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище "Большое Гнездо". Неизвестный автор «Слова о полку Игореве » отмечал: его войско «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».


6. Александр Ярославич Невский. Согласно "канонической" версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Во время его правления Русь подвергалась ударам с двух сторон: католического Запада и татар с Востока . Невский показал недюженный талант полководца и дипломата, заключив союз с наиболее сильным врагом - татарами. Отразив нападение немцев, он защитил православие от католической экспансии. За веру Великого князя, за любовь к отечеству, за сохранение целостности Руси православная церковь причислила Александра к лику святых.


7. Иван Данилович Калита. Этот Великий князь прославился тем, что при нем началось возвышение Московской Руси. Москва при Иване Калите стала настоящей столицей русского государства. По наставлению Метрополита Петра, Иван Калита в 1326 году заложил в Москве первый каменный храм Успения Богоматери. С тех пор русская митрополия переехала из Владимира в Москву, что возвысило этот город над другими во Владимирском княжестве. Иван Калита стал первым князем, который получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Тем самым он все больше укреплял роль столицы государства за Москвой. Позже за серебро он выкупал у Орды ярлыки на княжение в других русских городах, присоединяя их к Московскому княжеству.


8. Дмитрий Иванович Донской. Донским Великого Московского князя Дмитрия Ивановича прозвали после первой серьезной победы над татарами в Куликовской битве в 1380 году. После ряда значительных военных побед над Золотой Ордой она не решалась на битву с русскими в открытом поле. К этому времени Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель. В городе был построен белокаменный Московский Кремль.


9. Иван III Васильевич. В ходе правления этого Великого князя и Державного государя произошло немало определяющих судьбу русского государства событий. Во-первых, произошло объединение значительной части разрозненных русских земель вокруг Москвы. Этот город окончательно становится центром общерусского государства. Во-вторых, было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. После стояния на реке Угре Русь окончательно сбросила с себя татаро-монгольское иго. В-третьих, при правлении Ивана III территория Руси увеличилась в пять раз и стала составлять порядка двух миллионов квадратных километров. Также был принят Судебник - свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Государем была учреждена первая на Руси почта, в городах появились городские управы, было запрещено пьянство, существенно усилилось вооружение войск.


10. Иван IV Васильевич. Именно этого правителя прозвали Грозным . Он возглавлял российское государство дольше всех правителей: 50 лет и 105 дней. Вклад этого царя в историю Руси трудно переоценить. При нем прекратились боярские усобицы, а территория государства приросла практически на 100 процентов - с 2,8 миллионов квадратных километров до 5,4 миллионов. Русское государство стало размером больше всей остальной Европы . Он нанёс поражение работорговым ханствам Казанскому и Астраханскому, присоединил эти территории к Руси. Также при нем были присоединены Западная Cибирь , Область войска Донского , Башкирия , земли Ногайской Орды. Иван Грозный вступил в дипломатические и военные отношения с Донским и Терско-Гребенским казачествами. Иоанн IV Васильевич создал регулярное стрелецкое войско, первую русскую военную флотилию на Балтике . Особенно хочется отметить создание судебника 1550 года. Сборник законов периода сословной монархии в России - первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Он содержал в себе 100 статей. При Иване Грозном в России появилась первая типография (Печатный двор). При нем же была введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, создана почтовая служба и первая в Европе пожарная команда.


«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

"Повесть временных лет" - книга, дошедшая до наших времен с 12 века. Ее страницы повествуют не только о событиях давнего времени, но и помогают узнать о жизни великих князей, чья деятельность повлияла на зарождение Древнерусского государства. Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Ольга - каждому из них Нестор уделил внимание в "Повести". Благодаря ему и многочисленным исследованиям ученых, можно понять, какие они были - князья древней Руси.

Первый князь на Руси

Началось все с Рюрика, которого славянские племена призвали княжить в Новгород. Причиной такого решения Нестор называет междоусобицу, которая охватила земли. Вместе с Рюриком пришли и два его брата, одному из которых достался Белозер, а третьему - Изборск. Кроме того, именно пришедшие варяги дали название Русской земле, ведь род Рюрика назывался Русь.

Самый таинственный князь

После его смерти бразды правления на себя принял Олег. Безусловно, Нестор не мог обойти вниманием этого легендарного правителя Руси. О нем известно мало фактов, поэтому историки опираются на легенду, описанную в "Повести временных лет". Точно неизвестно, был ли Олег родственником Рюрику или просто опекал его сына, Игоря. Но он многое сделал для Руси и остался в истории как Вещий - считалось, что он предугадывал будущее. Так это или нет, уже не узнаешь, но политиком он был предусмотрительным.

Конечно, князья древней Руси были разные по характеру. Олег отличался предприимчивостью и воинственностью. Во время его правления территория Руси значительно расширилась. В 882 году он объединил:

  • север и юг Руси,
  • Киев и Новгород.

И Олег, решив, что из Киева управлять значительно удобнее, нарек его столицей. Древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы - все эти племена князь подчинил Руси.

Как и первый князь на Руси, прожил Олег недолго. На тот момент мужчины редко переходили 35-летний рубеж. Поэтому управленцы сменялись часто. За время своей деятельности Вещий Олег не только расширил территорию Руси, но и занимался укреплением внешнеполитических связей. В частности, был совершен поход на Константинополь, где князь заключил мирные и очень выгодные договоры.

Сын Рюрика

Сменил знаменитого князя подросший Игорь - сын Рюрика. Произошло это уже после смерти великого Олега, который, по преданию, погиб от змеи. Древляне попытались отделиться, но Игорь сумел их остановить и обложил еще большей данью. Ему приходилось обороняться от печенегов - орд кочевников, появившихся в конце 9 века. Князь не только достойно справился с задачей, но и подписал с ними мирный договор.

Погибель Игорю принесли древляне, к которым он ходил за данью. Историки отмечают, что при сборе дани князь отличался жестокостью и, собрав налог, он решил вернуться и сделать это повторно. Древляне этого ему не простили и жестоко расквитались с князем: пригнули стволы двух деревьев, привязали правителя Руси и отпустили их. Это привело к погибели Игоря.

Княгиня Ольга

Преемником Игоря должен был стать Святослав. Но на тот момент наследник был слишком мал и править Русью стала Ольга - вдова Игоря. В одних источниках сообщается, что замуж она вышла в 10 лет, в других - что встретилась с будущим мужем на переправе возле Пскова. По легенде, описанной в Степенной книге (16 век), она была перевозчиком на лодке, одетая в мужскую одежду. Игорь заинтересовался девушкой, но она отвергла ухаживания князя, заявив, что лучше броситься в воду, чем потерпеть поругание. И, когда настало время искать невесту, правитель послал за ней. Было ли это, сейчас сложно узнать. Но Ольга сумела сделать немало.

После того, как древляне расправились с Игорем, они предложили Ольге выйти за их князя - Мала. Но княгиня не только отвергла их предложение, но и жестоко отомстила за смерть любимого. Хотя она правила лишь до совершеннолетия сына, но фактически продолжала принимать решения и после, пока Святослав находился в военных походах.

Первым делом, вступив на трон, Ольга отправилась в путешествие по своим землям. Она создавала погосты - опорные пункты и оставляла там управителей. Вместо того, чтобы заниматься завоеваниями, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Благодаря умелой дипломатии она повышала престиж Руси, и государство стало известно в разных странах Европы.

Кроме того, Ольга стала первым правителем, принявшим христианство. Ее крестил Константин - византийский император, а при крещении она получила имя Елена. Но на крещение Руси это решение не повлияло, и даже ее сын оставался язычником.

Великий полководец

Следующий князь славян - Святослав. Военные походы и завоевания - таким осталось в истории его правление. В походах он спал и ел, как простой воин, тем самым завоевав расположение дружины. Он разбил хазаров, одержал победу над яасми и косогами, захватил города болгар. Погиб князь от рук печенегов, которые подстерегли его по возвращению в Киев.

Первые русские князья - выдающиеся личности. Ведут они свой род с середины 9 века. Их отличает справедливость к своему народу и одновременно - жесткость к соседям. Но в это время завоевания и набеги было неотъемлемой частью формирования государств. Поэтому князья расширяли границы Руси, стараясь обезопасить своих подданных от врагов.