Конспект занятия на тему: «Крым путь на родину» в подготовительной группе. Контрольное занятие в средней группе "путешествия по крыму"

Конспект занятия на тему: «Крым путь на родину» в подготовительной группе. Контрольное занятие в средней группе "путешествия по крыму"

МБДОУ №30 «Березка»

Контрольное занятие

в средней группе

Путешествия по Крыму

Воспитатель средней группы №3

МБДОУ №30 Афанасьева О.М.


Симферополь 2014

Путешествие по Крыму

Под музыку В.Шаинского «Улыбка» входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы живем в замечательном живописном месте. Как оно называется?

Дети: Крым.

Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож Крым?

Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.

Воспитатель: А какие города Крыма вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Мы всегда рады принять гостей. Как они к нам попадают?

Дети: Прилетают на самолетах, приплывают на кораблях, приезжают на поездах и машинах.

Воспитатель: Зачем они едут в Крым?

Дети: Загорать, купаться в море, есть фрукты, пить минеральную воду, мазаться лечебной грязью, лазать по горам, любоваться природой.

Под музыку входит мальчик, с маской «солнце».

Воспитатель: Вот выглянуло солнышко, обогрело нас. Какого оно цвета?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Что еще бывает желтого цвета?

Дети: Песок, банан, лимон, нос у скворца, осенний лист и т.д.

Дети садятся и выкладывают цифры, от одной до десяти.

Воспитатель (загадывает загадку).

Что за желтые комочки семенят за мамой-квочкой

Вы узнали их, ребята, да ведь это же......

Под музыку «Цып-цып, мои цыплята», входят дети в костюмах цыплят.

Воспитатель: Посмотрите, кто находится в середине, кто справа, кто слева?

Как называются мама и папа цыпленка?

Ответы детей

Ребенок-цыпленок показывает лапку, дети считают, сколько пальцев у него впереди, сзади, сколько у него ножек, сколько всего цыплят, поднимают соответствующую цифру.

Воспитатель: Ребята, в нашем Крыму кроме желтого песка есть еще луга и леса. Какого они цвета, что еще зеленого цвета? Что еще зеленого цвета?

Дети: Лес, листья, трава, крокодил, огурец и т.д.

У нас в Крыму замечательные сады с фруктами и огороды с овощами, давайте отправимся туда.

Перед нами две тропинки из цветов: одна узкая и длинная, по ней должны пройти мальчики, другая – широкая и короткая, её выбирают девочки.

Дети выбирают соответствующую дорожку и идут по ней, произнося речевку, сопровождая её ритмическими упражнениями.

Дети: За малинкой в лес пойдем

Сладких ягод соберем

Солнышко высоко

А в лесу тропинка

Сладкая ты моя

Ягодка малинка

В конце дорожки дети поднимаю малинку, на обратной стороне которой изображены овощи или фрукты.

Вот какой урожай мы собрали в нашем огороде.

Пора сделать заготовки.

Из овощей мы сварим борщ, а из фруктов варенье.

Дети произносят названия овощей и фруктов и складывают овощи в кастрюлю, а фрукты в банку.

Воспитатель: Давайте с вами пойдем сейчас в лес. Как надо себя вести в лесу?

Ответы детей

Звучит запись щебета птиц. Дети идут по воображаемому лесу.

Воспитатель: Постарайтесь узнать, чьи птичьи голоса вы сейчас слышите?

Воспитатель: предлагает детям присесть и слепить птиц.

Двое детей выбирают изображение птиц, отдельно складывают перелетных и неперелетных, называя их.

Воспитатель: А вот и полянка. Вы устали, давайте присядем. Дети садятся, надевают «волшебные очки», под пение птиц произносят свои заветные желания.

Воспитатель: хорошо в лесу, но нам пора идти дальше, к голубой воде. Какие водоемы у нас есть?

Дети: Реки, озера, Чёрное и Азовское море.

Воспитатель: Стелит голубую ткань.

Д/и «Скажи вежливое слово – переступи через речку».

Д/и «Поймай рыбку в речке».

Воспитатель: Наконец мы дошли до моря.

Воспитатель: Надевает капитанскую фуражку под музыку проходит морская физминутка.

Воспитатель: Вот какой наш Крым прекрасный и замечательный. Мы с вами будем обязательно путешествовать по нему и дальше. А пока нам пора возвращаться в наш детский сад.

Путешествие окончено.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "КРЫМ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ"

Цель:
формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
воспитывать патриотические и эстетические чувства.
Оформление и оборудование:
карта Крыма;
иллюстрации: картины Айвазовского; Никитского ботанического сада;
пейзажи Крыма;
фотографии городов Крыма;
костюмы: украинский, татарский, русский;
детские рисунки родного края;
магнитофон, кассеты.

Ход мероприятия

1-я ведущая.
– Мы живём в удивительно красивом уголке нашей страны под названием Крым. Рассмотрим карту. С чем можно сравнить Крым на карте? (ответы детей)
– Поэт Гаспринский увидел в нём летящую птицу.
Его называют «Зелёный остров»,
Прекрасный остров,
Чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
2-я ведущая.
– Мы приглашаем вас, ребята, отправится в путешествие по Крыму. Мы будем плыть на теплоходе, ехать на автобусе. По дороге узнаем много нового и интересного о Крыме.
1-я ведущая.
– Итак, отправляемся на теплоходе к ближайшему нашему соседу – в город Феодосию.
Море Чёрное шумит,
Край наш морем знаменит.
Славен солнцем южным
И народом дружным.
2-я ведущая.
– Какие народы населяют Крым?
– Какие моря омывают Крым?
Ученик.
Феодосия – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
1-я ведущая.
– Послушайте стихотворения о море, которые прочитают ученики 3-А класса.
Кто твердит упрямо в споре
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором.
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое,
Море дышит, как живое.

На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдаёт.
И вбирая солнца жар,
Сберегает звёздный дар.
Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбой
2-я ведущая.
– А сейчас послушайте песню «Море хохочет» стихи В.Викторова, музыка З.Коломиец в исполнении учащихся 3-А класса.
1-я ведущая.
– Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в город Судак. Вдали виднеются горы. Как они называются? (Крымские горы) может вы знаете, какие деревья растут в Крымских лесах? Какие животные водятся?
2-я ведущая.
– Я предлагаю вам полюбоваться чудесными пейзажами. (дети рассматривают иллюстрации). В долинах у гор выращиваю виноград. Под судаком очень благоприятные условия для виноградников.
1-я ведущая.
– Отдохнём и послушаем русскую народную песню «Тень-тень потетень»
В исполнении 1-А класса.
– Погостили в Судаке, отправляемся дальше. Наш путь лежит в Ялту. По дороге будем читать стихи о Крыме, отгадывать загадки. Послушайте выступление учащихся 2-А класса.
Ученики 2-А класса.
Моя земля! Мой Крым родной!
Из века в век всегда, ты, славен!
Своей историей живой,
Ты, Украине милой равен.
Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты Крым,
А мне, ты, Родина.
Мой дом, судьба моя и боль.
Цвети мой край! И хорошей!
Как жизнь, мой Крым, ты людям нужен.
Чудесный уголок земли,
Мой полуостров тёплый, южный.
1-я ведущая.
В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.

В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)
Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)
Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)
2-я ведущая.
– Мы приближаемся к красавице-Ялте. Что вы знаете о Ялте?
Ученик.
– Ялта – чудо Крыма. Расположена Ялта на берегу моря, на высоких холмах. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт. На востоке мы видим Медведь-гору.
Ученица.
Смотри и впрямь гора-медведь.
Застывшая лавина.
Не может встать, ходить, сидеть,
Урчать и есть малину.
Лежит себе из века в век
У моря косолапый.
От всех ветров закрыт Артек
Своей огромной лапой.
1-я ведущая.
– Ребята, в Ялте много замечательных мест, одно из них – Никитский ботанический сад. Он был создан в 1812 году Христофором Стевеном. В нём представлены растения всех континентов планеты – около семи тысяч видов, разновидностей и сортов. В Никитском ботаническом саду находится роща пробкового дуба, деревья в нём имеют возраст 175 лет. А вот тисс ягодный. Его возраст 500 лет. В Никитском саду собраны коллекции канн, хризантем и роз. Долго можно гулять по парку, любуясь его красотой, но нам пора в путь.

2-я ведущая.
– Мы прощаемся с Ялтой. Направляемся в Севастополь.

Ученица.
– Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот Украины.
1-я ведущая.
–А сейчас игра «Перетягивание каната». Приглашаются мальчики.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в Евпаторию. Одна девочка написала стихи о своём городе.
Ученица.
На крымской земле
Возле самого моря
Стоит на песочке моя Евпатория.
И пусть этот город совсем небольшой,
Его я люблю всей душой.
– Евпатория – известная детская здравница. А почему её так называют? Кто из вас отдыхал в санаториях Евпатории?
1-я ведущая.
– В Евпатории с давних пор живёт много разных народов. В одно время она была центром караимов. Послушайте караимские народные загадки:
Дверь с разбегу распахнул, а сам дальше махнул. (ветер)
Как не хитри – голова снаружи, а тело внутри. (гвоздь)
Сложена слоями, полна муравьями.(книга)
2-я ведущая
– А теперь садимся в автобус и продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма. Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
1. Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (бахча)
2. Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (сарай)
– Это город Бахчисарай.
Ученица. (в татарском костюме)
– Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. Он был резиденцией ханов Гиреев. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.
Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.
Къырым меним анамдыр
Къырым меним бабамдыр
Къырым деген бу ульке
Манъа догьмуш Ватандыр.
Мен анамны пек севен,
Бабмны да пек севен, ватанымны бильсенъиз,
Жданымдан да пек севен.
Моя матушка – мой Крым.
И мои батюшка – мой Крым.
И на сердце Крым похож
Очертанием своим.
Я люблю своих родных
Я души не чаю в них.
Я люблю тебя, мой Крым –
Счастье прадедов моих.
Звучит татарская мелодия, девочки танцуют.
1-я ведущая.
– Украинская поэтесса Леся Украинка, побывав в Бахчисарае, написала такие стихи:
Как зачарованный стоит Бахчисарай,
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в столицу Крыма. Как называется этот город? Какое название он носил в древности? (Неаполис).
– Покажите этот город на карте.
Ученица 4-А класса показывает город на карте и читает стихи:
Южный город в долине Салгира,
С нами ты, Симферополь, всегда.
Сердце Крыма, прекрасного мира
Называют тебя неспроста.
1-я ведущая.
– В столице работает правительство Крыма, Верховный совет Крыма. Рассмотрите герб и флаг Автономной Республики Крым и послушайте стихотворения в исполнении учащихся 3-А класса.
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране.
Три цвета развиваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки
Как мамины глаза.
Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарёю загорается
На флаге полоса
Флаг Крыма поднимается
К небесной синеве,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
2-я ведущая.
– Симферополе проживают люди многих других национальностей. Послушайте стихотворение на армянском языке в исполнении ученика 3-А класс Армана Карапетяна.
1-я ведущая.
– О том, люди каких национальностей проживают в Крыму, расскажут ученики 4-А класса.
Выходят дети в национальных костюмах.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане.
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Выходите в круг скорее.
Хайтарма, гопак и фрейлакс,
Сырба, барыня, сиртаки,
Словно лютики и маки,
Так поляна разгорелась.
Не в саду, не в огороде
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой товарищ,
Станем вместе в хороводе.

Все ученики 1-4 классов встают и поют хороводную песню «Шире круг».
2-я ведущая.
– Отправляемся на симферопольский вокзал и продолжим путешествие по железной дороге в город, который является воротами Крыма. Это узловая станция, через неё проходят все поезда, идущие в Крым и из Крыма. Как называется этот город? Город находится на севере Крыма. (Джанкой)
1-я ведущая.
– В Джанкое послушаем украинские народные частушки в исполнении учениц 3-4 классов.
Українські частушки
1. Я сиділа на дубу шила кофту голубу,
Пришивала стрічки банти, щоб любили музиканти.
2. Черевички мої – носи вистрочені.
Не хотіла танцювати – самі вискочили.
3. Танцювала, танцювала, побачила гусака.
– Перестаньте грати вальси, починайте гопака!
4. Ой, хто ж то пішов – гарна походка!
Одна нога косолапа, а друга коротка.
5. На столі стоїть гармошка – золотії букви.
Прийшов милий мене сватать, а я граю в кукли!
2-я ведущая.
– Мы продолжаем наше путешествие. Оно подходит к концу. Мы направляемся на восток Крыма в родной город Керчь. Как назывался наш город в древности? (ответы детей)
1-я ведущая.
– В дороге послушайте песню в исполнении Пекарниковой Дарьи.
Стихи музыка
2-я ведущая.
– Вот мы и дома. Все мы, ребята живём в Крыму. Как же можно нас назвать? (крымчане). Послушайте песню о нашем Крыме в исполнении учеников 4-А класса на стихи Гаспринского.
Его называют зелёный остров,
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой, стремительной чайкой
Летящей над пенной волною сравним.
Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток,
Реки, озёра, степные просторы,
Весенний яйлы златотканый платок.
Крым – Родина наша, помните это,
Души не жалейте ради неё!
Пусть над зелёным островом нашим
Мирное, доброе солнце встаёт!
1-я ведущая.
– Благодарим участников и гостей. Наше путешествие закончилось.

Литературное путешествие по Крыму

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии… Для одних - это благословенное райское место, для других - мрачные воспоминания о войне, для третьих - весёлый полуостров, полный приятных воспоминаний об отдыхе… В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы.
И чтобы убедиться в этом совершим путешествие по литературной карте Крыма.

Симферополь. Столицу Крыма непременно посещают все, кто прибывает на полуостров. Писатели с поэтами не исключение. Но заметный след оставили несколько.
Недолго жил в Симферополе А. С. Пушкин. Здесь на «брегах веселого Салгира» была его последняя остановка в длительном путешествии по Крыму в 1820 г. и теперь великому поэту установлен памятник в центре города.

Оживлены дубравы и луга,

И мирные ласкают берега,

Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин о Крыме

В Симферополе c 1802 по 1807 год трудился государственный чиновник П. И. Сумароков. Каковы его заслуги на этой ниве мы не знаем, но здесь он написал весьма любопытную книгу: «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих крымских уголков. Оцените красоту слога: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».
А на доме, где тоже недолго проживал путешествующий по Крыму в 1825 г. А. С. Грибоедов установлена мемориальная доска. Правда, в одном из писем он назвал Симферополь «дрянной городишко», что объясняется мрачным настроением, овладевшим писателем в том момент. Зато потом он назвал Крыму «изумительной сокровищницей, естественным музеем, хранящим тайны тысячелетий», чем и реабилитировал себя в глазах крымчан.
С 1865 по 1870 год в Симферополе работал на ниве народного просвещения чиновник Е. Л. Марков. И написал знаменитые «Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории», в которых он с огромной любовью изобразил природу полуострова, его жителей, историю, памятники. Чуть ироничное, образное, сочное описание давно ушедшей красоты этих мест завораживает читателя. «Очерки мои воскресят в памяти некоторых сколько-нибудь живо и верно картины крымской жизни и природы; соблазнят его узнать живой Крым, насладиться его оригинальностью, его красотою», - так писал Марков.

«Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму».

Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие.

Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время...»

“Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его...”
Е. Л. Марков, “Очерки Крыма” (1902 г.)

В Симферополе родился И. Л. Сельвинский (1899-1968) - выдающийся русский поэт и прозаик XX в. В доме он родился и жил в 1899-1906 гг. ныне открыт его дом-музей И. Сельвинского и это первый литературный музей в Симферополе. У него очень много написано о Крыме, а строчки: «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым» стали хрестоматийными.
Или во это:
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
И. Сельвинский о Крыме
В Таврической духовной семинарии с 1918 по 1920 г. (ул. Героев Аджимушкая, 7) преподавал выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, впоследствии эмигрировавший. Вот как он писал о Крыме:
«Здесь залегло несколько пластов античной культуры, перед нами вскрытых, здесь родилась духовно наша Родина…»
С. Н. Булгаков о роли Крыма в истории

Евпатория. В этом городе бывали многие литературные знаменитости - А. Мицкевич, Л. Украинка, М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. А. Н. Толстой оставил описание Евпатории в романе «Хождение по мукам». Поэт И. Сельвинский провел здесь юность и учился в местной гимназии, которая ныне носит его имя. Писатель Б. Балтер, автор повести «До свидания, мальчики!» тоже учился в этой гимназии. Потом был снят одноименный фильм по этой книге. В доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, открыто стильное литературное кафе с крахмальными скатертями, сияющими столовыми приборами и намеком на некоторую богемность.
Вот только пока памятников литераторы не удостоились, только мемориальные доски открыты в их честь. Лишь памятник Ашик Омеру (1621-1707), выдающемуся крымскому поэту средневековья стоит в Евпатории. Путешествуя по миру, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В преклонном возрасте вернулся в родной Гезлев, где и обрел вечный покой.
А в стенах дома по улице Караимской скоро оживут тени тех, кто гостил здесь жарким летом 1825 г. Дом превратится в Музей Адама Мицкевича - первого выдающегося поэта, посетившего Евпаторию.
Был в Евпатории и В. С. Высоцкий, когда снимался в фильме «Плохой хороший человек». Стихи, а потом песня «Черные бушлаты», посвященная трагическому Евпаторийскому десанту конца 1941 г., была задумана им в Евпатории.
В. В. Маяковский написал о Евпатории просто:

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
В ЕВПАТОРИИ.
Сильны литературные традиции ив нынешней Евпатории. Вот строки евпаторийца Сергея Овчаренко, замечательного поэта:

Ещё витает над землей Тавриды
Свободный дух исчезнувших племен
И шелестом приспущенных знамен
Нам посылает сквозь века флюиды.

И возникает тоненькая нить,
И крепнет так, что жившие когда-то
Хазары, греки, скифы и сарматы
В сознанье нашем продолжают жить.

Саки. В Курортном парке этого городка стоит памятник Лесе Украинке, которая была тут на лечении. Оказалось, правда, что при её болезни (туберкулез костей) сакские грязи, увы, не помогают. Есть и памятник и Н. В. Гоголю, который в июне-июле 1835 г. лечился тут и, по его собственным словам, «пачкался здесь в минеральных грязях».

Бахчисарай. Этот городок своей широкой известностью обязан Ханскому дворцу, а точнее, Знаменитому Фонтану слез, который там установлен. А прославил его А. С. Пушкин, побывавший здесь и написавший поэму «Бахчисарайский фонтан». А также А. Мицкевич и Л. Украинка, посвятившие фонтану прекрасные поэтические строки. Памятник Пушкину стоит недалеко от дворца.
Находится в Бахчисарае и музей И. Гаспринского (1851-1914). Здесь можно познакомиться с жизнью и деятельностью этого замечательного человека - крымскотатарского писателя, просветителя, мыслителя. Ему в городе установлен памятник, в Бахчисарае он и похоронен. В своих статьях и научных работах («Русское мусульманство», «Русско-восточное соглашение») размышлял о судьбах мусульманства, национальных отношениях. А в книгах - «Солнце взошло», и «Страна блаженства») поднимал вопросы высокой нравственности, чести, достоинства человека.
Бахчисарайская природа и бахчисарайские древности всегда производили огромное впечатление на путешественников. А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятил немало поэтических строк Крыму и так писал о пещерных городах Крыма:

И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Давно безлюдные жилища,
Обломки, камни, пыль и прах...
А. К. Толстой

Вот, например, ваш покорный слуга о водопаде Серебряные струи и его окрестностях.
«Он сокрыт от зноя и ярких лучей солнца густой вековой зеленью огромных буков. Здесь вода, музыкально журча, стекает вниз тоненькими изящными струйками на темном фоне небольшого, поросшего мхом, грота. Водопад очень напоминает оригинальный струнный инструмент, особенно в яркий солнечный день. Не случайно его часто называют водопадом Серебряные струны. Водопад очаровывает той тонкой, неброской, одухотворенной красотой, которая столь характерна для небольших крымских водопадов.
Стоит пройти и чуть выше водопада, вдоль лесной речки Сары-Узень. Посмотреть на маленькие порожки, каскады небольших водопадиков, тихие заводи... Какое причудливое сочетание камня, воды, опавших листьев, мха и рухнувших деревьев! Вся увиденная картина, словно сошедшая с японских средневековых гравюр, рождает чувство едва уловимой, но светлой и чистой гармонии...»

Севастополь. Этот славный город связан с именами многих писателей. Но мы отметим лишь тех, кто, для кого Севастополь стал очень важным в их творчестве.
«Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», - написал К. Паустовский, которые не раз бывал в Севастополе. Город с любовью описан во множестве его произведений.
А. С. Грин много раз был в Севастополе, а в начале ХХ века даже два года просидел в здешней тюрьме за революционную деятельность, как член партии эсеров. Именно здесь, в Севастополе, рождаются замыслы его романтических произведений с морскими ветрами, высокими матчами, алыми парусами, придуманной страной Гринландией и вымышленными городами Зурбаганом Лиссом, Гель Гью…
К. М. Станюкович (1843-1903), известный русский писатель - маринист, был сыном адмирала, командира Севастопольского порта. Когда шла Крымская война, было ему всего 11 лет. Но за участие в севастопольской обороне он был награждён двумя медалями. А когда стал писателем, то написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки», «Грозный адмирал». Севастопольцы всегда помнят своего писателя, его именем названа библиотека в городе.
В Севастополе родился А. Аверченко и жил тут до 16 лет. И отсюда он в 1920 г. навсегда покинул Родину.
С 7 до 13 лет жила летом в Севастополе Аня Горенко, будущая великая поэтесса А. А. Ахматова, внучка полковника А. А.Горенко, участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., у которого здесь был дом. И потом она часто здесь бывала, вспоминая свое детство в Севастополе:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.
А. Ахматова

Но навсегда прославил Севастополь Л. Н. Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, где ему установлен памятный знак. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Храбрый офицер и начинающий писатель за «севастопольскую эпопею» был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. Здесь началась его всемирная литературная слава.

Балаклава. В этом маленьком городке побывали столько знаменитостей, что хватит на крупный мегаполис. А. Мицкевич, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, К. Бальмонт, Л. Украинка, А. Ахматова, А. Грин, М. Горький, М. Зощенко, К. Паустовский... Вс. Вишневский написал здесь знаменитую «Оптимистическую трагедию». Список этот можно продолжить и он будет довольно внушительный.
Но подлинным певцом Балаклавы стал А. И. Куприн. Писатель прожил в Балаклаве с 1904 по 1905 гг. Очень любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей - греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях - «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.
Балаклава - единственный город в Крыму ни на кого не похожий, свой отделённый мир. Через Балаклаву нельзя проехать, как через Ялту, Алупку, Алушту, и ехать дальше. В неё можно только приехать. Впереди лишь море, а кругом каменные, непроездные громады, - дальше некуда ехать, здесь - конец мира”.
С. Я. Елпатьевский “Крымские очерки” 1913 г.

Ялта, Южный берег Крыма. Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу.
В Ялте есть музей «Культура Ялты ХIХ - начала ХХ века». Выбор этого периода истории не случаен. Именно в этот время Ялта была одной из культурных столиц Российской империи - здесь подолгу жили многие писатели, поэты, художники, композиторы и театральные деятели - цвет российской культуры того времени.
Но самый известный ялтинский литературный музей, это, конечно, Дом-музей А. П. Чехова. В доме все осталось так, как было при жизни великого писателя, который прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь он написал более десятка произведений, в их числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой»...
Ялтинская гостиница «Таврида» (бывшая «Россия»), построенная в 1875 г., привлекательна не только своей архитектурой. На пространстве России немного найдется гостиниц, в которых проживало бы так много известных деятелей литературы и искусства. В 1876 г. в гостинице два месяца жил Н. А. Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться. В 1894 г. один из номеров в «России» занимал А. П. Чехов. Несколько раз в гостинице останавливались И. А. Бунин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков и множество других знаменитостей. Некоторые из этих широко известных имен упоминаются на мемориальной доске, установленной на фасаде здания.
А вот, где останавливался И. Бродский, когда он был в Ялте в 1969 г., никто не знает. Но не в этой гостинице, его доходы в то время. явно этого не позволяли. Зато мы знаем и помним его строчки:

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте"

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину.
А ещё на Набережной установлен памятник «Даме с собачкой» - героине (и герою) известного чеховского рассказа, действие которого разворачивается в Ялте.
В Ялте разворачиваются события не только рассказа «Дама с собачкой». В Ялту из Москвы забрасывает Стёпу Лиходеева Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Киса Воробьянинов и Остап Бендер оказываются в Ялте в поисках стула с бриллиантами в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901-1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию - ловил бабочек...
Ещё западнее есть поселок, который раньше носил смешное название Мухалатка. Здесь, ближе к горам была дача писателя Ю. Семенова, а ныне его дом-музей. В этом доме были написаны такие знаменитые романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия», «Горение», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии» и др. Юлиан Семёнов умер в 1993 г. в Мухалатке. Прах писателя развеян над Чёрным морем.
Выше Мухалатки через горы пролегает тропа Шайтан-Мердвень (Чертова лестница, тюрк.), ведущая на одноименный перевал. Тропа начинается от старой дороги Ялта - Севастополь. Шайтан-Мердвенем прошла целая плеяда литературных знаменитостей, оставив память об этом в своих дневниках, письмах, литературных и научных трудах: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и многие другие. Вот как молодой Пушкин описал путешествие через перевал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
А вот менее известные строки Леси Украинки о перевале Шайтан-Мердвень (в переводе с украинского):

Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чертовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают.

В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание - небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем.

Несколько строк о Ялте и Южном береге.

Стукну по карману - не звенит.
Стукну по другому - не слыхать. Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать.
Н. Рубцов о Ялте

Я езжу
по Южному
берегу Крыма, -
не Крым,
а копия
древнего рая!
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою, восторгаясь
и озирая!
В. Маяковский

Несется вниз струя живая,
Как тонкий флёр, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной...
И. А. Бунин о водопаде Учан-Су

Гурзуф. В конце 19-го - начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” - так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий.
В Гурзуфе побывало в разное время множество знаменитостей. В память об этом в Гурзуфском парке установлены бюсты А. Мицкевича, Л. Украинки, Ф. Шаляпина, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского. А еще тут бывали Бунин и Куприн, художник К. Коровин. В Гурзуфе у Чехова была небольшая дача на берегу моря, там сейчас филиал ялтинского дома-музея Чехова.
Но навсегда прославил Гурзуф великий русский поэт А. С. Пушкин. Летом 1820 г., в доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, остановился молодой Александр Пушкин, прибывший в Гурзуф вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили в Пушкине самые живые и яркие впечатления, к которым поэт не раз возвращался позднее в стихах и письмах к друзьям. Он пробыл здесь всего три недели, но считал это время «счастливейшими минутами жизни».
В этом доме ныне открыт музей А. С. Пушкина. Его экспозиции позволяют совершить увлекательное путешествие по тем крымским уголкам, где побывал молодой Пушкин. Восторг от южной природы и замечательных друзей вылился во множество произведений: поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов о Тавриде. И главное пушкинское произведение - «Евгений Онегин» тоже задумано здесь.
Возле музея растет кипарис, который помнит Пушкина и упоминается в его письмах. Ежегодно, в день рождения поэта - 6 июня и в день смерти - 10 февраля, Музей Пушкина проводит в Гурзуфе праздники поэзии, а во всех городах Крыма, где он побывал (Керчь, Феодосия, Гурзуф, мыс Фиолент, Бахчисарай, Симферополь), к его памятникам возлагаются цветы. И мы помним его бессмертные строки о Крыме:

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин

Алушта. В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
Музей находится в доме, где с 1906 по 1958 год жил и работал известный писатель, академик С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958), ныне изрядно подзабытый. Здесь, на горе Орлиной, были написаны самые значительные произведения автора - эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести, а также известный роман «Севастопольская страда». Писатель похоронен рядом с домом.
Есть в Алуште и музей писателя И. С. Шмелева, русского зарубежного писателя. И. С. Шмелев (1873-1950) - прожил в Алуште четыре трагических года - с 1918 по 1922 год. В 1922 г., после расстрела сына, эмигрировал во Францию, где создал немало художественных произведений, среди которых «Солнце мертвых» - одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне в России. Довольно мрачная книга.
Есть в Алуште курортная местность - Профессорский уголок. Здесь у подножия горы Кастель в середине XIX в. одной из первых поселилась М. А. Данненберг-Славич, незаурядная женщина, автор первого «Путеводителя по Крыму» (1874 г.). До революции 1917 г. здесь имели здесь дачи видные ученые того времени, отсюда и название. Многие из них были неплохими литераторами, например, профессор Н. А. Головкинский, видный ученый-гидрогеолог, который стал автором одного из первых путеводителей по Южному берегу Крыма и ряда стихотворений.

«Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом».

«Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение».
Профессор Н. А. Головкинский об Алуште и Профессорском уголке

Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от этого:

Час спустя вся кавалькада -
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине...

Был в Алуште и А. Мицкевич. И написал:
Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О, мачта крымских гор! О минарет Аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни.
(Перевод И. А. Бунина)

Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы - М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других.
Был здесь и поэт Осип Мандельштам, впоследствии написавший:
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом…

А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб - более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела».

Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе.
Благодаря усилиям Волошина, обаянию его личности глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Коктебель и поныне как магнитом притягивает творческих людей.
Волошин с 1917 г. жил здесь постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. - А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем - С. Эфроном.
В доме Волошина, кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, здесь в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов. Дом поэта с его особой интеллектуальной и духовной атмосферой сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов.
Несколько строчек из Волошина.

«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...».

«Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне… - вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы - вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского».
М. Волошин о Крыме

Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага.
Вот К. Паустовский: «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».
А вот снова Волошин:
Как рухнувший готический собор,
Торчащий непокорными зубцами,
Как сказочный базальтовый костер,
Широко вздувший каменное пламя,
Из сизой мглы над морем вдалеке
Встает стена... Но сказ о Кара-Даге
Не выцветить ни кистью на бумаге,
Не высловить на скудном языке...

Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) - удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца»

Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда».
Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль. Посетители музея словно совершают увлекательное путешествие по воображаемой стране, рожденной фантазией Грина. А. Цветаева так писала о музее Грина: «Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...» И, конечно, есть тут модель корабля с алыми парусами.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых - дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре - довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913-1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии, в этом доме, - может быть, самых счастливых месяцев в трагической биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.

Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа - А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места.
В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский и теперь здесь открыт Музей Паустовского, который так писал об этих краях: «Восточный Крым... это... особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...».
Старый Крым - место паломничества для многих почитателей творчества Александра Грина. В Старом Крыму он провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, - на городском кладбище. А в доме, где он нашел последний приют, сейчас открыт мемориальный Дом-музей А. С. Грина. Здесь собрано всё, что относится к старокрымскому периоду жизни замечательного писателя-романтика.

Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?

Ю. Друнина о Старом Крыме

Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес».
В Керчи родился Святитель Лука, В. Ф. Войно-Ясенецкий, бывший архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор, лауреату Государственной премии СССР и…бывший политзаключенный (11 лет лагерей).
Поразительные его строки:
«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым».

На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги:
«Настоящее знакомство с Крымом, сознательное и вдумчивое, интимное, если хотите, происходит не торопясь, в тишине, наедине с природой. Только там, в полной мере можно оценить одухотворенную красоту Крымских гор. Искупаться в горной реке с ледяной водой. Провести день в маленькой бухте посреди каменного хаоса на безлюдном морском побережье. Почувствовать прелесть миниатюрного водопадика, случайно обнаруженного в лесу. Ощутить обаяние маленького симпатичного каньона, затерянного среди лесной чащи. Вдохнуть горьковатый запах трав на яйле. Разглядеть какие-то детали построек покинутого «пещерного» города. Побывать в храме, который вырублен в обломке скалы на заре христианства. Потрогать рукой древний менгир, которому несколько тысяч лет, почувствовать его целительную вибрацию. Осознать связь времен в заброшенном античном городище… Словом, увидеть все то, что вы никогда не увидите из окна автобуса или автомобиля. Почувствовать, увидеть и понять это, можно лишь путешествуя пешком».
И ещё.
“…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль… и надежду ещё раз увидеть эту “полуденную землю”.
Константина Паустовский

Спасибо за внимание.

________________________________________ _______________________________________
И так было во все времена. Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Вот наблюдения С. Елпатьевского из книги «Крымские очерки» 1913 г.: «Не немцы, армяне и русские вносят свою культуру в Отузы, а они сами… принимают отузскую манеру жизни. Бросают чай, переходят к кофе, отказываются от щей и гречневой каши и приемлют катыки и «помадоры», каурму, и масаку, и чебуреки, и все бесконечные манеры… использования барашка. …И если пьют, то переходят от водки к вину…».
Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные народы, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания? У многих уже есть такое понимание. Вот, например, строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Мы собраны под парусом твоим,
Вскормленные степною кобылицей,
Мы пили воду из одной криницы,
Вернемся к чистым помыслам былым...

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Блуждающий ранимый пилигрим,
Ведет тебя негаснущее слово
Гаспринского, Мицкевича, Толстого
Навстречу вечным истинам простым...

Тема: Горный Крым

Цель:

Расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме;

Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;

Сформировать представления о Крымских горах и пещерах;

Закрепить знания легенд Крыма;

Закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере;

Развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;

Создать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;

Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма, иллюстрации пещер Крыма.

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.

Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина?

(Ответы детей)

Ребенок: У нас одна є Батьківщина,

Вона зветься Україна.

Про Україну – рідний край

Ти завжди знай і пам ятай.

Воспитатель: Украина – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая

Родина, наш родной край? (Крым, Автономная Республика Крым)

А как называется наш родной город? (Алушта)

Ребенок: Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши

родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане)

Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята.

Ребенок: Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Ребенок: Крим – це синє Чорне море,

Крим – це скелі, ліс і гори,

Крим – солодкий виноград

Пишний і квітучий сад!

Ребенок: Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?

Дети: У рідному краю гарно як в раю.

Рідний край – земний рай.

Нет в мире краше родины нашей.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма.

Почему Крым называется полуостровом?

Какими морями омывается Крым? Покажите на карте.

Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море?

Как назывался Крымский полуостров раньше? (Таврида, Таврика)

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове? (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т.д.)

Звучит аудиозапись «Шум леса »

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем. Возьмитесь за руки, встаньте в круг, закройте на минутку глаза и послушайте звуки леса.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, в Крымском лесу.

Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.)

Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов.

Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей)

А теперь давайте немного узнаем о каждой горе.

Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.

Демерджи (показ фото). Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему?

Какую легенду вы знаете? (Ответы детей)

Гора Костель (показ фото) находиться на южной окраине Алушты, за Рабочим уголком. На ее вершине в древности была крепость, поэтому и гора называется «Костель», что означает крепость, но сейчас от нее уже ничего не осталось.

Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником.

Что такое заповедник?

Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т.п.

Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем.

Ребенок: Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой

А рядом ходит детвора-

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь

Хоть и зовут ее Медведь!

Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? (У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек»)

На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником.

А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Карадаг (показ фото) или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – это государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией.

Какую легенду о Карадаге вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна.

Звучит аудиозапись «Шум леса»

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор.

(дети выполняют движения, в конце сели на стульчики)

Воспитатель: Вода очень сильная, она размывает все – пески, глину, камни, известняк, расширяет и углубляет трещины. Вода много веков делала эту работу и в Крымских горах образовались пещеры.

Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которое имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, свою температуру воздуха, влажность воздуха, свою систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение.

Какие пещеры в Крыму вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Мраморная пещера входит в пятерку красивейших пещер мира. Она встречает посетителей огромными залами с причудливыми формами образований, редчайшими видами кристаллов.

Красная пещера (Кизил-коба) одна из самых больших в Крыму. Это целая система галерей, колодцев, подводных озер.

Тысячеголовая пещера. Почему так называется? Какую легенду о ней вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, в лесу. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере?

Не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера;

Не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода;

Не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам;

Не бегать, не кричать;

Не разжигать костер;

Ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета;

Не трогать, не мешать спать летучим мышам;

Не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины;

Ходить строго по огороженным тропам;

Воспитатель: Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты являются очень ранимыми, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещере, чтобы сохранить эти памятники природы.

Ребята, вам домашнее задание. Рассказать дома родителям, бабушкам, дедушкам правила поведения в пещерах и почему и нужно соблюдать.

И наше занятие я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».


Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Предварительная работа:

Материал:

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Дети: Крым!

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "Мой Крым"

Цель:

Уточнить представления о жизни родного края;

Закрепить знания о подводных жителях Черного моря;

Воспитывать активную жизненную позицию - защитников родной природы.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России и Крыма;

чтение энциклопедии «Черное море моё»;

слушание: «Шумы живой природы» (RELAX);

конструирование «Рыбки» (оригами);

рассматривание иллюстраций «Кто живет в Чёрном море»;

роспись морских камешков, составление коллекций, ракушек и камешков.

Материал:

Макет Крыма, карта России, набор картинок обитателей Черного моря, его побережья, экологические рисунки - плакаты.

Ход занятия:

Перед детьми карта России.

Воспитатель: Что это за карта?

Давайте отыщем, где же мы с вами живем.

Это Крымский полуостров. (показ на карте)

А как по-другому называют наш край?

Дети: Крым!

Воспитатель: Наш край очень богат: живет много добрых людей, очень богатая природа, есть множество курортов, санаториев, пансионатов для всех жителей России. Очень много людей отдыхают на берегах морей в Крыму. А какие моря омывают берега нашего полуострова?

Дети: Черное море, Азовское море.

Воспитатель: Мирно живут, меж собою не споря.

Разной солености и глубины,

Оба курортникам очень нужны!

Хочешь, любое из них выбирай,

Гостеприимен крымский наш край!

Воспитатель: Дети, давайте отправимся на Черное море! (шум моря)

(Дети подходят к макету Крыма)

Дети: Это макет Крыма. А вот Черное море!

Воспитатель: Давайте с вами поиграем! Перед вами картинки с обитатели моря, нужно выбрать тех, кто живет в нашем море (назвать и рассказать, что интересного знаете о них).

Самостоятельная деятельность детей (картинок больше чем присутствует детей, есть животные, которые не обитают в водах Черного моря).

Дети рассказывают о выбранных ими животных и рыбах (воспитатель и дети помогают и исправляют все высказывания).

Воспитатель: Есть ли в море растения? Что такое планктон? Что такое фитофлора? (ответы детей)

Воспитатель:Есть такая наука - экология, она изучает природу и дает советы как бережно нужно с ней обращаться. По предложениям экологов принимают законы по охране природы. Тех, кто их нарушает, строго наказывают. Мы тоже часть природы, а значит, если нанести ей вред, мы наносим вред себе.

Чтобы мы не забывали, эти нужные правила, давайте закончим наши рисунки - памятки. Дети заканчивают свои рисунки (2-3 минуты). Дают пояснения к своим рисункам.

Крымская природа

Родные нам места.

Живет здесь сто народов,

А может, больше ста.

Крымчанин я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать все, что можем

Для Родины должны!

Одно из самых дорогих для человека слов - Родина. Любому из нас дорог наш край, место, где мы родились и выросли. И куда бы, мы не поехали, всегда можем с гордостью сказать: «Я -крымчанин!». «Я умею беречь свой край, свою родную природу»

Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали наш разговор и всегда берегли каждую веточку, каждую травинку, каждую букашку. Ведь мы с вами часть окружающей нас природы.