Что такое аристократическое правление. Что такое Аристократия? Значение и толкование слова aristokratija, определение термина

Что такое аристократическое правление. Что такое Аристократия? Значение и толкование слова aristokratija, определение термина
Что такое аристократическое правление. Что такое Аристократия? Значение и толкование слова aristokratija, определение термина

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аристократия

аристократия в словаре кроссвордиста

аристократия

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

аристократия

ж. греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина;

само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать;

дворянство вообще или дворянство титулованное (князья, графы) и знатнейшие столбовые роды. Аристократия богатства, А. денежная, именитое купечество; А. ума, учености, цвет ученых, умных людей, образованности и пр. Аристократическое правление; - убеждения, понятия; аристократичный взгляд. Аристократ м. аристократка ж. вельможа, знатный боярин, не столько по сану, как по роду;

приверженец, защитник аристократического правления. Ему хочется попасть в аристократы, он лезет в знать. Во всяком сословии и звании могут быть своего рода аристократы, считающие себя, от природы и без заслуг, выше других.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аристократия

(аристократия устар.), аристократии, мн. нет, ж. (греч. aristokratia - господство лучших).

    Государственное устройство, при к-ром власть принадлежит богатым и знатным (истор. полит.).

    собир. Высший слой дворянства, родовитая знать.

    Совокупность высших лиц какой-н. общественной группы, занимающих высшее, исключительное положение в своей среде. Купеческая аристократия. Служебная аристократия. Рабочая аристократия (в капиталистических государствах - высокооплачиваемые категории рабочих, оторвавшиеся от масс и находящиеся под влиянием буржуазной идеологии). Аристократия ума, таланта (книжн.) - наиболее умные, талантливые люди.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аристократия

    Высший родовитый слой дворянства.

    перен. Привилегированная часть класса или какой-н. общественной группы. Финансовая а, (верхушка финансовых кругов).

    прил. аристократический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аристократия

    Форма государственного правления, при которой власть принадлежит немногочисленной привилегированной группе знатных, родовитых людей.

    1. Привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей, находящихся у власти.

      Привилегированная часть какой-л. общественной группы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аристократия

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos - лучший и... кратия)

    форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

    В рабовладельческом и феодальном государстве - наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

Аристократия

(от греч. aristokratíа, буквально ≈ власть лучших, знатнейших),

    форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия ≈ как власть одного, республика ≈ как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия ≈ как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия ≈ как власть народа... Все эти различия возникли в эпоху рабства. Несмотря на эти различия, государство времен рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно ≈ была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 74). В истории политических идей появление понятия А. для обозначения одной из государственных форм правления связано с Платоном и Аристотелем; в дальнейшем аристократическую форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Кант и др. Обоснование А. приверженцами такой формы правления сводится, как правило, к идее о политической неполноценности большинства людей, которыми призвана править аристократическая элита .

    Аристократическими республиками были в древности ≈ Спарта, Рим (6≈1 вв. до н. э.), Карфаген; в средневековой Европе ≈ Венеция, Псковская и Новгородская феодальная республики и др.

    Состав и порядок образования высших органов государственной власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Например, в Спарте государственная власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным собранием герусии (Совета старейшин) и эфоров. В Риме члены сената назначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знати формировались «выборные» магистраты (консулы , преторы, цензоры, эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В Новгороде и Пскове городским патрициатом формировался Совет господ.

    В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме, патрициата в средневековых республиках). При формировании органов государственной власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности.

    Знать, привилегированная, часть какого-либо класса (патриции в Риме, эвпатриды в Афинах, дворянство и т.д.) или общественная группа (например, финансовая А.), пользующаяся особыми правами и преимуществами. Политическое влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, определяются конкретными историческими условиями и особенностями той или иной страны. Например, в юнкерской Пруссии в 19 в. к А. относились только лица из очень древних дворянских семей, состоявших в родстве с королевскими, герцогскими и т.п. родами. Во Франции, Великобритании, где многие представители крупных феодалов погибли во время междоусобных войн, буржуазных революций или были истреблены в результате политики абсолютизма, А. состояла из менее родовитой знати.

    В. С. Нерсесянц.

Википедия

Аристократия (значения)

Аристократия :

  • Аристократия - форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей общества.
  • Аристократия - привилегированный слой общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей.

Аристократия

Аристокра́тия - форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.

В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.

Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей, или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financière, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь своё владычество во всех европейских государствах.

Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям, и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная аристократия, так что оба они - понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип.

Сам термин «аристократия» введён в употребление античными философами- идеалистами (Платон, Аристотель).

Примеры употребления слова аристократия в литературе.

В период, когда буржуазия и аристократия пытались в борьбе за власть присваивать себе победные трофеи народных освободительных движений, это сатирическое обобщение было как нельзя более своевременно и остро.

Своеобразие исторического развития Англии заключалось в том, что аристократия длительное время сохраняла вес и значение в управлении государством.

Что касается формулы жирондистов, предлагающей респектабельную республику для средних классов теперь, когда всякая аристократия основательно разгромлена, то мало оснований ожидать, чтобы дело остановилось на этом.

Бледный служитель исчез в толпе -- видимо знал, что если уж аристократия сердится, то гнев ее бывает сокрушительным.

Дурная молва гнала княгиню прочь из Африки, но аристократия Европы тоже отвергала ее как мошенницу, способную залезть в чужой карман.

Да, аристократия платила ему щедро, но она же и требовала от мастера шедевральных шедростей в живописи.

Токвиль предвосхитил Ницше в том, что слишком хорошо понимала как много теряется, когда в обществе аристократия сменяется демократией.

Франкофильство русской аристократии -- это, наверное, крайний случай, но практически во всех странах существуют отчетливые диалектные различия языка, которым говорит аристократия, и языка, которым говорит крестьянство.

Прибыв в Англию, молодые обнаружили, что британская аристократия начала проявлять изрядную терпимость к заокеанским гостям.

Это подтверждает его, Изарда, мнение, что французская аристократия теперь, как и прежде, со злобным скептицизмом старается держаться подальше от американцев.

Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок, финансы были в полном расстройстве, а двор и аристократия , не считаясь ни с чем, швыряли деньги на развлечения и удовольствия.

Уже к началу 30-х годов в ходе ожесточенной социальной борьбы сложились новые взаимоотношения общественных классов - буржуазии, аристократии , пролетариата.

Однако английские трудящиеся массы видели, что подобные призывы не менее демагогичны, чем обращения аристократии , пытавшейся заручиться их поддержкой в борьбе с буржуазией.

Определяя социальный смысл политических выступлений идеологов аристократии после 1832 г.

В данном случае Дизраэли, несомненно, отразил действительный исторический процесс постоянного взаимного тяготения английской буржуазии и английской аристократии , не раз приходивших к классовому компромиссу, когда их привилегии оказывались под угрозой народного возмущения.

Знающие люди замечают, что аристократия не только постепенно выходит из моды, но и полностью исчезает. Причина этого – глобальная смена человеческих и отсутствие у большинства представления, кто такой настоящий аристократ и каковы его принципы.

Что значит аристократ?

Тему аристократии первыми рассматривали два известных греческих философа – Аристотель и Платон. Они считали, что аристократ – это одаренный и грамотный человек, способный нести ответственность за свои поступки и за действия других людей. Философы предполагали, что именно такие аристократы должны быть правителями. Однако со временем в эту трактовку были внесены изменения, и главным определяющим фактором стало происхождение – настоящий аристократ должен был родиться в нужной семье – успешной, богатой, знаменитой.

Но даже с тех давних времен признаки аристократа включали:

  • отличные лидерские качества;
  • желание обособиться от массы людей, держать дистанцию;
  • адекватно высокая самооценка;
  • стремление постоянно совершенствоваться в духовном, интеллектуальном и физическом планах.

Настоящие аристократы никогда не были праздными. Они делали безукоризненную на культурном, военном, политическом или другом поприще. Принципы настоящего аристократа заставляли такого человека беспокоиться о других людях – помогать им, обеспечивать безопасность, обучать.

Как воспитать аристократа?

Большая часть людей, которых сегодня причисляют к аристократии, на самом деле являются буржуа – богатыми, себялюбивыми, праздными, и не всегда хорошо воспитанными. В отличие от нуворишей, настоящий аристократ не гнушается грязной работы. В пример можно привести отрывок из книги «Как воспитывали русского дворянина». История повествует о потомке древнего княжеского рода, который, прибыв в лагерь геологической экспедиции, в первую очередь навел порядок в загаженной уборной, сказав: «Убирать не стыдно, стыдно – жить в грязи».

Чтобы воспитать в себе аристократа, не обязательно обладать большим состоянием. Необходимо постоянно контролировать свое поведение, не терять чувство собственного достоинства, быть сдержанным, но обязательно корректным, даже с людьми явно стоящими ниже по социальной лестнице.

И самое важное – подлинный аристократизм необходимо передать следующему поколению. Детей нужно воспитывать в атмосфере внимания, но не гиперопеки. Они должны ощущать свою ценность – только так у них будет высокая самооценка. С раннего возраста дети должны иметь представление о том, что такое достоинство, ответственность, честь – только в таком случае они вырастут настоящими аристократами.

Аристократия - это одна из форм управления государством, в которой знать держит в своих руках власть. Она отличается от монархической формы и тирании. Также совершенно другой концепцией владеет демократия.

Понятие о привилегированном сословии

Об этом типе власти впервые заговорили античные философы-идеалисты Платон и Аристотель. Представители аристократии присутствовали в некоторых древнегреческих городах и государствах. Они были в Древнем Риме и Спарте.

Также характерна эта форма правления для республик Средневековья, что были в Европе. Противоположной является демократия. Аристократия, в отличие от нее, не присваивает державную власть всем людям или их большинству. Наоборот, присутствует общность избранных по принципу крови. Аристократия - это идея управления государством высшим сословием людей, им присваивались самые лучшие таланты и гениальные умы.

Главным фактором в выборе властителей становилось то, насколько знатно происхождение претендентов, а порой ценилась доблесть их как воинов. Иногда опирались на уровень развития в умственном плане.

Религия и нравственность тоже брались за мерило. Еще один вид, который может олицетворять аристократия, - олигархия. В данном случае главенствующие позиции отдаются тем, кто имеет больше всех имущественных ценностей. Как правило, одного фактора недостаточно. Считалось, что править достоин только человек, действительно стоящий на несколько ступенек выше среднестатистической прослойки общества.

Пути зачисления в ряды аристократов

Кроме того, что аристократия - это государственная форма, данным термином обозначают еще и высший класс общества. В него можно попасть, если вы родились в соответствующей семье и унаследовали крупное состояние. Родовую высшую прослойку общества как раз и характеризует имущество, намного превышающее средние показатели рядового гражданина.

Высшая аристократия отождествляется с особыми условиями или достижениями, благодаря которым человек попадает в ряды главенствующих представителей своей общности. В Древнем Риме возвышенность над основной массой могла быть родовой, либо поземельной. Эти люди достигали высоких позиций, когда речь шла о феодальном строе в европейском обществе, что сменило античную цивилизацию. При борьбе с этим строем выросла и укрепилась монархия, представляющая правление одного лица.

Денежная аристократия - это как раз тот институт власти, который начал свое существование в результате Великой французской революции. С тех пор все европейские государства контролировались самыми богатыми гражданами.

Удел лучших

Аристократический принцип состоит в том, что только лучшие люди могут иметь господство. Из этого вытекло несколько немаловажных факторов. Даже нереспубликанские государства, являвшиеся монархиями, включали в модель своего правления элементы аристократии. Это могло быть не прямое обладание властью в стране, а всего лишь отдельные проявления.

Этому способствовали повсеместно государственные и юридические полномочия представительных монархий. В данном случае аристократия - это верхние правящие палаты, а также нижние, получающие распоряжения сверху. Характерно наличие организаций с представителями на разных уровнях. Единый принцип объединял эти ступени лестницы власти.

Аристократия проявляется везде

Даже при демократии есть некоторые элементы неравенства. Применяется представление о расширенной аристократии. Поскольку в разных типах общества власть строится неодинаково, понимание о формах господства весьма относительно. Мы можем лишь ознакомиться с различными степенями метаморфоз какой-либо формы управления.

Все образующиеся в государстве общественные, социальные, политические и церковные союзы несут в себе принцип выборности аристократии. То же самое можно отнести к международному уровню.

В России

Русская аристократия представляла собой дворян, чье положение было значительно выше, чем у простого сословия. На их плечи ложилась одна из первых ролей в государстве. Они имели массу привилегий, но должны были отвечать со своей стороны за это службой.

Дворянин был человеком, ставящим себя выше окружающих, находившимся на пару ступеней впереди, но в то же время ответственным, который чувствовал свою важную роль. Он служил обществу родной державы, участвовал в военных действиях, был всецело самоотверженным по отношению к государству. Дворяне давали присягу и следовали ей. Кроме армейской службы, на них лежала еще и ответственность за крестьян, проживающих на их землях, а также собственное имение.

Высокий моральный кодекс

Самой главной ценностью была верная служба, её поощряла дворянская честь. Это было заложено в их психологии на уровне этики и нравственности. Дворянин должен был слушать и выполнять приказы выше стоящих лиц, не быть падким на ласку, не напрашиваться на службу, но и не уклоняться от своих обязанностей. Самое главное - это честь и отвага.

Как мы видим, общество дворянской России создавало для своего гражданина портрет, окрашенный самыми прекрасными тонами нравственности. Ведь если не с элиты, то с кого же еще брать пример прочим людям?

Как становились истинными дворянами

Дворян воспитывали не с помощью определенной педагогической системы или методики, не навязывали правила. Это можно назвать образом жизни или стилем поведения, сознательным выбором.

Но в некоторой мере дворяне проявляли лучшие черты характера по инерции, перенимая привычки своих семей и подражая родственникам. Традиции не обсуждались и не менялись, а просто соблюдались как данность. От теоретических предписаний наверняка не было бы такого эффекта, как от принципов, которые проявляли в быту, поступая тем или иным образом, общаясь в живую. Нормы поведения практически впитывались с материнским молоком.

Образец для остальных классов общества

Русский дворянин имел спектр наиболее характерных для него черт характера. Он должен быть независимым и храбрым, проявлять благородство и честь. Считалось, что природа наделяла русских аристократов этими качествами, хотя они могут быть усилены или придушены окружающей средой.

Дворянская среда развивалась и совершенствовалась. Превалировали качества гражданина России, которые хотелось видеть в окружении. У дворян была вера, что будущее сгладит неравное положение между слоями в русском обществе, что культура этих людей, начиная с литературных произведений, живописи и изысканного обхождения, спустится и к крестьянам, проникнет в их характеры. Каждый человек в обществе скоро будет свободным и просвещенным.

Для создания качественного общества нужно, чтобы в каждом его кругу царили только самые высшие идеалы, а людям были свойственны честность, ум и хорошая образованность. Именно благодаря образованию должно было быть достигнуто разительное и позитивное преобразование населения.

Нести долг перед Отечеством и быть верным ему значило для дворянина тоже самое, что быть честным с собой и следовать своим принципам. Только тот, кто уважает себя, может уважать окружающих и наоборот. Именно в такой возвышенной и стойкой идеологии воспитывалась верхушка русского общества.

Аристократия (от греч. ἀριστεύς, «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») - привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.

Аристократией также называется форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей общества (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранния демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. В основании Аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избраничестве находит различное разрешение; в одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Помимо государственной формы, Аристократами называются еще высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих ее условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на сменуантичной цивилизации; в борьбе с этой средневековой Аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей великая французская революция, положив начало господству денежной Аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах. Сущность, аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в ее отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная Аристократия, так что оба они - понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего ее начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип. Термин введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).

Платон создал модель идеального государства - аристократия.

Основные черты аристократии по Платону:

Основа - рабский труд;
государством правят «философы»;
страну охраняют воины и аристократы;
ниже стоят «ремесленники»;
всё население делится на 3 сословия;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
нет замкнутой семьи.

Основным отличием аристократии от олигархии является забота аристократии о благе всего государства, а не исключительно о благе собственного класса, что подобно различию между монархией и тиранией.

Содержание статьи

АРИСТОКРАТИИ ПРАВЛЕНИЕ – форма господства меньшинства, состоящего из знатных представителей общества. Слова «аристократия» и «аристократический» происходят от греческого слова áristoV , означающего «лучшие». У Гомера оно употреблялось прежде всего в военном значении – «лучшие воины». Те места в Илиаде , где рассказывается о подвигах отдельных героев, носят названия áristeia Диомеда, Аякса, Патрокла и т.д. При всей их натянутости, претензии на существование героических предков типичны в среде аристократов.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРИСТОКРАТИИ

Еще в глубокой древности во всех частях света находились люди, которые утверждали, что они от природы способны править более успешно, чем остальные. По-видимому, достижения отдельных лиц, наделенных чрезвычайным умом и доблестью, сформировали основу для таких претензий со стороны их потомков, по аналогии с результатами селекционного разведения лошадей, собак и других одомашненных животных, по которым видно, что отдельные желательные черты – сила, скорость, ум и другие – имеют тенденцию к передаче от родителя к потомку.

Из этой посылки вытекают разнообразные виды и степени ограничений, налагаемых аристократическими обществами на браки своих членов; общее правило состоит в том, что знатный человек может вступить в брак только с ровней. Даже незаконнорожденные дети знатных отцов отстаивают права на знатность, несмотря на происхождение своих матерей – самым известным примером является, пожалуй, герцог Вильгельм Нормандский , после 1066 король Англии по праву завоевания. Принцип заключается в том, что благородная кровь, унаследованная (предположительно) от отцовской стороны, обладает достаточным превосходством, чтобы иметь преимущество над обычной даже после разбавления. Однако довольно часто знатные люди, вступая в браки с представителями простого народа и следовательно, нарушая долг аристократа поддерживать чистоту крови, навлекали на себя строгие санкции вплоть до изгнания из общества и лишения прав на наследство.

Мистика знатной крови была особенно сильна в ранние периоды истории и в Средние века. В Новое время ее постепенно сменили другие, более рациональные оправдания привилегированного статуса знати. Довод в пользу сохранения аристократии стал в большей степени опираться на превосходство, якобы дарованное ее исключительными культурными возможностями и достижениями. Но сохранилась также и прежняя вера в биологическое превосходство знати, достаточная для того, чтобы поддерживать высокий уровень высокомерия и снобизма титулованных особ, а также чувство почтения к ним «простонародья». Именно так обстоит дело в регионах с сильными аристократическими традициями.

Хотя претензии на статус аристократии первоначально основывались на происхождении, ее правление (как, возможно, впервые указал Аристотель) с поразительной частотой оправдывалось как логическое следствие обладания богатством. Аргументация может принимать одну из двух форм: (1) обладание богатством свидетельствует об особой божественной избранности или необычных качествах и достоинствах; (2) обладающие богатством люди обязаны его охранять и поэтому должны распоряжаться им мудро, как управляющие или попечители общества, а для этого требуется, чтобы богатые люди (составляющие меньшинство) обладали бы властью, так как если бы ее получило неимущее большинство, то оно перераспределило бы собственность. Первый аргумент имел сторонников во всех эпохах и культурах. Возможно, наиболее известными примерами являются пуританская доктрина избранных (процветание как знак благодати божьей) и ставшее знаменитым Слово о богатстве Эндрю Карнеги с его социал-дарвинистской трактовкой денежного успеха как свидетельства высшей «приспособленности» в «борьбе за существование». Второй аргумент о собственности как ответственности, требующей политической власти для предохранения от алчности бедноты, является общим местом в политической философии после Аристотеля, особенно заметным в мышлении английских вигов и американских федералистов.

Однако претензии аристократов на социальную полезность не оставались неизменными. Богатство немногих может рассматриваться просто как следствие природы вещей, и тогда для оправдания власти аристократии выдвигаются два основания: (1) она является необходимым оплотом против демократического раздела богатства; (2) богатые люди способны править более ответственно, чем любые другие, потому что потеряют больше от ошибочного правления или национальной катастрофы. Именно поэтому Оливер Кромвель и его зять Генри Айртон сопротивлялись левеллерам, требовавшим в 1640-х демократического избирательного права. Сама идея «столпов общества» была введена для оправдания господства аристократии или олигархии, основанного на богатстве.

Вероятно оттого, что обладание собственностью зачастую выглядит случайным и не зависящим от личных качеств (например, при наследовании богатства), апологеты аристократического правления редко довольствуются одним лишь доводом о богатстве. У плутократии как таковой немного защитников. Гораздо чаще встречается аргумент, подчеркивающий культурное и моральное превосходство, обеспечиваемое богатством, рафинированным воспитанием и возможностями хорошего образования. Аристократ, исходя из этой логики, может проявлять бoльшую объективность, либерализм, терпимость и просвещенность в таких ситуациях, когда от политика-демократа можно ожидать обращения к беспринципной манипуляции и безответственной демагогии. В то время как демократ может надеяться избежать возмездия за проступки, применяя политическое маневрирование, аристократ защищен от недостойных приемов или ухищрений собственным кодексом чести и желанием сохранить одобрение равных.

Известное правдоподобие этим претензиям придает тот факт, что в различные периоды истории аристократы действительно предъявляли к себе весьма суровые требования и внедряли чрезвычайно высокий стандарт личной цельности и самопожертвования. Средневековый рыцарский кодекс свидетельствует о таких устремлениях, а его центральный принцип – noblesse oblige («положение обязывает») воплотил альтруистический идеал рыцарства в двойном его значении: знатное происхождение не только требует («обязывает») служить другим из вежливости и христианского смирения, но и накладывает долг («обязывает») ставить нужды других, особенно слабых и беззащитных, выше собственных. Дух самоотрицания и служения надличностным ценностям характерен и для других знаменитых аристократов – от класса воинов древней Спарты до японских самураев (см . РЫЦАРСТВО).

Происхождение.

Военное мастерство, особенно в первобытных и аграрно-традиционалистских обществах, играло главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которых основывается аристократия. Таково, например, происхождение знати среди греков героической эпохи и происхождение римской аристократии. Однако в обществах, зависящих от централизованной администрации, управляющей крупномасштабным ирригационным земледелием или морской торговлей, – таких как египетская, вавилонская или минойская цивилизации, – вполне возможно, что сначала священнические или, в ряде случаев, административные и коммерческие функции определили высший социальный и экономический статус нескольких семей, позволив им разделить власть с монархами и даже установить олигархические структуры, способные противостоять царю, когда он был слаб или его политика означала слишком явное отступление от традиций.

Когда аристократия тесно переплетается с администрацией, государство приобретает многие черты аристократического правления – сильный консерватизм и сопротивление крайнему рассеиванию или крайнему сосредоточению власти. Китайское чиновничество (мандарины) – классический пример административной элиты как почти неодолимого оплота статус-кво. Другие хорошо известные примеры – служилое дворянство в царской России, наделенные дворянскими титулами гражданские служащие ancien regime («старого режима») во Франции (noblesse de la robe – буквально «дворянство мантии») и административная иерархия средневековой Византии.

АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ

Примитивные общества.

И самая древняя аристократия, известная по историческим документам, и привилегированные группы среди современных примитивных народов демонстрируют большинство черт, обнаруживаемых в более развитой форме у аристократии цивилизованных стран. Старейшины племени или вожди родовых групп пользуются властью на основании возраста, богатства, военных подвигов, хранения племенного закона, истории и традиции, магического и врачебного мастерства, знания религиозных обрядов и мистерий, предполагаемых кровных уз с богами или реального родства с царем или верховным вождем. В племенах, где господствует военный образ жизни, доступ в группу знати обычно проходит через поле боя или священничество.

Правящие касты.

Когда завоеванное население или пленников, захваченных на войне, превращают в рабов, вся группа победивших рабовладельцев может составить аристократическую правящую касту и в то же время – как в Спарте – допускать значительное неравенство среди самих свободных граждан. Германские племена до захвата Римской империи имели, по-видимому, подобный вид социальной структуры, по крайней мере, в мирное время. Можно привести и множество других примеров, в том числе из истории американских индейцев до Колумба. В древней Спарте, управлявшейся потомками завоевателей-дорийцев, строго аристократическая природа государства определялась тем, что многочисленное местное население порабощенных, но потенциально способных к мятежу илотов представляло постоянную угрозу жизни и безопасности находившихся в меньшинстве свободных граждан, которые могли сохранить собственное превосходство, лишь поддерживая строжайшую дисциплину в своих рядах. Поэтому спартанское воспитание обращало особое внимание на чувство долга, аскетизм, самодисциплину и подчинение личности государству – достоинства, которые оказываются уместны и другим правящим меньшинствам в аналогичных обстоятельствах (например, юнкерам Восточной Пруссии) (см . СПАРТА).

К искусству и философии спартанцы относились с подозрением, полагая, что они способны породить изнеженность или нежелательные сомнения в этической основе спартанского общества. Вместо этого поощрялись атлетика и военная подготовка, так как воспитательный идеал трактовался в терминах выработки характера, а не умственных достижений. В этом Спарте подражали последующие аристократии, причем с таким единообразием, что возникает вопрос, не стремились ли привилегированные меньшинства компенсировать свою посредственность интенсивным культивированием тех черт характера, которые наиболее эффективно служат отстаиванию господства меньшинства. Иными словами, аристократу не требовалось обладать оригинальным интеллектом высшего порядка, ему необходимо лишь быть совершенно точным в своей роли. Если это заключение правильно, то оно может объяснить, почему аристократическое правление всегда отличалось, враждебностью к нововведениям и переменам.

В других городах-государствах Греции, особенно в Афинах, ранние формы аристократии замещались демократическими и олигархическими формами (или смешивались с ними), по-видимому вследствие сдвига в экономике от сельского хозяйства к торговле, горному делу, промышленности и судостроению. Эти изменения сократили влияние семей прежних землевладельцев и привели сначала к возвышению поддержанных народом «тиранов», а затем – к правлению свободных граждан.

Древний Рим.

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы (curiae), и присвоившими привилегии высшей касты. В любом случае власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов (comitia curiata), которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными – эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, нет ничего удивительного в том, что римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Считается, что Сервий Туллий, царь, чье имя указывает на его (или его отца) происхождение из рабов, предпринял радикальные преобразования. Возможно для того, чтобы сломать господство прежних наследственных кланов, заменил первоначальные племена, или трибы, основанные на родстве, новой системой четырех кланов горожан, базировавшейся на богатстве и виде оружия и подразделенной с военными целями на классы и центурии. Тем не менее, богатые патриции продолжали контролировать собрания и руководили учреждением республики после изгнания последнего царя, Тарквиния Гордого (509 до н.э.). Плебеи по-прежнему были исключены из политической жизни, не считая того, что они получили собственное собрание (concilium plebis, или плебс) со своими чиновниками, или трибунами. Вскоре после основания республики, чтобы включить плебеев в новое собрание всего народа (comitia tributa), были сформированы семнадцать новых триб. Постановление, проголосованное только плебсом, называлось плебисцитом (plebiscitum) и первоначально распространялось только на плебеев. Напротив, закон (lex), чтобы он мог иметь обязательную силу для всего народа Рима, должен был приниматься общим собранием. К концу республиканского периода это различие фактически исчезло, так как плебеи сумели добиться равного гражданства.

Первым шагом в этом процессе стало наделение трибунов полномочием накладывать вето на решения магистратов, а позднее – и на акты Сената. Затем плебс стал агитировать за кодификацию законов, чтобы обуздать произвол патрицианских магистратов. Примерно в 450 до н.э. были составлены Двенадцать таблиц , которые оставались основой римского публичного права до 2 в. н.э. Примерно в то же время плебс добился новых уступок, включающих право плебеев вступать в браки с патрициями, причем дети наследовали ранг отца. Достигнув фактического равенства в политике, плебеи стали искать способы облегчения своего экономического и социального положения. Некоторые плебейские семьи разбогатели и объединялись с патрициями, чтобы угнетать бедноту; это облегчалось тем, что только самые богатые члены отдаленных триб могли позволить себе посещение собраний в Риме. Однако вся законодательная инициатива находились в руках председательствующих магистратов, избираемых Сенатом из числа знати.

По мере того как имперская экспансия порождала все более и более сложные системы правления, Сенат становился все могущественнее. В 133 и 123–121 до н.э. были предприняты попытки раздела обширных земельных владений (latifundia) и раздачи небольших участков бедноте. Но вожди плебеев Тиберий и Гай Гракхи (трибуны, хотя и знатного происхождения), были убиты патрициями из реакционной партии знати (оптиматами), а Сенат казнил сотни последователей Гракхов как врагов общества. Хотя какое-то перераспределение земли, по-видимому, имело место, ряд мер, закончившийся принятием аграрного закона (lex agraria) в 111 до н.э., закрыл программу реформ и восстановил господство сенатской олигархии. В течение следующего полувека, заполненного гражданскими войнами, диктатурой и проскрипциями, Сенат становился все более коррумпированным, репрессивным и неэффективным.

В конце концов Юлий Цезарь разрушил господство оптиматов, установив поддержанную народом диктатуру, базирующуюся на программе, направленной против аристократии и включавшей расширение (и, следовательно, разбавление) Сената и магистратуры, распространение гражданства на жителей провинций и перераспределение земли. За его убийством в 44 до н.э. последовало краткое оживление аристократии, но военный триумф Октавиана , внучатого племянника и наследника Цезаря, будущего императора Августа, привел в 29 до н.э. к окончательной замене правления аристократии монархической схемой с демагогической ориентацией. Август еще делал вид, что делит власть с Сенатом, но при следующих императорах этот орган не имел даже видимости власти. С ростом могущества и богатства Рима аристократия превратилась в коррумпированную олигархию, расколотую амбициями и жадностью. Ее крах привел к абсолютной монархии, опиравшейся частично на народное одобрение (в обмен на обеспечение «хлеба и зрелищ»), но главным образом на бюрократический и военный контроль.

Феодальная Западная Европа.

Правление аристократии снова появилось на Западе только после разрушения централизованной власти и захвата западных провинций Рима германскими племенами. Примерно между 4 и 10 вв. на этих территориях созревала т.н. феодальная система. Военная свита вождей германцев, видимо, послужила моделью для феодальных вассалов в их преданности сеньору. Экономические и договорные отношения феодализма могли возникнуть из таких римских установлений, как коммендация и патронат (согласно которым во время беспорядков мелкие землевладельцы передавали свою собственность более могущественному лицу в обмен на физическую защиту и право пользования его имуществом). Теоретическое равенство внутри феодальной знати (выраженное, например, в идее сословия пэров), вероятно, происходит от германской идеи солидарности воинов. Но покоренным жителям бывшей Римской империи был предназначен чисто рабский статус. Относительно немногочисленные захватчики вытеснили последний правящий класс римлян и стали аристократией, преимущественно военной.

С фактическим исчезновением городской жизни и рыночной экономики в Средние века основой богатства, власти и социального статуса стала земля. Поместье (часто это была земля, прикрепленная к деревне) составило основную единицу феодального землевладения. Владения (лат. – feudum) дворянина могли состоять из единственного поместья (что типично для конного воина – рыцаря в Англии, шевалье во Франции) или нескольких поместий. Высшая знать располагала обширными владениями, включающими много поместий. Доход от поместий извлекался или непосредственно (работой, продукцией или деньгами крестьян, обычно крепостных), или косвенно (долей дохода вассала, или подчиненного дворянина, владевшего одним или несколькими поместьями). Граф или герцог, например, мог владеть дюжиной поместий, которыми распоряжались незнатные управляющие, а также получать доход от своих вассалов – низших дворян, присягнувших ему в верности и пожалованных за это поместьями.

В феодальной системе король был верховным господином, а все знатные землевладельцы – его прямыми или косвенными вассалами; под королевской властью, следовательно, понимали не что иное, как владения богатого феодального сеньора, который был первым среди равных. Его реальные богатство и власть зависели, кроме того, от размеров дохода, поступающего к нему напрямую из его собственных поместий или косвенно из поместий вассалов, так как налоги в современном смысле были практически неизвестны. Большинство расчетов производились бартером, потому что денег в обращении было немного. Так что феодальным королям было непросто накапливать средства для широкомасштабных предприятий. Слишком бедные, чтобы позволить себе постоянные армии, они в лучшем случае могли рассчитывать на периодическую и ограниченную военную службу (часто ее срок устанавливался в 40 дней в год), которую их вассалы согласно присяге обязаны были обеспечивать, и в конфликтах между королевской властью и самыми могущественными из ее подданных эти узы личной верности оказывались далеко не всегда надежными. Изредка монарх выдающихся дарований мог преуспеть в приведении своих баронов к временной покорности, но если у него не оказывалось равного ему преемника, то период сильной королевской власти не мог быть продолжительным.

Нормальной была ситуация, когда король пользовался церемониальным, а отчасти и религиозным почитанием, проистекающим от освящения, дарованного церковью при коронации, в то время как бoльшая часть реальной работы по управлению переносилась на местный уровень. Владение землями обычно давало определенные права на выполнение отдельных функций верховной власти, включая отправление правосудия и чеканку денег. Эти права часто считали и называли «иммунитетами», т.е. привилегиями, в которые никто не мог вмешиваться. Результатом стала крайняя децентрализация власти, сопровождавшаяся постоянной неопределенностью и спорами о полномочиях. Соответственно, феодализм называли «слегка организованным хаосом», и степень преувеличения в этой характеристике – особенно для раннего Средневековья – не так уж велика.

К 9 в. была все же выработана и сведена к договорной форме или правовому прецеденту более или менее стабильная схема отношений; знать к тому времени обладала определенными правами и обязанностями по отношению к королю, и возникла совокупность феодальных норм, включавших основные требования к этим отношениям. Появилась тенденция урегулирования разногласий не насилием, а судебной тяжбой, и королевская власть предпринимала непрекращавшиеся столетиями попытки стать единственным арбитром в спорах – т.е. обеспечить монополию на правосудие. Но только после нормандского завоевания (1066) в Англии и еще позднее во Франции и других континентальных странах король мог заметно ущемлять власть аристократии.

Таким образом, века, непосредственно предшествующие крестовым походам, представляют зрелище фактически однородного аристократического государственного устройства, монархического по названию, на деле же опирающегося на господство военного класса, извлекающего главный доход из принудительных платежей несвободного крестьянства, лишенного доступа как к оружию, так и к образованию и культуре. Крепостной почти не имеет прав, которые могли бы применяться по закону против сеньора, в чьем поместье он живет; без согласия сеньора он не может жениться, передать арендуемое имущество наследникам или покинуть поместье. Смешанные браки между знатью и простым народом редки и, как правило, означают утрату дворянства для детей. Единственным средством образования и продвижения членов низшего класса оставалась церковь, и несколько человек незнатного происхождения действительно возвысились и стали епископами, аббатами, кардиналами и даже папами, но такие примеры редки и относятся к людям исключительных способностей. Военная и политическая карьера была доступна лишь аристократии.

Постфеодальная Западная Европа.

Между крестовыми походами и началом 19 в. – в ответ на изменения политических, экономических и культурных обстоятельств – средневековая система аристократического правления постепенно модифицировалась. Оживление жизни в городах и рост капитализма породили средний класс (торговую и финансовую буржуазию), отличающийся как от крепостного крестьянства, так и от аристократии. Действуя, как правило, при поддержке этого энергичного городского элемента, западноевропейские и английские короли смогли создать могущественные централизованные государства, все более укрепляемые наемными профессиональными армиями и обученной бюрократией. Правосудие и другие функции верховной власти постепенно прибирались к королевским рукам, а независимая военная власть знати систематически сокращалась эффективным запретом частных армий, внедрением огнестрельного оружия (особенно, пушек), слишком дорогого для большинства дворян, и разрушением укрепленных замков. Во Франции этот процесс в основном завершился ко времени кардинала Ришелье . В Англии знать стала вполне послушной, после того как вплотную приблизилась к уничтожению в войне Алой и Белой розы.

Все же и после потери военной и политической независимости аристократия Западной Европы оставалась чрезвычайно могущественной. Она сохраняла земельные владения, нередко позволяя (как в Англии) обратить крепостную повинность в денежную ренту, а на отдельных территориях (Англия, Нидерланды, Северная Италия) обратилась к коммерческому сельскому хозяйству или вкладывала средства в капиталистические предприятия. Аристократия вступала в смешанные браки с городской знатью или новым дворянством, состоявшим из высших государственных и судебных служащих (известным во Франции как noblesse de la robe, дворянство мантии, в отличие от традиционного noblesse de l"epee, дворянства шпаги). Земельная аристократия при поддержке монархии сохраняла также фактическую монополию на военную службу и сопротивлялась проникновению простолюдинов на облеченные полномочиями посты или блокировала их продвижение выше определенного чина. Многие короли континентальных стран вслед за королем Франции Людовиком XIV завели изысканные дворы, присутствие при которых стало почти обязательным для дворян, желавших пользоваться расположением короля. В Версале и ему подобных местах светские удовольствия притягивали и поглощали энергию аристократии, которая прежде растрачивалась в частных междоусобицах или интригах против королевской власти. Феодальные магнаты, которые некогда, во время бунта знати, известного как Фронда (1648–1653), угрожали единству и самому существованию монархии, превратились в слабых, смиренных и зачастую разорившихся придворных, чье приятное существование полностью зависело от «великодушия» короля.

Центральная и Восточная Европа.

В других европейских странах существование значительных остатков власти аристократии еще более затянулось. В Центральной и Восточной Европе, особенно в Пруссии, Австрии и России, аристократия – в отсутствие энергичного среднего класса – вошла в исключительно взаимовыгодные отношения с абсолютной монархией. В самом деле, в России (и других странах, хотя и в меньшей степени) потребность в военных и гражданских чиновниках привела к созданию «служилого дворянства», полностью опиравшегося на занимаемые должности. Ненаследуемое наделение военных землей (поместьями) великими московскими князьями началось примерно с 1450, эту практику продолжили и расширили цари, особенно Петр Великий и императрицы Елизавета и Екатерина II . Чтобы предупредить бегство крестьян от военной службы, их насильно прикрепили к земле, но они все-таки бежали на юг и восток, угрожая оставить центр страны малонаселенным, и дворянство, пытаясь противодействовать этому процессу, обращалось с крестьянами все более жестоко. Впоследствии дворянство добилось наследственного владения поместьями, могло уклониться от бремени государственных обязанностей или облегчить его и чрезвычайно расширило свои привилегии, главным образом за счет крестьянства. Принесение в жертву интересов крестьян в угоду дворянству являлось также характерной чертой укрепления монархии в Австрии и Пруссии 17–18 вв., хотя и в меньшей степени, чем в России.

Города-государства.

Нельзя не отметить привлекательность аристократической модели для господствующих групп в растущих городских центрах Европы позднего Средневековья и начала Нового времени. Некоторые территории (особенно во Фландрии и в Северной Италии) на ограниченных отрезках времени имели успешный опыт демократии, включающий право полного гражданства с избирательным правом, которыми пользовались все или практически все взрослые мужчины, постоянно проживающие в городе. Но с ростом и дифференциацией населения, сопровождавшимися, как обычно, концентрацией богатства в нескольких семьях, большинство этих республик или коммун позднего Средневековья последовали олигархическому образцу. В результате голосование и (или) занятие должностей ограничивалось, как правило, теми семьями, гражданство которых признавалось наследуемым. Кроме того, политические права привязывались к владению собственностью, цеховым привилегиям, уплате специальных налогов или наличию определенных земельных наделов. Крайне консервативная Венецианская республика, в конце концов разгромленная Наполеоном, представляет классический пример такой олигархии. Свободные города Священной Римской империи, города Ганзейской лиги и привилегированные города Англии и Западной Европы обнаружили те же общие тенденции олигархического контроля со стороны сравнительно немногочисленных, но гордых и высоко культурных патрициев. Большинство этих городов-государств было сметено радикальным политическим переустройством – придававшим особое значение национальному единообразию и централизму – почти всей Европы во время Французской революции и при Наполеоне, но немногие (например, Базель, Франкфурт-на-Майне, Гамбург и Люксембург) продолжали существовать и процветать в 19 в. и даже позднее.

Общества белого меньшинства.

Совершенно иной тип аристократии или правящей олигархии вырос в других частях света в Новейшее время. Владельцы плантаций, сформировавшие господствующее меньшинство на довоенном американском Юге, иллюстрируют один из его вариантов, аналогичное явление представляют и европейские колонисты на покоренных территориях с преобладающим африканским или азиатским населением. Для любой из этих категорий принадлежность к правящему сообществу означало непомерные привилегии по отношению к подчиненному населению. Экономической основой такой расовой аристократии служила, как правило, система плантаций или другая система крупномасштабного коммерческого сельского хозяйства, хотя в Южной Африке особое значение имело горное дело. Труд был организован или по системе рабства (как на довоенном американском Юге), или – почти во всех иных местах и в последнее время – по номинальной системе вольного найма. Так как во многих туземных культурах высоко ценится досуг, колониальные правители вводили налоги «хижины», «резиновые» налоги или их эквиваленты, чтобы принудить работника оставаться на рынке труда и после удовлетворения его скромных потребностей. Присвоение европейским меньшинством самой ценной земли также вынуждало туземные народы отказаться от традиционной охоты и пасторального существования. Им не оставалось ничего иного, как наниматься на работу в поместья европейцев. Присутствие колонистов укрепило политический порядок и безопасность, значительно улучшило здравоохранение и привело к феноменальному росту населения, что в свою очередь снизило заработки и взвинтило цены на землю. За длительный срок эти изменения породили тенденцию роста межрасовых противоречий, отразившихся (прежде всего в Африке) в предпринятых европейцами мерах подавления и сегрегации. Это привело к подъему освободительного движения среди неевропейского большинства, и европейцам пришлось отказаться от прямого колониального правления и заменить его косвенными «неоколониальными» формами экономического контроля.

Управленческая элита.

В 1940-е и 1950-е годы некоторые теоретики были склонны усматривать в возникновении «управленческой элиты» как в капиталистических, так и в коммунистических индустриальных обществах своеобразные зачатки новой формы аристократии. В самом деле, для высшего уровня управленческого класса характерны особые претензии на доход, непропорциональное политическое влияние и привилегированный доступ к образовательным и культурным возможностям. Однако управленцы с Запада демонстрируют откровенное стремление к статусу частных собственников.

В современном мире произошли очевидные изменения в понимании термина «аристократия». Распространенным явлением стало то, что социально-экономические доктрины путают аристократию с олигархией. «Аристократия» значит «правление лучших», в то время как сегодня под аристократией понимают просто очень богатых людей, определенным образом одевающихся или имеющих особый стиль общения с людьми. Но это не классическая аристократия в первоначальном смысле этого слова, не аристократия духовная. Она не должна ошибочно отождествляться с бюрократическими системами, в которых правят деньги. Облачение духовной аристократии – не вещи, а моральные принципы, красота и благородство. Это есть главный признак аристократии в любую эпоху.

Литература:

Ортега-и-Гасет Х. Восстание масс . – Вопросы философии, 1989, № 3–4