Великая княгиня ольга киевская. Киевская княгиня ольга

Великая княгиня ольга киевская. Киевская княгиня ольга
Великая княгиня ольга киевская. Киевская княгиня ольга

X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи… Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой. И только самые легендарные личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи.

Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что она родом из Пскова. В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» - записано: «…И привели ему (Игорю. - Прим.) жену из Пскова именем Ольгу». Но, несмотря на это некоторые историки утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Но, скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом свидетельствует её варяжское имя - Ольга (Хельга). Но как бы там ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельной в делах. Она владела землями и городами, не исключено, что она владела и собственными вооруженными отрядами. По-видимому, Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствии мужа. В 945 г. погибает князь Игорь. Он был убит древлянами во время сбора «полюдья» (дани, которую они были обязаны платить Киеву). Для Ольги это было трудное время. К этому времени единственным наследником был их сын - молодой князь Святослав, но он был к этому времени еще слишком мал для правления государством. И по этому на плечи княгини ложится вся тяжесть управления государством, на период пока Святослав не станет совершеннолетним.

В те древние времена считалось, что «месть есть дело святое». Так же считалось, что кто не отомстит, «за того и бог не отомстит». И Ольга сочла своим долгом отомстить за смерть мужа и усмирить непокорных древлян. В народе, в те времена, ходило много рассказов о том, какими хитрыми способами и как безжалостно мстила княгиня Ольга. В «летописи времен» сохранилось несколько версий мести.

  • 1. Сначала она закапывала в землю древлянских послов, потом приказывает их сжечь, отослав их в баню помыться.
  • 2. Вторая повесть описывает поход Ольги на древлянскую землю, предпринятый ею, чтобы отомстить за смерть мужа. Там рассказывается, что она приказывает убивать людей, а часть взять в плен. Отомстив таким образом, она налагает на древлян ещё большую дань. Половину дани она приказывает выплачивать в Киевскую казну, а половину в свою (Ольги. - Прим.).
  • 3. Наверное, самой распространённой версией её мести была третья версия: в ней повествуется об этом же походе, о хитростях Ольги в завоевании Искорестьян: город никак не сдавался, а Ольга передала жителям, что ни требует от них ничего ценного, кроме как по три голубя от каждого дома. Жители исполнили её просьбу, а Ольга приказала своим войнам привязать к ногам птиц тлеющий кусок материи. Птицы вернулись по дома и тем самым поджигали их. Когда люди бросились убегать из города, Ольга приказала своим войнам избивать их.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Ольга объездила все свои земли. Не один год заняла у неё эта работа, и не случайно молчит летопись о делах Ольги с 948 по 954 г. Эта будничная, утомительная деятельность не принесла ей славы. Не происходило никаких ярких, запоминающихся событий, молва о которых переходила бы из уст в уста, но значение этих лет трудно переоценить: благодаря административно хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг в управлении государством. Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли. Но значило ли это, что княгиню не интересовали внешнеполитические дела?

Вполне естественно, что уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике. Такая последовательность развития событий даёт возможность провести аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Историк С.М. Соловьёв подчёркивал сходство их характеров, если судить по тому, как они отражены в летописи. Оба отличались мудростью, хитростью, оба заботились о внутреннем устройстве государства и, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешне политических задач.

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на своё языческое окружение. Её крещение стало не только частным делом благочестивой пожилой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.

До сих пор идет спор, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. Х столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом деле ей было в ту пору уже около 60), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.

Скорее всего, Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобрело ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повысила престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё еще лежал отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла и киевский стол.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже её сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому… продолжая жить по языческим обычаям». Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.

Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История Украины «С древних времен до наших дней» В.И. Семененко Л.А. Радченко. Харьков 1999 г.

«Иллюстрированная история Украины» М. Грушевский Киев 1997 г.

«История Древней Руси» Под редакцией «Аванта+» Москва 1995 г.

Материалы из «Летописи временных лет».

  Княгиня Ольга стала править древнерусским государством после трагическом гибели своего мужа — киевского князя Игоря , с которым жестоко расправились древляне за произвол при взимании дани.

Молодая держава, собранная воедино Вещим Олегом , представляла собой подчиненные его мечом отдельные земли, где обитали различные восточнославянские, финно-угорские и другие племена. Выплата ими дани Киеву формально означала, что на Руси возникла новая политическая система власти, однако механизм взаимодействия центра и отдельных территории еще не сложился. Киевская Русь X века занимала огромное пространство, где многие волости управлялись местными князьями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.

Став правительницей при малолетнем наследнике Святославе , Ольга смогла заставить служить себе княжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом . С его помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Показав силу центральной власти, она совершила объезд своих земель и занялась их «устроением». Организация Ольгой погостов для сбора дани и установление ею «уроков» — определенного размера выплат с населения — стала первым проявлением учреждения государственной власти как таковой.

Княжение Ольги резко отличалось от предшествующих: летописные рассказы о правлении Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоевательных походах и многочисленных войнах. Ольга же придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход на древлян, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство почти на двадцать лет получило мирную передышку, что способствовало его экономическому укреплению. Приняв святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга стала «предвозвестницей христианства» на Руси. Ее попытки распространения православия в собственной стране не увенчались успехом, однако они подготовили почву для последующего крещения всей Русской земли.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  945 г. Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.

  946 г. весна — Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.

  946 г. лето — Прибытие в Киев к Ольге «лучших мужей» Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.

  946 г. конец лета — Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.

  946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них «дани тяжкой».

  947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.

  Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.

  Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.

  Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.

  Середина X в. Первое упоминание в летописи Вышгорода — города, к северу от Киева.

  2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.

  954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.

  955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь. Принятие киевской княгиней Ольгой крещения (с именем Елена).

  957 г. 9 сентября — Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.

  959 г. осень — Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.

И до совершеннолетия сына Святослава. Приняла христианство с именем Елена. История не сохранила информацию о дате рождения княгини, но в Степенной книге сообщается, что умерла она предположительно в восемьдесят лет. Безупречная и мудрая политика княгини Ольги сделала ее известной исторической личностью практически по всему миру.

Жизненный путь

Достоверной информации о месте ее рождения нет. Летописцы и современные историки выдвигают разнообразные предположения на этот счет. Максимально приближенным к правде является утверждение в «Повести временных лет», что она родом из простой семьи, которая проживала в небольшой деревне Выбуты, расположенной на Псковской земле. Но где бы Ольга ни родилась и к какому бы племени она ни принадлежала, мудрость ее политики и деяний являются неотъемлемой частью славянской истории.

До смерти Игоря практически никакой информации о княгине нет. Кончина мужа выдвинула ее на первое место в жизни Киевской Руси, потому как Святославу было три года, и в князья он, разумеется, не годился. Она приняла на себя управление государством, находившимся в то время в крайне трудном положении, и на протяжении 19 лет полностью справлялась со всеми проблемами. Внешняя и Ольги создала единую державу с международным авторитетом.

Месть древлянам

Началом ее правления можно считать отмщение убийцам Игоря, которое состояло из четырех частей. Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми. В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», - так говорили о женщинах в те времена. Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Реформы и внедрение христианства

После мести древлянам княгиня установила четкие правила для сбора дани. Это способствовало предотвращению вспышек недовольства, в результате одной из которых убили ее мужа. Рядом с большими городами были введены погосты. Именно в этих административно-хозяйственных ячейках власти и собирали дань.

Внешняя и внутренняя политика Ольги всегда была нацелена на централизацию управления государством, а также объединение и укрепление русских земель.

С именем Ольги связывают строительство не только церкви Святого Николая, но и Софийского храма в Киеве. Хотя она первая приняла христианство, почитать ее святой стали предположительно не раньше, чем с XIII века.

Внешняя и внутренняя политика Ольги характеризует ее не как беззащитную женщину, а как сильного и разумного правителя, который твердо и уверенно держит в своих руках власть над целой страной. Она мудро обороняла свой народ от недоброжелателей, за что люди ее любили и уважали. Кроме того, что властительница обладала большим количеством уже названных положительных качеств, она еще была внимательна и щедра к малоимущим людям.

Внутренняя политика

Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок. Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.

Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.

Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Попытки установления взаимоотношений с Германской империей

Со временем дружеские отношения с Византией стали ослабевать, и Ольга решила найти сильного союзника. Свой выбор она остановила на Германии.

В 959 году княгиня отправила русское посольство к Оттону I с прошением предоставить священников для внедрения христианства на киевских землях, а также с предложением дружбы и мира.

Он откликнулся на призывы Ольги, и в 961 году к ней прибыли несколько священнослужителей во главе с Адальбертом. Правда, свою деятельность развернуть на киевской территории им так и не удалось, так как в конце своей жизни Ольга уже не имела такого влияния, как раньше.

В 964 году власть перешла к Святославу, который кардинально изменил тактику Причем, нужно сказать, не в лучшую сторону.

Существует историческая сказка, что идеалом правителя для княгини Ольги был римский император Константин. Это не докажешь, но факт, что она была схожа с ним: столь же разумна, настойчива, талантлива и совершенно безжалостна.

Долгое регентство

Ольга была правительницей де-факто, но не де-юре. После смерти в 945 году мужа Игоря она стала всего лишь регентшей при малолетнем сыне Святославе. Некоторые источники утверждают, что тому было 3 года, но это сомнительно; важно одно: он был неспособен к самостоятельному правлению. А последний документированный факт участия Ольги в государственных делах датирован 968 годом. Святослав в это время уже не только взрослый, но и бывалый вояка, а мать руководит обороной Киева от печенегов, пока ее сынок грабит болгар.

Следовательно, Ольга фактически была не только регентшей, но и соправительницей Святослава. Этот князь совершенно не интересовался внутренним устройством государства и охотно спихивал такие дела на мать.

Кнут и пряник

Так можно охарактеризовать отношение Ольги к внутреннему устройству страны. Она стала вдовой вследствие . Князь стал первой в нашей истории жертвой уклонения от уплаты налогов – древляне отомстили ему за попытку собрать с них дань дважды. Но такие действия подрывали престиж киевской власти. И Ольга для начала решительно пресекла их.

Летописи рассказывают ужасы о «четырех отмщениях», с заживо закопанными послами, зарезанными участниками поминок и городом, сожженным с помощью воробьев. Почти наверняка этот перебор – на совести художественного воображения авторов летописей. Но факт: Ольга силой подавила сопротивление древлян и пресекла их княжескую династию.

Но затем она поступила с точностью до наоборот. Ею были установлены точные размеры «подымной» (то есть с домохозяйства) дани. Таким образом, выходки вроде той, что привела к смерти Игоря, теперь исключались. Для удобства сбора подати и разбора местных конфликтов возле некоторых поселений организовывались – места, куда сдавали дань и где разбирались тяжбы. Характерно, что позже слово «погост» стало синонимом кладбища – можно догадаться, как наказывали за правонарушения. Но для тех лет это была норма.

Успехи дипломатии

На внешних рубежах Ольга предпочитала переговоры силе. Известно, что она побывала с визитом в Византии (ориентировочно в 955 году) и вела переговоры с германским императором Оттоном I. Сюда же следует отнести и принятие ею христианства – это хорошо воспринималось заграничными государями.

Внутренней же политике это могло лишь повредить. Известно, что русичи попросту выгнали присланного Оттоном I миссионера. Сын Святослав на предложение матери креститься ответил категорическим отказом и заявил, что не желает становиться посмешищем в глазах собственных воинов. Христианство на Руси не преследовалось, но князь и большинство его подданных считали крещеных «странными» и язвительно дразнили их.

20 ноября 2014

Великая княгиня Ольга Александровна правила в Киевской Руси после кончины своего мужа Игоря Рюриковича и до совершеннолетия сына Святослава. Приняла христианство с именем Елена. История не сохранила информацию о дате рождения княгини, но в Степенной книге сообщается, что умерла она предположительно в восемьдесят лет. Безупречная и мудрая политика княгини Ольги сделала ее известной исторической личностью практически по всему миру.

Жизненный путь

Достоверной информации о месте ее рождения нет. Летописцы и современные историки выдвигают разнообразные предположения на этот счет. Максимально приближенным к правде является утверждение Нестора Летописца в «Повести временных лет», что она родом из простой семьи, которая проживала в небольшой деревне Выбуты, расположенной на Псковской земле. Но где бы Ольга ни родилась и к какому бы племени она ни принадлежала, мудрость ее политики и деяний являются неотъемлемой частью славянской истории.

До смерти Игоря практически никакой информации о княгине нет. Кончина мужа выдвинула ее на первое место в жизни Киевской Руси, потому как Святославу было три года, и в князья он, разумеется, не годился. Она приняла на себя управление государством, находившимся в то время в крайне трудном положении, и на протяжении 19 лет полностью справлялась со всеми проблемами. Внешняя и внутренняя политика Ольги создала единую державу с международным авторитетом.

Месть древлянам

Началом ее правления можно считать отмщение убийцам Игоря, которое состояло из четырех частей. Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего князя Мала. После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми. В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», - так говорили о женщинах в те времена. Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Видео по теме

Реформы и внедрение христианства

После мести древлянам княгиня установила четкие правила для сбора дани. Это способствовало предотвращению вспышек недовольства, в результате одной из которых убили ее мужа. Рядом с большими городами были введены погосты. Именно в этих административно-хозяйственных ячейках власти и собирали дань.

Внешняя и внутренняя политика Ольги всегда была нацелена на централизацию управления государством, а также объединение и укрепление русских земель.

С именем Ольги связывают строительство не только церкви Святого Николая, но и Софийского храма в Киеве. Хотя она первая приняла христианство, почитать ее святой стали предположительно не раньше, чем с XIII века.

Внешняя и внутренняя политика Ольги характеризует ее не как беззащитную женщину, а как сильного и разумного правителя, который твердо и уверенно держит в своих руках власть над целой страной. Она мудро обороняла свой народ от недоброжелателей, за что люди ее любили и уважали. Кроме того, что властительница обладала большим количеством уже названных положительных качеств, она еще была внимательна и щедра к малоимущим людям.

Внутренняя политика

Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок. Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.

Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.

Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Попытки установления взаимоотношений с Германской империей

Со временем дружеские отношения с Византией стали ослабевать, и Ольга решила найти сильного союзника. Свой выбор она остановила на Германии.

В 959 году княгиня отправила русское посольство к Оттону I с прошением предоставить священников для внедрения христианства на киевских землях, а также с предложением дружбы и мира.

Он откликнулся на призывы Ольги, и в 961 году к ней прибыли несколько священнослужителей во главе с Адальбертом. Правда, свою деятельность развернуть на киевской территории им так и не удалось, так как в конце своей жизни Ольга уже не имела такого влияния, как раньше.

В 964 году власть перешла к Святославу, который кардинально изменил тактику государственной политики. Причем, нужно сказать, не в лучшую сторону.