Урок 8 кл однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры

Урок 8 кл однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры
Урок 8 кл однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры

Конспект урока 8 класс

Тема: «Однородные и неоднородные определения»

Дата проведения: февраль 2012 г.

Педагогическая технология: проблемное обучение .

Цели урока:

Создать условия для углубления учащимися знаний об определениях путем решения

Проблемной ситуации и исследования понятия;

Создать условия для закрепления и систематизации теоретических знаний по теме

Способом опорного конспекта;

Развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, творческого

Мышления, наблюдательности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и повторение теории.

  1. На доске расположены схемы предложений из упр. № 282

Учащийся должен проставить номера предложений, соответствующих этим схемам.

Пока учащийся выполняет задание, остальные участвуют в устном опросе.

Форма проведения опроса предлагается на выбор учащимся: в форме вопросительных предложений или в форме незаконченных предложений

  1. Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел русского языка, который……..)
  2. Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение отличается от словосочетания тем, что……..)
  3. Какими бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают………)
  4. Какими бывают предложения по эмоциональной окраске? (По эмоциональной окраске предложения бывают……..)
  5. Чем отличается простое предложение от сложного? (Простое предложение отличается от сложного тем, что…….)
  6. На какие две группы простые предложения делятся по составу грамматической основы? (По составу грамматической основы простые предложения делятся на …..)
  7. Какие предложения называются распространенными? (распространенными являются предложения, в которых есть ……….)
  8. Что такое определении? (Определение – это второстепенный член предложения, который……).
  9. Чем может быть осложнено простое предложение? (Простое предложение может быть осложнено ………)
  10. Какие члены предложения называются однородными? (Однородными являются члены предложения, которые…….)

После опроса проверяется выполнение работы учащимся у доски:

  1. Проверяется нумерация предложений.
  2. Проверяется указание определений в 1-ом предложении.

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца, столь чистый , благородный – ничто не трогает души твоей холодной .

Вопросы:

Чем выражены данные определения? Какие из этих определений являются

Однородными? Почему? (Относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и

Тот же вопрос»

III. Проблемная ситуация:

Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Почему между этими словами не стоит запятая

Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату»

Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый летний вечер

Траву могильную качал.

Какими членами предложения являются выделенные слова?

Почему между ними не стоит запятая?

Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения по вопросам.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ.

Самостоятельная работа.

  1. Какой частью речи выражены данные определения? Ответ: прилагательными.
  2. Что обозначают прилагательные? Ответ: признаки предметов
  3. Как характеризует вечер

Признак «теплый» Ответ: по ощущениям

Признак «летний» Ответ: по времени года

  1. Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

Ответ: по-разному .

  1. Являются ли эти определения однородными? Ответ: не являются однородными .

Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

IV. Работа над новой темой «Однородные и неоднородные определения»

1) Составление опорного конспекта на основе сведений учебника.

  1. Учащимся предлагается познакомиться с опорной записью учебника «Практика» на стр. 124.

Затем им предлагаются вопросы, по ответам на которые составляется опорный конспект материала. (Используется презентация). Учащиеся воспроизводят конспект в тетрадях.

определения

Однородные неоднородные

Характеризуют предмет характеризуют предмет

С одной стороны с разных сторон

Выражены выражены

Качественными качественными и относительными

Прилагательными прилагательными

  1. Учитель задает вопрос учащимся: какие прилагательные являются качественными и относительными? Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то пользуются учебником «Теория» п. 99
  2. Наблюдения за определениями

Вернемся к нашему конспекту (опорный конспект продолжается)

Теплый, нежный вечер теплый летний вечер

Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные и

Неоднородные определения.

(в первом случае «теплый», «нежный» - оба прилагательных качественные, и

Между ними можно поставить союз «и»;

Во втором случае «теплый» - качественное прилагательное, а «летний» -

Относительное, между ними сою а поставить нельзя)

  1. сопоставление схем однородных и неоднородных определений

(слайды)

2) Упражнения в распознавании однородных и неоднородных определений.

  1. Учебник стр. 124 упр. № 288 (устно по заданию учебника)

Учащиеся читают предложения, находят определения, определяют однородные они

Или неоднородные и объясняют, почему.

Проверка выполнения задания по упр. 286: чтение текста, ответы на вопросы учебника, чтение выписанных определений.

Работа над предложением № 3. Характеристика. Составление схемы, объясняющей расстановку знаков препинания (схему составляет ученик у доски).

Затем запись предложения под диктовку, подчеркивание определений. Самопроверка.

Аналогичная работа по упр. 287. Разбор предложения № 3

  1. Закрепление нового понятия.

Самостоятельная работа.

Предлагается небольшой текст «Снегирь» (разные варианты по степени помощи)

Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания.

Учащиеся самостоятельно выбирают степень помощи выполнения задания.

Основной вариант:

Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на (однородные определения (неоднородные определения) (неоднородные определения) (однородные определения) событием.

Вариант с подсказкой:

Однажды в один (по красоте, яркости ) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по размеру, по заснеженности) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (по важности, по времени года) событием.

Проверка выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока.

Что осталось непонятным к концу урока?

Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости ) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) (по радости, по важности) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости ) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости ) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости ) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

Определения, соединённые без помощи союзов, могут быть как однородными , так и неоднородными .

Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Например, в предложении Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восгочноевропейских языков определения русский, украинский и белорусский являются однородными: они характеризуют языки с одной стороны - по их принадлежности определённой нации.

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и.

В предложении Учёные проявляют большой интерес к малоизученным африканским языкам выделенные определения не являются однородными: они характеризуют разные признаки этих языков - степень их изученности (малоизученным ) и принадлежность народам определённого континента (африканским ). В этом случае определение малоизученным относится не непосредственно к существительному языкам , а к словосочетанию африканским языкам .

Применяя правило, рассуждайте так:

Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи . (И. Тургенев) Определения однородные, между ними можно поставить союз и: и белые, и синие, и красные .

Первый золотистый луч скользит по вершинам гор . Определения неоднородные, между ними нельзя поставить союз и . Определение первый относится ко всему словосочетанию золотистый луч . Схематически отношения между однородными и неоднородными определениями можно изобразить следующим образом:

243. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?

1. Мимо станции промчался - - товарный поезд (длина). 2. Мне подарили - - и(л, лл)юстрированную книгу (размер). 3. Возле поликлиники и стадиона росли - - стройные со сны (возраст). 4. Витрину магазина украшали мета(л, лл)ические - - игрушки (материал). 5. Этот - - карма(н, нн)ый фонарик удобен для туриста (размер). 6. Ещё один большой - - дом выстроили в юго-западной части города (материал). 7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие - - песни (принад лежность).

244. Распространите предложения двумя способами.

I. Чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.

1. В питомнике научились выводить - - норок. 2. На свеж..м снегу нетрудно было заметить - - следы. 3. Осенью бывает приятно собрать и пр..нести домой букет из - - листьев клёна.

II. Чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.

1. Джинсы - это - -. 2. Вельвет - - - ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец - - - ткань с отделкой в виде цветов орнамента. 4. Атлас - - - ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

245. В художественном тексте возможно такое сближение значений неоднородных определений, что они характеризуют предмет как бы с одной стороны.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Если в тексте есть однородные определения, то подчеркните их. Значком х обозначьте слово, к которому относятся однородные определения.

  1. Чародейкою Зимою
    Ок..лдован лес стоит -
    И под снежной б..хромою
    Неподвижною немою
    Чудной жизнью он бл..стит.
  2. Весна идёт весна идёт!
    И тихих тёплых майских дней
    Румя(н, нн)ый светлый хоровод
    Толпит(?)ся весело за ней.
  3. Чу! За белой дымной туч..й
    Глухо прок..тился гром;
    Небо молнией летуч..й
    Оп..ясалось кругом.

    (Ф. Тютчев)

246. Изложение. Какие слова выделены в тексте? Какие из них помогут запомнить, что именно описывает А. Куприн во внешности Н. Гарина-Михайловского? Какие слова можно использовать как заголовок изложения? Найдите однородные и неоднородные определения, употреблённые в описании внешности писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, автора известной трилогии: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты» - и других книг. Как эти определения раскрывают характер писателя? Прочитайте текст вслух выразительно, передавая отношение Куприна к Гарину. Соблюдайте интонацию перечисления при однородных членах.

У него была стройная худощавая фигура , решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда не забываются. Всего пленительней был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых и прекрасных, насмешливых глаз - голубых с большими чёрными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб, наполовину коричневый от весеннего загара, обращал внимание своими чистыми и умными линиями. Он вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому усилий. Таково было обаяние его личности , прелесть его улыбки , его живой, непринуждённой, увлекательной речи.

247. Диктант.

Обратите внимание на знаки препинания между простыми предложениями в сложном!

Отличительной чертой художника Николая Николаевича Ге была его любовь к людям. Во всяком человеке он находил хорошую сторону. Если он работал и к нему приходил кто-нибудь за советом или с просьбой, он тотчас же бросал работу и отдавал всё своё внимание посетителю, как бы скучен и неинтересен он ни был.

У Ге был удивительный дар влиять на людей, заставить себя слушать и найти с каждым человеком те точки соприкосновения, на которых не могло бы быть разногласия. Он прекрасно говорил, всегда вкладывал всю душу в свои слова. Некоторых приводила в недоумение, а иногда и раздражала его манера сразу становиться в возможно близкие отношения при первой же встрече.

К деньгам Ге относился совершенно равнодушно. Если у него покупали картину или портрет, он радовался этому главным образом потому, что это было признаком оценки его работы.

(По Т. Сухотиной-Толстой)

Тема. «Однородные и неоднородные определения».

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Повторение

Дома вы должны были повторить правописание букв О-Ё после шипящих. От чего же зависит выбор буквы после шипящей? (От части слова, в которой находится орфограмма, а также от части речи). Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих. (В корне пишется Ё, если можно подобрать слово с буквой Е, например, жёлтый – желтеть. В суффиксе и окончании написание зависит от ударения: под ударением пишется О.). (В суффиксах причастий пишется Ё, в окончаниях глаголов тоже).

Карточки с дифференцированным заданием.

  1. Упражнение 280.
  1. Синтаксическая пятиминутка.

Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.

Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

(Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким»)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Беседа.

Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?)

Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).

Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Назовите их отличия.

А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.

2. Проведём цифровой диктант.

1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.

Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.

Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.

Проверьте.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Работа с предложением, записанным на доске.

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

Назовите определения в этом предложении, чем они выражены.

Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

  1. Запись на доске.

Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.

Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

  1. Работа с учебником Т (п.189).

Откройте параграф 189 и выпишите по пунктам, какие ещё определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.

Однородные

Неоднородные

1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д.

1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного).

2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

Проверьте, как вы заполнили таблицу.

Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)

  1. Закрепление нового материала.
  1. Работа с учебником.

А) Упражнение 286 (устно).

Тема текста – спасение птенцов, основная идея – животных нужно беречь и помогать им.

Сделайте вывод, какие определения называют однородными?

Б) Упражнение 287.

Основная мысль – удивительное находится рядом с нами.

Из упражнения 287 выпишите неоднородные определения с определяемыми словами.

(Обрывистый песчаный откос, небольшая голубовато-лазурная птица, высокий песчаный откос, маленькая серебряная рыбка, песчаный береговой откос).

Какие определения называют неоднородными?

  1. Работа с сигнальными карточками.

Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.

  1. Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский теплоход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
  5. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
  6. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
  7. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
  1. Объяснительный диктант.
  1. День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.

Взаимопроверка.

  1. Самостоятельная работа.

Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга. (10)

Проверьте.

  1. Задание на дом: п. 189, упр. 288, инд. Задание – 291, 294, повт. п. 42 (Ь после шипящих).
  2. Подведение итогов.

Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

Как же определить, являются ли определения однородными или нет?

А теперь разгадаем кроссворд:

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение).

2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные).

3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные).

4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное).

5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая).

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза). Ребята, я думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас, вы хорошо и плодотворно поработали. Оценки сегодня получают …


Однородные и неоднородные определения Урок изучения нового материала в 8 классе Старикова Т.В.,учитель МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Блиц – опрос:

  • Однородные члены – это члены предложения, которые
  • отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи).
  • Синтаксически однородные члены являются
  • одним членом предложения.
  • Однородные члены предложения относятся
  • к одному и тому же члену предложения.
  • Однородные члены предложения образуют
  • сочинительные словосочетания.
  • В предложении однородных членов может быть
  • сколько угодно.
  • Однородные члены предложения соединяются
  • интонацией и сочинительными союзами.

Признаки однородных членов

Отвечают на один и тот же вопрос.

Относятся к одному и тому же слову.

Равноправны и независимы друг от друга. т. е. связаны сочинительной связью, между ними можно поставить союз и.

Характеризуются перечислительной интонацией.

На письме однородные члены разделяются запятой

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

Почему в предложениях под № 1 стоят запятые, а в предложениях под № 2 – нет.

1) Великолепное, ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

1) За рекой росли дубовые, пихтовые леса. 2) За рекой росли густые пихтовые леса.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и ).
  • Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).
  • Определений три и больше.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
  • 3 . Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и ).
  • Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным.

Зарядка для глаз

Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении

  • Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам.
  • (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)
Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны
  • Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами.
  • (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения = страшный)
Серое, дождливое, хмурое Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами Дом был Дом был красивый, высокий, каменный. Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот
  • То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия.
  • Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна.
  • НО :
  • Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.
Нивы печальные, снегом Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) Однородные определения.
  • Купил широкий, удобный стол.
  • Купил широкий и удобный стол.
  • Вывод:
  • Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза «и».
Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными.
  • Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи.
  • Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.
Если определения стоят после определяемого слова, то их тоже следует разделять запятыми
  • По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
  • Он, преданный, покинутый, почти безоружный, был все еще страшен.
Неоднородные определения.
  • Купил удобный письменный стол.
  • Упорный осенний дождь.
  • Тихое летнее утро.
  • Вывод:
  • определения произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз «и»
Сравните примеры: На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они:
  • Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения.
  • Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой).
  • Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями Схемы соединения и разделения однородных членов предложения
  • О и О.
  • О а О. (могут употребляться союзы но, да)
  • 4. и О и О и О и О. 5. О и О О и О.
Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да, ни - ни,

не только - но и

так - как и

тоже, также

а, но, да(но), зато,

хотя, однако

или, либо,

то - то

не то - не то

или - или

то ли - то ли

Союзы при однородных членах

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

Коль союзы повторяем,

Иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые!

Это правильный совет!

Союз зато, а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье «да» ты убедись!

Двойной союз заметил ты

И оробел впервой?

Не бойся, запятую ставь

Пред частью ты второй.

1.Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: и, или.

2.Перед союзом, которой объединяет однородные члены в пары:

[ O и O, O и O ].

3. Если два однородных члена предложения, соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание (и день и ночь).

1. ДАННЫЙ ПРИЗНАК

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ

ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

1. Характеризуют предмет с одной стороны.

2.Произносятся с перечислительной интонацией.

3.Можно поставить союз И, если определения соединены

бессоюзной связью.

4. Характеризуют предмет с разных сторон.

3. УКАЖИТЕ

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Царственный дубовый лес

2. Красивые стройные деревья

3. Широкая липовая аллея

4. Узкая багровая полоса

4. УКАЖИТЕ

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Мрачная угрюмая зима

2. Глиняная деревянная посуда

3. Старый господский дом

4. Красные жёлтые флажки

Вывод: В нашей речи встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи. В предложении они играют одну и ту же роль. Такие члены предложения называются однородными.