Египетская корона. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Атрибуты власти

Египетская корона. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Атрибуты власти

Двойная корона или пшент Древнего Египта состояла из Красной и Белой короны. Она указывала на неограниченную власть фараона на территории всего Египта, Нижнего и Верхнего.

На двойной короне была изображена эмблема египетской кобры, известной как урей , которая символизировала власть в Нижнем Египте и Верхней Египте.

Микологическое происхождение египетских коронок, как указано в Хеопсе и Магах

Точно так же, в Хеопсе и Магах, короны даются правителям Египта дворянами, которые прятали их в ячмене, который они подвергли шторму, а затем инкубировали в содовой в течение 14 дней. В рукописи не объясняется, что произошло со скрытыми коронами, которые, по словам Лихтэма, были скорее «магическими признаками королевства», а не коронами, объясняя с помощью принудительных усилий, усилия коронок, спрятанных в ячмене.

Следовательно, на рис. 10, египетское солнечное божество. Хорус держит белую корону лицом в миске или корзине, чтобы показать, что корона съедобна. Теория, которая венчает в этой истории, была грибами. Личхейм ​​попытался объяснить эту излишне своеобразную причину для епископов вернуться домой. Но божествам не нужно оправдание, потому что они уже решили вернуться домой, чтобы королевское королевство до короны до наступления шторма.

Предположительно, двойная корона была изобретена фараоном Менесом в начале династического периода (3100 — 2686 до н.э.). Однако первым фараоном, носившим двойную корону, стал Джет.

К сожалению, египетский оригинал двойной короны не был найден при археологических раскопках, так что точные материалы, из которых она была изготовлена, неизвестны. Вероятно, это была ткань и кожа.

Фактически, по-видимому, одни и те же боги создали бури, после того, как соответствующий фрагмент Лихтеим перевел как «Тогда они дали бурное небо и дождь», что можно было бы перевести еще лучше, как «Затем вызванные бури и появление дождя». Автор истории, очевидно, решил, что боги создали бури, потому что в грибном фольклоре мира появление грибов обычно следует за дождем, молнией и молнией, как он отметил в решающей работе над этим соединением. Вот почему автор Хеопса узнал, что боги создали бури, чтобы увлажнить ячмень, тем самым объявив о появлении грибов, которые он содержал.

Ношение двойной короны было привилегией Гора и Атона, которые имели особое значение для власти фараона.

Верхний Египет и Белая Корона

Верхний Египет, который находится в южной части, отделен от Нижнего Египта и расположен вдоль реки Нил. Севрная часть Верхнего Египта также известна как Средний Египет.

Столица Верхнего Египта называлась Нехен. Нехен также являлся религиозным центром культом Гора, здесь находился один из старейших древних храмов, который имел важное значение даже во времена упадка города. В Нехене находится некрополь, в котором расположены около 100 гробниц, многие из которых являются старейшими в Древнем Египта и украшены разноцветными рисунками.

После сравнения этих структур становится очевидным, что странный мотив фигурки олицетворял характерную шляпу изначальной Аманиты; стеатопигия фигурки должна была олицетворять бугорчатую основу примордиума; странно тонкие, сегментированные и скалистые руки должны были олицетворять заколдованное кольцо, на котором малиновые листья Аманиты сохраняются на стебле гриба; красная охря, которая была покрыта фигурой, должна была покрывать ее цветом, который часто отображается шляпами Аманиты.

Однако древние художники, олицетворяющие энтерогенные грибы, также могли сделать это по другой причине: люди, которые едят такие грибы, часто видят грибовидные существа, пение, танцы и жестикуляцию зависимым образом в культурном отношении. Например, в Сибири эти существа рассматриваются как помощники, которые обычно ведут «дряхлых» людей к гастролям по сферам, которые считаются более духовными, чем иллюзорными, в то время как в Центральной Америке эти духи часто упоминаются как «маленькие дети» или «клоуны».

Верхний Египет связан с Белой короной или Хеджет. Хотя немного известно о ее происхождении: изображение можно увидеть на многих египетских статуях и даже рисунках в гробнице Нармера.

Часто Нехбет изображена с белой короной, посколько она покровительствовала Нехен и Верхнему Египту. Нехбет ассоциируется с домом знаменитого оракула-предсказателя в Древнем Египте. В городе находился «Город Мертвых» – некрополь. Жрицу храма звали «Мии», что в переводе означало «мать». Она носила образ с крыльями стервятника, эмитирующего Нехбет.

Таким образом, Папирус Ании прямо ссылается на Осириса «Ты, Белая Корона» божественной формы! Перья по очевидным причинам использовались повсеместно в древности как символы полета, особенно душа, и в древние времена они были известны ядом и способностью проливать кожу, в результате действия, которое можно было бы напомнить, и, по-видимому, это привело к гибели эго и духовному возрождению, которые часто вызывают энтерогенные грибы. Таким образом, вышеупомянутая надпись в гробнице Унаса также гласит: «Это поднятый глава змеи, он ее защищает», прямо ссылаясь на эти обряды как на хранителей этих священных грибов.

Нижний Египет и Красная корона

Нижний Египет, который находится на севере Африканского континента, образовался после создания отдельного государства Верхнего Египта, который находится на юге, на берегу реки Нил.

Нижний Египет был также известен как Та-Меху или «земли папируса» и был разделен на двадцать округов, называемых номы.

Вот почему Осирис появляется на рис. 18, покрытый и распространяющийся с ячменем, который он олицетворял Атефом или короной Осириса, состоящей из Белой Короны, окруженной перьями, буквально вырастающей из его головы, как аллегорически объяснил Хеопс и Маги, в которых Путь Белой Короны вырос из сохраненного ячменя.

Вот почему Осирис обычно изображался моноподиально с оружием по бокам, конечно, чтобы он выглядел исключительно как гриб, особенно для тех, кто имел привилегию иметь эзотерическую информацию о том, что первоначальная природа Осириса была микологической. Фактически, поскольку практика персонификации грибов как моноподийных существ была распространена в древности, мумии, по-видимому, были сформированы с единственными или комбинированными ногами и руками, чтобы выглядеть как грибы, как объяснено ниже. в текену.

Нижний Египет был единым, символом власти в нем стала красная корона фараонов. Она была известна также как Дешрет, и было высказано предположение, что первоначально она была сделана из меди, камыша, ткани и кожи.

Одевая красную корону египетские цари тем самым демонстрировали, что они являются преемниками Гора, истинного правителя в Нижнем Египте. Некоторые религиозные культы также носили красную корону, в том числе Буто и Нейт.

Позже растения и Осирис выросли из соломы и из посыпанной земли, но природа этих растений и причины, из которых они были связаны с воскрешением Осириса, никогда не были должным образом объяснены. Как правило, считается, что растения были, вероятно, ячменными, но если это так, не было бы причин строить мясо индейки и соломенную гребенку.

По-видимому, из употребления этих псилоцибов и из опыта духовного возрождения, которое они могли бы вызвать, египетские короли узнали о том, что они позже назвали «Второе рождение». Мабри признал, что Осирис был персонифицированным грибом, хотя Мабри утверждал, что Осирис был мухомодом Аманиты. Подозрительность Мабри находит большую поддержку в его способности объяснить, например, почему египтяне дали смелые мухи храбрым воинам, подобным тем, которые изображены на рисунке 20, после того, как они были введены в так называемые «Золотые мухи».

Красная корона, соединенная с белой короной Верхнего Египта, составляла единый символ власти во всем Древнем Египте.

Удивительно, насколько плохо обстоит дело с материалами по истории древнеегипетского костюма. Даже за рубежом. На русском вообще нет ничего. Плоская книжка М. Мерцаловой по истории костюма, в египетском разделе которой по десятку ошибок на странице – не в счет. А между тем, ведь интереснейшая тема…

Никаких комплексных исследований никогда не проводилось. по смыслу этого порядка или его символа, хотя египтологи предположили, что египтянам приходилось рассматривать муху храбрых. Поэтому муха часто использовалась для обозначения этого гриба и на самом деле была бы правильным древним египетским символом силы и мужества. Теория Мабри о том, что Осирис олицетворяет мускулатуру Аманиты, по-прежнему находит больше поддержки в ее способности объяснить загадочный обряд текена, в течение которого египетский священник-шамбан был потянут на салазках в лежачем положении, полностью завернутый в кожу бык, оставляя позже в той же грибовидной форме, которую обычно проявляет Осирис.


Характерной чертой древнеегипетского костюма на протяжении всех тысячелетий его существования было поражающее своим изяществом искусство драпировки, куда более изысканное и чаще встречающееся, нежели удачная кройка ткани и шитье. Многочисленные свидетельства, позволяющие нам увидеть одежды египтян от фараона до крестьянина, это как многочисленные статуи и рельефные изображения, так и прекрасно сохранившиеся в сухом египетском климате подлинные образцы одеяний, париков, аксессуаров. Лен культивировался с древнейших времен, еще с эпохи неолита, а качественные образцы ткани, насчитывающие до 65 основных и 50 уточных нитей на квадратный сантиметр, порой превосходят продукцию современных ткацких станков. На сохранившихся одеждах-туниках зачастую изящной вышивкой покрыты контуры рукавов и отверстия для головы. О том, какие превосходные произведения принадлежали рукам египетских ткачей, чаще всего мужчин, мы можем судить по одеждам, сохранившимся в гробнице Тутанхамона и архитектора Ха, современника Аменхотепа II, богато расшитому поясу Рамсеса III из собрания Ливерпульского музея.

Будучи возрожденным как бог-гриб, священник смог дать шляпу священного гриба, которую он олицетворял в церемонии возрождения, известной под названием «Открытие рта». Их вертикальные фаллосы, скорее всего, напоминают руки, содержащие грибы, которые дают эти зачатки, в соответствии с вездесущей практикой практики представления грибов в виде фаллосов. Эти кукольные существа - это, конечно, образы тех, которые использовались в процессии почитания Осириса, который, согласно Геродоту, был египетским эквивалентом Диониса, греческого бога опьянения.

Одежды, найденные в гробнице архитектора Ха. 14 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Шерсть, обычно непопулярная, стала распространяться в Египте лишь в греко-римское время, так как исконно, как и кожа, считалась египтянами нечистым материалом. Древнейший образец хлопковой ткани, обнаруженный в Египте, также датируется временем римского владычества; шелк стал известен египетской знати лишь при Птолемеях.
Обычно одеяния и мужчин и женщин конструировались по принципу оборачивания фрагмента ткани вокруг тела и его закрепления с помощью поясов, лямок, пряжек и ювелирных изделий. Лишь изредка какая-либо часть костюма была действительно сшита. Основным цветом египетского костюма всегда был белый; использовавшимся материалом – тончайший, знаменитый во всем древнем мире лен. Именно материал и цвет костюма издревле отличали египтян от их соседей, «презренных народов Девяти луков», которые не брезговали неприемлемыми для канонов страны фараонов яркой расцветкой, орнаментами и кожей.

Во время этой процессии, возглавляемой флауистом и певцами, восхваляющими Осириса, воздвигнутый пенис на петлях этих кукол, высотой около 45 см, можно было бы отколоть женщинами, которые сражались с ними в деревнях. Геродот утверждал, что провидец Мелампус, который, вероятно, представил культ Диониса грекам, очень хорошо знал об этом египетском процессии, но он этого не понимал. Тем не менее, по слухам, Мелампус превратил ее в парад Дионисийского фаллоса.

Глаз Гора обычно рассматривался как солнечный, лунный и орнитологический символ, потому что Хорус был солнечным и лунным божеством с головой и, зачастую, тунцом ястреба. Вот почему египтяне учли бессмертие растений и тортов, которые они погребли с мертвыми египтянами, согласно легенде, в которой Осирис, которого каждый царь хотел быть, был воскрешен после того, как он съел Глаз Гора. Этномикологическое значение этого растения и причина, по которой египетские священники полагали, что он может дать бессмертие тем, кто ел пищу, приготовленную из нее, теперь могут быть полностью поняты, заметив, что глаза интуитивно впечатлены Истинные символы энтерогенных грибных шляп, потому что эти шляпы яйцевидные, как глаза, и обычно имеют центральную проекцию или депрессию, предлагающие шрифт глаза.

Иноземцы и их одеяния. Глазурованные плитки из дворца Рамсеса III в Мединет Абу. 12 в. до н.э. Лондон, Британский музей. Автор фото неизвестен.

Простая и лаконичная, одежда древнейших египтян с ходом истории становилась все более пышной и изысканной. Женский костюм был намного более консервативным, чем мужской и обычно у египтянина был значительно более богатый выбор стиля одежды, нежели у его супруги. В Древнем царстве мужчины чаще всего носили набедренную повязку или подобие юбки из куска льна, обернутого вокруг бедер и закрепленного самыми разнообразными способами. Древнейшие изображения подобного одеяния сохранились еще на памятниках додинастической эпохи. Длина набедренного опоясания на протяжении веков менялась, варьируясь от повязки, доходившей лишь до колена и до длинной повязки, прикрывающей ноги до середин икр. Если верхняя часть повязки туго обматывалась на талии, то ее нижний край, часто накрахмаленный, завершался впереди треугольным выступом. Набедренное опоясание вельмож зачастую было гофрированным; гофрировка издревле делалась египтянами с помощью особых досок с вырезанными рейками, меж которыми под пресс клали влажную ткань. Между тем крестьяне и ремесленники зачастую лишь повязывали бедра широким поясом со свисающим впереди длинным лоскутом ткани, или же вообще выходили голые. Длинные мужские плащи, закрывающие все тело и плечи в Древнем царстве были практически неизвестны. В отдельных случаях мужчины оборачивали тело в длинные куски ткани, закрывая лишь одно плечо.

Кроме того, глаза, подобно солнцу, являются очень подходящими символами энтерогенных грибных шляп, потому что потребление таких шляп вызывает светные явления, которые метафорически точно описываются солнечными и лунными символами. Таким образом, шляпы, которые якобы давали людям возможность видеть в других сферах реальности.

Теория о том, что Глаз Гора была шляпой энтерогенных грибов, также может поддержать обозначение, которое египтяне олицетворяли этот глаз точно так же, как древние индуистские священники олицетворяли Сомка. Строго говоря. Египтяне олицетворяли Гора и Осириса глазами, так же как Риг Веда описывает растение Сомка и его эликсир как глаз. Египтяне олицетворяли Гора и Осириса солнцем, так как Риг Веда олицетворяет дух растения Сомы, который также дал божественное зелье как освещенное солнечное божество. Египтяне описывали Хоруса и Осириса как светящегося лунного божества, точно так же, как Риг Веда описывает растение Сомка и его зелье как светящееся лунное божество. Египтяне утверждали, что Глаз Гора может дать бессмертие тем, кто его поглотил, или зелье, сделанное из него, так же, как Риг Веда описывает растение Сомка и его зелье как способное дать бессмертие тем кто это сделал. Египтяне считали, что Глаз Гора был погружен, а затем удален из первоначальных вод, поскольку Риг Веда утверждает, что сома-завод появился из первоначальных вод и был земляной, съедобной частью этих вод. Из вышеизложенного и многих других фрагментов индуистских текстов, слишком много упоминаемых, можно сделать вывод, что Глаз Гора был почти наверняка египетским эквивалентом Сомы.

Скульптурная группа Рахерка и Мересанх. Известняк, роспись. 26 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Женщины в Древнем царстве и позже традиционно носили длинные прямые платья, закрывавшие тело от груди до голени. Такие платья также изготавливались из целого куска ткани, державшегося на теле за счет широких бретелей, часто закрывавших грудь. Обычно подобные платья изображаются облегающими, прекрасно передающими контур тела, хотя на практике, скорее, были не столь совершенными. Порой ткань платья расписывалась или же вышивалась бисером, бусами или амулетами. Поверх подобного платья в это время знатные дамы часто одевали полупрозрачные накидки, под которыми проглядывали украшения и контуры основного одеяния. Туники с рукавами были известны, тем не менее, уже с раннединастического периода, однако, судя по тому, что крайне редко встречаются на изображениях, не были популярны; более того, одеяния с рукавами носили практически только женщины.
В Среднем царстве короткое набедренное опоясание остается основным элементом мужского костюма, часто как внутренний элемент одежды, поверх которого надевалось длинное подобие юбки из более тонкой ткани. Верхняя повязка впереди была обычно длиннее, чем сзади и часто была плиссирована. Длинные повязки, завязывающиеся почти под грудью, также получили в эту эпоху широкое распространение, причем порой вельможи надевали сразу несколько таких одеяний.

Теория, представленная в этой работе, полностью поддерживает теорию Вассана. Кроме того, в работе содержатся текстовые и графические данные, свидетельствующие о том, что Осирис был Богом духовного возрождения, потому что он изначально воплощал Псилоци, Мухамарию Аманиту и, возможно, Аманиту Пантерина. Во-первых, как продемонстрировал выдающийся философ науки, Кун, профессиональное образование часто заставляет учащихся воспринимать вещи так же, как их профессора, часто в той степени, что заставить кого-то из групп смотреть на вещи по-другому очень сложно, Это не невозможно.

Статуя неизвестного чиновника, изображенного в длинной тунике. Известняк. 19 в. до н.э. Бруклинский музей. (с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Со Среднего царства в обиход входят и совсем просторные одежды, состоявшие из квадратного куска ткани, сложенного пополам; на сгибе делался вырез для головы, сбоку ткань подшивали, оставляя прорези для рук. Позже этот тип туники получит широкое распространение в Новом царстве. Во второй половине Нового царства широкое распространение получили длинные плащи, оборачивавшиеся вокруг тела, как одеяло.
В начале Нового царства древние формы костюма были заново переосмыслены и дополнены новыми деталями. При XVIII династии одежды для верхней части тела стали куда более изысканными, нежели раньше. Мужчины часто изображаются одетыми в широкие туники, сочетающиеся с обычными формами набедренных повязок. Самые короткие повязки достигали колен, длинные – касались нижней кромкой лодыжек. Известно, что для подобного опоясания требовался кусок высококачественной льняной ткани длиной 142 см и шириной 89 см. Такое одеяние зачастую было очень объемным. Иногда сверху на плечи набрасывалась накидка, которую драпировали вокруг левого плеча и стягивали сзади. Экземпляр такой накидки, сохранившийся в одной из фиванских гробниц, был выполнен из превосходного тончайшего льна и имел 188 см в длину и около 58 см в ширину. Позже в Новом царстве охотно носили и более объемные накидки, свободно закрывающие оба плеча.
Сдержанность и лаконичность, характерные для костюма начала Нового царства, постепенно сменились пышностью и невероятной декоративностью одеяний современников царей второй половины XVIII династии. Со времени правления Аменхотепа III все части одеяния были покрыты тончайшей плиссировкой, длинные туники обязательно закрывали ноги до нижней части лодыжек, а поверх традиционных элементов одеяния накидывались длинные полупрозрачные или же зимой, плотные накидки с рукавами. Туника часто подвязывалась широким поясом наподобие передника, часто плиссированным, обернутым вокруг ягодиц и стянутым впереди.

Теория, представленная в этой работе, является радикальным отходом от этих теорий, но она опирается на те же текстовые и графические доказательства. Во-вторых, египтологи обычно мало знают или ничего не знают, и по умолчанию они меньше заботятся о том, насколько сильно энтерогенные растения могут влиять на восприятие мира или в какой степени такие растения были традиционно используется в других культурах, например, для общения с предками, которые во многих случаях были божествами. Осирис был Патриархом фараонов, и общение с ним включало наиболее очевидное потребление его ботанических персонификаций, энтерогенных грибов.

Знатная дама Чепу. Фрагмент росписи из гробницы Небамона в Фивах. 14 в. до н.э. Бруклинский музей.с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Парик господина Аменмеса. Фрагмент рельефа из гробницы Именеминета в Саккаре. Известняк, роспись. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

С каждым поколением мода стремительно менялась, причем предпочтение отдавалось все более рафинированным и сложным формам костюма. В эпоху Рамессидов внешнее одеяние, похожее на длинную рубашку, небрежно подворачивалось кверху, из-за чего было видно находящееся под ним набедренное опоясание. Искусственный парик, сандалии из кожи, порой золоченой, или папируса, богатые ювелирные украшения и широкое ожерелье усех, жезл и посох дополняли внешний облик достойного египтянина Нового царства. Знатная дама могла украсить один из вариантов массивного парика живыми цветами лотоса и ароматическим конусом. В это же время рабочие, солдаты и бедняки довольствовались лишь традиционной короткой набедренной повязкой, удобной для повседневного труда.

Родственники художника Сеннеджема. Роспись из его гробницы в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

Женский костюм начала Нового царства состоял все из того же узкого длинного, но очень изящного платья, которое носили их предшественницы еще за века до них. Постепенно на женщинах появляются и длинные туники, подобные тем, что носили мужчины. К середине XVIII династии женский костюм претерпевает значительные изменения, став очень изысканным и нарядным. Несмотря на то, что для женского одеяния порой использовался такой же кусок ткани, что и для мужского, конструировалось оно иначе. Типичное женское платье изготовлялось из фрагмента хорошего льна как минимум 200 см в длину и 100 см в ширину, плиссированного и бахромчатого по краям. Отрез ткани оборачивался сначала вокруг нижней части торса, затем драпировался через плечи и в итоге завязывался особым узлом под грудью. Таким образом, без единого стежка создавалось пышное полупрозрачное одеяние, формой напоминающее изысканное платье, элегантное и практичное под палящим африканским солнцем.

Знатная семья. Факсимильная копия росписи из гробницы Ипуи в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Автор фото неизвестен.

Конечно же, особенно богатым и символичным, издревле было одеяние членов царской семьи. Все основные виды царского костюма а также многие виды царских корон и скипетров впервые засвидетельствованы на памятниках, отстоящих от нашего времени на пять-шесть тысяч лет. На палетке Нармера царь в образе могучего быка повергает вражескую крепость и преследует противников, спасающихся бегством; с древнейших времен привязывавшийся к набедренному опоясанию фараона бычий хвост демонстрировал силу царя. Змея–урей, дочь солнечного божества, на протяжении веков являвшаяся центральным символом египетского царского дома, помещается, свернувшись кольцами, на лбу повелителя. Короны, которые боги возлагают на царя во время коронации, - это не только знаки отличия его ото всех остальных смертных, но и сильнейшее магическое орудие, помогающее ему как в жизни земной, так и в жизни загробной, бессмертные символы, имеющие тесную связь с миром вышним. «Как счастливы те, кто видит царя в диадеме с чела Ра, - говорится в «Текстах пирамид», - в переднике, дарованном богиней Хатхор, перо (на короне) его – перо сокола (т.е. Хора)». Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот; более того, в «Текстах саркофагов» хеджет описывается как истинное воплощение самого Тота. Одновременно, Белая корона также символизировала Око Хора, змею-урей и нож из метеоритного железа, которые отражали своим пламенем и сиянием любых врагов богов и царя. Корона связывает царя с его предками и потомками, помогает в мире ином обрести просветление и, присоединившись к сонму бессмертных божеств, обрести новое существование среди нетленных звезд в северной части неба. Другая корона, уререт – «та, что делает великим», согласно «Текстам пирамид», не только способствовала его скорейшему воссоединению с божествами, но и давала ему право на власть и первенство среди просветленных духов. Текст «Книги мертвых» утверждает, что эта корона является великим символом Ра и Осириса: «Его диск, - это твой диск, его лучи – это твои лучи, его корона уререт – это твоя корона уререт, его величие – это твое величие, его восход – это твой восход».
Вместе с дешрет, красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти – корону Обеих земель, наиважнейший и, наверное, самый распространенный на изображениях головной убор египетского царя.

Корона "па схемти", украшенная венком из уреев. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Головной убор «немес». Фрагмент ушебти Рамсеса IV. Известняк, роспись. 12 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Головной убор немес, получивший столь широкую известность благодаря погребальной маске Тутанхамона и представлявший собой платок из плиссированной ткани, также был очень символичным. Как и короны, священная ткань, из которой изготовлялся немес, считалась воплощением сияния и света, а кроме того, цветовая гамма его золотых и лазуритовых полосок символизировала соответственно божественную плоть и божественные волосы.

Корона «атеф», установленная на классическом трехчастном парике. Фрагмент статуи Птаха-Сокара-Осириса. Дерево, роспись. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Царская головная повязка "хат", распространенная в ритуалах заупокойного культа. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Среди других распространенных головных уборов царя следует упомянуть большую корону атеф, состоявшую из белой короны Верхнего Египта, обрамленной двумя страусовыми перьями; атеф считалась особо парадным головным убором, который фараон одевал во время торжественных богослужений. За ней по значимости следуют корона хену, в которой перья и солнечный диск, укрепленные на платформе, сочетались с двумя видами бараньих рогов; корона хемхемет, особенно популярная в греко-римское время, состоящая из трех связок тростника и солнечных дисков, помещенных на бараньи рога и платформу.

Рамсес II в короне «хепреш». Диорит. 13 в. до н.э. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Как в битве, так и в мирное время фараон часто одевал синий кожаный «шлем» хепреш, на лбу которого вздымалась священная кобра или золотой «шлем» хаит, покрытый, как и хепреш, десятками маленьких кружочков, символизирующими солнце. На короткий синий «ливийский» парик ибес царь мог возложить , или же надеть корону чени, состоявшую из двух перьев, уреев и солнечного диска, установленных на бараньих рогах.

Корона хаит. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Корона «чени», установленная на немесе. Фрагмент скульптурной группы Рамсеса II, Амона и Мут. Гранит. 13 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

"Ливийский" парик "ибес". Фрагмент статуи Тутмоса IV. Гранит. 15 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 1998 г.

Благодаря коронам царь не только получал равноправие с богами в ином мире, но и становился живым богом на земле; увенчав голову священными эмблемами, право на которые он получал во время коронации, он тотчас воссоединялся с божественной сутью своих небесных родителей.
Одеяния, которые носил царь, также очень разнообразны. Все они восходят к древнему ритуалу, во время которого культовую статую бога «оборачивали в свет», символом которого было освященное полотно. Основу царского одеяния составляла плиссированная набедренная повязка, шендит, которая засвидетельствована на самых древних изображениях египетских властителей.

Повязка "шендит" на царе, классические длинные платья на богинях. Скульптурная группа царя Менкаура с Хатхор и покровительницей нома. Граувакка. 25 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Она дополнялась самыми различными передниками, зачастую изготовлявшимися из золота с использованием драгоценных камней и техники перегородчатой эмали; эти передники были подлинными шедеврами ювелирного искусства, их декорировка часто восходила к орнаменту риши – символическому изображению радужных перьев священных птиц или богинь, своими крыльями защищающих царственную персону. Набедренное опоясание могло комбинироваться с льняной рубашкой с короткими рукавами, иногда расшитой, а также с широкой полупрозрачной накидкой из плиссированного льна, закрывающей всю фигуру. Существовали и особые церемониальные одежды, такие, как, например, сохранившееся на рельефах храма Амона в Луксоре, роскошное «Хорово одеяние», имитирующее детали оперения священного сокола , одевая которое, царь Аменхотеп III магическим образом становился воплощением небесного божества. В гробнице Тутанхамона было обнаружено другое не менее уникальное дополнение к коронационному костюму фараона – т.н. золотая кольчуга Это церемониальное украшение состояло из массивного ожерелья усех, выполненного в технике перегородчатой эмали, к которому с помощью двух «лент», собранных из сотен ювелирных изображений перьев, крепилась фигурная пектораль и основная масса одеяния, состоявшая из множества золотых, лазуритовых, бирюзовых и сердоликовых бусин, также имитировавших божественное оперение.
Среди скипетров, постоянно встречающихся в руках египетских царей, отметим знаменитые хекет и нехеху – «крюк» и «плеть», также являвшиеся атрибутами бога Осириса, и скипетр хереп, использовавшийся для освящения даров, приносимых в храм и считавшийся воплощением бога Тота.
Не менее сложная и разнообразная символика лежала и в основе костюма египетских цариц. Одеяния супруг правителей Древнего царства поражают не только свои изяществом, но и лаконичностью: на ней длинное облегающее платье из льняной ткани, на голове – классический трехчастный парик, в основе которого порой скрывается небольшая диадема с изображением священной змеи.

Царь Менкаура с супругой - Хамерернебти II. На нем - опоясание "шендит" и платок "немес", на ней - длинное классическое платье и трехчастный парик. Граувакка. 25 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искуccтв. (с) фото - MFA

Этот строгий и одновременно величественный костюм начнет претерпевать значительные изменения только в Среднем царстве. Появляется знаменитый «хаторический» парик, заканчивающийся на груди двумя характерными массивными буклями и придающий царице облик богини любви.

Один из ранних примеров "хаторического" парика. Статуя царицы Нефрет, супруги Сенусерта II. Гранодиорит. 19 в. до н.э. Каир, Египетскйи музей (с) фото мое, 1998 г.

В 1914 году в пирамидном комплексе Сенусерта II в эль-Лахуне было обнаружено погребение его дочери Сатхатхориунет. Среди выдающихся произведений ювелирного искусства, найденных в гробнице принцессы, особо следует упомянуть ее головной убор – массивную золотую диадему, украшенную цветами лотоса, выполненными в технике перегородчатой эмали, фигурой урея, инкрустированной полудрагоценными камнями и двумя стилизованными соколиными перьями. Диадема одевалась на парик, многочисленные косички которого были украшены небольшими цилиндрами из золотой фольги.

Реконструкция головного убора Сатхатхоиунет. Музей Метрополитен. Оригинал диадемы - золото, инкрустации, 19 в. до н.э. Каир, Египетский музей (с) фото - ancient-egypt.org

В эпоху Нового царства наиболее характерной короной «великой супруги царской» была шути. Этот колоссальный головной убор состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе - модиусе. Платформа в свою очередь помещалась на чеканного золотого коршуна, священную птицу богинь Нехбет и Мут, фигура которого сверху покрывала синий парик царицы; одновременно между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск.

Шути, широкое ожерелье "усех", скипетр хетес. Под париком видны собственные волосы, причесанные на прямой пробор. Фрагмент скульптурной группы Аменхотепа III и царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

История короны шути уходит в глубокую древность: двумя перьями на рельефе, происходящем с Синайского полуострова, увенчана голова фараона Снофру, отца Хуфу. Два пера продолжают быть важным элементом царской иконографии как в Среднем, так и в Новом царствах. Только со времени правления XVIII династии, этот убор становится прерогативой главной царской супруги, выделяя ее из числа других цариц, обитательниц гарема. Также являющаяся атрибутом некоторых мужских божеств, таких как Амон, Мин и Монту, корона шути символизировала двойственные силы вселенной: запад и восток, Верхний и Нижний Египет, Шу и Тефнут, Исиду и Нефтиду, холмы горизонта, между которыми восходит солнце и, наконец, правый и левый глаз бога. «Твои два пера (шути) стремятся к небу. Да увидишь ты ими небеса, - говорится в одном из солнечных гимнов эпохи XVIII династии, - Восток твой – у твоего левого глаза, запад твой - у твоего правого глаза. Глаза твои - на голове твоей, как два пера».

Т.н. "круглый" или "нубийский" парик. Крышка канопы царицы Кийа. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

В это же время головные уборы цариц, в основном младших, украшает изображение двух газелей, сюжет ранее известный только по изображениям и диадемам принцесс азиатского происхождения, так как при этих дворах газель почиталась в качестве эмблемы женщины царской крови. В Египте этот образ трансформировался в двойной символ Исиды и Нефтиды, отличительный знак дам из царского гарема. Самый древний памятник с изображением газелей, обнаруженный на территории Египта, это восхитительная диадема из электрума, обнаруженная в погребении гиксосской принцессы (XVI в. до н.э.) в эль-Сальхгийе (восточная Дельта), хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. По настоящему «варварское» с точки зрения египетского искусства украшение, диадема украшена чередующимися изображениями четырех газелей и цветов с острыми лепестками. В центре диадемы расположена голова оленя с массивными ветвистыми рогами.

Фрагмент диадемы гиксосской принцессы из эль-Сальхгийе. Электрум. 16 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Принцесса Сатамон. Фрагмент ее кресла. Дерево, золото, инкрустации. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 2000 г.

В эпоху XVIII династии диадемы уже только с двумя газелями встречаются на изображениях царицы Яхмес-Нефертари, дочерей вельможи Менна, ставших царскими наложницами, дочери Аменхотепа III принцессы Сатамон; при XIX династии – на изображениях принцесс дома Рамсеса II. Еще одна великолепная золотая диадема с изображением газелей, принадлежавшая одной из трех сестер - сирийских жен Тутмоса III и обнаруженная в их общей гробнице, также хранится в музее Метрополитен.

Реконструкция одного из головных уборов, найденных в гробнице сирийских жен Тутмоса III в Вади Куббанет эль-Кируд. Оригинал - 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Говоря о коронах египетских цариц, следует особо остановиться на так называемом «высоком синем головном уборе» Нефертити, который, со времени находки Людвигом Борхардтом в 1912 году уникального бюста царицы, широко известен, если не сказать знаменит. Справедливости ради следует отметить, что бюст из мастерской Тутмоса далеко не единственный памятник, изображающий царицу в ее парадном уборе.

Скульптурный портрет Нефертити в высоком синем парике. Совмещенные ракурсы. Известняк. 14 в. до н.э. Берлин, Египетский музей (с) фото - SMPK

Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор – коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. Нефертити вовсе не была первой царицей, на чью голову одевался высокий синий убор. Корона подобной формы засвидетельствована на рельефных изображениях Тейе, супруги Аменхотепа III, представленной в виде сфинкса в храмовом комплексе в Седеинге (Нубия), где она была обожествлена и почиталась еще при жизни. Идентичность убора Тейе и убора Нефертити не вызывает сомнений. Кроме того, высокий головной убор носила еще одна царица – Мутноджемет, сестра Нефертити и супруга царя Хоремхеба.

Мутноджемет в облике азиатского сфинкса в высоком парике, украшенном цветами. Рельеф на престоле скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет. Гранит. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Споры по поводу происхождения загадочного убора все еще не утихают. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза о его азиатском происхождении. Прежде всего, самые ранние точные аналогии изображениям Тейе и Мутноджемет в виде крылатых женских сфинксов в высоких головных уборах сохранились на пластинах из слоновой кости, обнаруженных при раскопках города Мегиддо в Сирии. Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет. Отметим также, что высокий синий парик, название которго, увы, нам не известно, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе.

Сохранилось огромное количество изображений одеяний египетских цариц. Их основой всегда было узкое платье из белого льна, которое подвязывалось красным поясом, символизировавшим богиню Исиду. На это платье часто надевалась полупрозрачная туника из плиссированной ткани, либо особая сетка из бус, которая при ходьбе издавала мелодичный звон, а кроме того, сама по себе часто являлась защитным амулетом: бусины в сетке имели форму самых различных священных знаков, зачастую складывавшихся в систему имен супруга «госпожи Обеих земель». В согнутой руке царица часто держит особый скипетр – хетес, имеющий форму удлиненного цветка лотоса.

Andrews С. Ancient Egyptian Jewellery. – London, 1996.
Craig Patch D. Tutankhamun’s Corselet: a Reconsideration of its Function.// BES 11 (1991/92), pp. 57-77.
Egypt Golden Age: The Art of living in the New Kingdom. – Boston, 1982, pp. 170-181.
Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, p. 189-193.
Goebs K. Some Cosmic Aspects of the Royal Crowns. // Proceedings of the 7th International Congress of Egyptologists, Cambridge. - Leuven, 1998, pp. 452-458.
Inventaire iconographique des statues en manteau jubilaire de l’époque thinite jusqu’à leur disparition sous Amenhotep III. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. – Le Caire, 1993, pp. 499-530.
Mysliwiec K. Quelques remarques sur les couronnes à plumes de Thoutmosis III. // Mélanges Gamal Eddin Mokhtar. Vol. I. – Le Caire, 1985, pp. 149-166.
Podgórski T. The Horus Dress as Represented in the Temple of Amenhotep III in Luxor.// Studies in Ancient Art and Civilization 4. - Krakow, 1992, pp. 27-31.
Russmann E. Vulture and Cobra at the King’s Brow. // Cheef of Seers. Egyptian studies in Memory of Cyril Aldred. – London, 1997, pp. 266-284.
Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala, 1986.

Цит. с дополнениями по: Солкин В.В. Костюм // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

Илл. наверху: Фрагмент статуи царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.