Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником. Технология обработки нижнего и боковых срезов фартука Изготовление швейного изделия «фартук»

Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником. Технология обработки нижнего и боковых срезов фартука Изготовление швейного изделия «фартук»

МОУ «Акбулакская СОШ №1»

ПРОЕКТ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ «ФАРТУК»

Выполнила:

Журавлёва Татьяна

ученица 5 «А» класса,

Акбулакской СОШ № 1

Руководитель:

Журавлева

Марина Анатольевна,

учитель технологии,

Акбулакской СОШ №1

Акбулак

Введение……………………………………………………...……….………….3

Основная часть……………………………………………………....…………....4

1 Исследование проблемы………………………………………………….….4

2 Банк идей и предложений……………………………………………....……6

3 Технологическая часть…………………………………………………….…8

а) Чертёж…………………………………………………………………...…8

б) Технологическая карта………………………………………………..…...9

4 Экономическая и экологическая оценка…….…………………………….15

Заключение......………………………………………………………………….16

Литература..……………………………………………………………………..17

Введение

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим - фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки есть фартук, а у меня же его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить, что такое фартук;

Узнать, когда появились первые фартуки, какие они были раньше;

Исследовать ткани для пошива фартука;

Описать процесс изготовления фартука;

Сшить аккуратный фартук.

Основная часть

1 Исследование проблемы

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV () повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»

(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название «ситец » пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

2 Банк идей и предложений

Модель №1. Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на нее накладными карманами.

Акбулакская СОШ № 1,

тел. служебный 224-61

Технологическая карта урока по технологии

учителя ГБОУ СОШ№ 425

Скитской Инны Сергеевны

уроки № ______

«Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тема: Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Задачи:

    дать представление о способах обработки срезов изделия;

    дать представление о необходимости умения обработки срезов в домашнем хозяйстве

    научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте

Планируемые результаты

Предметные:

    знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

    умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижнего и боковых срезов фартука

Метапредметные:

    Познавательные : сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану)

    Регулятивные : целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

    Коммуникативные : диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные:

    формирование мотивации и самомотивации изучения темы,

    развитие готовности к самостоятельнымдействиям,

    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

    проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

    математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки,

    русский язык « Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа по технологии 5 класс к УМК Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) Составитель:Логвинова О.Н.2015г

Презентации к уроку, проектор, компьютер.

Швейное и утюжильное оборудование

Карточки с машинными швами.

Для учащихся:

Учебник «Технологи ведения дома» Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) – стр.117, 129,131-138

Рабочая тетрадь

Образцы швов в тетради

Видео материал на канале «Технология творчества»

Готовые фартуки, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Актуализация необходимых знаний

Учит различать материалы и инструменты. Показывает выполнение швов на швейной машине, утюжильные работы, образцы изделий. Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука.

Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:

    тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1, 2)

    Повторение инструктажа при работе с утюгом и на швейной машине (Приложение №5,6)

Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом и инструментами, делают вывод.

Оценивают свой результат.

Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя

Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом и на швейной машине

Мотивация познавательной деятельности

    Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок (фотографии приложение №7, видео)

    Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

    Обработка срезов фартука – для чего?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым срезом.

Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

    Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний:

    проверка правильности выполнения машинных швов учащимися;

    оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани

    Целевые обходы:

    инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    рациональное использование учебного времени учащимися.

    Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине и при утюжильных работах.

    Инструкционные карты по выполнению машинных швов Приложение №3

Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка нижнего и боковых срезов фартука», контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Осуществляемые действия:

    самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Подведение итогов

    Анализирует выполнение практической работы учащимися

    Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся

    Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке

    Предлагает учащимся выполнить дома подгибку кухонного полотенца вместе с родителями

Участвуют в сравнении выполненных работ.

Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе.

Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания:

Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул швом вподгибку с закрытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся свободно и быстро заправляют швейные машины, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ.

Осваивают приемы работы на швейной машине и с утюгом

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания выкладываются в закрытой группе в контакте для учащихся 5 классов, где все учащиеся в одной параллели могут оценить и сравнить свои результаты с остальными учащимися

Приложения

    Тест по теме «Машинные швы»

    Презентация для повторения темы «Машинные швы»

    Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

    Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

    Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

    Требования ТБ при работе с утюгом

    Фотографии готовых работ

    Инструкции по ТБ находятся на каждом рабочем месте в кабинете технологии

Приложение №1

Тест по теме машинные швы

1.На какие три группы делятся все машинные швы?

Найдите лишнее

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы?

Выбрать правильный ответ

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) ля временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным?

Выбрать правильный ответ

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым?

Выбрать правильный ответ

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы?

Выбрать правильный ответ

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

Тест разработан Александровой Ж.В. – учителем технологии ГБОУ гимназии №399

Приложение №2

Презентация «Повторение машинных швов»

Приложение №3

Приложение№4

Раздаточный материал карточки «КРАЕВЫЕ ШВЫ»

Название шва, схема, ТУ

Образец

Вподгибку с открытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

ТУ ширина шва

4-40мм

Ширина первой подгибки

Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

    Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

    Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

    Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

    После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

    При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

    Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

    Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

    После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

    Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

    Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.

остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.

Снятие мерок.

Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

1. Обхват талии От

Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.

2. Обхват бедер Об

Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.

3. Длина грудки Дгр

Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука

4. Длина изделия Ди

Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука

Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

От -60 см
Об = 80 см
Дгр = 22 см
Ди = 45 см

Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер - Сб.

Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

Полуобхват талии Ст = 30 см

Полуобхват бедер Сб = 40 см

Длина грудки Дгр = 22 см

Длина изделия Ди = 45 см

1 этап. Построение основных линий чертежа

1.1 Линия середины фартука

Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

1.2. Линия уровня талии

Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом (Т1, Т2, Т3 и т.д.)

2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

2.1. Линия низа

От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию - это будет линия верхней части фартука (грудки)

Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, - буквой В с цифрой (В1, В2, …).

3 этап. Построение линий ширины частей фартука

3.1. Ширина верхней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

3.2 Ширина нижней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

4 этап. Построение пояса фартука

Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 - это точка конца пояса фартука.

Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.

5 этап. Построение бретелей фартука

На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса - 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.

Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

По верхнему срезу фартука выполняют машинные сборки. Сборки применяют как способ создания формы на выпуклость живота и в качестве отделки изделия.

Для образования сборок по верхнему срезу фартука проложи, отступая от среза 5 мм, две параллельные машинные строчки со слабым натяжением верхней нитки. Расстояние между строчками равно ширине машинной лапки (рис. 41).

Верхний срез фартука стяни за две нижние нитки проложенных машинных строчек до величины мерки С т. Концы ниток завяжи на узелки, чтобы сборки не распустились. Затем образовавшиеся сборки распредели равномерно по всей ширине фартука (рис. 42).

Рис. 41. Машинные строчки Рис. 42. Распределение сборок

для образования сборок по ширине

Таблица 17. Обработка пояса

№ п.п. Изображение
Сметай и стачай две детали пояса по намеченной линии
Удали нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжь
Сложи деталь пояса пополам, лицевой стороной внутрь. Сметай концы пояса на расстоянии 9 мм от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно мерке С т
Обтачай концы пояса на расстоянии 10 мм от срезов
Удали нитки сметочной строчки. Срежь припуски шва в уголках, не доходя до машинной строчки 3 мм. Сделай дополнительные надрезы в местах, где заканчиваются машинные строчки
Выверни пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметай пояс прямыми стежками
Приутюжь пояс

Таблица 18.Обработка верхнего среза фартука притачным поясом

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи пояс на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая середину пояса с серединой верхнего среза фартука. Приколи один срез пояса булавками
Приметай один срез пояса со стороны основной детали фартука на расстоянии 8 мм от срезов. Удали булавки и притачай со стороны пояса по намеченной линии. Удали нитки временного назначения
Отогни пояси припуски шва вверх. Второй срез пояса подогни на изнаночную сторону на 8 мм и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны фартука в шов притачивания пояса. Удали нитки заметочной строчки и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

§25. Особенности конструирования, моделирования и изготовления фартука с нагрудником

Описание модели. Фартук с нагрудником из х/б ткани прямой формы с мягкими складками по линии талии и накладными карманами (рис. 43). Нагрудник выполнен с бретелями и соединяется с основной деталью фартука поясом с завязывающимися концами. Низ и боковые срезы фартука обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.



Снятие мерок. Общие правила снятия мерок смотри в § 23.

Для построения выкройки фартука с нагрудником дополнительно снимают две мерки (рис. 44): длина нагрудника (Д н) и ширина нагрудника (Ш н). Эти мерки зависят от выбранной модели. Но их можно не измерять и при построении чертежа (рис. 45) использовать как постоянные величины: длина нагрудника - 15 см, ширина нагрудника - 14 см.

Рис. 43. Фартук с Рис. 44. Снятие мерок для построения

нагрудником выкройки фартука с нагрудником

Рис. 45. Построение выкройки фартука с нагрудником:

а - основная деталь фартука с нагрудником; б - бретель; в – пояс

Чертеж фартука с нагрудником строят в последовательности, изложенной в таблице 19.

Таблица 19. Построение чертежа фартука с нагрудником