Премия журналистам как называется. Эксперты: Пулитцеровская премия по журналистике стала отражением политического мейнстрима

Премия журналистам как называется. Эксперты: Пулитцеровская премия по журналистике стала отражением политического мейнстрима

Скоро российской телевизионной премии "ТЭФИ" стукнет 10 лет. Для отечественного медиа-рынка это очень большой срок. На Западе вручать телевизионные и журналистские награды начали намного раньше. Две самые известные награды в области журналистики - Пулитцеровская премия и "Эмми" (Emmy) - хотя и размещаются географически в Америке, давно приобрели международное значение. Пулитцеровская премия дается по завещанию американского медиа-магната начала прошлого века - выходца из Венгрии Джозефа Пулитцера, который поощрял движение "разгребателей грязи" - журналистов, разоблачавших недобросовестных чиновников. Премия дается с 1917 года - прежде всего за достижения в области печатной журналистики (туда же входят фотоработы и рисунки), а также за литературные произведения и в области музыки. Ежегодно жюри отбирает из около 2 тысяч заявок лишь 21 победителя, 20 из которых получает по $7500, а один - в категории "Служба обществу" - довольствуется золотой медалью. Правда, эта категория присуждается только газете. Обладателем семи пулитцеровских наград является знаменитая американская газета New York Times. Пулитцеровская премия считается одной из самых объективных и заслуженных наград. Лишь один раз ее вручили президенту США - и то не за деятельность на президентском посту: Джон Кеннеди в 1957 году был отмечен призом за автобиографическую книгу. Премия ориентирована прежде всего на американцев. Исключение сделано для исторической категории: автор может быть любой национальности, но его труд обязательно должен быть посвящен истории США. В области журналистики на Пулитцеровскую премию претендовать могут и неграждане США. Однако номинируемая на награду статья должна быть напечатана в газете, издающейся в Соединенных Штатах. Для телевизионщиков нет ничего дороже премии "Эмми", которую вручает Национальная академия телевизионных искусств и наук США. Изначально премия создавалась ведущими телевизионными и голливудскими деятелями, которых беспокоило тогда еще шаткое будущее телевидения. Сегодня число академиков выросло с 50 до 13 тысяч - это самая большая телевизионная профессиональная организация в мире. У награды есть несколько секций - от региональных до международной. Последняя вручается лучшим телевизионным программам, произведенным за пределами США. В полуфинал "Эмми" этого года вышел российский телесериал "Бригада". Поскольку премия ориентирована на промоушн всей телевизионной индустрии, она дается не только телепрограммам или тележурналистам. К примеру, в 2001 году "Эмми" получила видеокамера Hitachi, пишущая на DVD, - в номинации "За революционное открытие в области бытовых видеокамер". Помимо пафосных наград вроде "Эмми", на Западе популярны различные премии, связанные с поддержкой свободы слова. Так, международный журналистский приз дается организацией "Репортеры без границ", базирующейся во Франции. Одним из ее лауреатов стал российский военный журналист Григорий Пасько, сидевший в то время в тюрьме по обвинению в шпионаже. Так что премию получала его жена. Похожую награду в области поддержки прав человека вручает британский фонд Amnesty International. Различные международные ассоциации прессы - например, Международная газетная ассоциация (WAN) (тоже находящаяся во Франции) - также вручают собственные награды за достижения и заслуги в области свободы слова.

Содержание статьи

ПУЛИТЦЕРОВСКИЕ ПРЕМИИ, присуждаются в США за выдающиеся достижения в области журналистики, литературного творчества (художественной литературы и драматургии) и музыки. Вручаются ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета по рекомендациям Совета по Пулитцеровским премиям. Присуждение премий проходит под эгидой факультета журналистики Колумбийского университета. По условиям соглашения между университетом и Дж.Пулитцером , заключенного в 1903, а впоследствии вошедшего в текст завещания Пулитцера от 16 апреля 1904 и детально расписанного в уставе премий, денежную часть премий составляет ежегодный доход от Пулитцеровского фонда в 550 тыс. долл. Этот фонд, в свою очередь, образован из 2-миллионного пожертвования Дж. Пулитцера университету.

С момента первого вручения премий в 1917, попечители университета и члены совета по Пулитцеровским премиям строго следовали заветам их основателя. Хотя правом награждать премиями обладают попечители университета, именно совету принадлежит решающий голос при принятии решений о вручении, невручении или о новых критериях присуждения премий. Вначале совет состоял из 13 членов. К середине 1990-х годов их насчитывалось уже 17. Созданный в 1912, совет получил наименование Консультативного совета факультета журналистики. В 1950 совет был переименован в Консультативный совет по Пулитцеровским премиям, а в 1979 – в Совет по Пулитцеровским премиям.

Согласно уставу премий, номинации в области журналистики заявляются в письменной форме не позднее 1 февраля календарного года. Номинации по литературе должны быть заявлены не позднее 1 июля для книг, выпущенных между 1 января и 30 июня, и не позднее 1 ноября для книг, выпущенных между 1 июля и 31 декабря (книги, подготовленные к изданию в период ноября-декабря, должны быть представлены на рассмотрение в виде верстки). Номинации по журналистике могут быть заявлены от имени любого человека в любой момент текущего премиального периода. Все предложения на номинацию снабжаются копиями редакционных статей, репортажей, карикатур или фотографий. 4 экземпляра каждой книги, выдвинутой на премию по литературе, посылаются секретарю совета не позднее указанной даты.

На премию в области драматургии могут быть выдвинуты пьесы, поставленные в течение 12 месяцев между 2 марта и 1 марта. Заявки на номинацию в области музыки посылаются не позднее 1 марта для произведений, обнародованных между 15 марта предыдущего года и 1 марта текущего года. Драматические и музыкальные произведения могут номинироваться при условии, что члены совета ознакомлены с их публичным исполнением.

Премии по журналистике.

В середине 1990-х годов ежегодно присуждалось 14 премий по журналистике: золотая медаль за общественные заслуги и 13 премий по 3 тыс. долл. каждая за произведение, опубликованное за премиальный период в американской ежедневной, воскресной или еженедельной газете. Эти премии присуждаются за 1) выдающиеся общественные заслуги американской газеты; 2) лучший репортаж о конкретном событии; 3) лучший репортаж-расследование местного значения (одна статья или серия статей), созданный отдельным журналистом или творческим коллективом; 4) лучший критический материал; 5) лучший комментарий; 6) лучший репортаж на общенациональную тему; 7) лучший репортаж по международной проблематике, в том числе и материалы корреспондентов при ООН; 8) лучший редакционный материал, где критерием качества являются ясность стиля, моральный пафос, убедительность аргументации и способность повлиять на общественное мнение в верном, по мнению автора, направлении; 9) лучшая карикатура, где основными критериями качества являются ясное выражение идеи в рисунке, хорошая рисовальная техника и яркая выразительность, а также обращение автора к общественно значимой проблеме; 10) лучший фоторепортаж местного значения; 11) лучшая художественная фотография; 12) лучший очерк при условии высокого качества стиля и оригинальности; 13) лучший аналитический материал, освещающий сложную и важную проблематику; и 14) лучший материал скандально-сенсационного характера.

Литература, музыка и прочие категории.

В области литературы вручаются шесть Пулитцеровских премий по 3 тыс. долл. каждая. Они присуждаются за 1) лучшее произведение художественной прозы, принадлежащее писателю-американцу, изданное в виде книги и предпочтительно посвященное проблемам американской жизни; 2) американская пьеса, предпочтительно оригинальная по сюжету и посвященная американской жизни; 3) лучшее произведение по истории США; 4) лучшая биография или автобиография, написанная американским автором; 5) лучшее поэтическое произведение, созданное американским автором; 6) лучшая книга публицистики, созданная американским автором и не подпадающая под прочие категории. В области музыки вручается Пулитцеровская премия (первоначально – музыкальная стипендия) в размере 3 тыс. долл. Ежегодно присуждается за «выдающееся музыкальное сочинение американского композитора в любой крупной форме, в том числе камерные, хоровые и оркестровые произведения, опера, песня, танец или иное произведение музыкального театра, премьера которого состоялось в США в текущем году». Есть также три стипендии для зарубежных поездок по 5 тыс. долл. каждая, присуждаемые выпускникам факультета журналистики по представлению преподавательского совета; одна стипендия в 5 тыс. долл. вручается выдающемуся выпускнику, изъявившему желание специализироваться в области театральной, музыкальной, литературной, кино- или телевизионной критики. Время от времени вручаются специальные премии журналистам и писателям, газете или издательству в знак признания их выдающихся заслуг и достойных Пулитцеровской премии, но не получивших ее ни в одной из существующих категорий.

Отбор лауреатов.

Решения по премиям принимают назначаемые университетом для каждой категории специальные жюри. Каждое жюри составляет список из трех кандидатов в алфавитном порядке и передает его совету по Пулитцеровским премиям. Совет изучает все необходимые материалы и произведения номинантов, после чего направляет свои рекомендации попечителям, которые одобряют сделанный советом выбор и незамедлительно объявляют имена лауреатов, не проводя официальной церемонии. Совет вправе присудить премию любому претенденту вне зависимости от рекомендаций номинирующего жюри. Члены жюри, члены совета или попечители не вправе участвовать в обсуждении и голосовании, если врученная премия может принести выгоду им лично или представляемым ими организациям. Членство в совете для каждого лица ограничено тремя трехгодичными сроками. Вакансии заполняются путем голосования, в котором принимают участие действующие члены совета.

В завещании Пулитцера шла речь всего лишь о 3-х журналистских номинациях (так же премия вручается в области литературы и музыки). Со временем количество номинаций варьировалось; сейчас, по решению Пулитцеровской комиссии, номинаций в сфере журналистики четырнадцать.

За редакционный комментарий

В 2006 году победа досталась журналистам газеты The Oregonian. Журналисты Рик Эттиг и Дуг Бэйтс не побоялись создать серию материалов об оскорбительном, жестоком обращении с пациентами забытой властями психиатрической больницы в Орегоне.

За служение обществу

Нередко детям «сходят с рук» их шалости. Но иногда эти шалости перерастают в нечто опасное для общества – нельзя допустить, чтобы и это оставалось безнаказанным. В 2012 году премию «За служение обществу» получила газета The Philadelphia Inquirer, опубликовавшая ряд материалов о детской жестокости. Газета призывала принять реформы, повышающие уровень защиты учеников, студентов и преподавателей.

За мастерство

В 1998 году премия «За мастерство» была присуждена журналисту Chicago Tribune. Пол Салопек стал автором серии публикаций под названием «По правде говоря, мы все одинаковые». В своих материалах Салопек писал о генетической связи между всеми людьми.

За освещение местных новостей

В 2007 году лучшими публикациями о местных новостях была признана серия материалов под громким названием «House of Lie$» («Дом лжи»). В них автор – журналистка The Miami Herald Дэбби Кэнзипер – рассказала о лжедеятельности агентства по недвижимости Маями.

За раскрытие национальной темы

В 2010 году победителем стал Мэтт Ритчел, журналист The New York Times. Тема, которую освещал Ритчел, актуальна до сих пор и стала не только национальной, но и мировой: журналист писал об опасности использования мобильных телефонов и прочих электронных девайсов во время вождения. Своими материалами Ритчел хотел простимулировать водителей концентрироваться исключительно на управлении автомобилей.

За международный репортаж

В 1999 году победа в номинации одержала редакция The Wall Street Journal за аналитическое освещение финансового кризиса… в России, самого тяжелого кризиса в российской истории. Стоит отметить, что публикации, связанные с Россией, не единожды побеждали в номинации «За международный репортаж».

За карикатуры

Карикатуры в контексте журналистики практически всегда связаны с политическими историями. Но зачастую карикатуристы прибегают и к социальным темам. Так, в 2011 году лучшим карикатуристом стал Майк Киф; одной из самых ярких (во всех смыслах) его работ стала карикатура «Пробка».

За очерк

Автором лучшей серии очерков в 2003 году стала Соня Назарио, журналист Los Angeles Times. Она опубликовала историю «Путешествие Энрике», состоящую из шести глав – историю о том, как мальчик из Гондураса искал свою маму, которая мигрировала в США, когда её сын был еще совсем маленьким.

За выдающуюся подачу сенсационного материала

Журналисты газеты Tuscaloosa News (штат Алабама) одержали победу в этой номинации в 2012 году. Победа была присвоена газете за мультимедийный проект о смертельном торнадо: помимо публикаций, сделанных в самой газете, на сайте открылись разделы для публикации фото и видеозаписей, а также специальный сервис для поиска пропавших людей. Примечательно, что даже после разрушения типографии, в которой печатали газету, власти штата приказали редакции продолжить выпускать газету в другом месте.

За выдающееся расследование

За всю историю Пулитцеровской премии случалось, что победу в той или иной номинации не присуждали никому. А в 2015 году в номинации «За выдающееся расследование» победителями были признаны сразу два разных издания! Ими стали The New York Times за публикации о взяточничестве среди прокуроров и The Wall Street Journal за проект «Medicare Unmasked» («Незамаскированное медицинское страхование») в рамках которого американцы получили доступ к ранее конфиденциальной информации о поставщиках медицинских услуг.

За новостную фотографию

В 2007 году премию в этой номинации получил Одед Бэлити за фотографию, опубликованную агентством Associated Press. На снимке запечатлено, как еврейская женщина в одиночку противостоит израильским войскам, целью которых было прогнать незаконных поселенцев с Западного берега реки Иордан.

За комментарий

Награда «За лучший комментарий» в 2002 году была присуждена Томасу Фридману, журналисту The New York Times. После ужасающего теракта, произошедшего в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, Фридман сделал серию материалов «Международные отношения», в которой рассуждал о влиянии угрозы терроризма на мировое сообщество.

За критику

В этой номинации чаще всего побеждают материалы, связанные с музыкой и литературой. Реже – с архитектурой и телевидением. Но в 2004 году пулитцеровскую премию «За критику» получил журналист Los Angeles Times Дэн Нэил за обзоры… автомобилей. В своих критических материалах Нэил сочетал технические характеристики автомобилей с оригинальным юмором и культурными наблюдениями.

За художественную фотографию

Обладателем премии в 1997 году стал российский фотожурналист Александр Земляниченко за снимок, на котором первый президент России Борис Ельцин танцует на рок-концерте в честь его предвыборной кампании.

Интересно, что Земляниченко дважды становился лауреатом Пулитцеровской премии: пятью годами ранее он получил награду за репортаж о московском путче 1991 года.

Текст: Алеся Сидненко

Сегодня Пулитцеровская премия является одной из самых известных и, как следствие, престижных мировых наград в журналистике, фотожурналистике, музыке, литературе и театральном искусстве. Она была утверждена семнадцатого августа 1903 года Джозефом Пулитцером, являвшимся известным американским издателем и журналистом, имя которого до сих пор связывают с возникновением жанра «желтой прессы».

Джозеф Пулитцер родился в апреле 1847 года в Венгрии. Эмигрировав в семнадцать лет в США, он в 1878 году скупает две известные американские газеты - «Сент Луис Диспатч» и «Сент Луис Пост», и образовывает новое периодическое издание - «Сент Луис Пост-Диспатч». Убежденный во власти прессы над человеческими умами, Пулитцер использует свое издание для публикации самых спорных и неоднозначных статей, содержащих критику по отношению к действиям властей. Вскоре его издание становится одним из самых прибыльных и влиятельных на западе США. В 1883 году он покупает New York World и превращает его в популярную газету, полную политических новостей, дополненных комиксами и иллюстрациями. На полученную от издания газет прибыль Джозеф Пулитцер создает факультет журналистики и учреждает знаменитую премию.

Традиционно Пулитцеровская премия вручается в первый понедельник мая членами Колумбийского университета США за выдающиеся заслуги в области литературы и журналистики. Размер премии для большинства номинаций составляет десять тысяч долларов. Отдельно отмечается категория «За служение обществу», победитель которой получает не только денежное вознаграждение, но и золотую медаль «За достойное служение обществу».

Всего в настоящее время существует порядка 25 различных номинаций, среди которых 14 непосредственно связаны с журналистикой. Ежегодно особым вниманием пользуются литературные премии по шести номинациям: «За художественную книгу, написанную об Америке», «За биографию или автобиографию американского автора», «За книгу по истории США», «За лучшую драму», «За стихотворение» и «За нехудожественную литературу». Согласно историческим сводкам, Пулитцеровская десять раз не присуждалась, так как жюри конкурса не смогло выявить ни одной литературной работы, достойной награждения.

История появления

Как уже было сказано ранее, Пулитцеровская премия возникла в 1903 г., когда было составлено завещание Джозефа Пулитцера. Впервые ее вручили в 1917 г. Согласно соглашению между Колумбийским университетом (под эгидой факультета журналистики которого и происходит ежегодное вручение премии) и Пулитцером, денежную часть премии составляет ежегодный доход, которые приносит Пулитцеровский фонд, образованный за счет двухмиллионного пожертвования университету. Таким образом, ежегодный денежный фонд премии составляет около 550 тысяч долларов. Кроме пожертвований самого коммерсанта, в 1970 году был создан еще один фонд, который привлекает дополнительные средства для выплаты этой престижной премии.

Число номинаций и наград с течением времени тоже только увеличивается. Так, в 1922 г. впервые появился приз за лучшую карикатуру, а в 1942 г. впервые была присуждена награда за лучшую фотографию. Чуть позже появились номинации на лучшие музыкальные композиции и театральные постановки. Кроме того, с мая 2006 года среди претендентов на получение Пулитцеровской премии рассматриваются не только бумажные, но и электронные работы.

Жюри конкурса

Пулитцеровская премия вручается советом попечителей по итогам деятельности Консультативного совета. Именно данному органу принадлежит решающий голос при определении победителей. Члены Консультативного совета разрабатывают критерии присуждения премии.

Изначально совет состоял только из тринадцати участников, однако к середине 1990 года их насчитывалось уже семнадцать человек. На сегодняшний день Пулитцеровский комитет включает 19 экспертов, среди которых есть администратор премии, пять известных издателей, один колумнист, шесть редакторов и шесть ученых.

Деятельность конкурсного комитета премии постоянно подвергается критике со стороны общественности. Ежегодно жюри получает множество обвинений в предвзятости и субъективизме при присуждении почетной награды. Однако, согласно завещанию создателя Пулитцеровской премии, изменить порядок этой процедуры невозможно.

Процесс присуждения премии

Согласно уставу премии, для получения номинации в области журналистики необходимо представить материал в бумажном виде не позднее первого февраля текущего года. Для литературных работ крайней датой считается первое июля прошлого года для книг, вышедших в свет с января по июнь; и первое ноября для книг, выпущенных с июля по декабрь.

Интересно, что номинации по журналистике могут быть заявлены от имени любого человека на протяжении всего премиального периода. Главное, чтобы предложение было снабжено копиями документов, подтверждающих право кандидата на получение премии. Что касается литературы, то Совету необходимо предоставить четыре экземпляра выдвинутой на номинацию книги для ознакомления. Похожий порядок используют при оценивании и многие литературные премии России. А вот музыкальные и драматические произведения могут номинировать на получение награды не позднее первого марта текущего года, и только при условии, что все члены жюри знакомы с их публичным исполнением.

Решения о вручении премии принимаются специально назначаемыми университетом для каждой отдельной категории членами жюри. Каждое жюри должно составить список из трех кандидатов и передать его Совету по Пулитцеровским премиям. Совет же, в свою очередь, изучает все представленные ему материалы, в том числе письменные источники, рекомендации и произведения номинантов, и после этого направляет уже свои собственные референции для одобрения в попечительский совет Колумбийского университета. Попечители получают выбор Совета и незамедлительно объявляют имена победителей, не дожидаясь проведения официальной церемонии награждения. Отметим, что ни попечители, ни члены жюри не могут повлиять на выбор Совета. Его члены принимают решение о награждении любого номинанта вне зависимости от рекомендаций жюри. При этом никто из попечителей, членов жюри или Совета не вправе участвовать в обсуждении или голосовании, если врученная ими премия затрагивает их личные интересы. Членство в Совете ограничено тремя сроками по 3 года каждый, а свободные вакансии заполняются путем закрытого голосования, в котором обязаны принять участие все действующие члены Совета.

Самые известные лауреаты Пулитцеровской премии

Со времен возникновения этой премии ее лауреатами становилось множество писателей и журналистов, среди которых были как широко известные, так и не признанные публикой авторы. Самым первым лауреатом премии стал американский журналист Герберт Байярд, который был удостоен столь престижного приза за серию статей под общим названием «Изнутри Германской империи».

В разные годы литературной премией награждались такие произведения, как «Унесенные ветром» Маргарет Митчел, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, а также роман Харпера Ли «Убить пересмешника». В то же время в большинстве своем книги, получившие Пулитцеровскую премию, никогда не входили в число бестселлеров, так же, как и получавшие награду театральные пьесы никогда не ставились на широких подмостках.

Что касается иностранных лауреатов Пулитцеровской премии, то первым таким номинантом стал российский журналист Артем Боровик со своим репортажем «Комната 19» о деятельности Института мозга. Также в апреле 2011 года премия была вручена Анне Политковской за подробную хронику войны в Чеченской республике. Еще один российский журналист - Александр Земляниченко - дважды становился лауреатом премии за свои репортажи о московском путче в 1991 году и фотографии Бориса Ельцина.

Пулитцеровская премия по литературе. Основные особенности присуждения

Как уже отмечалось ранее, лауреаты Пулитцеровской премии по литературе, в отличие победителей в остальных номинациях, не всегда являются широко известными и общепризнанными писателями. И хотя зачастую обвиняют в некомпетентности и жульничестве. Во многом это происходит от того, что ее члены неукоснительно соблюдают правила, составленные самим Джозефом Пулитцером, согласно которым данная премия, как и некоторые литературные премии России, присуждается только тем писателям, которые посвятили свои книги жизни и истории США.

Зачастую работы, которые удостаиваются награды, имеют невысокую литературную ценность, однако точно и достоверно описывают жизнь в глубинке или рассказывают, к примеру, о личных проблемах американских подростков. Именно поэтому данные литературные премии разбиты не по жанровому, а по временному принципу. Ежегодно жюри выбирает несколько работ, лучше всего описывающих настоящее и прошлое США.

Признание заслуг журналистов

Пулитцеровская премия журналистики - это самая главная и престижная награда для американских периодических изданий. Она включает множество номинаций, в которых оценивается как скорость и достоверность при освещении событий, так и личный вклад журналистов в свою работу. Интересно, что в данном случае лауреатами премии становятся не только отдельные люди, но и целые издания.

Это, пожалуй, самая предсказуемая Пулитцеровская премия. Лауреаты в данном случае всегда известны заранее, и предсказать итоги голосования не представляет особого труда. В тоже время указанная номинация считается еще и самой спокойной в части громких скандалов и обвинений. Большинство критиков сходятся во мнении, что все лауреаты данной премии получали свои награды вполне заслуженно и на законных основаниях.

Музыка и театральное искусство

В области музыки Пулитцеровская премия вручается в размере трех тысяч долларов. Она присуждается за выдающееся произведение американского композитора, созданное в любой крупной форме. Это любые оркестровые, хоровые и камерные произведения, оперы и другие композиции.

Кроме музыкальной премии существуют и специальные стипендии в размере пяти тысяч долларов, которые вручаются выдающимся выпускникам факультета журналистики, изъявившим желание специализироваться в области музыкальной, театральной, кинотелевизионной или литературной критики.

Пулитцеровские театральные премии имеют призовой фонд в размере трех тысяч долларов. Они присуждаются как маститым известным режиссерам, так и совсем молодым постановщикам, работающим над пьесами в разноплановых жанрах. Как и в случае с литературой, многие произведения, получившие признание высокого жюри, никогда не были показаны широкой публике и ни разу не ставились на Бродвее.

Награда за съемки

Пулитцеровская премия заслуженно считается одной из самых желанных для фотографа. Для многих она значит куда больше, чем простое денежное вознаграждение. Она является признанием их заслуг, ценности ежедневной работы. В то же время вокруг данной номинации до сих пор не утихают споры. Общественное мнение крайне противоречиво, и многие люди не уверены в том, нужна ли вообще эта Пулитцеровская премия. Фотографии, которым она присуждается, зачастую переходят границы обычного искусства. Большинство работ посвящены либо малоизвестным, либо уже набившим оскомину проблемам. Профессионалы выставляют на открытый показ личные драмы и разбитые судьбы людей. Поэтому большинство фотографий оставляют после просмотра тяжелый осадок.

Зачастую критике подвергаются не только работы, но и сами фотографы. Их обвиняют в том, что они снимали ужасающие события, вместо того чтобы оказать помощь попавшим в беду людям. Так, к примеру, Кэвин Картар, получивший премию за серию фотографий «Голод в Судане», где изображается ослабевшая от голода девочка и огромный кондор, дожидающийся ее смерти, покончил жизнь самоубийством спустя всего два месяца после награждения.

Лауреаты премии в 2014 году

Четырнадцатого апреля 2014 года были подведены итоги и объявлены имена обладателей очередной Пулитцеровской премии. Так, лауреатом премии по литературе стала и ее роман «Щегол», рассказывающий историю четырнадцатилетнего мальчика, скитающегося по Манхеттену после смерти своей материи. Данное произведение также стало первым в списке ста лучших книг года по данным интернет-магазина «Амазон» в конце 2013 года.

Театральную премию получила Энни Бейкер за свою пьесу «Флик», представленную в категории «Драматическое произведение». В номинации «Музыка» премии был удостоен Джон Лютер Адамс за композицию «Стать океаном».

Что касается журналистики, то в категории «Служение обществу» награда досталась изданиям «Гардиан» и «Вашингтон Пост», которые проводили расследования деятельности Агентства национальной безопасности США на основе документов, предоставленных Эдвардом Сноуденом. В номинации «Сенсационный материал» победили журналисты другого американского издания («Бостон Глоуб»), которые освещали взрывы и розыскные действия во время Лучшим международным репортажам были признаны работы журналистов Reuters, рассказывающие о гонениях мусульманских общин в Мьянме и о работорговле.

"К сожалению, ситуация, которая происходит сейчас с российско-американскими отношениями, достойна, конечно, гораздо лучшего. Видимо, и американская журналистика встроилась в этот мейнстрим. Те, кто вручают эту премию, весьма уважаемую в мире премию, они тоже в него встроились. Поэтому тут практически без комментариев, стоит только развести руками и надеяться на то, что в ближайшие годы, может быть, Пулитцеровскую премию будут давать за материалы, под которыми есть реальная основа", - сказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Он подчеркнул, что "до сих пор комиссия сената не доказала никаких фактов вмешательства России в американские выбор". "А если об этом так активно пишут, это пользуется популярностью, да еще за это дают премии - это уже, к сожалению, показывает уровень американской журналистики, на который не стоило бы равняться", - отметил он.

Кризис политической элиты

Председатель совета Фонда развития и поддержки дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий считает, что "есть какая-то очень глубокая политическая драма в самом истеблишменте США".

"На мой взгляд, эта Пулитцеровская премия отражает не столько качество журналистских материалов, сколько состояние умов в Соединенных Штатах. Умов, которые переживают какую-то очень серьезную внутреннюю драму", - отметил он.

Политолог считает, что "элита Соединенных Штатов достаточно сильно разделилась, и непонятно, когда она снова придет к сравнительному единству и куда приведет этот конфликт".

"Большая часть того, что опубликовано на эту тему, большая часть, это достаточно в высокой степени предположения. Очень много притянутых фактов, очень мало каких-то реальных вещей. Да, конечно, кто-то кого-то зафиксировал, какие-то факты есть. Но от этого до вмешательства, как до Луны", - добавил собеседник ТАСС.

Вопрос политики, а не журналистики

Журналист и телеведущий Владимир Познер отметил, что не знакомился лично с материалами, а сами газеты считает высокопрофессиональными.

"Очевидно, главный вопрос, который нас волнует, это именно обвинения, что наша страна так или иначе вмешивалась в американские выборы. То, что наше руководство... категорически отвергает это. Поэтому мы так реагируем на присуждение Пулитцеровской премии. Это вопрос политический, а не журналистский", - отметил он.