Обозначается буквой е. Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Обозначается буквой е. Что обозначают буквы е, ё, ю, я
Обозначается буквой е. Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.

Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.

В начале слова и после гласного сочетание обозначается

буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).

Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.

Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед

твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].

В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:

[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],

[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],

[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,

Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести

подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].

Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).

Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой.

Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].

Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед

мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),

[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.

После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].

Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].

Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],

[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,

отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].

Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение” :

а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)

Рисунок 1

(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).

Рисунок 2

1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

(Е.Тарлапан)

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).

Рисунок 3

– Произнесите протяжно слово воет . Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)

Рисунок 4

– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме ).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э] ).

– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного) .

– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый ).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)

Рисунок 5

– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]). Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  • Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

    – Где можно применить новые знания?

    – Что на уроке у вас хорошо получилось?

    – Над чем ещё надо поработать?

    – Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

    • 1 ступенька – пока испытываю трудности.
    • 2 ступенька – всё понятно.
    • 3 ступенька – хочу знать больше.