Классификация акционерных обществ с государственным участием. Государственное акционерное предприятие

Классификация акционерных обществ с государственным участием. Государственное акционерное предприятие
Классификация акционерных обществ с государственным участием. Государственное акционерное предприятие

Специально для портала «Перспективы»

Владимир Кондратьев

Кондратьев Владимир Борисович – доктор экономических наук, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Финансовый кризис 2008–2009 гг. заставил многие развитые страны мира увеличить долю государства в частных корпорациях. Волна частичной национализации совпала с широкомасштабной экспроприацией частной собственности в развивающихся странах - Венесуэле, Боливии, Эквадоре и Аргентине. Является ли это сигналом к возвращению государственного капитализма? И означает ли такое возвращение поворот к практике крупных неэффективных предприятий, как это утверждают критики госкапитализма?


Новая «старая» тенденция

Начавшие возникать новые государственные предприятия (state-owned enterprises - SOE) и предприятия с государственной поддержкой (state-supported enterprises – SSE), или национальные чемпионы, превратились в серьезных глобальных конкурентов. На это, в частности, обратила внимание секретарь международной организации APCAC Дебора Маккарти на последней американо-азиатской конференции, состоявшейся в Вашингтоне в марте 2012 г. Она заявила, что государственный капитализм становится новым вызовом современной экономике, используя преимущества открытых свободных рынков и в то же время закрывая ключевые сектора национальной промышленности. «Он мобилизует ресурсы государства, стимулирует создание совместных предприятий между иностранными и национальными компаниями для трансферта знаний и технологий. Он осуществляет контроль над ключевыми предприятиями и субсидирует их развитие и экспансию за рубежом» .

В последнем докладе ЮНКТАД также отмечена эта тенденция и подчеркивается, что инвестиции из развивающихся стран составляют 29% прямых глобальных инвестиционных потоков . Это подтверждается и другими источниками информации. Так, в списке 50 крупнейших глобальных компаний газеты «Times» еще в 2004 г. государственных предприятий не было вовсе, а в 2011 г. их насчитывалось уже 11. При этом они занимали по показателю капитализации 2-е (Petro China), 4-е (Industrial & Commercial Bank of China), 5-е (Petrobras, Бразилия) и 7-е (China Construction Bank) места . Мексиканская Cemex, третья в мире цементная компания, имеет больше зарубежных активов, чем Dow Chemical или Alcoa. Стоимость активов бразильской горнодобывающей компании Vale больше, чем у лидеров отрасли – таких как Roche, Anglo-American и BHP Billiton.

Рост государственных корпораций и усиление их позиций в мировых рейтингах фиксируют и другие источники, такие как «Forbes» и «Fortune». В 2005 г. число государственных компаний среди 500 крупнейших корпораций мира в списке журнала «Forbes» составляло 67; к 2011 г. оно увеличилось до 106. В 2012 г. в списке ведущих двадцати глобальных компаний этого журнала было 6 государственных корпораций, в то время как в 2008 г. – ни одной. Только за период с 2004 по 2008 г. среди 2000 глобальных компаний появилось 117 государственных предприятий из Бразилии, России, Индии и Китая. Одновременно 239 корпораций из США, Японии, Великобритании и Германии покинули этот список. Доля этих компаний в рыночной капитализации развитых стран снизилась за тот же период с 79 до 50% .

Д. Маккарти отмечает, что 13 крупнейших мировых нефтяных компаний, на которые приходится три четверти мировых запасов нефти, также являются государственными.

Однако успешные государственные корпорации можно найти практически в любой отрасли экономики. Например, China Mobile является гигантом в области мобильной связи с числом абонентов на уровне 600 млн чел. Саудовская Saudi Basic Industries Corporation – одна из наиболее прибыльных химических компаний мира. Российский Сбербанк является третьим в Европе банком по размерам рыночной капитализации. Dubai Ports – третий в мире портовый оператор. Авиакомпания Emirates обладает наиболее молодым парком авиалайнеров и растет на 20% в год. По оценке экспертов, несмотря на интенсивную приватизацию, в странах ОЭСР и после 2000 г. сохранялся государственный контроль над 62% приватизированных компаний .

Государственный капитализм может с полным основанием зачислить в свой актив наиболее успешную крупную экономику мира. В последние 30 лет ВНП Китая ежегодно возрастал на 9,5%, а объемы международной торговли – на 18%. За последнее десятилетие ВНП страны более чем утроился, достигнув 11 трлн долл. Китай опередил Японию в качестве второй экономики мира и США по объему рынка потребительских товаров. Китайское государство – крупнейший акционер 150 ведущих корпораций страны, оно руководит еще тысячами компаний. Курсом своей валюты Китай оказывает влияние на мировые финансовые рынки.

Помимо Китая и ближневосточных нефтедобывающих стран, одним из наиболее интересных приверженцев государственного капитализма является Бразилия – демократическая страна, обладающая многими чертами англо-саксонского капитализма. Она стала, можно сказать, родиной новых инструментов госкапитализма.

Большая часть современной истории Бразилии – это история государственной индустриализации. Исследование, проведенное в начале 1980-х годов, зафиксировало существование 500 государственных компаний в стране. В 1990-е годы в Бразилии была запущена программа приватизации с целью борьбы с гиперинфляцией, сокращением дефицита бюджета и повышением эффективности. Однако позднее начался обратный процесс. Государство стало закачивать финансовые средства в компании – национальные чемпионы, главным образом в сфере природных ресурсов и телекоммуникаций.

Бразилия предложила, по сути, новую модель промышленной политики: замену прямого контроля и мажоритарного владения собственностью на миноритарное владение и контроль через бразильский Банк национального развития и его инвестиционный филиал BNDESPAR.

Миноритарное владение имеет несколько преимуществ. Прежде всего, оно ограничивает возможности государства использовать компании в качестве инструмента социальной политики, поскольку частные акционеры могут заблокировать такие решения. В то же время эта модель позволяет оказывать влияние на большее число компаний. В 2009 г. стоимость всех пакетов акций предприятий, находившихся во владении BNDESPAR, составляла 53 млрд долл., или 4% стоимости фондового рынка страны. Из-за неразвитости рынков капитала бразильские компании, как правило, не горят желанием инвестировать средства в новое производительное оборудование. В этих условиях государственные холдинги обеспечивают их необходимыми средствами .

Государство старается заставить компании (в частности, Petrobras) использовать оборудование, поставляемое местными производителями. Оно также стимулирует процесс создания национальных чемпионов с помощью слияний и поглощений. Так были образованы компания BRF в пищевой промышленности (путем слияния Sadia и Perdigao), Oi в телекоммуникациях, Fibria в целлюлозно-бумажной промышленности (слиянием VCP и Arucruz).

Еще одной страной с давней практикой государственного капитализма является Южная Африка (пятый член известной группы BRICS). Огромная часть ключевых отраслей инфраструктуры этой страны (железные дороги, порты, аэропорты, выработка и передача электроэнергии, коммунальное хозяйство, радио) находится в руках государства или государственных компаний. Более того, государство – крупнейший акционер национального телекоммуникационного гиганта Telcom.

В 2002 г. здесь была создана национальная нефтяная компания Petroleum, Oil and Gas Corporation of South Africa (PetroSA), которая добывает углеводороды в стране и за рубежом, а также владеет и управляет крупнейшим в мире заводом по сжижению газа в Mossel Bay. В 2007 г. правительство Южной Африки учредило African Exploration, Mining & Finance Corporation (AEMFC) в качестве первого шага по созданию национальной горнодобывающей компании. Планируется, что компания станет ведущим производителем угля, хрома, алмазов, золота, железной руды, марганца, никеля, платины, титана и урана.

Новый тип государственного капитализма появился в Сингапуре. Ли Куан Ю, более 30 лет бывший премьер-министром и неутомимым защитником «азиатских ценностей», привлек в страну ведущие транснациональные корпорации мира и одновременно отбросил идеи свободного рынка. В результате Сингапур стал высокоразвитой страной государственного капитализма со смешанной экономикой. Государству принадлежат пакеты акций компаний, совокупный объем производства которых составляет 60% ВНП страны. Сингапур имеет одни из наиболее высоких показателей уровня жизни и ВНП на душу населения. Темпы прироста экономики за 1960–2000 гг. составили 8%, уровень безработицы – 2,2%. В 2010 г. темпы роста (около 18% в год) были здесь самыми высокими в мире. В 2011 г. Сингапур занимал второе место в мире по уровню глобальной конкурентоспособности . Подобная инновационная устойчивая форма экономики, сочетающая экономическое планирование со свободным рынком, получила название Сингапурской модели .

Даже в такой чисто рыночной стране, как Чили, крупнейший производитель меди – компания Codelco все еще принадлежит государству. В США национальный железнодорожный перевозчик Amtrak также является государственным, как и различные локальные и пригородные перевозчики. Здесь есть также государственные компании –производители электроэнергии, из которых наиболее известна Tennessee Valley Authority .

Государственный капитализм находится на марше, переполненный денежной наличностью и поощряемый кризисом на Западе. На государственные компании приходится 80% стоимости фондового рынка в Китае, 60% в России и 40% в Бразилии. Они осуществляют более трети прямых иностранных инвестиций развивающихся стран и почти 50% крупнейших сделок по слияниям и поглощениям. Четыре государственные компании – три китайские и одна японская – входят в десятку крупнейших корпораций мира по объемам оборота, в то время как европейских компаний в этом списке всего две (табл. 1).

Таблица 1. Крупнейшие компании мира в 2010 г. по объемам оборота, млрд долл.

Компания

Объем оборота

Wal-Mart (США)

Royal Dutch Shell (Голландия)

Exxon Mobil (США)

BP (Великобритания)

Sinopec Group (Китай)

China National Petroleum Corporation (Китай )

State Grid (Китай)

Toyota (Япония)

Japan Post Holdings (Япония)

Chevron (США)

Источник: Fortune 500.

Если добавить к этому суверенные инвестиционные фонды, то выявляется картина своеобразного отступления либерального капитализма. Государственный капитализм выглядит как усиливающаяся тенденция. Даже молодые экономисты в Мировом банке и других международных институтах начали дискуссию о новой промышленной политике . Ян Бремер, президент влиятельной консультационной компании Euroasia Group, утверждает, что все это – «конец свободного рынка» . Это, конечно, преувеличение. Однако невидимая рука рынка все больше уступает видимой и часто авторитарной руке государственного капитализма.

Немного истории

По публикациям популярных СМИ может возникнуть впечатление, что вмешательство государства в экономическую деятельность полностью отсутствовало на протяжении значительного периода времени. Более того, многие эксперты, наблюдающие последнюю волну национализации и государственной поддержки банков, опасаются неизбежного возвращения неэффективных государственных предприятий прошлого.

Один из наиболее распространенных мифов заключается в том, что государственное вмешательство в корпоративный сектор было следствием Великой депрессии 1930-х годов. Этот миф предполагает, что до 1929 г. и особенно до 1914 г. мир корпоративных финансов был свободен от государственного вмешательства. Но так ли это?

Еще в сентябре 1789 г. тогдашний президент США Джордж Вашингтон назначил Александра Гамильтона первым американским министром финансов. Два года спустя Гамильтон представил Конгрессу «Доклад об обрабатывающей промышленности» – свой план развития экономики страны. У Гамильтона не было времени на изучение идей Адама Смита о «невидимой руке рынка». Америке была необходима защита молодых отраслей, если она хотела увидеть их рост и развитие, с помощью тарифов.

Государственный капитализм был везде и так же давно, как сам капитализм. Англосаксы любят представлять себя вечными ортодоксальными защитниками свободного рынка от европейской и азиатской «ереси». На самом же деле любая экономика полагалась на государство для того, чтобы придать толчок своему развитию или, по крайней мере, для защиты уязвимых отраслей. Даже Великобритания, этот авангард идеологии фритредерства, создала еще в 1600 г. гигантского национального чемпиона в лице Ост-Индской компании. Государственное вмешательство в экономическую жизнь было практически повсеместным – и в викторианской Англии, и в республиканской Бразилии, и в бисмарковской Германии. В разных странах государство старалось создавать стимулы для инвесторов, покупающих ценные бумаги, от банков до железных дорог и других объектов инфраструктуры. Например, если в 1840 г. около 80% железных дорог в мире находилось в частных руках, то к 1910 г. у государства было уже 60% железнодорожной сети .

Важно и то, что государство во многих странах активно поддерживало частные компании, производящие общественно значимые товары и услуги (например, портовые сооружения, каналы, коммунальные сети и др.), с помощью гарантий. Часто государство субсидировало процентные платежи по корпоративным облигациям. Если вы были держателем таких облигаций, то получали фиксированный доход в 6% годовых независимо от состояния дел в компании.

Государство выступало в качестве страхового агента для кредиторов поддерживаемых компаний. Если же компания получала непредвиденные прибыли, оно имело право на большую их часть. Разумеется, компании, получавшие государственные гарантии, подвергались более тщательной проверке и более жестким финансовым требованиям.

Роберт Милворт, профессор экономической истории Манчестерского университета, показал в своих работах, что еще в XIX в., когда не существовало социалистических партий, муниципальные и федеральные власти в странах Западной Европы были собственниками компаний коммунальных услуг . Но особенное распространение государственная собственность на коммунальные услуги и предприятия получила в первые десятилетия ХХ в.

После Второй мировой войны вмешательство государства в экономику стало признаком цивилизованности. Европейцы создали промышленных гигантов и построили государство всеобщего благоденствия. Азиатские страны вкладывали ресурсы в своих национальных чемпионов. Эта длительная эра государственной активности оставила очень сильное наследство, несмотря на более позднюю моду на приватизацию и дерегулирование. Например, государству принадлежит: во Франции – 85% акций энергетического гиганта EDF, в Японии – 50% корпорации Japan Tobacco, в Германии – 32% Deutsche Telecom. В целом по странам ОЭСР стоимость государственных компаний достигает 2 трлн долл., в них занято 6 млн чел.

Вместо стимулирования конкуренции многие страны позволили государственным предприятиям функционировать в режиме монополий или олигополий – в те периоды, когда у этих стран наблюдалась нехватка валюты, необходимой для импорта дефицитных ресурсов (таких как уголь или черные металлы). Например, во Франции в 1950–1960-х годах рынок нефти контролировался Французской нефтяной компанией (CFP) и компанией Elf-Erap, которые на 70% принадлежали государству. В Великобритании Национальный угольный совет и компания British Gas контролировали рынок энергии вплоть до создания в 1975 г. компании British National Oil Corporation.

Развивающиеся страны в период так называемой импортозамещающей индустриализации делали акцент на установлении торговых барьеров, защищавших нарождающиеся промышленные предприятия и компании. Эти страны полагали, что внутреннее производство промышленных товаров – это путь к процветанию, а в стратегически значимых секторах экономики и отраслях, не представлявших интереса для национального бизнеса, государственные компании являются предпочтительным политическим инструментом. Компании, занимавшиеся производством стали, химических продуктов или выработкой электроэнергии, были созданы или национализированы государством.

Однако в скором времени режим государственной собственности в промышленности и торговый протекционизм стали изживать себя. Не встречая рыночной конкуренции, государственные предприятия все чаще оказывались неэффективными. Они активно использовались в качестве инструмента страхования от безработицы, нанимая персонал без производственной необходимости. Субсидии начали предоставляться без учета эффективности использования государственных средств, а коррупция стала почти повсеместным явлением. Как отмечал профессор Принстонского университета Джон Уотербери, разные страны, такие как Египет, Индия, Мексика и Турция, оказались в одной и той же яме .

Поскольку большая часть стран была вовлечена в той или иной степени в процесс экономического планирования, государство устанавливало для предприятий цели, в достижении которых у менеджмента не было особой заинтересованности. В результате предпринимательский дух постепенно иссякал. В этих условиях все чаще стали раздаваться призывы к реформам. Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер запустили по всему миру моду на приватизацию государственных отраслей, урезав государство всеобщего благоденствия.

С кризисом 2008 г., разрушившим Lehman Brothers и захлестнувшим развитые страны, триумф эры свободного рынка подошел к концу. Как пишет британский журнал «Экономист», кризис либерального капитализма еще более усугубился с появлением серьезной альтернативы: государственного капитализма, который старается создать сплав преимуществ государства с преимуществами капитализма . Никогда прежде государственный капитализм не оперировал в таких масштабах и с применением таких изощренных инструментов.

Формы современного госкапитализма

Государственный капитализм (особенно в развивающихся странах) оправдывает свой подъем стремлением компенсировать несовершенство рынка. Частные компании, напротив, видят в появлении новых государственных предприятий угрозу, поскольку, по их мнению, государство может использовать их для воздействия на рынок (например, определяя ценовую стратегию или предоставляя им привилегированный доступ к ресурсам, недоступным для частных компаний). Саммит руководителей некоторых ведущих глобальных компаний, организованный Гарвардской школой бизнеса, назвал государственный капитализм и государственную поддержку национальных чемпионов (частных или государственных) одной из наиболее существенных угроз рыночному капитализму .

На самом деле мы очень мало знаем о новых формах государственного вмешательства в экономику. Более того, отсутствуют концептуальные подходы к изучению современного государственного капитализма и его разнообразных видов.

В широком смысле под государственным капитализмом понимается влияние государства на экономику как в форме владения мажоритарными или миноритарными пакетами акций компаний, так и в форме предоставления субсидированных кредитов или иной поддержки частных компаний. Однако очевидно, что госкапитализм, преобладающий в XXI в., существенно отличается от такового второй половины XX в.

Раньше вмешательство государства в дела предприятий принимало формы командной экономики и прямого перераспределения стратегических ресурсов. Сейчас, как это ни парадоксально, приватизация и либерализация 1980–1990-х годов помогли создать новые гибридные разновидности капитализма, когда государство оказывает влияние на инвестиционные решения частных компаний, владея в них миноритарным капиталом.

Удельный вес компаний, находящихся под контролем государства, в период с 1996 по 2000 г. в странах ОЭСР практически не снизился . В исследованиях отмечается значительная роль тех госкомпаний, где государству принадлежат миноритарный или мажоритарный пакеты акций. Во Франции и в Италии на долю таких компаний приходится до 25% ВНП, в Дании и Финляндии – 35–37%, в Германии – 54%, в Польше – 58% (табл. 2).

Таблица 2. Роль государственных предприятий с мажоритарным и миноритарным участием государства в экономике страны

Источник : OECD, Corporate Governance of State-Owned Enterprises: A Survey of OECD Countries. OECD , Paris 2005.

Не менее значима роль государственных предприятий в развивающихся странах (табл. 3).

Таблица 3. Роль государственных предприятий в экономике ряда развивающихся стран

Страна

Число компаний с мажоритарным участием государства

Число компаний с миноритарным участием государства

Доля государственных предприятий в экономике, % к ВНП

Доля государственных предприятий в капитализации, %

Бразилия

Сингапур

Источник : Aldo Musacchio, Sergio G. Lazzarini. Liviathan in Business: Varieties of State Capitalism and their Implications for Economic Performance. Boston, Massachusetts , May 2012.

Из таблицы видно, что доля государственных компаний в экономике составляет от 12% в Сингапуре до 30% в Бразилии и 34% во Вьетнаме. При этом позиции России по этому показателю (20%) далеко не ведущие.

Экономисты обычно сопоставляют государственный капитализм либо с либеральной рыночной экономикой, либо со свободным рынком в целом. Так, Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises), один из наиболее влиятельных представителей австрийской школы экономистов, приравнивал государственный капитализм к социализму и даже «плановой экономике» . Мюррей Ротбард (Murray Rothbard), центральная фигура американского либерального движения, отмечал: «Различие между капитализмом свободного рынка и государственным капитализмом – это различие между, с одной стороны, мирным добровольным обменом и, с другой стороны, насильственной экспроприацией» .

Первым, кто попытался заложить основы концептуального подхода к пониманию различных форм вовлечения государства в современную экономику, стал Ян Бреммер. Он отделил государственный капитализм как от командной экономики с ее планированием и государственным перераспределением ресурсов, так и от экономики свободного рынка с минимальным государственным вмешательством. Государственный капитализм, по Бреммеру, – это система, в которой «государство применяет различные формы государственных предприятий для управления процессом использования ресурсов, а также для создания большого числа новых рабочих мест. Государство помогает частным компаниям занять доминирующие позиции в определенных секторах экономики. Оно использует т.н. суверенные фонды для инвестирования излишней наличности и получения максимальной прибыли» .

Однако и Бреммер противопоставляет государственный капитализм идеализированной форме либерального капитализма, в которой государство не вмешивается в текущую деятельность корпораций или перераспределение ресурсов.

Современные государственные предприятия можно разделить на два больших разряда (табл. 4).

Таблица 4. Формы государственного капитализма

К первому разряду, который близок к традиционному представлению о государственном капитализме, относятся предприятия и компании, в которых государство выступает в качестве мажоритарного собственника и управленца. Государственные компании рассматриваются в качестве предприятий, поскольку должны эффективно производить и продавать товары и услуги. Этим они отличаются от других государственных образований, призванных предоставлять общественные услуги (суды, национальные системы здравоохранения и др.), которые часто не имеют корпоративных форм и напрямую зависят от распоряжений государства.

В компаниях с мажоритарным владением государство обычно осуществляет свой контроль, назначая менеджеров и совет директоров. В некоторых компаниях в качестве президентов работают представители соответствующих министерств.

Как видно из таблиц 2 и 3, во многих развитых и развивающихся странах государство напрямую контролирует большое число компаний. Конечно, ядром государственного сектора являются национальные нефтяные компании: на 13 из них приходится три четверти мировых запасов нефти и газа (рис. 1). Они либо полностью принадлежат государству (например, Aramco в Саудовской Аравии или Pemex в Мексике), либо находятся под его контролем (ENI в Италии, Statoil в Норвегии, Sinopec в Китае, Petrobras в Бразилии). Акции компаний, которые находятся под контролем государства, но не являются его полной собственностью, как правило, котируются на фондовых биржах.

Рис. 1. Доказанные запасы нефти и газа у ведущих компаний мира, млрд барр. в нефтяном эквиваленте, 2010 г.

Источник: The Economist .

Нужно отметить, что государственные нефтяные компании тоже меняют свой облик. Например, саудовская корпорация Aramco, контролирующая более 10% мировых нефтегазовых запасов, управляется так же эффективно, как и компании частного сектора, такие как ExxonMobil. Государство сократило персонал компании, пригласило профессиональных менеджеров, отдало на субподряд вспомогательные и сервисные операции и заключило альянсы с международными компаниями .

Национальные нефтяные компании больше «не сидят дома», они все активнее действуют за рубежом, чтобы закрепить за собой поставки энергии и сформировать альянсы со специалистами частного сектора с целью получения доступа к новым идеям, экспертизам и технологиям. Так, Газпром покупает нефтегазовые активы в Восточной Европе и Азии. В 2008 г. он приобрел 51% акций Naftna Industrija Srbije – сербского энергетического гиганта. Китайские нефтяные компании заключают сделки в Африке: в 2006 г. Sinopec купила гигантское ангольское нефтяное месторождение за 700 млн долл.

Государство также использует пирамидальные структуры собственности или государственные холдинговые компании для управления своим пакетом в большом числе других компаний. В Китае так называемая Комиссия по надзору и администрированию активов (SASAC) функционирует как холдинговая компания, осуществляющая контроль над самостоятельными и холдинговыми компаниями числом более 100. В ОАЭ подконтрольные государству компании находятся под «зонтиком» двух крупных холдинговых компаний – Dubai World и Investment Corporation of Dubai. Кроме того, этим холдинговым структурам принадлежат также и суверенные фонды страны – Istithmar World и Dubai International Capital.

Государство может оказывать влияние на экономику предприятий и косвенным образом, в качестве миноритарного собственника или кредитора частных компаний. В последнее время все более распространяется именно миноритарное участие государства в корпорациях. Существует несколько каналов, по которым государство осуществляет миноритарный контроль: владея акциями в частично приватизированных компаниях, владея миноритарными пакетами в государственных холдинговых компаниях, предоставляя займы и владея акциями через государственные банки и банки развития, через суверенные фонды и другие государственные фонды.

Частично приватизированные компании (PPF) возникают в результате программы приватизации, когда государство старается сохранить приватизированные компании в качестве национальных чемпионов, находящихся под влиянием государственной промышленной политики. Государство может владеть в таких компаниях так называемыми золотыми акциями, что гарантирует право вето на определенные инвестиционные решения. Частично приватизированные компании встречаются также в случаях, когда государство помогает совершать сделки по поглощениям и слияниям с помощью государственного пакета акций или конвертировать ранее выданные займы в миноритарные пакеты акций для поддержания убыточных частных компаний.

Государственный капитализм охватывает и большое число компаний формально частных, но получающих, прямо или косвенно, огромную поддержку от государства. Это характерно, например, для сектора информационных технологий Китая. Так, китайская Lenovo считает себя частной компанией. Однако Китайская академия наук предоставила ей в свое время стартовый капитал (и до сих пор владеет в ней крупным пакетом акций), а государство постоянно оказывает помощь (в частности, в 2004 г. помогло приобрести дивизион персональных компьютеров компании IBM за 1,25 млрд долл.).

Бразильская Vale тоже считается частной компанией, однако государство рассматривает ее в качестве национального чемпиона и, владея золотыми акциями, вынудило уйти в отставку ее президента Роджера Агнелли за несогласие со стратегическими установками государства.

Длинный список национальных чемпионов, находящихся в тени государства, включает в себя китайскую автомобильную корпорацию Geely, телекоммуникационную Huawey, производителя потребительских товаров длительного пользования Haier и т.д.

Кроме того, государство создает «пирамидальные» холдинговые компании для управления миноритарными пакетами компаний различных секторов экономики. В развивающихся странах типичными примерами таких холдингов служат малайзийская Khazanach Nasional Berhard и китайская SASAC. В Малайзии под крышей Khazanach National Berhard в 2010 г. были сосредоточены акции 52 компаний, из них в 26 случаях – миноритарные пакеты в финансовой сфере, на транспорте и в коммунальном хозяйстве .

Поскольку государственные банки и банки развития широко используются в качестве источников долгосрочного капитала для частных компаний, нет ничего удивительного, что они принимают участие в управлении этими компаниями. Хотя либерализация и приватизация 1990-х годов привела к сокращению масштабов деятельности банков развития, во многих странах они не только сохранились, но и интенсифицировали активность. В 2011 г., по ряду оценок, в мире насчитывалось 288 банков развития, главным образом в Южной и Восточной Азии (30% всех банков), Африке (25%) и странах Латинской Америки (18%) (табл. 5). С наступлением кризиса 2008 г. даже в США стали раздаваться призывы к созданию банка развития для поддержки и финансирования крупных инфраструктурных проектов .

Таблица 5. Численность банков развития в мире в 2011 г.

Агентства развития

Общие банки развития (В)

Специальные банки развития (С)

Коммерческие банки, финансирующие проекты развития (D )

Всего по региону (E)

Северная Америка

Южная и Восточная Азия

Латинская Америка

Средний Восток

Источник : S. Lazzarini, A. Musacchio, R. Bandeira-de-Mello and R. Marcon. What do development banks do? Insper Working Paper , 2012.

Справка.

Агентства развития включают в себя инвестиционные агентства и центры подготовки, предоставляющие техническую поддержку определенным секторам экономики (но не займы).

Общие банки развития специализируются на предоставлении займов или инвестиций промышленным и инфраструктурным компаниям. Они также предоставляют гарантии получения такими компаниями частного финансирования. Они могут быть межрегиональными, как Inter - American Development Bank , или национальными, как Korea Development Bank .

Специальные банки развития являются финансовыми институтами, предоставляющими кредиты сельскому хозяйству, малым и средним предприятиям или населению для покупки жилья – в тех случаях, если нет возможности приобретения ипотечных кредитов у обычных коммерческих банков. Эта категория включает сельскохозяйственные банки (такие как египетский The Principle Bank for Development and Agricultural Credit или филлипинский The Land Bank ) и банки с более широкими целями, как National Housing Bank в Индии.

В группу D включаются обычные коммерческие банки, имеющие в своем портфеле капиталы для финансирования специфических секторов экономики по рекомендациям государства.

Например, Бразильский банк развития (BNDES) действует не только как кредитор, но и как миноритарный акционер ряда компаний через свое частное специализированное инвестиционное отделение BNDESPAR. Роль Бразильского банка развития как инструмента государственного влияния совместно с локальными государственными инвесторами (такими как пенсионные фонды государственных предприятий) хорошо иллюстрируется компанией Vale – третьей по величине горнодобывающей корпорацией в мире. Когда в 2009 г. президент Луис де Сильва публично заставил компанию Vale инвестировать в местные металлургические мощности и покупать суда бразильского производства, частные инвесторы стали сопротивляться. Компания Vale была частично приватизирована в 1997 г., однако Бразильский банк развития и государственные пенсионные фонды сохранили за собой миноритарные пакеты акций, которые в совокупности составляли более 50% контрольного пакета. После публичных дебатов и общественной критики частные акционеры компании вынуждены были уступить давлению государства, а главный «оппозиционер», президент компании Роджер Агнелли, был уволен советом директоров.

Государственный капитализм – это не только коммерческие компании. Это и огромные капитальные ресурсы, которыми управляют суверенные фонды благосостояния (SWF).Такие фонды впервые появились всего лишь десять лет назад у нефтедобывающих стран и Сингапура. В настоящее время они являются крупнейшими объединениями капиталов. Норвежский Government Pension Fond контролирует 430 млрд долл. активов, Abu Dhabi Investment Authority – 400 млрд долл., китайская China Investment Corporation – 330 млрд долл. (табл. 6). Всего под управлением суверенных фондов находятся около 5 трлн. долл., а к концу десятилетия эта цифра может возрасти до 10 трлн. долл.

Суверенные фонды делятся на две группы: фонды сбережений, занимающиеся поиском эффективных инструментов для инвестиций, и фонды развития. Например, китайская China Investment Corporation делает акцент на поиске оптимального портфеля финансовых активов, в то время как фонд Abu Dhabi Investment Authority заинтересован в финансировании регионального экономического развития, чтобы заранее подготовиться к моменту, когда иссякнут запасы нефти. В 2008 г. Abu Dhabi Investment Authority создал специальный фонд, специализирующийся на инвестициях в высокотехнологичные компании как внутри страны, так и за рубежом. Первой крупной акцией нового фонда был альянс с американской компанией Advanced Micro Device с целью создания крупнейшего производителя полупроводников – GLOBALFOUNDRIES.

Финансовый кризис 2007–2008 гг. резко усилил позиции второй группы фондов. Китайская China Investment Corporation вдруг обнаружила, что все ее вложения в американские инвестиционные банки превратились в прах. Суверенные фонды нефтедобывающих стран значительно увеличили инвестиции в исследования и разработки. Фонды Кувейта, Катара, Китая, Казахстана и Ирландии усилили поддержку отечественных финансовых институтов. Почти все фонды стали принимать более активное участие в управлении компаниями, акциями которых они владеют через членство в совете директоров .

По мнению экспертов, развитие суверенных фондов развивающихся стран неизбежно изменит глобальную финансовую систему и ускорит переход от модели двух мировых центров – Нью Йорка и Лондона к модели множественных связанных между собой центров . Суверенные фонды теперь предпочитают иметь дело непосредственно друг с другом, а не с посредниками из развитых стран. В 2009 г. China Investment Сorporation и Qatar Investment Authority подписали соглашение о создании совместного предприятия. В 2010 г. консорциум из девяти фондов, включая Государственную инвестиционную корпорацию Сингапура, China Investment Corporation и Abu Dhabi Investment Council, вложил 1,8 млрд долл. в бразильский инвестиционный банк BTG Pactual, который отпочковался от швейцарского банка UBS.

С быстрым развитием и распространением суверенных инвестиционных фондов,в качестве альтернативного инструмента высокодоходного вложения государственных сбережений, миноритарные пакеты акций в публичных компаниях все чаще стали выступать объектами таких фондов. Большая часть инвестиций таких фондов предназначена для вложений в иностранные активы. Однако некоторые фонды вкладывают средства в компании своих стран. Так, Китайская инвестиционная корпорация покупает миноритарные пакеты акций китайских же компаний и банков. Сингапурский фонд Temasek инвестирует более 30% своего капитала в местные компании, такие как Singapore Technologies Telemedia, Singapore Communications, Singapore Power, Singapore Airlines и другие . Суверенный инвестиционный фонд из Абу-Даби Mubadala активно вкладывается в крупные проекты развития энергетики, телекоммуникаций, здравоохранения и других секторов .

Представление о крупнейших суверенных инвестиционных фондах мира дает табл. 6.

Таблица 6. Крупнейшие суверенные инвестиционные фонды мира по объему активов, находящихся под их управлением в 2010 г., млрд долл.

Источник : A. Musacchio and E. Stayov. Sovereign wealth funds: barbarians at the gar or white knights of globalization?, Harvard Business School note No 9-712-022, 2011.

Роль прочих государственных фондов (пенсионных, страховых и т.п.) также весьма значительна в современной экономике. Так, в Индии государственная Корпорация страхования жизни (LIC) играет роль крупнейшей холдинговой компании. Она является активным инвестором на фондовом рынке с объемом вложений на уровне 50 млрд долл. (в 2011 г.). Государство контролирует LIC и избирает ее совет директоров, а также назначает команду менеджеров. Оно часто заставляет компанию инвестировать в акции государственных предприятий, особенно в тех случаях, когда спрос на ценные бумаги этих предприятий при первичных IPO недостаточно высок. В 2011 г. с помощью LIC государство вложило капиталы в 25 компаний в виде миноритарных пакетов акций, что составило 4% общей капитализации страны. По состоянию на апрель 2012 г. в процессе частичной приватизации LIC купила акции таких индийских компаний, как NPC, NMDC, SJVN, Engineers India, Power Grid Corporation, Shipping Corporation of India, PTC India Financial Services, ONGC .

В Бразилии пенсионные фонды государственных предприятий имеют миноритарные пакеты акций в ряде публичных компаний и часто выступают в роли активных инвесторов, влияющих на стратегию этих компаний и даже инициирующих процессы слияния.

Приведенные примеры доказывают существование самых разнообразных форм государственного капитализма в современной экономике. Государство может участвовать в коалиции собственников с целью оказания влияния на поведение компаний или перераспределять займы и акции с условием выполнения компаниями определенных государственных задач .

Транснационализация государственного капитализма

Последнее исследование ЮНКТАД отмечает тенденцию активной транснационализации государственных предприятий, которые становятся существенным элементом глобальных потоков прямых инвестиций.

Согласно ЮНКТАД, транснациональные государственные предприятия определяются как компании, имеющие материнское предприятие и ее зарубежные филиалы, в которых государство имеет контрольный интерес (полный, мажоритарный или значительный миноритарный), независимо от того, имеет ли предприятие листинг на фондовой бирже или нет. Государственным контролем считается владение государством 10 и более процентами голосующих акций предприятия или участие в нем в качестве крупнейшего акционера . При этом государство может выступать в национальных, региональных, провинциальных и муниципальных формах.

В 2010 г. в мире было зафиксировано 650 государственных транснациональных компаний, насчитывающих 8500 зарубежных филиалов. 19 из них входят в список 100 крупнейших транснациональнх корпораций мира. Крупнейшие 15 государственных ТНК – известные и хорошо узнаваемые бренды (табл. 7).


Таблица 7. Крупнейшие государственные ТНК в 2009 г.

Корпорации

Страна

Доля государства, %

Отрасль

Общий объем продаж, млрд долл.

Объем продаж зарубежных филиалов, млрд долл.

Общие активы, млрд долл.

Зарубежные активы, млрд долл.

Общая численность занятых, тыс. чел.

Численность занятых в зарубежных филиалах, тыс. чел.

Уровень транснационализации, %

China National Petroleum Corporation

Нефтедобыча

Volkswagen Group

Германия

Автомобильная

Нефтедобыча

Petroleo Brasileiro SA

Бразилия

Нефтедобыча

General Motors Co

Автомобильная

Энерго-, газо- и водоснабжение

Deutsche Telekom AG

Германия

Телекоммуникации

Энерго-, газо- и водоснабжение

Petroleos de Venezuela SA

Венесуэла

Нефтедобыча

Норвегия

Нефтедобыча

Нефтедобыча

Deutsche Post AG

Германия

Телекоммуникации

Малайзия

Нефтедобыча

Авиастроение

Veolia Environment

Энерго-, газо- и водоснабжение

Автомобильная

Конгломерат

China Ocean Shipping Company

Транспорт

Энерго-, газо- и водоснабжение

Машиностроение

Бразилия

5,5 (12 золотых акций)

Горнодобывающая

Металлургия и металлообработка

Телекоммуникации

Singapore Telecommunications

Сингапур

Телекоммуникации

Телекоммуникации

Телекоммуникации

Abu Dhabi National Energy

Энерго-, газо- и водоснабжение

Источник: UNCTAD .

Государственный контроль в таких компаниях различен – от полного владения до существенного влияния. Примерно 44% государственных транснациональных корпораций имеют государство в качестве мажоритарного акционера (рис 2).

Рис. 2. Доля государства в государственных компаниях в 2011 г., %

Источник: UNCTAD .

В 42% компаний государство владеет менее 50% акций, из них в 10% оно имеет долю 10% и менее. В таких компаниях государство является крупнейшим миноритарным акционером или владеет золотыми акциями, оказывая решающее влияние на состав совета директоров и менеджмент предприятия.

Географически 56% государственных предприятий сосредоточено в развивающихся странах (табл. 8).

Таблица 8. Распределение государственных транснациональных корпораций по странам и регионам

Страна

Число компаний

Доля, %

Развитые страны в целом

в том числе:

Норвегия

Финляндия

Германия

Швейцария

Развивающиеся страны

в том числе:

Южная Африка

Малайзия

Сингапур

Бразилия

Всего в мире

Главная > Документ

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на-учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти-мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель-скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу-дарства на управление можно выделить три группы акционерных об-ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при-надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ-ственным пакетом акций, не являющимся контрольным. Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион-но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи-вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ-ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест-венную ответственность, что создает возможность обращения имуще-ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно-сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек-тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Государство-акционер непосредственно не управляет производст-вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред-ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор-ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы-пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо-собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается. Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха-низм взаимоотношений между государственными органами и орга-нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи-талом, где государство выступает в качестве единственного акционе-ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об-щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин-цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио-нерного общества с государственными органами, сводится к разум-ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых государ-ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред-ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос-новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко-личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко-номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра-няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об-щества. Существуют производства, перевод которых в частные акционер-ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под-вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ-ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает. Управление акционерными обществами с государственным кон-трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста-вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль-шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста-вителям государства приходится считаться с мнением других акцио-неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций. Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про-сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви-тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия-ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего па-кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от-личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе-ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.Кадры руководителей в акционерных обществах До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управ-ления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, раз-мещение и размеры предприятий, планирование численности работ-ников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений. Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера - о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных ха-рактеристиках, о показателях качества и надежности. Государствен-ная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, ко-эффициенты использования материалов, организационную структу-ру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе свое-го должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие по-лучать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льгот-ных условий финансирования и снабжения и т. п. Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономичес-кой реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самосто-ятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления исполь-зования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические реше-ния, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использо-вать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавли-ваемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кад-ров руководителей акционерных обществ должны произойти корен-ные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социаль-но-экономических отношений. Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессио-нально - квалификационными характеристиками. Важнейшими со-ставляющими этой структуры в современных условиях являются:

    руководители низшего звена, обладающие необходимыми знани-ями и опытом непосредственного управления производством и пер-соналом; руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыка-ми, необходимыми для линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, фи-лиалами) и функционального руководства (в области финансов, мар-кетинга, права); руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководст-ва и управления процессом принятия решений; особый корпус руководителей, способных осуществлять функ-ции внешних управляющих при проведении процедур санации и бан-кротства.
На данном этапе российских реформ наиболее актуальной явля-ется проблема повышения квалификации руководителей высшего зве-на. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специ-альных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавате-лей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содер-жанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйст-венной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работни-ков и т. д. Распространению опыта управления акционерными обще-ствами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложив-шийся опыт реформирования многих предприятий. Принципиально важно формировать у высших управленцев по-зитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и со-ответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус ру-ководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при сме-не руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подго-товки специалистов.

Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность. Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой - как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм. Процесс формирования государственной собственности осуще-ствляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала. Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п. Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци-ально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изме-няются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно - государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики. Государственные предприятия являются инструментом проведе-ния политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре-бителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д. Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использован-ных государственных ресурсов. В индустриально развитых странах в последние десятилетия преж-ние способы централизованной государственной политики с широ-ким государственным вмешательством в экономику, значительной го-сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос-ти были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю-щей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, изби-рательную помощь ограниченной группе отраслей высоких техноло-гий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимо-стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра-тивные цели, повышения эффективности и стимулирования конку-рентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку пра-вительства, удешевления государственного управления за счет сокра-щения изживших себя административных структур, формирования ка-чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб-ления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стра-не, зависят от сложившихся моделей управления экономикой. Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой ка-питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо-проводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координи-руя приватизационный процесс. Как правило, приватизация госу-дарственной собственности включает несколько этапов: 1) опреде-ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри-ятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск по-тенциальных покупателей акций, продажа акций. Часто государство предпочитает реализовывать на рынке неболь-шой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение кон-трольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществ-лять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па-кет акций, получает возможность увеличить капитал без потери кон-троля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случа-ев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу-ществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватиза-ция осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдель-ными покупателями. В ряде стран государство берет на себя финансирование строи-тельства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те от-расли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высоко-технологичных отраслей - атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти от-расли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част-ным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными за-казами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч-ные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений. В современных условиях определенной модификации подверга-ется государственное программирование как метод воздействия государ-ства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен-ные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по-крывались за счет средств от успешной предпринимательской деятель-ности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействован-ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото-рые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм-мы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собст-венности, имеют общегосударственное значение, так или иначе ока-зывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия ме-стного подчинения главным образом представлены сферой комму-нальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др. Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке-том акций, владельцем которого выступает та или иная сторона. Принципиальное значение имеет проблема разграничения объек-тов федеральной и региональной собственности и механизмов управ-ления государственной собственностью на разных уровнях. Предпри-ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ-ектов частной собственности федеральным правительством. Соответ-ственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государствен-ного управления или же его деятельность подлежит косвенному регу-лированию.
  1. Николо Макиавелли. Государь (1)

    Литература

    Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные

  2. Виртуальные Социальные Сети основные понятия 9 Введение в теорию социальных сетей 10 Классические и онлайновые социальные сети 10 Структура, типы и параметры сетей 12 закон

    Закон

    Вашему вниманию предлагается исследование возможностей социально-ориентированных сетевых технологий для развития гражданского общества и его модернизации.

  3. Электронные библиотеки и их роль в профессиональной деятельности учителя

    Документ

    Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда

Помимо рассмотренных выше классификаций также следует ос­тановиться на делении капитала на государственный и частный. Од­нако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифи­цируются как частные.

Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвести­ции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не толь­ко займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые прави­тельствами, но и аналогичные потоки по линии международных ор­ганизаций - МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «офици­альной помощи развитию».

В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развиваю­щихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%

1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне -11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.

Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассмат­риваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, до­ля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %

Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и тем­пами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппи­ровать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031-9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля част­ных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высоки­ми темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и сред­ними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составля­ют 8,4 и 9,9%.



В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций прихо­дилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: про­изошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.

В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложе­ния, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напро­тив, государственные капиталы имеют более длительный срок оку­паемости, так как вкладываются главным образом в инфраструкту­ру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдает­ся рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кре­диты на строительство дорог, портов, электростанций, телекомму­никационных систем.

В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накоплен­ных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффек­тивными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.

минимальными.

Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых ино­странных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капита­лов.

Государство использует следующие меры регулирования :

Методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхо­вание и гарантирование кредитов;

Нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание техни­ческой помощи.

Важным практическим документом по регулированию ино­странных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

§ недискриминационный подход к странам-донорам;

§ национальный режим для иностранных инвесторов;

§ сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

§ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

§ обеспечение регистрации и конвертируемости;

§ устранение барьеров при вывозе капитала;

§ избежание двойного налогообложения;

§ соблюдение иностранными инвесторами наравне с собствен­ным национальным законодательством законов, администра­тивных правил и положений страны-реципиента;

§ разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестицион­ного проекта;

§ разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества

извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.


Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо подругам экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Смотрите также:

Процессуальная теория правовой природы третейского суда... в решении всех вопросов организации и деятельности третейского суда на базе гражданского права. ...
.htm

Государственное акционерное предприятие берет свои истоки еще с момента становления первого акционерного общества. В 1555г. было организовано первое акционерное общество Лондонскими деятелями. Важными функциями этого общества было заключение взаимовыгодных торговых сделок и ведение внешнеэкономической деятельности между Англией и Россией. При Петре 1 в 1757 году было организовано первое Российское акционерное общество, организованное за счет долей капитала своих инвесторов.

На сегодняшний момент, суть формирования такого общества осталась такой же. Регламентируется работа Акционерных обществ Законом об Акционерных обществах, который четко распределяет функции участников общества: исполнительных органов, общего собрания и совета директоров. Подразделяются общества на и закрытое, отличительной особенностью которых является открытостью или закрытостью в проведении продажи акций и информирования о деятельности предприятия массовому кругу лиц или ограниченному. Согласно поправке в Законе от 2014 года, Открытые акционерные общества называются Публичными акционерными обществами, а Закрытые – Непубличными акционерными обществами.

Что такое Государственное акционерное предприятие

Это организация, фирма, общество, компания, использующие в своей деятельности, направленной на извлечение прибыли, Государства и своих акционеров. Отличительной особенностью такого предприятия является то, что этой организационно - правовой формы принадлежит Государству и назначаются на управление предприятие руководители, выбранные государственными органами. В нашем случае можно назвать такое предприятие Акционерным обществом с государственным участием.

Очень часто можно услышать в обиходе про унитарные государственные предприятия, что же входит в это понятие? Слово унитарное означает имущество, используемое без права собственности. Значит, полностью унитарные предприятия занимаются такой же деятельностью, что и другие, но пользуются не своим имуществом, ответственность за которое закрепляется за всеми участниками предприятия. И разновидности унитарных предприятий тоже есть: муниципальные предприятия, государственные, федеральные государственные. При этом унитарные предприятия принято считать менее открытыми публике для анализа, чем акционерные общества, т.к. деятельность последних четко регламентирована.

Особенности государственного предприятия

У таких предприятий есть свои положительные стороны и недостатки. Важной положительной особенностью является то, что Государство спонсирует их деятельность, что дает значительное преимущество перед частными фирмами, выполняющими похожую работу или совершающую такую же сделку. Такое преимущество позволяет выполнить крупный , т.к. пользуется большим доверием, рейтингом перед заказчиком. А также такие предприятия имеют возможность получения больших кредитов, полагаясь на покровительство крупного спонсора – Государства. Из всего этого можно сделать вывод, что такие предприятия занимаются крупнейшими заказами и работами, и мелким предпринимателям нет смысла конкурировать с такими гигантами как Государственные акционерные предприятия. Последние занимают большую территорию, если это цех или производство, имеют большую численность персонала, эти предприятия имеют полное право называться сверхкрупными предприятиями.

Но даже у таких, можно сказать, монополистов, есть свои недостатки:

Во-первых, в связи с тем, что Уставный капитал не может быть разделен между участниками предприятия, отсутствует возможность притока новых денежных потоков и инвестиций, чтобы постоянно обеспечивать свою способностью выпуска актуальной продукции. Таким образом, в случае кризиса, такие предприятия получают меньше финансирования для поддержания нормальной и успешной работы. Отсюда и возможные последствия – снижение конкурентоспособности, снижение производительности, сокращение рабочих мест и т.д. И не стоит забывать, что иногда такие крупные работодатели обеспечивают жизнеспособностью небольших городов и в случае уменьшения объемов работы предприятия ведут по цепочке к другим кризисным последствиям, которые могут распространиться на большие территории, безработицу и т.д.

Во-вторых, не стоит забывать и о целях исполнительных органах в данном предприятии, их целях с собственниками имущества предприятия. Конечно, у собственников основная цель это извлечение прибыли, приобретение больших благ от финансирования и предоставления права пользования имуществом собственника. При этом целью у наемных сотрудников и трудящегося общества этого предприятия заключаются в простом выполнении своей работы без повышенных норм и стремлений, получения заработной платы, решении социальных вопросов и задач, а также получения гарантий от работодателя. Все эти факторы противоречат двум значимым силам: собственника и трудового народа и важной задачей в таком случае является предпринять меры для успешной мотивации, которая поможет и в приумножении собственности для реального «хозяина». И конечно это можно сделать с помощью сильных руководителей с отличными организационными способностями с четко структурированной моделью административно - командной системы.

Какое государственное акционерное предприятие эффективнее

Однако не стоит забывать, что все описанные недостатки сразу же могут исчезнуть в процессе приватизации унитарного предприятия и преобразования в акционерное предприятие. Ведь возможностей у акционерных предприятий гораздо шире, потому что, собственниками капитала являются акционеры и соответственно управлять таким обществом гораздо проще, т.к. есть четкая мотивация в достижении цели и предполагаемый кризис уже гораздо меньше влияет на деятельность такой компании. Тем более, что такое акционерное предприятие может быть с контролирующим органом - государством на 100%, а может быть и на 51%, с контрольным пакетом акций.

Разберемся с первым вариантом акционерного предприятия. Такое предприятие не может управляться акционером, а может только наставлять, ориентировать на результат, оценивать и контролировать. Эффективность предприятия со 100% участием государства будет оцениваться только от успешности работы руководящего состава предприятия. Но здесь же возникают и большие риски, никакой гарантии точной успешности не может быть.

Дело с государственными акционерными предприятиями с контрольным пакетом акций обстоит совершенно по-другому. Такое предприятие можно назвать смешанным типом акционерного общества. И в таком случае решается множество проблем, которые описывались ранее. Даже взять проблему инвестирования, теперь она решена сама собой, могут спокойно прибавляться к действующему капиталу со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Также, автоматически решается проблема контроля государства и управленческой деятельности руководителей, в этом случае нет рисков в успешности, теперь все зависит от обеих сторон предприятия. Теперь государственный деятель может не только контролировать работы предприятия, но и прогнозирует, оценивает деятельностью компании, разрабатывает стратегию и политику управления, и основные принципы работы, теперь государственным деятель полноправный член управления акционерным обществом.

Подытоживая тему о государственных акционерных предприятиях, необходимо увидеть их роль в экономике страны. Оно из важнейших направлений этих предприятий с глобальной точки зрения – это управление рисками, усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и эффективным использованием федерального имущества, а также достижением установленных целей и задач управления. Это может быть обеспечено с помощью следующих мероприятий:

  • построение карт рисков, т.е. внедрение автоматических ролей, внедрения принципа ключевых процессов,
  • внешнего контроля – четкий механизм контролирующих органов ревизоров и аудиторов,
  • системы долгосрочного планирования,
  • системы внутреннего контроля - формирование четких принципов контроля, а также координации между органами контроля.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш